Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор основных выводов из судебной практики за 2019 год в области электроснабжения

22 января 2020

Обзор основных выводов из судебной практики высших судов Российской Федерации за 2019 год в области электроснабжения

  • По общему правилу у территориальной сетевой организации не возникает право требоватьоплаты услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки, которые небыли учтены при принятии тарифного решенияна текущий периодрегулирования для данной ТСО(определение ВС РФ от 09.01.2019 № 307-ЭС18-21698,от 11.02.2019 № 302-ЭС18-24807, от 01.07.2019 № 305-ЭС19-9041).
  • «Зеркальный» принцип выбора варианта тарифа в отношениях «потребитель ‒ гарантирующий поставщик» и «гарантирующий поставщик ‒ сетевая организация» свидетельствует о том, что нарушение гарантирующим поставщиком установленного в пункте 81 Основ ценообразования № 1178 пятидневного срока информирования сетевой организации о выборе потребителем варианта тарифа не может повлечь изменение объема обязательств гарантирующего поставщика и потребителя, надлежащим образом исполнившего обязанность по уведомлению о выбранном тарифе, и не свидетельствует о наличии у сетевой организации негативных последствий(определение ВС РФ от 09.01.2019 № 301-ЭС18-22075).
  • Законная неустойка не подлежит начислению за несвоевременную уплату авансовых платежей по договору оказания услуг по передаче электроэнергии. Воля сторон на установление договорного условия о начислении неустойки на авансовые платежи должна четко следовать из содержания этого условия (определение ВС РФ от 14.01.2019 № 310-ЭС18-23522, от 14.01.2019 № 310-ЭС18-23523,от 07.02.2019 № 361-ПЭК18).
  • Нормы права о порядке определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителейпо уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, используется в расчетах с 01.01.2015 и не распространяется на более ранний период (определение ВС РФ от 14.01.2019 № 335-ПЭК18).
  • У сетевой компании отсутствуют предусмотренные действующим законодательством РФ основания для продления срока действия технических условий за пределами императивно установленного срока осуществления технологического присоединения (определение ВС РФ от 15.01.2019 № 307-ЭС18-23617).
  • Нормами действующего законодательства РФ не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение, за исключением случаев, предусмотренных в п. 30.4 Правил технологического присоединения № 861 (осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту) (определение ВС РФ от 18.01.2019 № 302-ЭС18-22770).
  • Уровень напряжения для целей расчетов между потребителем и энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) не может определяться соглашением сторон и зависит от условий технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям сетевой организации (определение ВС РФ от 21.01.2019 № 306-ЭС18-22999).
  • В случае невозможности по объективным законным основаниям (например, при наличии транзитных потребителей, которые исполняют свои обязанности по оплате) выполнения уведомления гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, объемы электроэнергии, отпущенные потребителю после указанной в уведомлении даты введения ограничения, являются полезным отпуском электроэнергии из сети сетевой организации и не могут включаться в объемы потерь электрической энергии(определение ВС РФ от 18.02.2019 № 309-ЭС18-25302).
  • Акт, составленный по результатам проверки приборов учета электроэнергии потребителя, проведенной с нарушением прав потребителя, не может быть принят в качестве допустимого доказательства наличия у последнего обязанности по оплате стоимости безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 18.02.2019 № 301-ЭС18-25417).
  • Сетевая организация обязана обеспечитьпередачу принятой в сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки с соблюдением параметров качества передаваемой электроэнергии в соответствии с требованиями технических регламентов (ГОСТ), в том числе в отношении опосредованно присоединенных потребителей (определение ВС РФ от 13.03.2019 № 304-ЭС19-1777).
  • Недопускается ограничение социально-значимых потребителей ниже уровня  технологической и (или) аварийной брони (определение ВС РФ от 14.03.2019 №  301-ЭС19-828).
  • Объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом, но только при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами (определение ВС РФ от 19.03.2019 № 305-ЭС18-13450).
  • Если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка РФ для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга (определение ВС РФ от 21.03.2019 №  305-ЭС18-20107).
  • Отношения между потребителем и энергосбытовой организацией в случае, если потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит энергосбытовой организации плату за потребление электрической энергии, передаёт в установленном порядке показания приборов учета, а энергосбытовая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса и принимает показания приборов учета могут быть квалифицированы судом в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети(определение ВС РФ от 01.04.2019 № 306-ЭС19-2081).
  • Включение в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащих оплате со стороны смежной сетевой организацией, объема собственного потребления смежной сетевой организации является неправомерным, поскольку приводит к двойной оплате услуги по передаче электроэнергии на собственное потребление (определение ВС РФ от 03.04.2019 № 302-ЭС19-2407).
  • Несоответствие заявки сетевой организации требованиям действующего законодательства о технологическом присоединении исключает признание другой сетевой организации уклонившейся от заключения договора об осуществлении технологического присоединения (определение ВС РФ от 09.04.2019 № 303-ЭС19-3738).
  • Предъявление потребителем электрической энергии иска к гарантирующему поставщику о признании незаконными действий по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии является надлежащим способом защиты прав потребителя (определение ВС РФ от 15.04.2019 № 306-ЭС18-20653).
  • Если не все точки поставки на границах балансовой принадлежности смежных сетевых организаций были оборудованы интервальными приборами учета, то в силу положений п. 81 Основ ценообразования № 1178 не может быть применен в расчетах двухставочный тариф, а расчеты производятся только с применением одноставочного тарифа (определение ВС РФ от 15.04.2019 № 307-ЭС19-4377).
  • Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (п. 20) установлен предельный размер компенсации гражданами - потребителями электрической энергии понесенных инициатором введения ограничения расходов, связанных с введением режима потребления и последующего возобновления подачи электрической энергии, который не может превышать 1 000 рублей (определение ВС РФ от 22.04.2019 № 307-ЭС19-4735).
  • Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ п. 6 Правил недискриминационного доступа…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (постановление КС РФ от 25.04.2019 № 19-П).
  • Признан не действующим со дня вступлениярешенияСудебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ в законную силу пункт 21 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, в той мере, в какой он распространяет запрет на осуществление частной охранной деятельности на объекты электроэнергетики - электрические подстанции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, вне зависимости от категории объекта и паспорта безопасности (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № АКПИ19-87).
  • Прекращение права потребителя на использование объектов электросетевого хозяйства, посредством которых обеспечивается поступление электрической энергии на его энергопринимающие устройства, не является основанием для введения ограничения режима потребления электроэнергии(определение ВС РФ от 29.04.2019 № 301-ЭС19-4610).
  • Потребление электроэнергии с использованием прибора учета, у которого истек срок межповерочного интервала, является безучетным потреблением электроэнергии, несмотря на то, что потребителемне осуществлялось вмешательство в работу измерительного прибора (определение ВС РФ от 13.05.2019 № 306-ЭС19-3810).
  • При установлении факта безучетного потребления электроэнергии совокупный период неучтенного потребления должен определяться с даты предыдущей проверки прибора учета (если она была проведена и соответствующая дата не выходит за пределы 12 месяцев) или с даты, не позднее которой проверка приборов учета должна была быть проведена (если она не проведена и/или дата проверки выходит за пределы 12 месяцев) до даты выявления факта и составления акта о неучтенном потреблении (определение ВС РФ от 23.05.2019 № 309-ЭС18-24456).
  • При наличии в акте о неучтенном потреблении возражений потребителя о том, что при введении в эксплуатацию измерительного комплекса пломба, на отсутствии которой настаивает гарантирующий поставщик или сетевая организация, не устанавливалась, именно сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик должны представить суду подтверждение выполнения ими нормативных требований к местам установки пломб (определение ВС РФ от 23.05.2019 № 305-ЭС18-26293).
  • Невыполнение сетевой организацией действий по введению ограничения режима потребления электроэнергии при наличии на то законных оснований не образует состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.22 КоАП РФ (определение ВС РФ от 03.06.2019 № 301-ЭС19-6789).
  • Отказ сетевой организации в осуществлении технологического присоединения нежилого помещения, подключенного к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, законен (определение ВС РФ от 10.06.2019 №  308-ЭС19-7276).
  • Гарантирующий поставщик при наличии задолженности нескольких членов садового товарищества не вправе направлять уведомление о ведении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении всех его членов(определение ВС РФ от 19.06.2019 № 310-ЭС19-8681).
  • Если договор технологического присоединения заключен между тремя сторонами (заказчиком, исполнителем (сетевой организацией) и плательщиком), то право на односторонний отказ от договора, предусмотренный п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, по общему правилу предоставлено исключительно заказчику по договору (определение ВС РФ от 24.06.2019 № 305-ЭС19-1106).
  • Сетевая организация вправе требовать плату за услуги по передаче электроэнергии по объектам электросетевого хозяйства, поступившим в ее законное владение в течение периода регулирования, при условии, что она действовала добросовестно и разумно (определение ВС РФ от 05.07.2019 № 302-ЭС18-21651).
  • Положения пункта 84 Основных положений № 442, предусматривающего право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, не подлежат применению в отношении исполнителя коммунальных услуг, у которого отсутствует договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией (определение ВС РФ от 08.07.2019 № 308-ЭС19-10173).
  • Начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов (за отсутствие приборов учета электроэнергии) к нормативу потребления допускается только в отношении собственников жилых помещений в многоквартирном доме и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета электроэнергии (определение ВС РФ от 18.07.2019 № 307-ЭС19-6279).
  • Ответственность за бездоговорное потребление электроэнергии лежит на арендодателе (собственнике) нежилого помещения, а не на арендаторе(определение ВС РФ от 18.07.2019 № 307-ЭС19-10869).
  • Потери, возникшие  во внутридомовых электрических сетях многоквартирных домов, не являются потерями в сетях сетевой организации и не подлежат оплате со стороны сетевой организации (определение ВС РФ от 25.07.2019 № 302-ЭС19-11127).
  • Невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях электросчетчиков, влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (определение ВС РФ от 02.08.2019 № 310-ЭС19-7900).
  • Сетевая организация не несет ответственности за просрочку исполнения своей части обязательств по договору технологического присоединения, если она была лишена возможности завершить мероприятия по договору технологического присоединения в связи с не направлением заказчиком уведомления о завершении со своей стороны соответствующих этапов мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями, и не представлением предусмотренного Правилами технологического присоединения № 861 пакета документов (определение ВС РФ от 06.08.2019 № 308-ЭС19-11811).
  • Нарушение обязательств по оплате оказанных смежной сетевой организацией услуг по передаче электроэнергии со стороны сетевой организации является нарушением антимонопольного законодательства(определение ВС РФ от 09.08.2019 № 307-ЭС19-13058).
  • То обстоятельство, что законодатель ограничил размер компенсации расходов инициатора на введение режима ограничения до 10 000 руб. (для граждан - потребителей электроэнергии - 1000 руб.), не означает, что такое ограничение введено в отношениях между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, исполняющей заказ гарантирующего поставщика на ведение ограничения в отношении потребителей, так как норма п. 20 Правил ограничения режима потребления № 442 такое положение не содержит. Размер такой компенсации определяется соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком(определение ВС РФ от 12.08.2019 № 310-ЭС19-15246).
  • Стоимость услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС подлежит уменьшению на стоимость нагрузочных потерь электроэнергии, включенных в цену электроэнергии на оптовом рынке, в целях избежания их двойного учета (определение ВС РФ от 19.08.2019 № 305-ЭС19-12509).
  • Недофинансирование бюджетной организации не является основанием для освобождения организации от ответственности за просрочку оплаты электроэнергии (определение ВС РФ от 29.08.2019 № 304-ЭС19-7209).
  • Сетевая организация вправе провести проверку прибора учета не в месте его установки, в том числе посредством передачи прибора на исследование (экспертизу), когда у сетевой организации имеются обоснованные сомнения в исправности прибора и нет технической возможности выявить неисправность на месте. При этом сетевая организация обязана уведомить потребителя о предстоящем исследовании с тем, чтобы предоставить последнему возможность защиты его прав и законных интересов и составить акт не позднее предусмотренного законодательством максимального срока для проведения проверки (определение ВС РФ от 07.10.2019 № 309-ЭС18-22373).
  • Стоимость электроэнергии, отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления,по правовой природе является денежным обязательством, за неисполнение которого могут быть начислены проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ (определение ВС РФ от 28.10.2019 № 308-ЭС19-18512).
  • При безучетном потреблении электроэнергии период, предоставляющий возможность определять объем денежных обязательств с использованием ранее зафиксированных показаний данного прибора учета (1-ый и 2-ой расчетные периоды (мораторный период)), исчисляется не с момента составления акта о признании измерительного комплекса непригодным к учету, а с наступлением события, которое позволило признать измерительный комплекс непригодным (определение ВС РФ от 05.11.2019 № 303-ЭС19-18770).
  • При опосредованном присоединении энергопринимающих устройств потребителя к сетям через электроустановки другого потребителя в расчетах за электроэнергию должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (определение ВС РФ от 06.11.2019 № 302-ЭС19-20703).
  • Презумпция недостоверности показаний неповеренного прибора учета, может быть опровергнута потребителем, представившим доказательства того, что истечение срока межповерочного интервала не привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (определение ВС РФ от 22.11.2019 № 302-ЭС19-21056).
  • Гарантирующий поставщик, возместивший в полном объеме вред, причиненный потребителю поставкой электрической энергии ненадлежащего качества, имеет право на возмещение всех понесенных в результате этого расходов со стороны сетевой организации (определение ВС РФ от 02.12.2019 № 309-ЭС19-20825).
  • Критерием отнесения потребителей к группе «население» является использование электрической энергии на коммунально-бытовые нужды (определение ВС РФ от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23122).

При подготовке обзора  были использованы материалы сайтов: http://kad.arbitr.ru/; https://www.vsrf.ru/; http://www.consultant.ru/;http://zhane.ru/