Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (31.08.2020-06.09.2020)

07 сентября 2020

Вступает в силу постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298, которым внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии.

01 сентября 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ,которым внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Постановление направлено на совершенствование механизмов поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках. Утвержденные изменения вводят комплексный подход к вопросам отбора и реализации проектов по строительству ВИЭ-генерации на розничных рынках, включая:

- переход на технологически нейтральные отборы, в которых конкурируют проекты по строительству ВИЭ-генерации вне зависимости от используемой технологии производства электрической энергии по критерию минимальной цены электроэнергии от ВИЭ, что позволит сократить ценовую нагрузку на потребителей региона;

- формирование цены на электрическую энергию объектов ВИЭ-генерации исходя из цены в заявке, поданной инвестором на конкурсный отбор, но не выше утвержденного предельного уровня, а не по регулируемым тарифам. Таким образом, инвестор получает гарантированную цену на электрическую энергию на весь период окупаемости инвестиционного проекта (15 лет) и, соответственно, возможность конкурировать по критерию минимальной цены на электрическую энергию, что в совокупности с принципом проведения технологически нейтрального отбора способствует повышению конкуренции между инвесторами и дает внедрение наиболее эффективных для соответствующего региона проектов строительства ВИЭ-генерации;

- установление единых правил проведения конкурсных отборов проектов по строительству ВИЭ-генерации для всех регионов, по итогам которых будут формироваться перечни планируемых к реализации проектов с указанием ежегодных объемов поставки электрической энергии объектами ВИЭ-генерации и цен на производимую ими электрическую энергию;

- установление обязанности сетевых организаций заключить договоры купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь с победителями отборов до начала реализации инвестиционного проекта, что позволяет облегчить привлечение заемного финансирования на реализацию проекта;

- установление требований по минимальной доле использования невозобновляемых источников энергии для объектов ВИЭ-генерации, использующих комбинированные виды топлива. Такой подход повышает инвестиционную привлекательность проектов ВИЭ, предусматривающих использование традиционного топлива в допустимых объемах, без снижения экономических показателей таких проектов, а также позволит исключить необходимость предоставления сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на объектах ВИЭ-генерации, для продажи электрической энергии сетевыми организациями в целях компенсации потерь;

- сокращение перечня предоставляемых для квалификации объекта ВИЭ-генерации документов, в том числе исключение необходимости предоставления проектной документации для объектов, использующих только ВИЭ, а также на сокращение сроков проведения квалификации объекта ВИЭ-генерации.

Минэнерго России полагает, что указанные новации способны дать стимулы для широкого внедрения на розничных рынках электрической энергии объектов ВИЭ мощностью менее 25 МВт, что повысит надежность электроснабжения за счет диверсификации источников энергии, даст толчок к развитию инновационной активности и внедрению новых видов генерации, приспособленных к местным реалиям, а также будет способствовать достижению целей Парижского соглашения и Целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН.

Начало действия документа – 01.09.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Внесены уточнения в порядок организации торговли мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам для удовлетворения спроса на электрическую энергию (постановление Правительства РФ от 31.08.2020 № 1318).

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 № 1318 «О внесении изменений в пункты 100 и 264 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности» установлено, что до 15 декабря 2020 года проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с периодом поставки мощности по итогам такого отбора с 1 января 2026 года.

Также определено, что долгосрочные конкурентные отборы мощности с периодом поставки мощности по итогам таких отборов с 1 января календарного года, наступающего через 5 календарных лет после проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности, проводятся начиная с 2021 года, ежегодно, до 15 ноября.

Кроме того, предусмотрено, что в 2020 году отбор проектов модернизации проводится с приемом ценовых заявок на участие в отборе проектов модернизации до 1 октября и с началом поставки мощности по его итогам с 1 января по 31 декабря 2026 года.

Начало действия документа – 01.09.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

С 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» утрачивают силу и подлежат отмене ряд нормативных правовых актов Правительства РФ в сфере электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 26.08.2020 № 1290).

В постановлении Правительства РФ от 26.08.2020 № 1290 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации» приводятся перечни отменяемых и признаваемых утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Правительства РФ, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства РФ.

Начало действия документа – 01.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 01.09.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации».

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861), и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Изменения, вносимые проектом постановления в Правила технологического присоединения № 861, предусматривают:

- установление особенностей технологического присоединения объектов микрогенерации, а также особенностей одновременного технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации заявителя, в том числе в части  определения сетевой организации, в которую подается заявка на технологическое присоединение, содержания заявки на технологическое присоединение, сроков осуществления технологического присоединения, содержания технических условий на технологическое присоединение объектов микрогенерации;

- установление ограничения по уровню напряжения объектов электросетевого хозяйства, к которым допускается технологическое присоединение объектов микрогенерации (не более 1000 В), и ограничения максимальной мощности выдачи объектами микрогенерации электрической энергии в сеть (не более величины максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, но не более 15 кВт);

- установление льготного размера платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей;

- утверждение типовой формы заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт (включительно) и (или) объектов микрогенерации;

- утверждение соответствующих типовых форм договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт (включительно) и (или) объектов микрогенерации, принадлежащих юридическим или физическим лицам.

Изменения, вносимые проектом постановления в Основы ценообразования № 1178, направлены на установление особенностей учета расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения объектов микрогенерации.

Кроме того, проектом постановления дополнительно предусмотрено исключение предложения третьего абз. 4 п. 61 Основ ценообразования № 1178, которое носит технический характер в связи с истечением срока его действия.

Изменения, вносимые в приложение № 7 к Основам ценообразования № 1178 и п. 9 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, уточняют порядок применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в отношении производителей электрической энергии (мощности) в неценовых зонах оптового рынка.

В целях реализации ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которой установлены полномочия Правительства  РФ по определению порядка взаимодействия собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации, осуществляющих продажу электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с гарантирующими поставщиками и субъектами розничных рынков, в том числе порядка определения цены на электрическую энергию, произведенную на объектах микрогенерации и приобретаемую гарантирующими поставщиками, и особенностей осуществления коммерческого учета электрической энергии (мощности), произведенной на объектах микрогенерации, проект постановления предусматривает внесение изменений в Основные положения функционирования розничных рынков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, устанавливающих, что в отношении объектов микрогенерации гарантирующий поставщик заключает договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с обратившимся к нему потребителем электрической энергии – собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации. 

Также проект постановления устанавливает, что гарантирующие поставщики в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления должны разработать и разместить в центрах очного обслуживания и на своих сайтах в сети «Интернет» формы договоров купли-продажи электрической энергии с собственником или иным законным владельцем объекта микрогенерации, соответствующие установленным обязательным требованиям.

Проектом постановления предлагается внести ряд изменений в иные нормативные правовые акты Правительства РФ. 

В Правилах определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179, уточняется формула расчета предельного уровня нерегулируемых цен в целях учета объемов покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком у собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации, одновременно с этой целью проектом постановления вносятся изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, в части расширения перечня составляющих предельных уровней нерегулируемых цен, публикуемых организацией коммерческой инфраструктуры в отношении группы (групп) точек поставки гарантирующего поставщика на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

В Стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, уточняется, что раскрытие информации гарантирующими поставщиками об объемах покупки электрической энергии у владельцев объектов микрогенерации осуществляется в совокупности.

В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, вносятся изменения в части особенностей определения объема потребления электрической энергии для целей определения размера платы за коммунальную услугу электроснабжения в случае, если в домовладении установлен объект микрогенерации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и  независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/09-20/00107776

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Решение о повышении тарифа ФСК вновь отложено.

04-09-2020

Регуляторы энергорынка должны будут заново оценить влияние дифференциации тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными сетями) на экономику РФ. По указанию вице-премьера Юрия Борисова Правительство РФ вернуло расчеты Минэкономики на доработку и поручило министерству совместно с ФАС, Минэнерго, Минпромторгом, Минстроем и отраслевыми бизнес-ассоциациями продолжить анализ (документ от 1 сентября есть у «Ъ»). В поручении отмечается, что участники рабочей группы должны представить в Правительство РФ согласованные предложения с соответствующими обоснованиями, однако срок выполнения этой задачи не указан.

В Минэнерго подтвердили получение нового поручения. Там по-прежнему предлагают повышать тариф ФСК поэтапно в течение трех лет, ожидая снижения единых тарифов в распределительных сетях в среднем на 4,5%. В Минстрое сообщили, что позицию сформируют по итогам представленных расчетов. В Минэкономики, Минпромторге, ФАС и аппарате Юрия Борисова не ответили на запрос «Ъ».

Минэнерго внесло законопроект о механизме дифференциации тарифа ФСК еще в 2019 году. Он предполагает более равномерное распределение перекрестного субсидирования (доплаты бизнеса за сниженные тарифы населения) в сетях между разными категориями потребителей. Тариф ФСК для крупной промышленности будет постепенно расти, а для малого бизнеса на распредсетях — снижаться.

Дискуссия в Правительстве РФ вокруг механизма дифференциации тарифа ФСК ведется несколько лет. В январе текущего года правкомиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минэнерго. Однако после смены правительства вопрос пришлось обсуждать заново. Новый вице-премьер Юрий Борисов поручил Минэкономики с регуляторами и бизнес-сообществами оценить последствия от сетевой реформы. Минэкономики пришло к выводу, что тариф ФСК нужно повышать в течение пяти лет. В результате нагрузка на потребителей ФСК вырастет на 42 млрд. руб. в год, конечные тарифы для крупного бизнеса увеличатся в среднем на 9,2%, а для потребителей распределительного сетевого комплекса они снизятся на 1,7%. Польза для малого и среднего бизнеса будет больше, чем потери крупных потребителей, уверены в министерстве. Доклад был рассмотрен на совещании главы аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко, инициатива в целом была одобрена. Однако промышленность начала массово слать в Правительство РФ письма с жесткой критикой расчетов Минэкономики, в том числе указывая и на фактические ошибки в оценках.

В «Россетях» сообщили, что рассчитывают на введение механизма в 2021 году. Там подчеркнули, что в региональных тарифах на текущий год объем перекрестного субсидирования учтен в размере 236,8 млрд. руб. «Перераспределение части его объема (порядка 17%) на прямых потребителей ФСК восстановит социальную справедливость в отношении всех потребителей электрической энергии»,— отмечают в холдинге.

Единственный выход — отменить инициативу, настаивают клиенты ФСК.

«От нее целесообразно отказаться совсем, поскольку никаких задач, кроме пополнения выручки сетевой монополии, она не решает, ведет к новому витку роста перекрестного субсидирования, двух-трехкратным ростом магистрального сетевого тарифа бьет по промышленности, а затем — по цепочке поставок — по среднему и малому бизнесу и по людям через рост цен на товары и услуги»,— заявил Василий Киселев, директор «Сообщества потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей электроэнергии).

Запустить механизм дифференциации с 2021 года будет трудно: дополнительный анализ последствий может затянуть принятие федерального закона до конца года, полагает руководитель практики по проектам в энергетике юрфирмы Vegas Lex Евгений Родин. Поскольку процесс расчета и установления тарифов на 2021 год начинается уже через месяц, единственная возможность регуляторов — ускоренно принять решение до лета 2021 года и повысить тарифы на второе полугодие, говорит юрист.

Источник: Посмотреть

● Суд поддержал решение УФАС по делу о нарушении АО «МСК Энерго» правил техприсоединения.

31-08-2020

Арбитражный суд Подмосковья признал законным постановление Московского областного УФАС России о привлечении АО «МСК Энерго» к административной ответственности за нарушения правил технологического присоединения, сообщает пресс-служба надзорного ведомства.

«Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являлась жалоба физического лица на нарушение АО «МСК Энерго» правил технологического присоединения. Фирма не направила в адрес гражданина подписанного со своей стороны проект договора и подписанные технические условия либо уведомление о представлении в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления недостающих сведений», - говорится в сообщении.

Управление установило, что общество нарушило правила недискриминационного доступа, и вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

АО «МСК Энерго» не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд.

«Арбитражный суд Московской области отказал обществу в удовлетворении требований и подтвердил законность постановления Московского областного УФАС России», - заключается в материале.

Источник: Посмотреть

С ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» взыскана задолженность за отпущенную электроэнергию (определение ВС РФ от 01.09.2020 № 310-ЭС19-26999).

Основные тезисы Верховного Суда РФ:

- Возможность сетевой организации квалифицировать потребление электроэнергии как бездоговорное и, соответственно, предъявить деликтный иск к потребителю о бездоговорном потреблении, зависит от наличия или отсутствия договорных отношений между гарантирующим поставщиком и потребителем.

- Если гарантирующий поставщик ведет себя противоречиво, например, своим волеизъявлением расторгает договор с предыдущим потребителем, избегает письменного заключения договора c новым потребителем, от заключения которого он не мог отказаться, поскольку договор энергоснабжения является публичным (п. 1 ст. 426 ГК РФ), указывает новому лицу, которому переданы точки присоединения прежнего потребителя (о чем гарантирующий поставщик знает), и сетевой организации на отсутствие договорных отношений, но продолжает поставлять энергию в прежние точки присоединения и принимает плату за такую энергию, не исключает точки присоединения потребителя из договора с сетевой организацией, особенно в ситуации, когда судебным актом по другому спору установлено, что гарантирующий поставщик не может отказаться от предоставления энергии новому потребителю, применение правил о бездоговорном потреблении (деликтный иск сетевой организации к новому потребителю о взыскании цены энергии с применением повышенного коэффициента) исключено.

- Применение правовой позиции, изложенной в пункте 5 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договора незаключенными», к ситуации признания фактических договорных отношений между гарантирующим поставщиком и потребителем исключается, поскольку по вопросу о наличии права требования оплаты электрической энергии и о самом факте использования этой энергии отсутствует неопределенность.

-. В абз. 3 п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» выражена правовая позиция, в соответствии с которой признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником. Таким образом, уплата части долга новым потребителем гарантирующему поставщику не может служить основанием для прерывания исковой давности по требованию об уплате оставшейся задолженности.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 600 тыс. руб., наложенный на ООО «Энергосистемы» за нарушение правил технологического присоединения (определение ВС РФ от 01.09.2020 №  308-ЭС20-11361).

ООО «Энергосистемы» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении; о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением  арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Энергосистемы» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО «Энергосистемы» и признал законными судебные акты судов нижестоящих инстанций (определение ВС РФ от 01.09.2020 №  308-ЭС20-11361).

Как следует из судебных актов, оспариваемым постановлением ООО «Энергосистемы»  привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение п. 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), что выразилось в несоблюдении установленного срока переоформления документов о технологическом присоединении. Обществу назначен штраф в размере 600 тыс. руб.

В связи со сменой собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пп. «в» п. 59 Правил № 861) МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика» направило в адрес ООО «Энергосистемы»  заявку на переоформление документов на технологическое присоединение к электрическим сетям  (п. 57 Правил № 861). В соответствии с пп. «г» п. 62 Правил № 861 со стороны МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика» к заявке был приложен акт разграничения балансовой принадлежности.

Указанная заявка зарегистрирована ООО «Энергосистемы» 23.11.2018.

Суды пришли к выводу, что с учетом даты регистрации заявки (23.11.2018), сетевая организация должна была направить в адрес заявителя переоформленные документы не позднее 30.11.2018.

При наличии представленного акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подтверждающего технологическое присоединение, ООО «Энергосистемы»  должно было направить в адрес заявителя переоформленную техническую документацию.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановлением Правительства РФ от 27.12.2005 № 861, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Энергосистемы» признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а потому отказали в удовлетворенииООО «Энергосистемы»  заявленных требований.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть