Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (31.05.2021 - 06.06.2021)

07 июня 2021

● 01 июня 2021 года вступил в силу приказ ФАС России, скорректировавший  Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ ФАС России от 21.04.2021 № 373/21).

Приказом ФАС России от 21.04.2021 № 373/21 «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. № 1135/17» внесены изменения в соответствующие Методические указания.

Изменения направлены на реализацию постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2188 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178».

В частности, предусматривается, что плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения объектов микрогенерации, утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в размере не более 550 рублей.

Плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения объектов микрогенерации, составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Вводятся новые стандартизированные тарифные ставки.

Стандартизированная тарифная ставка С8, используемая для расчета платы за технологическое присоединение к объектам ЕНЭС, утверждается ФАС России в рублях за одну точку учета с дифференциацией по уровням напряжения и способу включения (прямое, полукосвенное и косвенное включение).

Уточняется дифференциация стандартизированных тарифных ставок.

Также дифференцирована стандартизированная тарифная ставка С1.2.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02 июня 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Ростехнадзора «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Новый Административный регламент был утвержден приказом Ростехнадзора
‎от 28.05.2021 № 194 и направлен в Минюст России на государственную регистрацию в установленном порядке.

В рамках приведения правовой базы Федеральной службы
‎по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствие
‎с Правилами выдачи разрешений на допуск разработан проект приказа Ростехнадзора «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-21/00116573

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02 июня 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Порядка определения размера платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)».

Проект приказа разработан в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 23.2 и абз. 35 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и определяет основные положения расчета платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) как для случаев определения Федеральной антимонопольной службой размера платы за реализацию организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности), так и для случаев определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов размера платы за реализацию территориальной сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности).

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-21/00116585

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 04 июня 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в Методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233 с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 12 февраля 2020 г. № 87».

Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения.

Проект приказа направлен на совершенствование оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в виде комплексного показателя – индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее – ИГС), а также на определение уровня риска нарушения деятельности территориальных сетевых организаций (объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, далее – ТСО) в виде комплексного показателя – индекса надежного функционирования ТСО (далее – ИНФ).

В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых показателей для повышения качества оценки, пересмотрен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, а также изменены диапазоны качественной оценки готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон: «готов» в случае, если ИГС ≥ 90; «готов с условиями» в случае, если 80 ≤ ИГС < 90; «не готов» в случае, если ИГС < 80.

Предлагаемые изменения позволят повысить объективность оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Кроме того, в проект приказа добавлены новые разделы, определяющие порядок расчета ИНФ, характеризующего уровень риска нарушения деятельности ТСО (уровень риска «высокий» в случае, если ИНФ < 85).

Предлагаемые изменения позволят выявить ТСО, деятельность которых относится к высокому уровню риска нарушения надежного электроснабжения потребителей электрической энергии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/06-21/00116695

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Правительство просят сдержать цены на электроэнергию для промышленности.

31-05-2021

«Сообщество потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей) направило письмо вице-премьеру Александру Новаку с просьбой поручить профильным министерствам подготовить комплекс мер по сокращению темпов роста цены на электроэнергию для промышленности. Директор ассоциации Василий Киселев ссылается на прогноз «Совета рынка» (регулятор энергорынков), по которому в 2021–2022 годах темпы роста средней одноставочной оптовой цены (включает стоимость мощности и электроэнергии, что составляет около 50% конечной цены электроэнергии) на 1,63–2,36 п. п. превысят прогнозные уровни инфляции. Это «приведет к переплате потребителями около 102,9 млрд. руб. за два года», подчеркивает он.

Потребители ожидают еще более заметный рост после 2025 года, когда энергорынок начнет оплачивать новые стройки: создание двух энергоблоков Курской АЭС-2, генерации для Восточного полигона и новых ВИЭ. Например, в 2026 году, по расчетам «Сообщества потребителей энергии», показатель увеличится на 9,1% при прогнозе инфляции в 4,2%. Однако Владимир Путин, одобряя новые программы поддержки генерации, поручил обеспечить рост цен не выше инфляции.

«Сообщество потребителей энергии» предлагает более прозрачно регламентировать поведение генераторов на энергорынке, чтобы пресечь искусственное повышение цен на рынке на сутки вперед (РСВ, основной сегмент торговли электроэнергией).

В частности, предлагается исключить механизм занижения объемов продажи мощности на РСВ и перейти с суточной на почасовую проверку требования о непревышении цены в заявке на РСВ над ценой в заявке на предварительный отбор геноборудования (ВСВГО). В «Совете рынка» заявили, что эти меры уже «широко обсуждаются рыночным сообществом», затем позиции направят в Минэнерго.

Другой блок инициатив касается рынка мощности. Промышленность вновь предложила проводить мониторинг целевого расходования сверхдоходов генераторов от дополнительной индексации цены конкурентного отбора мощности (КОМ) с 2022 года. Также предложено снизить норму доходности и продлить период поставки мощности новых АЭС, обязать генкомпании финансировать минимум 20–35% стоимости проектов модернизации за счет прибыли на РСВ.

В Минэнерго заявили, что «приведенные прогнозы роста цен использовать некорректно».

Согласно последним прогнозам «Совета рынка», среднегодовой рост цены на оптовом рынке в 2020–2025 годы составит около 2,8%, то есть ниже прогнозного уровня инфляции. В Минэнерго инициативы потребителей пока не поступили, министерство их рассмотрит. В ФАС также готовы рассмотреть предложения, хотя их «необходимо анализировать с участием всех участников рынка, регуляторов и правительства». В Минэкономики говорят, что изучат прогнозы и предложения потребителей.

В «Совете производителей энергии» (объединяет крупные генкомпании) подчеркивают, что последние десять лет одноставочная цена электроэнергии для промпотребителей в РФ была ниже, чем в других промышленно развитых странах. За счет этого энергоемкие предприятия сохраняют конкурентоспособность на национальном и международных рынках.

По оценкам Сергея Роженко из КПМГ, темпы роста средневзвешенной оптовой цены на горизонте 2026–2030 годов составят в среднем 3,7% в год. Рост цен будет в районе инфляции, но только без принятия дополнительных программ в энергетике (например, продление поддержки Дальнего Востока или строительство новых мусоросжигающих ТЭС), полагает аналитик. Средняя конечная цена (включает сетевой тариф и сбытовую маржу) для бизнеса в 2026–2030 годах будет ежегодно увеличиваться на 4–5%, прогнозирует Николай Посыпанко из Vygon Consulting. В отдельные годы, а также для некоторых категорий клиентов прогнозный рост цены может превысить 6%, например, за счет старта платежей по новым мощностям на оптовом энергорынке или за счет перераспределения перекрестного субсидирования, отмечает эксперт.

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России, Минпромторг России, ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро» заключили соглашение о взаимодействии.

04-06-2021

Минэнерго России, Минпромторг России, ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро» в ходе Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о взаимодействии.

Подписи под соглашением поставили Николай Шульгинов, глава Минпромторга Денис Мантуров, Генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин и Генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

Предметом соглашения является взаимодействие и информационный обмен в сфере изготовления и поставок продукции для нужд электроэнергетики. Основные задачи – обеспечение стабильного функционирования электросетевого комплекса и своевременной реализации инвестиционных проектов компаний сектора, поддержание устойчивой работы российских организаций, выпускающих продукцию для электроэнергетики.

«Одна из ключевых задач в рамках подписанного соглашения – создание условий для ускоренного освоения производства отечественных аналогов импортного оборудования и комплектующих, замены импортной продукции на отечественные аналоги. ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро» определён перечень наиболее востребованных высоких технологий и подготовлены к реализации «дорожные карты», предусматривающие их развитие», – прокомментировал Николай Шульгинов.

В настоящее время одним из наиболее важных направлений является развитие и широкое использование в электроэнергетике интеллектуальных систем управления, отметил Министр.

«Импортозамещение – стратегически значимое направление для «Россетей». Большая часть закупок компании уже приходится на долю российских производителей. Сотрудничество с ними позволяет обеспечивать технологическую безопасность сетевых объектов, стимулирует развитие отраслевой инновационной инфраструктуры. Подписанное соглашение предусматривает меры по освоению выпуска сложной высокотехнологичной продукции, которая будет конкурентоспособна не только на внутреннем рынке, но и за рубежом», – подчеркнул Андрей Рюмин.

«Группа «РусГидро», владея более 22 тыс. подстанций и 105 тыс. км электросетей, ежегодно инвестирует миллиарды рублей в их расширение, модернизацию и ремонт. В условиях реализации масштабной и амбициозной программы импортозамещения мы, как и другие энергокомпании, остро нуждаемся в полном перечне электросетевого высокотехнологичного оборудования российского производства. Подписанное соглашение поможет отечественным промышленным предприятиям в координации с нами и «Россетями» ускорить выпуск значительного числа позиций электросетевого оборудования, которые ещё не производятся в России и которые все энергокомпании вынуждены приобретать у иностранных поставщиков», – сообщил Виктор Хмарин.

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов: «Необходимо решать вопросы появления новых источников энергии в энергосистеме».

04-06-2021

Состояние и перспективы развития мировой электроэнергетики на Петербургском международном экономическом форуме обсудили представители крупнейших энергокомпаний и отраслевые эксперты.

Роль электроэнергетики в дальнейшем будет только расти. Часть существующих прогнозов говорят о том, что к 2050 году спрос на электроэнергию увеличится в 2-2,5 раза, отметил Николай Шульгинов. Одной из ключевых тенденций при этом будет энергопереход. По словам Министра, он предполагает работу по нескольким направлениям, среди которых усиление роли распределённой энергетики, цифровизация, повышение энергоэффективности и декарбонизация, которая включает в себя развитие водородной энергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Энергобаланс России, мы считаем, он один из лучших. Предусмотрено и снижение объёмов CO2, и движение к климатической нейтральности. Энергобаланс в части производства электроэнергии предусматривает около 20% производства на атомных станциях, около 20% – на гидравлических станциях, около 40-42% производства – на станциях с использованием газа, и от 0,3-0,5% – это производство электроэнергии на солнечных и ветровых станциях», – сообщил Николай Шульгинов.

Он пояснил, что Россия планирует последовательно увеличивать долю ВИЭ в энергобалансе, у страны есть большой потенциал. При этом, по словам Министра, за амбициозными прогнозами по развитию «зелёной» энергетики в мире в тени остаются некоторые вопросы.

«Для интеграции больших объёмов ВИЭ в энергосистему необходимо масштабное сетевое строительство. По оценкам, этот объём строительства должен быть в два раза выше к 2040 году чем то, что построено сегодня в сетях за 130 лет. Требуются масштабные инвестиции в цифровые технологии во всех секторах производства, распределения и потребления энергии», – сказал Николай Шульгинов.

Он отметил, что нужно сохранять традиционную генерацию для обеспечения надёжности энергоснабжения.

«Необходимо решать вопросы появления новых источников в энергосистеме, которые, в том числе будут связаны с системами накопления энергии как в краткосрочном режиме для разряда, например, в течение 10 часов, так и в части долгосрочного хранения – от суток, до сезонов», – прокомментировал глава Минэнерго.

«Инфраструктура консервативна, но без внедрения новейших технологий, изменения бизнес-процессов, цифровизации наша жизнь уже невозможна. Применяем и будем более активно внедрять VR-тренажёры для обучения персонала, беспилотные аппараты и спутниковую съёмку для мониторинга состояния, контроля строительства линейных объектов и другие решения. Если говорить о технологиях, которые могут трансформировать отрасль, то можно назвать системы накопления энергии. Кроме того, пандемия COVID-19 подтолкнула к ускорению развития дистанционных сервисов. «Россети» перевели большинство операций с потребителями в электронный вид», – сказал в ходе дискуссии Генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин.

Источник: Посмотреть

● Энергосбытовая организация обязана оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии потребителям, проживающим в многоквартирном доме (МКД), исходя из показаний установленных в этих домах общедомовых приборов учета (ОДПУ) электрической энергии (определение ВС РФ от 02.06.2021 № 310-ЭС21-1445).

ПАО «МРСК Центра» обратилось в арбитражный суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за апрель 2019 года.

Определением арбитражного суда 1-й инстанции в отдельное производство выделено требование общества «МРСК Центра» о взыскании с общества «АтомЭнергоСбыт» 111 734,02 руб. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за апрель 2019 года.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции иск удовлетворен. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение изменено, с общества «АтомЭнергоСбыт» в пользу общества «МРСК Центра» взыскано 110 931,05 руб. задолженности за услуги по передаче электрической энергии за апрель 2019 года, распределены судебные расходы, в остальной части решение оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, сетевая организация обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просила вышеуказанные судебные акты отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Разногласия сторон возникли в определении объема полезного отпуска электроэнергии в нежилые помещения, который исполнитель (сетевая организация) определял по показаниям ОДПУ («общеофисного»), а заказчик (энергосбытовая организация) – по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ), учитывающих электроэнергию, подаваемую в каждое нежилое помещение МКД.

В кассационной жалобе общество «МРСК Центра» настаивало на необходимости определения объема полезного отпуска в целях оплаты оказанных сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей, владеющих помещениями многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета, которым оборудован соответствующий дом.

Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу ПАО «МРСК Центра» и отменил постановление арбитражного апелляционного суда и постановление арбитражного суда округа, оставив в силе решение арбитражного суда 1-й инстанции (определение от 02.06.2021 № 310-ЭС21-1445).

Как отметил в своем определении Верховный Суд РФ, обязанность гарантирующего поставщика оплатить услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в многоквартирный дом (применительно к которому гарантирующий поставщик выступает исполнителем коммунальных услуг) в объеме, зафиксированном совокупностью установленных в таком доме ОДПУ, не зависит от отношений гарантирующего поставщика с конечными потребителями и от порядка внесениями ими платы за коммунальные услуги. Расчет между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией должен производиться исходя из показаний этих ОДПУ.

Также суд обратил внимание на недопустимость применения (по аналогии закона) к отношениям сторон пункта 21.1 Правил от 14.02.2012 № 124. Судебная коллегия указала, что ни по предмету регулирования (порядок оплаты объема электроэнергии на общедомовые нужды), ни по субъектному составу (ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг), ни по целевому назначению (урегулирование последствий несинхронного снятия показаний ИПУ разными потребителями либо использование ими нормативов потребления) указанные правила не отвечают предусмотренным п. 1 ст. 6 ГК РФ условиям применения гражданского законодательства по аналогии к отношениям по определению объема полезного отпуска электрической энергии в многоквартирный дом в целях расчетов за услуги по передаче электрической энергии между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал незаконным приказ, решение и предписание Свердловского УФАС, вынесенное в отношении сетевой организации АО «ЕЭСК» (определение ВС РФ от 04.06.2021 № 309-ЭС21-119).

АО «ЕЭСК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к УФАС по Свердловской области о признании незаконными приказа, решения и предписания УФАС по Свердловской области.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, АО «ЕЭСК» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО «ЕЭСК».

Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу АО «ЕЭСК», отменил судебные акты трех инстанций и признал незаконным приказ, решение и предписание Свердловского УФАС.

Как следует из судебных актов, оспариваемым приказом УФАС по Свердловской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление физического лица о нарушении его прав потребителя (абонента) при составлении представителем АО «ЕЭСК» акта неучтенного потребления электрической энергии согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), которое выразилось, в том числе в составлении акта в отсутствие потребителя.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства решением антимонопольного органа установлен факт нарушения АО «ЕЭСК» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выдано предписание об устранении допущенных  нарушений.

Суды трех инстанций, соглашаясь с оспариваемыми актами и действиями антимонопольного органа и отказывая в удовлетворении требований  АО «ЕЭСК», исходили из того, что данная сетевая организация является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение; обратившееся в антимонопольный орган физическое лицо обладает признаками хозяйствующего субъекта, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход (сдает в аренду помещение); спорный акт неучтенного потребления электроэнергии составлен АО «ЕЭСК» в отсутствие потребителя, его уполномоченного представителя, к указанному акту не приложены доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени его составления; действия заявителя при проведении проверки приборов учета не соответствовали Основным положениям № 442 и привели (могли привести) к ущемлению интересов как потребителя, так и арендатора помещений.

Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, Верховный Суд пришел к выводу, что УФАС и суды, признавая в действиях АО «ЕЭСК» нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, исходили из неправильного толкования норм права.

В частности, в силу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции применительно к рассматриваемой правовой ситуации к хозяйствующему субъекту относится не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, которое не просто осуществляет какую-либо деятельность, приносящую доход, как посчитали суды, соглашаясь с аналогичным неправильным толкованием нормы права антимонопольным органом, а должно осуществлять именно профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Верховный Суд указал, что выводы судов о том, что физическое лицо обладает признаками хозяйствующего субъекта, поскольку осуществляет деятельность, приносящую ему доход (сдает в аренду принадлежащее ему на праве общей долевой собственности помещение), не основаны на законе. Антимонопольным органом и судами не установлено, что физическое лицо  осуществляло профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Следовательно, вывод об ущемлении его интересов в сфере предпринимательской деятельности сделан без учета вышеуказанных норм права в их правильном истолковании.

Верховный Суд резюмировал, что отсутствие законных оснований для возбуждения и рассмотрения обозначенного дела, неправильное толкование и применение норм права привели к принятию УФАС по Свердловской области решения и предписания, не соответствующих Закону о защите конкуренции, которые суды ошибочно сочли правильными.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть