Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (30.11.2020 - 06.12.2020)

09 декабря 2020

● 1 декабря вступили в силу изменения в Основы ценообразования в области тарифов в электроэнергетике и Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, направленные на стимулирования использования возобновляемых источников энергии (постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298).

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298 «О вопросах стимулирования использования возобновляемых источников энергии, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» скорректированы:

- принципы и методы расчета цен (тарифов);

- правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

- порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам;

- основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

- порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках;

- правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Изменения направлены на переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, и определения цен на нее.

Также совершенствуется порядок заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточняются условия таких договоров, упрощается процедура определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам.

Начало действия документа – 01.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 1 декабря вступило в силу постановление Правительства РФ, уточняющее механизм привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1974).

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1974 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования механизма привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования» внесены поправки в:

- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172;

- Правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 43.

Для целей определения объема спроса на мощность по соответствующей ценовой зоне годом проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности (годом, в котором проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности) является год, наступивший за 6 лет до года, на который проводится соответствующий долгосрочный конкурентный отбор мощности.

Уточняется, что в рамках проведения отбора проектов модернизации в 2021 году также отбираются проекты модернизации, предусматривающие установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 1 января 2027 года по 31 декабря 2029 года.

При проведении отбора проектов модернизации в 2021 (ранее - в 2020) году в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, отдельно рассматриваются и сопоставляются ценовые заявки на участие в отборе проектов модернизации, поданные в отношении проектов модернизации, предусматривающих установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, и иных проектов.

Для проводимого в 2021 (ранее - в 2020) году отбора проектов модернизации величина предельных максимальных капитальных затрат на реализацию проекта модернизации, предусматривающего установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 1 января 2027 года по 31 декабря 2029 года (ранее - с 1 января 2026 года по 31 декабря 2028 года), не может превышать произведения величины установленной мощности генерирующего объекта после реализации проекта модернизации и значения предельных максимальных удельных капитальных затрат проекта модернизации, равного 70 000 рублей за 1 кВт.

Начало действия документа – 01.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Уточнен порядок установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) (постановление Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности)» уточнен порядок установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности).

Соответствующие поправки внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Начало действия документа – 12.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС (приказ Минэнерго России от 27.11.2020 № 1051).

Приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1051 утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, осуществляемой ПАО «ФСК ЕЭС» с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности или ином законном основании, на 2021 год.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год (приказ ФАС России от 26.11.2020 № 1159/20).

Приказом ФАС России от 26.11.2020 № 1159/20 «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год» утверждены соответствующие цены на электрическую энергию и мощность.

Начало действия документа – 13.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Совет Федерации одобрил закон по вопросам работы с персоналом в электроэнергетике и теплоснабжении.

02-12-2020

Совет Федерации одобрил внесение изменений в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Внесённые изменения направлены на сохранение в электроэнергетике и теплоснабжении отраслевой системы работы с персоналом, её совершенствование в вопросах охраны труда. Речь идёт о сохранении фактически применяемых и подтвердивших свою эффективность форм работы с персоналом, например, стажировок, тренировок, специальных подготовок и инструктажей на конкретных объектах и оборудовании.

Кроме этого, поправки в законы сужают круг лиц, обязанных проходить периодическую аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Это соответствует политике по снижению административной нагрузки на предприятия, исключению существующих и предотвращению установления новых избыточных контрольно-надзорных функций.

Ранее сообщалось, что 25 ноября Государственная Дума ФС РФ в третьем чтении одобрила указанный закон.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Совет Федерации одобрил закон о концессионных соглашениях в электроэнергетике.

02-12-2020

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Внесённые поправки направлены на уменьшение рисков концессионеров, привлечение дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счёт введения юридических гарантий неизменности регуляторных условий для концессионера на всем протяжении срока действия соглашения.

Закон предусматривает включение в состав существенных условий концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии, условия об объёме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения. Также предполагается, что на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений в отношении объектов электроэнергетики будут распространяться нормы, касающиеся имущества государственных, муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Это облегчит вовлечение их объектов в оборот и передачу инвесторам на условиях концессионных соглашений.

Ранее сообщалось, что 26 ноября Государственная Дума ФС РФ в третьем чтении приняла указанный закон.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30.11.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2021 год».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России проектом приказа определены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями, а также с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-20/00111060

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 01.12.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год».

В соответствии с п. 107 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, при определении планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности (далее – КОМ) для каждой ценовой зоны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, учитываются предложения по величинам планового коэффициента резервирования, сформированные системным оператором (далее – СО) и (или) советом рынка в соответствии с порядком, утверждаемым указанным органом.

Величины плановых коэффициентов резервирования для целей проведения КОМ на 2026 год определены АО «СО ЕЭС» в соответствии с Положением о порядке определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и порядке определения плановых коэффициентов резервирования мощности в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности), утвержденным приказом Минэнерго России от 07.09.2010 № 431 (далее – Положение № 431). Величины плановых коэффициентов резервирования рассчитаны в отношении групп зон свободного перетока, соответствующих первой и второй ценовым зонам оптового рынка.

В соответствии с проектом приказа значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год, составляют:

- для первой ценовой зоны - 18,2; 

- для второй ценовой зоны - 17,9.

Рассчитанные в соответствии с Положением № 431 значения плановых коэффициентов резервирования по группам зон свободного перетока для проведения КОМ на 2026 год ниже значений, принятых для целей проведения КОМ на 2025 год, на 0,2% и 0,1% для первой и второй ценовых зон соответственно.

После утверждения соответствующих значений они будут использованы системным оператором для целей проведения указанных отборов мощности.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/12-20/00111110

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2021 год».

Проект приказа ФАС России предусматривает установление индикативных цен на электрическую энергию и на мощность в неценовых зонах оптового рынка, рассчитываемых в соответствии с абз. 4-6 п. 48 и п. 51 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность определяются отдельно для Республики Коми, Архангельской и Калининградской области и едиными для субъектов Российской Федерации Дальнего Востока (Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области).

Индикативные цены на 1 полугодие 2021 года не превышают соответствующие индикативные цены, установленные на второе полугодие 2020 года, что соответствует требованиям п. 11(1) Основ ценообразования № 1178.

Прирост индикативных цен с 1 июля 2021 года при пересчете в одноставочное выражение составляет от 0% в Архангельской области, до 3,4% в Республике Коми, Калининградской области и в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-20/00111148

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2021 год».

Проект приказа предусматривает индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), функционирующих на оптовом рынке.

Расчеты цен были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2021 год, утвержденного ФАС России приказом от 26.11.2020 № 1164/20-ДСП, исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок генерирующими объектами на 2021 год, планируемых к утверждению ФАС России.

Расчет произведен в соответствии с макроэкономическими показателями одобренного Правительством РФ Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Для потребителей за исключением населения и приравненных к нему категорий на территориях, для которых определены особенности функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии индикативные цены увеличиваются более высокими темпами в целях доведения таких цен до свободных (нерегулируемых) цен, формируемых в первой и второй ценовых зонах оптового рынка соответственно.

Изменение цен на электрическую энергию и мощность с 01.07.2021 года:

Население 1 ЦЗ:

- электрическая энергия + 2,75 %.

- мощность + 2,75 %.

Население 2 ЦЗ:

- электрическая энергия – 1,00 %.

- мощность + 2,75 %.

Прочие потребители 1 ЦЗ:

- электрическая энергия + 5,0 %.

- мощность + 5,0 %.

Прочие потребители 2 ЦЗ:

- электрическая энергия + 5,0 %.

- мощность + 5,0 %.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-20/00111200

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 04.12.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и проведения аттестации по вопросам безопасности».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда, а также в целях учета на уровне актов Правительства РФ процедуры подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в рамках которой проверяются знания работников на конкретном рабочем месте, конкретном оборудовании и конкретной организации электроэнергетики и теплоснабжения.

Проектом предполагается наделить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе, полномочиями по установлению порядка подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/12-20/00111269

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 04.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2021 год».

Проект приказа предусматривает установление тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2021 год в следующих размерах: 

- на 1-ое полугодие 2021 года – 1,214 руб./МВт*ч;

- на 2-ое полугодие 2021 года – 1,329 руб./МВт*ч.

При расчете тарифа на услуги, оказываемые коммерческим оператором, необходимая валовая выручка АО «АТС» по регулируемым видам деятельности на 2021 год определена исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен на 2021 год. АО «АТС» заявлена сумма НВВ в размере 3 млрд. 588 млн. рублей. По итогам проведенной оценки обоснованности затрат Управлением регулирования электроэнергетики скорректированы статьи затрат, в результате чего предлагается установить уровень НВВ в размере 2 млрд. 389 млн. рублей (рост на 4,7 % к 2020 г.), таким образом сумма НВВ снижена на 1 млрд. 199 млн. рублей от заявленной.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-20/00111279

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС выдала предписание «Россети Московский регион» за нарушение при проверке счетчиков.

30-11-2020

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала предписание компании «Россети Московский регион» за проверку счетчиков электричества без ведома абонента, сообщает пресс-служба Московского УФАС.

ПАО «Россети Московский регион» нарушило нормы антимонопольного законодательства в части несоблюдения порядка проверки приборов учета и фиксации безучетного потребления нежилым помещением, принадлежащим субъекту малого предпринимательства, - говорится в сообщении.

По данным ФАС, сетевая организация без предупреждения провела проверку счетчика в отсутствие абонента. По результатам этой проверки компания не установила достаточных данных, чтобы признать потребление безучетным и решила направить счетчики на экспертизу на завод изготовителя.

При этом причины для составления акта о безучетном потреблении в отношении абонента отсутствовали, в связи с чем столичное управление ФАС вынесло решение о нарушении.

Источник: Посмотреть

● Суд поддержал решение ФАС России в отношении компании «МРСК Волги».

02-12-2020

Организация не исполнила предупреждение ведомства о прекращении действий, содержащих признаки нарушений антимонопольного законодательства

В мае 2019 года в ФАС России поступила жалоба компании «Химпром» на действия «МРСК Волги». В ходе ее рассмотрения выяснилось, что заявитель направил в адрес нарушителя проект дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электроэнергии. Документом планировалось исключить из договора точки присоединения, перешедшие в зону балансовой и эксплуатационной ответственности ПАО «Химпром» вместе с приобретением права владения в отношении Новочебоксарской ТЭЦ-3.

В процессе деловой переписки с ноября 2017 года «МРСК Волги» неоднократно отказывала компании «Химпром» в подписании дополнительного соглашения. Отказ сетевой организации в заключении дополнительного соглашения по исключению из договора точек поставки привел к ущемлению экономических интересов компании «Химпром» и нарушению антимонопольного законодательства ¹.

В августе 2019 года антимонопольная служба выдала «МРСК Волги» предупреждение о прекращении противозаконных действий, однако компания его не исполнила. После этого ФАС России возбудила в отношении организации дело и признала ее нарушившей Закон о защите конкуренции. Решение ведомства поддержал и Арбитражный суд города Москвы.

«Комиссия ФАС России выявила ряд действий «МРСК Волги», нарушающих антимонопольное законодательство. По результатам рассмотрения дела сетевой организации также было выдано предписание. Кроме того, за противозаконные действия «МРСК Волги» предусмотрена санкция в виде оборотного штрафа. Суд поддержал нашу позицию в части неправомерности злоупотребления доминирующим положением со стороны сетевой организации», - отметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

¹Справочно: п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих  инстанций по делу о качестве поставляемой электроэнергии (определение ВС РФ от 01.12.2020 № 306-ЭС20-19138).

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Росстандарта по Астраханской области (административный орган) о привлечении энергосбытовой компании к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде 300 тыс. рублей штрафа.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда, заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, управление Росстандарта обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что содержащиеся в них выводы основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат обстоятельствам дела.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы управления Росстандарта и признал законными судебные акты нижестоящих судов (определение ВС РФ от 01.12.2020 № 306-ЭС20-19138).

Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» послужил выявленный административным органом в результате проведенной проверки факт реализации энергосбытовой организацией гражданам–потребителям электрической энергии, не соответствующей по качеству требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст (далее – ГОСТ 32144-2013).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении к ответственности.

Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, на основании законодательства РФ суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях энергосбытовой организации состава вмененного правонарушения.

При этом суды установили, что необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ПАО «МРСК Юга».

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (30.11.2020 - 06.12.2020)

● 1 декабря вступили в силу изменения в Основы ценообразования в области тарифов в электроэнергетике и Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, направленные на стимулирования использования возобновляемых источников энергии (постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298).

Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1298 «О вопросах стимулирования использования возобновляемых источников энергии, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» скорректированы:

- принципы и методы расчета цен (тарифов);

- правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

- порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам;

- основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

- порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках;

- правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Изменения направлены на переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, и определения цен на нее.

Также совершенствуется порядок заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточняются условия таких договоров, упрощается процедура определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам.

Начало действия документа – 01.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 1 декабря вступило в силу постановление Правительства РФ, уточняющее механизм привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1974).

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1974 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования механизма привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования» внесены поправки в:

- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172;

- Правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 43.

Для целей определения объема спроса на мощность по соответствующей ценовой зоне годом проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности (годом, в котором проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности) является год, наступивший за 6 лет до года, на который проводится соответствующий долгосрочный конкурентный отбор мощности.

Уточняется, что в рамках проведения отбора проектов модернизации в 2021 году также отбираются проекты модернизации, предусматривающие установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 1 января 2027 года по 31 декабря 2029 года.

При проведении отбора проектов модернизации в 2021 (ранее - в 2020) году в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, отдельно рассматриваются и сопоставляются ценовые заявки на участие в отборе проектов модернизации, поданные в отношении проектов модернизации, предусматривающих установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, и иных проектов.

Для проводимого в 2021 (ранее - в 2020) году отбора проектов модернизации величина предельных максимальных капитальных затрат на реализацию проекта модернизации, предусматривающего установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 1 января 2027 года по 31 декабря 2029 года (ранее - с 1 января 2026 года по 31 декабря 2028 года), не может превышать произведения величины установленной мощности генерирующего объекта после реализации проекта модернизации и значения предельных максимальных удельных капитальных затрат проекта модернизации, равного 70 000 рублей за 1 кВт.

Начало действия документа – 01.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Уточнен порядок установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) (постановление Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности)» уточнен порядок установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности).

Соответствующие поправки внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Начало действия документа – 12.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС (приказ Минэнерго России от 27.11.2020 № 1051).

Приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1051 утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС, осуществляемой ПАО «ФСК ЕЭС» с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности или ином законном основании, на 2021 год.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Утверждены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год (приказ ФАС России от 26.11.2020 № 1159/20).

Приказом ФАС России от 26.11.2020 № 1159/20 «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год» утверждены соответствующие цены на электрическую энергию и мощность.

Начало действия документа – 13.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Совет Федерации одобрил закон по вопросам работы с персоналом в электроэнергетике и теплоснабжении.

02-12-2020

Совет Федерации одобрил внесение изменений в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Внесённые изменения направлены на сохранение в электроэнергетике и теплоснабжении отраслевой системы работы с персоналом, её совершенствование в вопросах охраны труда. Речь идёт о сохранении фактически применяемых и подтвердивших свою эффективность форм работы с персоналом, например, стажировок, тренировок, специальных подготовок и инструктажей на конкретных объектах и оборудовании.

Кроме этого, поправки в законы сужают круг лиц, обязанных проходить периодическую аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Это соответствует политике по снижению административной нагрузки на предприятия, исключению существующих и предотвращению установления новых избыточных контрольно-надзорных функций.

Ранее сообщалось, что 25 ноября Государственная Дума ФС РФ в третьем чтении одобрила указанный закон.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Совет Федерации одобрил закон о концессионных соглашениях в электроэнергетике.

02-12-2020

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Внесённые поправки направлены на уменьшение рисков концессионеров, привлечение дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счёт введения юридических гарантий неизменности регуляторных условий для концессионера на всем протяжении срока действия соглашения.

Закон предусматривает включение в состав существенных условий концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии, условия об объёме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения. Также предполагается, что на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений в отношении объектов электроэнергетики будут распространяться нормы, касающиеся имущества государственных, муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Это облегчит вовлечение их объектов в оборот и передачу инвесторам на условиях концессионных соглашений.

Ранее сообщалось, что 26 ноября Государственная Дума ФС РФ в третьем чтении приняла указанный закон.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30.11.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2021 год».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России проектом приказа определены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями, а также с определенными Правительством РФ субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-20/00111060

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 01.12.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год».

В соответствии с п. 107 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, при определении планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности (далее – КОМ) для каждой ценовой зоны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, учитываются предложения по величинам планового коэффициента резервирования, сформированные системным оператором (далее – СО) и (или) советом рынка в соответствии с порядком, утверждаемым указанным органом.

Величины плановых коэффициентов резервирования для целей проведения КОМ на 2026 год определены АО «СО ЕЭС» в соответствии с Положением о порядке определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и порядке определения плановых коэффициентов резервирования мощности в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности), утвержденным приказом Минэнерго России от 07.09.2010 № 431 (далее – Положение № 431). Величины плановых коэффициентов резервирования рассчитаны в отношении групп зон свободного перетока, соответствующих первой и второй ценовым зонам оптового рынка.

В соответствии с проектом приказа значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год, составляют:

- для первой ценовой зоны - 18,2; 

- для второй ценовой зоны - 17,9.

Рассчитанные в соответствии с Положением № 431 значения плановых коэффициентов резервирования по группам зон свободного перетока для проведения КОМ на 2026 год ниже значений, принятых для целей проведения КОМ на 2025 год, на 0,2% и 0,1% для первой и второй ценовых зон соответственно.

После утверждения соответствующих значений они будут использованы системным оператором для целей проведения указанных отборов мощности.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/12-20/00111110

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2021 год».

Проект приказа ФАС России предусматривает установление индикативных цен на электрическую энергию и на мощность в неценовых зонах оптового рынка, рассчитываемых в соответствии с абз. 4-6 п. 48 и п. 51 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность определяются отдельно для Республики Коми, Архангельской и Калининградской области и едиными для субъектов Российской Федерации Дальнего Востока (Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области).

Индикативные цены на 1 полугодие 2021 года не превышают соответствующие индикативные цены, установленные на второе полугодие 2020 года, что соответствует требованиям п. 11(1) Основ ценообразования № 1178.

Прирост индикативных цен с 1 июля 2021 года при пересчете в одноставочное выражение составляет от 0% в Архангельской области, до 3,4% в Республике Коми, Калининградской области и в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-20/00111148

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2021 год».

Проект приказа предусматривает индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), функционирующих на оптовом рынке.

Расчеты цен были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2021 год, утвержденного ФАС России приказом от 26.11.2020 № 1164/20-ДСП, исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок генерирующими объектами на 2021 год, планируемых к утверждению ФАС России.

Расчет произведен в соответствии с макроэкономическими показателями одобренного Правительством РФ Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Для потребителей за исключением населения и приравненных к нему категорий на территориях, для которых определены особенности функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии индикативные цены увеличиваются более высокими темпами в целях доведения таких цен до свободных (нерегулируемых) цен, формируемых в первой и второй ценовых зонах оптового рынка соответственно.

Изменение цен на электрическую энергию и мощность с 01.07.2021 года:

Население 1 ЦЗ:

- электрическая энергия + 2,75 %.

- мощность + 2,75 %.

Население 2 ЦЗ:

- электрическая энергия – 1,00 %.

- мощность + 2,75 %.

Прочие потребители 1 ЦЗ:

- электрическая энергия + 5,0 %.

- мощность + 5,0 %.

Прочие потребители 2 ЦЗ:

- электрическая энергия + 5,0 %.

- мощность + 5,0 %.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-20/00111200

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 04.12.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и проведения аттестации по вопросам безопасности».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда, а также в целях учета на уровне актов Правительства РФ процедуры подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в рамках которой проверяются знания работников на конкретном рабочем месте, конкретном оборудовании и конкретной организации электроэнергетики и теплоснабжения.

Проектом предполагается наделить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе, полномочиями по установлению порядка подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/12-20/00111269

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 04.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2021 год».

Проект приказа предусматривает установление тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2021 год в следующих размерах: 

- на 1-ое полугодие 2021 года – 1,214 руб./МВт*ч;

- на 2-ое полугодие 2021 года – 1,329 руб./МВт*ч.

При расчете тарифа на услуги, оказываемые коммерческим оператором, необходимая валовая выручка АО «АТС» по регулируемым видам деятельности на 2021 год определена исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен на 2021 год. АО «АТС» заявлена сумма НВВ в размере 3 млрд. 588 млн. рублей. По итогам проведенной оценки обоснованности затрат Управлением регулирования электроэнергетики скорректированы статьи затрат, в результате чего предлагается установить уровень НВВ в размере 2 млрд. 389 млн. рублей (рост на 4,7 % к 2020 г.), таким образом сумма НВВ снижена на 1 млрд. 199 млн. рублей от заявленной.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-20/00111279

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС выдала предписание «Россети Московский регион» за нарушение при проверке счетчиков.

30-11-2020

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ выдала предписание компании «Россети Московский регион» за проверку счетчиков электричества без ведома абонента, сообщает пресс-служба Московского УФАС.

ПАО «Россети Московский регион» нарушило нормы антимонопольного законодательства в части несоблюдения порядка проверки приборов учета и фиксации безучетного потребления нежилым помещением, принадлежащим субъекту малого предпринимательства, - говорится в сообщении.

По данным ФАС, сетевая организация без предупреждения провела проверку счетчика в отсутствие абонента. По результатам этой проверки компания не установила достаточных данных, чтобы признать потребление безучетным и решила направить счетчики на экспертизу на завод изготовителя.

При этом причины для составления акта о безучетном потреблении в отношении абонента отсутствовали, в связи с чем столичное управление ФАС вынесло решение о нарушении.

Источник: Посмотреть

● Суд поддержал решение ФАС России в отношении компании «МРСК Волги».

02-12-2020

Организация не исполнила предупреждение ведомства о прекращении действий, содержащих признаки нарушений антимонопольного законодательства

В мае 2019 года в ФАС России поступила жалоба компании «Химпром» на действия «МРСК Волги». В ходе ее рассмотрения выяснилось, что заявитель направил в адрес нарушителя проект дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электроэнергии. Документом планировалось исключить из договора точки присоединения, перешедшие в зону балансовой и эксплуатационной ответственности ПАО «Химпром» вместе с приобретением права владения в отношении Новочебоксарской ТЭЦ-3.

В процессе деловой переписки с ноября 2017 года «МРСК Волги» неоднократно отказывала компании «Химпром» в подписании дополнительного соглашения. Отказ сетевой организации в заключении дополнительного соглашения по исключению из договора точек поставки привел к ущемлению экономических интересов компании «Химпром» и нарушению антимонопольного законодательства ¹.

В августе 2019 года антимонопольная служба выдала «МРСК Волги» предупреждение о прекращении противозаконных действий, однако компания его не исполнила. После этого ФАС России возбудила в отношении организации дело и признала ее нарушившей Закон о защите конкуренции. Решение ведомства поддержал и Арбитражный суд города Москвы.

«Комиссия ФАС России выявила ряд действий «МРСК Волги», нарушающих антимонопольное законодательство. По результатам рассмотрения дела сетевой организации также было выдано предписание. Кроме того, за противозаконные действия «МРСК Волги» предусмотрена санкция в виде оборотного штрафа. Суд поддержал нашу позицию в части неправомерности злоупотребления доминирующим положением со стороны сетевой организации», - отметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

¹Справочно: п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих  инстанций по делу о качестве поставляемой электроэнергии (определение ВС РФ от 01.12.2020 № 306-ЭС20-19138).

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Росстандарта по Астраханской области (административный орган) о привлечении энергосбытовой компании к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде 300 тыс. рублей штрафа.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда, заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, управление Росстандарта обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что содержащиеся в них выводы основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат обстоятельствам дела.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы управления Росстандарта и признал законными судебные акты нижестоящих судов (определение ВС РФ от 01.12.2020 № 306-ЭС20-19138).

Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» послужил выявленный административным органом в результате проведенной проверки факт реализации энергосбытовой организацией гражданам–потребителям электрической энергии, не соответствующей по качеству требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст (далее – ГОСТ 32144-2013).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении к ответственности.

Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, на основании законодательства РФ суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях энергосбытовой организации состава вмененного правонарушения.

При этом суды установили, что необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ПАО «МРСК Юга».

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть