Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (30.08.2021 - 05.09.2021)

06 сентября 2021

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли 

Подписаться


01 сентября вступил в силу приказ Минэнерго России, регламентирующий порядок проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики РФ (приказ Минэнерго России от 26.01.2021 № 27).

01 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 26.01.2021 № 27 «Об утверждении Правил проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики Российской Федерации».

Правила, утвержденные приказом, устанавливают требования к порядку планирования, подготовки, проведения, включая методы и средства проведения, и подведения итогов противоаварийных тренировок.

В организациях электроэнергетики должны проводиться учебные и контрольные тренировки. Контрольные тренировки проводятся индивидуально с отдельным работником или одновременно с несколькими работниками. С работниками, впервые допускаемыми к самостоятельной работе, в процессе дублирования при подготовке по новой должности должна проводиться индивидуальная контрольная тренировка.

По субъектному составу персонала тренировки подразделяются на межсистемные, общесистемные, диспетчерские; станционные и цеховые; объектовые; межсетевые, сетевые, подстанционные и специализированные; подстанционные; специализированные.

Приводятся формы программы проведения контрольной противоаварийной тренировки, протокола контрольной противоаварийной тренировки и журнала учета противоаварийных тренировок.

Документ действует до 1 сентября 2027 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Вступили в силу правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (приказ Минэнерго России от 28.12.2020 № 1195).

01 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 28.12.2020 № 1195 «Об утверждении Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 3 августа 2018 г. № 630 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем», от 8 февраля 2019 г. № 81 «Об утверждении требований к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию и о внесении изменений в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей российской федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229».

Выполнение Правил, утвержденных рассматриваемым приказом, является обязательным для:

- юридических и физических лиц, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям;

- сетевых организаций;

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими устройствами;

- проектных организаций.

Определены требования:

- к разработке и согласованию технического задания на разработку схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения);

- к сбору и предоставлению исходных данных для разработки схемы выдачи мощности, схемы внешнего электроснабжения;

- к формированию и верификации математических расчетных моделей;

- к содержанию, разработке и согласованию схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения).

Одновременно внесены изменения в отдельные приказы Минэнерго России.

Документ действует до 31 августа 2027 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Вступил в силу приказ Минэнерго России от 30.04.2021 № 321, которым установлен нормативный уровень балансовой надежности для Единой энергетической системы России.

1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 30.04.2021 № 321, которым установлен нормативный уровень балансовой надежности для Единой энергетической системы России, используемый при оценке возможности вывода генерирующего оборудования из эксплуатации, соответствующим показателю вероятности бездефицитной работы энергосистемы. Этот показатель равен 0,996.

Документ действует до 28 января 2027 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения отборов мощности новых генерирующих объектов (постановление Правительства России от 01.09.2021 № 1463).

Постановлением Правительства России от 01.09.2021 № 1463 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам проведения отборов мощности новых генерирующих объектов» установлен порядок проведения отборов мощности новых генерирующих объектов, порядок продажи такой мощности, расчета ее стоимости, требования к содержанию решению Правительства России о проведении отбора мощности новых генерирующих объектов, требования к содержанию решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, о проведении отбора мощности временно замещающих генерирующих объектов, определен перечень субъектов, которые вправе принимать участие в отборах мощности.

Начало действия документа – 13.09.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Утвержден порядок определения размера платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) (приказ ФАС России от 23.06.2021 № 631/21).

Приказом ФАС России от 23.06.2021 № 631/21 «Об утверждении Порядка определения размера платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)» утверждена формула для расчета вышеуказанной платы, а также порядок индексации платы.

В Порядке, утвержденном приказом ФАС России от 23.06.2021 № 631/21, указано, что в состав платы территориальной сетевой организации не включаются учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии расходы на выполнение мероприятий, включенных в инвестиционную программу территориальной сетевой организации.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2021 за № 64841.

Начало действия документа – 13.09.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 31 августа 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа Минэнерго России по вопросам проектирования развития энергосистем.

Проект приказа Минэнерго России «Об утверждении методических указаний по проектированию развития энергосистем» (Проект) разработан в целях установления минимальных обязательных требований в сфере проектирования развития энергосистем, направленных на принятие технически и экономически обоснованных (сбалансированных) инвестиционных решений по развитию электрических станций и сетей, обеспечивающих эффективное функционирование энергосистем и надежное электроснабжение потребителей, в том числе при разработке схем и программ перспективного развития электроэнергетики в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства России от 17.10.2009 № 823.

Проект приказа устанавливает требования ко всем видам работ по проектированию развития энергосистем, их объединений, а также электрических сетей классом напряжения 35 кВ и выше, выполняемых в виде самостоятельных работ или в качестве соответствующих разделов схем выдачи мощности электростанций, схем внешнего электроснабжения потребителей электрической энергии, проектной документации на строительство (реконструкцию) и технологическое присоединение объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям и иных работ, связанных с развитием электроэнергетики.

Требования Проекта приказа распространяются на органы государственной власти и организации, осуществляющие проектирование (планирование) развития энергосистем.

В настоящее время требования к проектированию развития энергосистем установлены Методическими рекомендациями по проектированию развития энергосистем, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 281, которые не соответствуют сложившимся после реформирования РАО «ЕЭС России» производственной структуре, правоотношениям и системе перспективного планирования в электроэнергетике.

Положения Проекта приказа направлены на установление единых и конкретных требований к планированию развития электроэнергетики, включая развитие генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства, в целях разработки наиболее эффективных инвестиционных решений для обеспечения прогнозируемого спроса на электрическую энергию и мощность с учетом требований к надежности функционирования энергосистем и электроснабжения потребителей, установленных действующим законодательством.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/05-19/00091723

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 31 августа 2021 года для публичных обсуждений представлен проект постановления Правительства России по вопросам определения механизма и источника компенсации затрат на модернизацию (реконструкцию) или строительство генерирующих объектов тепловых электростанций.

Проектом постановления предусматривается установление порядка рассмотрения и утверждения проектов модернизации (реконструкции) или строительства генерирующего оборудования в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности, а также определение механизма возврата капитальных и эксплуатационных затрат в отношении утвержденных генерирующих объектов.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/08-21/00119808

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 31 августа 2021 года Минэнерго России на портале проектов НПА разместило проект постановления Правительства России о продлении особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка.

Проект постановления Правительства России «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка» разработан в целях переноса сроков применения ответственности за неисполнение субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Ставропольского края), Республикой Тыва, Республикой Карелия и Республикой Бурятия критериев, установленных постановлением Правительства России от 30.04.2018 № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка» (далее – Постановление № 534). Так:

- срок применения ответственности за неисполнение критериев, установленных Постановлением № 534, переносится с 1 октября 2021 г. на 1 января 2023 г.,

- упраздняется необходимость утверждения комплексных программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предусмотренных Постановлением № 534.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/13/08-21/00119815

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 03 сентября 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа ФАС России по вопросам расчета цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Согласно подпункту «г» пункта 25 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России от 13.05.2019 № 216, одной из задач по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности является долгосрочное и сбалансированное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги субъектов естественных монополий и субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, совершенствование ценовой политики в сфере энергетики на внутреннем рынке и планомерный переход к рыночным механизмам ценообразования в этой сфере с учетом социальной ответственности организаций топливно-энергетического комплекса.

В связи с этим, целями и мотивами издания приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» является необходимость перехода на долгосрочное (трехлетний период) тарифное регулирование услуг по оперативно – диспетчерскому управлению в электроэнергетике в целях создания стимулирующего механизма эффективного управления ресурсами и повышение прозрачности деятельности регулируемой организации.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/09-21/00119965

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 03 сентября 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа Минэнерго России по вопросам аттестации лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проект приказа Минэнерго России «Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике» (Проект) разработан в целях оптимизации Порядка аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проектом приказа предусмотрены положения, позволяющие проходить аттестацию по месту работы в диспетчерском центре в  дистанционной форме, указанные положения обусловлены следующими факторами.

Действующий Порядок аттестации диспетчерского персонала субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, предусмотренный приказом Минпромэнерго России от 20.07.2006 № 164 (далее – Порядок аттестации), содержит неопределенное требование о месте проведения такой аттестации (в диспетчерском центре, где работник осуществляет профессиональную деятельность, или в территориальном органе Ростехнадзора, сформировавшем аттестационную комиссию).

В условиях развития электронных средств связи, требования о личной явке диспетчера на аттестацию по месту нахождения территориального органа Ростехнадзора явно избыточно.

Кроме этого, требования о личной явке диспетчера на аттестацию по месту нахождения территориального органа Ростехнадзора создает дополнительные риски (особенно в зимнее время) для  работников (групп работников) из числа диспетчерского персонала при  использовании междугороднего транспорта, сокращает период отдыха работника, что в итоге увеличивает риски снижения надежности при управлении энергосистемой. В этой связи на работников или  работодателя также возлагаются дополнительные транспортные и  командировочные расходы на обеспечение прохождения аттестации работниками, создаются риски невозможности своевременной аттестации в  случаях введения ограничительных мер на передвижение работников и  проведение разного рода мероприятий, в том числе в условиях  объявления режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности. Указанная проблема приобрела особенное значение в условиях пандемии коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений.

Проектом приказа также оптимизируется порядок взаимодействия заявителя (аттестуемого лица) с аттестационной комиссией органа федерального государственного энергетического надзора, в котором аттестуемое лицо осуществляет свою профессиональную деятельность.

Реализация Проекта, по мнению разработчиков, позволит:

- оптимизировать административные издержки аттестуемых лиц и  работодателя (в частности, в ходе взаимодействия аттестуемого лица с  органом Ростехнадзора не потребуется повторное представление документов об образовании и опыте работы, так как они представляются при  трудоустройстве и имеются в наличии у работодателя);

- сохранить для субъекта оперативно-диспетчерского управления как  лица, ответственного за проведение обязательных форм работы с диспетчерским персоналом и обеспечение его готовности к выполнению трудовых функций,  возможность планирования  и обеспечения своевременного прохождения персоналом предаттестационной подготовки, контроля за соблюдением сроков очередной или внеочередной аттестации и допуском к работе только работников, успешно прошедших аттестацию;

- исключить количество возможных ошибок, вызванных некорректным оформлением и неправильной подачей заявительных документов работниками, для которых выполнение таких действий является новыми обязанностями.

В целях повышения прозрачности и открытости административной процедуры Проект приказа содержит положения, обеспечивающие участие субъекта оперативно-диспетчерского управления в процессе формирования аттестационных вопросов и публикацию сведений о предъявляемых требованиях.

Во избежание затягивания административной процедуры и для  исключения случаев необоснованного отказа в предоставлении государственной услуги Проектом приказа предусмотрена возможность приостановления оказания государственной услуги при  предоставлении заявительных документов не в полном объеме, с  нарушением установленной формы, а также при отсутствии информации об уплате государственной пошлины. Указанные недостатки оформления и  подачи заявительных документов могут быть оперативно устранены, отказ  в предоставлении государственной услуги и возврат документов без  рассмотрения в этом случае нецелесообразны.

Проектом приказа предусмотрено утверждение новых  Единых аттестационных требований к  лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с  оперативно-диспетчерским управлением в  электроэнергетике:

- требования к уровню профессионального образования и опыту работы аттестуемого лица приведены в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Работник по осуществлению функций диспетчера в сфере оперативно-диспетчерского управления в  электроэнергетике», утвержденного приказом Минтруда России от  18.03.2021 № 137н;

- требования к знаниям аттестуемого лица сформулированы на основе положений нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, подлежащие учету и соблюдению при выполнении функций диспетчера субъекта оперативно-диспетчерского управления.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/09-21/00119946

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд запретил взыскать «аванс» с заказчика по договору о технологическом присоединении (определение ВС РФ от 30.08.2021 № 305-ЭС21-8682).

Общество «Гринфлайт» договорилось с московским филиалом «Россетей» о технологическом присоединении объекта – но не заплатило своему контрагенту полностью. «МОЭСК» взыскало деньги в судебном порядке, но этому помешал Верховный Суд.

В 2013 году общество «Гринфлайт» заключило с «МОЭСК» договор о технологическом присоединении заказчика к электросетям. Стоимость соглашения составила 296 млн. руб., 89 млн. руб. из которых нужно было заплатить в первые 30 дней после заключения договора. Эти деньги «Гринфлайт» не заплатило своему контрагенту, поэтому «МОЭСК» в судебном порядке потребовало выплатить ему 89 млн. руб.

Три инстанции решили взыскать деньги с «Гринфлайта». Суды указали, что основанием для иска стали условия договора техприсоединения, плата по которому установлена органом тарифного регулирования в индивидуальном порядке и отражена в договоре. Они также отказались считать взыскиваемый платеж «авансовым».

Пока шло разбирательство, «Гринфлайт» обанкротилось, и его кредиторы пожаловались в Верховный Суд. В своей жалобе Юридическая компания «Юрлига» отмечает, что «МОЭСК», получив от заказчика по договору более 207 млн. руб. в качестве аванса, представило акты выполненных работ на меньшую сумму и не отработало спорный долг. А общество «Островцы» отметило, что при неисполнении заказчиком обязательств по предварительной оплате исполнитель мог приостановить подключение либо полностью отказаться от соглашения и потребовать возмещения убытков, но не взыскивать авансовые платежи.

Еще один довод «Островцов» касался условия спорного договора о внесении обществом «Гринфлайт» платежей в определенные сроки. По мнению заявителя, такой пункт в договоре не создает возможности взыскания денег в судебном порядке в отсутствие факта технологического присоединения заказчика к электрическим сетям. Доказательства того, что мероприятия по технологическому присоединению объекта ответчика завершены, «МОЭСК» не предоставило.

Экономколлегия прислушалась к доводам кредиторов, отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть

Источник: Посмотреть


 

Подписывайтесь на рассылку «Электрические Сети в Системе» и в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте