Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (06.04.2020 - 12.04.2020)

13 апреля 2020

До 1 января 2021 года приостановлено взыскание штрафных санкций за несвоевременное внесение платы за услуги ЖКХ, в том числе услуги по электроснабжению (постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»приостановлено действие отдельных нормативных положений в сфере коммунальных услуг:

- в части требований уплаты потребителем неустоек (штрафов, пеней);

- в части права исполнителя ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги при неполной оплате.

Также предусматривается, что не применяются до 1 января 2021 года:

- положения договоров в сфере газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, устанавливающие право поставщиков на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов;

- положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение.

Начало действия документа - 06.04.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Предусматриваются особенности применения разрешительных режимов в сфере электроэнергетики в 2020 году (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»предусматриваются особенности применения разрешительных режимов в сфере электроэнергетики в 2020 году.

Временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, а также временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения осуществляются без получения разрешения уполномоченного органа на допуск к эксплуатации указанных объектов.

Установлены особенности прохождения первичной аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. При этом имеющаяся аттестация продлевается до 1 октября 2020 года и считается действующей.

Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, до 1 октября 2020 года не проводится.

Начало действия документа - 06.04.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

11 апреля вступило в силу постановление Правительства РФ от 01.04.2020 № 403, которым усовершенствованы акты Правительства РФ по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 403 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии»внесены изменения в Правила технологического присоединения…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в целях детализации и усовершенствованияпроцедуры заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и договоров энергоснабжения.

Указанными изменениями предусматривается возможность для заявителей направлять заявку на техприсоединение и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на сайт, обеспечивающий такую возможность) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством РФ. Сетевой организацией при этом должна быть обеспечена возможность предоставления заявителем соответствующего требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Предусмотрены дополнительные обязательные документы, прилагаемые к заявке на техприсоединение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих некоммерческому объединению (гаражно-строительному, гаражному кооперативу) либо его членам, а также в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.

Также изменен порядок направления договора на техприсоединение в адрес заявителей, в частности, предусмотрено, что сетевая организация одновременно с направлением договора заявителю уведомляет заявителя о последствиях наступления бездоговорного потребления электрической энергии в случае нарушения заявителем предусмотренного законодательством порядка заключения договора энергоснабжения.

Установлено, что сетевая организация обязана уведомить субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (или планируется к заключению договор), о дате фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя, не позднее 3-х рабочих дней с момента такой подачи.

Кроме этого, предусмотрена обязанность сетевой организации уведомить субъекта розничного рынка о расторжении договора техприсоединения с заявителем, и возвратить ранее полученные от такого субъекта розничного рынка 2 экземпляра подписанного с его сторон договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в случае наличия таких документов у сетевой организации на дату направления соответствующего уведомления.

Рассматриваемым постановлением предусмотрен 30-тидневный срок с момента получения от сетевой организации акта об осуществлении технологического присоединения  для направления заявителем подписанного со своей стороны договора энергоснабжения гарантирующему поставщику. В случае не направления заявителем проекта договора гарантирующему поставщику, такой договор считается отозванным, а потребление электроэнергии заявителем – бездоговорным потреблением с момента фактической подачи сетевой организаций напряжения и мощности. При этом по общему правилу объем бездоговорного потребления в данном случае определяется  по показаниям приборов учета.

Постановлением предусмотрен 2-хмесячный срок со дня фактической подачи напряжения и мощности для заключения заявителем с сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электроэнергии в случае заключения с гарантирующим поставщиком договора купли-продажи электроэнергии. Днем начала исполнения договора оказания услуг по передаче будет считаться день фактической подачи напряжения и мощности.

Постановление также регламентирует, что точки технологического присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка заявителя возможно при условии, что заявителю не придется урегулировать отношения с иными лицами.

Постановлениеустанавливает процедуры перезаключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии и оказания услуг по передаче электроэнергии при смене собственника энергопринимающих устройств.

Кроме этого, постановлением конкретизировано понятие «бездоговорное потребление электрической энергии». Уточнено, что не является бездоговорным потреблением электроэнергии потребление электроэнергии в период заключения договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) в случае обращения потребителя, имеющего намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения за заключением такого договора в случае смены собственника энергопринимающего устройства, и в случае заключения договора, обеспечивающего продажу электроэнергии (мощности) на розничных рынках, до завершения техприсоединения энергопринимающих устройств при условии соблюдения установленных законодательством сроков.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 10.04.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

Проектприказа устанавливает государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

К работам на высоте относятся работы, при которых:

1) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

- при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

- при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;

2) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

Проектом приказа предусмотрено, что работодатель обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) при проведении оценки уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с вышеуказанной классификацией, исходить из специфики своей деятельности и характеристик объекта.

Проектом приказа установлено, что работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте.

При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

-  применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

- применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более на площадках и рабочих местах;

- использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Предусмотрено, что требования правил учитываются при проектировании объектов, зданий, сооружений, при разработке технологических процессов и проектов производства работ по сборке, монтажу и демонтажу, а также эксплуатации механизмов или оборудования.

Работодатели и их объединения вправе устанавливать более эффективные нормы безопасности при работе на высоте, но не противоречащие требованиям настоящих правил.

Разработчик – Минтруд России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/04-20/00101092

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●ФАС информирует об изменениях в работе в связи с пандемией COVID-19.

08-04-2020

Заседания Комиссий ведомства откладываются на максимально возможные сроки, установленные законодательством.

По делам, которые не могут быть отложены (в случае, если их необходимо рассмотреть до 30 апреля 2020 года), будет организована дистанционная работа с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». 

Комиссии по жалобам на закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также отраслевые торги будут проходить дистанционно.

Все заинтересованные лица будут заблаговременно оповещены о новых датах рассмотрения дел и возможности дистанционного участия в них.

Все вышеперечисленные меры носят временный характер.

Источник: Посмотреть

●Красноярской ТЭЦ пересчитают модернизацию.

08-04-2020

Курирующий ТЭК вице-премьер Юрий Борисов оставил на контроле вопрос о проведении технологического и ценового аудита (ТЦА) проекта модернизации угольной Красноярской ТЭЦ-3 Сибирской генерирующей компании (СГК, входит в СУЭК Андрея Мельниченко). Согласно решению вице-премьера, Минэкономики, Минэнерго и ассоциация «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупную промышленность) должны до 10 апреля представить подписанные таблицы разногласий «для последующего рассмотрения в правительстве», говорится в письме заместителя директора департамента промышленности, энергетики и транспорта Правительства Валерия Шогенова (документ от 2 апреля есть у «Ъ»). Такое решение было принято несмотря на то, что Минэкономики и Минэнерго признали параметры проекта корректными.

Дискуссия вокруг объекта СГК началась еще в прошлом году. Проект Красноярской ТЭЦ-3 (208 МВт) за 22,96 млрд. руб. с вводом в 2024 году попал в программу модернизации старых ТЭС через отбор правительственной комиссии по электроэнергетике. «Сообщество потребителей энергии» пожаловалось на стоимость проекта, считая, что та в 1,6 раза выше типовых затрат. Тогда предшественник господина Борисова Дмитрий Козак поручил Минэкономики провести ТЦА. Минэкономики в марте констатировало, что ТЦА соответствует техническому заданию, разногласий с Минэнерго и СГК нет. По оценкам аудиторов, стоимость проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 на 20–30% ниже уровня капитальных затрат по аналогичным проектам в России. При этом станция уже учтена при проведении конкурентных отборов мощности на 2024-й и 2025 годы и по ней заключены договоры поставки мощности.

По расчетам ассоциации, с учетом ограничения по CAPEX и прибыли от продажи электроэнергии стоимость проекта могла быть снижена вдвое, до 11,26 млрд. руб. «Сообщество потребителей энергии» 3 марта направило Юрию Борисову письмо с просьбой пересмотреть параметры проекта и учесть позиции ассоциации.

В Минэнерго, в Минэкономики и в аппарате Юрия Борисова не ответили на запрос «Ъ». В СГК и «Сообществе потребителей энергии» воздержались от комментариев.

Из-за нарастающего экономического кризиса шансы на пересмотр проекта Красноярской ТЭЦ-3 возрастают, считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. При этом Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» подчеркивает: изменение уже утвержденного договора поставки мощности — невиданный прецедент, который может быть связан или с добровольным отказом от обязательств (например, как на проекте Серовской ГРЭС ОГК-2), либо с экстраординарными обстоятельствами (как в случае аварии на Загорской ГАЭС-2 «РусГидро»). Отказ от обязательств в одностороннем порядке вряд ли предусмотрен самим подписанным договором, отмечает он. Однако если проект исключат из постановления Правительства, то это автоматически станет основанием для пересмотра ДПМ вплоть до его расторжения, говорят собеседники «Ъ».

Источник: Посмотреть

●ФАС России готова отсрочить предоставление заявок на установление тарифов в связи с введенными ограничениями.

09-04-2020

Ведомство уже подготовило проект постановления Правительства РФ о продлении срока предоставления соответствующих документов.

Федеральная антимонопольная служба предложила перенести на 45 дней сроки раскрытия информации, сроки предоставления в органы регулирования заявлений (предложений) об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, а также предоставления в Федеральную антимонопольную службу органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на 2021 год.

Инициатива ведомства связана с реализацией мер, направленных на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с вводимыми на территории субъектов Российской Федерации ограничениями.

Соответствующий проект постановления Правительства РФ направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, ФАС России уже перенесла ряд сроков для регулируемых компаний, которые ежегодно представляли бухгалтерскую и статистическую отчетность по итогам 2019 года и за 1 квартал 2020 года, отчета об использовании инвестиционных ресурсов.

«В сложившейся ситуации, учитывая принятые по всей стране меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перенос сроков предоставления тарифных заявок и отчетности является наиболее правильным и необходимым решением», - отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

●Минэнерго России проводит стресс-тесты компаний ТЭК.

09-04-2020

Оперативный штаб Минэнерго России по мониторингу состояния организаций топливно-энергетического комплекса приступил к проведению стресс-тестов нефтегазовых, энергетических и угольных компаний в условиях мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции.

«Исследования проводятся совместно с экспертами ведущих российских банков - Сбербанка, ВТБ, Промсвязьбанка, Газпромбанка. Рассматривается возможный комплекс мер по стабилизации деятельности компаний при различных сценариях развития экономики», - отметил заместитель Министра энергетики РФ, заместитель руководителя Оперативного штаба   Анатолий Тихонов.

Он также добавил, что по результатам анализа полученных данных будут сформированы соответствующие рекомендации о целесообразности мер поддержки отраслевых компаний.

Источник: Посмотреть

●Крупный бизнес просит ФАС проверить энергетиков.

10-04-2020

Крупные потребители попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить энергокомпании, которые активно используют механизм оперативных заявок без указания цены (ОЦЗ) на оптовом рынке электроэнергии. Он мог применяться для завышения цен, говорится в письме «Сообщества потребителей энергии» на имя руководителя службы Игоря Артемьева от 2 апреля. «Ведомости» ознакомились с содержанием документа, подлинность подтвердили в сообществе. Представитель ФАС не ответил на запрос «Ведомостей».

Основной объем электроэнергии продается на рынке на сутки вперед (РСВ), отклонения от потребления расторговываются на балансирующем рынке в режиме реального времени. ОЦЗ позволяет участникам увеличивать или снижать ранее запланированные объемы в зависимости от обстоятельств, по сложившейся на рынке цене.

Источник: Посмотреть

●ФАС приостановила торги «Янтарьэнергосбыт» на печать и доставку квитанций.

10-04-2020

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приостановила торги, через которые «Янтарьэнергосбыт» заключает договор на печать и доставку платежных квитанций. Об этом 9 апрелясообщили на сайте регионального управление ФАС.

Как уточняется в сообщении, решение о приостановке принято после принятия жалобы ООО «Рефайди Балтия». Компания возмущена тем, что «Янтарьэнергосбыт» намерен заключить контракт с АО «Почта России».

«Считаем, что конкурсная документация сформирована таким образом, что принять участие в данной закупке и победить в ней сможет только АО «Почта России» и заключить контракт с АО «Почта России», - говорится в жалобе.

УФАС приостановило торги до 13 апреля, когда жалоба будет рассмотрена по существу.

«Янтарьэнергосбыт» готов потратить на печать и доставку квитанций более 84 млн. руб. Услуги должны выполняться в 2020-2023 годах.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд признал законным постановление Ростовского УФАС о привлечении ПАО «Россети-ЮГ»к административной ответственности за нарушение правил техприсоединения (определение ВС РФ от 09.04.2020 № 308-ЭС20-3937).

ПАО «МРСК Юга» (в настоящее время ПАО «Россети-ЮГ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению ФАС по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Суд первой инстанции и апелляционный суд удовлетворили заявление сетевой организации и признали постановление Ростовского УФАС незаконным.

Арбитражный окружной суд отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал обществу в удовлетворении заявления.

Не согласившись с постановление окружного суда, ПАО «Россети-ЮГ» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой на указанное постановление, в которой просило его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Однако Верховный Суд при изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов не нашел оснований для удовлетворения жалобы, о чем вынес определение от 09.04.2020 № 308-ЭС20-3937.

Как следует из судебных актов, постановлением антимонопольного органа Россети-ЮГ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей, ввиду возложения на потребителя электроэнергии обязанности по установке устройств контролявеличины максимальной мощности при осуществлении технологического присоединения к сетям сетевой организации.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает, что повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения,– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с осуществлением обществом технологического присоединения потребителя к электрическим сетям, суд кассационной инстанции признал неправомерным возложение ПАО «Россети ЮГ», являющимся сетевой организацией, на потребителя электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно и обязанности контролировать максимальную мощность.

Действующим законодательством (п. 8, пп. «в» п. 25 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, абз. 9 п. 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) не предусмотрено возложение на потребителей электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно и обязанности контролировать максимальную мощность.

Кроме того, в п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»предусмотрено, что коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам ипользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).

Окружным судом отмечено, что Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правила технологического присоединения…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не разделяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей (юридических или физических лиц) к сетям сетевой организации.

Таким образом, окружной суд пришел к выводу, что сетевая организация неправомерно возложила на заявителя установку релейной защиты и устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности, необходимых для выполнения обществом-сетевой организацией своих обязанностей, а равно обязанности контролировать максимальную мощность.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, признав правомерным оспариваемое постановление антимонопольного органа. С такими выводами окружного суда согласился Верховный Суд.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть