Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (29.11.2021 - 05.12.2021)

06 декабря 2021

Установлены критерии определения потребителей, в отношении которых на территориях ДФО осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 26.11.2021 № 2062).

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2062 «О критериях определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» установлены критерии определения потребителей, в отношении которых на территориях ДФО осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов).

Реализованы полномочия Правительства РФ, предусмотренные абзацем 53 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Начало действия документа – 01.12.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Уточнены акты Правительства в целях обеспечения возможности модернизации (реконструкции) или строительства генерирующего оборудования в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности (постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2025).

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2025 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» поправки внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Установлен порядок расчета регулируемых цен (тарифов) на мощность для генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах.

Начало действия документа – 10.12.2021.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Внесены изменения в приказ ФАС России, которым утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (приказ ФАС России от 14.10.2021 № 1111/21).

Приказом ФАС России от 14.10.2021 № 1111/21 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» изменения вносятся в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2020 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».

Указанными нормативно-правовыми актами до 2028 года продлено действие механизма снижения тарифов на электроэнергию для потребителей ДФО до среднероссийского уровня.

При этом с 2022 года в течение 3 лет цены доведут до экономически обоснованных для ТЭК и крупных промышленных потребителей в сфере добычи драгметаллов и камней, а в течение 5 лет - для бюджетных организаций и ЖКХ.

Начало действия документа – 11.01.2022.

Ссылка на документ: Посмотреть

Утвержден новый профстандарт «Работник по обслуживанию и ремонту оборудования релейной защиты и автоматики электрических сетей» (приказ Минтруда России от 09.11.2021 № 786н).

Приказом Минтруда России от 09.11.2021 № 786н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обслуживанию и ремонту оборудования релейной защиты и автоматики электрических сетей» утвержден соответствующий профессиональный стандарт.

Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение надежности устройств релейной защиты и автоматики электрических сетей.

Определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минтруда России от 29.06.2017 № 524н.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2021 за № 65962.

Начало действия документа - 01.03.2022. Приказ действует до 1 марта 2028.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Сообщается о неприменении отдельных положений разъяснений ФАС России, касающихся порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (письмо ФАС России от 17.11.2021 № МШ/97528/21).

Письмом ФАС России от 17.11.2021 № МШ/97528/21 «О направлении информации» сообщается о неприменении отдельных положений разъяснений ФАС России, касающихся порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

Постановлением Правительства России от 09.10.2021 № 1711 в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям были внесены изменения, которые вступили в силу 20.10.2021, и которые предусматривают, что владельцы участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, могут самостоятельно подавать заявки на техприсоединение.

Сообщается, что с даты вступления указанных изменений в силу положения абзацев пятого и шестого страницы 2 Разъяснения ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 применению не подлежат.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Статус гарантирующего поставщика на территории Тверской области присвоен территориальной сетевой организации (приказ Минэнерго России от 19.11.2021 № 1251).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства России от 04.05.2012 № 442, и в связи с истечением срока, на который территориальной сетевой организации присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тверской области, Минэнерго России приказом от 19.11.2021 № 1251 продлен статус гарантирующего поставщика ПАО «Россети Центр» на указанной территории с 1 декабря 2021 года и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

● 29 ноября 2021 года открыты для публичных обсуждений проекты приказов Минтруда России:

- «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по метрологическому обеспечению деятельности по передаче и распределению электроэнергии».

- «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи».

Вышеуказанные проекты приказов об утверждении профессиональных стандартов разработаны в целях актуализации трудовых функций работников в указанной сфере с учетом цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Разработчик – Минтруд России

Процедура – публичные обсуждения текста проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проектов: 01/02/11-21/00122924; 01/02/11-21/00122926

Ссылка на проекты: Посмотреть; Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30 ноября 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства России о внесении изменений по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Проектом постановления предлагается внести изменения в:

- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства России от 29.12.2011 № 1178.

- Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства России от 29.12.2011 № 1178.

- Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденное постановлением Правительства России ‎от 21.02.2011 № 97;

- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства России от 27.12.2004 № 861.

Суть изменений, которые вносятся в указанные акты Правительства России, заключается в следующем:

- утверждаются критерии определения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который будет утверждать цены (тарифы), указанные в абзаце 1 пункта 10(1) Основ ценообразования № 1178, на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

- определяется порядок учета перекрестного субсидирования ‎и показателей Сводного прогнозного баланса в объединенных субъектах Российской Федерации;

- определяется порядок расчета объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в объединенных субъектах Российской Федерации;

- создается возможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций при переходе на единое тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, проект постановления предусматривает внесение изменений в части неприменения метода сравнения аналогов при переходе к регулированию цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала в течение долгосрочного периода регулирования от регулирования цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации, а также при переходе на регулирование с применением метода доходности инвестированного капитала и с применением метода долгосрочной индексации.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/11-21/00122989

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 01 декабря 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства России о внесении изменений  по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В целях отнесения собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, предусматривающих финансирование инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проектом постановления предусматривается внесение изменения в пункт 2 Критериев.

При этом в соответствии с Правилами проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающие строительство и (или) реконструкцию линий электропередачи и (или) трансформаторных и иных подстанций, соответствующих утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в рамках процедуры их утверждения подлежат согласованию с Минэнерго России.

Учитывая, что инвестиционными программами субъектов электроэнергетики, отнесенных в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Критериев в редакции проекта постановления к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривается финансирование инвестиций с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, проектом постановления вносятся изменения в Правила, предусматривающие участие ФАС России в процедуре утверждения инвестиционных программ таких субъектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 9 Правил рассмотрение и утверждение инвестиционных программ и (или) изменений, которые вносятся в инвестиционные программы, в соответствии с Правилами осуществляется на основании проектов инвестиционных программ, размещаемых субъектами электроэнергетики на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства России от 21.01.2004 № 24 (далее – стандарты раскрытия информации), и Правилами, и иной информации и материалов, направляемых в соответствии с Правилами.

В целях обеспечения возможности рассмотрения и утверждения в соответствии с Правилами инвестиционных программ собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, которые не являются территориальной сетевой организаций, организацией по управлению ЕНЭС либо производителем электрической энергии, проектом постановления предусматривается внесение изменений в стандарты раскрытия информации в части изменения требований к раскрытию информации указанными лицами.

Кроме того, проектом постановления предусматривается внесение изменения в пункт 4 постановления Правительства России от 16.02.2015 № 132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией» в части продления до 01.01.2025 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при предоставлении государственных услуг по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов.

Проектом постановления изменяются указанные в пункте 2 Критериев, в пункте 3 Правил и в стандартах раскрытия информации обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления государственных услуг по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/08-21/00119647

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02 декабря 2021 года ФАС России на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, поставляемой населению, на 2022 год.

Проектом приказа предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год рассчитаны без учета НДС.

Расчет предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год выполнен исходя из прогнозной стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения, утверждение которой планируется на заседании Правления ФАС России в конце 2021 года.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-21/00123083

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02 декабря 2021 года ФАС России на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2022-2024 годы.

Проектом приказа предлагается скорректировать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «ФСК ЕЭС», на 2022-2024 годы:

- в таблице № 1- ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, для субъектов Российской Федерации;

- в таблице № 2 - ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении № 2 к Основам ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства России от 29.12.2011 года № 1178.

Снижение мощности предусмотрено в рамках исполнения поручения Правительства России в части формирования ограничений по отклонению величин заявленной мощности сетевых организаций в сводном прогнозном балансе производства и поставок на очередной период регулирования от фактической мощности прошедшего периода. Для исключения резкого роста тарифов осуществляется поэтапный переход снижения заявленной мощности до уровня фактической.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-21/00123084

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 02 декабря 2021 года ФАС России на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2022 год.

Проектом приказа расчет индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), функционирующих на оптовом рынке произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденными приказом ФСТ России от 28.09.2007 № 262-э/11.

Расчеты были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2022 год, утвержденного ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП, исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок генерирующими объектами на 2022 год.

Расчет произведен в соответствии с макроэкономическими показателями одобренного Правительством России Прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-21/00123085

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 03 декабря 2021 года ФАС России на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на 2022 год.

Проектом приказа тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков электрической энергии, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2022 год, определен в следующих размерах:

- на 1-ое полугодие 2022 года – 11 397,015 руб./МВт*мес.;

- на 2-ое полугодие 2022 года – 12 100,398 руб./МВт*мес.

Предельные максимальные уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2022 год, определены в следующих размерах:

- на 1-ое полугодие 2022 года – 3,359 руб./МВт*ч.;

- на 2-ое полугодие 2022 года – 3,359 руб./МВт*ч.

ФАС России не включила услугу по управлению спросом в состав НВВ, так как в настоящее время правовых оснований для продления указанного пилотного проекта нет.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-21/00123132

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС будет контролировать изменение цен на электроэнергию в 2022 году.

29-11-2021

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России проконтролирует изменение цен на электроэнергию в 2022 году, сообщили РИА Новости в пресс-службе ведомства.

«Регулирование тарифов в электроэнергетике осуществляется на федеральном и региональном уровнях. ФАС России принимает решение о предельных уровнях тарифов на электроэнергию - выше или ниже этих значений установление тарифов не допускается», - говорится в сообщении.

ФАС установила границы минимальных и максимальных тарифов на электроэнергию на следующий год в октябре.

Согласно документу, тарифы разрешено повысить с июля. В каждом регионе стоимость электричества может вырасти максимум либо на 5%, либо до уровня предельного индекса подорожания коммунальных услуг, если он выше 5%.

В Москве минимальный тариф с июля 2022 года составит 6,15 рубля за кВт*ч, а максимальный - 6,28. В Подмосковье - от 6,15 до 6,23 рубля за кВт. Дороже всего электроэнергия во второй половине следующего года может оказаться на Чукотке - максимальный уровень тарифа, разрешенный ФАС, составляет здесь 9,27 рубля за кВт*ч. Самое дешёвое электричество останется в Иркутской области: 1,27-1,30 рублей за кВт*ч.

Служба добавляет, что формирование конечных цен на электроэнергию для населения относится к компетенции региональных органов тарифного регулирования.

При этом указывается, что ФАС при установлении предельных уровней использует инструменты выстроенной многоуровневой системы защиты граждан от существенных изменений оплаты за потребленный ресурс.

«ФАС на регулярной основе обеспечивает контроль и мониторинг за соблюдением допустимых изменений. Информация по установленным тарифам для населения в регионах подвергается всестороннему анализу. Если ФАС выявляет нарушение предельных уровней, то антимонопольное ведомство отменяет решения региональных тарифных органов», - добавили в ведомстве.

Источник: Посмотреть

● На АО «Прионежская сетевая компания» за нарушение правил техприсоединения наложен административный штраф в размере 850 тысяч  рублей.

01 декабря 2021 года Карельским УФАС России на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 850 тысяч рублей.

Как следует из постановления административного органа, Обществом нарушен пункт 31 (6) Правил недискриминационного доступа путем превышения допустимого числа часов отключения в год для потребителей третьей категории надежности (т. е. более 72 часов) в отсутствие согласования таких отключений с Северо-Западным управлением Ростехнадзора, что в свою очередь привело к нарушению прав потребителя на надлежащее энергоснабжение. Кроме этого, Обществом нарушен пункт 33 Правил недискриминационного доступа, в связи с отсутствием доказательств предварительного уведомления потребителя о предстоящих перерывах в электроснабжении на принадлежащем заявителю объекте.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена в статье 9.21 КоАП РФ.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в рассматриваемом случае административный орган применил часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть