Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (28.12.2020 - 03.01.2021)

11 января 2021

● Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка электроэнергии  (постановление Правительства РФ  от 28.12.2020 № 2302).

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» действие особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка продлено до 01.07.2027.

В связи с изложенным, постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2302 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вносятся необходимые изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

Начало действия документа – 30.12.2020.

Ссылка на  документ: Посмотреть

● Принято постановление Правительства РФ об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2339).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии» Минэнерго России поручено до 1 июня 2021 года утвердить правила разработки и утверждения нормативов предельного объема финансовых потребностей на реализацию мероприятий по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения в соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» коммерческого учета электроэнергии (мощности), в том числе посредством интеллектуальных систем учета электроэнергии (мощности). Также Минэнерго России поручено до 1 августа 2021 года утвердить нормативы предельного объема финансовых потребностей на реализацию мероприятий по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электроэнергии.

Постановлением определена  информация, которую субъекты электроэнергетики, утвержденные инвестиционные программы которых содержат инвестиционные проекты, предусматривающие реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, направляют в Минэнерго России для разработки нормативов предельного объема финансовых потребностей в указанной сфере.

Постановлением установлено, что объем финансовых потребностей, необходимых для обеспечения реализации инвестиционных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, а также нематериальных активов, необходимых для обеспечения коммерческого учета электроэнергии, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электроэнергии, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объема финансовых потребностей, определенного в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей на реализацию соответствующих мероприятий, утверждаемыми Минэнерго России. Такие же правила устанавливаются в отношении расходов сетевых организаций на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электроэнергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям. 

Начало действия документа – 01.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● С 1 января 2021 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после строительства, должны быть оснащены «умными» приборами учета электрической энергии (Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ).

Речь идет об индивидуальных (общих для коммунальной квартиры) приборах учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективных (общедомовых) приборах учета и при необходимости измерительных трансформаторах, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Одновременно устанавливается, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Уточняется порядок применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного энергетического надзора (постановление Правительства РФ от 22.12.2020 № 2217)

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2217 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» уточняются основания для планирования проверочных мероприятий должностных лиц, уполномоченных на присвоение отдельных категорий риска. Так, устанавливается, что отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:

- по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого и значительного рисков;

- по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора - для категорий среднего, умеренного и низкого риска.

Предусматривается, что потребителю электрической энергии присваивается категория риска исходя из максимальной мощности эксплуатируемых энергопринимающих установок, установленной в соответствии с договорами технологического присоединения к электрическим сетям, отвечающей наиболее высокой категории риска.

Скорректирована периодичность проведения плановых проверок в отношении различных категорий риска.

Начало действия документа – 01.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Регламентированы отдельные вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию, в том числе объектов электроэнергетики (Федеральный закон от 24.04.2020 № 141-ФЗ).

В Федеральном законе от 24.04.2020 № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок» уточняется применяемое в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» понятие «энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство».

Категории объектов, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством РФ.

Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается Ростехнадзором, который удостоверяет соответствие допускаемых объектов и условий их эксплуатации обязательным требованиям.

Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

- в ходе технологического присоединения (подключения);

- при вводе в эксплуатацию новых или реконструированных допускаемых объектов, технологическое присоединение (подключение) которых не осуществляется.

На период проведения испытаний и наладки допускаемых объектов выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

Указанные положения распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством РФ об использовании атомной энергии.

Начало действия документа – 01.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Подписан закон, направленный на выравнивание цен (тарифов) на электрическую энергию для отдельных потребителей (Федеральный закон от 29.12.2020 № 480-ФЗ).

Федеральным законом от 29.12.2020 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», в частности, предусмотрено, что Правительство устанавливает критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Начиная с 1 января 2022 года доведение на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляется с учетом указанных критериев.

Продлен до 1 января 2028 года срок применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Предусмотрено, в том числе, что Правительство определяет субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка, к цене на мощность которых применяется надбавка в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка.

Начало действия документа – 01.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н).

Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» утверждены настоящие Правила, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.

Требования Правил распространяется на работодателей и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные и ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.

Приказом установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 за № 61957.

Начало действия документа – 01.01.2021. Приказ действует до 31.12.2025.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Вступил в силу закон об административной ответственности заказчика за срыв сроков оплаты по договорам с субъектами МСП по 223-ФЗ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-ФЗ).

Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный ФАС России в поддержку субъектов МСП и во исполнение положений Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», вступил в силу 2 января 2021 года.

Как сообщил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев, документ предусматривает административную ответственность за нарушение заказчиком срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, заключенному в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), с субъектом малого или среднего предпринимательства.

С 1 января 2020 года срок оплаты по договору не может превышать 15 рабочих дней.

В случае нарушения сроков оплаты штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Предприниматели, чьи права ущемляют заказчики, не оплачивая своевременно денежные средства по договору, вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением.

Срок давности привлечения к ответственности за несвоевременную оплату по договору, заключенному в рамках 223-ФЗ, составляет 1 год.

Начало действия документа – 02.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам ценообразования в электроэнергетике (постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2319).

Предусматривается возможность применения предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии при расчете предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах оптового рынка и конечных регулируемых цен в неценовых зонах оптового рынка.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2319 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что в случае присоединения энергопринимающих устройств потребителя (покупателя) к электрическим сетям сетевой организации через  объекты по производству электроэнергии (мощности) производителя электроэнергии (мощности), конечные регулируемые цены определяются за вычетом ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, тарифа на услуги по передаче электроэнергии, а в случае, предусмотренном абз. 3 п. 7 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», - за вычетом ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельного минимального уровня цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

При этом для расчетов с потребителем (покупателем) используются конечные регулируемые цены для наиболее высокого уровня напряжения, на котором объекты по производству электроэнергии (мощности) производителя электроэнергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации, скорректированные на ставку, используемую для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по  электрическим сетям, тарифа на услуги по передаче электроэнергии, а в случае, предусмотренном абз. 3 п. 7 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», - скорректированную на ставку, используемую для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, установленную федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельного минимального уровня цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Установлено, что эти конечные регулируемые цены применяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) к объемам покупки электроэнергии (мощности), обеспеченным собственной выработкой производителя электроэнергии (мощности), в точках поставки, расположенных на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя (покупателя) и объектов по производству электроэнергии (мощности) производителя электроэнергии (мощности).

Кроме того, постановлением предусмотрены равные возможности выбора ценовой категории для потребителей в ценовых и неценовых зонах, а также уточняется формула расчета цены по первой ценовой категории в неценовых зонах с целью обеспечения корректной (не частичной) трансляции цены оптового рынка при формировании конечных регулируемых цен на розничном рынке.

Начало действия документа – 07.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Исключены меры поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива (Федеральный закон от 30.12.2020 № 534-ФЗ).

Федеральным законом от 30.12.2020 № 534-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива» исключены из текста Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указания на возможность применения к генерирующим объектам, функционирующим на розничных рынках электрической энергии и мощности на основе использования торфа, мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренным для объектов по производству электрической энергии на базе возобновляемых источников энергии.

Начало действия документа – 10.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС России принят ряд приказов в области электроэнергетики:

- Приказ ФАС России от 29.09.2020 № 918/20 «О внесении изменений в Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденные приказом ФАС России от 30.09.2015 № 900/15». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2020 за № 61830.

Начало действия документа – 08.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 26.11.2020 № 1163/20 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2020 за № 61851.

Начало действия документа – 08.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 15.12.2020 № 1219/20 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей-субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2020 за № 61831.

Начало действия документа – 08.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 21.12.2020 № 1236/20 «О внесении изменений в приложения № 3 и № 4 к Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденным приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 за № 61895.

Начало действия документа – 09.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 25.12.2020 № 1273/20 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2021 - 2025 годы». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 за № 61901.

Начало действия документа – 09.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 26.11.2020 № 1162/20 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 за № 61921.

Начало действия документа – 10.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 15.12.2020 № 1120/20 «Об утверждении на 2021 год тарифов на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, поставляемую в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемую у них в целях экспорта или импорта». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 за № 61938.

Начало действия документа – 10.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 18.12.2020 № 1232/20 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 за № 61939.

Начало действия документа – 10.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 14.12.2020 № 1216/20 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», на 2021-2024 годы». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61990.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 14.12.2020 № 1221/20 «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61993.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 15.12.2020 № 1222/20 «О ценах на мощность, поставляемую по договорам купли-продажи (поставки) мощности в 2021 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием новых объектов атомных станций и гидроэлектростанций». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61991.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 16.12.2020 № 1225/20 «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности), на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61992.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

-      Приказ ФАС России от 17.12.2020 № 1227/20 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка-производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка-покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 62002.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 24.12.2020 № 1259/20 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2021 год, поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции при введении государственного регулирования». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61989.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 24.12.2020 № 1263/20 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2021 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61988.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 24.12.2020 № 1264/20 «Об утверждении коэффициентов сезонности, применяемых в 2021 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61994.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ ФАС России от 24.12.2020 № 1265/20 «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2021 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2020 за № 61995.

Начало действия документа – 11.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Издан ряд ГОСТов в электроэнергетике.

Опубликованы национальные стандарты по релейной защите и автоматике:

- «ГОСТ Р 59234-2020. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Релейная защита и автоматика. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Устройства автоматики разгрузки при перегрузке по мощности. Нормы и требования».

- «ГОСТ Р 59233-2020. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Релейная защита и автоматика. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Устройства автоматики разгрузки при коротких замыканиях. Устройства фиксации тяжести короткого замыкания. Нормы и требования».

- «ГОСТ Р 59232-2020. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Релейная защита и автоматика. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Устройства автоматической частотной разгрузки. Нормы и требования».

- Также опубликован «ГОСТ Р 59028-2020. Передача электроэнергии постоянным током высокого напряжения. Преобразователи напряжения. Термины и определения», относящийся к терминологии для систем передачи электроэнергии ПТВН и для преобразовательных подстанций ПТВН на основе самокоммутирующихся преобразователей напряжения. Стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту МЭК 62747:2019 «Преобразователи напряжения (ПН) для систем постоянного тока высокого напряжения. Терминология».

Дата введения в действие ГОСТов – 01.01.2021.

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2020-2021 годов.

28-12-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон. Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.12.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● Новый глава службы выступил против роста тарифа ФСК.

28-12-2020

Новый глава ФАС Максим Шаскольский впервые жестко раскритиковал механизм дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»), подразумевающий двукратный рост тарифа для промышленности. Законопроект нужно вернуть в Минэнерго на «существенную доработку в связи с нецелесообразностью его рассмотрения», говорится в его письме в Правительство (документ от 22 декабря есть у «Ъ», отправку подтвердили в ФАС). Глава службы предупреждает: инициатива будет иметь «очень серьезные негативные последствия для энергобезопасности РФ», поскольку приведет к децентрализации энергосистемы из-за ухода промышленности на свою генерацию.

В «Россетях» сообщили, что не комментируют переписку ведомств. «Компания будет исполнять то решение Правительства, которое будет принято»,— говорят там. В Минэкономики не видели письма. В Минэнерго не ответили на запрос.

Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает перераспределение перекрестного субсидирования (доплаты бизнеса за сниженные тарифы населения). Тариф для промышленности на магистральных сетях должен расти, а для малого бизнеса на распредсетях — снижаться. Минэнерго внесло законопроект в Правительство в 2019 году.

Механизм может «фактически разрушить единое экономическое пространство в сфере электроэнергетики», считает господин Шаскольский. Сейчас тарифы магистральных сетей везде одинаковы, а после реформы будут различаться по регионам (появится более 80 тарифов вместо одного). В Приморском крае тариф вырастет в пять раз, а в Чечне — в девять раз.

Минэкономики предлагает передать регионам право самостоятельно устанавливать сроки и размеры дифференциации тарифа. Но это опасно, пишет Максим Шаскольский: перекрестное субсидирование увеличится, конкурентоспособность бизнеса ухудшится, а собираемость доходов ФСК упадет.

Глава ФАС отмечает, что механизм критикует крупная промышленность, в частности «Роснефть», НЛМК и ОАО РЖД.

Кроме того, он напоминает, что к реформе были вопросы и у других ведомств — Минстроя, Минфина, Минпромторга. Господин Шаскольский также обращает внимание, что в 2019 году механизм критиковало и Минэкономики, оценивая сокращение инвестиций бизнеса на 221 млрд. руб. до 2024 года (позиция ведомства изменилась в 2020 году после прихода нового главы Максима Решеникова).

Максим Шаскольский также сомневается, что ставки для малого и среднего бизнеса снизятся: снижение тарифа будет «замещено объемом выпадающих доходов». Такая вероятность косвенно подтверждается в годовом отчете «Россетей» за 2018 год, пишет глава ФАС. По мнению Сергея Роженко из КПМГ, опасения имеют под собой основания: совокупный объем выпадающих доходов «Россетей» только по льготному техприсоединению за 2009–2017 годы оценивался Минэнерго в 112 млрд. руб. без учета сглаживания RAB-тарифов и снижения необходимой валовой выручки.

 «Что бы ни предлагали отраслевые регуляторы, разгребать тарифно-экономические последствия в итоге придется ФАС,— говорит Василий Киселев, директор Сообщества потребителей энергии (объединяет промышленных потребителей электроэнергии).— Поэтому у ведомства рациональная и, что немаловажно, последовательная позиция в отношении проекта, которая не изменилась после смены руководителя».

«Двукратный рост платы ФСК стимулирует промышленность к энергоавтономии, а это поднимет цены для оставшихся в сети клиентов, что является угрозой для устойчивости всей системы»,— считает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. По его оценкам, эффект в тарифах распредсетей едва ли превысит 2%, но и он под вопросом — никто не отменял инвестиций, которые в текущих условиях стагнирующего спроса в тарифные рамки «не влезают».

Источник: Посмотреть

● Суд обязал «МРСК Центра» выплатить штраф в 17 млн. рублей.

Арбитражный суд Тамбовской области подтвердил законность штрафа в 17,5 млн. рублей, наложенного на ПАО «МРСК-Центра» за злоупотребление доминирующим положением, сообщает УФАС Тамбовской области.

Дело в отношении компании было возбуждено антимонопольным органом после рассмотрения заявления главы одного из крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) региона.

Было установлено, что сетевая компания нарушила порядок расчетов объема потребления электроэнергии КФХ из-за неправильно проведенной проверки прибора учета. По мнению антимонопольщиков, это привело к ущемлению интересов предпринимателя, и было квалифицировано как нарушение запретов, установленных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Штраф, наложенный УФАС на ПАО «МРСК-Центра» за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, составил 17,5 млн. рублей.

Компания оспорила решение в судебном порядке, однако, арбитражный суд полностью отказал ей в заявленном требовании.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Ленэнерго отказано в иске к ЗАО «Стремберг» на сумму 1,5 млрд. руб.

Как следует из Картотеки арбитражных дел, 30 декабря 2020 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал ПАО «Ленэнерго» в удовлетворении иска о взыскании с ЗАО «Стремберг» 1 475 987 726,22 руб. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и 504 094,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Причиной отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие доказательств бездоговорного потребления ЗАО «Стремберг» электрической энергии, так как спорный акт бездоговорного потребления электроэнергии составлен с нарушением порядка, предусмотренного законодательством (п. 178 Основных положений № 442), в связи с чем, является ненадлежащим доказательством, а поэтому не принимается судом, в обоснование факта бездоговорного потребления электроэнергии ЗАО «Стремберг».

В соответствии с п. 178 Основных положений № 442 акт о бездоговорном потреблении должен, кроме прочего, содержать информацию о способе и месте осуществления бездоговорного потребления.

Представленный в материалы дела акт не содержит такой информации, поскольку ни из акта, ни из пояснений представителя ПАО «Ленэнерго», ни из показаний свидетелей нельзя сделать вывода о том, каким техническим способом ЗАО «Стремберг» мог присоединять свои кабельные линии в отсутствие заключенного договора и физического доступа к ячейкам, находящимся на территории и введении ПАО «Ленэнерго».

Кроме этого, судом установлено, что представленный акт о бездоговорном потреблении электроэнергии не содержит: дату предыдущей проверки приборов учета при выявлении безучетного потребления, дату предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено безучетное потребление электрической энергии; объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Также судом отмечено, что ПАО «Ленэнерго» не представило каких-либо документов, которые свидетельствуют о том, что ЗАО «Стремберг»  в спорный период являлся потребителем электрической энергии, в соответствии с правилами ст. 539 ГК РФ. То есть, в данном случае истец не подтвердил факт не только бездоговорного потребления, но и потребления ресурса как такового.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

● Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих  инстанций о незаконности уведомления департамента тарифного регулирования, в котором сетевой организации отказано в установлении тарифов (определение ВС РФ от 28.12.2020 № 304-ЭС20-20179).

ООО «Томская территориальная сетевая компания» (Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту тарифного регулирования Томской области (Департамент) о признании недействительным уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на 2020 год и незаконными действий по прекращению рассмотрения материалов дела и обязании установить для Общества тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и  постановлением арбитражного суда округа, требования сетевой организации удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Департамент обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить.

Определением от 28.12.2020 № 304-ЭС20-20179 Верховный Суд отказал Департаменту в удовлетворении кассационной жалобы.

Как указано Верховным Судом в определении, суды  пришли к законному выводу о том, что оспариваемое уведомление и действия Департамента не соответствуют законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.

Удовлетворяя требования, суды  исходили из доказанности Обществом, что переданные электрические сети являются сооружениями вспомогательного использования для СНТ, не подлежат регистрации как объекты недвижимого имущества и, как следствие, не подлежат регистрации заключенные в отношении этих объектов договоры аренды, и ООО «Томская территориальная сетевая компания» соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть