Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (28.09.2020-04.10.2020)

05 октября 2020

Продлен срок проведения конкурентного отбора мощности с периодом поставки с 1 января 2026 года (постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1571).

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1571 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» предусмотрено, чтосрок проведения конкурентного отбора мощности с периодом поставки с 1 января 2026 года продлен до 15 февраля 2021 года.

Ранее указанный конкурентный отбор мощности должен был завершиться к 15 декабря 2020 года.

Уточнено, что в 2020 году отбор проектов модернизации проводится с приемом ценовых заявок на участие в отборе проектов модернизации до 1 декабря (ранее - до 1 октября) и с началом поставки мощности по его итогам с 1 января по 31 декабря 2026 года.

Установлено, что при проведении долгосрочного конкурентного отбора мощности с датой начала поставки мощности с 1 января 2026 года используются прогнозируемые в год поставки объемы максимального часового потребления электрической энергии в каждой ценовой зоне, которые подлежали бы использованию при проведении такого долгосрочного конкурентного отбора мощности в 2020 году.

Начало действия документа –01.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

03 октября вступил в силу приказ ФАС России, вносящий изменения в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов (приказ ФАС России от 15.09.2020 № 844/20).

Приказом ФАС России от 15.09.2020 № 844/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17» предусмотрено, что при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываютсянеподконтрольные расходы ГП, включающие, в том числе расходы на выполнение предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Начало действия документа – 03.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Уточнен порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 29.09.2020 № 1560).

Постановлением Правительства РФ от 29.09.2020 № 1560 «О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» установлено, что инвестиционные программы (изменения, вносимые в инвестиционные программы), предусматривающие строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и (или) демонтаж) объектов электроэнергетики, утверждаются при условии непревышения объема финансовых потребностей, необходимых для их реализации, над объемом финансовых потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Минэнерго России.

Данные положения не применяются в отношении инвестиционных проектов строительства объектов электроэнергетики:

-не предусматривающих технологических решений, соответствующих типовым технологическим решениям капитального строительства, в отношении которых Минэнерго России утверждены укрупненные нормативы цены;

- реализация которых предусмотрена инвестиционной программой, утвержденной до вступления в силу укрупненных нормативов цены, при условии наличия утвержденной до 10 декабря 2016 г. в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации в отношении объектов капитального строительства и их частей, предусмотренных такими инвестиционными проектами, и непревышения оценки полной стоимости каждого из таких инвестиционных проектов над полной стоимостью соответствующего инвестиционного проекта, указанной в решении об утверждении инвестиционной программы, принятом в соответствии с настоящими Правилами до вступления в силу укрупненных нормативов цены;

- если источником финансового обеспечения средств, направляемых на финансирование соответствующего инвестиционного проекта, являются, в том числе бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, предоставление которых субъекту электроэнергетики предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ, и (или) бюджетные инвестиции, предоставление которых юридическому лицу в целях предоставления взноса в уставный (складочный) капитал субъекта электроэнергетики, являющегося дочерним обществом указанного юридического лица, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ, а оценка полной стоимости инвестиционного проекта, распределение объемов финансирования по годам по инвестиционному проекту и распределение объемов освоения инвестиций по годам по инвестиционному проекту, предусмотренные инвестиционной программой, соответствуют сметной стоимости объекта капитального строительства, распределению сметной стоимости объекта капитального строительства по годам и распределению объема капитальных вложений в строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и (или) демонтаж) объекта капитального строительства по годам, которые содержатся в таком решении о предоставлении бюджетных инвестиций.

Начало действия документа – 09.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Истекает срок, в течение которого имеющаяся на 6 апреля 2020 года аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики считается действующей(постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440).

С 1 октября 2020 годаистекает срок, в течение которого имеющаяся на 6 апреля 2020 года аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики считается действующей.

Одновременно истекает срок, в течение которого не проводится проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России опубликовало для общественного обсуждения проект Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года.

30-09-2020

Министерство энергетики России опубликовало для общественного обсуждения проект Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2035 года.

В проекте Стратегии определены приоритеты государственной энергетической политики в части развития электросетевого комплекса, среди которых гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны, максимально возможное использование отечественного оборудования, повышение результативности и эффективности всех уровней управления, обеспечение баланса экономических интересов потребителей электрической энергии и сетевых организаций.

Проект доступен по ссылке. Отзывы по проекту можно направлять по адресу: BalagurovSA@minenergo.gov.ru, Балагуров Сергей Аркадьевич.

Источник: Посмотреть

● 1 октября 2020 года Правительство РФ одобрило проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 855592-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».

Проект поправок направлен на уточнение терминологии, используемой для обозначения профессиональной деятельности (трудовых обязанностей) работников, на которых распространяются положения законопроекта.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС планирует утвердить типовые формы экспертных заключений по установлению тарифов.

29-09-2020

Сейчас они составляются в произвольной форме и не содержат детализации каждой статьи затрат, которые учитываются в тарифе.

ФАС России приняла решение разработать и утвердить типовые формы экспертных заключений по установлению тарифов. Ведомство уже подготовило соответствующие изменения в Правила регулирования тарифов. Планируется, что экспертные заключения органов регулирования будут иметь электронный цифровой формат и загружаться через систему ЕИАС ¹. Это станет важным шагом на пути цифровой трансформации тарифного регулирования, являющейся одной из приоритетных задач ФАС России на ближайшие годы.

Цифровой формат экспертных заключений позволит перейти на электронные тарифные заявки, внедрить инструменты искусственного интеллекта, а также синхронизировать данные с другими информационными системами.

Сейчас заключение регионального органа регулирования, на основании которого принимается решение об установлении тарифа, не имеет установленной формы. Часто оно может не соответствовать нормам действующего законодательства из-за отсутствия подробной детализации всех статей затрат, учитываемых в тарифе.

В итоге, такие заключения всегда затрудняют работу контролирующих органов и ставят под сомнение экономическую обоснованность как отдельных статей затрат в тарифе организации, так и тарифа в целом.

 «Введение типовых электронных форм экспертных заключений по установлению тарифов позволит ФАС России унифицировать процесс тарифного регулирования, исключить субъективный подход со стороны регионов, а также сделать еще один важный шаг к цифровизации тарифного регулирования. Ведь только в сферах ЖКХ и электроэнергетики регулируемую деятельность осуществляют более 28,5 тысяч организаций, для которых установлено более 71 тысячи тарифов, а общий объем валовой выручки составляет более 5,8 трлн. рублей», - отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

¹ Cправочно: Федеральная государственная информационная система «Единая информационно-аналитическая система»

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2020-2021 годов.

02-10-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон. Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.09.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

●Семь домов в деревне Ктины будут подключены к электросетям: Арбитражный суд поддержал решение антимонопольщиков.

28-09-2020

28 сентября Арбитражный суд Псковской области, рассмотрев дело № А52-2027/2020, поддержал решение Псковского УФАС в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада».

В июне этого года управление назначило штраф энергетикам в размере 600 тыс. рублей за нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям жилых домов, расположенных в деревне Ктины Плюсского района.

Жильцы семи строящихся домов заключили договоры с Псковским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» на подключение еще в июле-августе 2018 года. Согласно полученным от сетевой компании техническим условиям, подключение планировалось осуществить через общую проектируемую трансформаторную подстанцию.

Для проведения строительно-монтажных работ по строительству подстанции и электрических сетей энергетики заключили договор с подрядчиком, который затянул срок получения согласований на использование лесного участка и не исполнил вовремя свои обязательства.

В результате «пострадали» заявители. Срок подключения по их договорам с сетевой компанией, который составляет по закону 1 год, истек в июле-августе 2019 года. Однако, ни на момент вынесения постановления Псковским УФАС, ни на день оглашения решения в арбитражном суде, присоединение объектов в деревне Ктины не завершено.

Управление, рассмотрев поступившее заявление, усмотрело в действиях сетевой организации нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Во-первых, согласно Правилам № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения.

Во-вторых, Правилами № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 год для рассматриваемой категории заявителей.

В-третьих, Правилами № 861 установлено, что сетевая организация в процессе исполнения договора обязана урегулировать отношения с третьими лицами. Перекладывать свои обязанности на подрядчика незаконно.

Управление считает действия ПАО «МРСК Северо-Запада» неправомерными, в результате неправомерного поведения субъекта естественной монополии были ущемлены права и законные интересы граждан.

Арбитражный суд Псковской области поддержал позицию Псковского УФАС России о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ. Учитывая финансовое состояние общества, суд изменил меру административного наказания и назначил штраф в размере 300 тыс. рублей.

Теперь ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано исполнить представление антимонопольного органа об устранении причин и условий, способствовавших административному правонарушению.

«Надеемся, права граждан на получение электрической энергии будут восстановлены, и сетевая организация завершит подключение домов в этой деревне в соответствии с законодательством. Для нас важен не штраф, а социальная значимость принимаемых решений по каждому делу. На особом контроле у нас – естественные монополии, так как их услуги необходимы гражданам», - прокомментировала руководитель управления Ольга Милонаец.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Арбитражный суд Оренбургской области признал постановление Оренбургского УФАС России законным.

30-09-2020

Арбитражный Суд Оренбургской области рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ПАО «Россети Волга» к Управлению федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления Управления о наложении штрафа в размере 250 тыс. руб. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Обществом были допущены отключения потребителей от электроснабжения продолжительностью более 72 часов в год, что недопустимо без согласования с Ростехнадзором, так как может привести к нарушению надежности электроснабжения потребителей.

По мнению заявителя, совершенное им правонарушение является малозначительным и не несет негативных последствий для отношений, охраняемых государством, следовательно, с постановлением антимонопольного органа заявитель не согласен.

В связи с тем, что ПАО «Россети Волга» не предоставило суду доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных правил при оказании услуг по передаче электрической энергии, решением Арбитражного суда Оренбургской области постановление Оренбургского УФАС признано законным.

Однако при разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд счел необходимым учесть характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, недоказанность административном органом оснований для назначения штрафа выше минимального предела санкции статьи и снизил размер штрафа до 100 тыс. рублей, что составляет минимальный размер штрафа, установленный ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд подтвердил, что отказ сетевой организации в составлении и выдаче документов о технологическом присоединении, которые являются частью организационных и технических действий по технологическому присоединению, свидетельствует о нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (определение ВС РФ от 28.09.2020 № 302-ЭС20-12763).

Никитина Надежда Николаевна (заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее – Предприятие, сетевая организация).

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, заявление Никитиной Н.Н. удовлетворено, постановление Иркутского УФАС отменено.

Не согласившись с принятыми по делу актами судов, Иркутское УФАС и Предприятие направили в Верховный Суд РФ кассационные жалобы, в которых ссылались на незаконность принятых по делу судебных актов, их необоснованность и наличие оснований для отмены.

Верховный Суд признал принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, и определением от 28.09.2020 № 302-ЭС20-12763 отказал сетевой организации и Иркутскому УФАС  в удовлетворении кассационных жалоб.

Как установлено судами,Никитина Н.Н. обратилась с заявлением в ОГУЭП «Облкоммунэнерго», осуществлявшее подключение СНТ к электрическим сетям, о выдаче акта о технологическом присоединении энергопринимающего устройства Никитиной Н.Н

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» отказало Никитиной Н.Н. в выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение (акта о технологическом присоединении), в связи с чем последняя обратилась в Иркутское УФАС с заявлением о нарушении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Правил недискриминационного доступа к услугам по передачеэлектрической энергии и оказания этих услуг(далее – Правила недискриминационного доступа № 861), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861).

По результатам административного расследования Иркутским УФАС России принято обжалуемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, Никитина Н.Н. оспорила его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое постановление незаконным, суды трех инстанций исходили из того, что отказ в составлении и выдаче документов о технологическом присоединении, которые являются частью организационных и технических действий по технологическому присоединению, свидетельствует о нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с п. 34, 36, 74 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, являются приложением к заявлению о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа № 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

Пп. «е» п. 7, п. 19 Правил технологического присоединения № 861 установлено, что процедура технологического присоединения завершается составлением акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме.

Учитывая положения Правил технологического присоединения № 861, составление документов о технологическом присоединении является частью установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

Обязанность сетевой организации составить и выдать документы о технологическом присоединении также следует из раздела VIII Правил технологического присоединения № 861, предусматривающего порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.

При этом суды обоснованно указали, что обязанностью технологического присоединения, в том числе присоединение энергопринимающих устройств Никитиной Н.Н. в составе всего СНТ, в соответствии с законодательством наделена исключительно сетевая организация; подключение энергопринимающих устройств Никитиной Н.Н. к сетям ОГУЭП «Облкоммунэнерго» через сети СНТ, свидетельствует о праве заявителя требовать от сетевой организации, осуществившей технологическое присоединение, выдать акт о технологическом присоединении, который является частью установленного порядка технологического присоединения.

То обстоятельство, что энергопринимающие устройства заявителя не имеют технологического присоединения непосредственно к электрическим сетям сетевой организации, а подключены к сетям сетевой организации через сети СНТ, правомерно расценено судами как не освобождающее ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от обязанности оформления документов, подтверждающих технологическое присоединение.

Также не освобождает сетевую организацию от установленной Правилами технологического присоединения № 861 обязанности оформления и выдачи документов, подтверждающих технологическое присоединение, невозможность отказа гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения по основанию отсутствия у заявителя таких документов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о наличии в действиях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

С такими выводами судов согласился Верховный Суд.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть