Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (27.09.2021 - 03.10.2021)

04 октября 2021

Уточнен порядок снижения долей, применяемых для определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка (постановление Правительства РФ от 29.09.2021 № 1636).

Постановлением Правительства РФ от 29.09.2021 № 1636 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» определены, в частности, сроки осуществления контроля за несоблюдением критериев, при наличии которых производится указанное снижение, приводится порядок исчисления дополнительного снижения долей, уточняется порядок определения критериев, корректируются периоды установления ФАС России фактов несоблюдения критериев.

Начало действия документа – 30.09.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● АО «Мосэнергосбыт» признано победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Московской области (приказ Минэнерго России от 28.09.2021 № 974).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства России от 04.05.2012 № 442, приказом от 28.09.2021 № 974 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Московской области» Минэнерго России признало победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Московской области акционерное общество «Мосэнергосбыт».

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия (приказ Минэнерго России от 30.09.2021 № 1001).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства России от 04.05.2012 № 442, на основании приказа от 30.09.2021 № 1001 Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия. 

Согласно приказу минимальный размер денежных средств, не менее которого участник конкурса обязан указать в заявке, равен  246 814 786, 96 рублей.

Сведения о должностных лицах, уполномоченных давать разъяснения об условиях проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика: Паромов Артем Олегович,                   e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.: +7 (495) 631-85-35.

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

● 01 октября 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России, которым будет утверждена форма отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.

Проект приказа ФАС России «Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения» разработан во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства России – Руководителя Аппарата Правительства России Д.Ю. Григоренко от 24.08.2021 № ДГ-П36-11485, данного в рамках реализации проекта по оптимизации нормативного правового регулирования и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности.

Проектом приказа предполагается признать утратившим силу приказ ФСТ России от 20 февраля 2014 года № 202-э, которым ранее была утверждена аналогичная форма отчета.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-21/00120989

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

«Совет рынка» приступает к разработке системы координации использования «зелёных» инструментов.

28-09-2021

Ассоциация «НП Совет рынка» разработает добровольную систему координации использования различных «зелёных» инструментов. Соответствующую инициативу 28 сентября 2021 года одобрил Наблюдательный совет Ассоциации.

Главной целью создания и внедрения системы является обеспечение оборота на территории России различных видов «зелёных» инструментов – двусторонних договоров, сертификатов и иных, – используемых для подтверждения потребления электроэнергии, произведённой на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных генерирующих объектах.

В настоящий момент в России заинтересованные производители и покупатели «зелёной» электроэнергии используют для подтверждения её происхождения существующую модель двусторонних договоров, а также сертификаты международной системы I-REC. Этот процесс активно развивается, но при этом несёт в себе ряд рисков и ограничений: например, возможность пересечения объёмов, передаваемых с помощью различных инструментов, или несоответствие общего количества использованных инструментов данным коммерческого учёта производства «чистой» электроэнергии.

«Существующие свободные договоры предназначены прежде всего для торговли электроэнергией и мощностью и в общем виде не предусматривают передачу экологических прав. Для использования СДД в качестве «зелёных» договоров необходима их модификация в соответствии с требованиями, зафиксированными в базовых международных стандартах. Создание системы позволит разработать и ввести в оборот на российском энергорынке типовые условия «зелёных» договорных инструментов для минимизации правовых рисков, обеспечить синхронизацию используемых в системе «зелёных» инструментов с данными коммерческого учёта, а также исключить риск пересечения объёмов, передаваемых с помощью различных «зелёных» инструментов», – отметил председатель правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров.

Создаваемая система будет базироваться на принципах добровольного участия и максимальной открытости предоставляемой информации. Она также будет открыта к информационному взаимодействию с существующими системами сертификации, торговыми площадками, биржами и другими заинтересованными субъектами.

Также в рамках реализации проекта предполагается дополнительная проработка и согласование с участниками рынка более детальных условий передачи экологических атрибутов энергии с помощью СДД. В частности, предлагается разработать и согласовать набор дополнительных типовых условий «зелёного СДД», который стороны могут дополнительно подписывать к обычному двустороннему договору на рынке. Факт принятия таких условий сторонами СДД на ОРЭМ будет указываться при его регистрации в торговой системе и автоматически учитываться в реестре «зелёных» инструментов.

«Помимо этого, мы предлагаем закрепить и ввести в постоянный обиход само понятие «зелёные инструменты» в российской электроэнергетике – совокупность всех документов и механизмов, при помощи которых производители передают потребителям достоверно зафиксированную информацию о характеристиках генерации, а также особые права, позволяющие использовать полученную информацию при расчёте объёма косвенных энергетических выбросов парниковых газов, выступать с заявлениями о «зелёном» энергопотреблении, применять «зелёную» маркировку и так далее. Использование всеми участниками рынка единой терминологии станет первым шагом по упорядочению системы отслеживания углеродного следа в энергетике», – добавил Максим Быстров.

Техническую и организационную реализацию проекта на начальном этапе будет осуществлять Ассоциация «НП Совет рынка».

Источник: Посмотреть

● Отобранный на четвертый квартал 2021 года объем снижения потребления превысил 1 ГВт.

28-09-2021

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в период с октября по декабрь 2021 года.

Отбор проводился в рамках пилотного проекта по вовлечению в управление спросом розничных потребителей с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 61 компанией в отношении 354 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки 61 участника в отношении 353 объектов агрегированного управления.

Среди агрегаторов – энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, электросетевые и генерирующие компании, а также независимые агрегаторы. Потребители розничного рынка электроэнергии, чью способность снижать потребление будут представлять агрегаторы, относятся к различным отраслям экономики – машиностроению, пищевой промышленности, нефтедобыче и транспорту, телекоммуникациям, сельскому хозяйству, также в их числе офисные и торговые центры и другие разновидности потребителей электроэнергии, включая частные домохозяйства. Среди них есть государственные и частные компании, в том числе дочерние предприятия зарубежных компаний, а также бюджетные организации.

Предельный объем услуг по управлению спросом на электрическую энергию на 2021 год составляет 1 % спроса на мощность в соответствующей ценовой зоне оптового рынка электроэнергии: для первой ценовой зоны оптового рынка – 1 442,13 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 423,88 МВт. Всего поданный плановый объем снижения потребления для первой ценовой зоны оптового рынка составил 1 010,58 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 144,92 МВт, отобранный – 1 010,45 МВт для первой ценовой зоны, 144,92 МВт – для второй ценовой зоны оптового рынка.

Критерием конкурентного отбора является минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

По итогам конкурентного отбора средневзвешенная цена оказания услуг в первой ценовой зоне составила 319 638,72 руб./МВт в месяц, во второй ценовой зоне – 553 212,47 руб./МВт в месяц.

Источник: Посмотреть

Андрей Максимов: «Минэнерго предлагает проводить конкурентный отбор мощности на 4 года вперед».

29-09-2021

Минэнерго направило в Правительство РФ предложение о сокращении горизонта планирования при проведении конкурентного отбора мощности (КОМ) с 6 до 4 лет, сообщил директор Департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов на заседании Комиссии РСПП по электроэнергетике.

Он отметил, что предыдущее предложение Минэнерго об уменьшении горизонта планирования при проведении КОМ с 6 до 3 лет для обеспечения более точного учёта принимаемых инвестрешений в электроэнергетике было скорректировано.

 «Итоговое предложение, которое Минэнерго направило в правительство после ряда совещаний по теме – это переход к КОМ на 4 года», – сказал глава Департамента.

Кроме того, по словам Андрея Максимова, Минэнерго предлагает проводить отборы в рамках программы модернизации тепловых электростанций не на 6, а на 5 лет вперед.

Также продолжается анализ необходимости выделения в таких отборах отдельной квоты для ТЭЦ и принципов для отборов проектов модернизации с применением инновационного энергетического оборудования, заключил он.

Конкурентный отбор мощности (КОМ) – специальная конкурсная процедура, посредством которой определяется, какая мощность будет оплачиваться на оптовом рынке и по какой цене.

Отбор проектов модернизации ТЭС (КОММод) также осуществляется на конкурсной основе. Для проектов, прошедших отбор, гарантируется возврат инвестиций.

Источник: Посмотреть

В ближайшие два года тарифы на электричество для населения будут расти на 5% в год.

30-09-2021

Правительство определило темпы роста тарифов на электроэнергию в РФ в 2022–2024 годах. Для населения рост составит 5% ежегодно, аналогично увеличатся тарифы на передачу электроэнергии. Об этом говорится в материалах к проекту федерального бюджета на 2022–2024 годы, который был внесен в Госдуму 30 сентября.

Согласно документу, регулируемые тарифы сетевых организаций на передачу электроэнергии для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2022 году вырастут в среднем на 3,8%. При этом индексация тарифов в плановом периоде не превысит 3%.

В апреле Минэкономики прогнозировало размер индексации тарифов на электроэнергию для населения России на таком же уровне. «В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по Российской Федерации сохранится на уровне 5,0% ежегодно. Такими же темпами будут расти и регулируемые тарифы на электроэнергию для населения»,— говорилось в прогнозе.

Источник: Посмотреть

Николай Шульгинов: «Долги перед энергетиками на Северном Кавказе влекут за собой недофинансирование ремонтных программ».

30-09-2021

Николай Шульгинов провёл заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) по подготовке субъектов электроэнергетики Северо-Кавказского федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов.

Министр отметил на заседании, что проблема платёжной дисциплины в электроэнергетике носит системный характер. Так, по Северо-Кавказскому федеральному округу сумма задолженности потребителей на оптовом и розничном рынках электроэнергии остаётся самой высокой в России.

«Долги перед энергетиками в Северо-Кавказском федеральном округе – это недофинансирование ремонтных и инвестиционных программ, от реализации которых зависит надёжное энергоснабжение конечных потребителей и поддержание инфраструктуры для экономического развития регионов. Как следствие, особо остро недофинансирование сказывается на надёжности работы распредсетевого комплекса», – подчеркнул Николай Шульгинов.

По его словам, высокая изношенность сетей приводит к росту количества нарушений электроснабжения. «Не стоит забывать и об отсутствии организации приоритетных эксплуатационных работ, рациональном использовании тарифного источника, а также значительном объёме бесхозяйных объектов», – добавил он.

Кроме того, с каждым годом увеличивается количество массовых нарушений электроснабжения на Северном Кавказе. «Всего с начала года на территории округа было зафиксировано 35 случаев массовых нарушений, 27 из которых произошли в Республике Дагестан. Всё это говорит о неудовлетворительном техническом состоянии распредсетевого комплекса и требует незамедлительного вмешательства руководства регионов и компаний», – прокомментировал глава Минэнерго.

В Северной Осетии-Алании подготовка энергокомпаний к предстоящему отопительному сезону идёт в хорошем темпе, но вопросы с готовностью отдельных объектов энергетикам необходимо решить до наступления зимы.

За восемь месяцев 2021 года на электростанциях мощностью 25 МВт и более уменьшилась аварийность на 2% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, а в электрических сетях 110 кВ аварийность увеличилась на 12%. Рост аварийности в сетях в основном связан с участившимися неблагоприятными погодными условиями, в первую очередь в Республике Дагестан и Чеченской Республике.

Окончательное решение о степени готовности субъектов электроэнергетики к ОЗП будет принято 5 ноября.

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Северо-Запад» признано виновным в нарушении Правил технологического присоединения и оштрафовано на 600 тыс. руб.

27 сентября 2021 года Новгородское УФАС признало ПАО «Россети Северо-Запад» (Компания) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Компании назначен штраф в размере 600 тысяч рублей.

Как следует из постановления антимонопольного органа, В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области поступило заявление гражданина о нарушении срока осуществления технологического присоединения его объекта.

В сентябре 2019 года между Компанией и заявителем был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 5 договора было определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.

Однако в установленный срок технологическое присоединение объекта заявителя сетевой организацией не было осуществлено.

Подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в редакции, действующей на момент заключения договора, установлен срок осуществления  мероприятий по технологическому присоединению 1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт. Срок этот императивный, то есть не может быть продлен по соглашению сторон.

Таким образом, Новгородским УФАС установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» нарушен подпункт «б» пункта 16 Правил № 861.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил № 861 предусмотрена частью 1 статьи  9.21   КоАП РФ. 

Поскольку антимонопольным органом установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, деяние Компании квалифицировано Новгородским УФАС по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Затягивание сроков переоформления договора привело Электросеть к штрафу.

30-09-2021

29 сентября Управление привлекло к административной ответственности АО «Электросеть» за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Штраф составил 150 тысяч рублей.

Поводом для рассмотрения дела стало заявление территориальной сетевой организации из Междуреченска (ООО «ТСО Сибирь»), которая сообщила, что приобрела в аренду новые объекты и пыталась переоформить договор о техприсоединении на новое имущество. Однако АО «Электросеть» затянуло сроки, запрашивая документы, не требуемые в соответствии с законодательством.

Напомним, что порядок рассмотрения заявлений потребителей о восстановлении (переоформлении) документов для техприсоединения установлен в разделе 8 Правил, указанных выше.

Специалисты управления подтвердили факт нарушения 7-дневного срока переоформления документов в действиях АО «Электросеть» и незаконное требование сведений и документов.

Справочно: согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии <…> установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям <…> влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

Россети Сибирь оштрафовали за нарушение Правил техприсоединения.

30-09-2021

Общество привлекли к ответственности за навязывание невыгодных условий договора при подключении к электросетям.

Кемеровское УФАС России признало ПАО «Россети Сибирь» виновным в административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Сумма штрафа составила 750 тысяч рублей.

Ранее в Управление обратился житель Кемерово с заявлением на нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), со стороны этой сетевой компании. Гражданин пытался подключить электроподстанцию, питающую гараж, однако компания направляла ему договор, не соответствующий законодательству. Россети Сибирь навязывало невыгодные условия договора на техприсоединение к электрическим сетям.

Специалисты Кемеровского УФАС России пришли к выводу, что общество нарушило абз. 15 п. 15, абз. 3 п. 19, п. 25(5) Правил технологического присоединения к электросетям.

Отягчающим обстоятельством, повлиявшим на размер административного штрафа, стал тот факт, что общество ранее привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения.

Источник: Посмотреть

Компания Россети Сибирь оплатила штраф в 11 миллионов рублей.

01-10-2021

 Общество перечислило в федеральный бюджет крупную сумму штрафа после судебного рассмотрения дела.

 Штраф в размере 11 миллионов 429 тысяч рублей Управление вынесло в отношении ПАО «Россети Сибирь» (до августа 2020 года – ПАО «МРСК Сибири») за угрозу незаконного ограничения электроэнергии на шахтах.

Поводом к штрафу стало решение комиссии Кемеровского УФАС по делу в отношении этой сетевой компании, принятое в 2019 году, которым Управление признало в действиях общества факт нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Общество хотело незаконно ввести режим ограничения потребления электроэнергии на объектах ООО «Шахта «Грамотеинская» и АО «Шахта «Полосухинская», выставило счета на оплату объемов бездоговорного потребления электрической энергии, а также пыталось навязать заявителям заключение договора, призывая расторгнуть договор с ООО «СЭТ-42».

УФАС пришло к выводу, что действия ПАО «Россети Сибирь» не были основаны на нормах законодательства и нарушали свободу договора, а понуждение шахт к заключению договоров о передаче электрической энергии непосредственно с ПАО «Россети Сибирь», миную нижестоящую сетевую организацию ООО «СЭТ-42», незаконно, равно как и направление уведомлений о введении режима ограничения электроэнергии.

Справочно: Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ <…> совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением <…> влечет наложение административного штрафа <…> на юридических лиц <…> в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. По части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Источник: Посмотреть

1,2 млн. рублей заплатит электросеть в Перми за нарушение сроков подключения электричества.

01-10-2021

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Пермскому краю оштрафовало МРСК Урала (крупнейшая электросеть региона) на 1,2 млн. рублей за нарушения сроков подключения новых абонентов. Решение было принято по обращениям двух жителей Пермского края. В одном случае срок подключения был сорван на год, в другом – более чем на месяц.

Как сообщает Пермское УФАС, в одном из случаев владелец участка заключил договор с сетевой организацией в апреле 2020 года. Согласно действующему законодательству ОАО «МРСК Урала» должно было исполнить обязательства по договору в течение 6 месяцев — до октября прошлого года. Однако в действительности объект потребителя был подключен к электросетям лишь в сентябре 2021 года.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела, сетевая организация оправдывала нарушение установленного предельного срока подключения объекта к электросетям тем, что строительство линии электропередач было затруднено неудобным расположением дома, к которому сложно добраться в осенне-зимний период.

В другом случае срок исполнения МРСК Урала своих обязательств по договору о технологическом присоединении дома к электросетям истёк месяц назад. В настоящее время на объекте ведутся проектно-изыскательские работы и неизвестно, когда он будет подключен.

Пермское УФАС пришло к выводу, что в обеих ситуациях электросеть не приняла все возможные и необходимые меры, зависящие от компании, чтобы исполнить требования и условия договора в предусмотренные законом сроки.

По обоим фактам в отношении ОАО «МРСК Урала» были возбуждены дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По итогам рассмотрения дел компания-монополист признана нарушившей правила технологического присоединения к электрическим сетям и оштрафована в общей сумме на 1 млн. 200 тысяч рублей.

Источник: Посмотреть