Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (27.04.2020 - 03.05.2020)

04 мая 2020

Установлены специальные сроки при государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных уровней на 2021 год (постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 622).

В связи с ограничениями, введенными в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, Правительство РФ поддержало инициативу антимонопольного ведомства и одобрило принятие отсрочек в сфере тарифного регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 622 «Об установлении специальных сроков при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, устанавливаемых на 2021 год, и раскрытии информации» предусмотрено, что при установлении на 2021 год цен (тарифов) и их предельных уровней, раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики, изменяются сроки предоставления заявлений об установлении цен (тарифов), раскрытия информации путем их переноса на 45 дней позже установленных сроков.

Действующие правила регулирования тарифов предусматривают предоставление предложений об установлении тарифов и их предельных уровней в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 мая, а в ФАС до 15 мая. Такие же сроки определены и для опубликования сведений в соответствии со стандартами раскрытия информации. Согласно принятой отсрочке, информацию теперь можно будет предоставить в течение 45 дней от указанной законодательством даты (до 15 июня и 29 июня соответственно). Однако действие документа не касается сроков установления тарифов регуляторами, они остаются прежними.

От этих сроков предоставления предложений по тарифно-балансовым решениям зависят сроки принятия решения об утверждении сводного прогнозного баланса и срок направления региональными регулирующими органами предложений по предельным уровням тарифов, перенос которых также предусмотрен постановлением.

По словам заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева, теперь Федеральной антимонопольной службе предстоит в 10-дневный срок принять соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.

«В условиях введенных ограничений это постановление поможет обезопасить людей и оградить их от лишних контактов, чтобы сохранить здоровье наших граждан во время пандемии», - подчеркнул Виталий Королев.

Напомним, что ФАС России уже перенесла ряд сроков для регулируемых генерирующих компаний – поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), которые ежегодно представляли бухгалтерскую и статистическую отчетность, по итогам 2019 года и за 1 квартал 2020 года, отчеты об использовании инвестиционных ресурсов на 29 мая 2020 года (письмо ФАС России от 06.04.2020 № ВК/28315/20).

Начало действия документа – 30.04.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

●Плановая поверка всех бытовых приборов учета - счетчиков электроэнергии, газа и воды - начиная с 6 апреля 2020 года переносится на начало 2021 года (Информация Росстандарта «Поверка счетчиков физлицами: что важно знать»).

Плановая поверка всех бытовых приборов учета - счетчиков электроэнергии, газа и воды - начиная с 6 апреля 2020 года переносится на начало 2021 года.

Перерасчетов показаний временно не поверенных счетчиков не будет.

Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 (06.04.2020).

Владельцы таких приборов учета начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года могут продолжать сдавать индивидуальные показания, и именно эти данные должны приниматься для расчета. Оплата должна производиться согласно действующим тарифам.

Кроме того, сообщается, что в конце сентября 2020 года регистрация результатов поверки станет электронной.

Единственным юридически значимым результатом поверки бытовых счетчиков и других средств измерений станет запись в реестре Росстандарта - ФГИС «АРШИН». Бумажные свидетельства о поверке будут носить дополнительный информационный характер и оформляться по желанию владельца прибора.

Ссылка на информацию:Посмотреть

Источник: Посмотреть

На территории Чеченской Республики статус гарантирующего поставщика присвоен сетевой организации АО «Чеченэнерго» (приказ Минэнерго России от 29.04.2020 № 340).

В соответствии с приказомМинэнерго России от 29.04.2020 № 340 АО «Чеченэнерго» с 1 мая 2020 года на территории Чеченской Республики присвоен статус гарантирующего поставщика.

Ссылка на  приказ: Посмотреть

● 30.04.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к управляемому интеллектуальному соединению активных энергетических комплексов».

Проект приказа Минэнерго России разработан во исполнение пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.03.2020 № 320 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов» (далее – постановление №320), а также пункта 2 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ «Энерджинет», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 830-р.

Согласно постановлению № 320, управляемое интеллектуальное соединение активных энергетических комплексов (далее – УИС АЭК) представляет собой совокупность функционально объединенных устройств, компонентов и программного обеспечения, которые выполняют функции по поддержанию параметров перетока в пределах величины разрешенной мощности активного энергетического комплекса, величин разрешенной мощности субъектов активного энергетического комплекса, а также для балансирования процессов производства и потребления электрической энергии, а также дистанционного ограничения потребления субъектами активного энергетического комплекса электрической энергии в случае превышения ими величины разрешенной мощности.

Установка субъектами активного энергетического комплекса на своих объектах УИС АЭК является обязательным условием участия в пилотном проекте по созданию, функционированию и развитию активных энергетических комплексов (далее – пилотный проект).

Проектом приказа устанавливаются требования к УИС АЭК, в том числе к их функциональным и техническим параметрам и характеристикам, порядку проведения испытаний УИС АЭК, выполнение которых необходимо для участия субъектов активного энергетического комплекса в пилотном проекте.

Принятие проекта приказа позволит установить обязательные правила, определяющие весь цикл процесса разработки и ввода в эксплуатацию УИС АЭК. Это обеспечит как сохранность существующего уровня надежности функционирования энергосистемы, так и надлежащее исполнение субъектами активных энергетических комплексов обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта  и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/04-20/00101621

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●«Системный оператор» опубликовал результаты отбора агрегаторов.

27-04-2020

Агрегаторы спроса снижают потребление электроэнергии в пиковые часы. Их отбор уже в четвертый раз провел «Системный оператор». Победа в конкурсе досталась 43 компаниям, пишет газета «Коммерсант». Они займутся разгрузкой 155 клиентов, в объеме 281 Мвт, с апреля по июнь 2020 года. Прогнозируемый объем разгрузки в шесть раз превышает результаты первого отбора, который прошел в 2019 году.

Сам механизм снижения потребления электроэнергии в определенные часы в перспективе должен приводить к снижению цен на сутки вперед (РСВ). Агрегаторы получают вознаграждение за свою работу, а оплачивают их услуги потребители, так как это включено в тариф «Системного оператора».

Подобная схема начала свою работу летом 2019 года, как пилотный проект. Завершится он должен к концу 2020 года, когда можно будет сделать выводы о его пользе и эффективности.

В связи с сокращением спроса на электроэнергию из-за введения ограничительных мер, снижение цен на электроэнергию на сутки вперед за счет агрегаторов будет несущественным.

Но и ранее руководитель «Совета рынка» Максим Быстров отмечал, что по итогам работы, новый механизм все-таки не приводит к существенному снижению цен на РСВ.

Источник: Посмотреть

Системные операторы крупнейших энергосистем мира объединили усилия для обеспечения надежной работы энергосистем в условиях пандемии COVID-19.

28-04-2020

Ассоциация системных операторов крупнейших энергосистем GO15¹ выступила с официальным заявлением в связи с эпидемией COVID-19. Системные операторы мировых энергосистем, входящие в состав GO15, совместно разрабатывают и планомерно реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надежной работы энергосистем в сложных эпидемиологических условиях.

В официальном заявлении, опубликованном на сайте Ассоциации, отмечается, что основной задачей энергокомпаний в условиях глобальной пандемии является обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. Члены GO15, объединили усилия в реализации мер по поддержанию бесперебойного энергоснабжения, обеспечивая при этом здоровье и безопасность сотрудников. Компании, входящие в состав GO15, находятся в постоянном контакте с органами власти и действуют в полном соответствии с официальными указами и рекомендациями. Члены Ассоциации делятся между собой опытом, в том числе по чрезвычайным мерам и решениями, реализуемым для обеспечения надежной работы электроэнергетических систем.

Более двух месяцев на профессиональной площадке GO15 руководители крупнейших системных и сетевых операторов мира обмениваются опытом организации оперативно-диспетчерского управления в условиях пандемии, обсуждают лучшие практики обеспечения безопасности работников компаний. Одними из первых компаний, объединивших свои практические усилия по борьбе с эпидемией в рамках GO15 стали АО «СО ЕЭС», китайская SGCC, японская TEPCO, южнокорейская KPX, итальянская Terna.

24 марта состоялось первое совместное мероприятие – совещание в веб-формате, на котором прозвучали отчеты представителей компаний-членов GO15 о текущей ситуации в энергосистемах и работе системных операторов в сложной эпидемиологической обстановке. С российской стороны в совещании принял участие представитель АО «СО ЕЭС» в Управляющем совете GO15 и вице-президент GO15 в 2020 году заместитель Председателя Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий. Он рассказал о мерах, принимаемых российским системным оператором для обеспечения надежной работы Единой энергосистемы и организации оперативно-диспетчерского управления в условиях пандемии.

Для обмена опытом на сайте GO15 создан регулярно обновляемый раздел, в котором размещается информация о конкретных шагах по борьбе с COVID-19 и организации безопасной работы компаний.

22-23 апреля две стратегические группы GO15, в рамках которых проводятся основные исследования в области устойчивости энергосистем и изменений в структуре генерации, организовали проведение вебинаров, посвященных обеспечению устойчивой работы энергосистем в условиях пандемии (Operational Resilience – Covid 19 Discussion) и влиянию эпидемии на прогнозирование и планирование в энергосистемах (Forecasting and Variability – Covid 19 Discussion). Вебинарпотеме Operational Resilience – Covid 19 Discussion GO15 планируетсделатьрегулярным. Для этого создан и представлен участникам Ассоциации для заполнения специальный опросный лист «Влияние пандемии COVID-19 на стратегические меры по снижению технических рисков при управлении энергосистемами».

Опросник включает в себя шесть разделов по шести направлениям, выбранным для обмена опытом в условиях пандемии: организация работы диспетчерских центров и диспетчерского персонала; организация работы обслуживающего персонала; взаимодействие с другими компаниями и организациями отрасли, включая поставщиков в сфере ИТ; влияние эпидемии на электроэнергетический рынок и график нагрузки электростанций; функционирование вспомогательной инфраструктуры и меры по обеспечению нормальной работы сотрудников. Результаты опроса после анализа будут представлены всем членам GO15 для ознакомления и использования в работе по планированию и управлению электроэнергетическим режимом энергосистем.

¹Справочно: GO15. Reliable and Sustainable Power Grids (официальное название – Very Large Power Grid Operators, VLPGO) – объединение системных операторов, управляющих крупными энергосистемами с нагрузкой свыше 50 ГВт каждый. Суммарно участники ассоциации обеспечивают управление энергосистемами с более чем 75% мирового электропотребления, совокупная установленная мощность генерации, находящейся под их управлением, превышает 2,5 тераватта. Ассоциация создана в октябре 2004 года по инициативе американского системного оператора PJM Interconnection, французской компании RTE и японской компании TEPCO как сообщество взаимопомощи в ответ на вызовы, брошенные отрасли серией блэкаутов в ряде крупных энергосистем мира. Главная задача GO15 – объединение усилий крупнейших системных операторов для решения сходных проблем с целью общего устойчивого развития в условиях постоянного роста энергосистем и повышения зависимости общественного и экономического роста от надежности электроснабжения. Официальными членами GO15 являются 17 системных и сетевых операторов из 20 стран мира: AEMO (Австралия), Elia (Бельгия), ONS (Бразилия), NGESO (Великобритания), CSG (Китай), SGCC (Китай), POSOCO (Индия), Terna (Италия), АО «СО ЕЭС» (Россия), CAISO (США), MISO (США), PJM Interconnection (США), RTE (Франция), TEPCO Power Grid (Япония), ESKOM (ЮАР), KPX (Южная Корея), GCCIA  (Управление по объединению энергосистем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива). Российский системный оператор участвует в деятельности ассоциации с 2005 года.

Источник: Посмотреть

Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

29-04-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 №1233, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.04.2020 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● Александр Новак: «Отрасли ТЭК продолжают выполнять обязательства перед потребителями».

29-04-2020

Министр энергетики РФ Александр Новак выступил с докладом на совещании в режиме видеоконференцсвязи Президента РФ Владимира Путина по вопросам развития энергетики.

В своем вступительном слове Владимир Путин отметил ключевую роль энергетики в экономике России.

«Энергетика - это ключевая отрасль национальной экономики, которая прямо влияет на обеспечение обрабатывающей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, во многом определяет экспортный потенциал России, состояние государственных финансов. Технологии, применяемые здесь, не имеют аналогов в мире, в том числе на Арктическом шельфе», - сообщил Президент.

Текущая ситуация, связанная с распространением коронавируса, носит системный характер и выходит далеко за национальные границы, продолжил он.

«Распространение коронавируса самым негативным образом сказались на мировой экономике, спрос на энергоресурсы сократился. Вслед за ним пошли вниз и ценовые котировки. Чтобы сгладить влияние этих тенденций на экономическую жизнь, необходимы совместные усилия, в том числе в рамках соглашений ОПЕК+», - подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, Россия продолжит выстраивать эффективное сотрудничество с зарубежными партнерами, достигать договоренностей по балансировке, искать решения, которые позволят предприятиям реализовывать долгосрочные планы, инвестировать и создавать новые рабочие места.

«Отечественный ТЭК всегда умел отвечать на вызовы. Промышленный, технологический, кадровый потенциал нашей энергетики позволяет решать самые сложные задачи, опыт и возможности энергокомпаний помогут пройти сегодняшний непростой период. Наша общая задача - обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа по всему спектру - от добычи ресурсов до их транспортировки и глубокой переработки, включая работу предприятий малого и среднего бизнеса, - сказал глава Российского государства. - От ритмичной работы компаний ТЭК зависит деятельность самых разных секторов экономики. Нельзя допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, ограничения снабжения предприятий, населенных пунктов страны. Новые объекты в сфере здравоохранения должны быть оперативно подключены к сетям».

Александр Новак отметил значительный вклад отраслей ТЭК в экономику страны. ТакжеАлександр Новак рассказал о ряде мер поддержки, разработанных министерством для сферы электроэнергетики.

 «В электроэнергетике одной из ключевых задач является оперативная реализация проектов по технологическому присоединению социально-значимых объектов, которые задействованы в борьбе с вирусом. Компании обеспечивают режим повышенной готовности, увеличены бригады, обеспечены резервные источники снабжения. Всего на контроле находится 398 медучреждений в 75 регионах РФ, более 50 тысяч дизель-генераторных установок находится в режиме готовности», - сказал Александр Новак.

Падение спроса испытывает и эта сфера - в период с 30 марта снижение электропотребления составило около 3%, в частности, в машиностроении электропотребления снизилось на 22%, на ж/д транспорте - на 7%, в металлургии - на 3%, продолжил Министр. В то же время существует проблема платежной дисциплины.

«С начала апреля наблюдается снижение уровня оплаты потребителями за энергоресурсы. В этой ситуации возникают кассовые разрывы, которые важно покрыть за счет кредитования, чтобы продолжить обеспечивать потребителей и готовность к новому ОЗП», - сообщил глава Минэнерго России.

В то же время одной из основных задач в сложившихся условиях выступает сохранение здоровья сотрудников компаний ТЭК, подчеркнул Александр Новак.

«На предприятиях отрасли реализуется комплекс мероприятий по недопущению распространения вируса, около 30% персонала переведены на удаленный режим работы. Наша основная задача - это защита здоровья персонала ТЭК», - добавил Министр.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе «Доклады и презентации», а также в «Видеогалерее».

Источник: Посмотреть

●Бизнес хочет сэкономить на электроэнергии.

29-04-2020

«Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупные промышленные предприятия) направило письмо вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями по поддержке энергоемких предприятий на фоне снижения цен на их продукцию (письмо от 27 апреля есть у «Ъ»). Директор ассоциации Василий Киселев в письме предлагает «до конца года снизить уровень оплачиваемого максимума мощности до половины от планового расчетного уровня», а также ввести мораторий на новые решения, повышающие энергоцены. Это позволит ограничить рост конечной цены на электроэнергию в 2020 году на 9 процентных пунктов, до уровня не выше 3%, говорится в письме.

Плата за электроэнергию в России состоит из двух частей: стоимости самой электроэнергии на конкурентном рынке на сутки вперед (РСВ), а также стоимости мощности, состоящей в основном из различных нерыночных надбавок. Цена на РСВ падает при сокращении потребления, однако общая сумма оплаты мощности не зависит от спроса, снижается он или растет.

По расчетам «Сообщества потребителей энергии», при ожидаемом снижении пикового потребления мощности в Единой энергосистеме России на 12–14 ГВт, или 8–12%, удельная цена мощности увеличится в среднем на 20% к текущему уровню. Например, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) цена мощности может вырасти с 870 тыс. руб. до 1 млн. руб. за 1 МВт в месяц. При этом рост конечной цены электроэнергии может превысить 12% с учетом плановой индексации сетевого тарифа и роста платежей на оптовом рынке из-за планового ввода новых мощностей, отмечает Василий Киселев.

В письме он предлагает также отказаться от отборов по программе модернизации старых ТЭС и программе поддержки зеленой генерации, не взыскивать пени и не отключать потребителей за несвоевременную оплату энергоресурсов.

Генерирующие компании ожидаемо возражают против подобных идей. В «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяют крупные генкомпании) сообщили, что цена на электроэнергию за 2009–2019 годы росла более низкими темпами, чем на другие промышленные товары: в среднем на 5,9% в год, тогда как цена на алюминий — на 9,2%, черные металлы — на 7,8%. Но энергетики не предлагают ввести повышенные налоги на промышленность или обязать ее больше инвестировать в экономику, отметили в СПЭ. «Предлагаемые меры приведут либо к субсидированию крупных потребителей за счет электро- и теплоэнергетики, либо к перекладыванию необходимых затрат энергокомпаний на бюджет РФ. В результате бюджет будет должен поддержать крупных потребителей, в то время как было бы правильно адресно поддерживать наиболее пострадавших потребителей — население, представителей малого и среднего бизнеса, который вынужден прекратить работу»,— подчеркнули в СПЭ. В Минэнерго, ФАС, Минэкономики не ответили на запрос «Ъ», в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) отказались от комментариев.

Сократить вдвое платежи за мощность в рамках текущей рыночной модели невозможно, принцип take-or-pay здесь является базовым, говорит партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. Источником компенсации выпадающих доходов генераторов в этом сценарии может быть бюджет, но в такое решение сложно поверить, полагает эксперт. По его оценкам, в апреле-мае прирост конечной цены электроэнергии ограничится 5–6%, затем при условии снятия большинства ограничительных мер, она вернется на базовый уровень. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что цена на электроэнергию в России и так довольно низкая, и попытка увеличить субсидии экономике со стороны отрасли приведет к ее недофинансированию и снижению надежности.

Источник: Посмотреть

Арбитражный суд в мае начнет рассматривать иск «Ленэнерго» к комитету финансов Ленинградской области. Энергокомпания требует с региона 17,4 млрд. рублей.

Долг Ленобласти перед энергокомпанией начал накапливаться в 2011 году. Тогда тарифы «Ленэнерго», как и других сетевых компаний, стали формироваться по методу RAB–регулирования. Он предусматривал введение понятия необходимой валовой выручки (НВВ), которая рассчитывалась на 3 или 5 лет вперед и учитывала себестоимость энергопередачи, размер вложенных и запланированных инвестиций, а также доходность на капитал.

Новый подход к тарифообразованию был выгоден энергокомпаниям и инвесторам, а вот потребителям первые несколько лет после перехода на новую систему пришлось бы платить за электроэнергию намного больше, чем раньше. Чтобы этого избежать, был предложен механизм сглаживания, когда тарифы сетевой организации повышались бы не сразу вдвое, а постепенно в течение нескольких лет.

Как утверждают в «Ленэнерго», Ленобласть, сгладив резкий рост тарифов после перехода на RAB–регулирование в 2011–2016 годах, «забыла» потом про возникший долг. «В нарушение требований законодательства при регулировании деятельности «Ленэнерго» на 2017 год комитет по тарифам и ценовой политике области не предусмотрел возврата всей суммы сглаживания», — сообщили в пресс–службе энергокомпании. Ее представитель напомнил, что в апреле 2018 года Верховный суд (ВС) обязал регионального регулятора принять нормативный правовой акт, учитывающий сглаживание. «Но комитет проигнорировал это определение ВС. Поэтому размер невозвращенного сглаживания продолжал накапливаться и далее», — сообщили в «Ленэнерго».

В компании настаивают, что сумма иска (17,4 млрд. рублей) соответствует размеру накопленного сглаживания за 2011–2019 годы и подлежит возмещению в нынешнем году.

В комитете по тарифам и ценовой политике Ленобласти с расчетами энергетиков не согласны. «Комитет исходит из того, что выполняет все свои обязательства перед «Ленэнерго»,— сообщил официальный представитель ведомства. По его данным, за 2018–2020 годы в тарифы на передачу электроэнергии было включено 3,6 млрд. рублей возврата сглаживания 2011–2016 годов и 1,8 млрд. рублей за 2017 год. «При этом ранее тарифный комитет согласовал с «Ленэнерго» возврат сглаживания в тарифах до 2024 года. Эта позиция была поддержана ФАС России», — сказал представитель комитета.

Более ранний срок возврата сглаживания привел бы к значительному росту тарифов на передачу электроэнергии (более 30% в год), подчеркнули в пресс–службе комитета.

По словам старшего юриста бюро «Григорьев и партнеры» Марии Васильевой, по сути, сетевая организация пытается возместить убытки за счет бюджета Ленобласти. Она отметила, что похожий спор возник в 2018 году между ПАО «ТГК–1» и комитетом по тарифам Санкт–Петербурга. Тогда при установлении НВВ стороны разошлись в вопросе применяемого метода распределения расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, что послужило основанием для обращения ПАО «ТГК–1» в суд.

«Суды теплоснабжающая организация выиграла, но до обращения за возмещением из бюджета дело не дошло. Сторонам удалось снять все разногласия при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2019–2023 годов», — добавила Мария Васильева.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций в споре об уровне напряжения, применяемого для расчетов (определение ВС РФ от 27.04.2020 № 310-ЭС20-6755).

ООО «Орловский энергосбыт» (гарантирующий поставщик) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «ММК» (абонент) о взыскании 905 278,08 руб. задолженности за потребленную электроэнергию.

Решением арбитражного суда 1-ой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми по делу актами судов, ООО «ММК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты.

Верховный Суд не нашелоснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке по доводам заявителя в силу следующего.

Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что уровень напряжения, исходя из которого ответчик (абонент) должен рассчитываться с истцом (гарантирующий поставщик) за поставленную электроэнергию, определяется фактическим уровнем подключения энергопринимающих объектов абонента к объектам электросетевого хозяйства.

Судами установлено, что поставка энергии абоненту осуществляется по сетям сетевой организации, к которым технологически присоединены, в том числе опосредованно, энергопринимающие устройства абонента.

Так, в ходе рассмотрения дела арбитражными судами было установлено, что электроснабжение абонента осуществляется от электрооборудования ПАО «ФСК ЕЭС» в точках подключения по уровню 10 кВ, что соответствует среднему второму уровню напряжения - СН2 (п. 44 Методических указаний № 20-э/2).В рассматриваемом случае граница раздела балансовой принадлежности установлена не на трансформаторной подстанции, а на распределительном пункте – РП 10 кВ, который не входит в состав подстанции и в котором не происходит преобразования уровней напряжения (трансформации).

Абонент при обосновании своей позиции о необходимости расчетов по уровню напряжения ВН ссылался на заключенный с гарантирующим поставщиком договор, в котором указан уровень напряжения ВН для расчетов.

Однако, как отмечено судами, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики N 3 (2015), выбор варианта тарифа при оплате стоимости услуг по передаче электроэнергии предопределяется условиями технологического присоединения электросетей стороны, и стороны не вправе самостоятельно изменять величины ставок тарифов, указанных в правовом акте, которым утвержден тариф.

Таким образом, суды пришли к выводу о необходимости использования для расчетов уровень напряжения СН2,предопределенный условиями технологического присоединения.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть