Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (26.10.2020-01.11.2020)

02 ноября 2020

Действие Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии продлено до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 24.10.2020 № 2749-р).

Кроме того, для генерирующих объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию на территории РФ после 1 января 2025 года, установлены целевые показатели степени локализации на территории РФ производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования, применяемого при производстве электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии, а также целевые показатели экспорта.

Ссылка на документ:Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Михаил Мишустин подписал распоряжение о пилотном проекте по повышению надёжности электроснабжения (распоряжение Правительства РФ от 28.10.2020 №2801-р).

В России проведут пилотный проект по повышению качества электроснабжения на базе современных технологий. Распоряжение от 28.10.2020 года № 2801-р об этом подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Речь идёт об использовании «цифровых двойников» электросетей, внедрении онлайн-систем принятия решений и механизмов мониторинга, независимых от человека. Ожидается, что использование новаций повысит показатели надёжности (снизит частоту и продолжительность отключений) без увеличения тарифной нагрузки на потребителей. В случае успеха пилотный проект планируется масштабировать.

Отбор инвесторов и территориальных сетевых организаций, на мощностях которых будет проводиться пилотный проект, продлится до 1 июля 2021 года. Срок завершения проектных работ и заключения контрактов – 1 декабря 2022 года.

Объём инвестиций ограничивается 2 млрд. рублей. При этом доля российского оборудования должна быть не меньше 80%.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Принят Федеральный закон, предусматривающий изменение размера платы за некачественное предоставление коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению(Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований», при предоставлении коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению, с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества их предоставления осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ.

Изменение размера платы осуществляется лицом, предоставляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным договором, в том числе управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также ресурсоснабжающей организацией.

Предусматривается, что управляющие организации и иные лица, ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию и своевременному ремонту общего имущества многоквартирного дома, будут компенсировать ресурсоснабжающим организациям расходы, фактически понесенные ими вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений изменение размера платы за коммунальные услуги производит ресурсоснабжающая организация, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.

Начало действия документа – 07.11.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 28.10.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности».

Проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1172, и в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,  позволяющих компаниям, реализующим на территории Дальневосточного федерального округа крупные инвестиционные проекты с объемом инвестиций более 300 млрд. рублей, потреблением электрической энергии свыше 300 МВт, заключать долгосрочные двусторонние договора купли-продажи электрической энергии и мощности со сроком поставки свыше 20 лет с индивидуальной величиной планового коэффициента резервирования мощности 1,2.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/10-20/00109816

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 29.10.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

Во исполнение поручений Правительства РФ от 17.07.2020 № ЮБ-П9-58пр (п. 2 и 3), от 13.07.2020 № ЮБ-П9-7122 Минэнерго России подготовлен проект постановления Правительства РФ, определяющий, в том числе, что при проведениидолгосрочных конкурентных отборов мощности используются параметры объема спроса на мощность и показатели работы участников оптового рынка, которые бы использовались при проведении такого отбора за шесть лет до года поставки мощности по итогам такого отбора вне зависимости от года проведения соответствующего конкурентного отбора мощности.

Проект также определяет особые требования в отношении проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, отвечающих установленным Правительством РФ критериям, с датой начала исполнения обязательств по поставке мощности в 2026 году.

В соответствии с принятым Правительством РФ решением проектом постановления предусмотрена отмена проверки требований по соблюдению уровня локализации производства основного и вспомогательного оборудования, установленных постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», используемого в проекте модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с датами начала исполнения обязательств по поставке мощности в 2026 году.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/10-20/00109873

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● «Чем больше 223-ФЗ приблизится к 44-ФЗ, тем более эффективным он станет».

27-10-2020

О некоторых несовершенствах законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и необходимости его развития рассказал статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС РоссииАндрей Цариковский в ходе открытия VIII Всероссийской практической конференции-семинара «Корпоративные закупки - 2020: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ».

Замглавы ФАС России подчеркнул, что «закупки по 223-ФЗ составляют огромную часть нашей экономики — порядка 25 трлн. — и, к сожалению, становятся все менее конкурентными».

«Закупки у единственного поставщика напрямую или через определённые схемы составляют 85—90% от общего объема (за исключением закупок у субъектов МСП). А это — прямой путь к коррупции», - отметил он.

По словам Андрея Цариковского, «505-ФЗ – единственное «светлое пятно» в сфере закупок отдельными видами юридических лиц: благодаря ему торги для субъектов малого и среднего бизнеса идут практически по процедурам 44-ФЗ».

Он добавил, что для повышения эффективности закупок по 223-ФЗ необходимо выходить на более конкурентные процедуры и вводить предквалификацию по опыту работ. Также заместитель руководителя службы подчеркнул, что закупочная политика организации не должна определяться условным «старшим менеджером по закупкам».

В заключение Андрей Цариковский отметил, что несмотря ни на что семинар, давно зарекомендовавший себя как профессиональная площадка для обсуждения закупок, продолжается, как и работа антимонопольного ведомства: «практически все комиссии ФАС России, в том числе по рассмотрению жалоб по госзаказу, перешли на дистанционный онлайн режим, что позволяет нам не терять оперативности и эффективности контроля¹».

¹Справочно: Всего в 2019 году Центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России рассмотрено 13674 жалоб. Из них 4371 обоснованно, 6341 необоснованно, выдано 3477 предписаний, 2962 оставлены без рассмотрения. За первое полугодие 2020 года центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России рассмотрено 6372 жалобы. Из них 2124 жалобы признаны обоснованными, 3121 жалоба признана необоснованной, выдано 1619 предписаний, 1127 жалоб оставлены без рассмотрения.

Источник: Посмотреть

● ФАС готовится к включению в тарифы на свет затрат на «умные» счетчики.

28-10-2020

Увеличивать тарифы на электроэнергию сверх разрешенного порога разрешит в некоторых случаях ФАС. Это предлагается в новом варианте проекта постановления правительства, разработанного антимонопольной службой.

С июля нынешнего года обязанность по установке счетчиков электричества возложена не на жителей, а на поставщиков электроэнергии. В будущем они должны будут устанавливать исключительно «умные» приборы учета, которые смогут передавать показания автоматически. Предполагалось, что эти расходы компаний будут окупаться за счет более точного учета и экономии на сверке показаний. Рост тарифов на электроэнергию, как и на прочие коммунальные услуги, ограничен предельными индексами, которые ежегодно устанавливаются правительством для каждого региона.

Однако, как заверяют в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, установка приборов учета совершенно не окупается, а экономия на сборе показаний значительно ниже издержек по установке и эксплуатации счетчиков.

Теперь же ФАС предлагает при мониторинге соблюдения индексов регионами и муниципалитетами не учитывать рост платы за электроснабжение, «вызванный включением расходов на эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета в тариф на электрическую энергию». Фактически затраты на системы учета компании смогут включать в тариф «сверх» предельно разрешенных индексов.

«Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги - это предельный уровень изменения стоимости услуг ЖКХ и, в частности, электроэнергии для граждан. Специальных исключений, в том числе о превышении таких индексов из-за установки приборов учета или по иным основаниям, сейчас не установлено, - прокомментировал документ замруководителя ФАС Виталий Королев. - Вопрос об источнике средств для перехода на автоматизированные системы учета ресурсов и передачу показаний приборов учета электроэнергии в настоящий момент обсуждается в правительстве».

Переход на интеллектуальные счетчики - достаточно серьезная проблема, отмечал ранее Королев. По предварительным расчетам, в течение 15 лет на их установку необходимо направить около триллиона рублей, что в дальнейшем позволит снижать размер платы граждан за коммунальные услуги. «Это очень беспокоит ФАС, поскольку в прогнозе социально-экономического развития страны не учитываются эти расходы, которые также будет необходимо включить в тариф», - говорит Королев. В правительстве идет дискуссия о смягчении штрафов за неустановку «умных» счетчиков и технических требований к ним, добавляют в ФАС. Ясность должна появиться к концу года.

Вместе с тем о серьезном повышении тарифов речь не идет, считают эксперты. «Вряд ли тариф для населения возрастет драматически, поскольку система будет создаваться постепенно, а счетчики будут заменяться по мере истечения срока эксплуатации», - отмечает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. По оценкам Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, достаточно разового увеличения тарифов на 2% сверх стандартного роста. При среднем счете одного домохозяйства в 500 рублей в месяц увеличение составит 10 рублей. Если бы обязанность по замене счетчиков осталась на жителях, им приходилось бы разово платить от 3 тысяч рублей за поверку счетчики до 5-9 тысяч рублей за установку нового, отмечают в Ассоциации.

Источник: Посмотреть

● Александр Новак: «В целом в стране подготовка к осенне-зимнему периоду завершена».

29-10-2020

Министр энергетики РФ Александр Новак в ходе заседания Правительства России выступил с докладом о подготовке объектов электроэнергетики к отопительному сезону 2020-2021 годов.

«Подготовка предприятий электроэнергетики к осенне-зимнему периоду, необходимая для надежного и качественного энергоснабжения населения, социально значимых объектов и в целом экономики в период максимальных нагрузок на энергосистему, является для Министерства энергетики приоритетной задачей», – подчеркнул Александр Новак.

Министр сообщил, что своевременно принятые Правительством РФ решения по трансграничному перемещению оборудования, а также возможности приезда специалистов позволили выполнить ранее запланированные объемы ремонтных работ, которые в этом году на 10,5% выше, чем показатели прошлого года.

На объектах электроэнергетики накоплены необходимые запасы топлива, они более чем в полтора раза превышают нормативы. В штатном режиме осуществлен «северный завоз» для потребителей изолированных и удаленных энергосистем.

«Внедряются современные системы управления технологическими процессами и интеллектуальные системы управления. Стабильность энергоснабжения потребителей обеспечивается с их использованием. В крупных городах такие системы уже реализованы и потребители в большинстве случаев не ощущают последствий технологических нарушений», – сказал Александр Новак.

Министр также рассказал о работе по цифровизации электросетевого комплекса. Полностью цифровые объекты за счет внедрения датчиков состояние сетей, приборов управления сетями и подстанций позволили проводить дистанционные оперативные переключения и обеспечивать мониторинг состояния электрооборудования в режиме реального времени.

«Активное внедрение таких инноваций в электросетевом комплексе уже сейчас позволило достичь положительных результатов с точки зрения показателей надежности: в целом по стране среднее время обесточения потребителей снизилось на 30 минут и составляет 1 час, а отключения потребителей происходят на 40% реже», – сообщил Александр Новак.

Министр отметил, что в целом в стране подготовка к осенне-зимнему периоду завершена, запланированные технические мероприятия проведены, созданы резервы и обеспечена готовность персонала.

«В период прохождения отопительного сезона мы продолжим непрерывный мониторинг текущей ситуации и при необходимости обеспечим оперативное реагирование на риски нарушений», – сказал Александр Новак.

Источник: Посмотреть

● Топ-менеджеров «ТНС энерго» задержали за мошенничество.

30-10-2020

МВД возбудило уголовное дело о хищении более 5,5 млрд. руб. в ПАО «ТНС энерго» и его структуре – у электросетевой компании «Россети Центр и Приволжье» (бывшая «МРСК Центр и Приволжье»). Как сообщил «Коммерсант», в ПАО, совладельцем и председателем совета директоров которого является президент ЦСКА Евгений Гинер, провели обыски. Топ-менеджеров холдинга – генерального директора Сергея Афанасьева и его заместителя Бориса Щурова – доставили на допрос и задержали.

Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) 22 октября 2020 года. Поводом для расследования стало заявление руководства ПАО «Россети Центр и Приволжье», из которого следует, что «ТНС энерго» и его дочерняя компания «ТНС энерго Нижний Новгород» похитили более 5,5 млрд. руб. в августе 2011-го – октябре 2020-го.

Следствие считает, что при получении средств с потребителей электроэнергии топ-менеджеры «ТНС энерго» не расплачивались с поставщиком, а выводили деньги в другие компании, в том числе в офшоры.

29 октября оперативно-следственные бригады провели обыски в головном офисе «ТНС энерго», в московских квартирах Афанасьева и Щурова, а также в нижегородской квартире последнего. Во время обысков правоохранители изъяли компьютеры и финансово-хозяйственную документацию компании за девять лет.

Справочно: «ТНС энерго» – крупнейший энергосбытовой холдинг России. По словам источников «Коммерсанта», компания накопила существенные долги перед организацией «Россети Центр и Приволжье». В Нижегородской области просроченная задолженность местного подразделения энергосбытового холдинга превысила 17 млрд. руб. В Тульской области просроченная задолженность «ТНС энерго» достигла 4 млрд. руб.

Источник: Посмотреть

●АО «ДСК» оштрафовано на 4 млн. рублей за злоупотребление доминирующим положением.

30-10-2020

Дагестанское УФАС России оштрафовало на 4,2 млн. рублей АО «Дагестанская сетевая компания» по факту прекращения подачи электроэнергии в котельную города Махачкалы.

Ранее в УФАС поступило письмо от Прокуратуры РД по заявлению МУП «Котельная», в котором указывалось на то, что «ДСК» отключила от электроэнергии в отопительный период котельную, расположенную по адресу: Булача, 14В, г. Махачкала.

В отношении сетевой компании было возбуждено антимонопольное дело по ч. 1 ст. 10 Федерального законаот 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Общество незаконно отключило от электроэнергии МУП «Котельная», что повлекло ущемление его интересов в предпринимательской деятельности, в связи с чем и был наложен административный штраф.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд признал законным штраф в размере 300 тыс. руб., наложенный на ОАО «Иркутская электросетевая компания» (определение ВС РФ от 26.10.2020 № 302-ЭС20-15731).

ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ОАО «ИЭСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутскому УФАС о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, сетевой организации отказано в удовлетворении заявления. Арбитражный окружной суд постановлением от 26.06.2020 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Общество обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявленных требований.

Верховный Суд РФ не нашел снований для передачи жалобы общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (определение ВС РФ от 26.10.2020 № 302-ЭС20-15731).

Как установлено судами, в Иркутское УФАС России поступило заявление от Петрова П.А. и Почуевой Г.П. на действия ОАО «ИЭСК» по нарушению правил недискриминационного доступа, выразившиеся в несоставлении акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителем и инициатором введения ограничения, и составлении вместо указанного акта иного документа – акта целевой проверки без участия потребителей.

Иркутское УФАС посчитало, что общество, составив акт, не  предусмотренный для указанного случая законодательством об электроэнергетике Российской Федерации, в отсутствие потребителей, без указания, какие именно основания для введения ограничения режима потребления электроэнергии не устранены потребителем Петровым П.А., нарушив Правила № 442, допустило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 5 пп. «б» п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившегося, в том числе в нарушении характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования.

Как установлено судами, ограничение режима потребления в отношении электроустановок потребителя введено за нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении, вызванное подключением потребителем к принадлежащему ему энергопринимающему устройству электропотребляющего оборудования.

Пунктом 19 Правил № 442 предусмотрено, что возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений п. 19(2) настоящих Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.

Под устранением оснований для введения ограничения режима потребления понимается составление и подписание акта об устранении оснований для введения ограничения режима потребления потребителем и инициатором введения ограничения.

Судами установлено, что ОАО «ИЭСК» составило документ, как акт целевой проверки, в ответ на уведомление потребителя об устранении оснований для введения ограничения режима потребления, что не соответствует требованиям п. 19 Правил № 442, кроме того акт целевой проверки не содержит указанийна непосредственные факты, свидетельствующие о неустранении потребителями оснований для введения ограничений режима потребления электрической энергии, не указано, какие именно нарушения, выявленные ранее, остались не устраненными со стороны потребителей.

Как указано Верховным Судом в рассматриваемом определении,при таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть