Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (26.07.2021 - 01.08.2021)

05 августа 2021

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (26.07.2021 - 01.08.2021)

● 31 июля вступил в силу приказ Ростехнадзора, которым признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 о порядке организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок.

31 июля вступил в законную силу приказ Ростехнадзора от 18.06.2021 № 221 «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Вышеуказанный приказ признан утратившим силу в связи с приведением правовой базы Ростехнадзора с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 85.

Ссылка на документ: Посмотреть

● ФАС утвердила тарифы на электроэнергию Свободненской ТЭС для оптового рынка (приказ ФАС России от 21.06.2021 № 605/21).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ утвердила тариф на электроэнергию, которая произведена Свободненской ТЭС «Газпром энергохолдинга» и поставленной на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ) до конца 2025 года.

Согласно документу, до конца первого полугодия 2022 года стоимость электроэнергии Свободненской ТЭС составит 1 тыс. 197,77 руб. за МВт*ч, а с 1 июля 2022 года цена будет индексироваться на 3% ежегодно. Таким образом, во втором полугодии 2025 года тариф вырастет до 1 тыс. 348,62 руб. за МВт*ч.

Свободненская теплоэлектростанция была построена «Газпром энергохолдингом» (входит в «Газпром») и введена в эксплуатацию в апреле 2021 года. Основной задачей ТЭС является энергоснабжение Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Установленная мощность станции составляет 160 МВт электрической и 249 Гкал*ч тепловой энергии.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27.07.2021 за № 64387.

Начало действия документа – 07.08.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Московской области и Республике Хакасия (приказы Минэнерго России от 29.07.2021 №№ 650, 651).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, приказами от 29.07.2021 №№ 650, 651 Минэнерго России объявило о проведении конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Московской области и территории Республики Хакасия.

Согласно данным приказам минимальный размер денежных средств, который участник конкурса должен указать в заявке в качестве суммы, которую он будет обязан в случае признания его победителем конкурса предложить в оферте, направляемой кредиторам в счет уступки их требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов, составляет:

- по Московской области – 270 254 023,61 руб.;

- по Республике Хакасия – 98 725 914,78 руб.

Сведения о должностных лицах, уполномоченных давать разъяснения об условиях проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика: Паромов Артем Олегович, ведущий советник, e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.:+7(495) 631-85-35.

Ссылка на приказы: Скачать по Московской обл.; Скачать по Р. Хакасия

Источник: Посмотреть

● 27 июля 2021 года для публичных обсуждений представлен проект постановления Правительства РФ по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В целях повышения эффективности осуществления контроля за инвестиционной деятельностью субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти, Минэнерго России подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила осуществления контроля), в части, касающейся внедрения единого риск-ориентированного механизма анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, исключения иных форм проведения контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, обеспечения возможности предоставления отчетности о реализации инвестиционных программ в информационной системе, определенной Минэнерго России.

Также проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства РФ от 21.01.2014 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» в части исключения дублирующей, избыточной и невостребованной отчетности в связи с внедрением механизма анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Механизм проведения анализа реализации инвестиционных программ предполагает утверждение приказом Минэнерго России (проект приказа см. ниже) во исполнение данного постановления Правительства РФ методики оценки критичности инвестиционных проектов, методики анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, перечней отчетных форм и перечней форм графиков реализации утвержденных инвестиционных программ.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/07-21/00118505

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 27 июля 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа Минэнерго России по внедрению механизма анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В целях повышения эффективности осуществления контроля за инвестиционной деятельностью субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее – Постановление № 977), подготовлен проект приказа Минэнерго России «О внедрении механизма анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Проектом приказа предусматривается утверждение:

- методики оценки критичности инвестиционных проектов, основанной на риск-ориентированном подходе по управлению инвестиционными программами, который подразумевает собой установление групп критичности (важности) инвестиционных проектов и применение дифференцированного подхода к оценке каждой из таких групп, в результате чего возможно сократить объем собираемой в настоящее время о реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики информации, при одновременном увеличении числа анализируемых субъектов электроэнергетики;

- методики анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, позволяющей провести оценку отклонений фактических показателей инвестиционного проекта от плановых значений;

- перечня форм отчетов об исполнении инвестиционных программ, содержащего необходимые данные о реализации инвестиционных проектов, разработанный взамен ранее изданных приказов Минэнерго России от 24.03.2010 № 114 и от 25.04.2018 № 320, которыми утверждены формы отчетов об исполнении инвестиционных программ;

- перечня графиков реализации инвестиционных программ, разработанного во исполнение Постановления № 977. В настоящее время отсутствует единая форма графиков реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в следствие чего компании самостоятельно разрабатывают формы для направления в Минэнерго России. Отсутствие единых форм графиков реализации приводит к повторной необходимости субъектов электроэнергетики направлять их в Минэнерго России, что увеличивает административную нагрузку на субъекты электроэнергетики.

Также проектом приказа предполагается признать утратившими силу некоторые отчетные формы приказа Минэнерго России от 16.08.2019 № 865 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» с целью исключения необходимости субъектов электроэнергетики дублировать отчетную информацию.

Целью внедрения механизма анализа реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики является совершенствование порядка осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, исключения дублирующей отчетности, что, по мнению разработчиков, позволит уменьшить административную нагрузку и в то же время внедрить риск-ориентированный подход, который разработан на основе предложений субъектов электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/07-21/00118510

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 28 июля 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа ФАС России по урегулированию вопросов, связанных с установлением платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в тех случаях, когда мероприятия «последней мили» не предусмотрены перечнем стандартизированных тарифных ставок.

Проектом приказа ФАС России «О внесении изменения в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. № 1135/17» предусмотрено, что в случае если при технологическом присоединении по индивидуальному проекту технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов «последней мили», в отношении которых приложением № 6 к настоящим Методическим указаниям не предусмотрены стандартизированные тарифные ставки, экономически обоснованные расходы по указанным мероприятиям «последней мили» определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов с учетом смет, представленных территориальными сетевыми организациями, и выполненных с применением сметных нормативов.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/07-21/00118515

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 29 июля 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа ФАС России по вопросам установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов.

Проект приказа ФАС России «О внесении изменений в приказ ФАС России от 30.09.2015 № 900/15» предусматривает внесение изменений в приказ ФАС России от 30.09.2015 № 900/15, и описывает порядок определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую на квалифицированных генерирующих объектах, и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, необходимых для проведения отборов после 31 декабря 2020 года проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-21/00118569

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30 июля 2021 года для публичных обсуждений представлен проект приказа Минэнерго России о кодификации мест установки приборов учета электрической энергии и точек поставки электрической энергии.

Проект приказа Минэнерго России «Об утверждении методики и порядка кодификации мест установки приборов учета электрической энергии и точек поставки электрической энергии» разработан во исполнение абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» и предусматривает утверждение методики и порядка кодификации мест установки приборов учета электрической энергии и точек поставки электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, которая подлежит использованию субъектами электроэнергетики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике.

Методика кодификации точек учета и точек поставки описывает уникальный идентификатор точки поставки и точки учета, перечень атрибутов в соответствии с которыми определяется уникальность точки поставки и точки учета, описание таких атрибутов и документы в соответствии с которыми производится наполнение атрибутов.

Порядок кодификации точек учета и точек поставки описывает процесс присвоения уникального идентификатора точки поставки и точки учета, наполнения атрибутов точки поставки и точки учета, а также определяет процесс взаимодействия субъектов электроэнергетики в ходе указанных процессов.

Плановый срок вступления в силу настоящего приказа предусматривается с 01.01.2022.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-21/00118651

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 30 июля 2021 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ по вопросу уточнения механизмов ценообразования на оптовом рынке электроэнергии на сутки вперед.

Существующий механизм подачи оперативных ценопринимающих заявок на дополнительную загрузку электростанций обусловлен технологическими особенностями функционирования генерирующего оборудования и энергосистемы в целом. Анализ отклонений фактических объемов производства и потребления электрической энергии от объемов, учтенных на соответствующих этапах планирования, указывает на несимметричность отклонений, которая выражается в систематическом преобладании отклонений плановых объемов производства и потребления электрической энергии от фактических значений в некоторых группах точек поставки участников оптового рынка, причем как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей электрической энергии, в результате чего возникает «искажение» ценовых сигналов на рынке на сутки вперед.

Разрабатываемым проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу уточнения механизмов ценообразования на рынке на сутки вперед» предлагается определить правовые основы для исключения наблюдаемых искажений ценовых сигналов в свободном секторе торговли электрической энергией в ценовых зонах оптового рынка.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/07-21/00118677

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минфин отказался компенсировать долги энергосбытовых компаний Северного Кавказа.

26-07-2021

Минфин не поддерживает выделение бюджетных средств на решение проблем энергосбытовых компаний «Россетей» на Северном Кавказе (СКФО). Такую позицию министерство высказало в ответ на поручение премьера Михаила Мишустина от 29 июня, говорят источники «Ъ». В соответствии с поручением ведомствам предлагалось согласовать позиции о выделении бюджетных средств на повышение надежности электросетей СКФО и компенсацию задолженности гарантирующих поставщиков (ГП, основные энергосбыты региона) перед генерирующими компаниями на оптовом энергорынке. Источники «Ъ» говорят, что потребности «Россетей» составляли 16,8 млрд. руб.

Минфин предлагает «Россетям» снизить уровень потерь подконтрольных компаний на Северном Кавказе до нормативов, а платежи ГП в адрес энергорынка закрыть из собственных средств.

В частности, Минфин напоминает, что чистая прибыль «Россетей» в 2020 году составила 61,2 млрд. руб., нераспределенная прибыль — 783,4 млрд. руб., прочие финансовые активы, включая акции 8,57% в «Интер РАО» стоимостью 47,6 млрд. руб.,— 92 млрд. руб.

В пресс-службе Правительства уточнили, что поручение дано в ответ на обращение главы «Россетей» Андрея Рюмина, уже прошло совещание у вице-премьера Александра Новака. В Минфине сообщили, что направили свои предложения в Правительство в установленном порядке.

Северный Кавказ остается самым большим неплательщиком на российском энергорынке. Это объясняется высокими потерями в сетях, в том числе из-за хищений электроэнергии, а также низкой платежной дисциплиной конечных потребителей, в основном предприятий ЖКХ. В 2020 году «Россети» заключили с генкомпаниями меморандум, пообещав полностью погасить текущие платежи в обмен на реструктуризацию старых долгов. Источником финансирования стала докапитализация «Россети Северный Кавказ» со стороны «Россетей» за счет средств, получаемых в виде дивидендов от других дочерних структур.

Но весной новый глава «Россетей» Андрей Рюмин отказался от этих обязательств, ссылаясь на нехватку денег. В ответ энергетики усилили давление на «Россети», лишив три компании холдинга — «Каббалкэнерго», «Калмэнергосбыт» и «Карачаево-Черкесскэнерго» — права работать на оптовом энергорынке, и инициировали списание задолженности. В «Россетях» опасаются, что это приведет к срыву подготовки к осенне-зимнему сезону-2021/22, аресту счетов, а также банкротству «Россети Северный Кавказ».

Отказ в бюджетных средствах, как полагает большинство собеседников «Ъ» на энергорынке, ставит «Россети» перед необходимостью перезаключения меморандума с генкомпаниями.

В «Совете производителей энергии»  сообщили, что переговоры относительно схемы погашения долгов Северного Кавказа перед энергетиками еще идут. В «Россетях» отметили, что «работают с Правительством для получения средств на мероприятия по повышению надежности сетей Северного Кавказа и урегулированию задолженности на оптовом энергорынке». В Минэнерго сказали, что с Минфином и Правительством прорабатывают разные варианты разрешения ситуации, включая использование средств федерального бюджета и собственных заемных средств компании.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что погашение кассового разрыва ГП СКФО за счет средств «Россетей» вполне возможно: размер ежегодных выпадающих доходов сопоставим с дивидендами, получаемыми холдингом от своей крупнейшей структуры — Федеральной сетевой компании. Но такой сценарий негативно отразится на акционерной стоимости «Россетей», сократив возможности холдинга платить дивиденды собственным акционерам, включая государство, полагает он. Кроме того, подчеркивает эксперт, подобный подход не решает саму проблему неплатежей.

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов переизбран председателем совета директоров «Системного оператора».

30-07-2021

Николай Шульгинов единогласно переизбран Председателем Совета директоров «Системного оператора Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»).

Заместителем председателя совета директоров был переизбран Евгений Школов.

В совет директоров «Системного оператора» входят 9 человек. Помимо Николая Шульгинова и Евгения Школова в его состав входят Павел Сниккарс, заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов, председатель правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров, генеральный директор ПАО «Интер РАО» Борис Ковальчук, первый заместитель генерального директора - исполнительный директор ПАО «Россети» Андрей Муров, директор департамента ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» Василий Никонов.

Источник: Посмотреть

● Россия и Финляндия расширяют возможности трансграничной торговли электроэнергией.

30-07-2021

Системный оператор Единой энергетической системы, ПАО «ФСК ЕЭС» и национальный сетевой и системный оператор энергосистемы Финляндии Fingrid Oyj 30 июля подписали дополнительное соглашение к действующему с 1 мая 2018 года Соглашению по использованию пропускной способности и осуществлению трансграничной торговли по трансграничным электрическим связям 400 кВ ПС Выборгская (Россия) – ПС Юлликкяля / ПС Кюми (Финляндия).

Дополнительное соглашение направлено на совершенствование российско-финского механизма «прямой торговли» электроэнергией, действующего с 2011 года. Стороны договорились об увеличении установленного основным Соглашением диапазона почасовых поставок «прямой торговли» до 300 МВт*ч при поставке электроэнергии из России в Финляндию и до 190 МВт*ч при поставке электроэнергии из Финляндии в Россию. Ранее эта величина составляла 140 МВт*ч в обоих направлениях.

Механизм «прямой торговли», с 2014 года предусматривающий двусторонние поставки электроэнергии через вставку постоянного тока на подстанции Выборгская в Ленинградской области, позволяет формировать объемы поставок электроэнергии между Россией и Финляндией в заданном диапазоне в зависимости от текущих схемно-режимных условий и ценовых индикаторов, складывающихся на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности и рынках электроэнергии стран ЕС.

Использование механизма «прямой торговли» помимо улучшения условий трансграничной торговли электроэнергией между Россией и Финляндией позволяет повысить гибкость работы энергосистемы Финляндии, необходимую, в том числе в условиях внедрения большого объема генерации на базе ВИЭ.

Справочно:

FINGRID OYJ – национальный сетевой (системный) оператор энергосистемы Финляндии. Обеспечивает функционирование основной передающей сети, оперативно-диспетчерское управление, функционирование энергетических рынков на территории этого государства. Уставный капитал разделен между государством, которому принадлежит более половины акций, и частными инвесторами.

Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» – компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление энергетическими объектами в составе ЕЭС России. К функциям АО «СО ЕЭС» также относятся обеспечение функционирования рынков электроэнергии и параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами зарубежных стран, координация и мониторинг исполнения инвестиционных программ отрасли. Кроме того, Системный оператор осуществляет мониторинг технического состояния объектов энергетики и участвует в проведении расследования причин аварий, влияющих на системную надежность ЕЭС. Официальный сайт https://www.so-ups.ru/

Источник: Посмотреть

● ФАС оштрафовала «МРСК Центра» на 1,5 млн. руб. за нарушение срока подключения к электросетям.

30-07-2021

ПАО «МРСК Центра» привлечено к административной ответственности в связи с нарушением срока подключения граждан к электрическим сетям, говорится в сообщении регионального управления ФАС.

В ходе разбирательства установлено, что в одном случае «МРСК Центра» необоснованно аннулировало заявку гражданина, из-за чего ему пришлось обращаться с заявлением повторно.

В двух других случаях «МРСК Центра» направило гражданам оферту договора на техприсоединение к электрическим сетям и технические условия со значительным нарушением срока, предусмотренного соответствующими правилами (на 126 и 135 дней).

Ранее «МРСК Центра» неоднократно привлекалось к административной ответственности по фактам подобных нарушений. Повторное нарушение статьи предполагает ужесточение наказания, в связи с чем нарушение было квалифицировано по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (повторное нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения).

По результатам рассмотрения трех дел «МРСК Центра» было оштрафовано на общую сумму 1,5 млн. рублей.

Справочно: ПАО «МРСК Центра» включает 11 филиалов: «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Курскэнерго», «Костромаэнерго», «Липецкэнерго», «Тверьэнерго», «Смоленскэнерго», «Орелэнерго», «Тамбовэнерго», «Ярэнерго». Компания также является единоличным исполнительным органом в «МРСК Центра и Приволжья». Основным акционером «МРСК Центра» является ПАО «Россети», которое владеет 50,2%.

Источник: Посмотреть

● «Россети Урал» после многолетней тяжбы получило от «Мечел-энерго» 1,6 млрд. руб. долга за электропередачу.

29-07-2021

«В «Россети Урал» через депозит службы судебных приставов в рамках исполнительного производства поступили денежные средства в размере 1,642 млрд. рублей, из которых 1,246 млрд. рублей в счет погашения суммы основного долга ООО «Мечел-Энерго», остальной объем средств - неустойки и госпошлины», - говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, решение о взыскании долга суд вынес в марте этого года в рамках дела, которое объединило 18 судебных исков «Россетей Урал» о взыскании с «Мечел-Энерго» задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные за период с сентября 2017 года по июнь 2020 года.

Как сообщает пресс-служба, электросетевая инфраструктура «Россетей Урал» расположена между арендуемым «Мечел-Энерго» объектом генерации ПАО «Челябинский металлургический комбинат» (ЧМК, входит в группу «Мечел») и самим промпредприятием.

«Законодательно определено, что услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии, оплачиваются владельцем исходя из полного объема потребления принадлежащими ему энергопринимающими устройствами. Суд установил, что услуга по передаче электрической энергии не может уменьшаться на объем выработки такой электростанции», - поясняет пресс-служба.

В пресс-службе «Мечел-Энерго» от комментариев воздержались.

Дело было отнесено председателем Арбитражного суда Челябинской области к категории особой сложности и рассматривалось в коллегиальном составе суда. Судебные заседания по данному спору проходили в течение почти 5 лет, а апелляционные жалобы ООО «Мечел-Энерго» не были удовлетворены судом, отмечается в пресс-релизе «Россетей Урал».

По данным картотеки арбитражного суда, мотивировочное решение Восемнадцатого апелляционного суда по заявлению «Мечел-Энерго» было опубликовано 17 июня. Оно может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражном суде Уральского округа в течение 2 месяцев.

Справочно: «Россети Урал» (ОАО «МРСК Урала») - единая операционная компания уральского региона, осуществляющая распределение электроэнергии на территории Свердловской и Челябинской областей, а также Пермского края.

Ссылка на карточку дела: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд объяснил, когда дом может стоять в охранной зоне ЛЭП.

У гражданина был дом в  Красноармейском районе Краснодарского края, построенный еще в 1959 году. В 2009–2010 годах мужчина получил разрешение на реконструкцию и за 8 лет увеличил площадь жилья на 100 кв. м. Перед вводом в эксплуатацию администрация района рекомендовала обратиться в ПАО «Кубаньэнерго». А оно отказалось согласовывать реконструкцию, потому что дом находится в охранной зоне линии электропередач.

После этого администрация выдала уведомление о несоответствии перестроенного жилья градостроительному законодательству. Выяснилось, что ЛЭП рядом с домом ввели в эксплуатацию еще в 1976-м. Правда, решение о внесении  границ охранной зоны в Государственный кадастр недвижимости приняли только в 2012 году. То есть уже после того, как разрешили гражданину перестраивать дом.

В администрации собственнику разъяснили, что можно попытаться узаконить реконструкцию через суд.

Гражданин подал иск о признании права собственности на переделанный дом. Ведь информация об охранной зоне появилась в ЕГРН уже после начала реконструкции. По его версии, обновленный дом в любом случае не мог попасть в охранную зону, поскольку новые надстройки появились со стороны, противоположной ЛЭП. Красноармейский районный суд согласился с этим и удовлетворил иск.

Но Краснодарский краевой суд такую позицию не поддержал. В охранных зонах электросетей нельзя строить и реконструировать любые здания без письменного согласия организации, которая заведует этими сетями, напомнила апелляция. А еще ЛЭП угрожает тем, кто живет в таком доме, пояснил крайсуд и отказался признавать право собственности гражданина на его новое жилье. Четвертый кассационный суд признал законным это решение. Тогда гражданин обратился в  Верховный суд.

В ВС дело попало к «тройке» под председательством Андрея Рыженкова. Судьи обратили внимание на хронологию дела. Они отметили, что гражданина не уведомляли об ограничениях при использовании земли рядом с ЛЭП. Апелляция и кассация формально сослались на то, что дом расположен в охранной зоне и не пояснили, в чем заключается угроза жизни и здоровью людей, пояснил ВС. А еще они не установили причинно-следственную связь такой угрозы с реконструкцией дома.

В деле нет доказательств того, что расположение дома может помешать работе ЛЭП, угрожать жизни и здоровью граждан или повлечь другие негативные последствия, подчеркнул Верховный суд.

На это придется обратить внимание крайсуду при новом рассмотрении дела, которое назначено на 19.08.2021.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Ссылка на карточку дела: Посмотреть

Источник: Посмотреть