Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (25.11.2019 -01.12.2019)

02 декабря 2019

На 2020 год определены предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии потребителям, не относящимся к населению (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19).

Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год» на 2020 год определены предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии потребителям, не относящимся к населению.

Предельные уровни тарифов установлены для каждого субъекта РФ раздельно на I и II полугодие 2020 года.

Приказом установлены двухставочные и одноставочные тарифы для различных уровней напряжения (ВН, СН1, СН2, НН). Для двухставочных тарифов определены также размеры ставки (тарифа) на содержание электрических сетей и на технологический расход.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2019 за № 56643.

Начало действия документа - 08.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● На 2020 год определены предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии населению (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1509/19).

Приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1509/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год» на 2020 год определены предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии населению.

Предельные уровни тарифов установлены для каждого субъекта РФ раздельно на I и II полугодие 2020 года.

Так, для г. Москвы тарифы составят от 1,50856 до 4,03347 руб./кВт*ч в первом полугодии и от 1,55383 до 4,15447 руб./кВт*ч во втором полугодии 2020 года.

В г. Санкт-Петербурге тарифы будут ограничены размером от 0,94631 до 2,21062 руб./кВт*ч в первом полугодии и от 1,23020 до 2,42947 руб./кВт*ч во втором полугодии 2020 года.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27.11.2019 за № 56645.

Начало действия документа - 08.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Услуга по выдаче заключений о наличии (отсутствии) техвозможности подключения к электросетям регламентирована Правилами технологического подключения (информация на сайте Ростехнадзора: «Выдача заключений о наличии (отсутствии) технической возможности присоединения к электрическим сетям»).

Ростехнадзор информировал, что государственная услуга «Выдача заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям» осуществляется в соответствии с п. 31 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Государственная услуга предоставляется территориальными органами Ростехнадзора на безвозмездной основе. Срок предоставления государственной услуги - 30 календарных дней со дня регистрации заявления в территориальном органе Ростехнадзора.

Ссылка на информацию: Посмотреть

Источник: Посмотреть

28.11.2019 на заседании Правительства РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» направлен на сохранение в сферах электроэнергетики и теплоснабжения отраслевой системы работы с технологическим персоналом и её совершенствование.

Законопроектом предусматривается внесение изменений, в том числе в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части установления обязательности проведения с соответствующими категориями работников организаций иных форм работы с персоналом.

Кроме того, законопроект содержит положения по вопросам обучения, проверки знания требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда, направленные на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов.

28.11.2019 на заседании Правительство РФ одобрило вышеуказанный законопроект. Проект будет внесен на рассмотрение Государственной Думы в установленном порядке.

Источник: Посмотреть

26.11.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «О признании утратившим силу приказа Минэнерго России от 03 августа 2012 г. № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»».

В связи с исключением из перечня государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) государственной функции «Осуществление государственного контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» (письмо Министерства экономического развития РФ от 07.06.2019 № Д09и-19095), Административный регламент исполнения Министерством энергетики РФ государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденный приказом Минэнерго России от 03.08.2012 № 365, утратил свою актуальность.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время Минэнерго России разрабатывается порядок осуществления Министерством энергетики РФ проверок в рамках контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, который будет утвержден соответствующим приказом.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-19/00097544

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

27.11.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2020 год».

Проект приказа ФАС России предусматривает установление индикативных цен на электрическую энергию и на мощность в неценовых зонах оптового рынка, рассчитываемых в соответствии с п. 48 и 51 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность определяются отдельно для Республики Коми, Архангельской и Калининградской области и едиными для субъектов Российской Федерации Дальнего Востока (Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области).

Индикативные цены на 1 полугодие 2020 года не превышают соответствующие индикативные цены, установленные на второе полугодие 2019 года, что соответствует требованиям п. 11(1) Основ ценообразования № 1178.

Прирост индикативных цен с 1 июля 2020 года при пересчете в одноставочное выражение составит от 2,8% в Архангельской области до 5,6% в Республике Коми и Калининградской области, а в субъектах Российской Федерации Дальнего Востока – 4,7%.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/11-19/00097583

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

27.11.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «Об утверждении на 2020 год тарифов на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, поставляемую в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемую у них в целях экспорта или импорта».

В проекте приказа определены тарифы на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, поставляемую в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемую у них в целях экспорта или импорта, на 2020 год

Расчет тарифов на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, поставляемую в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемую у них в целях экспорта или импорта произведен в соответствии с Методическими указаниями по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденными приказом ФСТ России от 07.12.2007 № 439-э/26.

Расчеты были выполнены на основе показателей Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2020 год, утвержденного ФАС России исходя из расчетных тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок в неценовых зонах, на 2020 год, утвержденных ФАС России.

Ставки на электрическую энергию и мощность в первом полугодии 2020 года сохранены на уровне действующих на второе полугодие 2020 года согласно приказу ФАС России от 31.10.2019 № 1452/19-ДСП.

В результате прирост тарифов на электрическую энергию и мощность для энергосистем Дальнего Востока и Калининградской области составит 4,7% и 5,6% соответственно.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/11-19/00097584

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

28.11.2019 Минэкономразвития России уведомило о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением зеленых сертификатов».

Разрабатываемый проект федерального закона направлен на внедрение системы сертификации электрической энергии, производимой на ВИЭ, в целях поддержки новых современных технологий и стимулирования инвестиций в электроэнергетике.

Предложенный механизм должен распространяться только на новые объекты ВИЭ генерации, вводимые в эксплуатацию в рамках программы поддержки ВИЭ после 2024 года.

Разработчик – Минэкономразвития России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/11-19/00097614

Справочно:26 ноября в Минэнерго состоялось обсуждение концепции развития системы продажи цифровых зеленых сертификатов, разработанной «Советом рынка» (регулятор энергорынков). На нем присутствовали представители Минэкономики, предприятий зеленой генерации — «Фортум» (российского подразделения финской Fortum, «Хевел» (СП «Реновы» и «Реам Менеджмента»), «Новавинд» (структура «Росатома»), а также крупных промышленных потребителей. Минэкономики и Минэнерго уже к 28 ноября должны внести предложения по развитию этой системы в правительство.

«Совет рынка» уже около года предлагает ввести зеленые сертификаты. Их по замыслу регулятора смогут покупать компании, которым для международного имиджа важно демонстрировать, что они используют энергию из возобновляемых источников. Продавать сертификаты будут солнечные и ветряные электростанции, а также мини-ГЭС. Сертификаты будут продаваться на торговой площадке, цена будет формироваться на основе спроса и предложения.

Предполагается, что зеленые сертификаты снизят выплаты потребителей за строительство новых ВИЭ-станций по договорам на поставку мощности (ДПМ): дополнительную выручку, которую генераторы получат от продажи сертификатов, предлагается вычитать из платежа за мощность по ДПМ ВИЭ. Однако генкомпании на совещании высказались резко против такого предложения, говорят источники «Ъ». Кроме того, они выступили против принудительного выпуска сертификатов. Источник «Ъ» в отрасли отмечает, что до фиксации параметров этого механизма нужно оценить объем рынка и обеспечить стимулы для участников.

Минэнерго разрабатывает проект акта на основе предложений «Совета рынка» и мнения профильного сообщества. Участники совещания сформировали ряд предложений для доработки, а также попросили обоснования ряда выводов, поясняют в Минэнерго. Отдельные параметры механизма нуждаются в дополнительной проработке, сообщили в «Совете рынка». В Минэкономики не ответили на запрос «Ъ».

Зеленые сертификаты — инструмент, который не зафиксирован в механизме ДПМ и который не должен его менять, что может привести к потере устойчивости конструкции, сообщил представитель «Фортум». «Вычитание стоимости проданных сертификатов из стоимости мощности по ДПМ — это изменение действующих инвестиционных правил, что недопустимо»,— подчеркнули в «Новавинд».

Пока основной спрос на сертификаты ожидается со стороны экспортеров и компаний, взявших на себя добровольные обязательства по использованию 100% возобновляемой электроэнергии, но в дальнейшем это затронет и весь внутренний рынок, считает представитель Ассоциации развития возобновляемой энергетики. Ассоциация предприятий солнечной энергетики оценивает потенциальный спрос в 2,5 млрд. кВт*ч.

Спрос будет напрямую зависеть от цены сертификатов, а их стоимость может оказаться в три-пять раз выше средней цены электроэнергии на оптовом рынке, предполагает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», поскольку генератор не захочет продавать энергию ниже выплат по ДПМ. Он сомневается, что в России найдется необходимый объем спроса.

Ссылка на проект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

29.11.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «О продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с применением метода доходности инвестированного капитала, оказываемые ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» на 2020 год».

Проектомприказа предусмотрено продление действие долгосрочных параметров регулирования ПАО «ФСК ЕЭС» с применением метода доходности инвестированного капитала на 2020 год.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-19/00097634

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Вице-премьер Дмитрий Козак поддержал реформу электросетей до 2030 года.

26-11-2019

Консолидация сетевых активов, дифференциация тарифов, оплата резерва сетевой мощности и снижение стоимости льготного техприсоединения станут частью стратегии развития российских электросетей до 2030 года. Вице- премьер Дмитрий Козак на совещании в конце октября одобрил включение в стратегию этих пунктов, предложенных Минэнерго, и поручил ему вместе с Минэкономразвития и ФАС подготовить проект стратегии к 20 февраля 2020 года. «Ведомости» ознакомились с копией протокола совещания, его подлинность подтвердил представитель вице-премьера.

Реформирование российских электросетей обсуждают уже несколько лет. Eго инициатор – «Россети», которые контролируют 90% магистральных и около 75% распределительных сетей в России.

Большинство предложений сетевой компании встречает сопротивление крупных промышленных потребителей. По расчетам Сообщества потребителей энергии, только введение платы за сетевой резерв и дифференциация тарифов будут стоить крупному бизнесу около 380 млрд. руб. в год.

Сейчас бизнес платит за присоединенную мощность исходя из пиков потребления, при этом многие предприятия подключены к сетям «с запасом» по сравнению с фактической потребностью. В августе 2018 года на совещании у Козака было принято решение обязать потребителей платить сетевым компаниям за всю присоединенную мощность независимо от фактической нагрузки. Повышение предполагается сделать постепенным. К 2024 году этот показатель предлагается довести до 100%. Также Козак поддержал предложение ввести дифференцированные сетевые тарифы. Для крупных потребителей, подключенных к магистральным сетям, это вернет необходимость нести расходы на содержание распределительных, снижая тарифы мелких и средних. Однако ни один проект принят не был.

В протоколе октябрьского совещания сказано, что сетевая стратегия должна привести к снижению тарифов на передачу электроэнергии. Eсли перераспределить часть перекрестного субсидирования, повысив тарифы для потребителей на магистральных сетях, платежи для потребителей на распределительных сетях зеркально должны снизиться, пояснил «Ведомостям» замминистра энергетики Юрий Маневич через представителя. Аналогичная ситуация с ценой льготного техприсоединения: с ее выравниванием уменьшится тариф на оказание услуг на передачу электрической энергии, в который сейчас закладывают недополученные доходы сетей от техприсоединения. В Минэнерго считают, что плата за техприсоединение должна стремиться к экономически обоснованной, говорит Маневич. По мнению министерства, потребители выше 150 кВт должны оплачивать полную стоимость техприсоединения, включая реконструкцию существующей инфраструктуры, потребители от 15 до 150 кВт должны полностью оплачивать затраты за последнюю милю, а потребители до 15 кВт - платить до 5000 руб. за 1 кВт.

Тарифы на передачу электроэнергии неизбежно будут снижаться вследствие роста других составляющих, говорит заместитель руководителя ФАС Виталий Королев. О конкретных механизмах и размере снижения тарифов можно говорить, когда будет готова нормативная база, отметил он.

Эти проекты нацелены исключительно на пополнение выручки сетевых компаний, выгоды для потребителей в них не предусмотрены, возражает представитель Сообщества потребителей энергии. Они приведут к существенному росту сетевых платежей для энергоемких предприятий, включая тарифы на передачу электроэнергии и плату за подключение к сетям.

«Россети» поддерживают решение вице-премьера и учитывают его при разработке собственной стратегии, сказал представитель компании. По подсчетам «Россетей», в среднем по стране реализация сетевой стратегии может снизить тариф на передачу электроэнергии на 6%, но без учета инфляции, компенсации выпадающих доходов сетям и сглаживания выручки, говорит он: «Конкретные показатели снижения могут быть определены лишь региональными регуляторами».

Одобренные вице-премьером механизмы подразумевают более справедливое перераспределение тарифной нагрузки между группами потребителей, поэтому инициативы в целом не приведут к росту общего сетевого платежа, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. Но для некоторых групп потребителей он однозначно вырастет, больше всего пострадают крупные промышленные потребители.

Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев.

Источник: Посмотреть

●Подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020.

27-11-2019

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.11.2019 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

●Нижегородское УФАС признало «МРСК Центра и Приволжья» нарушившим закон о защите конкуренции.

26-11-2019

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области признало монопольно высокой цену ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на услуги по предоставлению в пользование опор воздушных линий электропередачи, сообщает пресс-служба УФАС.

Заявителями по делу выступили компании ООО «Телеком ЛТД»и ООО «Магнит-ТВ», обращения которых направил в УФАС уполномоченный по защите прав предпринимателей региона. По мнению заявителей, установленная «МРСК Центра и Приволжья» цена на предоставление опор для воздушных линий электропередачи (ЛЭП) для размещения и эксплуатации волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) является монопольно высокой. Сетевая компания предоставляет свои опоры ЛЭП заявителям на территории Павловского и Лысковского районов. Также компании-заявители считают, что установление платы за пользование объектами электросетевого хозяйства является нарушением их прав.

Рассмотрение дела в УФАС приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу, в рамках которого рассматривался вопрос об обоснованности выставленной ПАО «МРСК Центра и Приволжья» платы за пользование объектами электросетевого хозяйства в целях размещения и эксплуатации ВОЛС на территории г.Лысково Нижегородской области (дело № А43-33572/2018). Согласно материалам картотеки арбитражных дел, «МРСК Центра и Приволжья» пыталось в суде взыскать с ООО «Магнит-ТВ» средства за апрель-сентябрь 2017 года за бездоговорное использование ЛЭП. Спор между сторонами возник в части определения стоимости пользования имуществом. Суд в рамках этого дела назначал судебную экспертизу, на основании которой вынес решение об отказе в иске.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пыталось завысить плату за подключение к электрическим сетям в 65 раз.

27-11-2019

Напомним, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям объектов устанавливается государством; в большинстве случаев плата за подключение жилых домов граждан не должна превышать 550 руб. При этом, в случае присоединения к электрическим сетям нескольких домов, расположенных на территории одного садоводческого или некоммерческого товарищества, плата по договору определяется путем умножения 550 руб. на количество таких объектов.

Однако сетевые организации не всегда соблюдают данные требования действующего законодательства.

Так, в Рязанское УФАС России с жалобой на завышенную стоимость подключения к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 13 жилых домов обратилось СНТ «Овощевод»; в проекте договора на технологическое присоединение значилась сумма в размере 469 150 руб. Однако в данном случае плата за подключение должна быть значительно ниже и составлять всего 7 150 руб.

Обращение садового товарищества стало основанием для возбуждения в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении которого вина сетевой организации в нарушении установленных правил подтвердилась.

По факту нарушения действующего законодательства сетевая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 тыс. руб. Одновременно с этим ПАО «МРСК Центра и Приволжья» выдано обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: сетевой организации надлежит привести в соответствие с законом условия о размере платы за подключение.

Источник:Посмотреть

Власти Губахи хотели незаконно приватизировать городские электросети.

28-11-2019

В Губахе планировали продать городские электросети, антимонопольщики приостановили продажу.

В Пермское управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба на действия администрации города Губахи, которая выставила на торги муниципальные электрические сети. Торги назначили на 26 ноября, но их приостановили.

В жалобе говорилось, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Губахи выставил электросети незаконно, так как на момент проведения торгов электросети являлись имуществом МУП «Губахинские городские электрические сети», а продавались как имущество ООО «Губахинские городские электрические сети», которое не имело регистрации в Едином реестре юридических лиц.

«По сути, администрация Губахи организовала продажу несуществующего объекта несуществующего предприятия», - объяснили в пресс-службе Пермского УФАС. – «Кроме того, цена объекта торгов не соответствовала его реальной стоимости и была занижена».

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахи с доводами жалобы не согласился и настаивал на законности своих действий, но Комиссия УФАС изучила материалы и признала жалобу обоснованной, а спорные торги - незаконными и вынесла администрации Губахи предостережение.

Должностному лицу, утвердившему документы на проведение торгов, грозит штраф до 10 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

●МУЭП «Промтехэнерго» повторно нарушило Правила технологического присоединения, за что было оштрафовано на 600 тыс. руб.

28.11.2019 постановлением Новосибирского УФАС России МУЭП «Промтехэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21  КоАП РФ, Обществу назначен административный штраф в размере 600 тыс.  руб.

Как следует из постановления Новосибирского УФАС, МУЭП «Промтехэнерго» нарушило п. 88, 89, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Административным органом указано, что заявленные МУЭП «Промтехэнерго» требования о представлении заявителем для  подписания акта о выполнении технических условий документов без их конкретизации являются неправомерными. При отсутствии замечаний, выявленных в ходе осмотра электроустановки заявителя, в соответствии с п. 88 Правил № 861 сетевая организация в 3-дневный срок должна была составить и направить для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий. Указанный акт заявителю со стороны МУЭП «Промтехэнерго» направлен не был.

Ответственность за не соблюдение Правил № 861 предусмотрена в ст. 9.21 КоАП РФ.

РанееМУЭП «Промтехэнерго» привлекалось к ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с повторностью совершенного административного правонарушения, Новосибирское УФАС привлекло МУЭП «Промтехэнерго» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● «Мосэнергосбыт» по требованию УФАС скорректировал тарифный режим.

29-11-2019

Компания «Мосэнергосбыт» исполнила предупреждение Московского УФАС России, выданное из-за неправомерного изменения порядка расчета с ЖСК «Рига», сообщает пресс-служба Московского УФАС.

Ранее в многоквартирном доме действовал принцип многотарифного учета, который предусматривал разделение суток на три тарифные зоны. Применение данного порядка учета позволяло экономить на оплате электрической энергии, используемой на общедомовые нужды многоквартирного дома.

«Мосэнергосбыт» направил ЖСК «Рига» дополнительное соглашение к договору энергоснабжения о применении новых счетчиков, установленных сетевой организацией («МОЭСК») и запрограммированных на однотарифный режим. Несмотря на возражения со стороны ЖСК «Рига» гарантирующий поставщик начал расчеты по новым приборам учета и угрожал ограничением электроснабжения дома из-за неоплаты спорной задолженности.

«В рассматриваемом случае гарантирующий поставщик не только лишил своего потребителя законодательно установленной возможности применения дифференцированного учета электрической энергии по зонам суток в целях экономии ее стоимости, но и поставил под угрозу энергоснабжение всего многоквартирного дома», - уточнил заместитель руководителя Московского УФАС России Никита Полещук.

В действиях «Мосэнергосбыт» было установлено навязывание невыгодных условий договора энергоснабжения, что послужило основанием для выдачи предупреждения.  В целях исполнения предупреждения гарантирующий поставщик отозвал дополнительное соглашение к договору энергоснабжения и сделал перерасчет стоимости электроэнергии. Дело в отношении компании возбуждаться не будет.

Источник: Посмотреть

●ФАС России возбудила дело о картеле на торгах в сфере электроэнергетики.

30-11-2019

Дело в отношении ООО «Ленэлектромонтаж» и ООО «Севзапэлектросетьмонтаж» возбуждено по результатам проверок.

Летом 2019 года ведомство провело внеплановые выездные проверки, в ходе которых выявило признаки картельного сговора на торгах по осуществлению строительно-монтажных, пусконаладочных работ и реконструкций в сфере электроэнергетики на сумму более 20,6 млрд. руб., и возбудило дело по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки картеля заключаются в совместной подготовке компаний-конкурентов к участию в торгах и согласование ценовых предложений, подаваемых на торги.

«ФАС России активно работает в направлении расследовании сговоров в регулируемых сферах деятельности. Сговоры, реализованные при строительстве электросетевого оборудования, должны вызывать пристальное внимание, так как отражаются на конечном потребителе и могут вести к необоснованному росту тарифов», - прокомментировал начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Источник: Посмотреть

● Президиум Верховного Суда РФ издал Обзор судебной практики от 27.11.2019 № 3 (2019), в котором рассматриваются, в том числе вопросы правоприменения в сфере электроэнергетики.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.11.2019 № 3 (2019) (далее – Обзор) приводятся следующие выводы из судебной практики, в том числе в сфере электроснабжения:

- предъявление потребителем электрической энергии иска к гарантирующему поставщику о признании незаконными действий по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии является надлежащим способом защиты прав потребителя (п. 36 Обзора, определение ВС РФ от 15.04.2019 № 306-ЭС18-20653);

- при наличии в акте о неучтенном потреблении возражений потребителя о том, что при введении в эксплуатацию измерительного комплекса пломба, на отсутствии которой настаивает гарантирующий поставщик или сетевая организация, не устанавливалась, именно сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик должны представить суду подтверждение выполнения ими нормативных требований к местам установки пломб (п. 38 Обзора, определение ВС РФ от 23.05.2019 № 305-ЭС18-26293);

- совокупный период безучетного потребления электрической энергии определятся с даты предыдущей проверки (если она была проведена и соответствующая дата не выходит за пределы 12 месяцев) или с даты, не позднее которой проверка приборов учета должна была быть проведена (если она не проведена и (или) дата проверки выходит за пределы 12 месяцев) до даты выявления факта и составления акта о неучтенном потреблении (п. 39 Обзора, определение ВС РФ от 23.05.2019 № 309-ЭС18-24456).

Ссылка на Обзор: Посмотреть

Верховный Суд счел обоснованными доводы сетевой организации о невозможности строительства гипермаркета в охранной зоне ЛЭП 110 кВ и, как следствие, незаконности выданного разрешения на строительство (определение ВС РФ от 28.11.2019 № 310-ЭС19-11707).

ПАО «МРСК Центра» обратилось в арбитражный суд с иском к АО «Корпорация ГРИНН» о запрете использования гипермаркета «ЛИНИЯ» на земельном участке в охранной зоне ЛЭП-110; об обязании ответчика восстановить положение, обеспечивающее безопасную эксплуатацию ЛЭП, путем сноса гипермаркета «ЛИНИЯ» с парковкой автотранспорта.

Арбитражный суд первой инстанции решением 25.01.2018, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 и постановлением арбитражного суда округа от 15.04.2019, отказал сетевой организации в иске.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «МРСК Центра» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просило пересмотреть принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.

Верховный Суд РФ нашел доводы сетевой организации обоснованными и определением от 28.11.2019 № 310-ЭС19-11707 передал жалобу ПАО «МРСК Центра» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ на основании нижеследующего.

Как установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права ПАО «МРСК Центра» является собственником воздушной ЛЭП, расположенной в городе Орле. В государственный кадастр недвижимости на основании письма сетевой организации и представленных ею документов Кадастровая палата 19.01.2012 внесла сведения об охранной зоне ЛЭП.

Позднее, в конце декабря 2014 года, работники ПАО «МРСК Центра» при осмотре ЛЭП обнаружили, что в охранной зоне воздушной линии АО «Корпорация ГРИНН» ведет строительство торгового комплекса без согласования с ПАО «МРСК Центра». Комиссией в составе сотрудников ПАО «МРСК Центра»  и АО «Корпорация ГРИНН» был составлен акт о нарушении охранной зоны электрических сетей, в котором отражено, что по результатам осмотра установлено размещение объекта в охранной зоне на расстоянии 6,5 метров от точки крайнего провода воздушной линии при нормативе 20 метров. В этот же день ПАО «МРСК Центра» уведомилоАО «Корпорация ГРИНН»  о необходимости устранить нарушение охранной зоны линейного объекта путем разбора стены строящегося торгового помещения для обеспечения охранной зоны.

Не смотря на отсутствие согласования со стороны собственника ЛЭП 110 кВ на размещение объекта -  здания гипермаркета с парковкой,АО «Корпорация ГРИНН» получило разрешение на строительство, осуществило ввод в эксплуатацию возведенного объекта и зарегистрировало на него право собственности 25.11.2015. Данный объект используется в качестве магазина по продаже продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания.

ПАО «МРСК Центра», ссылаясь на то, что здание торгового центра, принадлежащее АО «Корпорация ГРИНН» на праве собственности, размещено в охранной зоне объекта электрических сетей воздушной линии в отсутствие согласия владельца электрических сетей, препятствует обслуживанию ЛЭП и создает угрозу жизни и здоровью граждан, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды нижестоящих инстанций, отказывая ПАО «МРСК Центра» в удовлетворении иска исходили из того, что ПАО «МРСК центра» не доказало, что гипермаркет  обладает признаками самовольной постройки и размещением этого объекта в охранной зоне ЛЭП нарушаются право собственности ПАО «МРСК Центра» или законное владение ЛЭП.

Однако, по мнению Верховного Суда РФ, суды, установив, что гипермаркет построен в охранной зоне ЛЭП, расстояние от крайнего провода ЛЭП до стены здания составляет 6,5 м, что ПАО «МРСК Центра» неоднократно отказывалоАО «Корпорация ГРИНН» в согласовании строительства гипермаркета в охранной зоне, не применили при этом положения п. 8, 9, 10, 12 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила установления охранных зон № 160), которые содержат запрет на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос зданий и сооружений в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций.

Также, ВС РФ указано на не применение подлежащей применению ст. 222 ГК РФ, в силу п. 1 которой самовольной постройкой является, в том числе здание, сооружение или другое строение, в том числе возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности; оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки; самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 ГК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ).

Верховным Судом отмечено, что установив факт нарушения размещения АО «Корпорация ГРИНН» здания торгового центра в границах охранной зоны принадлежащего ПАО «МРСК Центра» объекта электросетевого хозяйства, суды пришли к неправильному выводу о возведении данного здания торгового центра на основании необходимых разрешительных документов, поскольку отсутствие согласия сетевой организации, полученного в соответствии с Правилами установления охранных зон № 160, свидетельствует о невозможности строительства капитального объекта в охранной зоне и, как следствие, незаконности выданного разрешения на строительство.

Верховный Суд также не согласился с выводами судов о том, что ПАО «МРСК Центра» согласовало размещение гипермаркета в охранной зоне ЛЭП путем подписания договора о технологическом присоединении с АО «Корпорация ГРИНН» и осуществления технологического присоединения гипермаркета.

Как указано ВС РФ, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ПАО «МРСК Центра», являющееся сетевой организацией, обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению сетей (энергопринимающих устройств) этого лица при условии соблюдения им указанных правил и наличия технической возможности. При этом данные правила не предусматривают в качестве основания для отказа в технологическом присоединении энергоустановок потребителя нахождение объекта недвижимости в охранной зоне. В целях исключения привлечения ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности оно обязано было заключить с АО «Корпорация ГРИНН» договор об осуществлении технологического присоединения и исполнить его.

Таким образом, как указано ВС РФ, суды пришли к необоснованным выводам о том, что указанные действия ПАО «МРСК Центра» свидетельствуют о признании законности действий АО «Корпорация ГРИНН», присоединившего энергопринимающие  устройства гипермаркета к своим сетям.

Рассмотрение кассационной жалобы ПАО «МРСК Центра» назначено на 19 декабря 2019 года.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть