Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (25.05.2020 - 31.05.2020)

01 июня 2020

Вступил в силу приказ Минэнерго, которым усовершенствована методика оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон(приказ Минэнерго России от 12.02.2020 № 87).

30 мая 2020 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 12.02.2020 № 87 «О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233».

Приказом предусматривается, что Минэнерго России проводит определение и оценку показателей, условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - в отношении обособленных структурных подразделений субъекта электроэнергетики (филиалов), осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства на территориях одного или нескольких субъектов РФ, имеющих общие административные границы.

С целью повышения качества оценки уточнены отдельные оцениваемые показатели и определен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Начало действия документа - 30.05.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации в области государственногорегулирования тарифов дополнено новым пунктом (постановление Правительства РФ от 23.05.2020 № 739).

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2020 № 739 «О внесении изменения в Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлено полномочие по заключению соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности с территориальной сетевой организацией по согласованию с ФАС России.

Начало действия документа - 03.06.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

ФАС России даны разъяснения о невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства (письмо ФАС России от 12.07.2019 № ИА/59932/19).

В письме ФАС России от 12.07.2019 № ИА/59932/19 «О невозможности учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций затрат на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства» указано, что появление в инвестиционных программах территориальных сетевых организаций инвестиционных проектов по приобретению (выкупу) основных средств (сетевых активов) и учет соответствующих расходов (на приобретение) в тарифах на оказание услуг по передаче электрической энергии может приводить к повторному учету инвестиции, которые ранее уже были осуществлены, и, как следствие, к необоснованному росту цен (тарифов).

По мнению ФАС России, инвестиционные проекты (титулы) в рамках формирования (корректировок) инвестиционных программ для территориальных сетевых организаций, связанные с приобретением (выкупом) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, не должны включаться в инвестиционные программы, как расходы источником финансирования которых являются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и, как следствие, учитываться в тарифах. Иное означало бы возможность включения в тарифы территориальных сетевых организаций неограниченного количества средств на приобретение всех иных территориальных сетевых организаций или их электросетевого имущества, которое в свою очередь, может быть осуществлено неоднократно.

В письме указано, что ФАС России считает целесообразным и экономически обоснованным осуществлять консолидацию сетевых активов за счет средств собственников регулируемых организаций, дополнительной эмиссии акций обществ, а также иных собственных средств, либо в рамках исполнения отдельных директив (поручений, распоряжений) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и изданных на их основе директив Правительства Российской Федерации.

ФАС России указала на не допустимость утвержденияна уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерацииинвестиционных программ сетевых организаций, предусматривающих приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Ссылка на письмо: Скачать

● 28.05.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17».

Проект приказа предусматривает возможность учета расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Кроме того, с целью равномерного распределения ценовой нагрузки на потребителей гарантирующих поставщиков, относящихся к малым и крупным группам масштаба деятельности, вводится ограничение уровня сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков малых групп масштаба, уровнем сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков крупных групп масштаба в части потребителей, относящихся к категориям «население» и «прочие потребители». При этом сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков для категории «прочие потребители» не могут превышать 1 руб./кВт*ч (с учетом индексов потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством РФ).

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта  и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/05-20/00102372

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Юрий Маневич: «План первоочередных мероприятий в электроэнергетике предусматривает реализацию более 30 пунктов».

25-05-2020

Заместитель Министра энергетики Юрий Маневич в выступлении на заседании комиссии по электроэнергетике Российского союза промышленников и предпринимателей рассказал о выработке мер поддержки энергокомпаний в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Юрий Маневич отметил, что, принимая во внимание текущую социально-экономическую ситуацию в стране, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции, Минэнерго прогнозирует сокращение операционного денежного потока в компаниях электроэнергетики.

«Первое – сокращение объемов электропотребления, вызванное снижением экономической активности в стране вследствие установления длительного периода нерабочих дней и введения в отдельно взятых регионах режима самоизоляции до конца текущего месяца. Второе - это ухудшение платежной дисциплины, вызванное смягчением платежной нагрузки на потребителей электроэнергии», – пояснил заместитель Министра.

По его словам, для обеспечения устойчивого функционирования отрасли и надежного энергоснабжения потребителей Министерство энергетики разработало проект Плана первоочередных мероприятий. Он разбит на четыре блока. В первых трех блоках мероприятия сгруппированы в зависимости от основного вида деятельности: производство, передача и распределение, а также сбыт электроэнергии. При этом в каждом таком блоке предусмотрена реализация как схожих мероприятий (например, субсидирование процентных ставок), так и индивидуальных, применение которых связано с конкретным видом деятельности (например, в блоке генерации - приостановка штрафных санкций за недопоставку мощности на оптовый рынок ввиду неготовности генерирующего оборудования по причине отсутствия комплектующих). В четвертый блок отнесены мероприятия, реализация которых направлена на нормализацию ситуации в целом по отрасли (например, продление сроков рассмотрения и утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики).

«Всего Планом предусмотрена реализация более 30 мероприятий со сроком исполнения апрель – июль 2020 года. Все они носят нормативный характер и по каждому из них в настоящее время ведется активная работа. В настоящее время указанный План направлен на рассмотрение в Аппарат Правительства Российской Федерации», – сообщил Юрий Маневич.

Источник: Посмотреть

● Подведены итоги ежегодного мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики.

26-05-2020

Департамент оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России провел расчет показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики по итогам деятельности в 2019 году. Оценка призвана выявить лучшие практики в сфере повышения эффективности работы энергообъектов.

По результатам проведенного анализа выявлено улучшение уровня технического состояния основного оборудования генерирующих объектов: в 2017 году уровень физического износа основного оборудования соответствовал виду «удовлетворительное», а в 2018 и 2019 годах общий уровень износа соответствует виду технического состояния «хорошее».

Аналогичная ситуация наблюдается в части основного оборудования и ЛЭП электрических сетей: по итогам 2019 года в целом оборудование соответствует виду технического состояния «очень хорошее», тогда как в 2017 году соответствовал виду технического состояния «хорошее».

В 2019 году улучшилась эффективность мероприятий по снижению потерь в электрических сетях (с 56% до 75% мероприятий с высокой эффективностью). На уровне 2018 года сохранилась эффективность реализуемых мероприятий и связанных с ними затрат на поддержание технического состояния объектов генерации (59% мероприятий с высокой эффективностью).

Расчет показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики проведен Департаментом оперативного контроля в ТЭК в соответствии с Методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1401.

Ежегодные результаты мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, включая итоговую информацию по проведенным расчетам этих показателей, опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Источник: Посмотреть

● Анатолий Тихонов: «Цифровое развитие отраслей ТЭК является одной из приоритетных задач Минэнерго России».

28-05-2020

Заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Тихонов принял участие в Общественных слушаниях по экспертному обсуждению «Стратегии цифровой трансформации электроэнергетики», разработанной Ассоциацией «Цифровая энергетика».

В ходе мероприятия участники обсудили основные барьеры цифровой трансформации компаний, целевую модель развития отрасли, ключевые показатели эффективности  реализации Стратегии «Цифровая  трансформация электроэнергетики России».

«Цифровое развитие отраслей топливно-энергетического комплекса является одной из приоритетных задач Минэнерго России. В нашей стране существует государственный проект «Цифровая экономика», и отрасли ТЭК принимают активное участие в его реализации», - отметил Анатолий Тихонов.

Замминистра рассказал, что за последние время в Минэнерго России создан ряд инструментов, которые позволят координировать взаимодействие бизнеса и власти в этом направлении.

«Преобразование энергетической инфраструктуры России происходит посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений в целях повышения эффективности и безопасности. Сегодня такие посылы сформулированы в недавно одобренной  Правительством РФ Энергетической стратегии России до 2035 года», - сказал он.

По его словам, основными задачами Энергостратегии в области цифровизации ТЭК определены систематизация опыта внедрения цифровых решений, создание условий для разработки развития цифровых сервисов, а также развитие и корректировка законодательства.

«Большое внимание мы также уделяем задачам, сформулированным в национальном проекте «Цифровая экономика». В частности, подготовке кадров, угрозам кибербезопасности, импортозамещению», - добавил Анатолий Тихонов.

Директор Департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК Даниил Сорокин в свою очередь отметил, что в Минэнерго России создан ведомственный проект «Цифровая энергетика», в котором на сегодняшний день формируются аналитические проработки по выявленным эффективным цифровым технологиям.

«Для того, чтобы перейти к регулированию на нормативном и техническом уровнях, необходимо пройти путь от изменения сознания и отношения  к цифровым трансформациям до стадии изменения самих процессов, когда существующие аналоги будут применяться с использованием цифровых решений и технологий», - добавил он.

Источник: Посмотреть

● ФАС изменила стоимость электроэнергии для предприятий Калининградской области.

29-05-2020

С 1 июня 2020 года в регионе снизится ценовая нагрузка на промышленные предприятия, бюджетные организации и представителей малого и среднего бизнеса.

28 мая 2020 года на заседании Правления ФАС России был рассмотрен и принят вопрос «О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год». В рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации ведомство пересмотрело установленные для территории Калининградской области индикативные (усредненные) цены на электрическую энергию и на мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка. Изменения коснутся как крупных, так и малых предприятий, организаций бюджетной сферы.

В силу особенностей территориального положения Калининградской области цены на оптовом рынке там зависят от объемов экспорта электрической энергии в иностранные государства. Кроме того, прогнозным балансом предусмотрен рост потребления мощности со второго полугодия 2020 года.

Однако, в силу сложившихся экономических условий, ФАС России предлагает пересмотреть и снизить показатели сводного прогнозного баланса и пересмотреть индикативные цены на электроэнергию и мощность.

Без внесения предлагаемых изменений стоимость мощности для потребителей Калининградской области, не относящихся к населению и приравненных к нему категорий потребителей, могла вырасти на 40 процентов.

«Пересмотр индикативных цен и установленной в сводном прогнозном балансе величины мощности, поставляемой из Калининградской области в энергосистемы иностранных государств, позволит в условиях пандемии снизить экономическую нагрузку и поддержать региональный бизнес», - отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

● Компания «МСК Энергосеть» нарушила правила технологического присоединения в Королеве.

26-05-2020

АО «МСК Энергосеть» вынесли два постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на общую сумму 200 тысяч рублей, говорится в сообщении пресс-службы Московского областного управления Федеральной антимонопольной службы.

Жители города Королев обратились в УФАС с жалобой на нарушение сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение.

«Общество нарушило правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям путем уклонения от добросовестного рассмотрения заявок на технологическое присоединения», - говорится в сообщении.

В результате рассмотрения этих дел об административных правонарушениях в адрес компании «МСК Энергосеть» были направлены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение Правил техприсоединения.

27 мая 2020 года Карельское УФАС наложило на ПАО «МРСК Северо-Запада» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 тыс. рублей.

Как следует из постановления Карельского УФАС ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушены сроки технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального предпринимателя.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, по настоящему делу Общество было привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Однако Карельское УФАС в 2 раза снизило размер назначенного ПАО «МРСК Северо-Запада» штрафа (с 600 тыс. руб. до 300 тыс. руб.), в связи с необходимостью реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» дорогостоящего инвестиционного проекта для техприсоединения индивидуального предпринимателя, объемом проделанных сетевой организацией мероприятий, направленных на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего на момент вынесения настоящего постановления, а также сложившейся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложной финансовой ситуацией, связанной с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19). Кроме этого, антимонопольная служба предоставила ПАО «МРСК Северо-Запада» рассрочку на уплату административного штрафа на три месяца.

Источник: Посмотреть

● Суды трех инстанций подтвердили законность выданного «Ленэнерго» предупреждения.

29-05-2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил законность предупреждения, выданного Ленинградским Управлением ФАС ПАО «Ленэнерго». Таким образом, суды трех инстанций встали на сторону контролирующего органа.

Причиной для санкции, по данным официального сайта регионального ФАС, стала жалоба ООО «Линк Электро», которое выступало исполнителем по госконтракту. «Ленэнерго» в установленный законом срок не направила заявителю проект договора технологического присоединения и потребовала у подрядчика непредусмотренные правилами документы.

ФАС указала в своем предупреждении на нарушение закона о защите конкуренции. Однако «Ленэнерго» решило обратиться в суд с целью оспорить это решение.

«Предупреждение УФАС соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере», - заключает кассационная инстанция.

Источник: Посмотреть

●Суд подтвердил злоупотребление доминирующим положением «МРСК Урала».

29-05-2020

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд признал, что компания «МРСК Урала» нарушила закон о защите конкуренции.

Установлено, что сетевая организация не соблюдала порядок проведения проверки счетчиков, установленных в помещениях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

По данным Челябинского УФАС, сетевая организация совершила целый ряд нарушений. В частности, она не уведомила потребителей о дате и времени проведения проверки приборов учета, расположенных в помещении, доступ к которым ограничен; провела проверку в отсутствие уполномоченного представителя компании; не составила акты проверки.

Кроме того, «МРСК Урала» устроила плановую проверку одного из потребителей не в те даты, которые были указаны в графике. Также УФАС выяснило, что компания не выдала заключение о пригодности счетчика.

Антимонопольная служба выдала поставщику электричества предписание и оштрафовала его на 146 тыс. рублей. Сетевики ранее оспорили решение УФАС в областном Арбитражном суде. Теперь позицию ведомства поддержал и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, сообщили в пресс-службе Челябинского антимонопольного органа.

Источник: Посмотреть

●«Россети» взыскали с «Мечела» более ста миллионов рублей.

29-05-2020

 «Россети» доказали, что транспортировка электроэнергии, выработанной на собственной генерации, незарегистрированной на оптовом рынке электроэнергии, и потребленной собственным промышленным производством, подлежит обязательной оплате как услуга по передаче электроэнергии.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в полном объеме удовлетворил иск компании «Россети Урал» (новый бренд ОАО «МРСК Урала») к «Мечел-Энерго». С предприятия взыскали 87 миллиона рублей и неустойку. В общей сумме компания обязана выплатить «Россети Урал» 122 миллиона рублей.

Известно, что «Мечел-Энерго», входит в ГК «Мечел». Компания закупала электроэнергию на оптовом рынке для «Челябинского металлургического комбината». Более того, компания совмещала деятельность по выработке электроэнергии и ее продаже конечному потребителю.

Компания «Россети Урал» подала иск с взысканием задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в сентябре 2017 года.

«Суд первой инстанции в ноябре 2019 года удовлетворил исковые требования частично в размере 3 млн. рублей из заявленных 87 миллионов рублей основного долга», – сообщает пресс-служба компании.

22 мая апелляционный суд полностью удовлетворил иск компании. «Россети» подтвердили, что транспортировка электроэнергии, выработанной на собственном производстве, незарегистрированной на оптовом рынке электроэнергии, и потребленной собственным промышленным производством, подлежит обязательной оплате как услуга по передаче электроэнергии.

В настоящее время суд рассматривает и другие иски. Суммарная задолженность «Мечел-Энерго» перед компанией «Россети Урал» за оказанные услуги по передаче электроэнергии составляет более 1,7 миллиарда рублей. Из этой суммы долгом признаны лишь 430 миллиона рублей, остальная сумма оспаривается, передает пресс-служба «Россетей».

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций, которыми энергоснабжающей организации отказано во взыскании с сетевой организации убытков,  причиненных в результате временного отключения подачи электрической энергии (определение ВС РФ от27.05.2020 № 309-ЭС20-6545).

ООО «УВЗ-Энерго» (энергоснабжающая организация) обратилось в  арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО «МРСК Урала», в котором просило взыскать с ответчика 265 907,85 руб. в качестве убытков (реальный ущерб), причинённых в результате временного отключения подачи электрической энергии по точке поставки электроэнергии потребителю.

В обоснование заявленных требований энергоснабжающая организация ссылалась на то обстоятельство, что 15.05.2018 имело место временное отключение электроэнергии, в результате которого потребитель понес убытки в виде выплаты заработной платы в период простоя, в также в виде отчислений в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Поскольку передачу электроэнергии потребителю осуществляет энергоснабжающая организация «УВЗ-Энерго», последняя после проверки требования потребителя о возмещении убытков перечислила соответствующую сумму денежных средств. Полагая, что общество «МРСК Урала» обязано компенсировать понесённые убытки, общество «УВЗ-Энерго» обратилось в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции и округа, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, энергоснабжающая организация просила отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Верховный Суд не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов, о чем вынес соответствующее определение от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6545.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что причиной аварии (отключения абонента) явилось природное явление (сильный порывистый ветер до 26 метров в секунду, «штормовое предупреждение»), обществом «МРСК Урала» в допустимый промежуток времени предприняты необходимые меры для устранения последствий аварии на электрических сетях, кроме того, потребитель не обеспечил наличие обязательного для соответствующей (второй) категории надёжности энергопринимающих устройств резервного источника питания.

Как указано Верховным Судом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду недоказанности совокупности условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправными действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть