Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (25.01.2021 - 31.01.2021)

01 февраля 2021

● 28 января вступили в силу изменения, внесенные в механизм вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации в ремонт (Федеральный закон от 31.07.2020 № 281-ФЗ).

Федеральным законом от 31.07.2020 № 281-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» предусматривается проведение оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях, устанавливается порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

Предусматривается государственное регулирование:

- цен (тарифов) на мощность, производимую и поставляемую покупателям на оптовом рынке с использованием объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых уполномоченным органом предъявлено требование о приостановлении их вывода из эксплуатации;

- платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности).

Цены (тарифы) на мощность, производимую и поставляемую покупателям на оптовом рынке с использованием объектов по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых уполномоченным органом предъявлено требование о приостановлении их вывода из эксплуатации, устанавливаются в виде порядка их определения.

Собственники объектов по производству электрической энергии (мощности), функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, обязаны уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которых осуществляется теплоснабжение с использованием таких объектов, о подаче заявления на вывод из эксплуатации оборудования и устройств таких объектов.

Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляют согласование вывода объектов электроэнергетики в ремонт и согласование вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации также с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с условиями заключенных с ней договоров о порядке использования таких объектов.

Собственникам объектов по производству электрической энергии (мощности), капитальные затраты в отношении которых учитывались в порядке, установленном Правительством РФ, при определении цены на мощность, поставляемую на оптовый рынок, запрещается выводить такие объекты из эксплуатации в течение срока, который установлен Правительством РФ и не может быть меньше 25 лет с даты начала поставки мощности такими объектами на оптовый рынок по ценам, учитывающим капитальные затраты в отношении таких объектов.

Собственник объекта по производству электрической энергии (мощности), в отношении которого предъявлено требование о приостановлении вывода из эксплуатации и определены мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации, обязан обеспечить реализацию мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, посредством заключения с сетевой организацией договора о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации и исполнения обязательств по данному договору.

Договор о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, заключаемый собственником объекта по производству электрической энергии (мощности) с сетевой организацией, является публичным.

Действие согласований вывода объектов по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации, полученных до 28 января 2021 года, прекращается.

Начало действия документов – 28.01.2021.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Глава ФАС высказался за сдерживание энерготарифов на магистральных сетях.

28-01-2021

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступает за сдерживание возможного роста тарифов на передачу электроэнергии по магистральным сетям вследствие их выравнивания с тарифами распределительных сетей. Об этом сообщил руководитель ФАС Максим Шаскольский в ходе заседания комитета по экономической политике Совета Федерации.

«Мы относимся очень аккуратно к этой истории с дифференциацией тарифов. Да, их (тарифы) надо сдерживать», - сказал Шаскольский, отвечая на вопрос сенаторов об инициативе по дифференциации тарифов. Ранее в письме Правительству РФ служба дала негативную оценку по выравниванию тарифов на передачу электроэнергии по распределительным и магистральным сетям.

Согласно расчетам Минэнерго, тариф на передачу электроэнергии для потребителей магистральных сетей, которыми управляет «Россети ФСК ЕЭС» (входит в группу «Россети»), примерно в четыре раза ниже тарифа для потребителей распределительных сетей, подключенных на высоком уровне напряжения и примерно в девять раз ниже для потребителей, подключенных на низком уровне напряжения. В магистральный тариф не включены надбавки за перекрестное субсидирование. Их платят промышленные потребители для снижения нагрузки на население и объекты социальной сферы.

«Перекрестка» действительно неравномерно распределена. Есть разные инициативы, в том числе перераспределения, такая называемая дифференциация тарифов ФСК. Могу сказать, что мы были против этого, потому что на прямом тарифе ФСК находятся самые экспортно-ориентированные, самые энергоемкие предприятия: черная и цветная металлургия, нефтянка», - сказал Шаскольский.

В пресс-службе регулятора ТАСС пояснили, что позиция ФАС к дифференциации тарифов ФСК не изменилась. Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев отмечал, что данная мера приведет к резкому росту тарифов услуг «Россети ФСК ЕЭС» для прямых потребителей, что для энергоемких производств приведет к банкротству, снижению конкурентоспособности и падению экспортных поставок товаров за рубеж, и, как следствие, снижению внутреннего валового продукта страны.

Дифференциация тарифов позволит снизить нагрузку перекрестного субсидирования с малого и среднего бизнеса и перераспределить часть этих трат на крупные предприятия, которые чаще всего напрямую подключены к магистральным сетям. Нагрузку по оплате перекрестного субсидирования для населения несет малый и средний бизнес. В результате дифференциации тарифов ФСК ЕЭС тарифы на услуги по передаче электроэнергии в распределительных сетях в среднем снизятся на 4,5%, считали ранее в Минэнерго. Ранее в «Россетях» говорили ТАСС, что при равномерном распределении перекрестного субсидирования тариф для магистральных сетей останется в среднем в два раза ниже «котловых» тарифов на высоком уровне напряжения. При этом на прямых промышленных потребителей «Россети ФСК ЕЭС» будет отнесено всего лишь 17% от общего объема перекрестного субсидирования, а 83% «перекрестки» останется в тарифах распределительного комплекса.

Также в компании отмечали, что в случае равномерного распределения перекрестного субсидирования снижение «котлового» тарифа в среднем составит около 6%. При этом в регионах, где расположены крупные промышленные потребители, присоединенные к магистральным сетям, снижение может быть более существенным. Глава профильного комитета Госдумы Павел Завальный отмечал, что дифференциация позволит распределить перекрестное субсидирование по всем уровням напряжения.

«Мы эту идею (дифференциации тарифов) поддерживаем, но это не решение приоритета «перекрестки», это решение вопроса более справедливого распределения «перекрестки» по всем уровням напряжения», - говорил Завальный.

В настоящее время стоимость электроэнергии в некоторых регионах России превышает 10 рублей за кВт*ч, уточнил он. «Эта инициатива не решает проблем «перекрестки», но делает ее распределение равномерным по всем категориям потребителей», - сказал председатель комитета по энергетике Госдумы.

По словам руководителя направления регулирования энергорынков Vygon Consulting Николая Посыпанко, целью дифференциации тарифов является справедливое распределение финансирования льготных тарифов для населения.

«Сейчас это бремя (порядка 240 млрд. рублей в год) несет бизнес, когда платит региональным распредсетям, но в случае принятия инициативы, эта надбавка войдет и в плату федеральным магистральным сетям», - сказал ТАСС эксперт.

Крупные потребители электроэнергии ранее несколько раз высказывались против проведения дифференциации тарифов, в том числе на площадках РСПП.

«В случае утверждения проекта тарифы ФСК ЕЭС вырастут в среднем в 2,3 раза, дополнительная финансовая нагрузка на бизнес составит порядка 45 млрд. руб. ежегодно», - сообщили ТАСС в пресс-службе РСПП. Отдача от снижения тарифов для малых предприятий с 1% электроэнергии в себестоимости не покроет потери, которые понесет экономика из-за ухудшения ситуации на энергоемких предприятиях, доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции которых достигает 30-40%, уточнили в РСПП.

Эксперты ассоциации «Совет рынка» допустили, что реализация данного механизма не сократит имеющийся объем перекрестного субсидирования, а, напротив, создает риск его роста и условия для ухода потребителей на собственную генерацию. В ассоциации «Сообщество потребителей энергии» тоже не поддерживают дифференциацию тарифов ФСК.

«Инициатива не снижает перекрестное субсидирование, а, наоборот, расчищает место в тарифах распределительных сетевых компаний для его дальнейшего наращивания. Возможная выгода для потребителей, подключенных к распределительным сетям, ничтожна в сравнении с потерями, которые понесут энергоемкие предприятия, подключенные к магистральным сетям. Затраты на электроэнергию энергоемких предприятий составляют от 6% в черной металлургии до 20% в горнодобывающей отрасли и более 30% - в цветной металлургии, в то время как доля затрат на энергоснабжение в себестоимости товаров и услуг малого и среднего бизнеса редко превышает 1%», - сказал ТАСС заместитель директора ассоциации Валерий Дзюбенко.

Он отметил, что проект увеличивает сетевой тариф для системообразующих и стратегических предприятий, подключенных к сетям ЕНЭС (единая национальная электрическая сеть - прим. ТАСС), в 2-3 раза, а конечную цену электроэнергии - в среднем на 26,6%. При этом в ряде регионов рост конечной цены электроэнергии для таких предприятий будет значительно выше. Посыпанко уточнил, что тарифы для энергоемкой промышленности на передачу могут вырасти в 2 и более раз, что повлияет на снижение прибыли промышленных групп и конкурентоспособность российской продукции на экспортных рынках.

«Решать проблему «перекрестки» системно можно только трансформацией системы тарифов для населения: например, отменяя льготы для потребляющих много энергии домохозяйств, или устанавливая адресные субсидии для граждан, доля платежа за ЖКХ в доходах которых наиболее чувствительна», - считает эксперт Vygon Consulting.

Источник: Посмотреть

● Миллион «умных» счетчиков могут оказаться вне закона в России.

25-01-2021

В России в системах учета электроэнергии единственно допустимой является отечественная технология беспроводной передачи данных NB-Fi, как следует из приказа Минцифры от 30 декабря 2020 года. При этом большая часть крупных операторов связи работает на базе стандарта NB-IoT. По их мнению, NB-Fi менее безопасен, поскольку работает в нелицензируемых частотах.

Таким образом, минимум один миллион «умных» счетчиков, которые используются в ЖКХ, могут оказаться вне закона. Об этом пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на письмо «Мегафона», МТС, Tele2 и «Вымпелкома» замглавы Минцифры РФ Олегу Иванову от 22 января.

В «Вымпелкоме» рассказали, что у компании есть сети на NB-IoT в Центральном и Уральском федеральных округах. Оператор уточняет, что, если придется менять приборы учета электричества, это приведет к подорожанию цен на электроэнергию. В «Ростелекоме» согласились, что из-за новых ограничений нужно будет пересмотреть ряд проектов.

В МТС сообщили, что используют NB-IoT в более чем 70 российских регионах. «Мегафон» рассказал о реализации двух проектов на этом стандарте на федеральном уровне. В Tele2 заявили, что у компании тоже есть несколько таких же проектов для заказчиков в ЖКХ.

В Минцифры объяснили, что в перечень разрешенных к использованию в системах и приборах учета электроэнергии вошли те стандарты, которые рекомендовали Минэнерго и ФСБ, а также принял Росстандарт. В ведомстве уточнили, что список носит рекомендательный характер.

Источник: Посмотреть

● ФАС выявила новые нарушения в работе Госкомтарифэнерго Хакасии.

26-01-2021

Внеплановая выездная проверка службы антимонопольщиков обнаружила, что Госкомтарифэнерго Хакасии нарушил российское законодательство при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии в отношении муниципального предприятия «Абаканские электрические сети» на 2020 год.

Нарушения Госкомтарифэнерго для «Нового Фокуса» прокомментировал руководитель Хакасского ОНФ Евгений Мамаев. По его словам, антимонопольная служба выдала предписание Госкомтарифэнерго об исключении из суммы необходимой валовой выручки (НВВ) на 2020 год 692 млн. рублей.

«Это та сумма, которая была собрана энергетиками по инвестиционной составляющей тарифа, но фактически не была инвестирована. В 2020 году НВВ по сравнению с 2019 годом снизился практически на 419 млн. рублей. Это то, что должно остаться у бизнеса Хакасии. Если мы видим, что снижается НВВ, то должно произойти и снижение тарифов, но этого не случилось», -утверждает Мамаев.

Как стало известно, в УФАС по Хакасии выдали предписание Госкомтарифэнерго посчитать, какая была переплата из-за завышения тарифов и пересмотреть установленные индивидуальные единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год в срок до 1 апреля.

Снижение тарифа для малого и среднего бизнеса в Хакасии может составить до 1 рубля за 1 кВт*ч.

Источник: Посмотреть

● ФАС оштрафовала Шумерлинские электросети на 200 тыс. рублей.

26-01-2021

Управление ФАС по Чувашской Республике привлекло МУП «Шумерлинские городские электрические сети» к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей. Об этом «Правде ПФО» сообщили в антимонопольном ведомстве.

В декабре 2020 года специалисты Чувашского УФАС России выявили в муниципальном предприятии нарушение Стандартов раскрытия информации. В частности, МУП не разместило на своем сайте информацию о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков.

После проверки на сайте появилась отсутствующая информация, поэтому к предприятию применена мера наказания в пределах низшей санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, уточнила начальник отдела товарных рынков Анна Шевченко.

Напомним, что в октябре 2020 года арбитраж Чувашии ввел в отношении Шумерлинских электросетей процедуру наблюдения.

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Московский регион» нарушило правила подключения к электросетям.

28-01-2021

Ранее антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «Россети Московский регион» ст. 9.21 КоАП РФ.

В адрес Управления обратился индивидуальный предприниматель и указал на неисполнение электросетевой организацией мероприятий по подключению нежилого помещения в установленный отраслевым законодательством срок.

Так, антимонопольным органом было установлено, что в рассматриваемом случае законодательством и договором сетевой организации отведено четыре месяца на исполнение мероприятий по технологическому присоединению. Однако, необходимые для осуществления технологического присоединения действия, в частности заключение договора с подрядной организацией, были совершены ПАО «Россети Московский регион» по истечении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Стоит также отметить, что мероприятия не были исполнены сетевой организацией и на момент вынесения постановления о привлечении к ответственности.

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган пришел к выводу о наличии нарушения в действиях ПАО «Россети Московский регион», в связи с чем должностным лицом было вынесено постановление о признании сетевой организации виновной во вменяемом правонарушении.

Обществу назначен административный штраф в размере 600 тыс. рублей за неоднократность допущенного нарушения по указанной статье.

Источник: Посмотреть

● Кассация разобралась, когда энергоснабжающая компания не может отказаться от исполнения договора (постановление АС Дальневосточного округа от 13.01.2021 по делу № А04-708/2020).

29-01-2021

Общество заключило с энергоснабжающей компанией договор на поставку электроэнергии в котельную. Позже компания сообщила, что договор исполнять не будет, и признала его ничтожным: у общества нет прав на котельную. Компания перестала направлять счета за потребленную электроэнергию. Общество потребовало признать односторонний отказ компании недействительным.

Суды 2-х инстанций обществу отказали. Котельную передали, когда действовал судебный запрет на отчуждение имущества по другому делу. Поскольку у общества нет прав на нее, заключать договор на поставку энергоресурса оно не могло.

Суд округа с такой позицией не согласился. Суды не исследовали вопрос о том, имелись ли основания для одностороннего отказа от исполнения договора, а сделали упор на то, что у общества нет права владения котельной. Однако только из-за этого компания не может отказаться от исполнения договора энергоснабжения. Суды не учли: общество использует полученное электричество для поставки тепловой энергии потребителям поселка, как гарантирующая организация. Этого уже достаточно для того, чтобы именно у общества возникало обязательство по оплате энергоресурса перед компанией.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 300 тыс. руб., наложенный на ОГУЭП «Облкоммунэнерго» за нарушение Правил техприсоединения (определение ВС РФ от 25.01.2021 № 302-ЭС20-21612).

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде 300 тыс. рублей штрафа.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» просило отменить указанные судебные акты, считая их незаконными, принятыми с нарушениями норм права, повлиявшими на исход судебного разбирательства и приведшими к существенному нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Верховный Суд не нашел оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, о чем вынес определение от 25.01.2021 № 302-ЭС20-21612.

Как следует из судебных актов, получив заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не исполнило обязанности, установленные п. 15 Правил технологического присоединения …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и не направило в установленный срок проекта договора технологического присоединения к электрическим сетям заявителю.

Усмотрев в действиях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, Иркутское УФАС составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспоренное постановление.

Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ненаправление ОГУЭП «Облкоммунэнерго»  в установленный срок проекта договора технологического присоединения к электрическим сетям в отсутствие законных оснований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения). Суд округа поддержал данные выводы.

Верховный Суд признал соответствующими действующему законодательству РФ выводы судов нижестоящих инстанций.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть