Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (24.08.2020-30.08.2020)

31 августа 2020

● 27 августа вступило в законную силу постановление Правительства РФ, уточняющее порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1254).

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1254 «О внесении изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)» установлено, что контроль (надзор) осуществляется посредством:

- федерального государственного контроля (надзора) при проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при проведении плановых и внеплановых проверок органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок);

- регионального государственного контроля (надзора) при проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Скорректирован перечень мер, которые принимаются в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил Правительству РФ доклад о состоянии конкуренции за 2019 год.

27-08-2020

27 августа 2020 года в формате ВКС на заседании Правительства РФ с ежегодным докладом о состоянии конкуренции выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев.

В частности, касаясь сферы электроэнергетики,  Игорь Артемьев отметил, что внесением изменений в закон о ЖКХ и закон «Об электроэнергетике» удалось снизить соответствующее повышение тарифов, поставить их под контроль более чем на 91%.

«Очень важные постановления Правительства по развитию конкуренции связаны с решениями в области электроэнергетики, когда был установлен порядок расчёта ставки перекрёстного субсидирования, что дало основу для постепенного сокращения этого субсидирования», - подчеркнул руководитель ФАС России.

Игорь Артемьев также указал, что Правительством были утверждены методы сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат, и сейчас идёт внедрение этих эталонов. «Это очень большая, масштабная реформа, которая благоприятно скажется на выравнивании условий российских регионов в энергетике, водоснабжении, водоотведении и других сферах», - пояснил он.

Игорь Артемьев отметил, что в электроэнергетике Россия в рейтинге Doing Business в 2019 году заняла седьмое место по подключению к электроснабжению.

Из отрицательных моментов И. Артемьев обозначил не принятиепредлагаемого закона об основах тарифного регулирования в России.  «Мы до сих пор в точности не можем сказать, что должно быть обязательно в тарифе, чего не должно быть никогда в тарифе, в каком случае осуществляется нормирование и по каким формулам», - сказал он.

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

28-08-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон. Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.08.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● Комиссия ФАС России не нашла нарушений в действиях Региональной энергетической комиссии Тверской области.

27-08-2020

Ведомство напоминает: регулируемые организации должны предоставлять обосновывающие документы для сохранения экономии средств на оплату потерь электроэнергии при установлении тарифов.

ФАС России рассмотрела заявление ООО «Районные электрические сети» о досудебном споре с ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, установленным на 2020 год.

В жалобе было указано, что при установлении тарифов РЭК исключила избыток средств на оплату потерь электрической энергии, полученный ООО «Районные электрические сети» в 2018 году.

«Районные электрические сети» не представили органу регулирования документы, подтверждающие выполнение мероприятий. В таких случаях необходим перечень организационных и технологических работ, а также доказательства достигнутого экономического эффекта, который привел к снижению потерь электроэнергии при ее передаче по распределительным сетям и снижению расхода энергетических ресурсов за 2018 год», - прокомментировала начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина.

«Исключенный органом регулирования избыток средств на оплату потерь электрической энергии за 2018 год не может быть признан экономией, полученной ООО «Районные электрические сети» в результате сокращения объема используемых энергетических ресурсов», - отметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Таким образом, Комиссия ФАС России не усмотрела нарушений законодательства со стороны ГУ РЭК Тверской области при исключении указанных средств из выручки общества 2020 года.

Источник: Посмотреть

● Суд второй инстанции признал законным штраф АО «Воронежская горэлектросеть».

26-08-2020

25 августа 2020 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу АО «Воронежская горэлектросеть» как необоснованную и подтвердил законность постановления Воронежского УФАС России о привлечении данного юридического лица к административной ответственности.

Ранее Управлением было рассмотрено обращение гражданина по вопросу нарушения АО «Воронежская горэлектросеть» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В ходе разбирательства установлено, что АО «Воронежская горэлектросеть» нарушило срок выполнения мероприятий по техприсоединению к электрическим сетям объекта гражданина.

Ранее АО «Воронежская горэлектросеть» неоднократно привлекалось к административной ответственности по фактам подобных нарушений. Повторное нарушение статьи предполагает ужесточение наказания, в связи с чем нарушение было квалифицировано по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела АО «Воронежская горэлектросеть» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.

АО «Воронежская горэлектросеть» пыталось оспорить постановление Воронежского УФАС России в Арбитражном суде Воронежской области, но суд отклонил жалобу.

Вместе с тем Арбитражный суд Воронежской области посчитал целесообразным изменить постановление Воронежского УФАС России в части назначения административного наказания, уменьшив размер административного штрафа с 600 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд также отклонил жалобу АО «Воронежская горэлектросеть» как необоснованную.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд удовлетворил жалобу гарантирующего поставщика по делу о взыскании с сетевой организации убытков в порядке регресса (определение ВС РФ от 28.08.2020 № 303-ЭС20-6012).

27-28.06.2018 в результате аварии, причины которой не были установлены, произошло отключение электроэнергии в доме потребителя Сазонова Д.И., и вышла из строя принадлежавшая ему бытовая электротехника. В те же дни сетевая компания проводила плановые работы на своих сетях, связанные с отключением и включением электрической энергии. Данные факты зафиксированы гарантирующим поставщиком «Дальневосточная энергетическая компания» в акте, составленном по заявке Сазонова Д.И., а также в технических заключениях по результатам проверок работоспособности бытовой электротехники.

По результатам рассмотрения искаСазонова Д.И., возникшего из-за вышеуказанных обстоятельств, районный суд города Хабаровска взыскал с гарантирующего поставщика в пользу потребителя ущерб в размере 56 061 руб. (стоимость поврежденных предметов бытовой электротехники), а также компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в размере 29 530,50 руб.

Полагая, что сетевая организация оказала некачественную услугу по передаче электроэнергии до энергопринимающих устройств Сазонова Д.И., и гарантирующий поставщик понес за нее ответственность перед потребителем в силу пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик в арбитражном суде потребовал у сетевой компании в порядке регресса возместить ему убытки в размере 91 591,50 руб.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично, с сетевой компании в пользу  гарантирующего поставщика взыскан реальный ущерб. В удовлетворении остальной части требований суды отказали со ссылкой на отсутствие причинно-следственной связи между действиями сетевой организации и убытками гарантирующего поставщика, возникшими исключительно ввиду неисполнения последним в добровольном порядке требований потребителя электроэнергии.

Постановлением арбитражного окружного суда судебные акты отменены, в удовлетворении иска отказано в связи с недоказанностью совокупности условий, необходимых для привлечения сетевой компании к ответственности в виде взыскания убытков, в том числе недоказанности вины сетевой компании в рассматриваемой аварии. Районным судом такие обстоятельства установлены не были.

Не согласившись с принятым судебным актом, гарантирующий поставщик обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил постановление арбитражного суда округа отменить и оставить в силе судебные акты нижестоящих инстанций, ссылаясь на нарушение окружным судом норм права, регулирующих правоотношения о возмещении вреда в порядке регресса.

Гарантирующий поставщик настаивал на наличии вины сетевой организации в аварии, ссылаясь на технологическую присоединённость энергопринимающих устройств Сазонова Д.И. к сетям сетевой организации и передачу электроэнергии по сетям последней; на содержание решения районного суда города Хабаровска по делу, в рамках которого не выявлено каких-либо нарушений со стороны самого потребителя, и на участие сетевой компании в этом деле.

Верховный Суд нашел доводы кассационной жалобы обоснованными и определением от 28.08.2020 № 303-ЭС20-6012 удовлетворил кассационную жалобу гарантирующего поставщика в полном объеме.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть