Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (23.12.2019-29.12.2019)

30 декабря 2019

ФАС России принят ряд приказов в сфере электроэнергетики на 2020 год:

- Приказ от 11.12.2019 № 1625/19 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка-производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка-покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2020 год».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56984.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 11.12.2019 № 1627/19 «О ценах на мощность, поставляемую по договорам купли-продажи (поставки) мощности в 2020 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием новых объектов атомных станций и гидроэлектростанций».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56985.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 12.12.2019 № 1642/19 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2020 год, поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции при введении государственного регулирования».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56986.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 17.12.2019 № 1683/19 «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2020 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2019 за № 56994.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 18.12.2019 № 1688/19 «Об утверждении коэффициентов сезонности, применяемых в 2020 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2019 за № 56995.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 19.12.2019 № 1698/19 «Об утверждении цен на мощность генерирующих объектов, отнесенных на 1 января 2010 г. и (или) на 1 января 2008 г. к группам точек поставки, в отношении которых торговля электрической энергией либо электрической энергией и мощностью осуществлялась участником оптового рынка, в отношении которого в перечень генерирующих объектов, определяемый распоряжением Правительства Российской Федерации для заключения договоров о предоставлении мощности, был включен генерирующий объект, для которого действует договор о предоставлении мощности и предельный объем поставки мощности которого равен нулю в течение 12 месяцев».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2019 за № 56996.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 19.12.2019 № 1701/19 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», на 2020 год».

Приказом утверждается тариф на услуги в части управления технологическими режимами (ОДУ-1), оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2020 год, в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2020 года – 9 711,324руб./МВт*мес.;

на 2-ое полугодие 2020 года – 10 657,207 руб./МВт*мес.

А также утверждается тариф на услуги по ОДУ-2 в части обеспечения надежности, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2020 год, в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2020 года – 1,417 руб./МВт*ч.;

на 2-ое полугодие 2020 года – 5,303 руб./МВт*ч.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56988.

Ссылка на документ: Посмотреть

- Приказ от 19.12.2019 № 1702/19 «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2020 год».

Приказом ФАС России в условиях сохранения тарифа на 1-ое полугодие 2020 года на уровне 2-го полугодия 2019, тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2020 год, определен в следующих размерах:

на 1-ое полугодие 2020 года – 1,161 руб./МВт*ч.;

на 2-ое полугодие 2020 года – 1,214 руб./МВт*ч.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2019 за № 56987.

Ссылка на документ: Посмотреть

Внесены изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня (постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1785).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1785 «О внесении изменений в приложение № 12 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики»вносятся изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня, являющиеся приложением 12 к государственной программе Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321.

С целью корректного учета динамики экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций Республики Крым и города Севастополя постановлением уточняется условие установления в указанных субъектах Российской Федерации экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе с учетом компенсации расходов на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт, не включаемых в плату за технологическое присоединение (льготное технологическое присоединение), расходов на инвестиции, связанных с фактическим осуществленным технологическим присоединением и не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы, а также иных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов при корректировке НВВ территориальных сетевых организаций.

Постановлением также уточняется условие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на уровне не ниже предельного максимального уровня, утвержденного ФАС России, на соответствующий период регулирования, за исключением тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Начало действия документа - 25.12.2019.

Ссылка на документ:Посмотреть

●Минэнерго России продлило статус гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Юга» в Республике Калмыкия (приказ Минэнерго России от 25.12.2019 № 1427).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и в связи с истечением срока, на который территориальной сетевой организации присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия, Минэнерго России приказом от 25.12.2019 № 1427 продлило статус гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Юга» на указанной территории с 1 января 2020 года и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Принято постановление Правительства РФ, определяющее механизм возмещения расходов, понесенных потребителем электрической энергии в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (постановление Правительства РФ от 26.12.2019 № 1857).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 19-П признан не соответствующим Конституции РФ п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

Правительству РФ было предписано установить правовой механизм возмещения названных расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства в срок не позднее 1 января 2020 года.

Постановлением от 26.12.2019 № 1857 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии» Правительство РФ исполнило постановление КС РФот 25.04.2019            № 19-П и установило названный механизм возмещения расходов.

В соответствии  с постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 № 1857, начиная с 1 января 2020 года фактические расходы таких собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, подлежат компенсации со стороны территориальной сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.

В случае если объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, присоединены к электрическим сетям двух и более территориальных сетевых организаций, расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в таких объектах электросетевого хозяйства, подлежат компенсации со стороны каждой из территориальных сетевых организаций, пропорционально отпущенному объему электрической энергии в объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии.

Для получения такой компенсации собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства должен направить в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, письменное заявление в произвольной форме, способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения. В постановлении Правительства РФ также обозначены информация, которая должна быть указана в заявлении,и список обосновывающих материалов.

Территориальная сетевая организация обязана выплатить компенсацию и направить собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства подписанный со своей стороны в 2-х экземплярах акт о выплате компенсации, содержащий сведения о ее размере и периоде, за который она выплачена, в течение 30 календарных дней со дня начала действия цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, при установлении которых органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов учтены в НВВ территориальной сетевой организации расходы, подлежащие компенсации такому собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства.

Собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, получивший компенсацию, обязан не позднее 2-х рабочих дней со дня получения от территориальной сетевой организации акта о выплате компенсации направить такой территориальной сетевой организации способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения, подписанный с его стороны экземпляр акта о выплате компенсации.

Начало действия документа –01.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Принят закон в части развития микрогенерации (Федеральный закон от 27.12.2019 № 471-ФЗ).

В частности, в принятом Федеральном законе от 27.12.2019 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»:

 - дано определение объекта микрогенерации;

 - установлено право граждан продавать излишки электроэнергии, вырабатываемой ими на собственных объектах микрогенерации. При этом такая деятельность не признается предпринимательской;

 - установлена обязанность гарантирующего поставщика (ГП) приобретать электроэнергию у любого обратившегося к нему физического лица. Приобретение производится по цене не выше стоимости энергии (мощности) для ГП на оптовом рынке;

 - определено, что сетевые организации компенсируют свои потери в сетях в первую очередь за счет приобретения энергии, произведенной на объектах ВИЭ или торфа.

Начало действия документа - 28.12.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

23.12.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

В 2019 году были внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 837), направленные на совершенствование тарифного регулирования в отношении генерирующих компаний, функционирующих в неценовых зонах, путем внедрения долгосрочных тарифов и нового метода регулирования с 1 июля 2020 года.

С целью учета выпадающих доходов тепловых электростанций, функционирующих на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока (Южно-Якутский, Западный и Центральный районы Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), до перехода на метод долгосрочной индексации НВВ, ФАС России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ. Проект постановления устанавливает особенности применения метода долгосрочной индексации НВВ, заключающиеся в возможности учета результатов деятельности тепловых электростанций до перехода к регулированию цен (тарифов) на поставляемую электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации НВВ, связанные с изменением фактических цен на топливо.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/12-19/00098304

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

25.12.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм раскрытия сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации, или Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, указанной в абзаце пятом подпункта «м» пункта 19 и абзаце четвертом пункта 36 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, и правил заполнения указанных форм».

В соответствии с абз. 4 п. 12 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия информации), информация об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах раскрывается в форме электронных документов в соответствии с формами, правилами заполнения указанных форм и требованиями к их форматам раскрытия, утверждаемыми Минэнерго России.

В соответствии с абз. 5 пп. «м» п. 19 и абз. 4 п. 36 Стандартов раскрытия информации сетевые организации, а также производители электрической энергии, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики РФ, или Министерством энергетики РФ совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию о результатах расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства (реконструкции) объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики РФ, а также информацию об использованных при таких расчетах типовых технологических решениях капитального строительства объектов электроэнергетики, их технических показателях и о соответствующих им укрупненных нормативах цены.

В целях обеспечения организаций при формировании проекта инвестиционной программы (проекта изменений, вносимых в инвестиционную программу) возможностью раскрытия вышеуказанной информации Минэнерго России разработаны соответствующие формы раскрытия информации и правила их заполнения.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/12-19/00097920

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Александр Новак провёл совещание по вопросам развития социального партнерства в электроэнергетике.

23-12-2019

Глава энергетического ведомства отметил, что одними из ключевых вопросов взаимодействия сторон являются реализация Отраслевого тарифного соглашения, обеспечение учета в тарифах затрат на персонал, а также формирование отраслевой рамки профессиональных квалификаций в электроэнергетике.

Александр Новак напомнил, что год назад было заключено очередное Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 – 2021 годы.

«Стороны социального партнерства стремились сделать основные положения Соглашения максимально гибкими, чтобы как можно больше работодателей с разными финансовыми возможностями могли присоединиться к его реализации», - отметил он.

Александр Новак также сказал, что по-прежнему крайне актуален вопрос учета затрат на оплату труда и социальные гарантии в тарифах. И «ЭРА России», и Электропрофсоюз, и Министерство находятся в постоянном диалоге с Федеральной антимонопольной службой России, настаивая на необходимости учета ключевых положений Отраслевого соглашения в разрабатываемом законопроекте «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и подзаконных актах.

Статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко обратила внимание участников совещания на заинтересованность ведомства в расширении социального партнерства, в увеличении среди работодателей числа его участников.

«Накануне подписания Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и по итогам совещания прошлого года мы поддержали инициативу Всероссийского Электропрофсоюза, Ассоциации «ЭРА России» о присоединении иных работодателей к Соглашению после его подписания двумя сторонами социального партнерства», - сказала замминистра, отметив, что такие планы по присоединению до сих пор не реализованы.

«Причины разные, одна из ключевых – сложности применения положений Соглашения. При этом представители других работодателей, насколько мы знаем, участвовали в коллективных переговорах в рамках разработки Соглашения», - сказала Анастасия Бондаренко. Она добавила, что в настоящее время Всероссийский Электропрофсоюз и Ассоциация «ЭРА России» ведут работу «в ручном режиме» с каждой конкретной компанией по вопросу присоединения к ОТС.

Источник: Посмотреть

●Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

27-12-2019

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.12.2019 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● АО «ОРЭС-Тамбов» злоупотребляло доминирующим положением.

27-12-2019

Комиссия Тамбовского УФАС считает, что АО «ОРЭС-Тамбов» злоупотребляло доминирующим положением в отношениях с АО «ТОСК». В своей работе «ОРЭС-Тамбов» допускало ряд нарушений, из-за которых пострадали потребители электроэнергии.

Как выяснилось, АО «ОРЭС-Тамбов» в 2018-2019 годах необоснованно завышало показания счётчиков потребителей электроэнергии. При обнаружении несоответствий корректировать данные АО «ОРЭС-Тамбов» отказывалось. Тем самым организация нарушала права и законные интересы АО «ТОСК», а также ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

«Таким образом, необоснованное завышение показаний приборов учета потребителей со стороны сетевой организации АО «ОРЭС-Тамбов» ущемляет экономические интересы АО «ТОСК» тем, что в результате передачи завышенных показаний приборов учета электрической энергии по потребителям, необоснованно увеличивается общий объем полезного отпуска АО «ТОСК», и гарантирующий поставщик вынужденно оплатил больший объем услуг, чем фактически оказано, при этом, действия сетевой организации по отказу от корректировки завышенных объемов приводят к тому, что гарантирующий поставщик не может возместить необоснованные траты, которые произошли вследствие представления сетевой организацией завышенных объемов оказания услуг по передаче электроэнергии», — говорится в решении УФАС.

Комиссия Тамбовского УФАС признала организацию виновной. Однако так как вменённое нарушение АО «ОРЭС-Тамбов» прекращено, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Источник: Посмотреть

●ФАС опротестовала отказ «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от заключения договора.

25-12-2019

Сотрудники УФАС по Ростовской области смогли через суд доказать нарушение законодательства энергетиками, которые уклонились от заключения договора с ростовским предпринимателем.

Как отказалось, представители энергопоставщика потребовали от ростовского индивидуального предпринимателя предоставить документальное подтверждение факта присоединения его объекта к электрическим сетям. По стечению обстоятельств ростовчанин этот документ вовремя предоставить не смог, поэтому в заключении договора на энергоснабжение ему было отказано.

Предприниматель обратился за помощью в ростовское управление федеральной антимонопольной службы.

— В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ № 442, гарантирующий поставщик (ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону») не имел права отказать заявителю в заключении договора в данном случае, — пояснили в Ростовском УФАС. — Компания могла самостоятельно запросить необходимые документы не у ИП Дубровина В.Д., а у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства.

Такую же позицию занял и Арбитражный суд Ростовской области, который подтвердил доводы донских антимонопольщиков.

Источник: Посмотреть

● Рязаньэнерго оштрафовали на 300 тыс. руб. за подключение дополнительных услуг.

26-12-2019

Рязаньэнерго оплатит штраф за нарушение порядка присоединения к электрическим сетям в размере 300 тыс. руб., сообщает региональное УФАС.

Напомним, еще летом этого года антимонопольщики установили, что к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Рязаньэнерго») обратился гражданин с заявкой на присоединение к электрическим сетям жилого дома. Энергетики заявку рассмотрели и заключили договор.

Однако в технических условиях сетевая организация не указала полный перечень своих мероприятий, которые она должна выполнить в процессе технологического присоединения. При этом сотрудники обязали мужчину смонтировать вводно-распределительное устройство с устройствами защиты, контроля величины максимальной мощности и прибором учета электрической энергии. Но энергетики не учли, что у заявителя уже есть установленный в надлежащем порядке, работающий расчетный прибор учета электричества.

Прямым следствием такого нарушения стало заключение гражданином с Рязаньэнерго дополнительного договора на замену приборов учета и выполнение иных услуг, что привело к существенному увеличению затрат.

В итоге ПАО «МРСК Центра и Приволжья» признано виновным в совершении административного правонарушения. Энергетики не согласились с этим и обратились в Арбитражный суд с требованием признать постановление УФАС незаконным. Однако суд встал на сторону антимонопольной службы и признал законным назначенный энергетикам штраф в размере 300 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд РФ издал Обзор судебной практики от 25.12.2019 № 4 (2019), в котором рассматриваются, в том числе и проблемные вопросы применения законодательства об электроснабжении.

В Обзоресудебной практики ВС РФот 25.12.2019 № 4 (2019), в частности, приводятся следующие выводы:

- сетевая организация вправе провести проверку прибора учета не в месте его установки, в том числе посредством передачи прибора на исследование (экспертизу), когда у сетевой организации имеются обоснованные сомнения в исправности прибора и нет технической возможности выявить неисправность на месте. При этом сетевая организация обязана уведомить потребителя о предстоящем исследовании с тем, чтобы предоставить последнему возможность защиты его прав и законных интересов и составить акт не позднее предусмотренного законодательством максимального срока для проведения проверки (п. 27 Обзора, определение ВС РФ от 07.10.2019 № 309-ЭС18-22373);

-  невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях электросчетчиков, влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ(п. 42 Обзора, определение ВС РФ от 02.08.2019 № 310-ЭС19-7900).

Ссылка на Обзор: Посмотреть

Верховный Суд РФ наряду с судами нижестоящих инстанций признал законным решение УФАС по Республике Марий Эл (определение ВС РФ от 26.12.2019 № 301-ЭС19-24134).

ПАО «МРСК Центра и Приволжья», гарантирующий поставщик ПАО «ТНС энерго Марий Эл» и МУП «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1 муниципального образования «Город Йошкар-Ола» обратились в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Марийского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами по делу, сетевая организация ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилась в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, ставя вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов, Верховный Суд РФ не установил оснований для удовлетворения требований, изложенных в жалобе, о чем вынес определение от  26.12.2019 № 301-ЭС19-24134 на основании нижеследующего.

Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения обращения садоводческого некоммерческого товарищества «Милосердие» на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «ТНС энерго Марий Эл» и МУП «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1 муниципального образования «Город Йошкар-Ола», выразившиеся в незаконном ограничении поставки электрической энергии на объекты, расположенные в товариществе,  антимонопольным органом принято оспариваемое решение и действия компании, общества и предприятия признаны нарушившими п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия оспариваемого ненормативного акта.

Судебные инстанции исходили из того, что заявители незаконно ограничили поставку электрической энергии в товариществе, чем нарушили п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Суды указали, что товарищество, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества. Товарищество в силу положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (действующего на момент ввода ограничения режима потребления электроэнергии) осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким образом, применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного гражданина-садовода, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами, являющееся потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

Суды отметили, что гарантирующий поставщик, получая ежемесячную плату от товарищества за электрическую энергию, прежде чем направлять в сетевые организации заявку на введение ограничения потребления энергии, обязан был выяснить, имеются ли члены товарищества, получающие электрическую энергию через товарищество, у которых отсутствует задолженность за потребленную энергию.

При этом суды установили, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл» никаких мер по выяснению добросовестных плательщиков не принимало. В договоре энергоснабжения отсутствуют какие-либо условия, учитывающие особый статус потребителя – товарищества, членами которого являются граждане, непосредственно получающие электрическую энергию.

На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и МУП «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1 муниципального образования «Город Йошкар-Ола», являясь исполнителями по инициированному ПАО «ТНС энерго Марий Эл» введению ограничения режима потребления электроэнергии товарищества, могли и обязаны были предпринять все необходимые меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей-членов товарищества либо не исполнять направленное уведомление гарантирующего поставщика по причине, установленной в п. 27 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в редакции, действующей на момент ограничения режима потребления электроэнергии товарищества.

Верховным судом указано в определении, что доводы кассационной жалобы о том, что садоводческое некоммерческое товарищество не является исполнителем коммунальных услуг, основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть