Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (23.11.2020 - 29.11.2020)

01 декабря 2020

Утверждены очередные национальные стандарты для создания информационной модели электроэнергетики. 

27-11-2020

Росстандарт выпустил приказы об утверждении двух национальных стандартов серии «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики». 

Они продолжают серию стандартов, формирующих единое отраслевое информационное пространство, на основе которого будут выстраиваться новые типы информационного взаимодействия субъектов электроэнергетики, смежных отраслей и потребителей.

Документы определяют профили информационного моделирования генерирующего оборудования, линий электропередачи и электросетевого оборудования напряжением 110 – 750 кВ. Они сформированы «Системным оператором Единой энергосистемы» при активном участии  специалистов компаний «РусГидро» и «Россети» на базе международного стандарта CIM.

«Развивая стандарты «Информационная модель электроэнергетики», мы последовательно формируем единую информационную среду как основу для внедрения интеллектуальных систем управления. Это единый язык «общения» устройств, информационных систем и представления объектов электроэнергетики в цифровой среде. В прошлом году были выпущены национальные стандарты базового профиля этой серии, до 2022 года выйдет ещё не менее семи стандартов, ориентированных на различные задачи и расширяющих базовый профиль. Такой подход обеспечивает независимость цифровых моделей объектов от инструментов, с помощью которых они создаются и будут использоваться»,  – прокомментировала  заместитель директора Департамента оперативного контроля в ТЭК Елена Медведева.

Источник: Посмотреть

25 ноября в третьем чтении Государственной Думой принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 23-2 Федерального закона «О теплоснабжении» (законопроект № 855592-7).

Закон направлен на сохранение в сфере электроэнергетики отраслевой системы работы с персоналом и ее совершенствование в части вопросов охраны труда. Закон направлен на устранение пробелов в правовом регулировании.

Для сохранения сложившейся в электроэнергетической отрасли системы работы с технологическим персоналом и создания для этого необходимой основы на законодательном уровне законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части установления обязательности проведения с соответствующими категориями работников организаций в сфере электроэнергетики иных форм работы с персоналом (подготовки и подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики), предусмотренных Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49 (далее – ПРП).

Кроме того, закон содержит положения по вопросам обучения, проверки знания требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда, направленные на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов.

Федеральным законом от 19.07.2018  № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда» в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» внесены изменения, предусматривающие исключение дублирования указанных полномочий. Корреспондирующие изменения в статьи Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающие исключение такого дублирования в иных аспектах государственного регулирования и управления, данным Федеральным законом № 208-ФЗ предусмотрены не были.

Между тем, как свидетельствует практика, совершенствование только контрольно-надзорных полномочий в сфере охраны труда, не затрагивая вопросов нормативного регулирования и проведения работы с персоналом, не позволило комплексным образом решить проблему дублирования полномочий в области безопасности и охраны труда и снизить административную нагрузку на субъектов хозяйственной деятельности.

Одной из основных причин существующего дублирования полномочий и дополнительной нагрузки на организации отрасли является наличие в различных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы безопасности и охраны труда, пересекающихся и разнонаправленных требований к проведению мероприятий по обучению и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Именно такое пересечение и несогласованность нормативных требований, установленных разными органами власти в рамках их полномочий, создает двойную административную нагрузку на работников и работодателей и является первопричиной дублирования контрольно-надзорных полномочий. Для обеспечения выполнения требований всех нормативных актов и исключения риска привлечения к ответственности за нарушение какого-либо из них работники организаций отрасли вынуждены сегодня дважды проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда - в соответствии с ПРП и Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, и в соответствии с общим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Закон предусматривает изменения, направленные на решение указанной проблемы. 

Законом предлагается:

- вопросы обучения, проверки знаний требований по охране труда в сфере электроэнергетики, проведения инструктажей по охране труда также регулировать указанными нормативными правовыми актами (ПРП);

- предусмотреть возможность проверки знаний требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда, в рамках проверки знаний и аттестации по вопросам безопасности в электроэнергетике.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Госдума приняла закон о концессионных соглашениях в электроснабжении (законопроект № 861563-7).

26 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон, уточняющий условия концессионных соглашений в отношении объектов электроэнергетики.

Документ разработало Минэнерго России в соответствии c планом мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет».

Документ включает в состав существенных условий концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии, условия об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в ходе реализации соглашения, в том числе на каждый год срока действия документа, как это уже предусмотрено в отношении объектов теплоснабжения и объектов по переработке отходов.

Кроме того, закон распространяет на регулирование процедуры заключения концессионных соглашений по объектам электроэнергетики действующие нормы, касающиеся соглашений в отношении имущества государственных или муниципальных унитарных предприятий, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, а также имущества государственных бюджетных учреждений, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Документом также предусмотрено, что обязательства концедента по принятию мер, обеспечивающих получение концессионером валовой выручки, в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки на концессионера или ухудшения его положения, не распространяются на случаи изменения, корректировки цен (тарифов) концессионера в ситуации, когда он не достиг установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности, качества, энергоэффективности объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии.

Принятие закона будет способствовать реализации поставленной в дорожной карте цели уменьшения рисков концессионеров и привлечению дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счет создания юридических гарантий предсказуемости и неизменности регуляторных условий для концессионера на всем протяжении срока действия концессионного соглашения, говорится в пояснительной записке.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Минэнерго планирует вывести подключение к электросетям на Единый портал госуслуг.

25-11-2020

В рамках развития цифровизации в электроэнергетике Минэнерго совместно с другими федеральными органами власти прорабатывает возможность оформления услуги по подключению к электросетям через Единый портал государственных услуг, сообщил Юрий Маневич.

Заместитель Министра в среду выступил на совместном заседании двух секций Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике на тему «Ассоциация «Цифровая энергетика» как отраслевой центр компетенций цифровой трансформации электроэнергетики».

Ассоциация «Цифровая энергетика» была создана компаниями отрасли при поддержке Минэнерго в 2019 году. Юрий Маневич отметил, что электроэнергетика была всегда одной из самых сложных отраслей в технологическом плане и всегда требовала высокой квалификации от энергетиков, а процессы цифровизации выдвигают ещё более высокие требования.

«В части развития цифровизации отрасли необходимо отметить, что в настоящее время Минэнерго совместно с Минкомсвязью, Минэкономразвития и другими ФОИВами ведёт работу по созданию возможности для заявителей получить услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям через единый Портал ТП, который будет размещён непосредственно на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Это позволит реализовать для заявителей единообразие в прохождении процедуры технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства по всей России без похода в офис компании. Участие в этой работе также принимает компания «Россети», – сообщил Юрий Маневич.

Источник: Посмотреть

Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2020-2021 годов.

28-11-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон. Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.11.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

Тюменская компания ответит за незаконное отключение света предпринимателю.

23-11-2020

Компания «Газпром энергосбыт Тюмень» без предупреждения отключила свет индивидуальному предпринимателю. Областная антимонопольная служба усмотрела в этом злоупотребление доминирующим положением, сообщает пресс-служба ведомства.

Причиной возбуждения дела стало обращение предпринимателя в УФАС по Тюменской области. В заявлении ИП указал, что гарантирующий поставщик незаконно ограничил энергоснабжение его объекта, заранее не сообщив об этом.

АО «Газпром энергосбыт Тюмень» обратилось с жалобой в арбитражный суд, ссылаясь на то, что не занимает доминирующего положения на рынке, а значит, не нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Арбитражный суд Тюменской области и Восьмой арбитражный апелляционный суд встали на сторону энергокомпании и признали решение УФАС незаконным. Однако с этим не согласился Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

«Любой гарантирующий поставщик, прежде чем ограничить предпринимателю режим потребления электрической энергии, обязан предварительно уведомить его об этом. В противном случае предприниматель лишается возможности оплатить образовавшуюся задолженность до введения ограничения, а действия гарантирующего поставщика имеют признаки злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии. За данные нарушения установлена административная ответственность до 1 000 000 рублей», - пояснил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорь Веретенников.

Таким образом, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решения судов первой и апелляционной инстанции. Он оставил в силе решение УФАС, признав за компанией «Газпром энергосбыт Тюмень» факт злоупотребления доминирующим положением.

Источник: Посмотреть

Управление антимонопольной службы по Курганской области обязало АО «СУЭНКО» произвести перерасчет и вернуть излишне начисленную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.

24-11-2020

В Курганское УФАС России поступило обращение Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о нарушении АО «СУЭНКО» расчета размеры платы за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии с условиями договора плата за технологическое присоединение составляет 9 822 485,02 рублей.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 года № 47-5 определен порядок и формула расчета стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Курганской области.

Согласно техническим условиям договора, сетевая организация осуществляет работы по строительству объектов электросетевого хозяйства (кабельных линий) от существующих объектов до присоединяемых энергопринимающих устройств.

В соответствии с утвержденным расчетом, плата должна была составить 9 816 455,70 рублей, что на 6 029,32 рубля ниже платы, определенной условия договора АО «СУЭНКО».

Следовательно, АО «СУЭНКО» нарушен установленный порядок ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 03.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2008 № 429-э АО «СУЭНКО», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

АО «СУЭНКО» является субъектом естественных монополий и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

В связи с наличием в действиях АО «СУЭНКО» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение АО «СУЭНКО» о необходимости проведения перерасчета по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Специализированный застройщик СК Атлант» и принятию мер по возврату излишне начисленной суммы 6 029,32 рублей за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям

Об исполнении предупреждения Акционерное общество обязано письменно уведомить  Курганское ФУАС России не позднее десяти рабочих дней с момента его получения. 

Источник: Посмотреть

Введение ограничения режима потребления со стороны садовых некоммерческих товариществ.

26-11-2020

В связи с поступающими обращениями граждан на действия садовых некоммерческих товариществ по прекращению электроснабжения садовых (жилых) домов садоводов, Ивановское УФАС России сообщает следующее.

Исходя из основных понятий, содержащихся в п. 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), садоводческие товарищества, не оказывающие услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, отнесены к субисполнителям.

В соответствии с абз. 6 пп. «б» п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В соответствии с пп. «в(1)» п. 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения, либо садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 6 пп. «б» п. 2 настоящих Правил.

В соответствии с п. 17.1 Правил № 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, введение со стороны СНТ ограничения потребления электрической энергии с нарушением положений Правил ограничения или Правил предоставления коммунальных услуг в отношении потребителей, имеющих надлежащее технологическое присоединение, расположенных на территории СНТ, вне зависимости от того, являются ли такие потребители членами СНТ, содержит признаки нарушения п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, за что ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Источник: Посмотреть

Штраф Россети Сибирь составил более 11 млн. рублей.

27-11-2020

25 ноября Кемеровское УФАС России вынесло постановление об административном наказании ПАО «Россети Сибирь» (до августа 2020 года – ПАО «МРСК Сибири») за угрозу незаконного ограничения электроэнергии на шахтах «Грамотеинская» и «Полосухинская». Управление назначило штраф в размере 11 429 000 руб. согласно санкции, предусмотренной КоАП РФ (ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению административного производства стало решение комиссии Кемеровского УФАС по делу в отношении ПАО «МРСК Сибири», принятое в 2019 году, которым управление признало в действиях общества факт нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сетевая компания хотела незаконно ввести режим ограничения потребления электроэнергии на объектах ООО «Шахта «Грамотеинская» и АО «Шахта «Полосухинская», выставила счета на оплату объемов бездоговорного потребления электрической энергии, а также пыталась навязать заявителям заключение договора, призывая расторгнуть договор с ООО «СЭТ-42».

УФАС пришло к выводу, что действия ПАО «Россети Сибирь» не были основаны на нормах законодательства и нарушали свободу договора, а понуждение ООО «Шахта «Грамотеинская», АО «Шахта «Полосухинская» к заключению договоров о передаче электрической энергии непосредственно с ПАО «Россети Сибирь», миную нижестоящую сетевую организацию ООО «СЭТ-42», незаконно, равно как и направление уведомлений о введении режима ограничения электроэнергии.

«В соответствии с уведомлениями сетевой компании, шахты обязаны были отключить электроэнергию на своих объектах осенью 2018 года. А мощности аварийной брони не достаточно для поддержания оборудования в рабочем состоянии, что могло повлечь серьезные убытки. Следует отметить, что суды поддержали нашу позицию по признанию факта нарушения антимонопольного законодательства: решение управления устояло в двух судебных инстанциях. Это и послужило основанием для привлечения к административной ответственности» – прокомментировала руководитель управления Наталья Кухарская.

Справочно:

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ <…> совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации <…> влечет наложение административного штрафа <…> на юридических лиц <…> в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

А27-2602/2020 – номер дела, по которому принято судебное решение, вступившее в силу 20 августа 2020 года.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд согласился с выводами суда первой инстанции и окружного суда по вопросу начала исчисления срока проведения проверки прибора учета электроэнергии (определение ВС РФ от 24.11.2020 № 308-ЭС20-18005). 

ПАО «Россети Юг», исполняющее обязанности гарантирующего поставщика, обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании 1,6 млн. руб. задолженности за безучетное потребление электроэнергии.

Решением арбитражного суда первой инстанции иск удовлетворен частично в размере 294 тыс. руб. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции было отменено, иск ПАО «Россети Юг» удовлетворен в полном объеме. Постановлением арбитражного окружного суда постановление апелляционного суда отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением окружного суда, ПАО «Россети Юг» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятое арбитражным судом округа постановление и оставить в силе постановление апелляционного суда.

Из судебных актов следует, что суд первой инстанции, установив неправильное определение ПАО «Россети Юг» периода безучетного пользования электроэнергией, удовлетворил заявленные требования частично, отметив, что расчет необходимо производить с 21.12.2018 (дата, не позднее которой сетевая компания должна была произвести проверку за отчетный период исходя из момента приобретения соответствующего электросетевого оборудования) по 25.02.2019 (дата выявления факта неучтенного потребления).

Суд апелляционной инстанции исходил из даты, на которую была назначена плановая проверки ответчика (25.02.2018), но фактически не была проведена.

Суд округа поддержал выводы суда первой инстанции.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО «Россети Юг», отметив, что вывод суда округа не противоречит п. 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, поскольку началом исчисления срока проведения проверки является дата, когда сетевая организация (гарантирующий поставщик) осуществляет действия, связанные с проверкой прибора учета потребителя (заключение договора энергоснабжения, фактическое проведение проверки и т.п.).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд разбирался в законности использования сетевой организацией здания трансформаторной подстанции, право собственности на которое зарегистрировано за двумя лицами (определение ВС РФ от 24.11.2020 № 301-ЭС20-13274).  

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» об обязании ответчика освободить незаконно занимаемое принадлежащее истцу здание трансформаторной подстанции с земельным участком под ней, расположенные по адресу: Ивановская область, Савинский район, с. Агрофенино, и о взыскании 4,3 млн. руб. доходов, полученных ответчиком от незаконного владения и использования принадлежащего истцу имущества.

Арбитражный суд первой инстанции отказал индивидуальному предпринимателю в иске к сетевой организации. Арбитражный апелляционный суд и арбитражный суд округа согласились с решением суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, предприниматель, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просил отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт.

Верховный Суд отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении кассационной жалобы.

Суды исходили из следующего: предпринимателю с 2015 года на праве собственности принадлежит здание трансформаторной подстанции; ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является собственником производственно-технологического комплекса по преобразованию, распределению и передаче электрической энергии - электросетевой комплекс «Вознесенье»; в состав электросетевого комплекса «Вознесенье» входят воздушные линии электропередачи и подстанция «Вознесенье», состоящая из здания подстанции, открытого распределительного устройства – 35 кВ и ограждения территории подстанции; согласно представленным в материалы дела доказательствам фактически за истцом и ответчиком зарегистрировано право собственности на один и тот же объект недвижимости – здание подстанции; зарегистрированное право ПАО «МРСК Центра и Приволжья» исключает факт незаконности владения спорным имуществом; подстанция как часть электросетевого комплекса «Вознесенье» используется ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и проходит периодическое обслуживание; предпринимателем не заявлено и судом не установлен факт выбытия здания и земельного участка из владения ответчика; поскольку за истцом и ответчиком зарегистрировано право собственности на один и тот же объект недвижимости, при этом каждая из сторон указывает на непосредственное владение принадлежащим ему имуществом, предъявление истцом требования об обязании ответчика осуществить демонтаж и вывоз  имущества из спорного здания подстанции в рассматриваемом случае является ненадлежащим способом защиты права; поскольку право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, при этом имущество находится во владении сторон, с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении                     № 10/22, надлежащим способом для защиты собственника, не лишенного владения, является оспаривание зарегистрированного права путем предъявления иска о признании права отсутствующим; предприниматель не лишен возможности заявить надлежащее требование в защиту того права, которое он считает нарушенным.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд издал обзор судебной практики, в котором в том числе рассматриваются вопросы в сфере электроэнергетики (обзор судебной практики ВС РФ от 25.11.2020 № 3 (2020)).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 25.11.2020 № 3 (2020), в частности приводится следующий вывод: потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки (п. 25 Обзора, определение ВС РФ от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Ссылка на Обзор: Посмотреть