Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (23.08.2021 - 29.08.2021)

01 сентября 2021

24 августа вступило в силу постановление о совершенствовании правил технологического присоединения к электросетям в отношении многоквартирных домов (постановление Правительства РФ от 11.08.2021 № 1332).

24 августа 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.08.2021 № 1332 «О внесении изменений в пункт 16-1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», которое фиксирует, что электросетевые организации должны протягивать кабель непосредственно к вводно-распределительному устройству (распределительному щиту). До этого мероприятия по технологическому присоединению разрешалось проводить до границы земельного участка, на котором располагается дом. Это было чревато дополнительными расходами для застройщиков, приводило к удорожанию жилья для граждан.

Действие постановления распространяется на земельные участки, предоставленные по договору о комплексном освоении территории. Он заключается между компанией, планирующей строить жильё, и местными властями по итогам аукциона на право аренды.

Принятое решение сделает процедуру технологического подключения менее затратной, позволит снизить стоимость строительства многоквартирных домов, а значит, позитивно повлияет на стоимость жилья на первичном рынке.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Закреплен приоритет радиоэлектронной продукции российского происхождения, применяемой в системах управления электросетевым хозяйством, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 23.08.2021 № 1382).

В соответствии с постановлением Правительства России от 23.08.2021 № 1382 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925» закрепляется приоритет радиоэлектронной продукции российского происхождения, применяемой в системах управления электросетевым хозяйством, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Речь идет об интеллектуальных системах управления электросетевым хозяйством (системах удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных системах учета электрической энергии (мощности), автоматизированных системах управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных системах технологического управления центров управления сетями) и (или) программном обеспечении, используемом в качестве компонента указанных систем.

Минпромторгу России поручено обеспечить включение радиоэлектронной продукции, применяемой в системах управления электросетевым хозяйством, в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня его вступления в силу.

Начало действия документа – 26.02.2022.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 24 августа 2021 года для публичных обсуждений представлен проект постановления Правительства РФ по вопросам внесения изменений в правила технологического присоединения, направленных на повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрический энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры» (Проект) разработан в целях приведения положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 № 861, в соответствие с нормами Федерального закона от 01.07.2021 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Проекте постановления предусмотрены положения о случаях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) энергопринимающих устройств при строительстве объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения с юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, иным юридическим лицом при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок.

В Проекте постановления предусмотрена этапность внесения платы за технологическое присоединение при поэтапном осуществлении мероприятий по технологическому присоединению в указанных случаях.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/07-21/00118321

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 25 августа 2021 года для публичных обсуждений представлен проект постановления Правительства РФ по вопросам функционирования активных энергетических комплексов.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов» (Проект) разработан в целях актуализации условий создания, функционирования и развития активных энергетических комплексов, утвержденных постановлением Правительства России от 21.03.2020 № 320 (далее – Условия), с учетом предложений рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров НТИ «Энерджинет».

Проект направлен на совершенствование правил реализации пилотного проекта по созданию, функционированию и развитию в рамках розничных рынков электрической энергии активных энергетических комплексов (далее – АЭК).

‎С учетом этого Проектом предлагается уточнить и дополнить ряд положений действующей редакции Условий. Предлагаемые Проектом изменения:

- обеспечат возможность участия в пилотном проекте лиц, владеющих объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, в отношении которых на момент подачи заявки на участие в пилотном проекте не завершена процедура технологического присоединения к электрическим сетям;

- обеспечат соблюдение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к установке и допуску в эксплуатацию управляемого интеллектуального соединения активных энергетических комплексов;

- минимизируют риски невозможности участия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в пилотном проекте по причине недобросовестного поведения со стороны территориальных сетевых организаций или гарантирующих поставщиков.

Кроме того, Проектом предлагается продлить срок проведения пилотного проекта на 1 год - до 31 декабря 2031 года. Продление срока проведения пилотного проекта обусловлено необходимостью завершения формирования соответствующей нормативной правовой базы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/08-21/00119650

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 25 августа 2021 года для публичных обсуждений на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ размещена информация о подготовке проекта постановления Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляется регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) на электрическую энергию (мощность) в отношении субъектов электроэнергетики, не соответствующих Критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства России от 01.12.2009 № 977 (далее – Критерии), но для которых при установлении указанных цен (тарифов) может требоваться обеспечить учет расходов на инвестиции.

В частности, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет установление цен (тарифов), в том числе: на электрическую энергию (мощность) генерирующих объектов производителей электрической энергии, поставляющих мощность в вынужденном режиме на территориях ценовых зон оптового рынка; на услуги по передаче электрической энергии для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее – ЕНЭС).

Минэнерго России отмечает, что законодательством России предусматриваются обязанности регулируемых организаций по выполнению мероприятий инвестиционного характера, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, расходы на которые подлежат учету в регулируемых государством ценах (тарифах), например, обязанности по: осуществлению технологического присоединения потребителей, в том числе к распределительным устройствам электростанции, при котором производитель электрической энергии выполняет функции сетевой организации в части выполнения необходимых условий договора об осуществлении технологического присоединения, предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861; выполнению предписаний органов исполнительной власти, обязательных для исполнения; исполнению требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к объектам основных средств и нематериальных активов, используемым субъектом электроэнергетики для осуществления регулируемой деятельности, в том числе обязательных требований к соблюдению норм в сферах пожарной, химической, технологической, транспортной, информационной, санитарной, экологической, производственной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности зданий и сооружений, охраны труда, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, безопасности персональных данных при их обработке, надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; предотвращению возникновения аварии либо устранению ее последствий.

Таким образом, учет расходов на вышеуказанные мероприятия в регулируемых государством ценах (тарифах), по мнению Минэнерго России, является необходимым условием для бесперебойной работы регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, не отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, а также генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме на территориях ценовых зон оптового рынка.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства России от 01.12.2009 № 977, контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики осуществляется Минэнерго России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации только в отношении утвержденных этими органами исполнительной власти инвестиционных программ, отсутствие у субъектов электроэнергетики, не соответствующих Критериям, утвержденных инвестиционных программ снижает прозрачность расходования инвестиционных ресурсов, включенных в цены (тарифы), регулируемые федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, проект постановления будет направлен на обеспечение учета планируемых расходов субъектов электроэнергетики на инвестиции при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) на электрическую энергию (мощность), государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/08-21/00119647

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Анастасия Бондаренко: «В электроэнергетике России 36% женщин - один из лучших показателей в мире».

23-08-2021

Анастасия Бондаренко представила результаты всероссийского исследования структуры женской занятости в электроэнергетике и существующих мер поддержки женского труда и материнства, проведённого при поддержке Минэнерго России и Группы «Россети».

«По данным исследования уровень представленности женщин в электроэнергетике России составляет 36%. Это один из лучших показателей в мире, при этом на долю женщин в руководстве приходится 21%», – рассказала статс-секретарь – замминистра на V Международном форуме «Женщины в энергетике» в рамках 48-й Сессии Международного Совета по большим энергетическим системам высокого напряжения (СИГРЭ).

Анастасия Бондаренко напомнила, что инженерное образование стало доступно женщинам в России ещё в 1906 году и с тех пор системно поддерживалось, и развивалось. По ее словам, исторически развитой остаётся в стране и социальная поддержка женского труда.

«В целом, можно говорить о России как о держателе лучших практик в области поддержки женщин в электроэнергетической отрасли, но деятельность в данном направлении необходимо продолжать с учетом Национальных целей развития России и в контексте Целей устойчивого развития», – добавила она.

В частности, Анастасия Бондаренко отметила, что следует продолжать сбор и анализ статистической информации, отслеживать и внедрять лучшие практики по обеспечению комфортного баланса «семейной» и «профессиональной» составляющей в жизни женщин, обеспечивать взаимодействие существующих женских сообществ.

Источник: Посмотреть

● Обязательная установка «умных» счётчиков пока откладывается.

24-08-2021

Период, когда за установку традиционных приборов учёта вместо «умных» счётчиков не штрафуют, может быть продлён до 1 января 2024 года. Об этом заявил  заместитель министра энергетики Павел Сниккарс, сообщает ТАСС. Действие штрафных санкций уже приостановлено.

 «Было совещание в Правительстве, здесь объективно постарались оценить ситуацию и определили — возможно, будет пересмотр и увеличение срока нештрафуемого периода для того, чтобы все успели чётко и правильно эти системы сформировать до 1 января 2024 года», — сказал Сниккарс.

Согласно действующему законодательству, с 1 июля 2020 года установка счётчиков происходит за счёт сетевых компаний и гарантирующих поставщиков электроэнергии. С 1 января 2022 года у энергетиков появится обязанность ставить только «умные» счётчики.

В Минэнерго ранее сообщили, что не ожидают роста тарифов из-за установки «умных» счётчиков. Также ранее сообщалось, что все многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию на территории России, должны будут оснащаться счётчиками, которые можно присоединить к интеллектуальным системам учёта электрической энергии.

Источник: Посмотреть

Заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак: «Прирост потребления электроэнергии на 4,7% ожидается в Приволжье в предстоящий отопительный сезон».

26-08-2021

Грабчак провёл заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) по подготовке субъектов электроэнергетики Приволжского федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов.

В ходе заседания заместитель Министра отметил, что непростая пожароопасная ситуация этого года прошла без последствий для потребителей благодаря слаженной работе энергетиков и принятым превентивным мерам. «Но в то же время, не так много времени у нас остается до начала осенне-зимнего периода. Здесь необходимо провести все мероприятия по восстановлению нормальных схем энергоснабжения и ремонты, которые нам пришлось сместить из-за таких неблагоприятных явлений», - добавил он.

Кроме того, Евгений Грабчак обратил внимание на динамику потребления электроэнергии в Приволжском федеральном округе. «В предстоящий отопительный сезон в целом по Приволжскому федеральному округу ожидается прирост потребления ориентировочно на 4,7%. Если вспомнить предыдущий год, к сожалению, у нас по Приволжью больше всего снизилось потребление электроэнергии. Но уже сейчас видим восстановление спроса», - сообщил он.

Замминистра подчеркнул, что Минэнерго России постоянно отслеживает ситуацию с надежным энергоснабжением потребителей и в этой связи подготовило ряд изменений в нормативно-правовую базу, которые помогут осуществлять более объективный мониторинг подготовки к осенне-зимнему периоду. Так, для территориальных сетевых организаций (ТСО) с объектами уровня напряжения 35 кВ и ниже введен индекс надежного функционирования. Он отражает готовность ТСО к ликвидации последствий аварий природного и техногенного характера и будет учитываться при мониторинге рисков в деятельности таких ТСО.

«В Пензенской области подготовка к отопительному сезону идет в соответствии с определённым графиком. В 2021 году на подготовку региона к зиме выделяется 1 млрд. 385 млн. рублей. Это, в том числе сфера энергетики – 285 млн. рублей, в сфере теплоснабжения – 1 млрд. 100 млн. рублей. Подготовлено к зиме более 600 котельных – это 76% от общего количества. Заменено достаточно большое количество ветхих сетей теплоснабжения, электрических сетей, водопроводных сетей», - рассказал врио Губернатора Пензенской области Олег Мельниченко.

Источник: Посмотреть

● АО «Прионежская сетевая компания» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение правил технологического присоединения.

24 августа 2021 года АО «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК») за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, оштрафовано Карельским УФАС на 300 тысяч рублей.

Как следует из постановления, в адрес Карельского УФАС России 18 июня 2021 года поступило заявление гражданина с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Согласно заключенному между сторонами (сетевой организацией АО «ПСК» и заявителем) договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 4 месяца со дня его заключения и истек 07 июня 2021 года.

Из материалов дела следует, что АО «ПСК» свои обязательства по договору технологического присоединения исполнило только 08 июля 2021 года.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 4 месяцев.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Таким образом, Карельское УФАС установило, что АО «ПСК» нарушен подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, поскольку мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя осуществлены за пределами установленного срока.

Кроме этого, Карельским УФАС указано, что АО «ПСК» нарушен пункт 105 Правил технологического присоединения, поскольку АО «ПСК» в течение 10 рабочих дней со дня поступления дополнительных документов по заявке гражданина не обеспечило размещение в его личном кабинете соответствующих документов. При этом вручение нарочным заявителю сопроводительного письма с указанными в нем документами не является доказательством исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 105 Правил технологического присоединения.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения предусмотрена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в рассматриваемом случае Карельским УФАС применена часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Однако Карельское УФАС снизило административный штраф ниже минимального, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, приняв во внимание небольшие сроки просрочки направления документов на технологическое присоединение, небольшие сроки просрочки технологического присоединения объекта заявителя, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения (постановление Конституционного Суда России от 25 февраля 2014 года №4-П, часть 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Центральное управление Ростехнадзора привлекло к административной ответственности МУП «Тверьгорэлектро».

27-08-2021

Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в период с 30 июля по 12 августа 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Тверьгорэлектро» в рамках контроля хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2021-2022 гг.

В ходе проверочных мероприятий выявлено 943 нарушения обязательных требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и энергопринимающих устройств, требований безопасности в сфере электроэнергетики, основные из которых:

- не производится техническое обслуживание и ремонт при эксплуатации воздушной линии;

- не соблюдаются правила охраны электрических сетей и содержания просек в исправном состоянии в части вырубки деревьев, высота которых превышает 4 метра;

- отсутствует отбойный щит на горловине выхлопной трубы трансформатора направленной на установленное рядом оборудование, а также на пути прохода персонала;

- выше допустимой нормы загнивание деревянных опор ВЛ-6 кВ.

По результатам проверки составлен акт и выдано предписание с указанием конкретных сроков устранения выявленных нарушений.

В отношении юридического лица и должностных лиц вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ и назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 38 тысяч рублей.

В отношении МУП «Тверьгорэлектро» 12 августа 2021 года составлены протоколы об административном правонарушении и о временном запрете деятельности по статье 9.11 КоАП РФ. Материалы дела направлены в суд для вынесения решения.

18 августа 2021 года решением Московского районного Суда г. Твери в отношении МУП «Тверьгорэлектро» вынесено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 600 тысяч рублей, назначенный  ПАО «Россети Сибирь», в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (определение ВС РФ от 25.08.2021 № № 304-ЭС21-14049).

ПАО «Россети Сибирь» (ранее – ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Республике Алтай о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 тысяч рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно заявленного спора, привлечен филиал федерального государственного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - «Радиотелевизионный передающий центр Республики Алтай» (далее – ФГУП «РТРС», предприятие).

Судебными актами трех инстанций в удовлетворении заявленных требований отказано.

ПАО «Россети Сибирь» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило судебные акты нижестоящих инстанций отменить, считая их незаконными и необоснованными.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы сетевой организации (определение ВС РФ от 25.08.2021 № № 304-ЭС21-14049).

Основанием для обращения ФГУП «РТРС» с заявками на технологическое присоединение в ПАО «Россети Сибирь» явилась производственная необходимость перевода своих объектов с третьей на вторую категорию надежности для обеспечения непрерывного и бесперебойного вещания.

Как следует из судебных актов, при проверке содержащейся в заявлении ФГУП «РТРС» информации антимонопольным органом в действиях ПАО «Россети Сибирь» выявлены нарушения абзаца 1 пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), который устанавливает, что сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством России.

ПАО «Россети Сибирь» проект договора о технологическом присоединении в установленный срок не был направлен в адрес предприятия. Обществом также не были представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, и, учитывая неоднократное совершение им однородных правонарушений в течение года, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть