Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (22.07.2019 - 28.07.2019)

29 июля 2019

Подготовлено с участием Юридической компании Lex Consilium 


● Утвержден профессиональный стандарт для работников по оперативно-технологическому управлению в электрических сетях (приказ Минтруда России от 14.05.2019 № 327н).

Приказом Минтруда России от 14.05.2019 № 327н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по оперативно-технологическому управлению в электрических сетях» утвержден соответствующий профессиональный стандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является оперативно-технологическое управление электросетевым комплексом в зоне эксплуатационной ответственности сетевой организации с учетом обеспечения надежности электроснабжения, минимизации потерь и качества электроэнергии.

В функции данных специалистов входит:

- выполнение работ по управлению технологическим режимом работы электроустановки и эксплуатационным состоянием объекта электросетевого хозяйства под руководством работника более высокой квалификации;

- управление технологическим режимом работы электроустановки и эксплуатационным состоянием объекта электросетевого хозяйства;

- управление технологическим режимом работы электрической сети;

- организация деятельности по оперативно-технологическому управлению в рамках смены.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Начало действия документа - 28.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Минстрой России разъяснил, как рассчитатьплату за коммунальную услугу в случае выхода из строя одного из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета (письмо Минстроя России от 01.07.2019 № 23537-СН/04).

В письме Минстроя Россииот 01.07.2019 № 23537-СН/04 «Об индивидуальном приборе учета» говорится, что в случае выхода из строя одного из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, размер платы за коммунальную услугу, в том числе по электроснабжению помещений, будет рассчитан по средним значениям.

Сообщается, что под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, подставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, в частности, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, в случае если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов - исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Кроме того, разъясняется, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется для всего индивидуального прибора учета в целом.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Определен порядок отключения сносимого объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (постановление Правительства РФ от 03.07.2019 № 850).

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2019 № 850 «Об утверждении Правил отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения» определен порядок отключения объекта капитального строительства, в том числе от электрических сетей в случае сноса объекта капитального строительства.

Отключение осуществляется на основании решения собственника объекта или застройщика либо в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

В целях отключения объекта инициатор отключения отправляет в эксплуатационную организацию заявление о выдаче условий отключения объекта. При отсутствии сведений об эксплуатационной организации инициатор получает информацию о ней в органе местного самоуправления.

Условия отключения выдаются эксплуатирующей организацией не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления.

Отключение объекта осуществляется эксплуатационной организацией в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня выдачи такой организацией условий отключения, но не ранее даты, указанной инициатором отключения в заявлении. Инициатор отключения обязан обеспечить доступ представителей эксплуатационной организации к месту выполнения работ по отключению объекта капитального строительства.

Отключение завершается составлением и подписанием эксплуатационной организацией акта.

Начало действия документа - 19.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Уточнены целевые показатели объемов ввода генерирующих объектов на основе энергии солнца, ветра, и воды в 2020 - 2024 годах, используемые в рамках госполитики повышения энергетической эффективности электроэнергетики(распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 № 1601-р).

Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1601-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р» уточнены целевые показатели объемов ввода генерирующих объектов на основе энергии солнца, ветра, и воды в 2020 - 2024 годах, используемые в рамках госполитики повышения энергетической эффективности электроэнергетики.

Данные целевые показатели используются для проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

В 2020 году объем ввода генерирующих объектов на основе энергии воды уменьшен с 109,2 до 16 МВт; в 2021 году - с 35,6 до 24,9 МВт; в 2022 году - с 35,6 до 34,9 МВт. В 2023 году он увеличен с 35,6 до 48,7 МВт, а в 2024 году - с 0 до 15 МВт.

Кроме того, предусмотрено увеличение объема ввода генерирующих объектов на основе энергии солнца в 2023 и 2024 годах с 0 до 99,5 МВт.

Также в 2024 году с 75,8 до 182,6 МВт увеличен объем ввода генерирующих объектов на основе энергии ветра.

Начало действия документа - 19.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждена форма типового договора на предоставление ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг собственникам жилых помещений (постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897).

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями» утверждена форма типового договора на предоставление ресурсоснабжающей организацией собственникам жилых помещений коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению помещений.

Предусмотрены права и обязанности сторон договора, порядок учета объема (количества) коммунальной услуги, а также положения, касающиеся размера платы за коммунальную услугу и порядка расчетов, ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и др. Договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок.

Управляющая организация будет предоставлять ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, по установленному перечню.

Предусмотрены, в том числе условия для начала предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги, перечень информации, которую ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме до даты начала предоставления коммунальной услуги.

Начало действия документа - 31.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Анатолий Тихонов назначен заместителем Министра энергетики Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2019 № 1652-р).

Распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 25.07.2019 № 1652-р заместителем Министра энергетики РФ назначен Анатолий Тихонов.

В должности заместителя Министра энергетики Анатолий Владимирович будет курировать корпоративный и финансовый блок, вопросы импортозамещения в отраслях ТЭК, цифровизацию энергетики, а также реализацию ГИС ТЭК.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Установлены дополнительные объекты, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (Федеральный закон от 26.07.2019 № 241-ФЗ).

Федеральным законом от 26.07.2019 № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  предусмотрено установление дополнительных объектов, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов.

Законом к таким объектам отнесены многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70 % и которые не включены в региональную программу капитального ремонта.

Кроме этого, Федеральный закон № 241-ФЗ исключает срок (до 01.01.2013), ограничивающий применение статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, которая предусматривает, что требования по оснащению приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту многоквартирные дома.

Ссылка на документ: Посмотреть

25 июля Государственной Думой России в третьем чтении принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», направленный  на совершенствование требований к потребителям с управляемой нагрузкой (законопроект № 126922-7).

Законом устанавливается запрет на ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, установлены обязанности организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, обеспечивающие возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей, а также иные требования и ограничения, исключающие возможность избыточных отключений потребителей.

При принятии Закона был учтен риск недостатка генерирующих мощностей для покрытия увеличивающегося потребления. В связи с этим в Закон были включены положения, позволяющие Правительству РФ при наличии угрозы дефицита электрической энергии или мощности разработать и ввести в действие правила, позволяющие при необходимости отключать (ограничивать) часть потребителей. По этой причине в Закон был включен ряд требований, а именно:

- определено, что такого вида ограничения квалифицируются как оказываемые на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций;

- установлено, что оплата таких услуг должна обеспечивать полное возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности.

Кроме этого, Закон исключает изФедерального закона «Об электроэнергетике» нормы, регламентирующие особенности работы в ЕЭС России потребителей с управляемой нагрузкой, поскольку системный оператор на сегодняшний день обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России (балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и т.д.), и создание для этих целей дополнительного рыночного механизма в настоящее время не требуется.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

25 июля Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части исключения права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии (законопроект № 658641-7).

Закон предусматривает исключение права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Изменение уровня соответствующих цен (тарифов) возможно в случае установления предельных уровней таких цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Законом предусмотрено, что в случае непринятия регулирующим органом субъекта Российской Федерации решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии либо принятия тарифного решения вне рамок установленных предельных максимального и (или) минимального уровней тарифов, применению подлежат предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Уточняется также порядок государственного регулирования цен и тарифов в электроэнергетике. Предлагается установить, что государственное регулирование тарифов на срок не менее чем 5 лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе параметров, установленных Правительством РФ. Также регулирование может осуществляться на условиях, которые существуют в отношении регулируемых видов деятельности.

Из числа долгосрочных параметров государственного регулирования цен в электроэнергетике исключается динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров и услуг.

Устанавливается, что госрегулирование цен на услуги в этой области, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Закон вводит порядок заключения таких соглашений. Предусматривается, что с 1 января 2023 года осуществляется переход к установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных тарифов со сроком действия не менее чем 5 лет.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

27 июля Правительством РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

В настоящее время отсутствует механизм по разработке, оценке и реализации замещающих мероприятий по обеспечению возможности вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации. Установленный Федеральным законом «Об электроэнергетике» двухлетний срок на запрет вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации не позволяет в должной мере обеспечить разработку и реализацию таких мероприятий.

По мнению Минэнерго России, отсутствие эффективного механизма по выводу объектов электроэнергетики из эксплуатации в целом снижает надёжность энергосистемы, увеличивает долю неэффективной генерации и приводит к дополнительной финансовой нагрузке на конечных потребителей.

Законопроектом предусматривается проведение процедуры оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установление порядка определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источников их финансирования.

Законопроект 27 июля одобрен на заседании Правительства РФ и внесен в Государственную Думу.

Источник: Посмотреть

23.07.2019 ФАС России уведомило о подготовке проекта приказа «Об определении численных характеристик факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, и порядка их применения».

Проект приказа ФАС России разрабатывается для того, чтобы на законодательном уровне определить численные характеристики факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/07-19/00093368

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

24.07.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях».

Минэнерго подготовило проект постановления правительства, предлагающий учитывать в тарифе на передачу электроэнергии «Россетей» траты на консолидацию ТСО.

В России действуют более 1,5 тыс. ТСО, их количество со времен реформы РАО «ЕЭС России» сократилось вдвое. По оценкам Минэнерго, часть из них обладает минимальным количеством оборудования и может обслуживать одного или нескольких потребителей. Чтобы повысить эффективность подобных организаций, стратегия развития электросетевого комплекса до 2030 года предусматривает консолидацию ТСО, в том числе через приобретение холдингом «Россети». Сейчас затраты на консолидацию ТСО не заложены в тарифе «Россетей», компания тратит на это часть прибыли, а цена, которую выставляют владельцы, часто оказывается завышена и не соответствует качеству актива.

Из-за большого количества ТСО в одном регионе нарушается принцип единообразия технических решений, а операционные издержки — например, на содержание ремонтного персонала и диспетчеризацию — дублируются, говорится в письме главы «Россетей» Павла Ливинского премьеру Дмитрию Медведеву от 19 июня.

По его мнению, наличие нескольких ТСО в регионе приводит к конкуренции не за качество сетевых услуг, а за денежную долю в общем сетевом «котле» региона. Поэтому глава «Россетей» предложил запретить присвоение статуса ТСО новым компаниям и внести в законодательство изменения, которые позволят передавать новое электросетевое оборудование только тем компаниям, которые имеют долю госучастия. Дмитрий Медведев 20 июня поручил проработать предложение ФАС, Минэкономики и Минэнерго.

В ответ Минэнерго подготовило соответствующий проект постановления. В пояснительной записке к документу министерство пишет, что изменение позволит обосновать включение расходов на выкуп ТСО в инвестпрограммы дочерних компаний «Россетей» «с определением источников финансирования таких мероприятий». Замглавы ФАС Виталий Королев в письме в Минэнерго от 11 июля обращает внимание на то, что преференции для отдельных ТСО носят дискриминационный характер по отношению к другим, ухудшают инвестклимат, а также ведут к росту затрат потребителей. Решения ТСО о консолидации не должны затрагивать тарифные решения, а реализовываться исходя из экономической обоснованности роста присутствия структур «Россетей» на соответствующем рынке, заключает чиновник. Но в конце письма господин Королев дезавуирует эти тезисы, допуская все же разработку нормативных документов, включающих в инвестпрограммы структур «Россетей» траты на покупки ТСО с их учетом в тарифе. Но он предлагает ограничить предел таких средств на уровне 30 млн. руб. с НДС для покупки одного электросетевого комплекса.

В «Россетях» уверяют, что мера не приведет к росту тарифа: «Это возможно за счет снижения удельных расходов на содержание прочих ТСО, которые планируется консолидировать».

В компании пока не называют общий объем расходов. В ассоциации ТСО оперативный комментарий не предоставили.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что консолидация ТСО позволит повысить прозрачность инвестиций в сетевые активы в регионе, избавиться от избыточного раздувания «котлового» тарифа и улучшить управляемость энергосистемой. Тем не менее, желание национализировать ТСО без привлечения бюджетных средств за счет тарифа «выглядит скрытой формой налоговой нагрузки на потребителей» — «обычно в мире такие расходы покрываются бюджетными средствами», замечает аналитик.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-19/00093414

Ссылка на проект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

24.07.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями».

Проект постановления Правительства РФ урегулирует вопросы заключения договоров между территориальными сетевыми организациями, электрические сети которых не имеют взаимного соединения, с целью обеспечения применения в отношении потребителей услуг в субъекте Российской Федерации единых (котловых) тарифов, а в расчетах между территориальными сетевыми организациями - индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Предусматривается безусловная обязанность «котлодержателя» заключать договоры с другими территориальными сетевыми организациями в границах субъекта Российской Федерации.

Из Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, исключаются положения, касающиеся расчетов между территориальными сетевыми организациями различных субъектов Российской Федерации.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/06-19/00092649

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

25.07.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии генеральному проектировщику документов перспективного развития электроэнергетики».

Минэнерго РФ готовит проект постановления правительства о выделении из бюджета субсидий для организации, которая займётся перспективным планированием электроэнергетики, следует из материалов на федеральном портале проектов нормативных актов.

Предполагается создание специализированной организации – генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики. Организация будет заниматься развитием и совершенствованием нормативно-правовой базы в области перспективного развития электроэнергетики, разработкой плана развития единой национальной (общероссийской) электрической сети. Генеральный проектировщик обеспечит единство подходов при разработке планов и документов развития электроэнергетики РФ.

Предложения по созданию нового регулятора в электроэнергетике возникали несколько лет назад. В 2016 году Минэкономразвития РФ предлагало создать «Совет по надёжности и развитию Единой энергетической системы (ЕЭС) России». В функции совета предлагалось включить анализ эффективности инвестпроектов, участие в разработке техтребований к энергообъектам, прогнозов и программ развития отрасли, проведение оценки готовности к отопительному сезону. Тогда также обсуждался вариант подчинения «Системного оператора Единой энергосистемы» создаваемому совету.

В марте 2017 года Минэнергопредлагало вернуться к централизованной системе перспективного планирования в электроэнергетике. Для интеграции и консолидации работы по этому направлению предполагалось создать единый центр компетенции (ЕЦК) на базе АО «Институт «Энергосетьпроект».

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/07-19/00093438

Ссылка на проект: Посмотреть

Источники: Посмотреть;Посмотреть

26.07.2019 ФАС России уведомило о подготовке проектаприказа «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) по субъектам Российской Федерации».

Проект приказа ФАС России разрабатывается длятого, чтобы систематизировать подход при расчете регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в целях:

- удовлетворение спроса потребителей электрической (тепловой) энергии и мощности;

- обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;

- минимизация затрат на производство и поставку электрической (тепловой) энергии (мощности);

- обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемых на ОРЭМ по регулируемым ценам (тарифам) и отпускаемой с него на основании регулируемых договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах ОРЭМ и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в неценовых зонах ОРЭМ.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/07-19/00093482

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Президиум Верховного Суда РФ издал Обзор судебной практики от 17.07.2019 № 2 (2019), в котором рассматриваются, в том числе вопросы применения законодательства об электроснабжении.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 17.07.2019 № 2 (2019) в пункте 27 приводится следующий вывод по делу о взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг по передаче электроэнергии: если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка РФ для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга.

Ссылка на Обзор ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд РФ поддержал позицию судов нижестоящих инстанций о том, что сетевая организация не обязана оплачивать потери во внутридомовых электрических сетях многоквартирных домов (определение ВС РФ от 25.07.2019 № 302-ЭС19-11127).

Основной вывод: потери, возникшие  во внутридомовых электрических сетях многоквартирных домов, не являются потерями в сетях сетевой организации и не подлежат оплате со стороны сетевой организации.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, а гарантирующий поставщик вправе рассчитывать на полную компенсацию своих затрат на покупку на оптовом и розничном рынках электроэнергии для компенсации потерь в сетях сетевых организаций;

- размер фактических потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации;

- внутридомовая система электроснабжения входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По общему правилу внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть