Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (21.06.2021 - 27.06.2021)

28 июня 2021

● 21 июня 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, регулирование безопасности которых осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, к потенциально опасным объектам».

Проект приказа Ростехнадзора разработан в соответствии с п. 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 (далее – ПП РФ № 1226).

Проектом приказа утверждаются критерии отнесения объектов всех форм собственности, регулирование безопасности которых отнесено к компетенции Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», к потенциально опасным объектам. При этом в целях соблюдения принципов, установленных законодательством Российской Федерации об обязательных требованиях в условии отсутствия перечня федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, участвующих в реализации ПП РФ № 1226, Проектом приказа определено, что критерии применяются в отношении объектов, указанных в ч. 1 ст. 481 Градостроительного кодекса РФ, для которых федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), критерии не разработаны.

Так, в отношении линии электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства Проектом приказа предусмотрен критерий отнесения объектов к потенциально опасным объектам - напряжение 330 кВ и более.

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-21/00117144

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● На третий квартал 2021 года отобран 51 агрегатор управления спросом.

21-06-2021

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в период с июля по сентябрь 2021 года.

Отбор проводился в рамках пилотного проекта по вовлечению в управление спросом розничных потребителей с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 58 компаниями в отношении 363 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки 51 участника в отношении 330 объектов агрегированного управления.

 

Среди агрегаторов – энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, электросетевые и генерирующие компании, а также независимые агрегаторы. Потребители розничного рынка электроэнергии, чью способность снижать потребление будут представлять агрегаторы, относятся к различным отраслям экономики – машиностроению, пищевой промышленности, нефтедобыче и транспорту, телекоммуникациям, сельскому хозяйству, также в их числе офисные и торговые центры и другие разновидности потребителей электроэнергии, включая частные домохозяйства. Среди них есть государственные и частные компании, в том числе дочерние предприятия зарубежных компаний, а также бюджетные организации.

Предельный объем услуг по управлению спросом на электрическую энергию на 2021 год составляет 1 % спроса на мощность в соответствующей ценовой зоне оптового рынка электроэнергии: для первой ценовой зоны оптового рынка – 1442,13 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 423,88 МВт.

Плановый объем снижения потребления в поданных участниками отбора заявках для первой ценовой зоны оптового рынка составил 899,79 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 158,26 МВт, в отобранных заявках – 816,50 МВт для первой ценовой зоны, 146,85 МВт – для второй ценовой зоны оптового рынка.

Критерием конкурентного отбора является минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

По итогам конкурентного отбора средневзвешенная цена оказания услуг в первой ценовой зоне составила 277 995,13 руб./МВт в месяц, во второй ценовой зоне – 454 978,95 руб./МВт в месяц.

Источник: Посмотреть

● Спрос на электроэнергию достиг исторического максимума.

22-06-2021

«Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы) зафиксировал новый летний максимум потребления энергомощности в Единой энергосистеме России (ЕЭС). 22 июня в 14:00 показатель составил 122,68 ГВт, что на 2,3 ГВт выше прошлого летнего пика в 2019 году. Например, в энергосистеме Москвы и Московской области летний максимальный уровень потребления составил 13,79 ГВт при среднесуточной температуре 25,1 °С.

Спрос на электроэнергию этим летом растет в основном из-за аномальной жары: предприятия и домохозяйства включают вентиляцию и кондиционеры для охлаждения помещений.

Так, с 1 июня в целом электропотребление увеличилось на 5,8% год к году, заявил 22 июня заместитель главы Минэнерго Евгений Грабчак. При этом в европейской части РФ (около 70% всего потребления страны) спрос в июне увеличился на 6,5%.

Погодные условия помогали энергетикам и зимой: спрос существенно рос из-за морозов. Согласно последним данным СО, потребление электроэнергии за январь-май в целом по России составило 473,3 млрд. кВт*ч. Спрос в 2021 году бьет все рекорды: с начала года по сравнению с докризисным 2019 годом он вырос на 2%, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По мнению Дениса Красновского из АКРА, уровень потребления электроэнергии в текущем году будет сопоставим или незначительно превысит показатель 2019 года. Спрос напрямую будет зависеть от динамики развития COVID-19 и связанных с ним ограничений деловой активности, и при развитии неблагоприятной ситуации может вновь опуститься до уровня 2020 года, предупреждает он.

Однако увеличение спроса на электроэнергию не отразилось на ценах на электроэнергию (реально выработанные киловатт-часы), отмечают аналитики.

Цены на рынке на сутки вперед (РСВ, конкурентный сектор торговли электроэнергией), несмотря на два повышения цены на газ за тот же период с начала года по сравнению с 2019 годом, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) выросли всего лишь на 1%, а во второй (Сибирь) — упали на 12%, подсчитал Владимир Скляр.

Если очистить данные от погодного фактора, рост электропотребления не такой уж существенный, считают в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии). «При этом в отношении цен никакого снижения нет, напротив, наблюдается их заметный прирост. Сравнивать текущие цены с первым полугодием 2019 года некорректно, поскольку именно в этот период случился их значительный рост, который стал предметом проверки антимонопольной службы. Так, в период с января по июнь 2019 года в первой и второй ценовых зонах одномоментно и без видимых на то оснований цены на РСВ выросли на 10,2% и 11,3% соответственно»,— заявили в ассоциации.

Источник: Посмотреть

● Генкомпании нашли способ собрать с госхолдинга «Россетей» будущие долги.

23-06-2021

Три гарантирующих поставщика (ГП, основная энергосбытовая компания региона) «Россетей» — «Каббалкэнерго», «Калмэнергосбыт» и «Карачаево-Черкесскэнерго» — больше не имеют права работать на оптовом энергорынке из-за роста неплатежей. Такое решение было принято на набсовете «Совета рынка» (регулятор энергорынков) 22 июня.

Теперь по закону функции ГП временно перейдут региональным МРСК «Россетей» до проведения конкурса по выбору нового ГП: в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии это «Россети Северный Кавказ», в Калмыкии — «Россети Юг».

В «Россетях» отметили, что «будут исполнять положения законодательства, решения органов власти и совета директоров по мере их принятия».

Исторически энергосбыты на Северном Кавказе были переданы «Россетям» при реформе РАО «ЕЭС России», поскольку иных явных претендентов на них не было. При этом по закону сети не могут заниматься энергосбытовой деятельностью. Вероятно, и в этот раз после завершения всех формальных процедур статус ГП по-прежнему останется у «Россетей», поскольку едва ли найдутся иные претенденты.

Но в новой ситуации компания уже будет вынуждена отвечать по будущим долгам перед оптовым рынком своими материальными активами, поскольку речь идет о структурах со значительными активами, поясняют собеседники «Ъ» на энергорынке.

Что касается уже накопленных долгов, то лишение статуса ГП означает блокирование их текущей деятельности, поэтому споры, связанные с взысканием задолженности за ранее поставленную электроэнергию, с высокой вероятностью будут разрешаться в рамках процедуры банкротства, считает советник практики по проектам в энергетике юридической фирмы Vegas Lex Юрий Татаринов. Но у трех компаний, о которых идет речь, денег и активов почти нет. На конец 2020 года балансовые активы «Карачаево-Черкесскэнерго» составляли 7,7 млн. руб., «Каббалкэнерго» — 11,1 млн. руб., «Калмэнергосбыта» — 1,2 млн. руб. По данным «Ъ», объем долгов этих компаний перед оптовым рынком — около 5 млрд. руб., а всего — 7,7 млрд. руб.

Обычно генерирующие компании выступают против ухода ГП с рынка, опасаясь невозврата долгов. Но сейчас «Россети» и крупные генкомпании находятся в конфликте: в прошлом году «Россети» обещали им полностью погасить текущие платежи в обмен на реструктуризацию старых долгов, но весной отказались от этих обязательств, ссылаясь на нехватку средств.

После лишения статуса ГП перспективы оплаты на оптовом энергорынке и взыскание долгов с данных компаний оцениваются генерацией выше, поскольку это полноценные, наделенные имуществом филиалы «Россетей», пояснили в «Совете производителей энергии» (СПЭ). С 21 апреля ГП, как заявляют в СПЭ, полностью прекратили оплату генераторам (ранее уровень оплаты на оптовом энергорынке был 96%), а за последние три месяца прирост долга компаний составил 80%, достигнув 3 млрд. руб., в том числе долги за март—июнь 2021 года превысили 1 млрд. руб.

Как считают источники «Ъ» в отрасли, единственным реалистичным вариантом разрешения ситуации является создание федерального ГП, за которым не будет долгой истории взаимоотношений с генераторами, зато будет государственный ресурс.

Кроме того, учитывая обострение ситуации, нельзя исключать, что совет директоров «Россетей» все-таки примет решение о выделении финансирования «Россети Северный Кавказ», добавляет собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией.

Источник: Посмотреть

●  ПАО «Россети Ленэнерго» подало кассационную  жалобу по делу о взыскании 1,5 млрд. рублей с ЗАО «Стрёмберг».

Как следует из Картотеки арбитражных дел, Арбитражным судом Северо-Западного округа принята к производству кассационная жалоба ПАО «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу № А56-20849/2020. Рассмотрение кассационной жалобы назначено на 05 августа 2021 года.

Напомним, что 26 марта 2021 года 13-й арбитражный апелляционной суд отказал ПАО «Ленэнерго» в удовлетворении его апелляционной жалобы и оставил в силе решение суда 1-й инстанции об отказе в удовлетворении иска о взыскании с ЗАО «Стремберг» 1,5 млрд. руб. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и 504 тыс. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Причиной отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие доказательств бездоговорного потребления ЗАО «Стремберг» электрической энергии, так как спорный акт бездоговорного потребления электроэнергии составлен с нарушением порядка, предусмотренного законодательством (п. 178 Основных положений № 442), в связи с чем, является ненадлежащим доказательством, а поэтому и не был принят судом в обоснование факта бездоговорного потребления электроэнергии ЗАО «Стремберг».

Также судами было отмечено, что ПАО «Ленэнерго» не представило каких-либо документов, которые свидетельствуют о том, что ЗАО «Стремберг»  в спорный период являлось потребителем электрической энергии, в соответствии с правилами ст. 539 ГК РФ.

Ссылка на определение окружного суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Кубань» нарушило антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены за пользование опорами ЛЭП.

21-06-2021

Поводом для разбирательства послужили обращения, поступившие одновременно в Адыгейское и Краснодарское УФАС России ряда операторов связи по вопросу правомерности действий ПАО «Кубаньэнерго» в части установления монопольно высокой цены за оказание услуг по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства было совершено на территории двух территориальных органов, в соответствии с приказом ФАС России, заявления и материалы возбужденных дел территориальными органами в отношении ПАО «Кубаньэнерго» были направленны для дальнейшего рассмотрения в Федеральную антимонопольную службу.

ФАС России было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго», в настоящее время именуемое ПАО «Россети Кубань», ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). ФАС признало ПАО «Россети Кубань» нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

По результатам рассмотрения данного дела, ПАО «Россети Кубань» ФАС России выдано обязательное к исполнению предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Источник: Посмотреть

● АО «ПСК» привлечено к административной ответственности.

23-06-2021

АО «Прионежская сетевая компания» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Ввиду того,  что на момент вынесения постановления АО «ПСК» прекратило нарушение, осуществив технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица,  а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию,  связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), руководствуясь положениями ч. 3.2,  3.3  ст. 4.1  КоАП РФ размер административного штрафа был снижен до ½ минимального размера штрафа,  установленного ч. 2  ст. 9.21  КоАП РФ.  

Источник: Посмотреть

● Не выполнение сетевыми организациями требований Стандартов раскрытия информации не может быть признано малозначительным правонарушением.

25-06-2021

Правительство Российской Федерации постановлением от 21.01.2004 № 24 обязало участников рынков электрической энергии раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе путем опубликования её на своих сайтах.

Осмотр сайта  Шиловского муниципального унитарного предприятия тепловых и электрических сетей муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (https://muptes.wixsite.com/shil/) показал, что сетевая организация не в полном объеме исполнила постановление Правительства РФ № 24 и несвоевременно опубликовала сведения  о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, о балансе электрической энергии и мощности, о затратах на оплату потерь и т.д.

Информация о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности вовсе не была размещена.

В ходе производства по административному делу Шиловское МУП ТЭС устранило допущенные нарушения, однако обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Рязанского УФАС России. Сетевая организация просила суд признать допущенное правонарушение малозначительным и заменить административный штраф в размере 100 тыс. рублей на замечание.

Однако Арбитражный суд Рязанской области согласился с выводами Рязанского УФАС России о нарушении Шиловским МУП ТЭС ст. 9.15 КоАП РФ и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Источник: Посмотреть

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (21.06.2021 - 27.06.2021)

● 21 июня 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, регулирование безопасности которых осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, к потенциально опасным объектам».

Проект приказа Ростехнадзора разработан в соответствии с п. 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 (далее – ПП РФ № 1226).

Проектом приказа утверждаются критерии отнесения объектов всех форм собственности, регулирование безопасности которых отнесено к компетенции Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», к потенциально опасным объектам. При этом в целях соблюдения принципов, установленных законодательством Российской Федерации об обязательных требованиях в условии отсутствия перечня федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, участвующих в реализации ПП РФ № 1226, Проектом приказа определено, что критерии применяются в отношении объектов, указанных в ч. 1 ст. 481 Градостроительного кодекса РФ, для которых федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), критерии не разработаны.

Так, в отношении линии электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства Проектом приказа предусмотрен критерий отнесения объектов к потенциально опасным объектам - напряжение 330 кВ и более.

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-21/00117144

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● На третий квартал 2021 года отобран 51 агрегатор управления спросом.

21-06-2021

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в период с июля по сентябрь 2021 года.

Отбор проводился в рамках пилотного проекта по вовлечению в управление спросом розничных потребителей с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 58 компаниями в отношении 363 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки 51 участника в отношении 330 объектов агрегированного управления.

 

Среди агрегаторов – энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, электросетевые и генерирующие компании, а также независимые агрегаторы. Потребители розничного рынка электроэнергии, чью способность снижать потребление будут представлять агрегаторы, относятся к различным отраслям экономики – машиностроению, пищевой промышленности, нефтедобыче и транспорту, телекоммуникациям, сельскому хозяйству, также в их числе офисные и торговые центры и другие разновидности потребителей электроэнергии, включая частные домохозяйства. Среди них есть государственные и частные компании, в том числе дочерние предприятия зарубежных компаний, а также бюджетные организации.

Предельный объем услуг по управлению спросом на электрическую энергию на 2021 год составляет 1 % спроса на мощность в соответствующей ценовой зоне оптового рынка электроэнергии: для первой ценовой зоны оптового рынка – 1442,13 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 423,88 МВт.

Плановый объем снижения потребления в поданных участниками отбора заявках для первой ценовой зоны оптового рынка составил 899,79 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 158,26 МВт, в отобранных заявках – 816,50 МВт для первой ценовой зоны, 146,85 МВт – для второй ценовой зоны оптового рынка.

Критерием конкурентного отбора является минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

По итогам конкурентного отбора средневзвешенная цена оказания услуг в первой ценовой зоне составила 277 995,13 руб./МВт в месяц, во второй ценовой зоне – 454 978,95 руб./МВт в месяц.

Источник: Посмотреть

● Спрос на электроэнергию достиг исторического максимума.

22-06-2021

«Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы) зафиксировал новый летний максимум потребления энергомощности в Единой энергосистеме России (ЕЭС). 22 июня в 14:00 показатель составил 122,68 ГВт, что на 2,3 ГВт выше прошлого летнего пика в 2019 году. Например, в энергосистеме Москвы и Московской области летний максимальный уровень потребления составил 13,79 ГВт при среднесуточной температуре 25,1 °С.

Спрос на электроэнергию этим летом растет в основном из-за аномальной жары: предприятия и домохозяйства включают вентиляцию и кондиционеры для охлаждения помещений.

Так, с 1 июня в целом электропотребление увеличилось на 5,8% год к году, заявил 22 июня заместитель главы Минэнерго Евгений Грабчак. При этом в европейской части РФ (около 70% всего потребления страны) спрос в июне увеличился на 6,5%.

Погодные условия помогали энергетикам и зимой: спрос существенно рос из-за морозов. Согласно последним данным СО, потребление электроэнергии за январь-май в целом по России составило 473,3 млрд. кВт*ч. Спрос в 2021 году бьет все рекорды: с начала года по сравнению с докризисным 2019 годом он вырос на 2%, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По мнению Дениса Красновского из АКРА, уровень потребления электроэнергии в текущем году будет сопоставим или незначительно превысит показатель 2019 года. Спрос напрямую будет зависеть от динамики развития COVID-19 и связанных с ним ограничений деловой активности, и при развитии неблагоприятной ситуации может вновь опуститься до уровня 2020 года, предупреждает он.

Однако увеличение спроса на электроэнергию не отразилось на ценах на электроэнергию (реально выработанные киловатт-часы), отмечают аналитики.

Цены на рынке на сутки вперед (РСВ, конкурентный сектор торговли электроэнергией), несмотря на два повышения цены на газ за тот же период с начала года по сравнению с 2019 годом, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) выросли всего лишь на 1%, а во второй (Сибирь) — упали на 12%, подсчитал Владимир Скляр.

Если очистить данные от погодного фактора, рост электропотребления не такой уж существенный, считают в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии). «При этом в отношении цен никакого снижения нет, напротив, наблюдается их заметный прирост. Сравнивать текущие цены с первым полугодием 2019 года некорректно, поскольку именно в этот период случился их значительный рост, который стал предметом проверки антимонопольной службы. Так, в период с января по июнь 2019 года в первой и второй ценовых зонах одномоментно и без видимых на то оснований цены на РСВ выросли на 10,2% и 11,3% соответственно»,— заявили в ассоциации.

Источник: Посмотреть

● Генкомпании нашли способ собрать с госхолдинга «Россетей» будущие долги.

23-06-2021

Три гарантирующих поставщика (ГП, основная энергосбытовая компания региона) «Россетей» — «Каббалкэнерго», «Калмэнергосбыт» и «Карачаево-Черкесскэнерго» — больше не имеют права работать на оптовом энергорынке из-за роста неплатежей. Такое решение было принято на набсовете «Совета рынка» (регулятор энергорынков) 22 июня.

Теперь по закону функции ГП временно перейдут региональным МРСК «Россетей» до проведения конкурса по выбору нового ГП: в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии это «Россети Северный Кавказ», в Калмыкии — «Россети Юг».

В «Россетях» отметили, что «будут исполнять положения законодательства, решения органов власти и совета директоров по мере их принятия».

Исторически энергосбыты на Северном Кавказе были переданы «Россетям» при реформе РАО «ЕЭС России», поскольку иных явных претендентов на них не было. При этом по закону сети не могут заниматься энергосбытовой деятельностью. Вероятно, и в этот раз после завершения всех формальных процедур статус ГП по-прежнему останется у «Россетей», поскольку едва ли найдутся иные претенденты.

Но в новой ситуации компания уже будет вынуждена отвечать по будущим долгам перед оптовым рынком своими материальными активами, поскольку речь идет о структурах со значительными активами, поясняют собеседники «Ъ» на энергорынке.

Что касается уже накопленных долгов, то лишение статуса ГП означает блокирование их текущей деятельности, поэтому споры, связанные с взысканием задолженности за ранее поставленную электроэнергию, с высокой вероятностью будут разрешаться в рамках процедуры банкротства, считает советник практики по проектам в энергетике юридической фирмы Vegas Lex Юрий Татаринов. Но у трех компаний, о которых идет речь, денег и активов почти нет. На конец 2020 года балансовые активы «Карачаево-Черкесскэнерго» составляли 7,7 млн. руб., «Каббалкэнерго» — 11,1 млн. руб., «Калмэнергосбыта» — 1,2 млн. руб. По данным «Ъ», объем долгов этих компаний перед оптовым рынком — около 5 млрд. руб., а всего — 7,7 млрд. руб.

Обычно генерирующие компании выступают против ухода ГП с рынка, опасаясь невозврата долгов. Но сейчас «Россети» и крупные генкомпании находятся в конфликте: в прошлом году «Россети» обещали им полностью погасить текущие платежи в обмен на реструктуризацию старых долгов, но весной отказались от этих обязательств, ссылаясь на нехватку средств.

После лишения статуса ГП перспективы оплаты на оптовом энергорынке и взыскание долгов с данных компаний оцениваются генерацией выше, поскольку это полноценные, наделенные имуществом филиалы «Россетей», пояснили в «Совете производителей энергии» (СПЭ). С 21 апреля ГП, как заявляют в СПЭ, полностью прекратили оплату генераторам (ранее уровень оплаты на оптовом энергорынке был 96%), а за последние три месяца прирост долга компаний составил 80%, достигнув 3 млрд. руб., в том числе долги за март—июнь 2021 года превысили 1 млрд. руб.

Как считают источники «Ъ» в отрасли, единственным реалистичным вариантом разрешения ситуации является создание федерального ГП, за которым не будет долгой истории взаимоотношений с генераторами, зато будет государственный ресурс.

Кроме того, учитывая обострение ситуации, нельзя исключать, что совет директоров «Россетей» все-таки примет решение о выделении финансирования «Россети Северный Кавказ», добавляет собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией.

Источник: Посмотреть

●  ПАО «Россети Ленэнерго» подало кассационную  жалобу по делу о взыскании 1,5 млрд. рублей с ЗАО «Стрёмберг».

Как следует из Картотеки арбитражных дел, Арбитражным судом Северо-Западного округа принята к производству кассационная жалоба ПАО «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу № А56-20849/2020. Рассмотрение кассационной жалобы назначено на 05 августа 2021 года.

Напомним, что 26 марта 2021 года 13-й арбитражный апелляционной суд отказал ПАО «Ленэнерго» в удовлетворении его апелляционной жалобы и оставил в силе решение суда 1-й инстанции об отказе в удовлетворении иска о взыскании с ЗАО «Стремберг» 1,5 млрд. руб. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и 504 тыс. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Причиной отказа в удовлетворении иска послужило отсутствие доказательств бездоговорного потребления ЗАО «Стремберг» электрической энергии, так как спорный акт бездоговорного потребления электроэнергии составлен с нарушением порядка, предусмотренного законодательством (п. 178 Основных положений № 442), в связи с чем, является ненадлежащим доказательством, а поэтому и не был принят судом в обоснование факта бездоговорного потребления электроэнергии ЗАО «Стремберг».

Также судами было отмечено, что ПАО «Ленэнерго» не представило каких-либо документов, которые свидетельствуют о том, что ЗАО «Стремберг»  в спорный период являлось потребителем электрической энергии, в соответствии с правилами ст. 539 ГК РФ.

Ссылка на определение окружного суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Кубань» нарушило антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены за пользование опорами ЛЭП.

21-06-2021

Поводом для разбирательства послужили обращения, поступившие одновременно в Адыгейское и Краснодарское УФАС России ряда операторов связи по вопросу правомерности действий ПАО «Кубаньэнерго» в части установления монопольно высокой цены за оказание услуг по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства было совершено на территории двух территориальных органов, в соответствии с приказом ФАС России, заявления и материалы возбужденных дел территориальными органами в отношении ПАО «Кубаньэнерго» были направленны для дальнейшего рассмотрения в Федеральную антимонопольную службу.

ФАС России было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения ПАО «Кубаньэнерго», в настоящее время именуемое ПАО «Россети Кубань», ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). ФАС признало ПАО «Россети Кубань» нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

По результатам рассмотрения данного дела, ПАО «Россети Кубань» ФАС России выдано обязательное к исполнению предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Источник: Посмотреть

● АО «ПСК» привлечено к административной ответственности.

23-06-2021

АО «Прионежская сетевая компания» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Ввиду того,  что на момент вынесения постановления АО «ПСК» прекратило нарушение, осуществив технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица,  а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию,  связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), руководствуясь положениями ч. 3.2,  3.3  ст. 4.1  КоАП РФ размер административного штрафа был снижен до ½ минимального размера штрафа,  установленного ч. 2  ст. 9.21  КоАП РФ.  

Источник: Посмотреть

● Не выполнение сетевыми организациями требований Стандартов раскрытия информации не может быть признано малозначительным правонарушением.

25-06-2021

Правительство Российской Федерации постановлением от 21.01.2004 № 24 обязало участников рынков электрической энергии раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе путем опубликования её на своих сайтах.

Осмотр сайта  Шиловского муниципального унитарного предприятия тепловых и электрических сетей муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (https://muptes.wixsite.com/shil/) показал, что сетевая организация не в полном объеме исполнила постановление Правительства РФ № 24 и несвоевременно опубликовала сведения  о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, о балансе электрической энергии и мощности, о затратах на оплату потерь и т.д.

Информация о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности вовсе не была размещена.

В ходе производства по административному делу Шиловское МУП ТЭС устранило допущенные нарушения, однако обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Рязанского УФАС России. Сетевая организация просила суд признать допущенное правонарушение малозначительным и заменить административный штраф в размере 100 тыс. рублей на замечание.

Однако Арбитражный суд Рязанской области согласился с выводами Рязанского УФАС России о нарушении Шиловским МУП ТЭС ст. 9.15 КоАП РФ и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Источник: Посмотреть