Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (20.07.2020-27.07.2020)

27 июля 2020

 

Внесены изменения в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии (постановление Правительства РФ от 22.07.2020 № 1082).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 № 1082 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» исключено применение настоящих стандартов в отношении собственников и иных законных владельцев микрогенерации.

Постановлением также предусматривается, что гарантирующие поставщики предоставляют информацию о совокупном объеме покупки электроэнергии гарантирующим поставщиком у производителей электроэнергии на розничных рынках с указанием объема покупки электроэнергии у собственников или иных законных владельцев объектов микрогенерации, а также информацию о порядке определения цены покупки электроэнергии  (мощности) гарантирующим поставщиком у собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации.

Начало действия документа – 24.07.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Внесены изменения в Методические указания по определению размера оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказФАС России от 22.06.2020 № 560/20).

Приказом ФАС России от 22.06.2020 № 560/20 «О внесении изменений в Методические указания по определению размера оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17» изменяет методику расчета платы за техприсоединение к электрическим сетям.

Вводится дополнительная стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и ставка за единицу максимальной мощности (руб./кВт) для определения платы за техприсоединение к электрическим сетям на уровне напряжения 20 кВ и менее, и мощности менее 670 кВт на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) с дифференциацией по уровням напряжения.

Также приказ предусматривает единую дифференциацию ставок платы за техприсоединение по уровням напряжения и в зависимости от вида используемого материала и способа выполнения работ для территорий городских и негородских населенных пунктов.

Начало действия документа – 03.08.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 21 июляГосударственная Дума России приняла в третьем чтении закон о совершенствовании порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

В Единой энергосистеме России объем неэффективной генерации, вывод которой из эксплуатации запланирован собственниками, составляет более 8 ГВт. Содержание этой мощности обходится потребителям в сумму около 19 млрд. рублей в год.

В случае, когда объект генерации нужен энергосистеме, вывод его из эксплуатации возможен только после реализации комплекса замещающих мероприятий. В настоящее время отсутствует действительный механизм по разработке и реализации замещающих мероприятий. Кроме того, установленный Федеральным законом «Об электроэнергетике» предельный двухлетний срок на запрет вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации не позволяет в должной мере обеспечить разработку и реализацию таких мероприятий.

Для решения этих вопросов Минэнерго России был разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Он предусматривает проведение оценки возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях, порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий, источники их финансирования.

Законопроект предполагает разработку замещающих мероприятий в части строительства электросетевой инфраструктуры или нового объекта генерации, а также оценку экономических последствий для потребителей от реализации предлагаемых мероприятий и (или) продолжения эксплуатации объекта в случае запрета на его вывод на неопределенный срок. Окончательное решение о составе и сроке замещающих мероприятий принимает Минэнерго России исходя из минимизации совокупных расходов покупателей электрической энергии. Компенсация расходов, связанных с текущей эксплуатацией выводимого объекта, а также с проведением замещающих мероприятий, осуществляется в рамках платы за мощность.

«По мнению Минэнерго России, принятие законопроекта, а также соответствующих подзаконных нормативных правовых актов позволит, не нарушая безопасности энергоснабжения потребителей, оптимизировать имеющуюся генерацию, создав наиболее эффективный механизм вывода объектов из эксплуатации», – прокомментировал заместитель Министра энергетики Юрий Маневич.

Ссылка на закон: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● 23.07.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в части технологического присоединения объектов микрогенерации».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается во исполнение пункта 1 Плана-графика подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 27.12.2019 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации», утвержденного 13.03.2020  № 2115п-П9 Правительством Российской Федерации.Проект направлен на правовое урегулирование отношений заявителей, сетевых организаций (гарантирующих поставщиков) в рамках реализации процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов микрогенерации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/07-20/00106275

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Министерство экономики поддержало повышение тарифа Федеральной сетевой компании.

21-07-2020

Несмотря на сопротивление бизнеса, которому предстоящая сетевая реформа будет стоить 42 млрд. рублей, Минэкономики поддержало ФСК, пишет газета «Коммерсант».

В письме главы Министерства экономического развития Максима Решетникова к вице-премьеру Юрию Борисову указывается, что ведомство одобрило механизм дифференциации тарифа ФСК. Решение было принято после совещания с «Россетями», профильными структурами, а также с представителями бизнеса.

Суть предложенной дифференциации сводится к необходимости прийти к равномерному распределению перекрестного субсидирования.

Сама реформа рассчитана на 5 лет. Ранее Министерство энергетики предлагало провести ее за 3 года, о чем по-прежнему настаивает. Для определенных потребителей срок увеличен до 7 лет. Речь о потребителях, у которых уже есть договоры с ФСК о присоединении к сетям.

Для крупного бизнеса тариф увеличится более чем на 9%, а непосредственная нагрузка вырастет на 42 млрд. рублей. С этим связано резкое сопротивление сетевой реформе с их стороны. Энергоемкий бизнес угрожает свернуть инвестиционные проекты и перейти на свою генерацию.

Для потребителей же распределительного сетевого комплекса тариф уменьшится почти на 2%.

Источник: Посмотреть

● Заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич: «Отсутствие учета перекрестного субсидирования в тарифах магистральных сетей привело к созданию особых экономических преференций для присоединенным к ним потребителей».

24-07-2020

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Юрий Маневич принял участие в Энергетическом форуме «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России: от кризисного наследия к инструменту энергополитики», прошедшем в рамках Недель российского бизнеса РСПП.

Юрий Маневич напомнил, что весь объем перекрестного субсидирования населения возложен на потребителей распределительного сетевого комплекса. Потребители, подключенные к магистральным сетям, такую нагрузку не несут.

«Отсутствие учета перекрестного субсидирования в тарифах магистральных сетей привело к созданию дополнительных экономических преференций для потребителей магистральных сетей по отношению к потребителям распределительных сетей», – сообщил заместитель Министра.

Он отметил, что в такой ситуации часть потребителей «уходит» от распределительных сетей к магистральным. Результатом этого становится постоянное снижение полезного отпуска в распределительных сетях, что нагружает оставшихся потребителей региональных сетей по оплате перекрестного субсидирования еще больше.

«Пострадавшими» оказываются подключенные к распределительному сетевому комплексу такие группы потребителей, как бюджетные организации, сельхозтоваропроизводители, а также малый и средний бизнес, который должен быть локомотивом экономического развития страны», – подчеркнул Юрий Маневич.

Он сообщил, что Минэнерго в настоящий момент активно поддерживает позицию Минэкономразвития, которому поручено организовать работу по снижению перекрестного субсидирования, в частности, в сетевом комплексе.

«Для системного решения по снижению негативных экономических последствий наличия перекрестного субсидирования и его постоянного роста, снижения перекоса между тарифами на передачу в распределительных и магистральных сетях предлагается пропорционально объему потребления электроэнергии распределить объем перекрестного субсидирования населения между всеми потребителями сетевого комплекса – распределительного и магистрального. Проще говоря, распределить перекрестное субсидирование равномерно и справедливо как на потребителей распределительных сетей, так и на потребителей, подключенных к сетям ФСК», – рассказал заместитель Министра.

Источник: Посмотреть

●Кассация поддержала решение антимонопольного органа.

20-07-2020

Ранее в адрес Орловского УФАС России поступила жалоба ООО «Подкова удачи» на действия АО «Орёлоблэнерго» по вопросу незаконного, по мнению заявителя, отказа в переоформлении документов, связанного с внесением изменений в акт технологического присоединения по категории надежности электроснабжения.

В ходе рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган не усмотрел в действиях АО «Орелоблэнерго» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку Заявителем не было представлено доказательств наличия двух источников питания, что является обязательным условием отнесения ко второй категории надежности. В связи с чем, Управлением было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Полагая, что указанное определение является незаконным, ООО «Подкова удачи» обратилось в суд за судебной защитой.

Арбитражный суд Орловской области и 19 ААС, принимая соответствующие решения, также пришли к выводу, что Орловским УФАС России  было правомерно отказано в возбуждении административного дела в отношении сетевой организации.

Однако, ООО «Подкова удачи» не согласилось с указанными выводами судов и подало кассационную жалобу.

20.07.2020 АС Центрального округа оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу ООО «Подкова удачи» - без удовлетворения.

Источник: Посмотреть

●Районный суд отказал в удовлетворении требований прокуратуры.

21-07-2020

20.07.2020 районным судом Ивановской области закончено рассмотрение протеста Ивановской межрайонной прокуратуры на постановление Ивановского УФАС России о прекращении дела об административном правонарушении.

Постановлением Ивановской межрайонной прокуратуры действия садового некоммерческого товарищества (далее – СНТ) по несоблюдению требований п. 8(5) Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004№861,  квалифицированы как нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что и явилось основанием для возбуждения дела в отношении СНТ по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и передаче его на рассмотрение в Ивановское УФАС России.

При рассмотрении дела по существу уполномоченное должностное лицо Ивановского УФАС России пришло к выводу об отсутствии в действиях СНТ состава нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку последнее деятельности по передаче электрической энергии не осуществляет, а, следовательно, не является субъектом естественной монополии.

Несогласие с позицией административного органа  явилось основанием подачи протеста.

Решением Ивановского районного суда в удовлетворении требований прокуратуры отказано, Постановление Ивановского УФАС России оставлено без изменения.

Кроме того, позиция Ивановского УФАС России на настоящее время подкрепляется и разъяснениями ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 по толкованию и применению положений п. 8(5) Правил технологического присоединения № 861.

Источник: Посмотреть

●Арбитражный суд Ивановской области подтвердил правомерность постановления Ивановского УФАС России о привлечении к административной ответственности ОАО «Кинешемская городская электросеть».

21-07-2020

Арбитражный суд Ивановской области (дело №А17-5494/2019) отказал ОАО «Кинешемская городская электросеть» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и выданного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Напомним, 17.06.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области  привлекло к административной ответственности ОАО «Кинешемская ГЭС», осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии на территории г. Кинешма, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ за несоблюдение Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004№861.

Сетевая организация отказа гражданину в технологическом присоединении здания к своим объектам электросетевого хозяйства, указывая на однократность технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В частности здание, приобретенное гражданином, некогда входило в состав единого предприятия, как сторожевая будка.

При рассмотрении обстоятельств дела доказательств надлежащего опосредованного присоединения принадлежащего гражданину здания к сетям сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства владельца объектов электросетевого хозяйства не установлено.

При изложенных обстоятельствах ОАО «Кинешемская ГЭС» ненадлежащим образом рассмотрена заявка, оснований для ненаправления договора технологического присоединения у сетевой организации не имелось.

Судебное разбирательство по делу продолжалось на протяжении года, в ходе которого сетевая организация настаивала на незаконности постановления административного органа, предоставляя новые документы в подтверждение своих доводов.

Поскольку судебное решение состоялось не в пользу сетевой организации, последней в ближайшее время предстоит исполнить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вернувшись к рассмотрению заявки гражданина и предпринять действия для заключения договора технологического присоединения (подключения) энергопринимающих устройств нежилого здания к объектам электросетевого хозяйства.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Хакасское УФАС России доказало повторность совершения ПАО «МРСК Сибири» административного правонарушения.

22-07-2020

17 октября 2019 года должностное лицо Хакасского УФАС России вынесло постановление о назначении административного наказания в отношении ПАО «МРСК Сибири» и подвергло его наказанию в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей.

Также обществу было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих административном правонарушению.

Нарушение выразилось в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта физического лица.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Арбитражный суд Республики Хакасия отказал ПАО «МРСК Сибири» в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ПАО «МРСК Сибири» просило суд снизить сумму административного штрафа до 300 000 рублей. 18.05.2020 года Третий Арбитражный Апелляционный суд оставил решение первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

ПАО «МРСК Сибири» в установленный срок оплатило сумму административного штрафа в сумме 600 000 рублей, но решило оспорить вынесенное постановление и в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа. Общество также указывало о недоказанности повторности совершенного административного правонарушения, в связи с чем должно было быть привлечено не по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а по части 1 указанной статьи. Санкция по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа от 100 000 рублей.

21.07.2020 года суд кассационной инстанции оставил судебные акты двух инстанции в силе.

Источник: Посмотреть

●Лампочка может быстро не загореться, даже в 21 веке.

24-07-2020

В Брянское УФАС России в августе 2019 года поступило обращение владельца земельного участка  на действия сетевой организации по отказу в подключении объекта  к электрическим сетям.

В соответствии с Правилами технологического присоединения № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств этих лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Так, сетевая организация заключила с Заявителем договор технологического присоединения, сроком выполнения технических условий  6 месяцев. Приступив к выполнению технических условий выяснила, что данный участок находится в зоне относящимся к защитным лесам, категории защитности  «лесопарковая зона»,  на землях лесного фонда и выполнить обязательства по договору не представляется  возможным.

Заявитель  по данному факту обратился в суд, и рассмотрение вопроса в антимонопольном органе было приостановлено до вступления  в силу решения суда.

После рассмотрения дела в судебных инстанциях заявитель повторно, в июле 2020 года, обратился в антимонопольный орган.

При рассмотрении дела были учтены все обстоятельства, в том числе, мероприятия по строительству новых электросетевых объектов и реконструкции, существующих для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, что требует значительных организационных и материальных затрат, а также занимают значительный временной промежуток, поскольку состоят из нескольких этапов.

В действиях электросетевой организации антимонопольный орган не усмотрел  нарушения состава правонарушения по причине того, что лицо не имеет возможности осуществить в 6ти-месячный срок технологическое присоединение объектов, для присоединения которых требуется строительство (реконструкция) объектов электроэнергетики (капитальные затраты).  При этом в разумные сроки сетевая организация предпринимает все зависящие от нее меры, направленные на осуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок.

Также, письмом ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20 было отмечено, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электро сетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Правилами установлены соответствующие сроки технологического присоединения различных категорий заявителей.

Нарушение сетевыми организациями Правил является действием (бездействием), подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП.

При этом, по мнению ФАС России, продление сроков исполнения договора о технологическом присоедини по инициативе заявителя или по обоюдному согласию заявителя и сетевой организации, не является нарушением, подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП, поскольку не несет в себе негативных последствий для заявителя или ущемления его интересов.

Таким образом, антимонопольный орган считает, что сетевая организация добросовестно исполняет принятые на себя обязательства по технологическому присоединению объектов, в том числе в рамках договоренностей, определенных «дорожном картой» с заявителем.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд издал Обзор судебной практики от 22.07.2020 № 2 (2020), в котором, в том числе рассматриваются вопросы в сфере электроэнергетики.

В частности, в пункте 29 Обзорасудебной практики от 22.07.2020 № 2 (2020) Верховным Судом приведен следующий вывод из судебной практики Верховного Суда РФ: в случае, когда цены (тарифы) на электрическую энергию и (или) их предельные уровни вводятся в действие не с начала очередного календарного года и на срок менее 12 месяцев, потребители вправе самостоятельно выбрать вариант тарифа путем письменного уведомления сетевой организации (гарантирующего поставщика) в течение одного месяца со дня официального опубликования решения регулирующего органа об установлении таких цен (Определение ВС РФ № 307-ЭС19-26110).

Ссылка на Обзор ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд рассмотрит жалобу гарантирующего поставщика по делу о взыскании с сетевой организации убытков в порядке регресса (определение ВС РФ от 23.07.2020 № 303-ЭС20-6012).

27-28.06.2018 в результате аварии, причины которой не были установлены, произошло отключение электроэнергии в доме потребителя Сазонова Д.И., и вышла из строя принадлежавшая ему бытовая электротехника. В те же дни сетевая компания проводила плановые работы на своих сетях, связанные с отключением и включением электрической энергии. Данные факты зафиксированы гарантирующим поставщиком «Дальневосточная энергетическая компания» в акте, составленном по заявке Сазонова Д.И., а также в технических заключениях по результатам проверок работоспособности бытовой электротехники.

По результатам рассмотрения искаСазонова Д.И., возникшего из-за вышеуказанных обстоятельств, районный суд города Хабаровска взыскал с гарантирующего поставщика в пользу потребителя ущерб в размере 56 061 руб. (стоимость поврежденных предметов бытовой электротехники), а также компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в размере 29 530,50 руб.

Полагая, что сетевая организация оказала некачественную услугу по передаче электроэнергии до энергопринимающих устройств Сазонова Д.И., и гарантирующий поставщик понес за нее ответственность перед потребителем в силу пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик в арбитражном суде потребовал у сетевой компании в порядке регресса возместить ему убытки в размере 91 591,50 руб.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично, с сетевой компании в пользу  гарантирующего поставщика взыскан реальный ущерб. В удовлетворении остальной части требований суды отказали со ссылкой на отсутствие причинно-следственной связи между действиями сетевой организации и возникшими у гарантирующего поставщика убытками, возникшими исключительно ввиду неисполнения последним в добровольном порядке требований потребителя электроэнергии.

Постановлением арбитражного окружного суда судебные акты отменены, в удовлетворении иска отказано в связи с недоказанностью совокупности условий, необходимых для привлечения сетевой компании к ответственности в виде взыскания убытков, в том числе недоказанности вины сетевой компании в рассматриваемой аварии. Районным судом такие обстоятельства установлены не были.

Не согласившись с принятым судебным актом, гарантирующий поставщик обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил постановление арбитражного суда округа отменить и оставить в силе судебные акты нижестоящих инстанций, ссылаясь на нарушение окружным судом норм права, регулирующих правоотношения о возмещении вреда в порядке регресса.

Гарантирующий поставщик настаивает на наличии вины сетевой организации в аварии, ссылаясь на технологическую присоединённость энергопринимающих устройств Сазонова Д.И. к сетям сетевой организации и передачу электроэнергии по сетям последней; на содержание решения районного суда города Хабаровска по делу, в рамках которого не выявлено каких-либо нарушений со стороны самого потребителя, и на участие сетевой компании в этом деле.

Верховный Суд нашел доводы кассационной жалобы обоснованными и передал кассационную жалобу гарантирующего поставщика на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы назначено на 13 августа 2020 года.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 300 тыс. руб., наложенный на сетевую организацию ОАО «Иркутская электросетевая компания» (определение ВС РФ от 24.07.2020 № 302-ЭС20-8282).

ОАО «Иркутская электросетевая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением суда округа, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами по делу, ОАО «Иркутская электросетевая компания» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Определением от 24.07.2020 № 302-ЭС20-8282 Верховный Суд отказал сетевой организации в удовлетворении кассационной жалобы.

Как следует из судебных актов, антимонопольный орган выявил факт уклонения сетевой организации от обязанности по рассмотрению заявки и осуществлению технологического присоединения объектов собственника к электрическим сетям.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Руководствуясь положениями действующего законодательства РФ в указанной сфере, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21  КоАП РФ.

Доводы жалобы со ссылкой на положения статьи 1.7 КоАП РФ отклонены с учетом установленных обстоятельств изменения на момент привлечения к административной ответственности порядка подачи заявки на технологическое присоединение, что не свидетельствует об устранении ответственности за совершенное правонарушение, и не отменяет обязанности реагирования на заявления граждан до внесенных изменений.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть