Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (20.01.2020 - 26.01.2020)

30 января 2020

●Министром энергетики Российской Федерации назначен А.В. Новак(указ Президента РФ от 21.01.2020 № 51).

Указом от 21.01.2020 № 51«О Министре энергетики Российской Федерации» Президент РФ Владимир Путин снова назначил А.В. Новака Министром энергетики РФ. Новак занимает эту должность с 2012 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 22 января 2020 года Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении законопроект Минэнерго России  в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива(законопроект №811008-7).

Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект  федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива».  Документ представляла статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко.  

По её словам, Правительство Российской Федерации предлагает исключить из закона «Об электроэнергетике» возможность применения к генерирующим объектам, функционирующим на основе использования торфа, мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренным для объектов по производству электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии. 

Анастасия Бондаренко подчеркнула, что инициатива обсуждалась с собственниками генераций.  Замглавы энергетического ведомства обратила внимание, что действующие сегодня меры поддержки существуют не в виде дотаций из федерального бюджета, а в форме поддержки таких объектов генерации за счет иных субъектов внутри рынка.  Кроме того, торф как вид энергоносителя представляет собой разновидность органического ископаемого топлива и не относится к возобновляемым источникам энергии. 

«Производители электрической энергии, в том числе вырабатываемой на основе использования торфа, имеют возможность эффективно конкурировать с иными источниками энергии, в том числе за счет внедрения энергосберегающих технологий, применения комплексных решений по многоцелевой переработке торфяного топлива, повышения технико-экономических показателей работы генерирующих мощностей и снижения вследствие этого отпускной цены на электрическую энергию. Таким образом, целесообразности в реализации дополнительных специализированных мер по поддержке использования торфа в качестве топлива сейчас не усматривается», - сказала Анастасия Бондаренко.  

Ссылка на законопроект:Посмотреть

Источники: Посмотреть

● 21.01.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России  от 21 ноября 2017 г. № 1554/17».

Проект приказа разработан в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)».

В соответствии с пп. «а» п. 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892, график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусматривает ежегодное увеличение доли эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика в течение (не более) 4 лет (ранее 3 лет), начиная с 2018 года. Также в проекте приказа ФАС России предусматривается, что доведение необходимой валовой выручки (НВВ) гарантирующих поставщиков до «эталонной» выручки завершится в 2021 году, а не в 2020 году, как планировалось ранее.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/01-20/00098801

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 21.01.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».

Проект приказа утверждает Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, устанавливает государственные нормативные требования охраны труда при работе с устройствами, механизмами и иными средствами труда, используемыми для воздействия на предмет труда и его изменения, как перемещаемыми работником в ходе выполнения работ, так и установленными стационарно.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими работы с применением следующих видов инструмента и приспособлений:

- ручного;

- механизированного;

- электрифицированного;

- абразивного и эльборового;

- пневматического;

- инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания;

- гидравлического;

- ручного пиротехнического.

Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

В случае применения методов работ, материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В соответствии с проектом рассматриваемых Правил работодатель должен обеспечить:

- содержание и эксплуатацию инструмента и приспособлений в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя;

- контроль за соблюдением работниками требований Правил и инструкций по охране труда.

Разработчик – Минтруд России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/01-20/00098800

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

27-01-2020

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.01.2020 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

● ФАС России: очень важно проводить прозрачную и сбалансированную тарифную политику.

22-01-2020

Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко, выступая на заседании итоговой коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.

В работе коллегии, которая состоялась 22 января 2020 года в Казани, приняли участие Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин, руководители министерств и ведомств республики, представители Государственного Совета Республики Татарстан, общественных организаций, а также руководители муниципальных районов и регулируемых организаций.

Открыл заседание председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Александр Груничев: «Величина тарифа важна для каждого: как социальная составляющая – для граждан, так и экономическая – для организаций, в связи с чем основная цель нашей деятельности – это защита интересов населения и достижение баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов».

В своём выступлении заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко отметил высокую работу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, а также представил участникам мероприятия взгляд антимонопольного ведомства на совершенствование антимонопольного и тарифного регулирования, сопряжённого с цифровизацией электроэнергетической отрасли.

«Электроэнергетика, как одна из наиболее технологичных отраслей, практически первой пошла по пути цифровизации, - подчеркнул Алексей Доценко. - Переход на цифровые подстанции, создание функциональных «цифровых двойников предприятий» - это уже наше настоящее. Поэтому первоочередная задача заключается в совершенствовании антимонопольной и тарифной политики, принимая во внимание реалии цифрового мира».

Представитель ведомства рассказал о цифровом будущем, которое ожидает антимонопольное и тарифное регулирование в ближайшей перспективе. Речь идёт о комплексе мер, подготовленных ФАС России, по автоматизации контроля при принятии тарифных решений в электроэнергетике: «федеральном тарифном светофоре», интерактивной карте цен и тарифов, автоматизации формирования сводного прогнозного баланса в цифровом виде.

«Цифровые решения, которые сегодня внедряются нами в тарифном и антимонопольном регулировании, позволят обеспечить полноту охвата данных, прозрачность и качество принимаемых решений в сфере тарификации, а также повысят оперативность реагирования со стороны антимонопольных органов в случае выявления нарушений. В конечном итоге, от принимаемых нами мер выиграют, в первую очередь, потребители, так как использование цифровых подходов поможет не только повысить качество оказываемых услуг, но и сдерживать рост цен», - заключил замглавы ФАС России Алексей Доценко.

Источник: Посмотреть

● Новосибирскэнергосбыт уклонялся от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

24-01-2020

22 января 2020 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области признало АО «Новосибирскэнергосбыт»  нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в выставлении со стороны АО «Новосибирскэнергосбыт» индивидуальному предпринимателю счета на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на заявку о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении индивидуального предпринимателя, указывающее на уклонение гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.

В результате рассмотрения дела Комиссия Новосибирского УФАС России решила выдать АО «Новосибирскэнергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Как отметила заместитель руководителя Новосибирского УФАС России Н.П. Камнева, за указанное нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность. В ближайшее время материалы дела будут переданы должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения административного производства.

Справочно: ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Источник: Посмотреть

● Законность штрафа, наложенного на сетевую организацию, доказана в кассации.

23-01-2020

22 января 2020 года Арбитражный суд Центрального округа отменил судебные акты арбитражных судов нижестоящих инстанций, встав на сторону Рязанского УФАС России в споре с сетевой организацией.

Напомним, что в марте прошлого года должностное лицо Рязанского УФАС России признало ПАО «МРСК Центра и Приволжья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, за повторное нарушение порядка подключения к электрическим сетям.

В целях энергоснабжения комплексной жилой застройки района Кальное города Рязани МУП «РГРЭС» обратилось к вышестоящей сетевой организации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Рязаньэнерго») для заключения договора на технологическое присоединение и получения технических условий  на подключение к сетям распределительного пункта; в заявке МУП «РГРЭС» указало на необходимость подключения мощности в размере 10500 кВт.

Между тем ПАО «МРСК Центра и Приволжья» потребовало у МУП «РГРЭС» представить перечень всех энергопринимающих устройств, которые будут потреблять заявленную мощность, поскольку непосредственно распределительный пункт такую мощность потреблять не может.

В последующем, не получив указанных сведений, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» аннулировало заявку.

Поскольку представление таких сведений действующим законодательством не предусмотрено, 04.03.2019 на ПАО «МРСК Центра и Приволжья» наложен административный штраф в размере 600 тыс. руб. и выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с актами Рязанского УФАС России, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оспорило их в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Рязанской области, оставленным без изменения Двадцатым арбитражным апелляционным судом, постановление должностного лица Рязанского УФАС России признано незаконным и отменено.

Однако Арбитражный суд Центрального округа 22.01.2020 удовлетворил кассационную жалобу Рязанского УФАС России и отменил судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обязано заплатить штраф в течение 60 дней с момента изготовления постановления суда кассационной инстанции в полном объеме.

Источник: Посмотреть

● Судв Удмуртии оштрафовал ПАО «МРСК Центраи Приволжья».

23-01-2020

Арбитражный суд Удмуртии своим решением признал законным и обоснованным решение регионального управления ФАС (Федеральной антимонопольной службы), согласно которому ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (входит в Россети) должно выплатить штраф в размере 100 тыс. руб. Об этом сообщили в антимонопольном органе республики.

Уточняется, что расследование в отношении компании проводилось по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ («Нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям»).

Напомним, в ФАС обратилось ООО «Электрические сети Удмуртии» с жалобой на необоснованный отказ от заключения договора о подключении к электросетям. МРСК требовало от общества предоставления договора аренды земельного участка, при том, что ООО приложило к заявке о подключении документ, подтверждающий право собственности на этот земельный участок.

ФАС вынесла решение о наложении штрафа, МРСК пыталось обжаловать его в арбитражном суде.

Источник: Посмотреть

● Суд подтвердил злоупотребление ОАО «МРСК Урала» своим доминирующим положением.

24-01-2020

Арбитражный суд Челябинской области отказал компании в удовлетворении требований о признании ранее вынесенного Челябинским УФАС России решения недействительным.

Антимонопольная служба установила, что ОАО «МРСК Урала» нарушило требования Закона о защите конкуренции в результате несоблюдения порядка проведения проверки прибора учета индивидуального предпринимателя.

Кроме того, аналогичные действия были совершены в отношении других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ОАО «МРСК Урала» как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии. Кроме того, согласно проведенному анализу состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на территории Челябинской области за 2017-2018 годы ОАО «МРСК Урала» занимает доминирующее положение.

При этом Закон о защите конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам злоупотребление своим доминирующим положением.

Так, сетевая компания совершила следующие действия, противоречащие требованиям действующего законодательства:

- не уведомила потребителей о дате и времени проведения проверки приборов учета, расположенных в помещении, доступ к которым ограничен;

- провела проверку прибора учета в отсутствие уполномоченного представителя компании;

- не составила акты проверки прибора учета с указанием на плановый или внеплановый порядок ее проведения, на основания для проведения указанной проверки;

- провела плановую проверку прибора учета в иные дату и время, чем указано в плане-графике проверки расчетных средств учета электроэнергии юридических и приравненных к ним лиц;

- отсутствовало заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

Челябинское УФАС России выдало ОАО «МРСК Урала» предписание о недопущении подобных действий при проведении проверок приборов учета потребителей-хозяйствующих субъектов.

Также антимонопольная служба оштрафовало компанию на 146 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд РФ признал законным постановление Ростовского УФАС о наложении на АО «Донэнерго» 600 тыс. руб. штрафа по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (определение ВС РФ от 22.01.2020 № 308-ЭС19-25873).

АО «Донэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде 600 тыс. руб. штрафа и о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Сетевая организация АО «Донэнерго», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, направила кассационную жалобу в Верховный Суд, в которой просило отменить указанные судебные акты как незаконные.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы сетевой организации, о чем вынес определение от 22.01.2020 № 308-ЭС19-25873, на основании следующего.

Как следует из судебных актов, в Ростовское УФАС поступило обращение физического лица, являющегося владельцем объекта недвижимого имущества (гараж), по вопросу неправомерного уклонения АО «Донэнерго» от присоединения его энергопринимающих устройств к электросетям, обусловленного, в том числе, отсутствием установленного устройства, обеспечивающего контроль величины максимальной мощности.

Усмотрев в действиях сетевой организации АО «Донэнерго» состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, Ростовское УФАС составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспоренные постановление и представление.

Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что отказ АО «Донэнерго»в технологическом присоединении энергопринимающих устройств физического лица к объектам электросетевогохозяйства сетевой организации образует состав административногоправонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (с учетомповторного совершения однородного правонарушения). Суд округа поддержал данные выводы.

Проанализировав технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения гаража к электрическим сетям АО «Донэнерго» с максимальной мощностью 15 кВт, суды установили, что в рассматриваемом случае обязанность по установке устройства контроля величины максимальной мощности, необходимого для ведения учета резервируемой мощности с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств, возлагается на сетевую организацию.

Соответственно, суды признали АО «Донэнерго» надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

Таким образом, Верховный Суд признал, что доводы АО «Донэнерго» не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд в очередной раз указал, что безосновательная смена арендатора электросетевого хозяйства в течение периода регулирования сама по себе не имеет своим следствием смену получателя платы за указанные услуги (определение ВС РФ от 24.01.2020 № 304-ЭС19-26099(1,2)).

ООО «СибЭнергоТранс-42» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ПАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» 46 373 392,27 руб. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях.

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, иск удовлетворен. Постановлением арбитражного суда округа постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в ВС РФ, общество «СибЭнергоТранс-42» просило судебные акты судов первой и кассационной инстанций отменить, ссылаясь на нарушение судами норм права.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ВС РФ установлено, что предусмотренные АПК РФ основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отсутствуют (определение ВС РФ от 24.01.2020 № 304-ЭС19-26099(1,2)).

Верховным Судом отмечено, что отказывая в удовлетворении требований территориальной сетевой организации о взыскании стоимости задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии со сбытовой организации по спорным точкам поставки электроэнергии, суды законно и обоснованно исходили из того, что безосновательная смена арендатора электросетевого хозяйства в течение периода регулирования сама по себе не имеет своим следствием смену получателя платы за указанные услуги. Такие действия направлены на перераспределение совокупной котловой НВВ в нарушение установленного порядка и тарифно-балансового решения на текущий период.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть