Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (19.10.2020-25.10.2020)

26 октября 2020

23 октября 2020 года вступил в силу приказ ФАС России, которым устанавливается порядок проведения контроля за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и ИП или при исполнении полномочий региональными органами исполнительной власти в области регулирования цен в сфере электроэнергетики (приказ ФАС России от 21.08.2020 № 769/20).

Новый административный регламент определяет порядок осуществления сотрудниками Центрального аппарата ФАС России указанного контроля.

Предметом государственного контроля (надзора) является:

- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности установленных требований в сфере регулирования естественных монополий;

- соблюдение органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований к установлению и применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также стандартов раскрытия информации;

- целевое использование юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, с учетом сроков реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами данных субъектов электроэнергетики;

- исполнение приказов, предписаний об устранении нарушений действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), выданных ФАС России.

Государственная функция исполняется в течение 30 календарных дней с даты поступления в ФАС России решения регионального органа исполнительной власти об установлении тарифов либо сведений о месте опубликования информации о составе и характере раскрываемой информации субъектами рынков электрической энергии, направленных в ФАС России.

Начало действия документа – 23.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждены требования к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы (приказ Минэнерго России от 10.07.2020 № 546).

Приказ Минэнерго России от 10.07.2020 № 546 «Об утверждении требований к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 8 февраля 2019 г. № 80, от 13 февраля 2019 г. № 100, от 13 февраля 2019 г. № 101» принят в развитие и дополнение Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, и Требований к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 101.

Приказ Минэнерго России устанавливает:

- требования к функционированию различных видов релейной защиты и автоматики (далее – РЗА) в составе электроэнергетической системы;

- требования к чувствительности и селективности устройств релейной защиты.

Приказом предусмотрено, что требования должны выполняться при:

- проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, разработке необходимой для этого проектной документации, подготовке и согласовании технических условий на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, проектной документации для их технологического присоединения к электрическим сетям, создании (модернизации) устройств и комплексов РЗА, разработке необходимой для этого проектной и рабочей документации;

- обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, созданных (модернизированных) после вступления в силу настоящих требований.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23.10.2020 за № 60537.

Начало действия документа – 24.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Утверждены Правила технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики (приказ Минэнерго Россииот 13.07.2020 № 555).

Правила технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.07.2020 № 555 (далее – Правила), устанавливают порядок организации, планирования, подготовки  и проведения технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики  (далее – РЗА), а также функционально связанных с ними вторичных цепей и вспомогательной аппаратуры, вторичного оборудования. Также рассматриваемые Правила определяют требования к организации, видам, периодичности, минимальным объемам и последовательности технического обслуживания устройств и комплексов РЗА и вторичного оборудования.

Требования Правил распространяются на устройства и комплексы РЗА и вторичное оборудование, установленные на объектах электроэнергетики, а также на устройства противоаварийной автоматики, режимной автоматики и вторичное оборудование, входящие в комплексы РЗА, установленные в диспетчерских центрах субъектов оперативно-диспетчерского управления.

Требования Правил к организации и осуществлению технического обслуживания устройств РЗА, установленные для владельцев объектов электроэнергетики, распространяются на субъект оперативно-диспетчерского управления в случае установки в диспетчерских центрах такого субъекта принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании устройств и комплексов РЗА.

Приказом предусмотрено, что владельцы объектов электроэнергетики и субъекты оперативно-диспетчерского управления должны обеспечивать организацию и проведение технического обслуживания устройств РЗА и вторичного оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.

Владельцем объекта электроэнергетики в отношении принадлежащих ему объектов электроэнергетики должен быть разработан и утвержден порядок организации и осуществления  технического обслуживания устройств РЗА.

Владельцем объекта электроэнергетики должны быть обеспечены организация и проведение внеочередных и послеаварийных проверок устройств РЗА и вторичного оборудования, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23.10.2020 за № 60538.

Начало действия документа – 24.01.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России утвердило схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2020-2026 годы(приказ Минэнерго России от 30.06.2020 № 508).

Схема и программа развития Единой энергетической системы России (ЕЭС России) на 2020 – 2026 годы разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823.

Основной целью схемы и программы ЕЭС России является содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.

Основными задачами схемы и программы ЕЭС России являются обеспечение надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и инвесторов.

В соответствии с утвержденной Схемой и программой развития ЕЭС России на 2020 – 2026,величина спроса на электрическую энергию по ЕЭС России к концу прогнозного периода оценивается в размере 1145,135 млрд. кВт*ч, что больше объема потребления электрической энергии 2019 года на 85,773 млрд. кВт*ч. Превышение уровня 2019 года составит в 2026 году 8,1 % при среднегодовом приросте за период – 1,1 %.

Относительно высокие темпы прироста спроса на электрическую энергию в ЕЭС России в рассматриваемом прогнозе ожидаются в 2021 – 2022 годах. Повышенный темп прироста в 2021 году спрогнозирован с учетом осуществления мероприятий общенационального плана восстановления экономики (проект вынесен на согласование Правительством РФ).

Прогноз спроса на электрическую энергию по ОЭС и территориальным энергосистемам разработан на базе фактических показателей потребления электрической энергии за последние годы с учетом анализа имеющейся информации о поданных заявках и утвержденных сетевыми организациями технических условиях, а также заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям. При разработке прогноза использованы сведения о максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, сроках их ввода в эксплуатацию, а также о характере нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта), позволяющие оценить распределение прироста потребности в электрической энергии по видам экономической деятельности и годам прогнозирования.

Повышенные относительно среднего по ЕЭС России темпы прироста спроса на электрическую энергию прогнозируются для ОЭС Востока, ОЭС Сибири и ОЭС Юга (средний темп за период 2,8 %, 1,4 %, 1,4 % соответственно). Для остальных ОЭС среднегодовые темпы прироста прогнозируются ниже средних темпов по ЕЭС России.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 19.10.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики».

Проектом предусмотрено, что собственникам объектов по производству электрической энергии (мощности) (отдельных единиц генерирующего оборудования в их составе), капитальные затраты в отношении которых учитывались в порядке, установленном Правительством РФ, при определении цены на мощность, поставляемую на оптовый рынок электрической энергии и мощности, запрещается выводить такие объекты (единицы генерирующего оборудования) из эксплуатации в течение двадцати пяти лет с даты начала поставки мощности такими объектами на оптовый рынок по ценам, учитывающим капитальные затраты в отношении таких объектов, определенной в соответствующем договоре, заключенном в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172.

В Проекте также определяются общие условия и порядок согласования вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, а также порядок реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации и (или) техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства.

Проект содержит положения, согласно которым договор о реализации мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации является публичным и сетевая организация не вправе отказать в заключении такого договора.

Мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации включают в себя:

- подготовку сетевой организацией проекта технических условий, его согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления и выдачу технических условий заявителю;

- разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и ее согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

- разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и ее согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

- выполнение заявителем и сетевой организацией технических требований и мероприятий в соответствии с техническими условиями, включая урегулирование сетевой организацией отношений с третьими лицами;

- выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения технических условий, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937;

- проверку выполнения заявителем и сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации;

- получение заявителем и сетевой организацией разрешений органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/10-20/00109458

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 20.10.2020 ФАС России разместила на портале проектов нормативных правовых актовhttps://regulation.gov.ru проект приказа «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2021 год».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка.

При определении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2021 год для поставщиков оптового рынка, расположенных на территориях неценовых зон, в соответствии с п. 48 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, применялся метод индексации, метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет регулируемых цен (тарифов) произведен в соответствии с Формулами индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемыми в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядком их применения, а также порядком установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденными приказом ФСТ России от 28.08.2014 № 210-э/1 и Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую   энергию   и   мощность   по   договорам   купли-продажи   по регулируемым   тарифам   (ценам)   на   оптовом   рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 15.09.2006 № 199-э/6.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) определены в соответствии с основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2021 год рассчитаны исходя из утвержденного приказом ФАС России от 11.08.2020 № 737а/20-ДСП сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на 2021 год.

В соответствии с п. 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из не превышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Разработчик – ФАС России

Процедура –независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-20/00109520

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●ФАС России завершает работу над стратегически важными для электроэнергетики документами на 2021 год.

19-10-2020

Сводный прогнозный баланс электрической энергии и мощности по субъектам Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии планируется утвердить в октябре-ноябре 2020 года

Динамика электропотребления по субъектам Российской Федерации, его структура, а также объем производства и поставок электрической энергии (мощности) стали главной темой совещания представителей ФАС России с региональными регуляторами по вопросу формирования сводного прогнозного баланса электрической энергии на 2021 год в рамках 5-го юбилейного Всероссийского тарифного семинара-совещания.

В ходе совещания был представлен проект Сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности по субъектам Российской Федерации на 2021 год, после чего региональные органы регулирования и регулируемые организации в режиме открытого микрофона высказали свои замечания и предложения к документу.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев отметил, что структура электропотребления по федеральным округам в 2021 году существенно не изменится.

«Лидирует по-прежнему Центральный федеральный округ с 25%, на втором месте - Сибирский федеральный округ с 18%, сразу за ним идут Приволжский федеральный округ с 17% и Уральский федеральный округ с 16%», - рассказал он.

Сводный прогнозный баланс электрической энергии и мощности является основополагающим документом для утверждения всех тарифов в сфере электроэнергетики. При его формировании и утверждении ФАС России помимо предложений региональных органов регулирования учитывает также позиции инфраструктурных организаций, Минэкономразвития России, Минэнерго России и регулируемых организаций.

«При формировании Сводного прогнозного баланса на 2021 год также будут учтены особенности 2020 года, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19», - отметил начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов.

Спикер обратил внимание, что предельные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии также будут утверждены на заседании Правления ФАС России, в состав которого входят представители Минэкономразвития России и Минэнерго России.

«При формировании предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 ФАС России в первую очередь будет учитывать прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, в соответствии с которым в 2021 году рост тарифов на услуги по передачи электрической энергии для прочих потребителей должен составить не более 3 %, для населения - не более 5 %. Тарифы для категории потребителей «население» индексируются с учетом необходимости ликвидации перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе», - добавил Дмитрий Васильев.

Также, по его словам, при расчете предельных уровней тарифов антимонопольная служба учла ускоренный рост тарифов по уровням напряжения, на которых перекрестное субсидирование имеет отрицательное значение, предложения региональных органов регулирования по изменению структуры потребления, «заморозку» тарифов в регионах страны, превысивших предельный объем перекрестного субсидирования, а также положения постановления Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 о распределении объемов перекрестного субсидирования по уровням напряжения.

Источник: Посмотреть

● Гособвинитель запросил сроки для топ-менеджеров «Оборонэнерго».

23-10-2020

Фигурантов обвиняют в мошенничестве при поставках электроэнергии Министерству обороны.

Гособвинитель запросил от семи до 14 лет колонии для пятерых фигурантов уголовного дела о хищениях при поставках электроэнергии Министерству обороны. По версии следствия, за три года путём махинаций обвиняемые завладели почти 3 млрд. руб., передаёт «Коммерсант».

Таганский райсуд Москвы начал рассматривать 370-томное уголовное дело об особо крупном мошенничестве два года назад. Недавно прошли прения сторон. По мнению прокурора, минимального срока заслуживает бывший гендиректор ООО «Энергобаланс-Регион» Александр Ионов, признавший вину и частично возместивший ущерб, а максимального – экс-глава ОАО «Оборонэнерго» Михаил Фомин, отрицающий свою причастность к хищениям.

Также на скамье подсудимых находятся заместитель Фомина Максим Воронков, бывший глава отдела Иван Лошкарев, а также экс-руководитель департамента по реализации электроэнергии ОАО «Оборонэнергосбыт» Игорь Быков. В международный розыск по делу объявлен предполагаемый организатор преступления – экс-гендиректор «Оборонэнергосбыта» Александр Змихновский, а также бывший гендиректор ООО «Техносоюз» Роберт Хакимов. По данным правоохранителей, первый скрывается в Великобритании, второй – в США.

По версии следствия, возглавляемая Змихновским структура была монопольным поставщиком электроэнергии воинским частям и предприятиям Минобороны. В основу уголовного дела легли события 2010–2013 годов, когда члены преступной группы «неоднократно неправомерно завышали стоимость поставляемой электроэнергии» структурам министерства.

Некоторые из фигурантов сразу признали вину и активно сотрудничали со следствием. Первым досудебное соглашение с прокурором заключил заместитель Змихновского Евгений Юдинских, потом его примеру последовал экс-руководитель одного из филиалов «Оборонэнерго» – гендиректор ОАО «28 электрическая сеть» Петр Коник. Их дела суды рассмотрели в особом порядке: первого приговорили к трём годам колонии, второго – к пяти.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 600 тыс. руб., наложенный на юридическое лицо, не являющееся ТСО, и взимающее плату за переток электрической энергии с третьего лица (определение ВС РФ от 21.10.2020 № 304-ЭС20-13823).

Как следует из судебных актов, постановлением антимонопольного органа ООО «Специализированное управление вспомогательных работ» (ООО «СУВР») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей. Антимонопольным органом было установлено, что действия ООО «СУВР» противоречат п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в части взимания платы с АО «УЖС» за переток электрической энергии (мощности) по сетям, принадлежащим ООО «СУВР».

Не согласившись с постановлениемантимонопольной службы, ООО «СУВР» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления антимонопольной службы.

Суды трех инстанций согласились с выводами антимонопольного органа и признали законным обжалуемое постановление.

ООО «СУВР» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просило их отменить.

Верховный Суд не нашел оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (определение от 21.10.2020 № 304-ЭС20-13823). Верховным Судом указано, что приведенные ООО «СУВР» в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Верховным Судом отмечено, что оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на основании заключенного с третьим лицом договора ООО «СУВР фактически взимало с этого лица плату за переток электрической энергии через принадлежащие ему объекты электрической энергии, что является нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть