Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (19.04.2021 - 25.04.2021)

27 апреля 2021

● Вступают в силу изменения в акты Правительства РФ по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии (постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 535).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 535 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии» изменения внесены в:

- постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»;

- постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Уточняются правила определения степени локализации по генерирующему объекту. Определен порядок расчета значения показателя экспорта.

Установлены:

- перечень условий для определения вклада отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе) и работ в степень локализации по генерирующему объекту, функционирующему на основе использования энергии ветра, планируемому к вводу в эксплуатацию после 31 декабря 2024 года;

- перечень условий для определения вклада отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе) и работ в степень локализации по генерирующему объекту, функционирующему на основе использования фотоэлектрического преобразования энергии солнца, отобранному в ходе конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, проведенного после 1 января 2020 года, и планируемому к вводу в эксплуатацию с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года;

- перечень условий для определения вклада отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе) и работ в степень локализации по генерирующему объекту, функционирующему на основе использования фотоэлектрического преобразования энергии солнца, планируемому к вводу в эксплуатацию после 31 декабря 2024 года;

- перечень условий для определения вклада отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе) и работ в степень локализации по планируемому к вводу в эксплуатацию после 31 декабря 2024 года генерирующему объекту, функционирующему на основе использования энергии потоков воды (в том числе энергии сточных вод), за исключением способов использования такой энергии на гидроаккумулирующих электрических станциях;

- перечень отдельных элементов промышленной продукции (основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования (включая материалы, сырье и комплектующие) для производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии) и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) при проектировании, строительстве и монтаже генерирующих объектов, расположенных на территориях иностранных государств, для расчета показателя экспорта (для генерирующих объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию на территории РФ после 31 декабря 2024 года).

В новой редакции изложены категории квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

Одновременно устанавливаются требования для промышленной продукции возобновляемой энергетики в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ. Предусмотрены требования к совокупному количеству баллов для целей определения вклада отдельных элементов оборудования в степень локализации по генерирующему объекту, функционирующему на основе использования возобновляемых источников энергии.

Начало действия документа – 20.04.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Определены особенности регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (Федеральный закон от 20.04.2021 № 99-ФЗ).

Федеральным законом от 20.04.2021 № 99-ФЗ «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, в частности, что к трудовой деятельности в сфере электроэнергетики допускаются лица, прошедшие у работодателя подготовку к выполнению трудовых функций и получившие у него подтверждение их готовности к выполнению трудовых функций, прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также аттестацию в области промышленной безопасности, аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.

В случае прохождения работниками обучения по охране труда, инструктажа по охране труда и проверки знания указанными работниками требований охраны труда в рамках подготовки к аттестации и аттестации указанных работников или подготовки и подтверждения готовности к работе в соответствии с установленным настоящим Федеральным законом порядком дополнительные обучение по охране труда, инструктаж по охране труда и проверка знания требований охраны труда в порядке, установленном статьей 225 ТК РФ, не требуются.

Наряду с прохождением аттестации, подготовки и получением подтверждения готовности к работе для подтверждения соответствия квалификации работников, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, профессиональным стандартам или квалификационным требованиям может проводиться независимая оценка квалификации.

Начало действия документа – 01.05.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утвержден профессиональный стандарт «Работник по осуществлению функций диспетчера в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2021 № 137н).

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2021 № 137н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по осуществлению функций диспетчера в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» утвержден настоящий стандарт.

Стандарт содержит описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, характеристику обобщенных трудовых функций («Управление электроэнергетическим режимом работы энергосистемы», «Оперативное руководство действиями диспетчерского персонала диспетчерского центра во время дежурства»).

Начало действия документа – 01.09.2021. Приказ действует до 01.09.2027.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Минэнерго России ведёт доработку проекта Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года.

20-04-2021

Минэнерго России ведёт доработку проекта Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года, рассказал Павел Сниккарс в рамках «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике.

В числе ключевых аспектов госполитики в этой сфере заместитель Министра назвал повышение эффективности и результативности всех уровней управления в электросетевом комплексе, максимальное использование преимуществ централизованных энергосистем, долгосрочность и неизменность тарифных решений.

По словам Павла Сниккарса, в проработке находятся такие вопросы, как льготное техприсоединение, оптимизация загрузки электросетевого комплекса, консолидация территориальных сетевых организаций. Также стоит задача по совершенствованию системы планирования развития электросетевого комплекса на федеральном и региональном уровне.

«Мы считаем, что нужно сделать акцент в разработке систем перспективного планирования развития электроэнергетики на «Системного оператора» и усилить его роль, а также по образу и подобию рассмотрения схем теплоснабжения создать инструмент снятия разногласий в случае их появления, чтобы не принимать неоптимальных решений», – сообщил Павел Сниккарс.

Источник: Посмотреть

● Союз потребителей предложил Мишустину ввести прогрессивную шкалу энерготарифов.

21-04-2021

Союз потребителей России направил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину предложение ввести более высокие тарифы на электроэнергию для тех, кто потребляет больше нормы. За ориентир предлагается взять 100 кВт*ч при среднем потреблении в России 90 кВт*ч на человека в месяц. Союз считает, что так Россия сможет решить проблему перекрестного субсидирования, когда бизнес компенсирует заниженные тарифы населения.

«За ориентир предлагается взять максимум в 100 кВт*ч в месяц на человека. На дополнительного человека, проживающего вместе с ним, добавлять еще по 50 кВт*ч, а при наличии электроплиты умножать показатель на 1,5»,— сказал председатель Союза потребителей Петр Шелищ «Известиям». Он предлагает повышать плату за превышение нормы, например за каждые новые 100 кВт*ч. Предполагается, что регионы сами будут устанавливать норматив.

Правительство получило письмо и будет его рассматривать, сообщила пресс-служба газете. Минэнерго сообщило, что такие предложения в ведомстве не рассматриваются.

По информации «Ъ», на потребителей европейской части РФ и Урала могут переложить часть нагрузки Калининградской области, чтобы не допустить в регионе скачка тарифа на треть. В таком случае, цены в Калининградской области вырастут на 10%.

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов: «Инициативы по вводу прогрессивной шкалы энерготарифов не рассматриваются».

21-04-2021

В связи с рядом публикаций в СМИ Минэнерго России разъясняет, что инициативы по вводу прогрессивной шкалы тарифов на электроэнергию в ведомстве не рассматриваются.

Источник: Посмотреть

● ФАС презентовала единую форму тарифных заявок и экспертных заключений по установлению тарифов.

22-04-2021

Ожидается, что их внедрение станет важнейшим шагом в цифровизации тарифного регулирования.

Презентация единой формы экспертных заключений и тарифных заявок, разработанных антимонопольной службой, стала центральным событием дискуссионной площадки «Платформенные решения по унификации подходов подготовки тарифных решений», проходившей в рамках практического семинара ФАС России на тему «Стратегические цели развития тарифного регулирования».

Так, заключение включает в себя следующие разделы:

- общие сведения;

- cписок территорий (муниципальные образования, в которых оказывается регулируемая услуга);

- перечень объектов коммунальной инфраструктуры;

- ключевые сценарные показатели;

- балансовые показатели;

- расходы на реагенты;

- расходы на электроэнергию;

- амортизация основных средств и нематериальных активов;

- расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций;

- расчет корректировки необходимой валовой выручки;

- калькуляция;

- тарифное меню и т.д.

А в шаблон входят следующие позиции: общая информация об организации, структура необходимой валовой выручки, расходы по каждой статье затрат, информация о инвестиционной программе, результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Необходимость разработки форм заключения и шаблона заявок для установления тарифов была продиктована тем, что в настоящий момент только в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и электроэнергетики регулируемую деятельность осуществляют более 28,5 тысяч организаций, для которых региональными органами ежегодно устанавливается более 71 тысячи тарифов.

При этом сейчас у этих документов нет установленной формы. Часто они могут не соответствовать нормам действующего законодательства в части подробной детализации оснований для учета в тарифе каждой статьи затрат. Это затрудняет работу контролирующих органов и ставит под сомнение экономическую обоснованность как отдельных статей затрат в тарифе организации, так и правильность его установления в целом.

Унификация экспертных заключений и тарифных заявок позволит в режиме реального времени отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами органа регулирования для утверждения и на предварительном этапе исключать явные нарушения законодательства.

Документы будут иметь электронный цифровой формат и загружаться через систему ЕИАС ФАС России. Начало их функционирования станет важным шагом на пути цифровой трансформации тарифного регулирования как одной из приоритетных задач ФАС России на ближайшие годы.

Источник: Посмотреть

● Системный оператор представил преимущества применения дистанционного управления оборудованием энергообъектов в ЕЭС России.

23-04-2021

В рамках Российского международного энергетического форума АО «СО ЕЭС» представило перспективные технологии цифровизации электроэнергетики. На круглом столе, организованном АО «НТЦ ЕЭС Противоаварийное управление», заместитель генерального директора Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-Запада Евгений Сиротенко рассказал о планах Системного оператора по внедрению дистанционного управления (ДУ) оборудованием энергообъектов ЕЭС России.

Евгений Сиротенко подчеркнул, что организация дистанционного управления является одной из ключевых мер повышения надежности функционирования ЕЭС России и электроснабжения потребителей. Он напомнил, что положение о повсеместном применении дистанционного управления включено в новую Энергетическую стратегию России, которая принята Правительством в июне 2020 года. Она предусматривает переход на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами работы сетевых объектов 220 кВ и выше и объектов генерации 25 МВт и выше в ЕЭС России к 2035 году.

В октябре прошлого года на Всероссийском видеоселекторном совещании «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики и объектов ЖКХ к прохождению отопительного сезона 2020-2021 годов» субъектам электроэнергетики было дано поручение поэтапно включать в свои инвестиционные программы проекты по дистанционному управлению, а руководству субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить ежегодный контроль за этим процессом при рассмотрении и утверждении инвестпрограмм.

«Системный оператор имеет практический опыт реализации проектов дистанционного управления оборудованием энергообъектов из диспетчерских центров СО ЕЭС, в том числе в разработке типовых документов и апробированных решений, – сказал Евгений Сиротенко. – Сегодня мы активно взаимодействуем с субъектами электроэнергетики и делимся опытом с теми, кому только предстоит перейти на новую технологию».

По состоянию на начало 2021 года из диспетчерских центров Системного оператора осуществляется дистанционное управление оборудованием более 40 подстанций классом напряжения 110–500 кВ. Всего, в соответствии с согласованными с сетевыми компаниями планами-графиками, до 2025 года предполагается организовать цифровое дистанционное управление оборудованием более чем 200 подстанций.

Представитель Системного оператора отметил, что поэтапное повсеместное внедрение технологий ДУ позволит многократно сократить длительность производства оперативных переключений по сравнению с «традиционным» способом, когда переключения выполняются оперативным персоналом объектов электроэнергетики по устным командам диспетчерского персонала.

Также сократится период отклонения режима работы электростанций от планового диспетчерского графика для выполнения режимных мероприятий на время производства переключений, что позволит сократить длительность неоптимальных режимов энергосистемы до нескольких минут. «Речь идет о времени использования менее эффективного оборудования, которое не было отобрано в рамках рыночных процедур. Применение дистанционного управления дает возможность не допустить неоправданного повышения стоимости электроэнергии на рынке. Следовательно – налицо экономический эффект для потребителя», – подчеркнул Евгений Сиротенко.

Среди эффектов внедрения дистанционного управления – минимизация человеческого фактора при производстве переключений, возможность оптимизации схем оперативного обслуживания объектов электроэнергетики, сокращение времени ликвидации аварий и длительности обесточения потребителей.

Заместитель генерального директора ОДУ Северо-Запада также остановился на других проектах цифровизации электроэнергетики, реализуемых Системным оператором. Среди них – внедрение централизованных систем противоаварийной автоматики третьего поколения с обеспечением оптимизации управляющих воздействий по критерию сохранения динамической устойчивости энергосистем, системы мониторинга запасов устойчивости на основе векторных измерений, системы доведения плановой мощности и других.

«Проекты внедрения цифровых решений, реализуемых Системным оператором как самостоятельно, так и в партнерстве с энергокомпаниями – это реальные шаги к цифровой трансформации энергетики, поскольку позволяют получить значительный системный эффект за счет построения на базе новых цифровых технологий более эффективных моделей управления технологическими процессами объектов электроэнергетики и ЕЭС России в целом», – сказал Евгений Сиротенко.

Источник: Посмотреть

● 6,6 млн. рублей уплачены Екатеринбургской электросетевой компанией по постановлению Свердловского УФАС России.

19-04-2021

Свердловским УФАС России к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ привлечено АО «Екатеринбургская электросетевая компания». Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке по передаче электроэнергии в городе Екатеринбурге.

Событие административного правонарушения выразилось в совершении действий (бездействии), которые признаются злоупотреблением доминирующим положением и приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поводом к административному преследованию послужило решение Свердловского УФАС России, которым установлено несоблюдение АО «ЕЭСК» требований к порядку проведения проверок приборов учета и требований к порядку составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, установленных п. 177, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Указанное привело к ущемлению интересов физического лица и индивидуального предпринимателя.

АО «ЕЭСК» не уведомило потребителя за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки приборов учета о дате и времени проведения такой проверки, а также составило акт неучтенного потребления электроэнергии в отсутствие потребителя (его уполномоченного представителя), в связи с чем к акту должны были быть приложены доказательства его надлежащего уведомления о дате и времени составления такого акта, а сам акт должен был быть составлен в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, что сетевой организацией сделано не было.

Также АО «ЕЭСК» выдано предписание об аннулировании составленного акта неучтенного потребления электрической энергии и уведомлении о таком аннулировании соответствующих лиц.

Законность и обоснованность вынесенного Свердловским УФАС России решения подтвердили три судебные инстанции (А60-37315/2019).

Привлекая АО «ЕЭСК» к административной ответственности, Управление рассчитало штраф на основе выручки Общества от реализации услуг на рынке по передаче электроэнергии в городе Екатеринбурге за год, в котором было совершено административное правонарушение.

Штраф, с учетом смягчающего обстоятельства – исполнения предписания, составил почти 58,5 млн. руб.

В ходе судебного оспаривания постановления, Арбитражный суд Свердловской области подтвердил правильность расчета размера штрафа, при этом счел, что соизмеримым наказанием за совершенное правонарушение является ½ минимального размера штрафа, что составило 6 682 020 руб. (А60-35866/2020).

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменений.

В установленные сроки АО «ЕЭСК» уплатило штраф в полном объеме – 6 682 020 руб.

Источник: Посмотреть

● Пензенским УФАС России установлено, что ПАО «Россети Волга» нарушило требования антимонопольного законодательства.

22-04-2021

20 апреля 2021 года Комиссией Пензенского УФАС России ПАО «Россети Волга» признано нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442, Правила ограничения № 442), определены порядок и основания введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики.

Согласно п. 30 Правил ограничения № 442 порядок уведомления потребителей о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ определяется договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с порядком уведомления потребителей, определенным договором оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга», обязанность по уведомлению потребителей о проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (ТСО, иных владельцев) в случае если проведение ремонтных работ невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, возложена на сетевую организацию – ПАО «Россети Волга».

В соответствии с п. 8(1) Основных положений № 442 с 01.07.2020 под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов: заказное почтовое отправление, включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии, по адресу электронной почты, направление короткого текстового сообщения, факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ПАО «Россети Волга» не соблюдает установленный порядок уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии на территории Пензенской области.

Данные действия ПАО «Россети Волга» могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей, в том числе на территории Пензенской области, и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По итогам рассмотрения дела ПАО «Россети Волга» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Материалы дела переданы должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Источник: Посмотреть

● Сетевая организация оштрафована на 300 тыс. рублей за нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям.

23-04-2021

20 апреля 2021 года по результатам рассмотрения административного дела АО «ПСК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.

В ходе рассмотрения заявления физического лица антимонопольным органом было установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевая организация к установленному сроку (в течение 4 месяцев со дня заключения договора) не выполнила со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Вместе с тем, учитывая фактические обстоятельства дела, характер допущенного нарушения, предпринимаемые Обществом действия по прекращению противоправного поведения (технологическое присоединение объекта заявительницы было осуществлено до рассмотрения дела об административном правонарушении), конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, на основе применения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России снизило минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 9.2 КоАП РФ, до 300 тыс. руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Постановление может быть оспорено в судебном порядке.

Источник: Посмотреть

● ВС РФ признал незаконным ограничение энергоснабжения потребителя энергии (определение ВС РФ от 19.04.2021 № 307-ЭС20-17293).

ООО «Тверская швейная фабрика» (далее – Фабрика) обратилось в арбитражный суд с иском к АО «Атомэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) об обязании исполнять обязательства по договору энергоснабжения путем отмены полного ограничения режима потребления электроэнергии, введенного посредством отключения электроустановок Фабрики на основании уведомления об ограничении режима потребления.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Фабрика обратилась в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просила судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Определением Верховного Суда от 19.04.2021 № 307-ЭС20-17293 судебные акты нижестоящих судов отменены, полное ограничение режима потребления электрической энергии, введенное на основании уведомления, признано незаконным.

Как указал Верховный Суд РФ, под указанными в п. 166 Основных положений № 442 двумя расчетными периодами («льготного» определения объема потребления энергии в отсутствие прибора учета для восстановления нарушенного учета энергии) следует понимать промежуток времени в два месяца с момента выхода прибора учета потребителя из строя, который истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Учитывая, что приборный учет восстановлен потребителем в пределах «льготного» периода, у гарантирующего поставщика отсутствовали основания для ограничения энергоснабжения потребителя.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть