Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (18.03.2019 - 24.03.2019)

25 марта 2019

19.03.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ, которое скорректировало порядок согласования технологической и аварийной брони (постановление Правительства РФ от 17.09.2018 № 1096).

Вступившим в силу 19.03.2019 постановлением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1096 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения порядка согласования технологической и (или) аварийной брони» скорректирован порядок согласования технологической и аварийной брони.

В частности, устанавливаются единые (независимо от стадии определения аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии) правила в части:

- оснований определения величины аварийной и (или) технологической брони;

- разрешения разногласий между сетевой организацией и потребителем относительно величины технологической и (или) аварийной брони;

- требований, предъявляемых к электроприемникам аварийной брони.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

20.03.2019 вступило в силу постановление Правительство РФ, которым внесены измененияв основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (постановление Правительства РФ от 09.03.2019 № 256).

Постановлением Правительства РФ от 09.03.2019 № 256 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) теперь входят предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

Также уточняется, что индикативные цены на электрическую энергию и на мощность, поставляемые в неценовых зонах оптового рынка, устанавливаются исходя из не превышения темпов роста стоимости электрической энергии (мощности), рассчитанной с использованием указанных индикативных цен, параметров прогноза социально-экономического развития РФ, одобренного Правительством РФ.

Кроме того, исключается процедура установления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для каждого случая отдельно платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Обновлен порядок обработки, систематизации, анализа и использования Минэкономразвития России информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов(постановление Правительства РФ от 16.03.2019 № 275).

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2019 № 275 «Об утверждении Правил обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19», в частности, устанавливается, что обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов или их копиях, осуществляются Минэкономразвития России, в том числе с использованием:

- государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе копий энергетических паспортов и отчетов о проведении энергетического обследования, представляемых СРО в области энергетического обследования в порядке, установленном Минэкономразвития России;

- деклараций о потреблении энергетических ресурсов, представляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в порядке и по форме, установленным Минэкономразвития России;

- информации, представляемой в инициативном порядке лицами, проводившими энергетическое обследование, или лицами, заказавшими энергетическое обследование, или информации, запрошенной у указанных лиц Минэкономразвития России.

Постановлением, кроме того, определяются:

- правила систематизации полученной информации;

- порядок размещения и использования информации, полученной по результатам систематизации;

- порядок получения информации заинтересованными лицами.

Результаты систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов, используются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и другими заинтересованными лицами для получения объективных данных:

- об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- об объемах используемых энергетических ресурсов и их изменении;

- о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- о показателях энергетической эффективности;

- о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для лиц, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

- о потенциале энергосбережения и об оценке возможной экономии энергетических ресурсов;

- об организациях, достигших наилучших результатов по итогам проведения энергетических обследований и осуществивших декларирование потребления энергетических ресурсов, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- об иных получаемых в результате энергетического обследования и (или) декларирования показателях.

Получение указанной информации осуществляется заинтересованными лицами самостоятельно посредством использования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Начало действия документа - 27.03.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

ФАС России напоминает, что для рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок) установлена специальная процедура (информационное письмо ФАС России от 25.02.2019 № СП/13750/19).

В информационном письме ФАС России от 25.02.2019 № СП/13750/19 «О рассмотрении досудебных споров и разногласий в области государственного регулирования цен» сообщается, что постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 533 определены правила (далее - Правила № 533) рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной или электронной форме и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, в случае если в том числе регулируемые организации не согласны с установленными ценами (тарифами) в указанных выше сферах, то они вправе обратиться в ФАС России с заявлением о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий в соответствии с Правилами № 533.

ФАС России обращает внимание, что за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок) предусмотрена государственная пошлина в размере 120 000 рублей.

В случае несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов установленным требованиям, а также при отсутствии платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, федеральный антимонопольный орган направляет заявителю уведомление об оставлении заявления без движения.

В этой связи жалобы и обращения о рассмотрении споров (разногласий), связанных с установлением или применением регулируемых цен (тарифов), должны подаваться в ФАС России в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 533.

Обращения, поданные в отличном от установленного Правилами № 533 порядке, подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Ссылка на Правила № 533: Посмотреть

Ссылка на письмо ФАС России: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 20.03.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской».

Проект постановления Правительства РФ направлен на уточнение механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей, определение сроков представления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе, определение даты начала исполнения договора между смежными сетевыми организациями, представление возможности раскрытия гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями информации на официальных сайтах в сети Интернет.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/03-19/00089718

Ссылка на проект: Посмотреть

● 22.03.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм раскрытия сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации, или Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, указанной в абзаце пятом подпункта «м» пункта 19 и абзаце четвертом пункта 36 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, и правил заполнения указанных форм».

В соответствии с абз. 4 п. 12 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия информации), информация об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах раскрывается в форме электронных документов в соответствии с формами, правилами заполнения указанных форм и требованиями к их форматам раскрытия, утверждаемыми Минэнерго России.

В соответствии с абз. 5 пп. «м» п. 19 и абз. 4 п. 36 Стандартов раскрытия информации сетевые организации, а также производители электрической энергии, отнесенные к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго РФ, или Минэнерго РФ совместно с Госкорпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию о результатах расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства (реконструкции) объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Минэнерго РФ, а также информацию об использованных при таких расчетах типовых технологических решениях капитального строительства объектов электроэнергетики, их технических показателях и о соответствующих им укрупненных нормативах цены.

В целях обеспечения раскрытия вышеуказанной информации названными субъектами энергетики Минэнерго России рассматриваемым проектом приказа разработаны соответствующие формы раскрытия информации и правила их заполнения.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/02-19/00088596

Ссылка на проект: Посмотреть

● 22.03.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 21.03.2006 № 56-э/1».

Проект приказа ФАС России разработан в целях приведения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, утвержденных приказом ФСТ от 21.03.2006 № 56-э/1, в соответствие с действующим законодательством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 1178 в редакции постановления Правительства РФ № 458 ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, устанавливается по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, в виде формулы и рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-19/00088974

Ссылка на проект: Посмотреть

●Эталонный метод регулирования: ФАС готовит документ для электросетевых компаний.

19-03-2019

К середине 2019 года ФАС России планирует принять документ о переходе электросетевых компаний на эталонный метод регулирования, сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства.

«В настоящее время территориальные сетевые организации у нас регулируются двумя методами - методом долгосрочной индексации НВВ и методом RAB. ФАС разработала проект постановления Правительства, который предусматривает введение еще и метода сравнения аналогов, т.е. применение эталонов затрат», — рассказал замначальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Сергей Дудкин.

Он уточнил, что метод основан на долгосрочности, а период регулирования будет достигать 5-10 лет. При этом период долгосрочного регулирования не должен превышать срок реализации инвестпрограммы, которая утверждена в установленном порядке.

По словам Дудкина, преимуществами эталонного метода являются простота, прозрачность, исключение субъективизма в принятии тарифных решений и тарифной дискриминации. Также упростится анализ документов и их предоставление в органы регулирования.

Источник: Посмотреть

● Замглавы ФАС Виталий Королев: в настоящее время происходят значительные изменения подходов к регулированию рынка электроэнергии.

21-03-2019

После продолжительного обсуждения на различных площадках определены параметры программы модернизации тепловой генерации. В первом полугодии этого года пройдет первый конкурсный отбор инвестиционных проектов. В электросетевом комплексе начинается реализация концепции цифровой трансформации. Об этих и других общеотраслевых трендах шла речь на конференции газеты Ведомости «Российская энергетика: новый инвестиционный цикл», в которой принял участие заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

«Объекты, которые будут модернизированы, должны быть определены в рамках конкурентных процедур. Мы считаем, что это правильное решение, которое в итоге приведет к единому механизму, когда старая и новая генерация будут конкурировать за потребителя, - сказал замглавы ФАС. - По мнению ведомства, модернизированы могут быть лишь востребованные объекты, а также те, которые повысят свою эффективность в случае модернизации».

Он также сообщил, что на первоначальном этапе новый объект модернизации должен обеспечить более высокую доходность и, тем самым, привлечь максимальное количество участников на рынок на первом конкурсе.

«Таким образом, мы показываем, что разработанный механизм достаточно интересен для участников рынка. По нашим оценкам, желающих поучаствовать на первом этапе будет гораздо больше, чем объем торгуемой мощности. С другой стороны, при принятии решений, стоимость электроэнергии и индексация тарифов должна формироваться не выше диапазона, который утвержден Правительством Российской Федерации, т.е. не выше инфляции», - сообщил Виталий Королев.

Также замруководителя службы затронул тему локализации производства. Модернизация будет проходить на основе отечественного оборудования, и, тем самым, мы поддержим производителей нашей страны, сохраняя курс импортозамещения. Активную позицию в этом вопросе занимает Министерство промышленности и торговли РФ.

Касательно дальнейшего функционирования рынка электроэнергии, Виталий Королев отметил, что он работает достаточно эффективно и в целом покрывает потребности конечных потребителей.

«Однако мы живем в меняющемся мире, где довольно быстро и сильно меняются подходы к регулированию. И здесь стоит привести пример, что крупные потребители уже создали свою генерацию в объеме около 5 гигаватт. Это достаточно большая цифра и составляет несколько процентов потребления электроэнергии в целом по стране. Собственная генерация может оказаться менее эффективной в конкретный период, но в долгосрочной перспективе, с учетом развития технологий, вполне может конкурировать в эффективности с централизованной генерацией, имея в виду, в том числе все рыночные и нерыночные надбавки в конечной цене электроэнергии для потребителя», - заключил Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

Представитель ФАС России Дмитрий Васильев: новые подходы в тарифном регулировании позволят обеспечить долгосрочность процессов и привлечь дополнительные инвестиции.

22-03-2019

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев представил новые подходы в тарифном регулировании и проекты по цифровизации системы ценообразования.

«Цифровые технологии и разнообразные цифровые продукты уже в настоящее время значительно интегрированы в нашу экономику и в наше общество. Экономическая эффективность от реализации тех или иных решений с каждым годом повышается, но в некоторых случаях необходимо создавать новые условия, в частности, в рамках проведения государственной политики в сфере тарифообразования для более интенсивного внедрения инноваций и цифровых технологий», - сказал Дмитрий Васильев на конференции газеты Ведомости «Российская энергетика: новый инвестиционный цикл».

«Антимонопольная служба отмечает необходимость продолжения политики долгосрочного регулирования. Часть нормативных правовых актов уже принята и действует, а другая часть подготовлена и планируется к принятию в этом году. Долгосрочные регулируемые тарифы в сочетании с механизмом сохранения экономии стимулируют к новым инвестициям, в том числе цифрового характера, позволяют окупить соответствующие вложения компании и сохранить экономию от оптимизации операционных издержек», - сообщил представитель ФАС.

Также представитель ФАС рассказал о 3 цифровых решениях, которые внедряет служба в сфере тарифного регулирования электроэнергетики.

Первый – это «федеральный тарифный светофор».

«Он позволит проверить каждое тарифное решение в режиме онлайн еще до его принятия. Мы будем видеть 100% решений, которые есть, и уже в будущем не допускать нарушений законодательства», - отметил Дмитрий Васильев.

Второй проект - создание цифрового порядка формирования сводного прогнозного баланса. Он позволит всем участникам процесса, а их около 4 тысяч компаний, получать соответствующие параметры, направлять свои замечания, выгружать свои предложения и пояснения относительно цифр.

Третий проект - калькулятор конечных цен на электроэнергию.

«В прошлом году у нас был пример, где мы выявили, что гарантирующий поставщик в течение практически двух лет подтасовывал данные для потребителей и выставлял цены, которые совсем не соответствуют тем алгоритмам, которые прописаны в законодательстве, - сказал Дмитрий Васильев. - Калькулятор конечных цен – это ответный вызов на эту проблематику. Он позволит каждому потребителю, который находится в любой ценовой категории, проверять, насколько корректно рассчитана цена гарантирующего поставщика. Мы считаем, что количество нарушений после реализации такого проекта в этой сфере должно снизиться и стремиться к нулю».

Источник: Посмотреть

Архангельское специализированное энергетическое предприятие оштрафовано на 100 тыс. руб. за нарушение правил техприсоединения (постановление Архангельского УФАС России от 18.03.2019 по делу № 19-19а).

Постановлением Архангельского УФАС России от 18.03.2019 по делу № 19-19а ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (ООО «АСЭП») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и компании назначен штраф в размере 100 тыс. рублей.

Как следует из постановления, сетевая организация ООО «АСЭП» необоснованно уклонялась от заключения договора на технологическое присоединение с заявителем. Свои действия сетевая организация мотивировала отсутствием  поблизости с объектами заявителя объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.ООО «АСЭП» также сообщило, что им подана заявка на утверждение инвестиционной программы, которой предусмотрено строительство КТП‑10/04 кВ и электрических сетей в данном районе. Однако указанная инвестиционная программа в настоящее время не утверждена.

УФАС в постановлении указало, что согласно решению Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 на сетевую организацию в соответствии с Правилами техприсоединения № 861 возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из пп. «б» п. 25 и пп. «б» п. 25.1 Правил техприсоединения № 861 следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.

Таким образом, в случае отсутствия объектов электросетевого хозяйства, которые необходимо построить (или реконструировать), в инвестиционной программе сетевой организации, сетевая организация обязана осуществить все необходимые мероприятия по технологическому присоединению, в том числе усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

●Кемеровское УФАС в суде отстояло права жителя Новокузнецкого района в споре с МРСК Сибири.

21-03-2019

Арбитражный суд Кемеровской области признал законным и обоснованным штраф Кемеровского УФАС России в размере 600 тысяч рублей, выданный ПАО «МРСК Сибири». Заключительное заседание состоялось 20 марта.

В июне 2018 года управление установило нарушение требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Ответственность за это предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Управление сумело отстоять точку зрения заявителя, который пожаловался на постоянное отключение электричества в связи с проведением ремонтных работ в населенных пунктах Загорского сельского поселения, о которых ПАО «МРСК Сибири» не размещает информацию на своем сайте. Такая ситуация длилась в Новокузнецком районе несколько лет. Орган местного самоуправления письмами физическому лицу также подтвердил факты ненадлежащего оказания услуг по передаче электрической энергии и систематических отключений в связи с большим объемом проведения ремонтных работ. Доказательств своевременного информирования потребителей об отключениях общество в процессе рассмотрения административного дела не предоставило.

Антимонопольный орган оштрафовал сетевую компанию на 600 тысяч рублей с учетом ранее выданных штрафов за аналогичные нарушения. ПАО «МРСК Сибири», не согласившись с постановлением Кемеровского УФАС, пыталось оспорить выводы управления, однако не смогло доказать своей невиновности в судебном порядке.

Для справки: Согласно  п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 при исполнении договора о передаче сетевая организация в порядке и сроки, установленные договором, обязана информировать потребителя услуг об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору. Согласно п. 31 (6) Правил № 861 допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Источник: Посмотреть

●Суд снова встал на сторону воронежских антимонопольщиков в споре с «МРСК Центра».

22-03-2019

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу ПАО «МРСК Центра», оставив в силе решение Воронежского УФАС. Речь идет о штрафе, который антимонопольщики назначили компании за отказ от подключения к электросетям ООО «Агрохолдинг Рамонская индейка».

По данным Воронежского УФАС, ПАО «МРСК Центра» и «Рамонская индейка» заключили договор, по которому электросетевая компания должна была в течение двух лет завершить технологическое присоединение птицеводческого комплекса. Однако компания направила в агрохолдинг письмо о приостановлении обязательств, а позже – о расторжении договора.

Антимонопольщики оштрафовали компанию на 850 тыс. рублей по ч. 2 ст. 9.21 КоАП (нарушение порядка подключения). ПАО «МРСК-Центра» попыталось оспорить решение, но арбитраж лишь снизил штраф до 600 тыс. рублей.

Источник: Посмотреть

●Калининский районный суд Тюмени оштрафовал АО «ЭК «Восток» за завышение тарифов на электроэнергию.

22-03-2019

Калининский районный суд Тюмени оштрафовал АО «ЭК «Восток» за завышение тарифов на электроэнергию. Нарушения выявила Региональная энергетическая комиссия, которая и  обратилась в прокуратуру.

Как выяснили сотрудники контролирующего ведомства, с июля 2017 года по июль 2018 года компания поставляла электроэнергию в дом № 30 по улице Судоремонтной по завышенным тарифам, получив излишнюю выручку 211 801,59 руб.

За выявленные РЭК нарушения мировой судья судебного участка № 2 Калининского судебного района Тюмени оштрафовал организациюАО «ЭК «Восток» на 423 603,18 руб. (в двукратном размере выручки). Директору фирмы предстоит заплатить 50 тыс. рублей.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций о взыскании с ПАО «МРСК Урала» более 700 тыс. руб. за услуги по передаче электроэнергии (определение ВС РФ от 18.03.2019 № 309-ЭС19-955).

Сетевая организация ООО «Южные электрические сети» (ООО ЮЭС») обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к сетевой организацииПАО «МРСК Урала» о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии по спорной точке поставки за период с февраля по март 2017 года в сумме 712 931,81 руб.

Решением суда первой инстанции от 04.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2018 и постановлением суда округа от 13.11.2018, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО «МРСК Урала» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель считал, что у него не возникло обязанности по оплате услуг по передаче электроэнергии по спорной точке поставки, поскольку у ООО «ЮЭС» в указанный период отсутствовала возможность осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, которые обеспечивали передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, то есть оказать услуги по передаче электрической энергии, до спорной точки поставки. Объекты электросетевого хозяйства, участвующие в передаче электроэнергии до данной точки поставки, обслуживало не «ЮЭС», а другое предприятие «Водоканал»; «ЮЭС» не имело доступа к электроустановкам предприятия «Водоканал», что подтверждается представленным в материалы дела письмом директора общества «ЮЭС».

Определением от 18.03.2019 № 309-ЭС19-955Верховный Суд РФ не согласился с позицией ПАО «МРСК Урала» и отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы. Как указал Верховный суд в рассматриваемом определении, компания ПАО «МРСК Урала» («котлодержатель») обязана оплатить ООО «ЮЭС»услуги по передаче электроэнергии по спорным объектам электросетевого хозяйства, поскольку они учтены регулирующим органом при установлении (корректировке) тарифа в необходимой валовой выручке общества и «котловом» тарифе.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд РФ оценил допустимость внесения МУПом публичного генерирующего и теплосетевого имущества в уставный капитал акционерного общества (определение ВС РФ от 19.03.2019 по делу № 305-ЭС18-13450).

Основной вывод: объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом, но только при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.

Ключевые тезисы:

- пунктом 1 ст. 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества содержится в ст. 13 Закона № 178-ФЗ. Данный перечень включает в себя также внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Следовательно, приватизация объектов электросетевого хозяйства,объектов теплоснабжения (в том числе и путем внесения МУПом публичного имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества) допускается любым из способов при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.

- по смыслу п. 3 и 6 ст. 30.1 Закона № 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является также защита потребителей энергии.

Таким обременением устанавливается обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3); а также указывается максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в п. 1 настоящей статьи имущества (п. 6).

В силу п. 13 ст. 30.1 Закона № 178-ФЗ инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в п. 1 той же статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.

Данные ограничения обусловлены спецификой отчуждаемого имущества и необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц – потребителей, а не защитой имущественных интересов собственника приватизируемого имущества.

Соответственно ключевым для решения вопроса о необходимости обременения является назначение объекта приватизации. При этом без наличия соответствующего обременения (при не установлении такового) у публичного собственника имущества будет отсутствовать возможность влиять на правоотношения сторон (защита слабой стороны договора – потребителя) в случае неисполнения владельцем имущества обязательств по поставке коммунального ресурса, его поставки ненадлежащего качества либо по завышенной цене.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть