Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (18.01.2021 - 24.01.2021)

25 января 2021

● 23 января вводятся в действие требования к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы, а также правила технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики (приказы Минэнерго России от 10.07.2020 № 546 и от 13.07.2020 № 555).

Требования должны выполняться при:

- проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, разработке необходимой для этого проектной документации, подготовке и согласовании технических условий на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, проектной документации для их технологического присоединения к электрическим сетям, создании (модернизации) устройств и комплексов РЗА, разработке необходимой для этого проектной и рабочей документации;

- обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, созданных (модернизированных) после 23 января 2021 года.

Требования и правила являются обязательными, в том числе для:

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими установками, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к электроэнергетической системе;

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Определены общие требования к функционированию релейной защиты и автоматики различных видов в составе электроэнергетической системы, требования к чувствительности и селективности устройств релейной защиты.

Начало действия документов – 23.01.2021.

Ссылка на приказ № 546: Посмотреть

Ссылка на приказ № 555: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России утвердило новые правила работы с персоналом в электроэнергетике (приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796).

Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации».

Правила устанавливают требования к подготовке работников организаций электроэнергетики к работе на энергообъектах, включая проведение обязательных форм работы с этим персоналом, поддержание и повышение его квалификации. Эти требования должны учитываться в инструкциях и положениях, а также организационно-распорядительных документах, действующих в организациях энергетики.

Приказ Минэнерго упорядочивает термины и определения, формализует обязательные формы работы с персоналом: стажировку, предэкзаменационную подготовку и проверку знаний, дублирование, производственные инструктажи, специальную подготовку, противоаварийные и противопожарные тренировки, дополнительное профессиональное образование (поддержание (повышение) квалификации), обходы и осмотры рабочих мест.

Начало действия документа – 19.04.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Госдуме предложили снизить пени за неоплату электроэнергии и услуг по ее передаче (законопроект № 1096135-7).

Потребителя или покупателя электроэнергии могут обязать платить ее производителю или гарантирующему поставщику пени в размере 1/300 ключевой ставки от суммы долга за каждый день просрочки. Речь идет об ответственности за несвоевременную или неполную оплату этого ресурса. Сейчас пени рассчитывают исходя из 1/130 ставки. Проект внесли в Госдуму 19 января 2021 года.

Управляющие компании, которые покупают электроэнергию для оказания коммунальных услуг, и ряд других организаций также будут уплачивать пени в размере 1/300 ставки. Сейчас он зависит от длительности просрочки и может доходить до 1/130 ставки включительно.

Аналогичные поправки хотят ввести в правила расчета пеней за несвоевременную или неполную оплату услуг по передаче электроэнергии.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 20 января Минэнерго России уведомило о разработке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам сокращения количества документов, оформляемых в ходе процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается для целей сокращения количества документов, оформляемых между сетевой организацией и заявителями в ходе процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/01-21/00112453

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 22 января на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 726 в части ее наделения полномочиями по рассмотрению вопросов реализации федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией».

Проект постановления Правительства РФ разработан в соответствии с п. 2 разд. III протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 30.10.2020 № 1.

Проект постановления предусматривает уточнение задач, рассматриваемых Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики, сроков и порядка рассмотрения указанной комиссией отчетов о реализации и предложений по корректировке федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/12-20/00111651

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 22 января на стадию публичных обсуждений перешел проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект федерального закона направлен на устранение дублирования мер ответственности в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков.

Проектом федерального закона статья 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» дополняется частью 13 следующего содержания: «Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной в соответствии с законодательством об электроэнергетике осуществлять деятельность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), от исполнения указанных обязанностей либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, о допуске в эксплуатацию приборов учета электрической энергии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/04/11-20/00110520

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 22 января открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в пункт 119 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности».

В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее - Правила оптового рынка № 1172), договором о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ДПМ ВИЭ), может быть предусмотрено право поставщика мощности на отсрочку начала периода ее поставки, но не более чем на 12 месяцев с даты начала поставки мощности, указанной в договоре. Кроме того, Правилами оптового рынка № 1172 определены условия, при выполнении которых начало периода поставки мощности генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ, в отношении которого заключен договор, может быть отсрочено. Если условия, указанные в Правилах оптового рынка № 1172, не выполняются, поставщики не имеют права на отсрочку начала периода поставки мощности, и, в случае просрочки, несут установленную договором ответственность за непоставку мощности в срок.

Действующие в настоящее время меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и за ее пределами вызывают объективные затруднения в деятельности поставщиков мощности по ДПМ ВИЭ, что приводит к сдвигу сроков ввода генерирующих объектов в эксплуатацию.

На фоне намечающегося снижения темпов распространения коронавирусной инфекции, а также с учетом того, что строительство генерирующих объектов ВИЭ в среднем занимает не более 1 года, меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции могут привести к сдвигу сроков ввода генерирующих объектов, начала поставки мощности которых предусмотрено до конца 2021 года.

С учетом изложенного выше, предлагается дополнить перечень указанных в Правилах оптового рынка № 1172 генерирующих объектов, в отношении которых допускается отсрочка начала периода поставки мощности, генерирующими объектами, для которых в ДПМ ВИЭ указана дата начала поставки мощности, наступающая после 30 июня 2021 года и до 31 декабря 2021 года.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/01-21/00112524

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС запретила включать в тариф «Янтарьэнерго» его траты на профсоревнования.

19-01-2021

Федеральная антимонопольная служба отказалась включать в необходимую валовую выручку (НВВ) «Янтарьэнерго» на 2021 год, исходя из которой формируется тариф на передачу электроэнергии, расходы на профессиональные соревнования энергетиков. Это следует из протокола заседания правления службы по регулированию цен и тарифам области, опубликованного на сайте регулятора.

Также было запрещено финансировать за счет тарифа оплату членских взносов в «Объединение работодателей электроэнергетики» и калининградскую строительную СРО «Строительный союз Калининградской области».

Данные расходы не являются экономически обоснованными и не могут включаться в тариф, сочли в ФАС. За счет этого решения из НВВ было исключено почти 8 млн. руб.

Источник: Посмотреть

● Заявители вправе самостоятельно выбирать сетевую организацию в определённых законом случаях.

19-01-2021

Арбитражный суд Ростовской области подтвердил законность и обоснованность постановления Ростовского УФАС России, вынесенного в отношении ООО «Энергосеть – Р» за неправомерный отказ от подключения нежилого помещения заявителя к электрическим сетям.

Компания обосновала своё решение тем, что класс напряжения принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства выше, чем требуется для подключения бытовых помещений, и указала на то, что в непосредственной близости от земельного участка заявителя находятся сети требуемого класса напряжения другой сетевой организации, куда заявителю и следовало обратиться.

Однако ООО «Энергосеть – Р» не учло, что его кабельная линия расположена на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя, а Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, предусматривают возможность самостоятельного выбора сетевой организации заявителем в случае, если на расстоянии менее 300 метров от его земельного участка находятся объекты нескольких компаний.

Таким образом, ООО «Энергосеть – Р» неправомерно отказало заявителю в подключении к электрическим сетям, за что было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Суд подтвердил законность позиции Ростовского УФАС России и оставил размер штрафа (100 тыс. руб.) неизменным.

Источник: Посмотреть

● Пензенским УФАС России пресечено навязывание со стороны ООО «ТНС энерго Пенза» платы за потери в уличных сетях.

19-01-2021

Пензенским УФАС России по результатам рассмотрения обращения гражданина в действиях ООО «ТНС энерго Пенза» установлены признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Установлено, что ООО «ТНС энерго Пенза» с момента расторжения договора энергоснабжения с владельцем объектов электросетевого хозяйства – ПК «Светлая поляна», в нарушение требований п. 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), приступило к начислению платы за потери на объектах электросетевого хозяйства ПК «Светлая поляна» потребителям электрической энергии, чьи объекты расположены по улицам Якомазова, Средняя, Южная, Солнечная, Вишневая, Юбилейная, Придорожная с. Чемодановка Пензенской области и технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ПК «Светлая поляна».

ООО «ТНС энерго Пенза» ссылается на обязанность потребителей электрической энергии, чьи объекты расположены по улицам Якомазова, Средняя, Южная, Солнечная, Вишневая, Юбилейная, Придорожная с. Чемодановка Пензенской области и технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ПК «Светлая поляна» в рамках договоров энергоснабжения нести бремя расходов на компенсацию стоимости потерь в объектах электросетевого хозяйства, владельцем которых является ПК «Светлая полна».

Указанные действия ООО «ТНС энерго Пенза» не соответствуют требованиям Основных положений № 442, накладывают на потребителей электрической энергии на основании публичных договоров энергоснабжения,  чьи объекты расположены по улицам Якомазова, Средняя, Южная, Солнечная, Вишневая, Юбилейная, Придорожная с. Чемодановка Пензенской области  и технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства ПК «Светлая поляна», дополнительные финансовые обязательства по оплате стоимости потерь в объектах электросетевого хозяйства ПК «Светлая поляна», являются навязыванием невыгодных (не предусмотренных действующим законодательством) условий договоров энергоснабжения и влекут (могут повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В связи с чем, Пензенским УФАС России вынесено предупреждение Обществу о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Источник: Посмотреть

● Кассация поддержала постановление Московского УФАС России в отношении ПАО «ФСК ЕЭС».

20-01-2021

Арбитражный суд Московского округа согласился с выводами судов первой и второй инстанции и подтвердил законность и обоснованность постановления Московского УФАС России о назначении административного наказания в отношении сетевой организации ПАО «ФСК ЕЭС».

Ранее Управление установило в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» признаки неисполнения обязанности по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии, установленной Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 9.21 КоАП РФ.

Так, ПАО «ФСК ЕЭС» в отсутствие на то законных оснований отказало юридическому лицу в заключении соответствующего договора.

Как отмечают в Московском УФАС России, в соответствии с действующим законодательством договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Арбитражный суд Московского округа, как и суды первых двух инстанций, отказал ПАО «ФСК ЕЭС» в удовлетворении требований и подтвердил законность постановления о назначении административного наказания столичного ведомства.

Административный штраф в размере 600 тыс. руб. оплачен.

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Ленэнерго» заплатит 300 тыс. руб. за отказ заявителю в техприсоединении.

20-01-2021

Апелляционный суд постановил заплатить штраф в размере 300 тыс. руб. за отказ выполнить технологическое присоединение к электросетям объекта заявителя, расположенного в  коттеджном поселке «Графская Славянка» (Гатчинский р-н).

В январе 2020 года в Ленинградское УФАС поступило заявление, содержащее сведения о нарушении ПАО «Россети Ленэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Сетевая организация отклонила заявку на присоединение индивидуального жилого дома, сославшись на то, что энергопринимающие устройства заявителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «Коммунарские электрические сети» (КЭС).   Кроме того, «Россети Ленэнерго» настаивало на наличии  технологического присоединении земельного участка, на котором расположен дом заявителя, что подтверждается актом между АО «КЭС « и ООО «Армада» (застройщик территории).

Между тем, Ленинградским УФАС установлено, что согласно схеме, объекты электросетевого хозяйства ПАО «Ленэнерго» расположены ближе к дому заявителя (159 м), чем объекты АО «КЭС» (300 м). Также в  рамках рассмотрения заявления Ленинградским УФАС получена информация от ООО «Армада» о том, что компания не является энергоснабжающей организацией, а потому не может осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств сторонних лиц, то есть, технологическое присоединение объекта конкретного заявителя не производилось.

Источник: Посмотреть

● Проблемный гарантирующий поставщик электроэнергии «Волгоградэнергосбыт», входивший в холдинг «Энергострим», может покинуть оптовый рынок электроэнергии из-за долгов.

21-01-2021

Гарантирующий поставщик (ГП) электроэнергии «Волгоградэнергосбыт» может лишиться статуса участника оптового энергорынка. Вопрос будет рассмотрен набсоветом «Совета рынка» (регулятор энергорынков) 26 января, следует из проекта протокола заседания (есть у «Ъ»). В повестке также стоит вопрос о прекращении действия особенностей расчета неустойки для компании. Причина — частичное неисполнение ГП графика погашения задолженности перед генкомпаниями в 2020 году, пояснили в «Совете рынка». Объем общей задолженности компании на 1 января, говорят в «Волгоградэнергосбыте»,— 13 млрд. руб. Долг перед генераторами — 6,4 млрд. руб.

 «Волгоградэнергосбыт» регулярно договаривается с рынком о реструктуризации долгов, последнее соглашение было заключено летом. Все долги перед поставщиками должны быть закрыты до 2027 года, перед сетевыми компаниями — до 2024 года.

Перед генкомпаниями текущие платежи выполнены на 100%, но погашение задолженности исполнено частично, рассказал гендиректор «Волгоградэнергосбыта» Дмитрий Кауль: «Мы направили предложение о включении образовавшейся недоплаты по графику за 2020 год в погашение четвертого квартала 2021 года». Идеи компании также планируется рассмотреть на набсовете. Соглашение о реструктуризации с сетевыми компаниями, говорит господин Кауль, как в части текущих платежей, так и в части погашения просроченной задолженности выполнено полностью. По его словам, долг перед «Россетями» — 4,3 млрд. руб. В «Россетях» подтвердили, что сбыт выполняет обязательства.

По версии «Волгоградэнергосбыта», выполнить соглашение с генераторами не удалось из-за пандемии: произошел всплеск неплатежей, но организация не могла повлиять на клиентов из-за запрета на взыскание штрафов и отключение неплательщиков в 2020 году.

По итогам года долги населения составили 433 млн. руб., рассказывает Дмитрий Кауль.

В случае лишения компании статуса ГП будет устроен «голландский аукцион», когда покупателю предлагают погасить 100% долга предыдущего поставщика, потом 80% и так далее до 20%. Средства направляются на погашение долгов.

За девять месяцев 2020 года дебиторская задолженность компании снизилась на 1 млрд. руб., при этом она сократила кредиторскую задолженность на 1,8 млрд. руб., заработав 1,65 млрд. валовой и 380 млн. руб. чистой прибыли, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала»: «Фактически компания направляла на снижение кредиторской задолженности все свои финансовые ресурсы, и несоблюдение графика может объясняться или сверхамбициозностью графика погашения, или объективными причинами — например, мораторием на начисление пеней и штрафов». Лишение статуса, полагает он, может казаться разумной мерой, однако вряд ли вернет рынку всю задолженность.

Справочно: «Волгоградэнергосбыт» ранее входил в холдинг «Энергострим» Андрея и Валерия Шандаловых и Юрия Желябовского. В 2013 году почти все сбыты холдинга лишились статуса ГП из-за долгов, но «Волгоградэнергосбыту» удалось удержаться, поскольку задолженность образовалась по объективным причинам из-за неплатежей предприятия-банкрота «Химпром» (долг оценивается в 4 млрд. руб.). Сейчас конечные бенефициары «Волгоградэнергосбыта» неизвестны.

Источник: Посмотреть

● Сетевые организации не вправе самостоятельно устанавливать размер платы за подключение по индивидуальному проекту.

22-01-2021

18 января Арбитражный суд Ростовской области подтвердил законность и обоснованность постановления Ростовского УФАС России, вынесенного в отношении ПАО «Россети Юг» за неправомерное установление цены увеличения максимальной мощности объектов электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго».

Суть нарушения выразилась в том, что ПАО «Россети Юг» самостоятельно определило размер платы за технологическое присоединение объектов заявителя по индивидуальному проекту. Вместо этого, компания должна была направить в Региональную службу по тарифам Ростовской области заявление для расчёта соответствующего тарифа.

Учитывая, что ПАО «Россети Юг» не впервые допустило подобное нарушение, Ростовское УФАС России привлекло его к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 600 тыс. руб.

Источник: Посмотреть