Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (17.02.2020 - 23.02.2020)

24 февраля 2020

20 февраля Госдума приняла законопроект об антимонопольном комплаенсе в 3-м чтении(законопроект № 789090-7).

Документ был разработан ФАС России во исполнение Национального плана развития конкуренции в РФ в 2018-2020 годы.

20 февраля 2020 года на пленарном заседании Государственная Дума РФ окончательно приняла законопроект о введении антимонопольного комплаенса в последнем, третьем чтении. Документ был поддержан депутатами единогласно.

Напомним, документ определяет понятие антимонопольного комплаенса, устанавливает порядок организации антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами, а также определяет основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему антимонопольного комплаенса.

«Антимонопольный комплаенс является одним из эффективных инструментов предупреждения и профилактики нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов», - говорит заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

Целью антимонопольного комплаенса является снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Законопроектом предусмотрено, что разработанные хозяйствующими субъектами акты о внедрении комплаенса, могут быть направлены в ФАС России для получения заключений об их соответствии требованиям антимонопольного законодательства, что также должно способствовать повышению уровня определённости и законности при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, внедрение хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса будет учитываться ФАС России при отнесении его деятельности к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 20 февраля Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект по вопросам работы с персоналом в электроэнергетике и теплоснабжении(законопроект № 855592-7).

Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам обеспечения готовности работников к работе в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда». Документ представляла статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко.

По ее словам, законопроект направлен на сохранение в электроэнергетике и теплоснабжении действующих в настоящее время и подтвердивших свою эффективность обязательных форм работы с персоналом, применяемых в соответствии с отраслевыми нормативными актами. Законопроект также содержит положения по вопросам обучения, проверки знаний требований охраны труда и направлен, в том числе, на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов.

«Это позволит исключить двойное прохождение работниками обучения и проверки знаний по охране труда в рамках несинхронизированных по срокам, периодичности и оформлению процедур, установленных разными нормативными актами», – пояснила Анастасия Бондаренко.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● 17.02.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества».

Проект постановления разрабатывается в целях совершенствования порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/02-20/00099620

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 17.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19».

Проект приказа ФАС России вносит изменения в Методические указания и определяет порядок расчета тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, с учетом заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-20/00099626

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 18.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросу ценообразования в электроэнергетике и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Проектом постановления вносятся изменения в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1179, которыми предусматривается возможность применения предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии при расчете предельных уровней нерегулируемых цен в ценовых зонах оптового рынка и конечных регулируемых цен в неценовых зонах оптового рынка, а также исключаются положения, утратившие актуальность.

Кроме того, проектом постановления предусмотрены равные возможности выбора ценовой категории для потребителей в ценовых и неценовых зонах, а также уточняется формула расчета цены по первой ценовой категории в неценовых зонах с целью обеспечения корректной (не частичной) трансляции цены оптового рынка при формировании конечных регулируемых цен на розничном рынке.

Предусмотренные проектом постановления изменения в приложение № 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, связаны с фактическим наличием на территории Республики Коми электроэнергетических систем, не связанных с ЕЭС России.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/02-20/00099656

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 18.02.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Проектом постановления утверждается порядок заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, содержащий существенные условия соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности и форму таких соглашений.

Проектом  предусмотрено, что соглашение может заключаться федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и организацией по управлению ЕНЭС, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и территориальной сетевой организацией.

Срок действия соглашения не может быть менее 5 лет.

Проект постановления предусматривает внесение изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, и Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.01.2004 № 24, по вопросу заключения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности. Кроме того, из Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 1178 исключаются нормы, утратившие актуальность.

Изменения в Критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, предусматривают, что в случае заключения территориальной сетевой организацией регуляторных соглашений об осуществлении регулируемой деятельности, полномочиями по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики наделяется уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

Во избежание неоднозначного толкования п. 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, излагается в новой редакции: «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества непосредственно, а в случае отсутствия инфраструктуры общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, используемой в целях снабжения электрической энергией, - непосредственно к сетям сетевой организации».

 Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/02-20/00099657

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 19.02.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении формы финансового плана субъекта электроэнергетики, правил заполнения указанной формы и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики».

В целях совершенствования процесса оказания государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики проектом приказа предполагается  актуализировать форму финансового плана субъекта электроэнергетики, правила заполнения указанной формы, а также требования к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики. Проект приказа Минэнерго России разрабатывается в соответствии с абз.4 п. 29 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 и абз.2 и 15 п. 13 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-20/00099713

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 19.02.2020 Ростехнадзор уведомил о подготовке проекта Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проект приказа об утверждении Административного регламента будет направлен на регламентацию процедуры предоставления государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проектом предполагается урегулировать отношения, возникающие между Ростехнадзором (его территориальными органами) и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-20/00099707

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС не видит роста «перекрестки» в электроэнергетике.

17-02-2020

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отмечает улучшение ситуации с перекрестным субсидированием в электроэнергетике страны, предлагает обновить оценку ее объемов по России и доработать проект о дифференциации, сказал в ходе круглого стола комитета по энергетике Госдумы начальник управления ФАС Дмитрий Васильев.

«Мы его (перекрестного субсидирования) роста не наблюдаем, оно стабилизировалось», - отметил чиновник. Согласно его презентации, в 2019 году его объем составил 238,6 млрд. руб., а в 2014 году, о котором напоминал Васильев в сравнении, - около 235 млрд. руб.

«Когда мы говорим, что нужно срочно вводить закон о дифференциации и с кого-то что-то переносить, - (стоит отметить, что) перекрестка стала лучше, чем была раньше. Поэтому вопрос, какую проблему мы решаем соответствующим законом, до конца не понятен», - подчеркнул Васильев.

Согласно презентации ФАС, в некоторых субъектах России сейчас перекрестного субсидирования на низком напряжении нет совсем. «Закон (проект о дифференциации тарифа ФСК) непонятно на что направлен, самые высокие тарифы зачастую формируются в тех зонах, где нет перекрестного субсидирования на низком уровне напряжения», - сказал Васильев.

Он предложил актуализировать данные об объеме перекрестного субсидирования по России и создать график его снижения на горизонт 10-15 лет. «Нужно постановление по распределению «перекрестки» докрутить», - заключил Васильев.

Речь идёт о внедрении «надбавок» к тарифу для прямых потребителей. Дифференциацию тарифа ФСК многие в отрасли называют по сути «второй перекресткой». Как пояснял ранее глава Минэнерго Александр Новак, в настоящий момент «нагрузку несет только распределительный комплекс по «перекрёстке». «Мы предлагаем часть нагрузки пропорционально объему полезного отпуска перенести на крупных потребителей, которые находятся на сетях ФСК. То есть повысить тариф ФСК для потребителей и снизить тариф ФСК для территориальных сетевых организаций», - пояснял министр.

Источник: Посмотреть

Эксперты ТПП РФ рассмотрели в Госдуме вопросы тарифного регулирования в электроэнергетике.

17-02-2020

17 февраля в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «Тарифное регулирование в электроэнергетике. Проблемные вопросы и пути решения», модератором которого выступил председатель Комитета ГД по энергетике Павел Завальный.

В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, менеджмент отраслевых компаний, всего свыше 150 экспертов из различных регионов страны.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, выступая на круглом столе, сообщил, что вопросы тарифообразования в электроэнергетике являются давним и традиционным приоритетом в работе ТПП России, рассказал о работе в этом направлении Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса. В частности, ТПП РФ в 2019 году направила письмо заместителю председателя Правительства России, в котором отмечалось, что незавершенность реформ в электроэнергетике привела к снижению эффективности электроэнергетического комплекса, подчеркивалось, что, если добиться становления действительно конкурентного энергетического рынка, возможно заметное снижение тарифов на энергоресурсы, снижение затрат на строительство и модернизацию генерирующих мощностей и развитие электросетевого хозяйства. Об этом шла речь и на встрече Президента ТПП РФ Сергея Катырина с активом Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК 23 января 2020 года.

Также в 2019 году Палатой было направлено письмо председателю Правительства России с предложениями о преобразовании региональных рынков электроэнергии в конкурентные площадки поставщиков электроэнергии на базе модернизированных распределительных электросетевых комплексов. Было отмечено, что растет объем избыточных генерирующих мощностей, при этом экономически необоснованный рост тарифов на электроэнергию заставляет предприятия создавать собственную генерацию.

Дмитрий Курочкин также обратил внимание на большое количество обращений по вопросам электроэнергетики от региональных и муниципальных торгово-промышленных палат.

В частности, ТПП Воронежской области предложила формулировки поправок в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, исключающие безальтернативность тарифа предприятий, опосредованно присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.

ТПП Камчатского края обратила внимание на правовую коллизию между Федеральным законом «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства России о достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней тарифов на электрическую энергию, которая на практике оказывает негативное влияние на бизнес предпринимателей, а также влечет увеличение затрат хозяйствующих субъектов и населения Камчатского края.

ТПП Ивановской области обратилась с предложением о разработке нормативного правового акта, предусматривающего установление льготного тарифа на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции путем выделения в составе группы «прочие потребители» отдельной группы «сельхозтоваропроизводители». Инициативу Ивановской ТПП поддержали палаты Вологодской, Воронежской, Калужской, Калининградской, Пензенской областей, муниципальные палаты городов Анапы и Таганрога.

Дмитрий Курочкин подчеркнул, что теме тарифообразования в электроэнергетике ТПП РФ и впредь будет уделять должное внимание, вести конструктивный диалог с федеральными регуляторами, помогать региональным палатам в таком же диалоге на местах. Павел Завальный полностью поддержал предложения ТПП РФ.

На заседании круглого стола выступил также член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, директор по реализации электрической энергии и мощности ПАО «Фортум» Альфред Ягафаров.

По результатам «круглого стола» подготовлены рекомендации Комитета ГД по энергетике, в которые частично включены предложения ТПП РФ.

Источник: Посмотреть

● ФАС России изучит рынки электроэнергии.

17-02-2020

Соответствующие методики утвердили эксперты на заседании Комиссии по проведению анализа товарных рынков.

14 февраля 2020 года в ФАС России прошло очередное заседание Комиссии по проведению анализа товарных рынков. Эксперты рассмотрели проекты методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

Целью проведения такого анализа является установление доминирующего положения генерирующих и энергосбытовых компаний, в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии, осуществляющих деятельность на территории соответствующих ценовых зон и зон свободного перетока в Российской Федерации.

«Мы уже не первый год проводим анализ состояния конкуренции на рынках электроэнергии. Сегодня мы утвердили методики, в соответствии с которыми эксперты ФАС будут работать в 2020 году. Отмечу, что исследование рынков – важная часть работы антимонопольного ведомства. На основе полученных данных мы можем говорить и о том, какие барьеры существуют для развития конкуренции, и давать предложения как эти барьеры устранить. Результаты таких исследований размещаются на сайте ФАС России, также мы включаем их в ежегодные Доклады о состоянии конкуренции в Российской Федерации¹ и используем в нашей повседневной работе», - прокомментировал итоги заседания Председатель Комиссии по проведению анализа товарных рынков Андрей Цыганов.

¹Справочно: подготовку ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации ФАС России осуществляет на основании п. 8 ч. 2 ст. 23 Федерального законаот 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции».

Источник: Посмотреть

● В Воронежской области ПАО «МРСК Центра» за нарушение оштрафовали на 1 млн. 700 тыс. руб.

20-02-2020

В Воронежской области в региональное управление Федеральной антимонопольной службы поступили два обращения от ООО ПС «Отрадное». В них поднимался вопрос о правомерности уклонения ПАО «МРСК Центра» от направления оферты договоров о технологических присоединениях к электросетям и выдачи техусловий.

Как выяснили в ходе проверки в УФАС, ПАО «МРСК Центра» нарушило, причем неоднократно, сроки для присоединения энергопринимающих устройств. А также компания незаконно требовала предоставления иных документов и информации.

«Правила подключения гласят, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого лица мероприятия по техприсоединению», - пояснили антимонопольщики.

В связи с тем, что ПАО «МРСК Центра» по фактам таких нарушений к ответственности привлекалось неоднократно, наказание было ужесточено. По результатам рассмотрений двух дел световую организацию привлекли к штрафам на общую сумму в 1,7 млн. рублей.

Источник: Посмотреть

● Наказание за подключение электричества.

21-02-2020

В Управление Федеральной антимонопольной службы  по Брянской области поступило заявление физического лица на действия брянской сетевой организации при технологическом присоединении земельного участка к сетям электроснабжения.

В ходе рассмотрения материалов Брянским УФАС России было установлено, что сетевой организацией допущены нарушения сроков направления проекта договора и технических условий в адрес  заявителя более чем на месяц.

Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по  ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Антимонопольный орган напоминает, что порядок технологического присоединения урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Обязанность по заключению и исполнению договора законодательством возлагается на сетевую организацию.

Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению производится по границе участка заявителя.

Физическим лицам в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, сетевая организация обязана направить для подписания проект договора и технические условия в течение 15 дней со дня получения заявки.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора заявитель вправе в течение 10 рабочих дней направить сетевой организации мотивированный отказ.

Источник: Посмотреть

● Суд установил, что наличие задолженности не является основанием для отказа от заключения договора энергоснабжения.

17 февраля Арбитражный суд Ростовской области признал законным и обоснованным предупреждение Ростовского УФАС России, выданное ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» за отказ от заключения договора энергоснабжения с управляющей организацией «НОВЭМ».

Жильцы одного из многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону на общем собрании выбрали ООО УО «НОВЭМ» в качестве организации, обслуживающей их дом. В соответствии с нормами действующего законодательства управляющая компания обратилась к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с заявлением о заключении договора энергоснабжения. Однако ресурсоснабжающая организация отказалась заключать договор с ООО УО «НОВЭМ», ссылаясь на наличие у управляющей компании задолженности.

Данное основание не является достаточным для отказа в заключении договора, так как жильцы не должны страдать из-за сложившихся между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ООО УО «НОВЭМ» отношений.

В связи с вышеизложенным, Ростовское УФАС России посчитало необходимым выдать ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, правомерность которого была подтверждена судом первой инстанции.  

Источник: Посмотреть

● Назначенный Свердловским УФАС России штраф в размере 650 тыс. руб. был обжалован АО «ЭнергосбыТ Плюс» и признан судебными инстанциями обоснованным.

Постановлением Свердловского УФАС России АО «ЭнергосбыТ Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и ему назначено административное в виде административного штрафа в размере 650 тыс. руб.

Событие административного правонарушения выразилось в нарушении порядка введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении объекта индивидуального предпринимателя, а именно: введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении указанного объекта в отсутствие уведомления потребителя, предусмотренного п. 10 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, а также п. 2.1.2 договора энергоснабжения с данным индивидуальным предпринимателем.

Поводом к административному преследованию послужило принятое Свердловским УФАС России решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, значимость которого обусловлена тем, что нарушение антимонопольного законодательства выявлено одновременно в действиях (бездействии) гарантирующего поставщика и сетевой организации, хотя ранее арбитражные суды в аналогичных случаях поддерживали Свердловское УФАС России, лишь констатируя факт нарушения антимонопольного законодательства гарантирующим поставщиком, освобождая сетевую организацию от ответственности и мотивируя это тем, что сетевая организация действовала по поручению гарантирующего поставщика.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства признано решением Арбитражного суда Свердловской области (дело № А60-29880/2019) законным и обоснованным. Управлением доминирующее положение АО «ЭнергосбыТ Плюс» и злоупотребление таким положением доказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановление антимонопольного органа было также обжаловано АО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебном порядке (дело № А60-59058/2019). Решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020, постановление Свердловского УФАС России оставлено без изменения. Судами также отказано АО «ЭнергосбыТ Плюс» в признании правонарушения малозначительным и в замене штрафа на предупреждение.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Арбитражный суд Республики Хакасия не снизил ПАО «МРСК Сибири» сумму административного штрафа.

22 ноября 2019 года должностное лицо Хакасского УФАС России вынесло постановление о назначении административного наказания в отношении ПАО «МРСК Сибири» и подвергло его наказанию в виде административного штрафа в сумме 600 тыс. рублей.

Нарушение выразилось в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта заявителя.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия и просило снизить сумму административного штрафа до 300 тыс. рублей.

19 февраля 2020 года Арбитражный суд Республики Хакасия отказал ПАО «МРСК Сибири» в удовлетворении заявленных требований.

В настоящее время общество вправе обратиться в Третий Арбитражный Апелляционной суд с целью обжалования решения суда первой инстанции или в установленный законом срок оплатить сумму административного штрафа.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд в очередной раз подтвердил, что неустойка за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению после истечения срока действия технических условий при отсутствии доказательств продления их действия не подлежит взысканию (определение ВС РФ от 17.02.2020 № 305-ЭС19-27306).

Основной вывод: неустойка за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению после истечения срока действия технических условий при отсутствии доказательств продления их действия не подлежит взысканию.

Ключевые тезисы:

- обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 309, 310 ГК РФ);

- одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка(п. 1 ст. 329 ГК РФ);

- после истечения срока действия техническихусловий утрачивается техническая возможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а, следовательно, невозможно принудить заявителя осуществить соответствующие мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, а, значит, и начисление стимулирующей это осуществление неустойки лишено законного основания (определение ВС РФ № 304-ЭС18-24056 от 21.01.2019);

- по общему правилу, предусмотренная пп. «в» п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, неустойка за нарушение заказчиком сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению после истечения срока действия технических условий и при отсутствии доказательств продления их действия не подлежит взысканию, так как наличие действующих технических условий является непременным условием технологического присоединения.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций об ограничении права выбора потребителем ценовой категории, определенном условиями технологического присоединения объектов потребителя к сетям (определение ВС РФ от 19.02.2020 № 309-ЭС19-27736).

Основной вывод: потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, вправе выбрать между четвертой и шестой ценовыми категориями, предполагающими применение двухставочного тарифа.

Ключевые тезисы:

- для определенной категории потребителей электроэнергии выбор ценовой категории и варианта тарифа предопределен условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств к электросетям;

- потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты попроизводству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС, в том числе к объектам и (или) их частям, переданным организацией по управлению ЕНЭС в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), а также потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями (абз. 20 п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее – Основные положения № 442);

- при этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, вотношении которых приобретается электрическая энергия (мощность),оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория;

-  по общему правилу право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии на период регулирования предоставляется потребителям. Тарифы устанавливаются одновременно в одноставочном и двухставочном вариантах. В последнем случае одна ставка отражает удельную величину расходов на содержание электрических сетей, другая - используется для возмещения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочный тариф определяется на основе ставок двухставочного тарифа и устанавливается в соответствии с Методическими указаниями в расчете на один киловатт-час электрической энергии (абз. 11 - 15 п. 81 Основ ценообразования № 1178);

- при расчетах как по четвертой ценовой категории, так и по шестой ценовой категории стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении (п. 86 Основных положений № 442, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015), утвержденныйПрезидиумом ВС РФ 25.11.2015).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть