Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (16.09.2019 - 22.09.2019)

23 сентября 2019

Подготовлено с участием Юридической компании Lex Consilium 


Записаться на вебинар


 

Статус гарантирующего поставщика на территории Свердловской области присвоен АО «Объединенная теплоэнергетическая компания» и АО «Нижнетагильская Энергосбытовая компания» (приказы Минэнерго России от 09.09.2019 № 952 и от 19.09.2019 № 1001).

Приказами Минэнерго России от 09.09.2019 № 952 и от 19.09.2019 № 1001 статус гарантирующего поставщика на территории Свердловской области с 1 октября 2019 присвоен:

- АО «Нижнетагильская Энергосбытовая компания» в отношении зоны деятельности ПАО «Роскоммунэнерго», утратившего статус гарантирующего поставщика, который был передан приказом Минэнерго России от 23.03.2018 № 180 ОАО «МРСК Урала» (в отношении указанной зоны деятельности);

- АО «Объединенная теплоэнергетическая компания», в отношении зоны деятельности ООО «Новоуральская энергосбытовая компания», утратившего статус гарантирующего поставщика, который был передан приказом Минэнерго России от 25.07.2018 № 595 ОАО «МРСК Урала» (в отношении указанной зоны деятельности).

Ссылка на приказы: скачать приказ № 952; скачать приказ № 1001

Хакасия не может найти гарантирующего поставщика. Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика признан не состоявшимся (приказ Минэнерго России от 09.09.2019 № 951).

Седьмая по счету попытка Минэнерго продать за долги проблемный «Хакасэнергосбыт» не удалась. За полтора года цену актива снизили на 40% — до 296 млн. руб., но желающих его приобрести так и не нашлось. Пока функции гарантирующего поставщика продолжит выполнять «Россети Сибирь» (бывшая МРСК Сибири), где Хакасию называют экономически проблемным регионом с высокой долей неплательщиков.

Приказом от 09.09.2019 № 951 Минэнерго признало несостоявшимся очередной конкурс по выбору нового гарантирующего поставщика (ГП, основной энергосбыт региона) в Хакасии. По условиям конкурса победитель должен был выплатить кредиторам обанкротившегося «Хакасэнергосбыта» (структура «Межрегионсоюзэнерго») 296,17 млн. руб. или 60% долга ГП перед оптовым энергорынком. Новый конкурс должен состояться не позднее 29 мая 2020 года, но Минэнерго пока не будет дальше снижать шаг аукциона.

В марте 2018 года Минэнерго лишило «Хакасэнергосбыт» статуса ГП за долги перед оптовым энергорынком. 1 апреля 2018 года функции ГП перешли принадлежащему «Россетям Сибирь» «Хакасэнерго», которое по закону может управлять активом в течение года. Объем задолженности «Хакасэнергосбыта» перед «Россетями Сибирь» на тот момент составлял 1,7 млрд. руб. и с тех пор не изменился, сообщил представитель «Россетей».

Первый конкурс на выбор ГП прошел в августе 2018 года. По его условиям победитель должен был полностью закрыть долги «Хакасэнергосбыта» перед поставщиками на оптовом рынке в размере 493,63 млн. руб. Тогда Минэнерго признало конкурс несостоявшимся, на последующих конкурсах уровень обязательных выплат для победителей снизили сначала до 394,9 млн. руб., а затем до 296,17 млн. руб.

По какой причине конкурс на выбор ГП не состоялся на этот раз, в Минэнерго не уточнили. Вероятно, на него просто не поступало заявок.

Как следует из годового отчета «Россетей Сибирь», выручка «Хакасэнерго» от продажи электроэнергии в 2018 году составила 2,958 млрд. руб.

Уровень платежей потребителей электроэнергии Хакасии в зоне деятельности «Россетей Сибирь» в первом полугодии 2019 года составлял 88%, сообщили «Ъ» в Минэнерго со ссылкой на мониторинг «Совета рынка» (регулятор энергорынков).

В «Россетях» Хакасию называют «экономически непростым регионом», отмечая, что задолженность коммунального сектора республики за электроэнергию составляет 577 млн. руб. Так, предприятия ЖКХ и ТЭКа оплачивают только 40% потребляемой электроэнергии. Долг бюджетных организаций республики за электроэнергию оценивается в 50 млн. руб., говорят в «Россетях».

Ссылка на приказ: Скачать

Источник: Посмотреть

16.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2025 год».

В соответствии с п. 107 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, при определении планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности (далее – КОМ) для каждой ценовой зоны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, учитываются предложения по величинам планового коэффициента резервирования, сформированные системным оператором (далее – СО) и (или) советом рынка в соответствии с порядком, утверждаемым указанным органом.

Величины плановых коэффициентов резервирования для целей проведения КОМ на 2025 год определены АО «СО ЕЭС» в соответствии с Положением о порядке определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и порядке определения плановых коэффициентов резервирования мощности в зонах (группах зон) свободного перетока электрической энергии (мощности), утвержденным приказом Минэнерго России от 07.09.2010 № 431. Величины плановых коэффициентов резервирования рассчитаны в отношении групп зон свободного перетока, соответствующих первой и второй ценовым зонам оптового рынка, и  равны: для первой ценовой зоны – 18,4, для второй ценовой зоны – 18,0.

Рассчитанные значения плановых коэффициентов резервирования по группам зон свободного перетока для проведения КОМ на 2025 год соответствуют аналогичным значениям, рассчитанным для целей проведения КОМ на 2022-2024 годы.

После утверждения соответствующих значений они будут использованы системным оператором для целей проведения указанных отборов мощности.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/09-19/00094999

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

18.09.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации».

Рассматриваемый Проект приказа Минэнерго России разработан в целях актуализации Административного регламента исполнения Министерством энергетики РФ государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минэнерго России от 28.06.2013 № 327, и приведения Административного регламента Минэнерго России в соответствие с Правилами разработки и утверждения Административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373.

Проектом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Минэнерго России в процессе осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/09-19/00095083

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

18.09.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Проектом постановления предполагается начиная с 1 января 2021 года предоставить заявителям возможность в независимости от выбранной сетевой организации пройти процедуру технологического присоединения к электрическим сетям в электронном виде в одном месте с помощью единого портала технологического присоединения на всей территории Российской Федерации, что также позволит сетевым организациям сократить расходы по обслуживанию и оказанию услуг по технологическому присоединению потребителей в электронном виде.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/09-19/00094569

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Электросети переведут на эталонные затраты. Но правительство не решило, как их считать.

17-09-2019

Профильные ведомства не смогли достичь единой позиции относительно формирования тарифов распределительных электросетей по методу эталонных затрат. По данным «Ъ», правительство согласовало обязательный переход на новый метод всех территориальных сетевых организаций (ТСО), однако ни размер «эталонов», ни способ их расчета, ни последствия их введения не определены. По оценкам ФАС, после введения «эталонов» одним ТСО придется повысить тарифы, увеличив платежи потребителей на 47 млрд. руб., а другим — понизить, сократив их на 50 млрд. руб. В Минэкономики с этим не согласны.

По данным «Ъ», вице-премьер Дмитрий Козак на совещании 28 августа не поддержал предложенный ФАС подход к формированию нового вида долгосрочного регулирования тарифов в электросетях — метода сравнения аналогов («эталонов» затрат). Его суть — сформировать «эталонный» бенчмарк на операционные затраты (OPEX) с его ежегодной индексацией на уровень «инфляция минус» для распределительных компаний (МРСК) «Россетей» и независимых ТСО (управляют распредсетями, находящимися в региональной, муниципальной или частной собственности). ФАС уже подготовила проект постановления, где предлагала запустить «эталоны» с 2020 года в пилотных регионах, при этом служба не настаивала на их повсеместном внедрении.

Сейчас тарифы на передачу энергии в разных регионах могут отличаться в несколько раз, а сети, находящиеся в муниципальной или региональной собственности, зачастую получают тариф в несколько раз выше, чем государственные МРСК. ФАС предлагала устанавливать «эталонный» OPEX минимум на пять лет, при этом экономию на затратах оставляя в компании.

Но, как говорят собеседники «Ъ», на совещании в правительстве ФАС раскритиковали из-за отсутствия методики расчета «эталонов».

Кроме того, вице-премьеру не понравился подход ФАС, при котором «эталоны» были сформированы по группам регионов в зависимости от уровня заработной платы населения. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев замечает, что «эталонами» должны стать лучшие практики, любой рост тарифов при этом следует исключить: «Вместо этого предлагается очень странный подход, ведущий к масштабному росту тарифов и без того богатых филиалов «Россетей». Например, тарифы, согласно презентации ФАС, могут вырасти для МОЭСК, «Ленэнерго», отдельных филиалов МРСК Сибири, МРСК Северо-Запада и т. д.

При этом, как следует из протокола совещания, правительство согласилось с предложением Минэкономики об обязательном переводе тарифов всех распредсетевых компаний на метод сравнения аналогов, синхронизировав это с существующими инвестпрограммами. Таким образом, метод «эталонного» OPEX может прийти на смену двум другим видам долгосрочного регулирования — RAB (учитывает в тарифе доход на инвестированный капитал) и долгосрочную индексацию необходимой валовой выручки.

Как говорит источник «Ъ», знакомый с итогами совещания, у Минэкономики сохраняются разногласия с ФАС относительно того, к каким последствиям приведет внедрение «эталонов». По предварительным расчетам ФАС, доведение OPEX до «эталонного» уровня в ТСО с низким тарифом потребует дополнительных 47 млрд. руб. платежей потребителей в год, а эффект от снижения тарифа там, где он выше «эталона», составит 50 млрд. руб.

ФАС, Минэкономики и Минэнерго теперь поручено разработать согласованную методику расчета «эталонов» на базе выборки всего из восьми компаний: «Башкирэнерго», АО «Сетевая компания», ИЭСК, МРСК Центра, МРСК Урала, МРСК Северо-Запада, МРСК Сибири, МОЭСК. Согласованную оценку тарифных последствий для всех ТСО нужно представить в правительство до 20 сентября. В Минэкономики и Минэнерго сообщили, что новые предложения ФАС в министерства не поступали, в ФАС от комментариев отказались. В «Россетях» также пока затрудняются оценить последствия внедрения «эталонов», не зная их значений.

Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов отмечает, что предлагаемый ФАС метод сравнения «эталонов» призван уравнять условия для больших и малых компаний в части удельных операционных затрат. В этом смысле подход выгоден «Россетям», отмечает аналитик, учитывая, что «у них имеется «эффект масштаба», который дает очевидную фору по сравнению с малыми ТСО».

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Центра» оштрафовано на 1 200 000 рублей за нарушение срока подключения к электрическим сетям земельных участков граждан.

19 сентября 2019 года ПАО «МРСК Центра» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ по результатам рассмотрения 2 дел об административном правонарушении.

Ранее в Управление поступили обращения 2 граждан по вопросам нарушения ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

В ходе разбирательства установлено, что ПАО «МРСК Центра» при осуществлении процедуры рассмотрения заявлений указанных граждан на технологическое присоединение земельных участков были нарушены предусмотренные Правилами № 861 сроки при направлении договора о техприсоединении к электрическим сетям и при ответах на мотивированные отказы заявителя от заключения договора техприсоединении к электрическим сетям.

Ранее ПАО «МРСК Центра» неоднократно привлекалось к административной ответственности по фактам подобных нарушений. Повторное нарушение статьи предполагает ужесточение наказания, в связи с чем нарушение было квалифицировано по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения 2 дел ПАО «МРСК Центра» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1 200 000 рублей.

Источник: Посмотреть

● АО «ДСК» заплатит миллион рублей штрафа за нарушение закона.

21-09-2019

Дагестанское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере одного миллиона рублей на АО «Дагестанская сетевая компания» (ДСК).

В антимонопольную службу республики поступила жалоба от жителя города Махачкалы (Заявитель) по факту нарушения правил технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома.

Заявитель заполнил заявку на технологическое присоединение собственного жилого дома и сдал ее с приложением документа подтверждающего право собственности на объект в сетевую компанию. Согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств…, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевая компания должна была в течении трёх рабочих дней рассмотреть заявку и проверить ее на соответствие требованиям указанных Правил. Однако АО «ДСК» не предприняло никаких действий.

УФАС признало сетевую компанию виновной в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Общество было признано нарушившим вышеуказанную статью закона. За это нарушение на общество и был наложен штраф в размере 1 млн. рублей.

Источник: Посмотреть

● «Интерфакс» узнал условия мирового соглашения между UC Rusal и «Юнипро».

20-09-2019

Структуры «Юнипро» (входит в немецкую Uniper) по условиям мирового соглашения с UC Rusal компенсируют энергорынку полученные с момента аварии на третьем энергоблоке Березовской ГРЭС платежи по договорам о предоставлении мощности, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на два источника. UC Rusal в свою очередь откажется от предъявленных энергокомпании исков.

По данным агентства, вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность и энергетику, распорядился, чтобы компании пришли к соглашению до ноября. Сумму возможной компенсации источники «Интерфакса» не называют, всего «Юнипро» с момента аварии успела получить около 900 млн. руб.

Официального подтверждения информации нет. Представитель UC Rusal от комментариев отказался, пресс-служба «Юнипро» пока не ответила за запрос «Ведомостей».

Спор компаний связан с аварией на третьем энергоблоке принадлежащей «Юнипро» Березовской ГРЭС. Энергоблок мощностью 800 МВт был построен по договору о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций через повышенные платежи) и введен в эксплуатацию в конце 2015. Но в феврале 2016 он был поврежден при пожаре. Компания поставила оборудование на внеплановый ремонт и с февраля по ноябрь 2016 получала уменьшенные платежи за мощность – всего около 1 млрд. руб. Это вызвало недовольство крупных промышленных потребителей энергии и Федеральной антимонопольной службы. «Дочки» UC Rusal потребовали разорвать ДПМ и возместить в общей сложности почти 386 млн. руб. В конце прошлого года и начале этого арбитражный суд Москвы зарегистрировал четыре иска к «Юнипро» от структур «Русала» - Братского алюминиевого завода, Новокузнецкого алюминиевого завода, Саяногорского алюминиевого завода и «Русал Энерго».

Позднее компании заявили о попытках заключить мировое соглашение и стали ходатайствовать об отложении рассмотрения исков. На данный момент по ходатайствам отложено рассмотрение апелляций по спорам «Юнипро» с Братским алюминиевым заводом, Новокузнецким алюминиевым заводом и с Саяногорским алюминиевым заводом. Также суд первой инстанции предоставил «Юнипро» и «Русал Энерго» время на заключение мирового соглашения.

Источник: Посмотреть

● Суд признал законным решение Ставропольского УФАС.

20-09-2019

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 17.09.2019 подтвердил законность решения Арбитражного суда Ставропольского края и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, которым подтвержден факт злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке АО «Ессентукская сетевая компания».

Решением Ставропольским УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке АО «Ессентукская сетевая компания».

Нарушение выразилось в действиях АО «Ессентукская сетевая компания» путем направления уведомлений об отсоединении   энергопринимающих       устройств - «строительная площадка», подключенных по временной схеме электроснабжения.  

Не согласившись с решением антимонопольного органа АО «Ессентукская сетевая компания» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края о признании решения незаконным.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решение антимонопольного органа было признано законным и обоснованным.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил выводы судов первой и апелляционной инстанции. 

Ссылка на постановление суда (резолютивная часть): Посмотреть

Источник: Посмотреть

Суд признал законным постановление ФАС в отношении РЖД.

20-09-2019

Арбитражный суд города Москвы признал законным постановление Московского областного УФАС России о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за нарушения Правил технологического присоединения. Об этом говорится в сообщении службы.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являлась жалоба гражданина на действия РЖД в части нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Ранее в адрес Московского областного УФАС России поступило заявление гражданина с жалобой на нарушение РЖД Правил № 861, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в срок, установленный Правилами № 861.

Рассмотрев указанное заявление Управлением установлено, что Общество нарушило Правила № 861.

В связи с тем, что нарушение Правил № 861 совершено РЖД повторно, Московское областное УФАС России вынесло постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа на 600 тыс. руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «РЖД» обратилось в суд.

Арбитражный суд города Москвы отказал Обществу в удовлетворении требований и подтвердил законность постановления Московского областного УФАС России.

Справочно: ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) создано 1 октября 2003 года на базе Министерства путей сообщения. 100% акций компании принадлежат государству. Размер уставного капитала 2254029003000 руб.

Источник: Посмотреть

● Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решения Саратовского УФАС в отношении Администрации МО «Город Саратов».

22-09-2019

Субсидии на возмещение затрат по ремонту и содержанию линий электропередач наружного освещения выделялись неправомерно.

Ранее Саратовское УФАС России признало Администрацию города Саратов нарушившей Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так, она незаконно приняла постановление о предоставлении субсидий на возмещение затрат по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности.

Основанием к рассмотрению дела послужило представление прокуратуры Саратовской области.

При рассмотрении дела Комиссия УФАС установила, что Администрация на основании принятого постановления представляла субсидию на возмещение затрат по ремонту и содержанию линий электропередач наружного освещения. Так как выполнение этих работ относится к вопросом местного значения, финансирование должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако торги Администрацией проведены не были, а субсидия в размере 50 миллионов рублей была предоставлена единственной организации - МУП «Саргорсвет».

Управление антимонопольной службы вынесло Администрации МО «Город Саратов» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако, так как Администрацией в установленные сроки не были предприняты меры к восстановлению законного положения, УФАС возбудила дело по признакам нарушения администрацией Закона о защите конкуренции. Решением Управления администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация, не согласившись с решением Саратовского УФАС России, попыталась обжаловать его в судебном порядке. Однако суды трех инстанций отклонили требование заявителя, поддержав решение ведомства.

Источник: Посмотреть