Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (16.08.2021 - 22.08.2021)

26 августа 2021

● Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Московской области и Республике Хакасия (приказы Минэнерго России от 20.08.2021 №№ 789, 790).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, приказами от 20.08.2021 №№ 789, 790 Минэнерго России уведомило о проведении конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Московской области и территории Республики Хакасия.

В соответствии с вышеуказанными приказами минимальный размер денежных средств, не менее которого участник конкурса должен указать в заявке в качестве суммы, которую он будет обязан в случае признания его победителем конкурса предложить в оферте, направляемой кредиторам в счет уступки их требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов, сформированном Минэнерго России, равен:

- по Республике Хакасия – 49 362 957,39 руб.;

- по Московской области – 180 169 348,77 руб.

Сведения о должностных лицах, уполномоченных давать разъяснения об условиях проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика: Паромов Артем Олегович,            e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.:+7(495) 631-85-35.

Ссылка на приказы: Скачать приказ по Р. Хакасия; Скачать приказ по Московской обл.

Источник: Посмотреть

● 16 августа 2021 года для публичных обсуждений на сайте проектов НПА https://regulation.gov.ru/ размещена информация о подготовке проекта постановления Правительства РФ по внесению изменений в правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» направлен на обеспечение возможности утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, в отношении объектов капитального строительства которых утверждены в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности индивидуальные сметные нормативы, разработанные по решению Правительства России, а также получено положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости, если объем финансовых потребностей по таким инвестиционным проектам превышает объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Минэнерго России, а источниками финансового обеспечения средств, направляемых на финансирование соответствующих инвестиционных проектов, не являются бюджетные инвестиции и инвестиционные ресурсы, подлежащие включению либо включенные в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/08-21/00119276

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Глава Минэнерго Николай Шульгинов: «Предстоящий отопительный сезон будет сложным, нужно быть готовым к этому».

20-08-2021

Николай Шульгинов провёл заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) по подготовке субъектов электроэнергетики Сибирского федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов.

В ходе заседания Министр отметил работу энергокомпаний в неблагоприятных погодных условиях.

«Даже несмотря на достаточно непростую ситуацию с паводками и пожарами, с которой столкнулись регионы Сибири, энергокомпании отрабатывают всё в штатном режиме. Отключения потребителей, которые возникали при воздействии погодных аномалий, устранялись в максимально короткие сроки», – сказал Николай Шульгинов.

Также глава Минэнерго России рассказал о проводимой работе в части совершенствования нормативной базы. Так, разработаны изменения в методику оценки готовности компаний к работе в осенне-зимний период, применение которой позволит повысить надежность электроснабжения потребителей.

«Предстоящий отопительный сезон будет сложным. Сетевой комплекс будет испытывать непроектные нагрузки. К этому нужно быть готовым. Гидроэлектростанции будут загружены выше, чем в предыдущий ОЗП в рамках подготовки к следующему паводковому периоду, который также будет сложным», - сказал Министр.

В свою очередь председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин в ходе заседания подчеркнул, что в регионе проходит активная  подготовка к осенне-зимнему периоду, проводятся еженедельные совещания с муниципальными образованиями и ресурсоснабжающими организациями, под особым контролем находится завоз топливных ресурсов в отдаленные северные районы.

Источник: Посмотреть

● Вологодское УФАС России наложило три административных штрафа на сетевую компанию-монополиста за неподключение дачных домов граждан к электросетям.

16-08-2021

Сразу три  административных штрафа наложило Вологодское УФАС России на АО «Вологодская областная энергетическая компания»  (АО «Вологдаоблэнерго») за  совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП  РФ (несоблюдение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее – Правила технологического присоединения).

В антимонопольный орган обратились три гражданина -  жители Вологодской области -  с заявлением на действия сетевой компании-монополиста.

В первых двух случаях между вологжанами и АО «ВОЭК»  был заключен и уже оплачен договор  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дачных домов – у одного в  садоводческом товариществе  под Вологдой, у второго – в Череповецком районе. Оба гражданина пожаловались в Вологодское УФАС России на нарушение сетевой компанией сроков технологического присоединения: у одного гражданина согласно договору этот срок истек в июне, у другого – в феврале 2021 года.

Третий гражданин обратился в Вологодское УФАС России с заявлением на АО «Вологдаоблэнерго»  после того, как данная сетевая компания указала ему на необходимость обратиться  за договором технологического присоединения к электросетям дачного дома в ПАО  «МРСК Северо-Запада». Между тем, гражданин  ранее уже обращался в ПАО  «МРСК Северо-Запада», которое отправило его в  АО «Вологдаоблэнерго».

В ходе рассмотрения заявления вологжанина было установлено, что объекты необходимого класса напряжения, принадлежащие АО «Вологдаоблэнерго», находятся ближе к земельному участку заявителя, чем соответствующие объекты ПАО «МРСК Северо-Запада».  Соответственно, ответ АО «Вологдаоблэнерго»  о необходимости обращения гражданина в иную сетевую компанию противоречит Правилам технологического присоединения.

В результате АО «ВОЭК» за данные три факта нарушений, допущенных в отношении  технологического присоединения устройств граждан к электросетям, получило три административных штрафа на общую сумму 150 тыс. рублей.

Источник: Посмотреть

● Отменено постановление Агентства по тарифам Приморского края об установлении индивидуальных тарифов между сетевыми организациями.

ФАС России отменила постановление регулятора Приморского края об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края в связи с тем, что постановление не соответствует законодательству России в сфере электроэнергетики (приказ ФАС России от 17.08.2021 № 833/21).

Причиной отмены послужило несоответствие постановления Форме решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденной приложением № 7 к приложению № 2 приказа ФАС России № 834/18 (далее — Приложение № 7).

Согласно примечанию к заполнению формы Приложения № 7 первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организации, однако Агентством по тарифам Приморского края указанный порядок был не соблюден.

Кроме этого, ФАС России указало еще на нарушение Агентством по тарифам Приморского края Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, поскольку одноставочная и двухставочная форма тарифов является выражением одного и того же тарифа, плательщики по которому не могут различаться в зависимости от выбора одноставочного или двухставочного тарифа потребителем услуг.

Рассматриваемое постановление Агентства по тарифам Приморского края будет считаться отмененным с 1 ноября 2021 года.

Агентству по тарифам Приморского края надлежит к этому времени установить  индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылка на приказ ФАС России: Скачать

● ФАС России отменила приказ департамента цен и тарифов Магаданской области, принятый с превышением департаментом своих полномочий.

18 августа 2021 года ФАС России приняла приказ № 838/21 и отменила приказ департамента цен и тарифов Магаданской области, которым департамент установил индивидуальную плату в размере более 1 млрд. руб. за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Павлик» к электрическим сетям ПАО «Магаданэнерго».

Из приказа ФАС России следует, что ПАО «Магаданэнерго» обратилось в адрес департамента цен и тарифов Магаданской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Павлик» (горнодобывающее и перерабатывающее оборудование на базе золоторудного месторождения) к электрическим сетям ПАО «Магаданэнерго» по индивидуальному проекту.

Департамент цен и тарифов Магаданской области установил такую плату в размере более 1 млрд. руб.

Как следует из приказа департамента цен и тарифов Магаданской области, технологическое присоединение оборудования АО «Павлик» должно быть осуществлено от электрических сетей ПАО «Магаданэнерго» путем строительства BJI 110 кВ, а также строительства ПС-110/35/10 кВ «Павлик-2», строительства перемычки между подстанциями.

ФАС России приведена ссылка на пункт 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), согласно которому критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

- сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

- отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

- отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В соответствии с пунктом 29 Правил технологического присоединения, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил технологического присоединения критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Пункт 30 Правил технологического присоединения устанавливает, что технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.

ФАС России установила, что ограничений на максимальную мощность подстанции, к которой осуществляется технологическое присоединение оборудования АО «Павлик», при рассмотрении вопроса об установлении платы за технологическое присоединение не установлено, равно как и необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов.

Таким образом, антимонопольная служба пришла к выводу, что с учетом соблюдения критериев наличия технической возможности при осуществлении технологического присоединения оборудования АО «Павлик» путем строительства объектов «последней мили», оснований для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не усматривается.

Резюмировав, ФАС России отметила, что установив плату за технологическое присоединение в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил технологического присоединения, департамент цен и тарифов Магаданской области вышел за пределы своих полномочий.

Ссылка на приказ ФАС России: Скачать

● АО «Прионежская сетевая компания» оштрафовано на 800 тыс. руб. за нарушение правил технологического присоединения.

18 августа 2021 года Карельское УФАС России наложило на АО «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК») за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800 тыс. рублей.

Из постановления следует, что АО «ПСК» вменяется нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), которое выражено не только в нарушении нормативно установленного срока для направления в адрес заявителя договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, а в длящемся нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности энергоснабжения объекта, к которому, в свою очередь, привело длительное неправомерное уклонение от заключения договора технологического присоединения.

Заявитель обратился в антимонопольную службу повторно, поскольку АО «ПСК» бездействовало и не заключало с заявителем договор на технологическое присоединение, даже  несмотря на привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ по первому обращению заявителя и вынесении представления в отношении АО «ПСК».

При этом, как указано выше, в связи с повторностью совершения данного нарушения, что является отягчающим вину обстоятельством, Карельское УФАС по новому рассматриваемому делу привлекло сетевую организацию к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначило штраф в размере 800 тыс. руб.

Также УФАС выдало АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Сибирское управление Ростехнадзора выявило нарушения требований энергетической безопасности в АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания».

18-08-2021

Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провело внеплановую выездную проверку АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания» (АО «СШЭМК», г. Кемерово) в рамках мероприятий по контролю за подготовкой к отопительному периоду 2021-2022 годов.

В ходе проверочных мероприятий было выявлено 88 нарушений обязательных требований в области энергетической безопасности. Установлено, что не выполнен график проведения планово-предупредительных ремонтов оборудования; не проводятся замеры расстояний от проводов воздушных линий электропередачи до пересекаемых объектов и сооружений; не проводится предэкзаменационная подготовка электротехнического персонала; не сформирована комиссия по приемке линий электропередачи из капитального ремонта; не проводится оценка качества отремонтированного оборудования. Кроме того, установлено, что предприятием не проведены расследования причин 28 аварийных отключений электрооборудования, произошедших в 2021 году.

По результатам проверки директору АО «СШЭМК» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В отношении юридического лица и должностных лиц предприятия возбуждены дела об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ.

Источник: Посмотреть

● ФАС восстановила конкуренцию на рынке купли-продажи электроэнергии в Алтайском крае.

20-08-2021

Региональный орган регулирования отчитался об исполнении предупреждения антимонопольной службы.

Ранее ведомство обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Как установила ФАС России, орган регулирования Алтайского края необоснованно препятствовал деятельности гарантирующего поставщика АО «Алтайэнергосбыт». В феврале 2021 года регулятор принял решение сократить границы зоны деятельности этой компании за счет их увеличения у другого гарантирующего поставщика - АО «Алтайкрайэнерго» и передачи ему части потребителей «Алтайэнергосбыт».

Такие действия органа регулирования Алтайского края привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке купли-продажи электроэнергии (мощности). В связи с этим ФАС России выдала регулятору предупреждение о необходимости отменить принятое решение о сокращении границ зон деятельности «Алтайэнергосбыт». В начале августа регулятор отчитался об исполнении предупреждения и восстановлении границы зоны деятельности гарантирующего поставщика АО «Алтайэнергосбыт».

Справочно:

По общему правилу, региональным органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозсубъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Источник: Посмотреть

● Арбитражный суд Тульской области признал законными решение, предписание и постановление о назначении административного наказания Тульского УФАС России.

20-08-2021

В феврале 2020 года в Тульское УФАС России поступило заявление ЖСК «Наш дом» о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья»,  в лице филиала «Тулэнерго», антимонопольного законодательства. По данному заявлению Управлением в отношении последнего было возбуждено дело.

В январе 2021 года Комиссией Управления было принято решение  о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья»,  в лице филиала «Тулэнерго», антимонопольного законодательства путем формирования объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в интересах ЖСК «Наш дом», конечными потребителями которого были граждане (физические лица), применяя к нему порядок определения объема переданной электроэнергии, установленный Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442, а не  Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Обществу выдано предписание о прекращении и устранении нарушения, а также назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 067 498,50 рублей.

Филиал «Тулэнерго» не согласившись с решением, предписанием, постановлением Управления обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о его отмене и признании незаконным.

Арбитражный суд Тульской области не согласился с доводами филиала «Тулэнерго» и признал решение, предписание и постановление Управления законными, однако административное наказание в виде штрафа снизил в половину.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд дал определение понятию «нарушение ценообразования в электроэнергетике» (определение ВС РФ от 16.08.2021 № 307-ЭС21-4959).

Из судебных актов следует, что ТСЖ «Полет» не представило в адрес гарантирующего поставщика сведения о показаниях индивидуального прибора учета в многоквартирном доме (что повлекло за собой определение объемов потребления электроэнергии по нормативу и необходимость оплаты энергии в завышенном размере), за что ТСЖ было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования в электроэнергетике.

ТСЖ обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Роспотребнадзора.

Суды трех инстанций отказали ТСЖ в удовлетворении заявления, посчитав законным постановление Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.

Товарищество обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просило их отменить.

Определением от 16.08.2021 № 307-ЭС21-4959 Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу ТСЖ и отменил судебные акты нижестоящих инстанций.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» определено понятие «ценообразование» - это процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

За нарушение порядка ценообразования установлена административная ответственность частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, согласно которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Между тем, как отмечено Верховным Судом, ТСЖ не участвует в процессе ценообразования при оказании услуг по энергоснабжению, равно как и не оказывает саму услугу. При этом фактически вмененное в рассматриваемом случае товариществу нарушение, выразившееся в невыполнение им обязанности по передаче ресурсоснабжающей организации сведений о показаниях индивидуального прибора учета по спорной квартире в МКД, необходимых для расчета ресурсоснабжающей организацией размера платы за коммунальную услугу энергоснабжения, не является нарушением порядка ценообразования.

Таким образом, Верховный Суд указал, что указанные действия товарищества не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть