Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (15.10.2018-21.10.2018)

22 октября 2018

Разрешение на строительство (реконструкцию) линейного объекта, расположенного на территории двух субъектов РФ, независимо от местоположения части (этапа) такого объекта, подлежащего строительству (реконструкции), выдается Минстроем России (письмо Минстроя России от 03.10.2018 № 40531-ЛС/03).

В письме Минстроя России от 03.10.2018 № 40531-ЛС/03 «Об органе, уполномоченном на выдачу разрешения на строительство линейного объекта» отмечается, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - Кодекс) разрешение на строительство, как правило, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ.

Под реконструкцией линейных объектов в Кодексе понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других), или при котором требуется изменение границ полос отвода, и (или) охранных зон таких объектов.

Линейный объект является объектом недвижимого имущества, его реконструкция в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» влечет необходимость внесения изменений в ЕГРН об изменении объекта недвижимости (что потребует, также, проведения кадастровых работ в отношении всего реконструируемого линейного объекта в случае изменения основных характеристик объекта).

В соответствии с Положением о Минстрое России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) осуществляет Минстрой России.

Таким образом, в случае строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории двух субъектов РФ (независимо от местоположения части (этапа) такого объекта, подлежащего реконструкции, например, только на территории одного муниципального образования субъекта Российской Федерации), органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, является Минстрой России.

Несоблюдение указанного правила является основанием для привлечения к административной ответственности, а также отказа в регистрации прав на построенный или реконструированный объект органами Росреестра.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

18.10.2018 Госдума приняла во 2-м чтении проект закона об унификации госпошлин за досудебные споры по тарифам (законопроект № 542772-7).

Госдума приняла во втором чтении законопроект, унифицирующий госпошлины за принятие решений по заявлениям о рассмотрении споров и разногласий, касающихся регулируемых цен (тарифов, ставок и т.д.) и устанавливающий их в размере 120 тыс. руб. Законопроект разработан ФАС и внесен Правительством РФ.

Сейчас, согласно Налоговому кодексу, госпошлина за принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением тарифов в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях, установлена в размере 160 тыс. руб. В свою очередь, госпошлина за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, установлена в размере 80 тыс. руб.

Как отмечается в пояснительной записке, такие решения оформляются правовыми актами ФАС России, при этом объемы работ - одинаковые. В связи с этим предлагается унифицировать размеры соответствующих госпошлин, установив их на уровне 120 тыс. руб.

«Если количество досудебных споров и разногласий не изменится, бюджет получит дополнительно более 10 млн. руб.», - отметил замглавы ФАС Сергей Пузыревский.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Региональные парламентарии направили предложения в Минэнерго России.

19-10-2018

Волгоградская областная Дума обратилась в Министерство энергетики РФ с предложениями по урегулированию ситуации с неучтенным потреблением электроэнергии. Соответствующее постановление было принято на заседании регионального законодательного собрания.

Областные парламентарии предлагают внести изменения в постановление Правительства РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Подготовленные с участием исполнительной власти, антимонопольных органов и энергетиков поправки регламентируют действия поставщиков и потребителей электроэнергии при выявлении факта истечения срока межповерочного интервала прибора учета. Применяемые в постановлении формулировки предлагается конкретизировать с целью недопущения различных толкований. Кроме того, сетевым организациям вменяется в обязанность заранее предупреждать потребителей об окончании срока поверки. А при несоблюдении межповерочного интервала плату за неучтенное потребление электроэнергии начислять в зависимости от выявленной исправности или неисправности счетчиков.

Напомним, что с 2015 года доминирующие на региональном рынке сетевые организации в ситуациях с «просроченными» электросчетчиками занимают жесткую позицию – они предъявляют потребителям к оплате штрафные начисления, суммы которых значительно превышают стоимость реально расходуемой электроэнергии. Многомиллионным санкциям были подвергнуты не только коммерческие предприятия, но и садоводческие товарищества, бюджетные учреждения, общественные организации. В результате некоторые из них были поставлены на грань банкротства. Данные факты стали поводом для судебных разбирательств. Вместе с тем большинство именно этих потребителей долгое время добросовестно оплачивали поставляемую электроэнергию, а просрочку обязательной поверки счетчика допустили по незнанию или недосмотру должностных лиц.

Принятое Волгоградской областной Думой обращение к руководителю Минэнерго Александру Новаку будет обсуждаться 26 октября на Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации в Краснодаре. Волгоградские парламентарии планируют заручиться поддержкой коллег из других регионов страны, для того чтобы привлечь внимание федеральных властей к этому социально значимому вопросу.

Источник: Посмотреть

● 15.10.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части дополнительных мер по укреплению платежной дисциплины и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части совершенствования регулирования заключения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии».

Проект Федерального закона разрабатывается для решения следующих проблем в правоприменительной практике:

- Нарушение сроков оплаты за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике вызывает убытки инфраструктурных организаций и создает существенные финансовые риски, в том числе связанные с недофинансированием экономически обоснованных расходов по осуществлению деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Учитывая инфраструктурный и всеобъемлющий характер деятельности Системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, это, в свою очередь, может повлиять на надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в целом.

- Сложившаяся после принятия Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ судебная практика ограничила сферу применения законной неустойки случаями нарушения только сроков окончательного расчёта за поставленные ресурсы. Правоприменительная практика исходит из того, что удовлетворение иска о взыскании законной неустойки за нарушение сроков внесения промежуточных платежей возможно только в том случае, если в законе содержится прямое указание о применении законной неустойки к случаям нарушения обязательств по внесению промежуточных платежей. Неурегулированность вопроса начисления законной неустойки в случае нарушения обязательств по внесению промежуточных платежей за электрическую и тепловую энергию (теплоноситель) не только не позволяет гарантирующему поставщику и единой теплоснабжающей организации стимулировать потребителей к надлежащему исполнению обязательств, но и может привести к таким негативным последствиям, как лишение (утрата) статуса гарантирующего поставщика и единой теплоснабжающей организации.

- В действующей редакции Федерального закона «О концессионных соглашениях» не предусмотрена возможность установить в качестве обязательного условия такого соглашения условие об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, что приводит к росту рисков концессионеров и служит одним из административных барьеров, сдерживающих внедрение концессионных соглашений в электроэнергетике, в том числе для распределенных энергетических систем.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/10-18/00084926

Ссылка на проект: Посмотреть

● 17.10.2018 Минэнерго России уведомило о подготовке проектапостановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 872 «Об особенностях технологического присоединения территорий опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и «Надеждинская»».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях выполнения технологического присоединения к сетям ФСК на уровне напряжения ниже 110 кВ для территорий опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и «Надеждинская».

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/10-18/00084997

Ссылка на проект: Посмотреть

Замглавы ФАС России Сергей Пузыревский: проводимая ФАС контрольно-надзорная работа в сфере тарифного регулирования позволила исключить из тарифов 7,5 миллиардов необоснованных расходов.

16-10-2018

«В прошлом году антимонопольная служба проводила плановые и внеплановые проверки решений региональных тарифных органов. Были проанализированы 3,5 тысячи тарифных решений и выданы более 60 предписаний в связи с выявленными нарушениями законодательства о ценообразовании.  Также ФАС России рассмотрела порядка 250 досудебных споров и разногласий. По результатам всех проверочных и контрольно-надзорных мероприятий антимонопольная служба приняла решение об исключении из состава установленных тарифов около 7,5 млрд. рублей», - сообщил замглавы ФАС Сергей Пузыревский на Всероссийском семинаре-совещании по тарифному регулированию в Ялте.

Кроме того, замглавы ФАС указал виды нарушений, которые допускают тарифные органы субъектов РФ.

Затем он перешёл ко второй части своего выступления, где он указал на планируемые законодательные изменения в сфере тарифного регулирования.

Так, более 150 нормативных правовых актов регулируют сферу тарифов: 18 федеральных законов, 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных правовых актов регламентируют в настоящее время систему ценообразования в нашей стране.

«В апреле 2018 года постановлением Правительства РФ утверждён единый порядок рассмотрения досудебных споров и разногласий. Теперь вместо 16 документов есть один», - отметил Сергей Пузыревский.

Говоря о новом порядке рассмотрения досудебных споров, замруководителя ФАС указал, что для рассмотрения спора одна из сторон должна подать заявление в ФАС России не позднее чем через три месяца после того, как она узнала или должна была узнать о нарушении своих прав. У антимонопольного ведомства есть 10 дней на принятие решения о рассмотрении дела или об отказе заявителю в рассмотрении. Ранее, законодательством Российской Федерации были закреплены различные сроки рассмотрения досудебных споров и тарифных разногласий, которые составляли от 30 до 90 дней. Теперь срок рассмотрения всех споров ФАС России составит 90 дней с правом продления рассмотрения ещё на месяц.

Новым порядком закреплена возможность участия в рассмотрении досудебных споров федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах ТЭК, ЖКХ, электроэнергетики, транспорта, в зависимости от предмета досудебного спора. Представитель Минэкономразвития участвует в работе Комиссии ФАС России на постоянной основе.

Таким образом, по мнению ФАС, произошло определённое упорядочивание и унификация тарифного регулирования.

«Параллельно в Государственной Думе рассматривается законопроект об установлении единой пошлины по рассмотрению досудебных споров и разногласий. ФАС предлагает установить её размер в 120 000 рублей. На прошлой неделе законопроект был принят в первом чтении Государственной Думы, рассчитываем, что в скором времени он будет принят во втором и третьем», - уточнил замруководителя службы.

В завершение Сергей Пузыревский рассказал о том, что проект закона о госрегулировании тарифов внесён в Правительство РФ и дискуссия по нему в настоящее время продолжается, однако все участники процесса отмечают важность его принятия.

Источник: Посмотреть

● ФАС на год перенесла выравнивание тарифов в регионах

17-10-2018

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассчитывает начать выравнивание тарифов на передачу электроэнергии в российских регионах в 2020 году, сообщил журналистам заместитель главы ФАС Виталий Королев.

До этого переход на выравнивание тарифов, которые сегодня могут отличаться между российскими регионами в 12 раз, планировался в 2019 году. Для выравнивания власти намерены привести ставки к так называемому эталонному значению.

«Мы рассчитывали, что в 2018 году нам удастся принять нормативные акты, которые позволят с 2019 года осуществить пилотный переход на эталонные затраты нескольких компаний электросетевого комплекса, это будет осуществлено на добровольной основе. Рассчитываем, что в 2019 году нам удастся создать полную методологию, которая позволит с 2020 года перейти на этот метод как обязательный», - сказал Королев на семинаре в Ялте.

Затраты сетевых компаний при введении эталона должны состоять из постоянной составляющей расходов, определяемой по методу эталонных затрат, и переменной составляющей, которая определяется с учетом инвестиционной программы компании, утвержденной региональным правительством, считает ФАС.

Антимонопольная служба также рассчитывает исключить право тарифных органов субъектов РФ превышать предельные уровни тарифов на электроэнергию без согласования с ФАС, сказал Королев журналистам.

Источник: Посмотреть

Представитель ФАС России Дмитрий Васильев: избыточная нагрузка на потребителей от неравномерного распределения перекрестного субсидирования недопустима.

18-10-2018

Новый порядок расчета и распределения перекрестного субсидирования в электроэнергетике обсудили на круглом столе в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию в Ялте.

«Перекрестное субсидирование - это перераспределение финансовой нагрузки с категории потребителей «население» на «прочих» потребителей. В 2018 году общая сумма перекрестного субсидирования в электроэнергетике по Российской Федерации достигла 220 млрд. рублей. 16 субъектом РФ формируют 51 % объемов перекрестного субсидирования. Наибольшее перекрёстное субсидирование наблюдается в Свердловской области», - сообщил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев в рамках мероприятия.

Также спикер пояснил, сколько дополнительно платят «прочие» потребители в зависимости от субъекта Российской Федерации.

«Приемлемые параметры перекрестного субсидирования на «прочих» потребителей должны составлять не более 10 процентов. К регионам с такой нагрузкой, например, относятся Москва и Московская область.15 процентов и более – это уже значительная дополнительная нагрузка. При этом среднее значение по субъектам РФ достигает 22 процента. Также в настоящее время отсутствует порядок распределения объемов перекрестного субсидирования по уровням напряжения в рамках единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии», - отметил Дмитрий Васильев.

Представитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что сложившая ситуация с избыточной нагрузкой на потребителей недопустима, и ФАС России поддерживает мероприятия по оптимизации и справедливому распределению перекрестного субсидирования.

Также Дмитрий Васильев рассказал об оценке подходов по дифференциации тарифов ПАО «ФСК ЕЭС», отметив, что они требуют проработки в рамках разработки НПА:

«В частности, необходимо решить, единый тариф ПАО «ФСК ЕЭС» будет установлен для всех субъектов РФ или нет. Также нужно уточнить, каким образом ПАО «ФСК ЕЭС» будет возвращать денежные средства «котлодержателю» (в т.ч. ДЗО ПАО «Россети»), есть ли целевая задача (целеполагание) введения дифференциации. Кроме того, возникает вопрос, справедливо ли введение данной дифференциации для потребителя и в чем её положительный эффект».

Источник: Посмотреть

Представитель ФАС РоссииСергей Дудкин: для совершенствования тарифного регулирования на Дальнем Востоке за последний период был сформирован необходимый законодательный фундамент.

18-10-2018

Сейчас эта работа продолжается, и до конца года будут приняты ещё несколько нормативных актов в части изолированных территорий.

«Государство создало правовую основу доведения тарифов на Дальнем Востоке до базовых уровней. Были разработаны и приняты поправки в Закон об электроэнергетике, а также подзаконные акты», - отметил заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Сергей Дудкин на Всероссийском семинаре-совещании по тарифному регулированию в Ялте.

«Снижение цен на электроэнергию составило от 27% до 62%. Перерасчет за электроэнергию для предприятий, работающих на Чукотке, Камчатке, Магадане, Сахалине и Якутии, уже ведется с 1 января 2017 года», - продолжил он.

Представитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что работа в этом направлении продолжается.

«До конца текущего года ожидается принятие нормативных актов, вводящих долгосрочное регулирование в изолированных энергорайонах. Это позволит привлечь инвестиции в модернизацию объектов энергетики, использовать новые технологии, замещать традиционное топливо возобновляемыми источниками энергии, - подчеркнул Сергей Дудкин.  - Не связанные с Единой энергетической системой России изолированные энергосистемы Дальнего Востока имеют потенциал снижения себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Переход к долгосрочному регулированию, гарантии сохранения экономии расходов на топливо будут способствовать модернизации энергообъектов с целью повышения их эффективности».

Источник: Посмотреть

Задача упрощения технологического присоединения потребителей и доступности инфраструктуры является одной из приоритетной для ФАС России.

18-10-2018

Антимонопольная служба подвела итоги реализации «дорожной карты» по повышению доступности энергетической инфраструктуры в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию в Ялте

«Ещё в 2012 году Правительством Российской Федерации была поставлена задача по упрощению условий подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России. Для решения этой задачи принята «дорожная карта». В качестве контрольных показателей успешной её реализации выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Главный целевой ориентир, который выбран в 2012 году, - это вхождение Российской Федерации в топ-20 этого рейтинга», - сообщил заместитель начальника Управления регулирования в сфере электроэнергетики ФАС России Алексей Воронин.

Представитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что принятые меры позволили сократить этапы подключения к энергосети с 10 до 5, а срок подключения с 281 дня в 2012 году до 40 дней в 2018 году.

Кроме того, уменьшилась финансовая нагрузка на предпринимателей при открытии бизнеса - стоимость подключения к электросетям для заявителей, например, до 150 кВт мощности, сократилась в среднем на 30%.

«Все эти и другие достижения позволили Российской Федерации занять 10 место в рейтинге Doing Business», - сказал Алексей Воронин.

Также он рассказал и о необходимости адресности льгот для потребителей. Представитель ФАС отметил, что следует учитывать возможности субъектов Российской Федерации, т.к. регионы с высоким уровнем бюджета могут предоставлять льготы и определять перечень потребителей, которым эта льгота предоставляется, а есть регионы с низким его уровнем и соответственно сделать этого не могут.

«Несмотря на то, что «дорожная карта» реализована, работа в части усовершенствования системы подключения к энергосетям продолжится», - резюмировал Алексей Воронин.

Источник: Посмотреть

● Две калининградские энергокомпании оштрафовали на 20,7 млн. руб.

18-10-2018

Арбитражный суд Калининградской области оштрафовал АО «Янтарьэнерго» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» на 20,7 млн. рублей. Об этом информирует пресс-служба регионального Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС).

По информации ведомства, причиной обращения в суд стало нарушение обеими энергокомпаниями части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. Региональным УФАС было выявлено, что АО «Янтарьэнерго» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» установили необоснованно завышенный тариф на услуги по ограничению и возобновлению поставки электроэнергии потребителям. Это привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, отмечается в сообщении пресс-службы.

В результате суд решил назначить наказание в виде штрафа для АО «Янтарьэнерго» в размере 20 146 329,28 руб., для ОАО «Янтарьэнергосбыт» — 562 500 руб. Ранее к административной ответственности были привлечены виновные должностные лица, работающие в данных организациях.

Как пояснили РБК Калининград в пресс-службе ОАО «Янтарьэнергосбыт», тариф на услуги по ограничению и возобновлению электроэнергии не корректировался с 2012 года: стоимость данной услуги постановлением правительства РФ №624 ограничена до 500 рублей. В компании считают, что действующие расценки не соответствуют фактическим затратам. Энергетики уже подали кассационную жалобу на решение суда относительно стоимости таких услуг.

Справочно:

Акционерное общество «Янтарьэнерго» (дочернее предприятие ПАО «Россети») создано в 1945 году. Является самой крупной сетевой компанией в Калининградской области. Территория обслуживания составляет 15,1 тыс. квадратных километров. Имеет семь межгосударственных связей с энергосистемой Литвы.

Открытое акционерное общество «Янтарьэнергосбыт» создано 2 июня 2008 года в результате реформирования энергосистемы региона. С 1 января 2012 года «Янтарьэнерго» передало компании права и обязанности по действующим договорам энергоснабжения. Потребителями услуг организации являются как крупные промышленные предприятия, так и небольшие организации.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд РФ  согласился с выводами нижестоящих инстанций о бездоговорном потреблении на сумму 222 млн. руб., рассчитанную с даты государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты к потребителю до момента выявления факта бездоговорного потребления электроэнергии(определение Верховного Суда РФ от 15.10.2018 № 301-ЭС18-15530).

Сетевая организация ПАО «МОЭСК» обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к АО «Транснефть-Верхняя Волга» о взыскании 222 053 936,50 руб. задолженности по оплате бездоговорного потребления электрической энергиина основании актов о бездоговорном потреблении электроэнергии.

Решением суда первой инстанции от 13.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2018 и постановлением суда округа от 14.06.2018, с АО «Транснефть-Верхняя Волга» в пользу сетевой компании взыскано 222 053 936,50 руб. задолженности.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, АО «Транснефть-Верхняя Волга»  обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой об отмене данных судебных актов.

Определением от 15.10.2018 № 301-ЭС18-15530 Верховный Суд РФ не удовлетворил кассационную жалобу АО «Транснефть-Верхняя Волга» и согласился с выводами судов нижестоящих инстанций.

Как установлено судами, в рассматриваемом случае основанием для взыскания неосновательного обогащения в виде бездоговорного потребления  явилось потребление АО «Транснефть-Верхняя Волга»  электрической энергии в период с даты государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты от ООО «Мостранснефтьпродукт» в собственность Общества (с 06.06.2016)до момента выявления факта бездоговорного потребления электроэнергии (до 06.03.2017).

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным и может быть заключен до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств (п. 28 Основных положений № 442). Лицо, имеющее намерение заключить такой договор с гарантирующим поставщиком, предоставляет заявление о заключении соответствующего договора и необходимые документы, указанные в п. 34 Основных положений № 442. Порядок и сроки заключения договора содержатся в п. 38 и 39 Основных положений № 442.

Судами отмечено, что Акт о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии, определенного расчетным способом, и не исключает для потребителя возможность представить иные доказательства подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства в установленном порядке и факта сложившихся фактических договорных отношений (ст. 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В отсутствие договора-документа отношения между потребителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с учетом конкретных обстоятельств дела (например, потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) плату за потребление электрической энергии, передает в установленном порядке показания приборов учета, а ресурсоснабжающая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, принимает показания приборов учета) могут быть квалифицированы судом в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

Однако, как указано судами, в рассматриваемом случае АО «Транснефть-Верхняя Волга» таких доказательств суду не представлено, факт потребления электроэнергии в спорный период не оспорен.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд в очередной раз подчеркнул, что законная неустойка подлежит начислению только за просрочку окончательного (не авансового) платежа за услуги по передаче электроэнергии (определения Верховного Суда РФ от 15.10.2018 №№ 305-ЭС18-10445, 305-ЭС18-10447).

Основной вывод: законная неустойка не может быть начислена за просрочку авансовых платежей за услуги по передаче электроэнергии.

Основные выводы, вытекающие из судебных актов:

- правоотношения по передаче электроэнергии опосредуются публичным договором возмездного оказания услуг, по условиям которого сетевая организация (исполнитель) осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в точке поставки потребителя, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным нормативным требованиям, а потребитель оплачивает эти услуги (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ; п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике; п. 4, 9, 12, 15, 34, 36 Правил № 861);

- в соответствии с пп. «б» п. 14 Правил № 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, которые определены настоящими Правилами. Объем услуг определяется за расчетный период, который для целей оплаты услуг составляет, как правило, один календарный месяц;

- исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, то есть определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ);

- законная неустойка (пеня в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки) установлена п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике и начисляется со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты оказанных потребителям услуг по день фактической оплаты. Как следует из содержания указанной нормы, законной неустойкой обеспечивается исполнение не всякого обязательства потребителя, возникшего из договора возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии, а лишь обязательства по оплате фактически оказанных услуг, которое окончательно формируется, как правило, по окончании расчетного периода;

- в силу принципа свободы договора обеспечение неустойкой своевременного внесения авансовых (промежуточных) платежей само по себе не противоречит законодательству. Однако такое условие должно быть согласовано сторонами в договоре (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3(2016)). Поскольку данное условие касается ответственности, оно не должно допускать двоякого или расширительного толкования. При неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон спорное условие подлежит толкованию в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия(п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Ссылка на определения ВС РФ: Посмотреть-1

Посмотреть-2

Верховный Суд РФ отметил, что существенное уменьшение неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ является правом суда и не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права(определение Верховного Суда РФ от 17.10.2018 № 305-ЭС18-15884).

Как следует из судебных актов, АО «Оборонэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании денежных средств в сумме 43 118 349,92 руб., составляющих неустойку за просрочку исполнения обязательств в рамках государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018 и постановлением окружного суда от 20.07.2018, с министерства в пользу общества взыскано 13 000 000 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано. Судами произведено уменьшение неустойки с 43 млн. руб. до 13 млн. руб. в связи с применением ст. 333 ГК РФ, в которой указано, чтоесли подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Судами принят во внимание компенсационныйхарактер неустойки, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии у АО «Оборонэнергосбыт» последствий нарушения Минобороны РФ своих обязательств, размер возможных убытков в связи с несвоевременной оплатой, небольшой период просрочки.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, АО «Оборонэнергосбыт» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило данные акты судов отменить.

Определением от 17.10.2018 № 305-ЭС18-15884 Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы Общества  на том основании, что несогласие заявителя с выводами судебных инстанций о несоразмерности неустойки в размере 43 млн. руб. последствиям не исполнения Минобороны РФ своих обязательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть