Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (15.06.2020 - 21.06.2020)

22 июня 2020

●Актуализирована Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 года (распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р).

Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» детализируются основные положения настоящей Стратегии в генеральных схемах развития и других документах стратегического и перспективного планирования в сфере энергетики.

В электроэнергетике и теплоснабжении на I этапе реализации настоящей Стратегии продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую и тепловую энергию в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей энергии, прежде всего сокращение перекрестного субсидирования цен (тарифов) между группами потребителей. Будет происходить сокращение накопленных избытков мощности, масштабная модернизация действующих генерирующих мощностей и вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного генерирующего оборудования. В дальнейшем продолжится обновление генерирующих мощностей на основе перспективных инновационных технологий и оптимизация их (мощностей) структуры по типам электростанций в соответствии с динамикой спроса на электрическую энергию и мощность.

На II этапе основным содержанием преобразований станет переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергетических ресурсов и новых углеводородных и других источников энергии. Получит развитие водородная энергетика. Приоритеты сместятся от добычи и магистрального транспорта топлива к его глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов. Рост переработки ресурсов вызовет дополнительный спрос на продукцию и услуги таких секторов, как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура.

В результате реализации настоящей Стратегии будет обеспечено устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию организаций топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики.

В приложениях приведены:

- показатели реализации Энергетической стратегии на период до 2035 года;

- прогнозный топливно-энергетический баланс РФ до 2035 года;

- перечень технологического оборудования, востребованного организациями топливно-энергетического комплекса РФ, создание или локализация производства которого необходимы на территории РФ до 2035 года.

Начало действия документа - 09.06.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Введены ограничения на доступ к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса (постановление Правительства РФ от 13.06.2020 № 856).

      

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 № 856 «О внесении изменений в Положение о порядке доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» установлено, что данные, содержащиеся в информационной системе, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, и информации, включенной в перечень информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, в отношении которой устанавливается недопустимость ограничения доступа к ней.

Данные, являющиеся конфиденциальной информацией, составляющей коммерческую тайну или иную охраняемую законом тайну, предоставленные в обязательном порядке субъектом информационной системы для включения в информационную систему, после их включения в информационную систему являются информацией ограниченного доступа. Предоставление таких данных осуществляется с соблюдением требований законодательства о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне с учетом части 5 статьи 12 Федерального закона «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».

Также приводится перечень информации, содержащейся в ГИС ТЭК, в отношении которой устанавливается недопустимость ограничения доступа к ней. Такой информацией, в частности, является:

- аналитическая информация в агрегированном виде, полученная в результате обобщения, классификации, систематизации информации, в том числе в виде выводов, предложений, рекомендаций, прогнозов, в сфере российского ТЭК;

- информация, доступ к которой не может быть ограничен в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, включая информацию о негативном воздействии деятельности субъектов ТЭК на окружающую среду, климат, о принимаемых мерах, о лицензиях на пользование недрами, включая участки недр, содержащие уголь, горючие сланцы, торф, нефть, газ и газовый конденсат;

- информация, которая является общедоступной, в том числе о документах стратегического планирования, схемах и программах перспективного развития электроэнергетики, схемах теплоснабжения в части, не составляющей охраняемую законом тайну, о приобретении и использовании энергетических ресурсов, продуктов их переработки по государственным контрактам на их поставку или иным договорам федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями в части, не составляющей охраняемую законом тайну;

- информация, обрабатываемая Минэнерго России, если такая информация не составляет государственную тайну, коммерческую тайну или иную охраняемую законом тайну;

- информация, составляющая коммерческую тайну, в отношении которой ее обладателем предоставлено согласие на ее предоставление иным лицам с использованием программных средств государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса.

Начало действия документа - 25.06.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Разработаны Методические указания для расчета регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приказ ФАС России от 27.03.2020 № 330/20).

Приказом ФАС России от 27.03.2020 № 330/20 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» установлено, что Методические указания  применяются при установлении тарифов с 1 июля 2020 года и в последующие годы, и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также поставщиками - субъектами оптового рынка, владеющими на праве собственности или на ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности.

Методические указания содержат, в том числе расчет расходов, относимых на производство электроэнергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Начало действия документа - 28.06.2020. Методические рекомендации, утвержденные данным документом, применяются при установлении тарифов с 1 июля 2020 года и последующие годы в случаях, предусмотренных пунктом 48 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Скорректированы Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ ФАС России от 01.04.2020 № 348/20).

Приказом ФАС России от 01.04.2020 № 348/20 «О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17» в частности, предусматривается, что в случае если заявителем не может быть выбран вид ставки платы за технологическое присоединение, расчет размера платы за технологическое присоединение осуществляется с применением стандартизированных тарифных ставок.

Исключены положения, касающиеся установления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, максимальная мощность которых не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ.

В отношении садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при соблюдении установленных условий.

Уточняется, что при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту стоимость мероприятий «последней мили» определяется по стандартизированным тарифным ставкам.

Начало действия документа - 29.06.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Внесены изменения в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов (приказ ФАС России от 11.03.2020 № 251/20).

Приказом ФАС России от 11.03.2020 № 251/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. К: 1554/17» предусмотрены изменения графика поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и установлено ежегодное увеличение доли эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика в течение (не более) 4 лет (ранее 3 лет), начиная с 2018 года.

Начало действия документа - 30.06.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 15.06.2020 открыт для публичных обсуждений проект Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Целью разработки Административного регламента является оптимизация и актуализация исполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проект Административного регламента направлен на установление порядка предоставления государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Проект Административного регламента определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора и его территориальными органами, их должностными лицами, порядок взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Разработчик – Ростехнадзор

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/06-20/00102893

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 19.06.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в (из) энергосистемы иностранных государств в неценовых зонах оптового рынка».

Проект приказа ФАС России разработан во исполнение пункта 55 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, предусматривающего, что Федеральная антимонопольная служба в соответствии с утверждаемыми ею методическими указаниями устанавливает цены (тарифы) и (или) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в (из) энергосистемы иностранных государств ‎в неценовых зонах оптового рынка.

Действующий в настоящее время приказ ФСТ России от 07.12.2007 № 439-э/26 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) в целях экспорта (импорта) в электроэнергетические системы иностранных государств» был принят до реформирования электроэнергетики в Российской Федерации и либерализации цен на рынке электрической энергии (мощности), в настоящее время не соответствует действующему законодательству и признается утратившим силу.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/06-20/00103124

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Поглощение мелких электросетевых компаний оплатят потребители.

15-06-2020

Минэнерго предусмотрело возможность роста одноставочного котлового сетевого тарифа в регионе выше инфляции при консолидации электросетевого комплекса, следует из проекта постановления, опубликованного на regulation.gov.ru(см.Обзор основных изменений российского законодательства и правоприменения в сфере электроэнергетики (08.06.2020 - 14.06.2020). Увеличение тарифа возможно при покупке сетей, не имеющих утвержденного тарифа. В основном это сети садоводств или частных компаний, которые лишились статуса ТСО после введения в 2015 году критериев квалификации. Если же речь идет о приобретении действующей ТСО, консолидатор будет окупать сделку только за счет экономии операционных расходов: у небольших ТСО тариф, как правило, выше, чем у крупной компании. Активы будут оцениваться исходя из предельных цен оборудования (утверждаются Минэнерго) с учетом амортизации.

Купить конкурента сможет любая компания независимо от структуры собственников. Однако основным бенефициаром этой программы на рынке считают госхолдинг «Россети», неоднократно заявляющий о планах поглощения конкурентов. В 2019 году общая выручка частных ТСО составила 870 млрд. руб., а межрегиональных распредсетевых компаний «Россетей» — 807 млрд. руб., оценил Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». В «Россетях» сообщили, что взаимодействуют с Минэнерго и иными ведомствами при разработке постановления и «поддерживают гармонизацию законодательства в этой части».

Сокращение числа ТСО заложено в стратегию развития электросетевого комплекса для достижения «технического и тарифного единообразия». После введения критериев квалификации число ТСО снизилось с 3 тыс. до 1,6 тыс. Второй этап затормозился: регуляторы не могли решить, за счет каких средств консолидатор будет скупать ТСО. Больше всего ТСО (более 50) находится в Московской, Оренбургской, Саратовской областях, Краснодарском крае, по данным «Совета рынка» (регулятор энергорынков). По стратегии к 2030 году останется 800 ТСО.

В Минэнерго подтвердили, что консолидация объектов, ранее не участвовавших в тарифном регулировании, действительно может вести к росту тарифов. «Но котловые тарифы для потребителей необязательно вырастут, регулятор учитывает все аспекты. Например, может быть произведена корректировка (перераспределение) выручки внутри «котла» между ТСО, учтен рост полезного отпуска, а также произведены иные корректировки. Все зависит от конкретного случая в конкретном регионе»,— утверждают там. Каждый проект будет оцениваться с учетом необходимости обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения и перспектив использования.

В ФАС считают, что проект постановления «может привести к росту «котлового» тарифа в регионе выше инфляции». В Минэкономики говорят, что не являются участниками обсуждения, проект официально к ним не поступал. В «Совете рынка» изучают материалы. В «Сообществе потребителей энергии» говорят, что в проекте реализованы худшие опасения: «Всю экономию от консолидации присваивает монополия, при этом допускается, что сетевые тарифы из-за расходов на покупку конкурентов могут расти выше инфляции».

По оценке главы Ассоциации защиты бизнеса Александра Хуруджи, в РФ около 1,5 тыс. сетей без тарифа. Есть риск, что оценка активов будет непрозрачной и начнется принудительная скупка мелких компаний за счет потребителей, говорит он.

Оценить экономический эффект на данной стадии он не берется. По расчетам Николая Посыпанко из Vygon Consulting, инвестпроект по покупке ТСО окупается за пять-десять лет. «Основной риск — вероятный пересмотр параметров регулирования»,— полагает он. Если правила позволят при поглощении конкурентов еще и наращивать тарифы, уточнил эксперт, количество привлекательных активов вырастет, как и цены сделок.

Источник: Посмотреть

● Александр Новак переизбран Председателем Совета директоров ПАО «Россети».

19-06-2020

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак переизбран Председателем Совета директоров ПАО «Россети».

За кандидатуру Министра единогласно проголосовали все участники Совета директоров.

В Совет директоров электросетевого холдинга «Россети» входит 15 человек. Среди них заместитель Министра энергетики Российской Федерации Юрий Маневич, директор Департамента корпоративной политики и имущественных отношений в отраслях ТЭК Минэнерго России Владимир Фургальский, генеральный директор «Россетей» Павел Ливинский, первый заместитель генерального директора – исполнительный директор «Россетей» Андрей Муров, председатель правления СО ЕЭС Борис Аюев, председатель правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров, ректор МЭИ Николай Рогалев, специальный представитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики Сергей Шматко.

Александр Новак возглавляет Совет директоров «Россетей» с 2015 года.

Источник: Посмотреть

● УФАС отстояло право жителя Хакасии на техприсоединение к сетям электроснабжения.

17-06-2020

Антимонопольщики непрерывно отстаивают права юридических и физических лиц, которые не могут дождаться присоединения к сетям электроснабжения.

Дождаться подключения к электроэнергии жителю села Шира помогли специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы Хакасии. Заявитель заключил договор на техприсоединение летом 2019 года, в установленный законом срок ПАО «МРСК Сибири» услугу не оказало. Подключения к сети электроснабжения сельчанин прождал еще несколько месяцев, затем в апреле 2020 года обратился за помощью в антимонопольный орган.

— После обращения в УФАС и принятия мер антимонопольного реагирования строение жителя села Шира было подключено. За содействие в решении проблемы, в адрес управления заявитель направил письмо со словами благодарности, — рассказали в региональном УФАС.

С 2016 года заявления в отношении ПАО «МРСК Сибири» в антимонопольный орган поступают еженедельно. Только за прошедший, 2019 год, специалисты управления рассмотрели более 100 подобных дел.

Источник: Посмотреть

● Кемеровское УФАС оштрафовало местных энергетиков за высокую цену на аренду опор.

18-06-2020

Кемеровское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России оштрафовало ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (КЭНК) за установление необоснованно высокой цены при размещении оптоволокна на своих опорах, сообщает портал RusCable.ru со ссылкой на информацию пресс-служба ведомства. Штрафы составили соответственно 650 тысяч рублей для компании и 15 тысяч рублей - для ответственного должностного лица.

УФАС признало цены, установленные КЭНК для операторов связи, монопольно высокими.

В ведомство обратились два местных провайдера ООО «Интернет 42» (Анжеро-Судженск) и ООО «Интерком» (Прокопьевск), при этом уточнялось, что «установление цен на эти услуги касается всех операторов связи в регионе».

Речь шла о ценах в 377 рублях за пользование 1 опорой линии электропередачи при размещении ВОЛС, а также о 188 рублях за телефонный кабель. В ходе рассмотрения дела было установлено, что в стоимость включены избыточные затраты компании, не предусмотренные специальными правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

Кроме того, КЭНК предписано привести стоимость услуг по размещению линий связи на своих опорах в соответствие с правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи до 26 июня 2020 года и отчитаться об этом в Кемеровское УФАС РФ.

Напомним, об этом обращении в ФАС сообщалось в июле 2019 года.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд издал Обзор практики, где помимо прочего затронут вопрос предоставления мер господдержки по оплате коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению (Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержден Президиумом ВС РФ 17.06.2020).

В Обзоре указано, что получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования (пункт 9 Обзора).

Ссылка на Обзор: Посмотреть

Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих инстанций о незаконности постановления Пермского УФАС по делу о нарушении срока техприсоединения (определение ВС РФ от 15.06.2020 № 309-ЭС20-7879).

Общество «МРСК Урала» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления Пермского УФАС о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, заявленные требования сетевой организации удовлетворены, постановления Пермского УФАС (административный орган) признано незаконным.

Административный орган обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просил принятые по делу судебные акты отменить, считая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права.

Однако Верховный суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Пермского УФАС, о чем вынес определениеот 15.06.2020 № 309-ЭС20-7879.

Как следует из определения Верховного Суда, МРСК Урала вменяется несоблюдение установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность, в том числе за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, суды пришли к выводу о недоказанности административным органом состава вмененного правонарушения в действиях сетевой организации, а именно наличия вины в ее действиях.

Суды исходили из того, что мероприятия по строительству новых электросетевых объектов и реконструкции существующих для целей технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» требовали значительных организационных и материальных затрат, а также заняли значительный временной промежуток, поскольку состоят из нескольких этапов.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства суды пришли к выводу о том, что с учетом материальных и временных затрат общество «МРСК Урала» объективно не имело возможности осуществить в 6-месячный срок технологическое присоединение объектов, для присоединения которых требуется строительство (реконструкция) объектов электроэнергетики (капитальные затраты).  При этом в разумные сроки МРСК Урала предприняло все зависящие от него меры, направленные на осуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок (разработало и утвердило техническое задание на проектирование и строительство объектов электросетевого хозяйства, заключило договор на увеличение общей запрашиваемой максимальной мощности,внесло изменения в техническое решение, заключило договор подряда с победителем торгов, обеспечивающий увеличивающийся спрос на технологическое присоединение объектов).

При этом Верховным Судом отмечено, что доводы административного органа о том, что сетевая организация имела возможность принять меры по согласованию с заявителем иных условий договора о технологическом присоединении, в том числе, по продлению срока исполнения договора, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных актов исходя из вмененного правонарушения, выраженного в несоблюдении установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Постановление Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о привлечении к административной ответственности за занижение регулируемых государством цен (тарифов) признано незаконным в Верховном Суде (определение ВС РФ от 16.06.2020 № 307-ЭС20-8037).

Общество Янтарьэнергосбыт обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, которым ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Постановлением арбитражного окружного суда указанные судебные акты оставлены без изменения.

Административный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просил названные судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными.

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, Верховный Суд не установил оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Как следует из судебных актов, выявив факт использования жилого дома в качестве гостевого, административный орган вменял обществу неисполнение обязанности по изменению тарифа в 2018 году на тариф энергопотребления при коммерческом использовании.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

При этом суды исходили из того, что общество осуществляет расчеты с потребителем по тарифам, установленным для населения, на основании представленных им документов в отношении объекта как жилого дома, кроме того, административным органом не доказан факт оказания в доме гостиничных услуг в спорных расчетных периодах.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть