Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (13.04.2020 - 19.04.2020)

21 апреля 2020

С 7 апреля 2020 года отменяются приказы Ростехнадзора, регламентирующие порядок проведения в 2020 году проверок соблюдения обязательных требований, в том числе субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии (приказ Ростехнадзора от 07.04.2020 № 149).

Приказом Ростехнадзора от 07.04.2020 № 149 «Об отмене проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году» с 7 апреля 2020 года отменяются приказы Ростехнадзора, регламентирующие порядок проведения в 2020 году указанных проверок.

Также исключается проведение внеплановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Отменяется приказ Ростехнадзора от 15.01.2020 № 15 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году» с внесенными в него изменениями.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Ростехнадзором разъяснен порядок разрешительной деятельности в 2020 году (Разъяснения по вопросам реализации постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»).

Ростехнадзором разъяснен порядок разрешительной деятельности в 2020 году. Сообщается, что постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» установлены особенности регулирования деятельности в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в период с 3 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

В связи с принятием постановления разъяснены:

- порядок введения моратория, в том числе на проведение очередной аттестации, на переоформление отдельных видов лицензий, на очередное декларирование безопасности гидротехнических сооружений;

- порядок проведения экспертизы промышленной безопасности в дистанционном режиме;

- порядок временного подключения энергоустановок без разрешения на допуск;

Ссылка на разъяснения: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (законопроект № 905546-7).

14 апреля ГД РФ в первом чтении приняла законопроект, направленный на введение запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе услуги по электроснабжению.

В настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности, кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует запрет на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, поэтому, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение таких операций.

Принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, значительная часть населения Российской Федерации лишена возможности оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссии, так как приходится делать это через кредитные организации, банковские платежные агенты (субагенты) или операторов почтовой связи, то есть с комиссией.

Жилищно-коммунальные платежи являются неотъемлемой частью ежемесячных расходов граждан и являются платежами обязательными: порядок внесения платы, основания и структура платы установлены в Жилищном кодексе РФ. Для многих сумма взимаемой комиссии является значимой и представляется несправедливой, поскольку человек стремится соблюдать платежную дисциплину.

В 2018 году предприятиями сферы ЖКХ на территории Российской Федерации было выставлено счетов на сумму 2,63 трлн. руб.

Законопроект предлагает ввести запрет на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате физическими лицами услуг жилищно-коммунального хозяйства, что будет способствовать защите интересов граждан и приведет к снижению финансовой нагрузки населения.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

14 апреля в третьем чтении принят закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок (законопроект № 754049-7).

Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок» направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования с целью снижения уровня аварийности и травматизма при эксплуатации объектов электроэнергетики и теплоснабжения.

Согласно действующей редакции Федерального законаот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие «совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы», при этом определение «электроэнергетической системы» предполагает обязательное ее функционирование «в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления».

Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.

В связи с тем, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, процедура технологического присоединения включает в себя получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя к электрическим сетям, имеется необходимость законодательно закрепить полномочия государственных органов власти по определению порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Необходимость процедуры по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок определена также в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.12.2016 № 1504.

Вместе с тем Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определен орган, уполномоченный на установление требований к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Данная ситуация негативным образом влияет на нормативно-правовое обеспечение вопросов осуществления технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, и не позволяет принять меры по их гармонизации.

Законпредполагает устранение вышеперечисленных коллизий, а также установление основных положений в части осуществления выдачи разрешения на допуск к эксплуатации.

Законом определяется, что выдача разрешения на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.

Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами устанавливается обязанность получения разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, подпадающих под регулирование закона, с его принятием не расширится.

Предусмотрен особый порядок вступления в силу закона по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Данный порядок обусловлен необходимостью подготовки подзаконных актов, определяющих порядок реализации положений закона, а также для адаптации электросетевых организаций к условиям, связанным с изменениями норм, устанавливаемых законом в части требований к выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Законне устанавливает требования в области технического регулирования.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

17 апреля вовтором чтении принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (в части определения зоны безопасности объекта топливно-энергетического комплекса) (законопроект № 850841-7).

Закон«О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» подготовлен в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ в целях совершенствования нормативного правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства требуют дополнительных мер, а также установления дополнительных территориальных ограничений вокруг них.

Законом предлагается дополнить основные понятия, используемые Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», новым понятием –«зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».

Зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса будет устанавливаться вокруг определяемого Правительством РФ отдельного объекта топливно-энергетического комплекса,распложенного в границах территории (акватории), на которой выявлена и (или) существует угроза национальной безопасности.

В границах зоны безопасности отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, предполагается реализовывать меры по обеспечению особого режима защиты этих объектов от актов незаконного вмешательства в дополнение к мерам, уже определенным Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», с учетом особенности обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.

В связи с этим законом предусматривается наделить Правительство РФ полномочиями по определению отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, а также особенностей обеспечения и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в зоне безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, включая связанные с такими особенностями меры по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства.

Закон направлен на безусловное обеспечение требуемого уровня защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства в соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 13.05.2019 №216, а также иными программными документами Российской Федерации.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 17.04.2020 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в перечень информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, порядок предоставления информации субъектами электроэнергетики и формы предоставления информации субъектами электроэнергетики, утвержденные приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340, и в Правила предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 102».

Проект приказа Минэнерго России разработан по результатам применения вышеуказанных приказов Минэнерго России, в которые вносятся изменения, а также с целью приведения в соответствие с иными нормативными правовыми актами Минэнерго России.

В частности, Проектом приказа предусмотрено приведение в соответствие друг с другом приказов Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 и от 13.02.2019 № 102. Так, например, из Перечня информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, утвержденного приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340, исключается раздел 7 «Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике». Необходимая технологическая информация (о режимах и параметрах работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, функционировании устройств релейной защиты и автоматики и т.д.) для выполнения субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее – субъекты ОДУ) своих функций предоставляется субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в диспетчерские центры в соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от 13.02.2019 № 102.

Также Проектом приказа предусмотрено приведение в соответствие приказа Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 приказу Минэнерго России от 17.03.2020 № 192 «О внесении изменений в Методику оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденную приказом Минэнерго России от 26.07.2017 № 676», в части предоставления субъектами электроэнергетики отчетной информации о техническом состоянии основного технологического оборудования, а также о запланированных на таком оборудовании технических воздействиях;

Вносимые Проектом приказа изменения в Правила предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 102, направлены на обеспечение субъектами ОДУ устойчивого и надежного функционирования электроэнергетических систем, планирования и управления электроэнергетическим режимом энергосистемы и выполнения иных функций, возложенных на них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Необходимо отметить, что предоставляемая субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии информация в соответствии с приказами Минэнерго России от 23.07.2012 № 340 и от 13.02.2019 № 102 используется Минэнерго России для осуществления возложенных на него полномочий.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/03-20/00100669

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● «Минэнерго разработало три сценария развития электроэнергетики в условиях коронавируса».

15-04-2020

Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак в интервью газете «КоммерсантЪ» рассказал о разработанных сценариях влияния короновируса на электроэнергетическую отрасль страны. По его словам, оптимистичный вариант предполагает снижение потребления электроэнергии во втором квартале 2020 года с дальнейшим восстановлением. «Если ситуация будет развиваться по оптимистичному сценарию, то сектор, по нашей оценке, справится и существенных денежных вливаний в отрасль не потребуется», - сказал замглавы энергетического ведомства.

Пессимистичный сценарий рассчитывался при условии действия ограничительных мер и снижения потребления во втором и третьем кварталах 2020 года, в четвертом - начало восстановления. «В пессимистичном сценарии возможны развилки, вплоть до необходимости привлечения дополнительных бюджетных инвестиций», - отметил Евгений Грабчак.

Он также рассказал, что Минэнерго подготовило и третий сценарий – шоковый, который, по словам замминистра, маловероятен: «При шоковом сценарии за второй квартал прогнозируется снижение потребления на 10%, за оставшиеся шесть месяцев потребление может снизиться на 15%. В этой ситуации снижение необходимой валовой выручки сектора составит до 15%, снижение уровня оплаты потребителей - 20%».

Кроме того, Евгений Грабчак рассказал, что Минэнерго России предлагает не штрафовать энергокомпании за невывод энергоблоков после ремонтов или за задержку запуска новой «зеленой» генерации, если это обусловлено сложностями с поставкой иностранного оборудования в связи с коронавирусом.

Полная версия интервью: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Юрий Маневич: «Вопрос консолидации электросетевого хозяйства требует скорейшего решения».

16-04-2020

Заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич в рамках совещания Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике на тему «Совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию» рассказал об основных инициативах министерства в этом направлении.

Юрий Маневич затронул темы долгосрочного тарифного регулирования, введения эталонных тарифов, дифференциации электросетевых тарифов и оплаты сетевого резерва. Заместитель Министра подчеркнул, что важным вопросом, который требует скорейшего решения, является консолидация электросетевого хозяйства.

«Крупная системообразующая сетевая компания в регионе должна иметь возможность включать в свои инвестиционные программы расходы на приобретение сетей: бесхозяйных сетей, сетей мелких сетевых организаций, которые не несут в конкретном регионе необходимую социальную ответственность. Такая возможность включения в инвестиционную программу расходов на приобретение электросетевых активов должна быть предусмотрена», – сообщил Юрий Маневич.

Одной из тем обсуждения на совещании стали предложения по источникам финансирования нерыночных надбавок к цене мощности на оптовом рынке. Заместитель Министра энергетики поддержал предложения, озвученные Минэкономразвития.

«Мы, конечно же, должны определиться, какую часть нерыночных надбавок мы можем постепенно снять с нашего потребителя», – прокомментировал Юрий Маневич.

Источник: Посмотреть

●Сформирован перечень системообразующих организаций российской экономики в части ТЭК.

17-04-2020

Министерством энергетики РФ по поручению Правительства РФ сформирован перечень системообразующих организаций российской экономики в части топливно-энергетического комплекса.

В перечень включаются организации по утверждённым критериям и порядку, среди которых, в том числе, доминирующее положение организации на рынке определенного товара, осуществление разработки и внедрения критически важных технологий и критически важного программного продукта, обеспечение информационной безопасности, предоставление услуг по разработке и эксплуатации государственных информационных систем. В итоговый документ попали объекты, относящиеся  к 10 основным подотраслям ТЭК.

«Включение организаций осуществляется на основании отраслевых показателей по предложениям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики в соответствующих отраслях, а также государственных корпораций. Расчёт показателей осуществляется по группе компаний», - пояснил заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Тихонов.

Замминистра также добавил, что критерием для включения организации в перечень является превышение минимальных значений отраслевых показателей, определенных отдельно для каждой отрасли. Всего в перечень были включены 97 организаций.

Решение о включении организации в перечень принимается Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

Источник: Посмотреть

●Евгений Грабчак: «Все крупные энергетические проекты как реализовывались, так и будут реализовываться».

17-04-2020

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак в ходе онлайн-конференции «Новая энергетическая реальность на фоне COVID-19. Возможен ли кризис энергокомпаний?», организованной в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя», рассказал о работе электроэнергетических компаний в текущей ситуации и реализации инвестиционных программ.

Заместитель Министра отметил, что потребление электроэнергии начало показывать небольшой прирост по сравнению с первыми днями самоизоляции. В целом с начала самоизоляции по энергосистеме России снижение потребления составляет около 3,5%.

«Что касается инвестиционных программ энергетических компаний, мы понимаем, что любая стройка – это огромное количество и рабочих мест, и вовлечение малого бизнеса. В этой связи, по крайней мере, в госкомпаниях выделены крупные проекты, для которых предусмотрено либо прямое государственное финансирование из федерального бюджета, либо обязательное финансирование в рамках инвестпрограмм у компаний с госучастием, а у нас большинство компаний с госучастием, в том числе в электроэнергетике. Поэтому инвестиции будут идти, снижения экономической активности не подразумевается. То есть все крупные стройки энергетических объектов как реализовывались, так и будут реализовываться», - сообщил Евгений Грабчак.

Заместитель Министра также оценил влияние текущих ограничений на перспективы развития энергетики в будущем.

«Я надеюсь, что с помощью диджитализации и других механизмов мы найдем пути снижения внутренних издержек в энергетике, этот кризис нам поможет и покажет, как мы сможем оптимизировать отрасль с точки зрения этих издержек и модернизации с учетом новых технологических возможностей», - отметил Евгений Грабчак.

Источник:  Посмотреть

●ФАС предлагает присмотреться к «ступенчатым» тарифам на электроэнергию.

17-04-2020

ФАС предлагает присмотреться к «ступенчатым» тарифам на электроэнергию, когда в пределах определенного объема потребления тариф ниже, чем при его превышении, но при этом надо предусмотреть субсидирование для тех, кто потребляет много, но не в состоянии оплачивать высокий тариф, заявил замглавы ФАС Виталий Королев.

«Есть еще интересная практика. Вы знаете, что, например, в ряде субъектов федерации, а именно в Крыму и Севастополе, есть практика утверждения ступенчатых тарифов, к которой нужно тоже присмотреться. Она заслуживает внимания. Она реализована таким образом, что в случае потребления до определенного объема электроэнергии, стоимость ее у населения минимальная, следующий порог - чуть выше и далее еще выше. Это означает, что те, кто потребляет много, будут платить более высокую стоимость соответствующего тарифа», - заявил он в ходе совещания «Совершенствование государственного регулирования цен на электрическую энергию» в Совете Федерации.

«Здесь эта мера, безусловно, необходима, если необходимо внедрение, то необходимо посмотреть, чтобы были обязательные меры субсидирования для тех категорий граждан, которые не в состоянии платить, но потребляют много по объективным причинам. Например, в многоквартирном доме проживает большое количество людей в одной квартире и они не обязательно имеют большие возможности для оплаты электроэнергии. Но такое субсидирование необходимо вводить одновременно с рассмотрением соответствующе инициативы», - сказал Королев.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд оставил в силе судебные акты апелляционной и кассационной инстанций о взыскании в пользу заявителя аванса по договору техприсоединения (определение ВС РФ от 15.04.2020 № 304-ЭС20-3428).

ООО «Открытое бизнес пространство» (ООО «ОБП»), в лице конкурсного управляющего, обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» о взыскании 1 470 973,71 рублей предварительной оплаты по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с односторонним отказом от исполнения договора на основании пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ.

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, в пользу заявителя взыскано 1 453 147,44 руб. задолженности, 16 452,41 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Сетевая организация, не согласившись с актами судов апелляционной и кассационной инстанций, обратилась в Верховный Суд и просила судебные акты отменить.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы сетевой организации и оставил вышеуказанные акты судов в силе.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Верховным Судом принято во внимание, что обществом «МРСК» до заявления обществом «ОБП» об одностороннем отказе от исполнения договора выполнены только работы по подготовке и выдачи технических условий и их согласованию, стоимость которых определена в соответствии с решением органа государственного регулирования цен (распоряжением РЭК). Предоплата возвращена истцу за вычетом стоимости работ, выполненных ответчиком, что составляет сумму удовлетворенных требований. Законных оснований для оставления за сетевой организацией большей суммы аванса, судами не установлено. При этом применены правила ценообразования в правоотношениях по технологическому присоединению к электросетям.

Таким образом, Верховный Суд признал законными судебные акты апелляционной и кассационной инстанций.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть