Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (13.01.2020 - 19.01.2020)

20 января 2020

● 17 января 2020 года вводится порядок проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 14.05.2019 № 465).

Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 465 «Об утверждении Правил проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики» устанавливаются требования к организации, содержанию, объему работ при техническом освидетельствовании и порядок его проведения для оборудования, зданий и сооружений в части линий электропередачи объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций) по истечении установленного нормативного срока службы (срока эксплуатации для зданий и сооружений) сверх определенного документацией организаций - изготовителей оборудования либо проектной документацией (для зданий и сооружений).

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или на ином законном основании входящими в состав энергосистем объектами электроэнергетики, обязаны обеспечить проведение технического освидетельствования объектов технического освидетельствования, если иное не предусмотрено требованиями документации организации - изготовителя оборудования либо проектной документации.

Помимо прочего, определяется:

- перечень объектов технического освидетельствования;

- цели, задачи и сроки проведения технического освидетельствования;

- перечень работ, проводимых в рамках технического освидетельствования;

- порядок анализа и оформления результатов технического освидетельствования.

Начало действия документа - 17.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Подтверждать результаты поверки средств измерений станут электронные записи (Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» с 24 сентября 2020 года подтверждением результатов поверки будут сведения из Федерального информационного фонда https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/63 по обеспечению единства измерений.

Владелец средства измерений (СИ) или лицо, представившее прибор на поверку, сможет подать заявление, по которому:

- на СИ нанесут знак поверки;

- выдадут свидетельство о поверке;

- в паспорт или формуляр СИ внесут запись о поверке с подписью поверителя, знаком поверки и указанием ее даты;

- предоставят извещение о непригодности СИ.

Сейчас подтверждением результатов поверки выступают (вместе или по отдельности) указанные знак, свидетельство, запись в паспорте или формуляре прибора.

Результаты поверки, удостоверенные до 24 сентября 2020 года, будут действительны до окончания интервала между поверками СИ.

Начало действия документа - 24.09.2020 (за исключением отдельных положений).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

17 января 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ, предусматривающее, что органы власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов уполномочены устанавливать предельные уровни тарифов для двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии в технологически изолированных энергосистемах (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусматривается установление органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов предельных (минимальных и максимальных) уровней тарифов для заключения двусторонних договоров на изолированных территориях.

Предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии рассчитывается по установленной формуле.

Минимальный уровень тарифа компенсирует топливную составляющую вырабатываемой электрической энергии, а также по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов долю условно постоянных затрат, относимых на цену на электрическую энергию (мощность) по двустороннему договору. Максимальный уровень тарифа на электрическую энергию формируется на уровне экономически обоснованного тарифа на вырабатываемую электрическую энергию (мощность). На последующие периоды регулирования топливная составляющая тарифа рассчитывается ежегодно и учитывает изменение цены и удельного расхода топлива (в случае гидрогенерации - изменение водного налога), остальная часть тарифа индексируется на индекс инфляции.

Производитель электроэнергии на розничных рынках, владеющий генерирующим объектом, расположенным в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в течение 30 календарных дней со дня получения заявки потребителя на заключение двустороннего договора купли-продажи обращается в региональный орган власти в области государственного регулирования тарифов для установления предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Указанные предельные уровни в отношении такого производителя устанавливаются в течение 30 дней со дня поступления обосновывающих материалов в полном объеме. По решению регулирующего органа указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Предусмотрены существенные условия двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности).

Начало действия документа - 17.01.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

13.01.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В целях обеспечения возможности утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется, в том числе за счет бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, предоставляемых субъекту электроэнергетики в соответствии с решением Правительства РФ, принятым в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации, в случае, если объем финансовых потребностей, необходимых для реализации такого инвестиционного проекта, превышает объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с утвержденными укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, Минэнерго России разработало рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проект постановления разработан Минэнерго России во исполнение поручения Правительства РФ от 22.10.2019 № ДК-П9-208пр (раздел I, пункт 6.1) и в соответствии с письмом Аппарата Правительства РФ от 19.12.2019 № П9-72807.

Проектом постановления предусматривается:

- не применение положений, предусмотренных абз.1 п. 5 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, об утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (изменений, вносимых в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики), предусматривающих строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и (или) демонтаж) объектов электроэнергетики, при условии непревышения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) указанных объектов, над объемом финансовых потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Минэнерго России, если источником финансового обеспечения средств, направляемых на финансирование соответствующего инвестиционного проекта, являются, в том числе бюджетные инвестиции на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, предусмотренные этим инвестиционным проектом (далее - объекты капитального строительства), предоставление которых субъекту электроэнергетики предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ, а оценка полной стоимости инвестиционного проекта, распределения объемов финансирования и освоения инвестиций по годам по инвестиционному проекту, предусмотренные инвестиционной программой, соответствуют сметной стоимости объекта капитального строительства, распределениям сметной стоимости объекта капитального строительства и объема капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства по годам, которые содержатся в таком решении о предоставлении бюджетных инвестиций;

- уточнение состава информации, указываемой субъектом электроэнергетики в заявлении об утверждении инвестиционный программы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/01-20/00098610

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

13.01.2020 на стадию публичных обсуждений перешел проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением зеленых сертификатов».

Проект федерального закона подготовлен Минэкономразвития России в рамках исполнения поручения Председателя Правительства РФ от 26.10.2019 № ДМ-П13-9288 о развитии системы цифровой сертификации электроэнергии, производимой на возобновляемых источниках электроэнергии (ВИЭ), и созданию системы обращения «зеленых сертификатов».

Законопроект основан на Концепции системы обращения сертификатов, подтверждающих производство электроэнергии с использованием ВИЭ (зеленых сертификатов), подготовленной Ассоциацией НП «Совет рынка» и доработанной Минэкономразвития России.

Зеленый сертификат – это документ, удостоверяющий производство электроэнергии на генерирующем объекте, работающем на ВИЭ и, как следствие, совокупность позитивных эффектов, сопровождающих производство электроэнергии из таких источников.

Для потребителей электроэнергии зеленые сертификаты представляют ценность как свидетельство снижения углеродного следа при производстве конечной продукции, что в ближайшие годы станет важным конкурентным преимуществом на зарубежных рынках. Для собственников генерирующих объектов на ВИЭ зеленые сертификаты станут дополнительным источником привлечения инвестиций.

Выдача зеленых сертификатов осуществляется Советом рынка на основании заявления производителя электроэнергии, поданном в добровольном порядке. Оборот сертификатов на оптовом и розничных рынках электроэнергии осуществляется в свободном режиме, при этом сведения о передаче и погашении сертификатов заносятся в реестр, создаваемый и поддерживаемый Советом рынка.

При этом законопроектом устанавливается, что выпуск зеленых сертификатов возможен только в отношении генерирующих объектов на ВИЭ, введенных в эксплуатацию после 2024 года в рамках механизма стимулирования использования ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности, и не распространяется на квалифицированные генерирующие объекты, функционирующие на основе использования отходов производства и потребления.

Разработчик – Минэкономразвития России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/11-19/00097614

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

16.01.2020 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении методических указаний по проектированию развития энергосистем».

Проект приказа Минэнерго России разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект приказа разработан в целях установления минимальных обязательных требований в сфере проектирования развития энергосистем, направленных на принятие технически и экономически обоснованных (сбалансированных) инвестиционных решений по развитию электрических станций и сетей, обеспечивающих эффективное функционирование энергосистем и надежное электроснабжение потребителей, в том числе при разработке схем и программ перспективного развития электроэнергетики в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823.

Проект приказа устанавливает требования ко всем видам работ по проектированию развития энергосистем, их объединений, а также электрических сетей классом напряжения 35 кВ и выше, выполняемых в виде самостоятельных работ или в качестве соответствующих разделов схем выдачи мощности электростанций, схем внешнего электроснабжения потребителей электрической энергии, проектной документации на строительство (реконструкцию) и технологическое присоединение объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям и иных работ, связанных с развитием электроэнергетики.

Требования проекта приказа распространяются на органы государственной власти и организации, осуществляющие проектирование (планирование) развития энергосистем.

В настоящее время требования к проектированию развития энергосистем установлены Методическими рекомендации по проектированию развития энергосистем, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 281, которые не соответствуют сложившимся после реформирования РАО «ЕЭС России» производственной структуре, правоотношениям и системе перспективного планирования в электроэнергетике.

Положения проекта приказа направлены на установление единых и конкретных требований к планированию развития электроэнергетики, включая развитие генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства, в целях разработки наиболее эффективных инвестиционных решений для обеспечения прогнозируемого спроса на электрическую энергию и мощность с учетом требований к надежности функционирования энергосистем и электроснабжения потребителей, установленных действующим законодательством.

Проект приказа учитывает накопленный опыт ведущих научных и проектных организаций отрасли в сфере проектирования развития энергосистем и перспективного планирования в электроэнергетике.

Положения проекта приказа гармонизированы с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/05-19/00091723

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

16.01.2020 ФАС России уведомила о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Законопроектом будет предусмотрена возможность сетевых организаций направлять на выплату дивидендов экономию операционных расходов, расходов на оплату потерь в электрических сетях, в том числе экономию расходов, которая не может исключаться из необходимой валовой выручки в соответствии с соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности. При этом не допускается учет при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике понесенных сетевыми организациями расходов на выплату дивидендов.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/05/01-20/00098722

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Энергетикам подправят модернизацию.

15-01-2020

«Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупные промышленные компании) направило письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку с предложением изменить итоги отбора проектов модернизации старых ТЭС на правительственной комиссии по энергетике из-за нарушений правил конкурса.

По мнению главы ассоциации Василия Киселева, из списка победителей нужно исключить Вологодскую ТЭЦ ТГК-2, третий блок Ириклинской ГРЭС «Интер РАО» и ТЭЦ-25 «Мосэнерго» (входит в «Газпром энергохолдинг») общей мощностью 599 МВт.

Как утверждают в ассоциации, эти проекты дороже (от 2 178 руб. до 2 194 руб. за 1 кВт*ч), чем рассматривавшийся также проект модернизации второго блока Заинской ГРЭС «Татэнерго» мощностью 850 МВт (2 147 руб. за 1 кВт*ч), и поэтому их включение в перечень «необоснованно» и нарушает правила отбора. Итоги отбора могут быть оспорены в суде, предупреждает Василий Киселев.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака подтвердили получение письма. Представитель вице-премьера сообщил, что обращение будет проработано, результаты будут доложены Дмитрию Козаку. В «Интер РАО» сказали, что не считают целесообразным пересматривать результаты отбора. В «Мосэнерго», ТГК-2, «Татэнерго» и Минэнерго не ответили.

На правкомиссии отбираются проекты модернизации ТЭС, не прошедшие конкурс по общим основаниям. В этот раз комиссия рассматривала проекты с вводом в 2025 году общим объемом 2,5 ГВт. Первый блок Заинской ГРЭС был одобрен, а второй нет из-за превышения общей квоты. Но квота все равно была нарушена — комиссия одобрила 16 проектов общей мощностью 2,8 ГВт.

Заинская ГРЭС была вынесена на правкомиссию после обращения главы Татарстана Рустама Минниханова к Президенту России Владимиру Путину.

В рамках модернизации стоимостью 46,6 млрд. руб. предполагается заменить 11 существующих энергоблоков двумя сверхмощными парогазовыми установками Siemens на 593 МВт каждая. С заменой одной турбины проект «Татэнерго» не эффективен. Собеседники «Ъ» на энергорынке не исключают вероятность того, что итоговый перечень проектов правкомиссии все же будет пересмотрен. Но еще один собеседник «Ъ» считает, что «Татэнерго» просто выставит второй блок Заинской ГРЭС на общий конкурс в следующем отборе с вводом в 2026 году.

Заинская ГРЭС расположена в объединенной энергосистеме Средней Волги, которая в 2018 году была энергоизбыточна, говорит старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников, а рост потребления в регионе незначителен. «Очевидно, что новые генерирующие мощности в регионе вряд ли критически необходимы — кроме тех случаев, когда они заменяют старые»,— говорит эксперт. В то же время проект модернизации Заинской ГРЭС предполагает замену старых мощностей почти вдвое более энергоэффективными блоками, так что конкурентоспособность и загрузка станции после модернизации должна возрасти.

«Каждый блок Заинской ГРЭС является самостоятельным инвестпроектом, и включение или не включение второго блока не влияет на экономическую целесообразность всего проекта, хоть и улучшает его общую экономику»,— отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Впрочем, по его мнению, включение второго блока Заинской ГРЭС в правительственную квоту приведет к дополнительной нагрузке на конечных потребителей и увеличит резерв мощности в системе, что не вписывается в логику программы обновления изношенных фондов.

Источник: Посмотреть

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» привлечено к административной ответственности.

17-01-2020

17 января 2020 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области  привлекло к административной ответственности ПАО «МРСК Центра и Приволжья», осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии на территории Ивановской области, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ  за не соблюдение Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004№861.

Сетевая организация отказала смежной сетевой организации в технологическом присоединении выстроенных ей линий электропередач к своим объектам электросетевого хозяйства, указывая на отсутствие оснований, предусмотренных п. 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004№861 (далее – Правила №861), для направления заявки в смежную сетевую организацию.

Пунктом 41 Правил №861 регламентированы случаи, при наступлении которых сетевая организация обязана подать заявку в смежную сетевую организацию. При этом указанным пунктом и иными положениями Правил №861 не предусмотрено императивного запрета для нижестоящей сетевой организации подавать заявку при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 2 Правил №861.

Указанное согласуется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 25.11.2019 №ВК/96645/19, согласно которой нижестоящая сетевая организация, невзирая на наличие (отсутствие) обстоятельств, упомянутых в п. 41 Правил № 861, вправе подать заявку на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию. Пункт 41 Правил №861 указывает обстоятельства, когда однозначно должна быть подана заявка на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию, но указанные обстоятельства не являются исчерпывающими. Сетевая компания может построить объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач), а затем обратиться за технологическим присоединением таких объектов в смежную сетевую организацию, и смежная сетевая организация не вправе отказать в их присоединении.

Согласно п. 4 Правил №861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с данными правилами.

Таким образом, законодатель не исключает возможность технологического присоединения линий электропередачи (в том числе воздушных линий) к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами №861.

Источник: Посмотреть

● Рабочая неделя нового года ознаменовалась двумя победами Хакасского УФАС России в Арбитражном суде Республики Хакасия.

17-01-2020

Граждане продолжают направлять свои заявления в адрес Хакасского УФАС России на нарушение сроков ПАО «МРСК Сибири» технологического присоединения к электрическим сетям.

Так, в адрес антимонопольного органа обратились жители Республики Хакасия с заявлениями о нарушении сетевой организацией Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившиеся в неосуществлении технологического присоединение объектов заявителей в установленный договором срок.

Как следует из материалов дела, ПАО «МРСК Сибири» заключило договоры технологического присоединения, однако в установленный законодательством срок мероприятия не исполнило, в частности строительство сетей, за что было привлечено Хакасским УФАС к ответственности по 2 двум административным делам по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 600 тыс. руб. по каждому делу.

Как поясняет сама сетевая организация – не имеется средств на строительство.

Однако Арбитражный суд Республики Хакасия проверил доводы ПАО «МРСК Сибири» о тяжелом финансовом и имущественном положении, о невозможности исполнения договоров технологического присоединения в срок ввиду их большого количества.

Решениями от 15.01.2020по делу № А74-13073/2019 и по делу № А74-11861/2019признаны законными постановления УФАС по Республике Хакасия, в соответствии с которыми в действиях обществаустановлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ. Размер административного штрафа за повторное совершение административного правонарушение по данной статье составляет 600 тыс. руб., с чем также согласился Арбитражный суд Республики Хакасия.

Согласно законодательству, решение Арбитражного суда Республики Хакасия может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих инстанций о том, что то для профессиональных участников рынка услуг по передаче электрической энергии существенное значение в определении лица, оказывающего услуги по передаче электрической энергии, имеет включение объема потребления ресурса в спорных точках поставки в объем полезного отпуска одной из сетевых организаций (определение ВС РФ от 14.01.2020 № 301-ЭС19-21379).

ПАО «МРСК Волги» обратилось в арбитражный суд с иском к АО «АККОНД» и ООО «Независимая энергосбытовая компания» (далее ‒ ООО «НЭСК») о взыскании 23 239 783,64 руб. долга по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных с января по сентябрь 2017 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – регулирующий орган) и ПАО «ФСК ЕЭС» (далее – ФСК).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и  постановлением суда округа, исковые требования к энергосбытовой компании удовлетворены.

В кассационной жалобе заявители АО «АККОНД» и ООО «НЭСК» просили Верховный Суд отменить судебные акты по делу, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 14.01.2020 № 301-ЭС19-21379 Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды сделали вывод о том, что энергосбытовая компания обязана оплатить МРСК услуги по передаче электроэнергии по точкам поставки потребителя, присоединенным к сетям производителя электрической энергии (мощности), поскольку объем потребления ресурса обществом «АККОНД» учтен регулирующим органом при установлении «котлового» тарифа на 2017 год.

Несмотря на расторжение в отношении точек поставки потребителя договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), заключенного между МРСК и гарантирующим поставщиком 02.02.2017, и заключение договора оказания этих услуг сбытовой компанией с ФСК, суды посчитали, что для профессиональных участников рынка услуг по передаче электрической энергии существенное значение в определении лица, оказывающего услуги по передаче электрической энергии, имеет включение объема потребления ресурса в спорных точках поставки в объем полезного отпуска одной из сетевых организаций. Суды, учитывая фактическую схему присоединения потребителя (энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям МРСК и ФСК), учтенную регулирующим органом модель расчетов, при которой сбытовая компания должна производить расчеты с МРСК за услуги по передаче потребителю электрической энергии (мощности), и, напротив, отсутствие сведений о включении в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России планового объема потребления мощности обществом «АККОНД», признали МРСК надлежащей сетевой организацией, которая оказывала услуги по передаче ресурса в спорный период.

Доводы и возражения заявителей о том, что в спорный период надлежащей сетевой компанией являлась ФСК, отклонены. С учетом ранее сложившихся у потребителя с МРСК правоотношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) и в условиях недоказанности наличия технических и фактических предпосылок для изменения сетевой организации, судами не установлены основания для признания ФСК сетевой организацией, оказывающей услуги потребителю.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций, мотивированно отклонив возражения потребителя и энергосбытовой компании.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный суд России поддержал РСТ Нижегородской области в споре с «МРСК Центра и Приволжья».

17-01-2020

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрела спор между РСТ Нижегородской области и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по вопросу включения затрат по оплате налога на прибыль в состав необходимой валовой выручки организации на 2019 год. Заседание состоялось 16 января 2020 года.

Напомним, в августе 2019 года Нижегородский областной суд согласился с региональной службой по тарифам Нижегородской области, что отсутствуют достаточные основания для учета в составе необходимой валовой выручки организации дополнительных затрат по налогу на прибыль на сумму более 1,8 млрд. рублей. Удовлетворение заявленных требований привело бы к росту стоимости услуг по передаче электроэнергии, а также ее стоимости для всех потребителей региона.

Не согласившись с решением суда, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оспорило его в апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Верховный Суд РФ с учетом заключения Генеральной прокуратуры РФ не нашел правовых оснований для ее удовлетворения и оставил в силе судебный акт Нижегородского областного суда. Решение суда вступило в законную силу.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд принял во внимание довод заявителей о том, что у потребителя есть право заявить о выборе варианта тарифа в течение месяца с даты принятия регулирующим органом тарифного решения даже в тех случаях, когда действующим законодательством допускается установление тарифов после  начала соответствующего периода регулирования (определение ВС РФ от 17.01.2020 № 307-ЭС19-26110).

ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в арбитражный суд с иском к гарантирующему поставщику АО «ТНС энерго Карелия» о взыскании 1 120 908,84 руб. задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, 44 417,70 руб. неустойки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен потребитель ООО «Сигма РЦ».

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, с общества «ТНС энерго Карелия» в пользу общества «МРСК Северо-Запада» взыскано 206,02 руб. неустойки, в удовлетворении иска в остальной части отказано.

Постановлением арбитражного окружного суда судебные акты судов первой и апелляционной инстанцийизменены, иск «МРСК Северо-Запада» к «ТНС энерго Карелия» полностью удовлетворен.

Не согласившись с постановлением окружного суда, потребитель электроэнергии «Сигма РЦ» и гарантирующий поставщик «ТНС энерго Карелия» обратились в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просили постановление судаокруга отменить, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, повлиявшие на исход дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционногосуда.

Изучив материалы истребованного дела, судья ВС РФ пришел к выводу о наличии оснований для передачи кассационных жалоб общества «Сигма РЦ» и общества «ТНС энерго Карелия» вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ, о чем вынес определение от 17.01.2020 № 307-ЭС19-26110 на основании нижеследующего.

Как установлено судами, между обществом «МРСК Северо-Запада» (исполнитель) и обществом «ТНС энерго Карелия» (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска  до точек поставки, а заказчик – оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

Между гарантирующим поставщиком «ТНС энерго Карелия» и потребителем электроэнергии «Сигма РЦ» заключен договор энергоснабжения.

Общество «ТНС энерго Карелия» сообщило обществу «МРСК Северо-Запада» о поступившем от общества «Сигма РЦ» заявлении о выборе третьей ценовой категории (одноставочный тариф) при расчетах за электрическую энергию по заключенному между обществом «ТНС энерго Карелия» и обществом «Сигма РЦ» договору энергоснабжения.

Общество «МРСК Северо-Запада» отказалось согласовать изменение варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и, полагая необходимым применение в отношении общества «Сигма РЦ» четвертой ценовой категории при расчетах за электрическую энергию, потребовало от «ТНС энерго Карелия»оплатить 1 120 908,84 руб. задолженности. Отказ общества «ТНС энерго Карелия» от исполнения указанного требования послужил основанием для обращения общества «МРСК Северо-Запада» в арбитражный суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности извещения потребителем (общество «Сигма РЦ») гарантирующего поставщика (общество «ТНС энерго Карелия») о выборе ценовой категории в течение месяца с даты принятия постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06.03.2018 № 16 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 апреля 2018 по 31 декабря 2018 года», ввиду чего не установили наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения, взыскав с него 206,02 руб. законной неустойки.

Изменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций и удовлетворяя иск в полном объеме, суд округа исходил из того, что тарифы на спорный период регулирования были установлены постановлениемГосударственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифамот 29.12.2017 № 221, ввиду чего месячный срок извещения потребителем о выборе варианта тарифа истек 29.01.2018, тогда как постановление названного комитета от 06.03.2018 № 16, принятое после начала спорного периода регулирования, не может являться основанием для изменения варианта тарифа по заявлению потребителя. Кроме того, суд указал, что заявление общества «Сигма РЦ» о выборе третьей ценовой категории было вызвано не изданием постановления от 06.03.2018 № 16, а экономической целесообразностью расчетов между обществом «ТНС энерго Карелия» и обществом «Сигма РЦ», изменением состава электросетевого хозяйства, условий технологического присоединения объектов потребителя и изменением уровня напряжения, на котором потребитель присоединен к сетям сетевой организации.

Однако ВС РФ счел заслуживающим внимание довод «Сигма РЦ» и общества «ТНС энерго Карелия»о наличии у потребителя правазаявить о выборе варианта тарифа в течение месяца с даты принятия регулирующим органом тарифного решения даже в тех случаях, когда действующим законодательством допускается установление тарифов после начала соответствующего периода регулирования.

Рассмотрение кассационных жалоб ООО «Сигма РЦ» и АО «ТНС энерго Карелия» в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ назначено на 5 марта 2020 года.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть