Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (12.10.2020-18.10.2020)

19 октября 2020

ФАС России установлен порядок проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юрлицами, ИП или при исполнении полномочий органами власти регионов в области государственного регулирования цен в сфере электроэнергетики (приказ ФАС России от 21.08.2020 № 769/20).

Приказом ФАС России от 21.08.2020 № 769/20 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики» установлен порядок проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юрлицами, ИП или при исполнении полномочий органами власти регионов в области государственного регулирования цен в сфере электроэнергетики.

Исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Центрального аппарата ФАС России.

Государственная функция исполняется в течение 30 календарных дней с даты поступления в ФАС России соответствующей информации.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- сбор документов и материалов;

- обработка и анализ документов и материалов;

- принятие мер реагирования по результатам проведения государственного контроля.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2020 за № 60339.

Начало действия документа – 21.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Законодательно закреплены численные характеристики факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 % (приказ ФАС России от 25.08.2020 № 777/20).

Приказ ФАС России от 25.08.2020 № 777/20 устанавливает численные характеристики факторов, на основании которых федеральный антимонопольный орган определяет доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на оптовом рынке электроэнергии (мощности) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2020 за № 60398.

Начало действия документа – 25.10.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Принят федеральный закон, уточняющий административную ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК (Федеральный закон от 15.10.2020 № 339-ФЗ).

Федеральный закон от 15.10.2020 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» уточняет административную ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Начало действия документа – 14.04.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Разъяснен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в случае истечения срока эксплуатации приборов учета (письмо Минстроя России от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04).

В письме Минстроя России от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04 сообщается, что в случае если межповерочный интервал индивидуального прибора учета истек до вступления в силу постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», то расчет размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с п. 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 13 октября 2020 года во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в статьи 157 и 157-2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований» (законопроект № 938201-7).

Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 157 и 157-2 Жилищного кодекса РФ в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований» (далее соответственно - законопроект), по сути, предлагается исключить положение ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, предусматривающее, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, в том числе услуг по электроснабжению, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В настоящий момент Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), уже предусмотрена система экономической ответственности исполнителя за нарушение непрерывности и (или) качества коммунальных услуг, в частности:

- снижение размера платы за коммунальные услуги (разд. IX Правил № 354);

- возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг (п. 151 Правил № 354);

- компенсация морального вреда (пункт 155 Правил № 354).

С учетом вышесказанного законопроектом предусматривается изменение последствий предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества предоставления коммунальных услуг.

В частности устанавливается, что в указанных случаях изменяется размер платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ, вместо выплаты потребителю штрафа, как это предусмотрено в настоящее время.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 14.10.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках электрической энергии».

Проект постановления Правительства РФ направлен на законодательное урегулирование использования интеллектуальных систем учета на оптовом рынке электрической энергии.

Проектом предусмотрено, что начиная с 1 января 2023 года точки поставки на оптовом рынке могут быть оснащены средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или ином законном основании третьим лицам), присоединенными к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), с использованием которых обеспечивается предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 (далее – Правила № 890).

В случае если точка (группа точек) поставки оснащена средством измерения, присоединенным к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), с использованием которой обеспечивается предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в соответствии с Правилами № 890, то объемы поставленной (потребленной) электрической энергии и мощности на оптовом рынке рассчитываются в отношении такой точки (группы точек) поставки в порядке, определяемом договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, на основании результатов измерений в месте установки указанного средства измерения. При этом результаты измерений должны обеспечивать определение объемов поставленной (потребленной) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка или потребителей (сетевых организаций), в интересах которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) осуществляет куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных участников оптового рынка.

В случае если средства измерений расположены не на границе балансовой принадлежности, то объемы поставленной (потребленной) электрической энергии, определенные на основании показаний такого средства измерения, рассчитываются в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, с учетом величины потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов электросетевого хозяйства) до места установки средства измерения.

Проект также предусматривает, что  с 1 января 2023 года сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки поставки, входящие в состав групп точек поставки гарантирующих поставщиков, с использованием которых такие гарантирующие поставщики приобретают электрическую энергию на оптовом рынке, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета, соответствующими требованиям Правил № 890, и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета.

Порядок выполнения соответствующей сетевой организацией вышеуказанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемом между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии подлежит определению в соглашении, заключаемом между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/10-20/00109352

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Консолидация электросетевых активов как эффективный механизм снижения количества ТСО.

13-10-2020

Актуальность такой консолидации обсудили участники рабочей группы в рамках тарифного семинара.

13 октября 2020 года состоялось заседание рабочей группы по вопросам развития электросетевого комплекса в 2021 году. О консолидации электросетевых активов рассказал начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов.

Представитель ФАС отметил, что в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации¹ должен соблюдаться тренд на снижение количества территориальных сетевых организаций (ТСО). Но снижать их количество, с точки зрения ФАС России, нужно не всеми доступными способами.

«Мы не рассматриваем концепцию создания единой сетевой компании как самый эффективный способ снижения количества регулируемых организаций. В этих компаниях есть инвесторы, работает персонал, и одномоментное уничтожение этого вида бизнеса приведет к социальной напряженности», - начал свое выступление Максим Пальянов.

«К усилению минимальных критериев ТСО относимся положительно при условии, если они позволяют повысить количество квалифицированных игроков без создания избыточных барьеров для занятия данным бизнесом. ФАС выступает за приоритет третьего варианта – консолидацию объектов сетевого хозяйства на рыночных условиях», - продолжил он.

Спикер пояснил, что консолидация объектов электросетевого хозяйства - это покупка объектов основных средств территориальной сетевой организацией с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Приобретение таких объектов должно являться титулом (мероприятием) инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке.

Максим Пальянов рассказал, что источники финансирования мероприятий инвестиционной программы делятся на тарифные и нетарифные. К первой группе относятся амортизация, прибыль на капитальные вложения, заемные средства и технологическое присоединение. Ко второй – дополнительная эмиссия акций, возврат НДС, чистая прибыль и др.

«Пока не выработаны четкие правила выкупа таких объектов, ФАС считает, что источником консолидации должны быть нетарифные источники», - подчеркнул он.

Максим Пальянов также отметил, что по вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства ФАС России придерживается следующих основных тезисов:

- включения мероприятий по консолидации только в случаях, когда такая консолидация обеспечивает выполнение задач развития рыночной инфраструктуры и экономически эффективна;

 - исключения возможности при тарифном регулировании двойного учета расходов, понесенных на создание приобретаемых электросетевых активов;

- недопустимости роста тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии в результате приобретения электросетевых активов.

Представитель ФАС также затронул тему нарушений со стороны ТСО при реализации инвестиционных программ. К ним спикер отнес реализацию непредусмотренных программой мероприятий, и напротив, нереализацию утвержденных мероприятий и консолидацию объектов электросетевого хозяйства за счет тарифного источника, то есть за счет потребителей.

«Только за первое полугодие 2020 года мы выявили более 4 тыс. непредусмотренных инвестиционной программой мероприятий на сумму более 20 млрд. рублей. Объем превышения финансирования мероприятий инвестиционных программ над утвержденными значениями составил более чем 15 млрд. рублей. В связи с этим, в последующих периодах регулирования региональным органам регулирования необходимо осуществить корректировку расходов ТСО в связи с нецелевым использованием инвестиционных средств», - сказал Максим Пальянов.

¹Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

Источник: Посмотреть

Дмитрий Васильев: мы продолжим работу над равномерным распределением перекрестного субсидирования.

14-10-2020

Внедрение интеллектуальных систем учета в электроэнергетике, проблемы перекрестного субсидирования и законодательные новеллы отрасли обсудили представители ФАС с экспертным сообществом.

13 октября 2020 года в рамках тарифного семинара состоялся круглый стол «Совершенствование тарифного регулирования электросетевого комплекса». О механизмах такого совершенствования и законодательных новеллах рассказал начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

Он пояснил, что перекрестное субсидирование – это механизм сдерживания роста тарифов для населения путем перекладывания нагрузки на другие группы потребителей.

Спикер остановился на проблемах перекрестного субсидирования, которые включают неравномерность распределения, дискриминационный подход к отдельным категориям потребителей, отрицательные объемы перекрестного субсидирования, а также отсутствие у субъектов РФ стимулов его снижения.

«В целом проблемы в перекрестном субсидировании пока никуда не исчезли. Заработал механизм распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения, и ситуация улучшилась. Однако, РЭКи стали по-своему распределять другие статьи затрат и непропорционально перекладывать их на другие статьи расходов по передаче электроэнергии. Поэтому наша задача сделать полный механизм распределения расходов на перекрестное субсидирование, и мы будем над этим работать», - сказал Дмитрий Васильев.

Он сообщил, что с целью установления единого экономического пространства Правительство РФ приняло разработанное ФАС России постановление, которым введена ответственность для глав субъектов РФ, закреплены равномерный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии и поэтапный уход от отрицательной величины перекрестного субсидирования, введены бюджетная ответственность субъектов РФ и дополнительный контроль со стороны антимонопольного органа.

«В соответствии с этим документом, распределение перекрестного субсидирования с 2021 года будет происходить только в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России. Возможность установления отрицательной ставки перекрестного субсидирования останется до 2023 года, до 2025 года допускается переходный период в случае согласования с антимонопольным органом», - прокомментировал спикер.

Дмитрий Васильев затронул также тему внедрения интеллектуальных систем учета в электроэнергетике. Он сообщил, что целями принятия Федерального закона «О развитии интеллектуальных систем учета электрической энергии» стали освобождение потребителя от обязанности по учету электроэнергии, перенос ответственности за внедрение систем учета электроэнергии с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков, а также развитие интеллектуальных систем учета в России.

Со слов Дмитрия Васильева, внедрение интеллектуальных систем учета обеспечит открытость данных о потреблении электроэнергии, сократит издержки за счет снижения потерь электроэнергии, снизит операционные затраты сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, повысит надежность электроснабжения и качество обслуживания.

В завершение своего выступления Дмитрий Васильев сообщил о дальнейшем развитии нормативной правовой базы в сфере электроэнергетики.

«Снижение перекрестного субсидирования – непростая задача. Однако совместными усилиями мы сможем постепенно ее решить. ФАС России предлагает задать общероссийский график и темпом в 1 процент в год снижать перекрестное субсидирование. В результате в реальном выражении перекрестное субсидирование снизится на треть уже через 10 лет», - завершил Дмитрий Васильев.

Источник: Посмотреть

ФАС совершенствует тарифное законодательство и стоит на страже интересов потребителей.

15-10-2020

Новые обязанности гарантирующих поставщиков и законодательные изменения в сфере интеллектуального учета электроэнергии обсудили участники тарифного семинара.

14 октября 2020 года в рамках V Всероссийского тарифного семинара-совещания состоялся круглый стол «Регулирование деятельности сбытовых организаций». Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Сергей Дудкин рассказал о регулировании деятельности гарантирующих поставщиков и интеллектуальном учете в сфере электрической энергии.

Он сообщил об особенностях формирования эталонной выручки гарантирующего поставщика, рассказал о дифференциации сбытовых надбавок в зависимости от группы потребителей и привел исключения из сферы применения метода сравнения аналогов.

«Метод сравнения аналогов не применяется при установлении сбытовых надбавок в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России. В этих случаях сбытовые надбавки устанавливаются без дифференциации по группам потребителей. На территориях, относящихся к ценовым и неценовым зонам, применение метода сравнения аналогов (эталонов затрат) при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков является обязательным», - сказал Сергей Дудкин.

В докладе спикер остановился на вопросах законодательных изменений учета электрической энергии. В частности, в соответствии с изменениями в Законе об электроэнергетике с 2020 года гарантирующие поставщики обязаны осуществлять приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику.

«После 1 января 2022 года гарантирующие поставщики и сетевые организации должны безвозмездно предоставить субъектам электроэнергетики и потребителям минимальный набор функций интеллектуальных систем учета. С 1 января 2023 года за непредоставление таких систем субъект электроэнергетики или потребитель вправе потребовать с гарантирующего поставщика уплату штрафа», - дополнил Сергей Дудкин.

Представитель ФАС рассказал об изменениях в актах Правительства РФ в сфере электроэнергетики. В частности, в постановлении Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 затронуты вопросы взимания платы за услуги, связанные с учетом электроэнергии, ограничения прав собственников приборов учета, сроков исполнения обязанностей по установке (замене) прибора учета электрической энергии, а также неустойки, уплачиваемой гарантирующим поставщиком.

«Мы ожидаем выхода еще как минимум двух постановлений Правительства. В частности, планируется снизить штрафные санкции в отношении сетевых организаций и гарантирующих поставщиков в случае нарушения их обязанности по установке и замене приборов учета, закрепить использование приборов учета только российского производства, предоставить право сетевым организациям и гарантирующим поставщикам осуществлять поверку установленных приборов учета электроэнергии в течение срока их эксплуатации вместо их обязательной замены», - заключил Сергей Дудкин.

Источник: Посмотреть

Обсуждается смягчение штрафов за неустановку «умных счётчиков» электроэнергии.

15-10-2020

Правительство России обсуждает вопрос смягчения штрафных санкций за неустановку умных счетчиков электроэнергии, заявил журналистам замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев

«В настоящее время в правительстве происходит бурное обсуждение вопроса о том, не стоит ли несколько смягчить норму, связанную со штрафами за неустановку счетчиков - это во-первых. Во-вторых - какие они (счетчики) должны быть. В третьих - что они, вероятно, должны быть только российскими. Думаю, что по итогам к концу года ясность появится», - сказал журналистам Королев, отвечая на вопрос о возможном повышении тарифа на электроэнергию из-за установки умных счетчиков.

«Пока по всем затратам мы не учитываем этот фактор и ожидаем решения правительства, которое позволит в будущем сократить нагрузку на потребителя», - добавил он.

По его словам, затраты на установку приборов учета нового типа составляют порядка 1 триллиона рублей за 15 лет, а социально-экономический прогноз пока не учитывает дополнительных расходов, которые связаны с этим и повлияют на уровень тарифов на электроэнергию.

В РФ принят закон о внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии, они включают в себя, в частности, «умные» счетчики, способные удаленно передавать показания, и различные датчики, которые контролируют работу электросетей. С 1 июля обязанности учета электроэнергии в многоквартирных домах возлагаются на гарантирующих поставщиков (это основные энергосбытовые компании субъектов РФ), а для остальных потребителей, к которым, в том числе, относятся потребители в частной жилой застройке - на электросетевые компании.

С 1 июля компании будут устанавливать «простые» приборы учета, но могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные, но уже с 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. С 1 января 2023 года, если доступ к минимальному набору функций интеллектуальной системы учёта электроэнергии (ИСУЭ) не будет обеспечен, потребитель будет вправе потребовать от компании уплату штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной правилами предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУЭ.

Источник: Посмотреть

ФАС России: подписано первое в России регуляторное соглашение в электросетевом комплексе.

16-10-2020

Такие контракты заключаются между территориальными сетевыми компаниями и регулирующими органами после согласования с ФАС России

В рамках 5-го юбилейного Всероссийского тарифного семинара-совещания компания «Россети Урал» и Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края подписали регуляторное соглашение на передачу электроэнергии. Оно стало первым в российском электросетевом комплексе.

По регуляторному соглашению стороны берут на себя взаимные обязательства: сетевые компании – по развитию инфраструктуры и осуществлению необходимых инвестиций, а регион – по установлению долгосрочных тарифов и их индексации.

Соглашением, заключенным между компанией «Россети Урал» и Пермским краем, определены ключевые принципы взаимодействия сторон по вопросам определения порядка и условий регулирования на долгосрочный период - 10 лет, повышения надежности электроснабжения и снижения потерь электрической энергии. В регуляторном контракте также зафиксированы вопросы, связанные с выполнением приоритетных инвестиционных проектов развития Пермского края, реализацией проектов программы «Цифровая трансформация – 2030», в том числе в части внедрения систем интеллектуального учета в регионе.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд удовлетворил жалобу арендатора помещений по делу о переплате за электроэнергию (определение ВС РФ от 15.10.2020 № 309-ЭС20-7441).

Между обществом «Элемент-Трейд» (арендатор) и складским комплексом (арендодатель) заключен долгосрочный договор аренды складских и офисных помещений. В договоре арендная плата состоит из фиксированной платы (платы за пользование помещениями) и переменной платы. Переменная плата означает плату, состоящую из платы за фактически потребленные арендатором измеряемые коммунальные услуги, в том числе услуги по электроснабжению помещений. Стоимость услуг определяется исходя из тарифов, устанавливаемых энергоснабжающими организациями.

Общество «Элемент-Трейд» оплачивало складскому помещению (арендодателю) электроэнергию по тарифу второго среднего напряжения (СНII), в то время как арендодатель оплачивал электроэнергию по высокому уровню напряжения ВН, в связи с чем арендатор обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 млн. руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска отказано.

Общество «Элемент-Трейд» (арендатор) с судебными актами по делу не согласилось и обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты.

Верховный Суд счел доводы жалобы обоснованными и отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, дело передал на новое рассмотрение.

Верховным Судом принят во внимание довод арендатора о том, что в отношении услуг по предоставлению электрической энергии арендодатель является посредником между ресурсоснабжающей компанией и арендатором, но не исполнителем, в связи с чем оплата за предоставление электрической энергии не может быть квалифицирована в качестве арендных платежей за пользование имуществом.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть