Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (12.07.2021 - 18.07.2021)

21 июля 2021

 

● 12 июля вступил в силу Федеральный закон, исключающий административную ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии (Федеральный закон от 01.07.2021 № 283-ФЗ).

Федеральным законом от 01.07.2021 № 283-ФЗ исключается административная ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии.

Одновременно исключена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Напоминаем, что с 1 июля 2021 года лицензирование энергосбытовой деятельности отменено.

Начало действия документа – 12.07.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● Скорректированы механизмы стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности (постановление Правительства РФ от 12.07.2021 № 1169).

Постановлением Правительства РФ от 12.07.2021 № 1169 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности» внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ в части, касающейся:

- порядка определения размера неустойки по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ДПМ ВИЭ);

- порядка определения параметров, применяемых для расчета цены на мощность генерирующих объектов по ДПМ ВИЭ;

- установления особенностей проведения конкурсных отборов проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

- уточнения порядка установления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Начало действия документа – 13.07.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть; Посмотреть

● Утвержден регламент работы комиссии по рассмотрению заявок на участие в пилотном проекте по функционированию активных энергетических комплексов (приказ Минэнерго России от 19.04.2021 № 285).

Приказом Минэнерго России от 19.04.2021 № 285 «Об утверждении регламента работы комиссии по рассмотрению заявок на участие в пилотном проекте по созданию, функционированию и развитию на розничных рынках электрической энергии активных энергетических комплексов» утвержден соответствующий регламент работы Комиссии.

Приказом предусмотрено, что состав Комиссии утверждается приказом Минэнерго России. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.

Комиссия:

- проверяет заявки на участие в пилотном проекте;

- принимает решения об отборе активного энергетического комплекса для участия в пилотном проекте и о включении активного энергетического комплекса в соответствующий реестр;

-  принимает решения об исключении активного энергетического комплекса из реестра.

Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании, и  оформляется протоколом.

Комиссия прекращает прием заявок по истечении 2 лет  со дня начала реализации пилотного проекта, либо если сумма установленных генерирующих мощностей объектов по производству электрической энергии (электростанций)  активных энергетических комплексов, включенных в реестр, превышает 250 МВт.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 16.07.2021 за № 64292.

Начало действия документа – 27.07.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Определены основные направления совершенствования тарифного регулирования.

Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, утвержденная Аппаратом Правительства РФ 29.06.2021 № 6571п-П51, направлена на достижение оптимального сочетания экономических интересов потребителей и регулируемых субъектов, повышение инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования инфраструктурных компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Основная цель концепции - определение единых механизмов и принципов развития системы тарифного регулирования, основанных на долгосрочном планировании, защите интересов потребителей и обеспечении надежного функционирования инфраструктурного сектора.

Ссылка на документ: Скачать

Источник: Посмотреть

● 14 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О признании утратившим силу приказа Минэнерго России от 28 июня 2013 г. № 327 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации».

Проект приказа разработан вследствие принятия  Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон).

На основании Закона упразднена выполняемая Минэнерго России государственная функция по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации (далее – государственная функция).

Ввиду отсутствия исполнения Минэнерго России государственной функции, Административный регламент, регулирующий последовательность действий (административных процедур) по обеспечению исполнения государственной функции, утратил силу.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-21/00117995

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 16 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21 ноября 2017 года № 1554/17, и признании утратившим силу приказа ФАС России от 11 марта 2020 года № 251/20».

Проект приказа разработан с целью приведения в соответствие с абз. 5 п. 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в редакции постановлений Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам», от 29.12.2020 № 2339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии».

Проект приказа направлен на приведение норм законодательства в соответствии с актами Правительства РФ в части интеллектуального учета электрической энергии.

Кроме того, Проект приказа включает изменения в методические указания, позволяющие сократить ценовую нагрузку на потребителей гарантирующих поставщиков, относящихся к малым группам масштаба деятельности, исключает нормы законодательства, утратившие актуальность в связи окончанием переходного периода поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии до эталонной выручки.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/07-21/00118110

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 16 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи».

Профессиональный стандарт «Специалист по организации эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи» актуализирован в целях расширения трудовых функций в области распределения электроэнергии.

Актуализируемый профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи» был разработан в 2014 году.

Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с замечаниями, поступившими от предприятий, занятых в сфере коммунального электроснабжения, и результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта. Действующий профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи» не включал в себя трудовые функции, относящиеся к техническому руководству эксплуатацией, развитием  и ремонтом оборудования предприятия муниципальных электрических сетей и к руководству предприятием муниципальных электрических сетей в целом. Таким образом, профессиональные требования к наиболее ответственным специалистам по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи в действующем профессиональном стандарте отсутствовали.

Разработчик – Минтруд России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-21/00118120

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 16 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации».

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации» подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ-170).

Согласно ФЗ-170 упразднено осуществление:

- контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации;

- контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе контроль за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления правил оптового рынка;

- лицензирования энергосбытовой деятельности, в том числе лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики РФ полномочия по осуществлению указанных функций были возложены на Минэнерго России.

Таким образом, Проект постановления исключает из полномочий Минэнерго России упраздненные ФЗ-170 функции.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-21/00118140

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России предлагает оптимизировать загрузку электросетевого комплекса с учетом предложений всех участников рынка.

13-07-2021

Минэнерго России в рамках доработки проекта постановления Правительства РФ по резервируемой сетевой мощности предлагает стимулировать участников рынка оптимально использовать электросетевую инфраструктуру.

После сбора и анализа дополнительной информации, а также с учётом предложений всех компаний: потребителей, производителей электроэнергии, а также сетевых организаций, Минэнерго доработало соответствующий проект.

«Компромиссной позицией при доработке проекта стали учёт замечаний потребителей по изменению порядка определения резерва сетевой мощности, снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии с первого года внедрения механизма, фиксация оплачиваемого резерва без последующего поэтапного увеличения, а также иной порядок определения резерва в отношении потребителей с собственной генерацией», – сказал Николай Шульгинов.

В частности, ведомство предлагает установить фиксированную величину сетевого резерва в размере 15%, которые потребители должны будут оплачивать. Объём резервируемой потребителями мощности будет определяться исходя из разности максимальной мощности энергопринимающего устройства и максимальной величины почасового потребления в расчетном периоде.

Ранее предложенная норма с тем, чтобы потребители с собственной генерацией оплачивали услуги по передаче в объёме 20% потреблённой электроэнергии с собственной выработки, исключается.

«С одной стороны, введение оплаты резервируемой максимальной мощности будет мотивировать потребителя эффективно использовать заявленную при технологическом присоединении максимальную мощность или снижать её. С другой стороны, корректировка НВВ будет стимулировать сетевые компании оптимизировать технические решения при техприсоединении, дополнительно снижая тарифную нагрузку на всех потребителей», – сказал Николай Шульгинов.

Источник: Посмотреть

● Системный оператор представил результаты двух лет реализации пилотного проекта по агрегированному управлению спросом.

14-07-2021

14 июля на онлайн-брифинге «Два года пилота: итоги, продолжение» член Правления, Директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «СО ЕЭС» Андрей Катаев и начальник Департамента рынка системных услуг Максим Кулешов представили журналистам и аналитикам результаты реализации пилотного проекта создания механизмов агрегированного управления спросом, стартовавшего в июле 2019 года.

Андрей Катаев представил пришедшим на брифинг журналистам отраслевых изданий и информационных агентств, аналитикам и представителям бизнеса информацию о предпосылках внедрения механизмов управления спросом, ключевых решениях, принятых Правительством РФ для развития нового механизма, а также промежуточные результаты пилотного проекта.

«В настоящее время в силу развития средств автоматизации производства у значимой части потребителей появилась технологическая возможность оперативно изменять режим собственного электропотребления, а с развитием информационных технологий ресурс управления потреблением электроэнергии стал технологически и экономически доступен для целей повышения эффективности работы энергосистемы. Задействование этого ресурса создает новые механизмы оптимизации затрат на энергоснабжение для потребителей и увеличивает использование эффективной генерации», – отметил Андрей Катаев.

При реализации пилотного проекта применяется принцип технологической нейтральности в отношении используемых конечными потребителями технологий управления собственным электропотреблением. То есть решение о том, какие технологические процессы используются для снижения потребления, принимает сам потребитель. Этот принцип приводит к конкуренции технологий и внедрению наиболее эффективных решений, подчеркнул он.

За время проведения «пилота» в нем приняли участие 70 компаний-агрегаторов, представляющих интересы свыше 350 объектов управления, а географический охват превысил 50 регионов России. Всего с III квартала 2019 года объем ресурсов управления спросом увеличился в 20 раз – с 48 МВт до 963 МВт по итогам отбора на III квартал 2021 года.

Самыми активными участниками механизма управления спросом стали металлургические компании, компании по транспортировке нефти и сельскохозяйственные предприятия. Лидеры по объемам управляемого спроса среди регионов – Калужская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Свердловская и Иркутская области.

«Сейчас, по результатам двух лет «пилотирования», уже можно говорить о готовности управления спросом к тому, чтобы стать полноценным рыночным механизмом. Высокий уровень конкуренции привел к формированию устойчивых цен на услугу, которые существенно ниже нормативно установленных предельных уровней. Но главное, что показал пилотный проект, – это заинтересованность бизнеса в развитии механизмов управления спросом. Объем предложения агрегаторов на каждом отборе, проводившемся в течение этих лет, значимо превышал подлежащие отбору предельные объемы», – отметил Андрей Катаев.

Говоря о целевой модели, которая отрабатывается в рамках пилотного проекта, Максим Кулешов отметил, что с начала 2023 года механизм агрегированного управления спросом планируется к запуску как полноценная часть оптового рынка электроэнергии и мощности. Для перехода к целевой модели необходимо существенное развитие действующих нормативных документов, регулирующих работы рынка, в том числе внесение изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».

Справочно: Управление спросом (англ. Demand Response, далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления. Модель агрегаторов управления спросом розничных потребителей, созданная Системным оператором в рамках дорожной карты Национальной технологической инициативы «Энерджинет», дает потребителям розничного рынка электроэнергии возможность участвовать в ценозависимом снижении потребления (оптовые потребители имеют возможность пользоваться инструментами ценозависимого потребления самостоятельно начиная с 2017 года). Агрегаторы управления спросом – специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги. Благодаря агрегаторам управления спросом в краткосрочной перспективе потребители могут получать положительный экономический эффект за счет замещения неэффективной генерации ресурсами управления спросом и формирования более низких цен на электроэнергию, а в долгосрочной – за счет учета объемов управления спросом в рынке мощности. Пилотный проект по формированию механизма управления спросом розничных потребителей стартовал в июне 2019 года согласно постановлению Правительства РФ № 287 от 20.03.2019. Цель пилотного проекта – отработка нормативных, договорных, технологических решений и формирование пула агрегаторов управления спросом розничных потребителей.

Источник: Посмотреть

● ФАС разъясняет применение законодательства в части антимонопольного комплаенса.

16-07-2021

В разъяснениях изложена позиция ФАС России по вопросам отдельных полномочий ведомства в части внедрения хозяйствующими субъектами систем антимонопольного комплаенса.

В частности, в документе раскрывается порядок проведения ФАС России проверки соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства, описана процедура направления такого акта в ведомство, перечислены требования к предоставляемому документу, даны рекомендации по организации системы антимонопольного комплаенса.

Внедрение антимонопольного комплаенса позволяет организации снизить риски нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риски наступления негативных последствий в виде штрафов, убытков, причинения вреда деловой репутации, признания недействительными договоров и других.

Кроме того, функционирование антимонопольного комплаенса в организации, при определенных условиях, станет основанием для снижения категории риска нарушения антимонопольного законодательства, к которой относится эта организация. Это приведет к снижению административной нагрузки на бизнес и более эффективному использованию государственных ресурсов.

Документ предназначен для широкого круга организаций и будет способствовать соблюдению положений антимонопольного законодательства добросовестными участниками рынка.

Ссылка на разъяснения: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Московский регион» оштрафовано на 600 тыс.  руб. за нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

12 июля 2021 года Московское областное УФАС России признало ПАО «Россети Московский регион» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.

Как следует из постановления антимонопольного органа, ПАО «Россети Московский регион» не осуществило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя по заключенному договору в установленный срок, тем самым нарушив Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (пункт 16, далее – Правила технологического присоединения).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела Московским областным УФАС установлено, что ПАО «Россети Московский регион» уже привлекалось к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей, в связи с чем действия ПАО «Россети Московский регион»  квалифицированы по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник:  Посмотреть

● Верховный Суд РФ разъяснил, когда у сетевой организации не получится расторгнуть договор с физлицом (определение ВС РФ от 22.06.2021 № 48-КГ21-6-К7).

Общество как сетевая организация по договору обязалось присоединить энергопринимающие устройства мощностью до 15 кВт к электросетям для бытовых нужд гражданки. Экспертиза показала, что нельзя подключиться на тех условиях, на которых договорились стороны. Иначе нарушат требования нормативно-технических документов и правил устройства электроустановок.

В суде общество попросило расторгнуть договор на основании ст. 451 ГК РФ в связи с возникновением непреодолимых обстоятельств.

Три инстанции иск удовлетворили. Общество не может исполнить договор по объективным причинам. Кроме того, у гражданки есть возможность подключиться к электрическим сетям иным способом.

ВС РФ с этим не согласился:

- договор технологического присоединения публичный;

- сетевая организация обязана заключить договор с физлицом, которое хочет присоединить для бытовых нужд энергопринимающее устройство мощностью до 15 кВт включительно;

- такой договор заключается независимо от того, есть ли возможность технологического присоединения на дату обращения.

Общество не только должно было присоединить к электросети оборудование гражданки, но и обеспечить техусловия для подключения.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным решение Кемеровское УФАС о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Россети Сибирь» (Определение ВС РФ от 16.07.2021 № 304-ЭС21-11014).

ПАО «Россети Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Кемеровскому УФАС о признании недействительным решения о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, ПАО «Россети Сибирь» ставило вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 16.07.2021 № 304-ЭС21-11014 Верховный Суд отказал сетевой организации в удовлетворении кассационной жалобы.

Как следует из судебных актов, в ходе рассмотрения антимонопольного дела Кемеровским УФАС установлено, что ПАО «Россети Сибирь» (Общество) занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала общества «Кузбассэнерго-РЭС», в Беловском и Новокузнецком городских округах.

В оспариваемом решении, вынесенном по результатам рассмотрения материалов антимонопольных дел, объединенных в одно производство, антимонопольный орган признал действия Общества нарушающими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Нарушения выразились в направлении ООО «Шахта «Грамотеинская» уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии до уровня технологической брони (аварийной брони); в направлении уведомления о составлении Акта бездоговорного потребления, а также в навязывании шахте заключения договора о передаче электрической энергии с ПАО «Россети Сибирь» и расторжения заключенного шахтой договора о передаче электрической энергии с ООО «СЭТ-42».

Признавая решение антимонопольного органа законным, суды согласились с выводами Кемеровского УФАС о наличии в действиях Общества злоупотребления доминирующим положением на спорном рынке. Как отметили суды, у Общества отсутствовали основания для введения указанных ограничений.

Вместе с тем, результатом указанных действий  явилось ущемление интересов (создание угрозы) хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности с учетом того, что угледобывающее предприятие имеют непрерывный производственный цикл, связанный с одновременным нахождением в горных выработках большого числа людей, и не может быть ограничено до уровня аварийной брони без существенного нарушения безопасности производственных процессов и разрушения подземной инфраструктуры горных выработок.

При таких обстоятельствах суды признали доказанной позицию антимонопольного органа о негативном влиянии действий Общества на состояние конкуренции и ущемление интересов других лиц.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть