Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (12.04.2021 - 18.04.2021)

19 апреля 2021

● Истек срок, в течение которого гарантирующие поставщики должны разместить формы договоров купли-продажи электрической энергии, производимой на объектах микрогенерации, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, заключенные в письменной форме между гарантирующим поставщиком и собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации, в центрах очного обслуживания потребителей (покупателей) и на своих официальных сайтах (постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299)

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 № 299 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации» было установлено, что до 13 апреля 2021 года (включительно) гарантирующие поставщики в центрах очного обслуживания потребителей (покупателей) и на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны разместить формы договоров купли-продажи электрической энергии, производимой на объектах микрогенерации.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Актуализированы Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ (приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796)

18 апреля 2021 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации».

Новые Правила устанавливают требования к подготовке работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, включая проведение обязательных форм работы с указанным персоналом, поддержание и повышение его квалификации.

Приводится перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, на которые распространяются требования Правил. Требования Правил не распространяются на потребителей электрической энергии и владельцев объектов электроэнергетики, являющихся физическими лицами.

В организациях должна быть организована и проводиться работа с персоналом в отношении работников, относящихся к следующим категориям:

- административно-технический персонал;

- диспетчерский персонал;

- оперативный персонал;

- оперативно-ремонтный персонал;

- ремонтный персонал;

- вспомогательный персонал.

Работа с персоналом должна проводиться в соответствии с порядком проведения работы с персоналом в организации, разработанным в каждой организации и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом организации.

Определены обязательные формы работы с персоналом в отношении различных категорий работников.

Утрачивает силу аналогичный приказ Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 № 49.

Начало действия документа – 18.04.2021. Приказ действует до 01.03.2027.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Уточнены основные задачи Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 08.04.2021 № 562).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2021 № 562 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики» уточнены основные задачи Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики.

К ее задачам отнесено рассмотрение вопросов реализации федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией», комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р (далее - федеральный проект).

Комиссия рассматривает:

- отчеты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций о результатах реализации федерального проекта;

- предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по корректировке федерального проекта.

Начало действия документа – 22.04.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Организациям ТЭК рекомендованы мероприятия в целях обеспечения безаварийного прохождения весенних паводков в 2021 - 2025 годах (приказ Минэнерго России от 14.01.2021 № 5).

Приказом Минэнерго России от 14.01.2021 № 5 «О подготовке к прохождению весенних паводков в 2021 - 2025 годах», в частности, рекомендовано ежегодно, в том числе:

- образовывать комиссии по подготовке объектов ТЭК к прохождению весеннего паводка;

- разрабатывать и утверждать планы мероприятий по обеспечению в период прохождения паводка надежной и безаварийной работы объектов ТЭК;

- обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными органами МЧС России при прохождении паводка;

- обеспечивать резерв необходимых материалов, техники, оборудования и автотранспорта, а также финансовых средств для оперативной ликвидации возможных аварийных, нештатных или чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением паводка;

- устанавливать контроль за оборудованием, зданиями и сооружениями, попадающими в зоны возможного подтопления, в том числе за переходами трубопроводов и воздушных линий электропередачи через реки.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Организациям ТЭК даны рекомендации в целях обеспечения безаварийного прохождения пожароопасных сезонов в 2021 - 2025 годах (приказ Минэнерго России от 10.03.2021 № 127).

Приказом Минэнерго России от 10.03.2021 № 127 «О подготовке к прохождению пожароопасных сезонов в 2021 - 2025 годах», в частности, рекомендуется ежегодно в числе прочего:

- проводить заседания комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, разрабатывать и утверждать планы мероприятий по подготовке объектов ТЭК к безопасному прохождению пожароопасных сезонов;

- обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными органами МЧС России при прохождении пожароопасных сезонов;

- обеспечивать резерв необходимых материалов, техники, оборудования и автотранспорта, а также финансовых средств для оперативной ликвидации возможных аварийных, нештатных или чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением пожароопасных сезонов.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Рекомендован порядок выбора в регионах и муниципальных образованиях оптимальной ценовой категории для расчетов с гарантирующими поставщиками за потребленную электроэнергию для целей освещения автодорог (приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 152).

Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 152 «Об утверждении методических рекомендаций по выбору в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях оптимальной ценовой категории для расчетов с гарантирующими поставщиками за потребленную электрическую энергию для целей освещения автомобильных дорог» утверждены настоящие Методические рекомендации с целью оптимизации и совершенствования планирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях режима энергопотребления и выбора оптимальной для потребителя электрической энергии ценовой категории для оплаты поставленной электрической энергии для целей освещения автомобильных дорог.

Содержатся рекомендации по выбору ценовых категорий, основные правила и порядок изменения ценовых категорий.

В приложении указаны ключевые характеристики каждой ценовой категории, а также специфические особенности их применения.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Статус гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия, Республики Северная Осетия – Алания, Красногорского муниципального района Московской области присвоен ПАО «Россети Сибирь», ПАО «Россети Северный Кавказ», ПАО «Россети Московский регион» (приказы Минэнерго России от 31.03.2021 №№ 225, 226, 227).

Приказами Минэнерго России от 31.03.2021 №№ 225, 226, 227 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» с 1 апреля 2021 года статус гарантирую поставщика на территории Республики Хакасия (в определенных границах, см. приказ), Республики Северная Осетия – Алания, Красногорского муниципального района Московской области (в определенных границах, см. приказ) присвоен ПАО «Россети Сибирь», ПАО «Россети Северный Кавказ», ПАО «Россети Московский регион» соответственно.

Статус гарантирующих поставщиков присвоен территориальным сетевым организациям до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности гарантирующего поставщика, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказы: Скачать - приказ № 225; Скачать - приказ № 226; Скачать - приказ № 227

● 14 апреля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов».

Указанный проект постановления Правительства РФ (Проект) разработан в целях актуализации Условий создания, функционирования и развития активных энергетических комплексов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Условия), с учетом предложений рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров НТИ «Энерджинет».

Проект направлен на совершенствование правил реализации Минэнерго России пилотного проекта по созданию, функционированию и развитию в рамках розничных рынков электрической энергии активных энергетических комплексов (далее – АЭК). С учетом этого Проектом предлагается уточнить и дополнить ряд положений действующей редакции Условий. Предлагаемые Проектом изменения:

- обеспечат возможность участия в пилотном проекте лиц, владеющих объектами электроэнергетики или энергопринимающими устройствами, в отношении которых на момент подачи заявки на участие в пилотном проекте не завершена процедура технологического присоединения к электрическим сетям;

- обеспечат ответственное отношение субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к установке и допуску в эксплуатацию управляемого интеллектуального соединения активных энергетических комплексов;

- минимизируют риски невозможности участия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в пилотном проекте по причине недобросовестного поведения со стороны территориальных сетевых организация или соответствующих гарантирующих поставщиков.

Также Проектом предлагается продлить срок проведения пилотного проекта Минэнерго России на 1 год - до 31 декабря 2031 года. Продление срока проведения Минэнерго России пилотного проекта обусловлено необходимостью завершения формирования соответствующей нормативной правовой базы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/04-21/00115058

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России ведёт доработку механизма оптимизации загрузки электросетевого комплекса.

12-04-2021

Минэнерго России продолжает работу по оптимизации загрузки электросетевого комплекса, в том числе в рамках доработки проекта постановления, устанавливающего особенности определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учётом оплаты резервируемой максимальной мощности.

На площадке Минэнерго России организована рабочая группа, которая объединила более 50 представителей крупнейших компаний: потребителей и производителей электрической энергии, а также сетевых организаций.

После проведения ряда заседаний рабочей группы, сбора и анализа дополнительной информации Минэнерго России приняло решение доработать проект с учётом предложений потребителей электроэнергии.

В частности, в Постановлении предполагается установить фиксированную величину оплачиваемого резерва без последующего поэтапного увеличения. Кроме того, планируется изменить методику подсчёта величины резервируемой потребителями мощности и рассчитывать её, исходя из пикового почасового потребления электроэнергии за длительный период. Также снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии, которое произойдёт при отказе потребителя от неиспользуемого резерва, предлагается осуществлять с первого года внедрения указанного механизма за счёт снижения необходимой валовой выручки электросетевых организаций на плановую величину оплачиваемого резерва.

Источник: Посмотреть

● ФАС в СМИ: электроэнергетика для страны или страна для электроэнергетики?

15-04-2021

Ответ на этот вопрос искали эксперты отрасли в рамках конференции «Российская энергетика: как обеспечить баланс в новых условиях».

«Как говорил Владимир Ленин: нельзя решать частные вопросы, не найдя ответ на главный, ибо каждый раз, когда вы будете пытаться это делать, будете натыкаться на нерешенность главного вопроса. Вот и мы обсуждаем детали развития электроэнергетики, в то время как общей стратегии нет», - считает глава Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

Парламентарий отметил, что «целевая функция» отрасли должна быть неизменна - устойчивое развитие электроэнергетики в интересах безопасного, надежного и качественного энергоснабжения потребителей по адекватным ценам.

«Вопрос безопасности обеспечивается за счет системной надежности и отсутствия дефицита электроэнергии в целом по стране и в отдельных регионах. Надо вкладывать любые деньги, чтобы достичь этого. Примером является энергообеспечение Калининграда и Крыма.

Что касается доступных цен. Здесь возникает вопрос: сегодня у нас электроэнергетика для страны или страна для электроэнергетики? У меня устойчивое представление, что сейчас у нас страна для электроэнергетики. Говорю об этом уверенно, потому что на протяжении последних десяти и более лет стоимость электроэнергии была значительно выше инфляции. А для отдельных категорий потребителей - больше 10%, даже 12-15% в разные годы.

Электроемкость российского ВВП составляет 4,5%, в то время как в Америке - 2,8%, в Европе - 3,5%. При этом макроэкономисты утверждают, что нельзя допускать роста электроемкости выше 4%, поскольку это существенно влияет на темпы развития экономики. Высокий показатель электроемкости ВВП в России связан, в том числе с перекрестным субсидированием, но нельзя переоценивать его роль. Одна из главных причин - неэффективная работа самого электроэнергетического комплекса.

По моим оценкам, у нас цена на электроэнергию могла бы быть ниже на 15-18%. Пока же остается констатировать неэффективность принятых программ - таких, как ДПМ и ДПМ-штрих. Если в программе ДПМ еще был экономический смысл в части обеспечения безопасности, то что такое ДПМ-штрих, я вообще не понимаю. По сути, это продление ресурса, капитальный ремонт, но при таком подходе через 15 лет мы получим еще более морально и физически устаревшую электроэнергетику.

Российская электроэнергетика обладает большим потенциалом повышения эффективности, но средняя загрузка сетей сейчас составляет 24% - в два раза меньше, чем в Европе. Выходит, инвестиционное развитие - как региональное, так и на федеральном уровне - было неправильное.

Чтобы изменить ситуацию, надо довести реформу электроэнергетики до логического завершения. Необходимо совершенствовать модель ценообразования в электросетевом комплексе и поставках электроэнергии, вычленить из нее перекрестку, перейти на двухставочный тариф в сетевом комплексе, оплату заявленной мощности и фактического потребления электроэнергии для всех категорий промышленных потребителей и бюджетной сферы с учетом категории надежности энергообеспечения. Для населения при этом должны быть регулируемые цены и тарифное меню.

Это даст возможность создать полноценный интегрированный оптово-розничный рынок электроэнергии и мощности. Вопрос перекрестки должен быть вынесен в отдельную программу. Причем ее ограничение и снижение должно идти параллельно с оказанием адресной помощи малообеспеченным категориям населения, «расшивкой» проблем межрегионального субсидирования. Только тогда электроэнергетика сможет эффективно выполнять свою «целевую функцию».

Российская электроэнергетика традиционно славится большим запасом устойчивости. По мнению заместителя министра энергетики РФ Павла Сниккарса, этот запас имеется и сегодня, и с ним нужно работать.

«Сейчас мы перешли к решению проблемы ценовой нагрузки. Есть заложенные принципы формирования рынка. Вместе с тем, стоит задача сформировать цену, которая отражала бы реальную себестоимость отрасли электроэнергетики.

Абсолютное значение цены, с одной стороны, потребители считают высоким, с другой стороны, генераторы и сети - недостаточным для того, чтобы вкладывать средства в развитие своей генерации.

Сегодня наше внимание сфокусировано на поиске внутренней эффективности, решении вопросов резервов сетевой и генерационной мощности и выходе на оптимальные ценовые сигналы.

Надеюсь, закон о выводе неэффективной генерации из эксплуатации и подзаконные акты будут способствовать выходу с рынка тех станций, которые имеют достаточно небольшое число наработки и неэффективны с точки зрения надежности. Этому может помочь Demand response в его целевой конструкции. Сами потребители будут снижать в максимальные часы нагрузки свое потребление, и мы сможем обойтись без так называемой пиковой генерации.

Одним из решений представляется переход к порядку расчета резерва от директивно установленных коэффициентов к расчету балансовой надежности. Это более оптимально, на наш взгляд. Пересматривать правила КОММа, чтобы обеспечивать надлежащую цену, пока считаем нецелесообразным. Мы не решили вопрос избытка, и нет необходимости обеспечить всех генераторов определенными необходимыми денежными средствами. Поэтому не видим необходимости в реальных преобразованиях - существенных, кардинальных, в новой реформе и перестройке всего процесса.

Однако оптимизация и те внешние вызовы, которые сегодня есть, бесспорно, приведут к тому, что потребуется изменить указанную систему, адаптировать ее под действующую реальность».

Вопрос перекрестного субсидирования уже стал «притчей во языцех», констатирует заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев. Эта проблема из года в год поднимается на различных площадках, но с ней ничего не происходит.

«Нужно разобраться, насколько сам факт наличия перекрестки (если она не снижается, но при этом практически не растет) является необходимым фактором нашего бытия. Само по себе перекрестное субсидирование - не плохое и не хорошее явление, оно, сети и, соответственно, потребители, которые оплачивают тарифы сетевых компаний. При этом доля сетевых компаний составляет порядка половины конечного платежа прочих потребителей, так называемых промышленных.

Работа с перекресткой в сетевом комплексе ведется по двум направлениям. Первое связано с тем, что Правительство РФ, приняв постановление № 1450, поручило нам работу по выравниванию объема перекрестки по уровням напряжения и равномерному его распределению между потребителями этих уровней напряжения в регионах. Мы понимаем, что это несколько снизит объем перекрестки, так как равномерное распределение сразу покажет, где был перекос. Например, в Якутии 89% перекрестки находится на уровне напряжения ВН. Справедливо ли это? Наверное, нет. Перекрестка - всегда вопрос справедливости, и нам предстоит найти здесь баланс.

Второе направление связано с подготовленным ФАС проектом акта правительства, позволяющим зафиксировать величину перекрестки и задать вектор на ее снижение небольшим темпом. Это позволит за 7-10 лет сократить ее примерно на 50-70%.

Документ идет непросто - не все регионы готовы двигаться в этом направлении. Мы понимаем, что перекрестку в таком прикладном ключе можно было бы сокращать через полное использование индекса платы граждан. И через полное использование того порога динамики тарифов для населения на электроэнергию, который дает нам прогноз из года в год - 5%. С более консервативным наращиванием тарифа сетевого комплекса - это 3%.

С 1 июля тарифы в сетевом комплексе в среднем по России изменятся приблизительно на 2,5%. Это означает, что дельта между 5% и 2,5% - должно быть снижение перекрестки. Нарастили ли мы на 5% тарифы для населения? В каком-то регионе субъект Федерации пошел по этому пути, где-то рост консервативнее, где-то его нет совсем. В этом смысле региональным властям виднее, есть ли платежеспособный спрос у населения для повышенного платежа за электроэнергию.

С учетом текущих экономических условий и сохраняющейся неопределенности из-за пандемии резкого повышения тарифов ждать не стоит.

Считаю, что мягкие меры, о которых я сказал, могут задать вектор динамике сокращения перекрестки. Но нужно иметь в виду, что даже ее снижение само по себе не является самоцелью. Важно при этом, чтобы тарифы для населения оставались доступными, а промышленность не была перегружена надбавками».

Как считает председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров, в какой-то момент времени Правительство РФ перестало видеть в рынке то, для чего он создавался, - механизм повышения конкуренции. И рынок начал использоваться как удобный инструмент для сбора денег, замещающий бюджетные инвестиции, а также для перераспределения перекрестки.

«Совет рынка совместно с заинтересованными участниками рыночного сообщества всегда высказывался против этого. И в последнее время нас, кажется, начали слышать, - отметил Максим Быстров. Он также выразил надежду, что работа по совершенствованию рынка и его механизмов будет продолжаться более продуктивно.

«Российская электроэнергетика в последние годы сталкивается с беспрецедентным количеством изменений и вызовов, связанных как с естественной трансформацией отрасли, так и с внешними воздействиями. В их числе можно назвать углеродную повестку, развитие зеленой генерации, модернизацию, цифровизацию. К тому же активно внедряются новые механизмы - управление спросом, например. Также мы видим большое количество интересантов - людей и компаний, - которые оказывают воздействие на функционирование электроэнергетики. Все это, несомненно, влияет на отрасль, которая и так сама по себе отличается повышенной сложностью регулирования», - отметил Максим Быстров.

Источник: Посмотреть

● За нарушение Стандартов раскрытия информации ООО «Энергосбытовая компания особой экономической зоны Липецк» выдано представление.

13-04-2021

В Липецкого УФАС России обратился хозяйствующий субъект, который в целях поиска информации о наиболее выгодных условиях энергоснабжения на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» производил изучение информации на сайтах энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность в Липецкой области.

Однако, по данным заявителя, ООО «ЭСК» ОЭЗ «Липецк» не имеет официального сайта в сети «Интернет», посредством которого была бы раскрыта необходимая информация.

Так, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, (далее – Стандарты раскрытия информации) информация раскрывается, в том числе путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством РФ, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

В связи с признанием в бездействии энергосбытовой компании нарушения Стандартов раскрытия информации было выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

 «Любое лицо, заинтересованное в получении информации о деятельности энергосбытовой организации, должно быть уверено в том, что раскрываемая информация относится именно к деятельности данной организации. В противном случае, нарушение хозяйствующим субъектом Стандартов оказывает существенное влияние на права заинтересованных лиц на получение достоверной, объективной и оперативной информации», - отметила Ирина Поткина.

Справочно: Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Источник: Посмотреть

● АО «Прионежская сетевая компания» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение срока технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

13 апреля 2021 года постановлением Карельского УФАС России  АО «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, на компанию наложен административный штраф в размере 300 тыс. рублей.

Как следует из постановления Карельского УФАС, АО «ПСК» нарушило 4-хмесячный срок для осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя (пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения) по договору об осуществлении технологического присоединения.

Письмом АО «ПСК» пояснило антимонопольному органу, что неисполнение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя связано с обязанностью проведения АО «ПСК» подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения объекта недвижимости заявителя, включая усиление существующей электрической сети с присоединением новых мощностей.

Однако, как указало Карельское УФАС, АО «ПСК» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства РФ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, Карельское УФАС установило вину АО «ПСК» в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

Ответственность за данное правонарушение установлена в ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, согласно которой нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, так и по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в рассматриваемом случае УФАС применило часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Вместе с тем, антимонопольным органом принято во внимание характер допущенных нарушений, исполнение АО «ПСК» возложенной на общество обязанности по осуществлению технологического присоединения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, и на основе применения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, штраф снижен до 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности.

16-04-2021

ПАО «МРСК «Северо-Запада» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В виду того,  что на момент вынесения постановления ПАО «МРСК Северо-Запада» прекратило нарушение, осуществив технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица,  а также сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию,  связанную с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), руководствуясь положениями ч. 3.2,  3.3  ст. 4.1  КоАП РФ размер административного штрафа был снижен до ½ минимального размера штрафа,  установленного ч. 2  ст. 9.21  КоАП РФ.  

Постановление не вступило в законную силу и может быть обжаловано в течение 10  дней со дня вручения или получения его копии.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд обратил внимание на кассационную  жалобы ПАО «Россети Кубань» по делу о бездоговорном потреблении электроэнергии (определение ВС РФ от 16.04.2021 №  308-ЭС21-1900).

ПАО «Россети Кубань» обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании 1 001 967,21 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «ТНС энерго Кубань».

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Общество 27.01.2021 обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило судебные акты нижестоящих инстанций отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

Как установлено судами, в 2005 году зарегистрировано право собственности ОАО «Оздоровительный комплекс «Пламя» на нежилое здание проходной. Энергопринимающее устройство проходной было в 2013 году технологически присоединено к сетям сетевой организации.

В 2015 году ОАО «ОК «Пламя» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.

Между ОАО «ОК «Пламя», в лице конкурсного управляющего (арендодатель), и предпринимателем (арендатор) 01.05.2016 заключен договор аренды недвижимого имущества, в том числе нежилого здания проходной. Договор аренды не предусматривал обязанности арендатора по самостоятельному заключению с энергоснабжающей организацией договора на поставку электрической энергии. Владевший зданием предприниматель не имел информации о заключении арендодателем договора энергоснабжения.

14.07.2016 при проведении сотрудниками ПАО «Россети Кубань» проверки электрических сетей выявлено потребление электрической энергии объектом предпринимателя без заключения в установленном порядке договора энергоснабжения путем несанкционированного присоединения к трансформаторной подстанции, составлен акт о бездоговорном потреблении. На основании акта произведен расчет бездоговорного потребления электрической энергии, стоимость которого составила 1 001 967,21 руб.

Во второй половине 2017 года имущество ОАО «ОК «Пламя» в рамках дела о банкротстве продано на торгах, конкурсное производство завершено, 30.01.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО «ОК «Пламя» в связи с его ликвидацией.

05.10.2017 сетевая организация направила предпринимателю претензию с требованием оплатить стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, оставленную последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ПАО «Россети Кубань» в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суды пришли к выводу о том, что энергопринимающие устройства спорного нежилого помещения  были в  установленном законом порядке технологически присоединены к сетям сетевой организации.

При этом суд первой инстанции указал, что при условии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации одного только отсутствия договора энергоснабжения между потребителем и энергоснабжающей организацией недостаточно для квалификации такого потребления в качестве бездоговорного. Указанный вывод был поддержан судом апелляционной инстанции, указавшим, что потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора электроснабжения между энергоснабжающей организацией и потребителем, само по себе, при условии произведенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления. Соглашаясь с приведенными выводами, суд округ отклонил ссылку ПАО «Россети Кубань» на неоплату электроэнергии, поставленной в спорном периоде на объект ответчика, указав, что при надлежащем технологическом присоединении отсутствие платы не является основанием для квалификации спорного потребления в качестве бездоговорного.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, ПАО «Россети Кубань», ссылаясь на абз. 9 п. 2 Основных положений № 442, в соответствии с которым под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается «самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках», настаивает на том, что отсутствие любого из названных условий – технологического присоединения в установленном порядке или заключенного договора энергоснабжения – свидетельствует о бездоговорном потреблении электроэнергии соответствующим потребителем.

Верховный Суд посчитал вышеуказанный довод о существенном нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального права заслуживающим внимания, в связи с чем передал кассационную жалоба ПАО «Россети Кубань» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Рассмотрение кассационной жалобы назначено на 7 июня 2021 года.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть