Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (11.11.2019 -17.11.2019)

18 ноября 2019

● Внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике по вопросу определения величины перекрестного субсидирования, учитываемой в ценах (тарифах) на услуги по  передаче электроэнергии  для потребителей, не относящихся к населению (постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450).

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 «О внесении изменений в пункт 81-5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлено, что величина и ставка перекрестного субсидирования, учитываемые в ценах (тарифах) на услуги по  передаче электроэнергии  для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России по согласованию с Минэкономразвития России и Минэнерго России.

Указанные методические указания должны быть утверждены ФАС России в течение месяца со дня вступления постановления Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 в законную силу.

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 также предусмотрено, что ставка перекрестного субсидирования ежегодно устанавливается с дифференциацией по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) в 2 вариантах и учитывается:

- для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электроэнергии по 2-ставочной цене  (тарифу), - в ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;

- для потребителей, осуществляющих расчеты за услуги по передаче электроэнергии по 1-ставочной цене  (тарифу), - в составе 1-ставочной цены (тарифа) в расчете на 1 кВт*ч электроэнергии с учетом стоимости нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.

Двойной учет  величины перекрестного субсидирования в ставках тарифов на услуги по передаче электроэнергии не допускается.

Не допускается установление органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями.

Из вышеуказанного правила постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 устанавливает одно исключение. При наличии утвержденного высшим должностным лицом субъекта РФ графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения, до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями, допускается установление до 1 января 2025 года по согласованию с ФАС России, Минэкономразвития России и Минэнерго России единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями.

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 также вводится ответственность для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями, без согласования с ФАС России – в таких случаях превышение размера ставки перекрестного субсидирования компенсируется за счет средств бюджета РФ.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1451).

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1451 «О внесении изменений в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон» более детально изложен п. 2 Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 №  543 (далее – Правила), определяющий объекты электроэнергетики, на которые настоящие Правила не распространяются.

Также постановлением установлено, что оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон будет производиться, в том числе на основании информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики в ГИС ТЭК.

В случае не поступления в Минэнерго России от субъекта электроэнергетики  в установленный срок всей необходимой информации (пп. «а» - «в» п. 4 Правил), при оценке выполнения таким субъектом условий готовности к работе в отопительный сезон, соответствующие условиям показатели готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон получают балльную оценку 0.

Установлено, что решение о готовности принимается не позднее 5 ноября текущего года (ранее было не позднее 15 ноября).

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Ингушетии, Чечне и Республике Калмыкия (приказы Минэнерго России от 13.11.2019 №№ 1210, 1211, 1212).

В соответствиис Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,  на основании приказов от 13.11.2019 №№ 1210, 1211, 1212 Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территориях Республики Ингушетия, Чеченской Республики иРеспублики Калмыкия.

Основным критерием выбора нового гарантирующего поставщика является погашение всей либо части задолженности предыдущей организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, перед поставщиками оптового рынка, в частности:

- по Республике Ингушетия – 945 354 402,51 руб.;

- по Чеченской Республике – 5 568 038 058,50 руб.;

- по Республике Калмыкия – 41 003 189,10 руб.

Прием заявок по новым конкурсам будет осуществляться с 18 ноября 2019 года по 22 ноября 2019 года, в Минэнерго организован единый центр приема заявок на участие в конкурсе.

Ссылка на приказы: по Р. Ингушетия; по Чеченской Р.; по Р. Калмыкия

Источник: Посмотреть

Минэнерго России продлило статус гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Северного Кавказа» в Республике Ингушетия и ПАО «МРСК Центра» в Тверской области (приказы Минэнерго России от 13.11.2019 №№ 1213, 1214).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и в связи с истечением сроков, на который территориальным сетевым организациям присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Республики Ингушетия и в Тверской области, Минэнерго Россииприказами от 13.11.2019 №№ 1213, 1214 продлевает статус гарантирующего поставщика ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Ингушетия и ПАО «МРСК Центра»на территорииТверской области с 1 декабря 2019 года и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителям конкурсов, но не более чем на 12 месяцев.

Ссылка на приказы: по Р. Ингушетия; по Тверской области

Источник: Посмотреть

Минэнерго России утвердило результаты оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон 2019/2020 (приказ Минэнерго России от 15.11.2019 № 1225).

Решение о готовности субъектов электроэнергетики оформлено приказом Минэнерго России от 15.11.2019 №1225 «О результатах оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон 2019 – 2020 годов».

Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон была проведена в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543.

Динамику изменения индексов готовности субъекты электроэнергетики могли отслеживать в течение всего года на основании информации, размещаемой Министерством энергетики РФ ежемесячно на официальном сайте ведомства.

Всего Минэнерго России проведена оценка 435 субъектов электроэнергетики (941 объект), соответствующих критериям.

По итогам оценки готовности из 941 объекта электроэнергетики 83 % (784 объекта) подтвердили готовность работы в отопительный сезон в полном объеме либо с незначительными замечаниями, которые позволяют осуществлять работу в период максимальных нагрузок.

Из 157 объектов получивших статус «Не готов» 60 % (94 объекта) получили отрицательную оценку по причине низкой исполнительской дисциплины по представлению отраслевой отчетной информации.

По всем энергокомпаниям, допустившим не полное выполнение условий готовности, будут утверждены планы соответствующих мероприятий, ход исполнения которых будет контролироваться Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России.

В целях снижения рисков нарушения энергоснабжения потребителей организована работа с региональными штабами (по обеспечению безопасности электроснабжения) в части разработки планов прохождения отопительного сезона.

Дополнительный контроль функционирования энергокомпаний и верификация предоставляемой отчетности обеспечивается за счет выездных проверок, проводимых в случае фиксации специализированных индикаторов (роста аварийности, наличия несчастных случаях и т.д.).

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждены первые национальные стандарты по информационной модели российской электроэнергетики (ГОСТ Р 58651.1, ГОСТ Р 58651.2).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило два разработанных АО «СО ЕЭС» национальных стандарта Российской Федерации, устанавливающих основные положения и базисный профиль информационной модели электроэнергетики.

ГОСТ Р 58651.1 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения» и ГОСТ Р 58651.2 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Базисный профиль информационной модели» разработаны специалистами Системного оператора по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Требования стандартов распространяются на контрольные и регулирующие органы государственной власти РФ в сфере электроэнергетики, на субъектов отрасли, потребителей электрической энергии, а также проектные и научные организации, участвующие в автоматизированном информационном обмене.

Принятые документы открывают серию национальных стандартов по описанию информационной модели Единой энергосистемы России. Всего в комитете ТК016 «Росстандарта», работающего под председательством АО «СО ЕЭС», планируется разработать одиннадцать стандартов этой серии.

ГОСТ Р 58651.1 – основополагающий стандарт новой серии. Он устанавливает требования к профилям информационных моделей и организации автоматизированного информационного обмена в рамках создания, функционирования и актуализации информационной модели ЕЭС России.

ГОСТ Р 58651.2 разработан для решения расчетных, аналитических, статистических и иных задач в электроэнергетике, включая задачу стандартизации информационного обмена между организациями отрасли. Стандарт устанавливает состав базисного профиля информационной модели, содержащего минимально необходимую совокупность данных, их характеристик и связей для обеспечения их однозначной интерпретации всеми участниками технологического информационного обмена в электроэнергетике.

Унификация формата информационного обмена является ключевой задачей для цифровизации электроэнергетики. Использование общей информационной модели позволит получить значительный положительный эффект в части повышения качества используемой информации, снижения ее разнородности и разновременности обновления, будет способствовать снижению сроков и стоимости внедрения цифровых автоматизированных систем.

Так, принятие и использование субъектами отрасли национальных стандартов серии «Информационная модель электроэнергетики» позволяет стандартизировать и унифицировать обмен технологической информацией о параметрах и характеристиках ЛЭП, генерирующего и электросетевого оборудования, который, согласно приказу Минэнерго России от23.07.2012 № 340 (начиная с 2020 года – приказ Минэнерго России от 13.02.2019№ 102), регулярно осуществляется между субъектами электроэнергетики и диспетчерскими центрами Системного оператора. В частности, создаются условия для перехода на новый качественный уровень процесса актуализации разработанной Системным оператором Единой информационной модели ЕЭС России. Благодаря унификации и систематизации данных о параметрах и характеристиках ЛЭП, генерирующего и электросетевого оборудования снижается разнородность используемой информации, используемой в различных деловых процессах, сокращается временной разрыв между актуализацией, передачей и использованием данных об энергообъектах, повышается скорость анализа и принятия решений при планировании электроэнергетического режима, а также в нештатных ситуациях.

Применение этой серии стандартов также обеспечивает совместимость информационных продуктов, разрабатываемых независимо разными производителями, поддерживающими информационный обмен по принципам открытой информационной модели (Common Information Model, CIM). Использование стандартов серии «Информационная модель электроэнергетики» субъектами отрасли является условием повышения конкурентоспособности отечественных разработок и импортозамещения информационных продуктов.

Стандарты ГОСТ Р 58651.1 и ГОСТ Р 58651.2 вводятся в действие с 1 января 2020 года. Официальный текст стандартов будет доступен для ознакомления после издания – на сайте Росстандарта.

Источник: Посмотреть

●Законопроект об антимонопольном комплаенсе принят Государственной Думой РФ в первом чтении(законопроект № 789090-7).

Документ закрепляет в Законе о защите конкуренции понятие «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», порядок организации такой системы хозсубъектами, а также определяет основные требования к содержанию внутренних актов, формирующих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

14 ноября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ замглавы ФАС России Сергей Пузыревский представил проект федерального закона о комплаенсе.

«Антимонопольный орган в 2017 году направил 95 предостережений, в 2018 году – 123 предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов и органов власти, совершающим действия, способные привести к антимонопольным правонарушениям. Эффективность мер, стимулирующих соблюдение законодательства, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов», - рассказал в начале своего выступления Сергей Пузыревский.

Он пояснил, что разработка и внедрение субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства является одним из инструментов предупреждения и профилактики нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для них.

Замглавы ФАС отметил, что основным принципом внедрения этой системы мер является добровольность.

При этом законопроектом предусмотрена возможность направления в антимонопольное ведомство хозяйствующими субъектами разработанных актов по организации системы внутреннего обеспечения требований антимонопольного законодательства.

«Антимонопольный орган будет учитывать внедрение комплаенса при отнесении хозяйствующего субъекта к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства», - уточнил Сергей Пузыревский.

Напомним, документ подготовлен в рамках реализации Национального плана развития конкуренции¹.

«Принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства», - заключил замглавы ФАС.

¹ Справочно: проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» разработан в целях исполнения поручения, содержащегося в пп. «ж» п. 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618.

Ссылка на законопроект:Скачать

Источники: Посмотреть; Посмотреть

Замминистра энергетики России Юрий Маневич: «Неиспользуемый резерв мощности приводит к росту перекрестного субсидирования».

13-11-2019

Заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич  в статье для журнала «Энергетическая политика» рассказал о мерах по снижению неэффективного использования резервов сетевой мощности.

Юрий Маневич напомнил, что разница между мощностью, которую потребитель запрашивает при присоединении к сетям и фактически потребляемой, год от года растет, что приводит к росту перекрестного субсидирования, негативные последствия от которого наступают для тех потребителей, которые как раз выбирают весь объем зарезервированной мощности - именно на них перераспределяется финансовая нагрузка за содержание сетей.

«Для понимания масштаба приведу несколько цифр. На текущий момент, по данным компании «Россети» на основе деятельности их дочерних обществ в 72 регионах, неиспользуемый резерв мощности (разница между максимальной и фактической мощностью) достигает 60% от общего объема. В целом по России резерв составляет порядка 133 ГВт. За период с 2010 года по 2016 год сетевые компании ввели в эксплуатацию сетевой инфраструктуры для потребителей на 65 ГВт максимальной мощности, заказанной потребителями при технологическом присоединении, при этом фактически потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт, что соответствует 12% от максимальной мощности потребителей. Аналогичная ситуация складывается даже по «льготным» категориям присоединяемых потребителей. Предоставляемая в льготном порядке мощность за аналогичный период используется по факту потребителями только на 15-20%», - пояснил заместитель Министра.

Автор статьи уверен, что крупные предприятия не выбирают резервируемую мощность из-за удобства использования так называемой «распределённой» генерации. Компания строит собственную генерацию на предприятии, однако от резерва со стороны сетей не отказывается и оставляет за собой право в любой момент потребить электроэнергию из системы.

«Предположим, есть два потребителя в регионе, оба имеют схожее по объему и характеру производство, являются конкурентами. Первый потребитель заказал при технологическом присоединении 20 МВт максимальной мощности и эффективно ее использует, его фактически потребляемая мощность от 17 до 19 МВт. Второй потребитель, по факту потребляя столько же мощности, заказал при технологическом присоединении максимальную мощность в размере 100 МВт и не отказывается от излишней неиспользуемой мощности. Сетевая инфраструктура была построена исходя из 120 МВт заказанной двумя потребителями мощности, затраты на ее содержание включены в единый средний тариф на услуги по передаче. Что же получается? Первый потребитель, несмотря на свою эффективность, «спонсирует» второго. Оба платят одинаково вне зависимости от степени использования максимальной мощности. А дальше ситуация усугубляется. Приходит инвестор в регион, ему нужно 50 МВт максимальной мощности. Сетевая организация, понимая, что свободная мощность есть у второго потребителя, не может ей воспользоваться и вынуждена строить новые электросетевые объекты. В итоге мы имеем рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии у всех трех потребителей», - говорится в статье.

По словам Юрия Маневича, инициатива Минэнерго России подразумевает максимально плавный переход на новую систему тарифного регулирования.

«Предполагается поэтапное введение оплаты сетевого резерва – доля оплачиваемого резерва в объеме услуг по передаче электроэнергии будет расти постепенно - от 5 % до 60 % с 2020 года по 2025 год. При этом «сезонные» потребители не будут платить за резерв – резерв подлежит оплате только при условии, если он не используется больше года. Для  объектов теплоснабжения, водоканалов и военных объектов ввиду невозможности отказа от неиспользуемых резервов в связи с особой социальной значимостью и целевым назначением, обеспечивающим необходимое ресурсоснабжение и безопасность населения, предусмотрены «льготные» условия оплаты резерва неиспользуемой мощности – половина заказанной ими при технологическом присоединении максимальной мощности не подлежит оплате вне зависимости от степени ее использования», - добавил заместитель Министра.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Источник: Посмотреть

●За уклонение от заключения договора технологического присоединения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» назначен штраф в размере 600 тыс. руб.

13-11-2019

12 ноября 2019 года должностное лицо Рязанского УФАС России рассмотрело дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела явилось заявление председателя садоводческого товарищества «Радуга», указавшего на нарушение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

В частности, действующим законодательством предусмотрено, что, получив заявку на технологическое присоединение, сетевая организация в течение 15 дней должна направить проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

Однако, ПАО «МРСК Центра и Приволжья», получив 02.08.2019 заявку от СНТ «Радуга» на присоединение 14 жилых домов, до настоящего времени необходимые документы не направило.

Рассмотрев административное дело, должностное лицо Рязанского УФАС России признало ПАО «МРСК Центра и Приволжья» виновным в совершении административного правонарушения и назначило штраф в размере 600 тыс. руб. Для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сетевой организации вынесено представление, обязательное для исполнения.

В настоящее время постановление по делу об административном правонарушении не вступило в законную силу и может быть обжаловано сторонами в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Источник: Посмотреть

● В ФАС заявили, что «МРСК Сибири» пыталась незаконно ограничить электроснабжение двух шахт.

14-11-2019

Кемеровское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выявило факт нарушения антимонопольного законодательства компанией «МРСК Сибири» (работает под брендом «Россети Сибирь»), которая незаконно инициировала ограничение электроэнергии на двух крупных шахтах в Кузбассе, сообщила пресс-служба антимонопольного ведомства.

«Комиссия Кемеровского УФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «МРСК Сибири» (филиал –«Кузбассэнерго – РЭС»). Сетевая компания незаконно инициировала режим ограничения электроэнергии на объектах ООО «Шахта «Грамотеинская» (г. Белово) и АО «Шахта «Полосухинская» (г. Новокузнецк)», - говорится в сообщении.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе УФАС Кузбасса, осенью 2018 года энергетики направили уведомления в адрес угольных предприятий и обслуживающей их сетевой компании о том, что планируют ограничить подачу электроэнергии. Угольщики обратились с жалобой в УФАС. В «МРСК Сибири» посчитали, что шахты потребляют неучтенную электроэнергию, не принимая в расчет, что в этот момент у шахт был заключен договор с другой сетевой организацией на передачу электроэнергии.

«Они посчитали этот договор недействительным, а, значит, шахты потребляют неучтенную электрическую энергию «МРСК Сибири», - уточнили детали дела в пресс-службе.

Решение комиссии обосновано тем, что угледобывающие предприятия имеют непрерывный цикл производства и в их подземных выработках постоянно находится большое количество людей. В случае приостановления подачи электроэнергии жизнь горняков может быть подвергнута опасности из-за необходимости экстренной эвакуации. Решается вопрос о привлечении компании к административной ответственности.

В департаменте по связям с общественностью «МРСК Сибири» ТАСС сообщили, что компания намерена обжаловать решение УФАС по данному делу.

«Как только мы получим решение УФАС, мы его обжалуем. Мы считаем, нарушений [со стороны компании] допущено не было. Есть судебные решения, которые подтверждают правомерность наших действий», - сказал ТАСС официальный представитель «МРСК Сибири».

Источник: Посмотреть

●ООО «Тобольскпромэнергосеть» ущемило права фермера при отказе в допуске в эксплуатацию прибора учета.

15-11-2019

Целая история с нарушением антимонопольного законодательства получилась из желания тобольского сельхозпредпринимателя заменить неисправный прибор учета электроэнергии. Сетевой монополист затягивал процедуру демонтажа старого счётчика и ввода в эксплуатацию нового, что привело к образованию у потребителя задолженности и, вследствие чего, к  ограничению подачи электроэнергии.

Еще в декабре 2017 года тобольский сельхозпредприниматель обратился в ООО «Тобольскпромэнергосеть» с заявкой о необходимости снятия показаний с существующего прибора учета с целью его замены. По заявке сетевой организацией были назначены дата и время для осуществления работ, но в указанный день представители ни сетевой, ни сбытовой организаций так и не явились. На повторную заявку фермера сетевая организация ответила выставленным счетом за проведение проверки и приёмки в эксплуатацию узла учёта электрической энергии, указав в письме, что ее услуги являются платными. С третьего раза сетевая организация все-таки явилась на опломбировку счетчика, но в процессе выявила ряд нарушений, среди которых: несоответствие установленного предпринимателем прибора учета, подключение стороннего потребителя помимо прибора учёта и также установление счетчика не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Как результат, во вводе в эксплуатацию прибора учёта сельхозпредпринимателю было отказано. Между тем, он уже становится должником перед сбытовой организацией, так как плата за электроэнергию весь этот период рассчитывается безучетным способом. Далее и вовсе следует ограничение электроэнергии.

Отказ заявителю в замене электросчётчика ООО «Тобольскпромэнергосеть» объяснило тем, что тот, не дождавшись пятидневного срока согласования даты и времени снятия показаний прибора учёта, самовольно демонтировал счётчик и установил новый.

Изучив материалы дела, комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу, что предприниматель действовал правильно. Согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФот 04.05.2012 № 442, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств лежит на потребителе. Прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке и быть проверен не позднее месяца. Собственник энергопринимающих устройств, который намерен демонтировать его в целях замены, ремонта или поверки, обязан направить заявку в сетевую или сбытовую компанию. В случае если ни сетевая организация, ни энергосбытовая организация не являются в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учёта, потребитель сам снимает показания и направляет их в организацию, в которую была подана заявка. Что предприниматель, заменив счётчик, и сделал.

В ходе разбирательств по делу сетевая организация не предоставила никаких доказательств о подключении сторонних потребителей. А, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем, новый прибор учёта был установлен на месте демонтированного. Установленный предпринимателем счетчик также соответствовал всем параметрам.

Таким образом, отказ в допуске в эксплуатацию прибора учета является необоснованным и ущемляет интересы фермера в сфере предпринимательской деятельности. «Заявитель вынужден был работать в отсутствие подачи электричества и мог понести связанные с этим значительные убытки», - поясняет позицию контролирующего органа руководитель Тюменского УФАС России Игорь Веретенников.

Действия ООО «Тобольскпромэнергосеть» квалифицированы антимонопольным управлением как злоупотребление доминирующим положением. Общество до завершения рассмотрения дела приняло меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

Источник: Посмотреть

«Мосэнергосбыт» исполнил предупреждение Московского УФАС.

15-11-2019

Компания «Мосэнергосбыт» исполнила предупреждение Московского УФАС. Ранее Московское УФАС России выявило необоснованные действия организации при использовании в расчетах с управляющей компанией показаний приборов учета, которые были введены в эксплуатацию ненадлежащим образом.

Сетевая организация «МОЭСК» установила в многоквартирном доме новые общедомовые приборы учета и нарушила процедуры ввода их в эксплуатацию. При этом сетевая организация не уведомила об этом управляющую компанию.

В свою очередь «Мосэнергосбыт» как гарантирующий поставщик обязан соблюдать права и интересы своего потребителя. Для того чтобы включить в договор энергоснабжения новые счетчики и проводить по ним расчеты, «Мосэнергосбыт» был обязан удостовериться в соблюдении сетевой организацией процедуры ввода их в эксплуатацию. Однако монополист направил в адрес управляющей компании дополнительное соглашение к договору о принятии новых приборов учета к расчетам и начал выставлять по ним счета, несмотря на несогласие своего абонента.

«За последнее время нами выявлено несколько подобных случаев злоупотребления со стороны «Мосэнергосбыта» в отношении управляющих компаний многоквартирных домов. В целях исключения системности ущемления интересов потребителей управлением проводятся дополнительные проверочные мероприятия», – уточнил заместитель руководителя Московского УФАС России Никита Полещук.

Московское УФАС России выдало «Мосэнергосбыту» предупреждение. В целях его исполнения гарантирующий поставщик отозвал дополнительное соглашение к договору энергоснабжения и сделал перерасчет стоимости электроэнергии. Ввиду исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждаться не будет и лицо, выполнившее предупреждение, не будет привлечено к административной ответственности.

Источник: Посмотреть

●Правомерность постановления Ивановского УФАС России о нарушении АО «Ивгорэлектросеть» ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждена Вторым арбитражным апелляционным судом.

13-11-2019

Вторым арбитражным апелляционным судом рассмотрена жалоба  АО «Ивгорэлектросеть» об отмене решения Арбитражного суда Ивановской области, отказавшем в удовлетворении требований сетевой организации  о признании незаконным и отмене постановления Ивановского УФАС России по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела по апелляционной жалобе сетевой организации состоялось 12.11.2019.

Таким образом, с момента вступления решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу АО «Ивгорэлектросеть» надлежит исполнить постановление Ивановского УФАС России, заплатив административный штраф в размере 100 тыс. руб.

Напомним, административное дело возбуждено в виду отказа сетевой организацией индивидуальному предпринимателю в технологическом присоединении здания к своим объектам электросетевого хозяйства по причине однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В частности здание, приобретенное индивидуальным предпринимателем, некогда входило в состав единого предприятия, как очистные сооружения.  Указание владельца объектов электросетевого хозяйства промышленной площадки, на котором расположен объект предпринимателя, о его отключении от электроснабжения, расценено сетевой организацией как наличие технологического присоединения.

Действительно, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплен принцип однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Вместе с тем, необходимо учитывать положения и ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», указывающей, что в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Установлено, что до приобретения здания очистных сооружений Предпринимателем, владение им осуществлялось иными хозяйствующими субъектами.

Прежний собственник  очистных сооружений пояснил, что как на момент их продажи, так и на момент их приобретения в собственность, очистные сооружения не имели фактического электроснабжения. В здании полностью отсутствовало внутреннее электросетевое хозяйство и энергопринимающие устройства. Каких-либо документов о технологическом присоединении данного здания от предыдущего собственника здания не передавалось и не оформлялось.

При изложенных обстоятельствах,  доказательств надлежащего опосредованного присоединения принадлежащего Предпринимателю здания очистных сооружений к сетям сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства владельца объектов электросетевого хозяйства не установлено.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Арбитражный суд поддержал «ТНС энерго Марий Эл» и признал недействительным решение антимонопольного органа.

14-11-2019

Гарантирующий поставщик электроэнергии на территории региона отстоял в арбитражном суде свое право на односторонний отказ от договора с потребителем-должником. В судебную плоскость такой вопрос попал в связи с жалобой в антимонопольный орган одного из потребителей-должников на действия ПАО «ТНС энерго Марий Эл».

Односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения полностью – неотъемлемое право гарантирующего поставщика, прямо предусмотренное законом.

«ТНС энерго Марий Эл» прибегло к данной мере в отношении потребителя-должника по причине постоянного грубого нарушения им сроков оплаты электроэнергии.

– В случае такого отказа гарантирующего поставщика договор энергоснабжения расторгается, а дальнейшее потребление электроэнергии является бездоговорным. В соответствии с законодательно установленным порядком в отношении потребителя, потребляющего энергоресурс без договора, вводится ограничение, – пояснила начальник департамента правового обеспечения «ТНС энерго Марий Эл» Татьяна Краева.

В рассматриваемом случае потребитель-должник остался без договора и без ресурса.

Марийское УФАС России по итогам исследования обстоятельств поддержало заявление потребителя и пришло к выводу, что односторонний отказ от договора энергоснабжения недопустим.

 «ТНС энерго Марий Эл» обжаловало решение Марийского УФАС России в Арбитражный суд Республики Марий Эл и добилось справедливого и законного результата: решение антимонопольного органа признано недействительным и не соответствующим закону.

– Отмечу, что право на возобновление потребления ресурса возникает у потребителя не ранее момента погашения задолженности. А значит, клиентам следует тщательно соблюдать платежную дисциплину по договорам с гарантирующим поставщиком, – добавила начальник департамента правового обеспечения «ТНС энерго Марий Эл» Татьяна Краева.

Энергетики напоминают, что п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, предусматривает, что в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд принял прецедентное решение по новосибирскому делуо нарушении бесперебойного электропитания технологически значимых электроустановок.

Ранее представители крупного новосибирского предприятия обвинили энергоснабжающую организацию в перебоях в подаче электроэнергии. Это, по мнению представителей завода, привело к финансовому ущербу.

Верховный суд РФ принял сторону АО «Завод «Экран» в споре с ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Конфликт между организациями возник из-за перебоев подачи электричества на завод «Экран».

В 2013-2015 годах «Новосибирскэнергосбыт» допускал «систематические провалы напряжения» при ее поставках заводу «Экран». В результате этого было нарушено бесперебойное электропитание «технологически значимых электроустановок» и процессов изготовления стеклянной тары. Также были разрушены конструктивные элементы печи.

«Чтобы устранить повреждения, предприятие выполнило внеплановые «горячие» (без остановки производства) и «холодный» (с остановкой производства) ремонты — на эти цели направили 88,6 млн. рублей. Дополнительные затраты на электро- и газоснабжение технологического оборудования и сырьевые материалы в период восстановления технологического цикла сложились в сумме 2,078 млн. рублей», — говорится в сообщении пресс-службы завода «Экран».

В декабре 2015 года представители завода «Экран» обратились в суд с требованием взыскать с «Новосибирскэнергосбыта» 90,7 млн. руб. Через полгода арбитражный суд удовлетворил иск в полном объеме. В мае 2018 года Седьмой арбитражный апелляционный суд принял решение выплатить в пользу истца 45,3 млн. руб. В октябре прошлого года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал законность решения нижестоящего суда.

«В сентябре 2019 года Верховный Суд Российской Федерации, изучив дополнительные пояснения и материалы дела, вынес определение об отказе в передаче жалоб гарантирующего поставщика и сетевой компании (АО «РЭС») на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ», — сообщили в пресс-службе завода «Экран».

«Суд сделал важный вывод, что за организацию инструментальной фиксации провалов напряжения, подаваемого абоненту, равно как и за отсутствие таковой, отвечают именно гарантирующие поставщики. Это перекрывает им еще одну лазейку для ухода от ответственности за некачественное электроснабжение», — заявил замдиректора по правовым вопросам завода «Экран» Андрей Курбатов.— Ранее существовавшая судебная практика преимущественной защиты интересов гарантирующих поставщиков в ущерб промышленным потребителям в подобных спорах изменена».

По словам Курбатова, проблема перебоев с поставками электричества актуальна для российских предприятий. Он отметил, что при проблемах с поставками электричества 90% импортного оборудования отключается. Это нарушает технологический процесс и предприятия терпят убытки.

«АО «Завод «Экран» создал уникальный прецедент, позволяющий предприятиям реального сектора экономики РФ вести равноправный диалог с субъектами естественных монополий — энергоснабжающими организациями, требуя от них поставлять электрическую энергию надлежащего качества, а в случае его нарушения успешно защищать свои права в суде и возмещать понесенные убытки», — говорится в сообщении пресс-службы «Экрана».

Источник: Посмотреть