Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (10.05.2021 - 16.05.2021)

17 мая 2021

● Минэнерго России проводит конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Московской области и Республике Хакасия (приказы Минэнерго России от 13.05.2021 №№ 342, 343).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, Минэнерго России приказами от 13.05.2021 №№ 342, 343 постановило провести конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия и Московской области с минимальным размером денежных средств, не менее которого участник конкурса обязан указать в заявке:

- по Республике Хакасия – 296 177 744,36 руб.;

- по Московской области – 450 423 371,93 руб.

Сведения о должностных лицах, уполномоченных давать разъяснения о порядке проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика:

- Паромов Артем Олегович, ведущий советник, e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.:+7 (495) 631-85-35.

Ссылка на приказы: Скачать по Р. Хакасия; Скачать по Московской обл.

Источник: Посмотреть

● ФАС рассказала, как снизить нагрузку на промпотребителей электроэнергии.

12-05-2021

Снижение нагрузки на промышленных потребителей электроэнергии требует ограничения объема нерыночных надбавок, оптимизации объёма генерирующих мощностей и повышения эффективности работы всех секторов электроэнергетики, заявили РИА Новости в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России.

11 мая газета «Коммерсант» сообщила, что «Совет рынка» ожидает значительный рост оптовых цен электроэнергии для промышленности в 2021-2022 годах, в европейской части РФ и на Урале они будут расти на 6% два года подряд, в Сибири — на 15% в этом году и на 7% в следующем.

«Служба неоднократно предлагала принять меры по оптимизации нагрузки на потребителей, в частности: ограничить объемы нерыночных надбавок к цене на мощность; оптимизировать объёмы генерирующих мощностей; повысить эффективность работы всех секторов электроэнергетики», — сказали в ФАС. В службе также отметили, что цены на электроэнергию на оптовом рынке формируются конкурентным методом. «В 2020 году цена на электроэнергию без учета мощности снизилась на 5,5%. При этом рост цен в основном связан с влиянием надбавок к стоимости мощности», — добавили в ФАС.

Кроме того, ФАС напомнила, что тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему групп потребителей электроэнергии служба уже шестой год подряд регулирует по принципу «инфляция минус», что позволяет сокращать нагрузку на потребителей услуг естественных монополий.

«Изменение тарифов (для населения — ред.) в сфере электроэнергетики происходит строго в рамках показателей Прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2024 года за счет установления ФАС их предельных уровней. При этом мониторинг региональных решений показал, что в 2021 году эти тарифы повысились ниже прогнозируемого уровня инфляции в стране – на 2,99% в среднем по стране для прочих потребителей», — заключили в службе.

Источник: Посмотреть

● Комиссия центрального аппарата Ростехнадзора выявила 768 нарушений норм промышленной безопасности в ПАО «Юнипро» и его филиалах.

11-05-2021

Комиссией центрального аппарата Ростехнадзора при участии представителей территориальных органов Ростехнадзора в период с 15 марта по 23 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка ПАО «Юнипро» и его филиалов: Сургутская ГРЭС, Смоленская ГРЭС, Березовская ГРЭС, Яйвинская ГРЭС и Шатурская ГРЭС.

В ходе проверочных мероприятий выявлено 768 нарушений обязательных требований, установленных нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, основными из которых явились:

- неверное проведение идентификации в государственном реестре опасных производственных объектов, представление неполных и недостоверных сведений, не включение сведений по техническим устройствам в карты учёта опасных производственных объектов;

- невыполнение в установленные сроки компенсирующих мероприятий по результатам проведенных экспертиз оборудования, работающего под избыточным давлением;

- непостановка на учет оборудования, работающего под избыточным давлением в территориальном органе Ростехнадзора;

- ввод в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, с нарушением требований федеральных норм и правил;

- отсутствие необходимой технической документации, определяющей порядок безопасного обслуживания и эксплуатации оборудования;

- отсутствие систем автоматического непрерывного газового контроля и анализа загазованности по предельно допустимой концентрации в производственных помещениях;

- непредоставление работникам инструкций, определяющих их действия в аварийных ситуациях, при эксплуатации подъемных сооружений, эксплуатация подъёмных сооружений, установленных на рельсовых путях с нарушениями требований федеральных норм и правил.

По результатам проверки составлен акт, выданы предписания и установлены сроки устранения выявленных нарушений. Часть нарушений была устранена в ходе проверочных мероприятий.

В отношении юридического лица и должностных лиц, виновных в допущении выявленных нарушений, будут возбуждены административные делопроизводства с целью привлечения к ответственности.

Источник: Посмотреть

● ПАО «МРСК Северо-Запада» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение срока технологического присоединения.

12 мая 2021 года Новгородским УФАС России ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, к ПАО «МРСК Северо-Запада» применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Из постановления следует, что ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушен шестимесячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя (абз. 8 пп. «б» п. 16 Правил технологического энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее – Правила № 861).

В обоснование своей позиции об отсутствии нарушения Правил № 861 ПАО «МРСК Северо-Запада» указывало на продление срока технологического присоединения дополнительным соглашением, подписанным с Заявителем, осуществление техприсоединения в пределах срока, установленного дополнительным соглашением, и на отзыв заявления из Новгородского УФАС Заявителем, в связи с мирным урегулированием сторонами спора и отсутствием в настоящее время претензий.

Однако Новгородское УФАС признало доводы ПАО «МРСК Северо-Запада» несостоятельными.

Как отметило Новгородское УФАС, из положений Правил № 861 следует, что срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заявителей как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.

Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами № 861 не предусмотрена, поскольку установленный п. 16 Правил №  861 срок носит императивный характер и не может быть изменён по соглашению сторон.

Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в п. 16 Правил № 861 для соответствующих категорий заявителей, является нарушением ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 16, 19 Правил № 861 и в силу п. 5 ст. 426 Гражданского кодекса РФ является ничтожным.

При указанных обстоятельствах Новгородское УФАС признало, что действия ПАО «МРСК Северо-Запада» образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (повторность).

Поскольку на момент рассмотрения дела ПАО «МРСК Северо-Запада» были осуществлены мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя к электрическим сетям, УФАС  применило при назначении административного наказания ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и назначило наказание в размере 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в размере 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Первый Арбитражный суд признал постановление антимонопольного органа в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» законным и обоснованным.

14-05-2021

В 2020 году Нижегородским УФАС России рассмотрено дело об административном правонарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Поводом к возбуждению дела послужило обращение ООО «ЭлектроконсалтингНН», действующего в интересах и по поручению ООО «ЛМЗ «Старт», на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

ООО «ЛМЗ «Старт» направило в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение объекта, в свою очередь ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направило проект договора, согласно которому срок присоединения составляет 1 год со дня заключения договора, в то время как в соответствии с действующим законодательством, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в данном случае не может превышать 4 месяца. Кроме того, сетевая организация в проекте договора рассчитала размер платы за оказание услуг с применением ставки на покрытие расходов на строительство пунктов секционирования – реклоузера.

Заказчик с данными условиями не согласился и направил мотивированный отказ, в ответ на который ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направило новый проект договора, в котором были устранены возражения в части сроков выполнения работ, но условия договора в части расчета платы были оставлены без изменений.

В ходе рассмотрения дела, должностное лицо Нижегородского УФАС России пришло к выводу, что размер платы по договору технологического присоединения определен ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с нарушением действующего законодательства, путем включения ставки, которая не установлена решением Региональной службы по тарифам.

Кроме того, выявлено, что ранее ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлекалось к административной ответственности за нарушение порядка подключения к электрическим сетям.

В связи с изложенным, должностное лицо Нижегородского УФАС России постановило признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначить данному обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.

Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании постановления и представления Нижегородского УФАС России незаконными. Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Тогда сетевая организация обратилась в Первый Апелляционный арбитражный суд, который в заседании, состоявшемся 13 мая 2021 года, также отказал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в удовлетворении заявленных требований, признав постановление и представление Нижегородского УФАС России законным и обоснованным.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд отказал антимонопольному органу в удовлетворении его жалобы, оставив в силе судебные акты нижестоящих инстанций по делу о техприсоединении (определение ВС РФ от 14.05.2021 № 303-ЭС21-5454).

АО «Хабаровская горэлектросеть» (Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровского УФАС, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 тыс. руб.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции в удовлетворении требования отказано.

Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения  постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций, Хабаровское УФАС обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило постановление апелляционного суда и постановление суда округа отменить, считая их незаконными и необоснованными.

Определением от 14.05.2021 № 303-ЭС21-5454 Верховный Суд отказал Хабаровскому УФАС в удовлетворении кассационной жалобы и признал законными постановление апелляционного суда и постановление суда округа.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Антимонопольный орган, привлекая оспариваемым постановлением Общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, исходил из нарушения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, определенной п. 15 Правил технологического энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее – Правила № 861; как установлено УФАС по Хабаровскому краю, Общество должно было ввиду представления Заявителем всех необходимых сведений и документов направить в его адрес проект договора техприсоединения и технические условия.

Судом 2-й инстанции установлено, что АО «Хабаровская горэлектросеть» не выдавало Заявителю испрашиваемые им проект договора и технические условия ввиду непредставления им копии документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя (пп. «г» п. 10 Правил № 861).

Вышеуказанная норма, исходя из ее буквального толкования во взаимосвязи с иными положениями Правил № 861, по существу, предполагает представление Заявителем правоустанавливающего документа на недвижимую вещь, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Таким образом, поскольку положения Правил № 861 АО «Хабаровская горэлектросеть», вопреки суждениям антимонопольного органа, не нарушило, в бездействии Общества отсутствует объективная сторона и, соответственно, состав  административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

С такими выводами согласился окружной суд и Верховный Суд.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным акт о неучтенном потреблении электроэнергии, составленный сетевой организацией (определение ВС РФ от 14.05.2021 № 309-ЭС21-5339).

ООО «Продукты+» (потребитель) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «МРСК Урала» о признании акта неучтенного потребления электрической энергии незаконным.

Судебными актами судов трех  инстанций в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, потребитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просил отменить судебные акты и принять по делу новое решение.

Верховный Суд отказал ООО «Продукты+» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, о чем вынес определение от 14.05.2021 № 309-ЭС21-5339.

Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что акт о безучетном потреблении электрической энергии соответствует требованиям п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и является надлежащим доказательством выявленного факта безучетного потребления электрической энергии потребителем.

Суды указали, что ООО «Продукты+» вопреки возложенной на него обязанности по обеспечению надлежащего учета потребляемой электроэнергии допустило нарушения требований законодательства в сфере электроснабжения в виде самовольной замены прибора учета без участия сетевой организации или гарантирующего поставщика, без снятия показаний ранее установленного прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в целях замены.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть