Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (09.12.2019 - 15.12.2019)

16 декабря 2019

Утверждены рекомендуемые предельные межповерочные интервалы для ряда средств измерения, в том числе электрических и магнитных величин (приказ Росстандарта от 02.07.2019 № 1502).

Приказом Росстандарта от 02.07.2019 № 1502 «Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений» утверждены рекомендуемые предельные значения интервалов между поверками средств измерений,в том числеэлектрических и магнитных величин.

Рекомендуемые предельные значения интервалов между поверками средств измерений установлены, в частности для:

- счетчиков электрической энергии - 16 лет;

- приборов для измерения показателей качества электрической энергии - 4 года;

- систем автоматизированных для контроля и учета электроэнергии - 4 года;

- трансформаторов напряжения класса точности 0,05, 0,1 - 4 года, прочих - 8 лет;

- трансформаторов тока измерительных до 1 кВ - 4 года, от 1 до 1050 кВ (за исключением встроенных) - 8 лет, встроенных - 16 лет и др.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Утверждены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2020 год (приказ ФАС России от 15.11.2019 № 1515/19).

Приказом ФАС России от 15.11.2019 № 1515/19 «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2020 год» установлены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей в соответствии с приложением к настоящему приказу.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2019 за № 56756.

Ссылка на документ: Посмотреть

11 декабря 2019 года Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (законопроект № 581324-7).

Законом предусматривается ввести в понятийный аппарат законодательства Российской Федерации об электроэнергетике понятие и критерии объекта микрогенерации, а также создать правовые основания для стимулирования развития таких объектов, в том числе путем утверждения Правительством РФ особенностей порядка их технологического присоединения к электрическим сетям, обеспечения возможности продажи владельцами данных объектов выработанной с их использованием электрической энергии на розничных рынках гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям, наделения Правительства РФ полномочиями по установлению особенностей коммерческого учета соответствующих объемов электрической энергии и полномочиями по определению иных особенностей взаимодействия потребителей электрической энергии, осуществляющих продажу электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с гарантирующими поставщиками и другими субъектами розничных рынков электрической энергии.

Так, согласно закону, объект микрогенерации – это объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий, в том числе на основе использования ВИЭ и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, учитывая сложившуюся в настоящее время практику реализации на розничных рынках электрической энергии мер поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в целях обеспечения применения мер поддержки только в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, прошедших установленную законодательством Российской Федерации об электроэнергетике процедуру отбора, корректного отражения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в схемах и программах перспективного развития электроэнергетики, а также урегулирования отношений между сетевыми организациями и собственниками или иными законными владельцами генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, по заключению договоров купли-продажи электрической энергии в отношении электрической энергии, произведенной на указанных генерирующих объектах, законом предусматривается наделение Правительства РФ полномочиями по определению случаев и порядка заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования ВИЭ или торфа, в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также существенных условий указанных договоров.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источник: Посмотреть

12 декабря в первом чтении Государственной Думой РФ принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок» (законопроект № 754049-7).

12 декабря 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 754049-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок».

Законопроект на пленарном заседании Государственной Думы представил статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас.

Законопроект направлен на законодательное урегулирование существующей процедуры выдачи разрешений на допуск к эксплуатации объектов энергетики, теплоснабжения, энергопринимающих и теплопотребляющих установок.

Согласно действующей редакции Федерального законаот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие «совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы», при этом определение «электроэнергетической системы» предполагает обязательное ее функционирование «в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления».

Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.

В связи с тем, что в соответствии с пп.«г» п. 7 Правилтехнологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, процедура технологического присоединения включает в себя получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя к электрическим сетям, имеется необходимость законодательно закрепить полномочия государственных органов власти по определению порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Необходимость процедуры по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок определена также в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.12.2016 № 1504.

Вместе с тем Федеральным закономот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определен орган, уполномоченный на установление требований к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Данная ситуация негативным образом влияет на нормативно-правовое обеспечение вопросов осуществления технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, и не позволяет принять меры по их гармонизации.

Законопроект предполагает устранение вышеперечисленных коллизий, а также установление основных положений в части осуществления выдачи разрешения на допуск к эксплуатации.

Законопроектом определяется, что выдача разрешения на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.

Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами устанавливается обязанность получения разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, подпадающих под регулирование законопроекта, с его принятием не расширится.

Предусмотрен особый порядок вступления в силу законопроекта по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Данный порядок обусловлен необходимостью подготовки подзаконных актов, определяющих порядок реализации положений законопроекта, а также для адаптации электросетевых организаций к условиям, связанным с изменениями норм, устанавливаемых законопроектом в части требований к выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Законопроектом требования в области технического регулирования не устанавливаются.

Ссылка на законопроект: Скачать

Источники: Посмотреть; Посмотреть

09.12.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении форм раскрытия сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации, или Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, указанной в абзаце пятом подпункта «м» пункта 19 и абзаце четвертом пункта 36 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, и правил заполнения указанных форм».

В целях обеспечения сетевой организации (производителей электрической энергии) возможности при формировании проекта инвестиционной программы (проекта изменений, вносимых в инвестиционную программу) проведения расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены, Минэнерго России разрабатываются формы раскрытия информации в части результатов расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Минэнерго России.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-19/00097920

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

12.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2020 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)».

Проектом приказа ФАС России предполагается утвердить интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2020 год, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий.

Проект разработан на основании действующего приказа ФАС России от 19.12.2019 № 817/18 с учетом предложений, направленных в адрес ФАС России АО «СО ЕЭС».

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-19/00098018

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

12.12.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149».

В связи с тем, что с 1 июля 2020 года ответственность за организацию учета электрической энергии переносится с потребителей электрической энергии на сетевые организации и гарантирующих поставщиков и, соответственно, исключается необходимость наличия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета электрической энергии и соответствующих существенных условий к нему, проектом приказа исключается действие норм Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета  используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149, на сферу данных правоотношений.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/12-19/00098043

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

13.12.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «О признании утратившим силу приказа Минэнерго России от 03 августа 2012 г. № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»».

В соответствии с проектом приказа признается утратившим силу приказ Минэнерго России от 03.08.2012 № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В связи с исключением из перечня государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) государственной функции:  «Осуществление государственного контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» (письмо Министерства экономического развития РФ от 07.06.2019 № Д09и-19095), Административный регламент исполнения Министерством энергетики РФ государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденный приказом Минэнерго России от 03.08.2012 № 365, утратил свою актуальность.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время Минэнерго России разрабатывается порядок осуществления Министерством энергетики РФ проверок в рамках контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, который будет утвержден соответствующим приказом.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового актаи независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/11-19/00097544

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

13.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», на 2020 год».

Проектом приказа ФАС России предполагается утвердить тариф на услуги в части управления технологическими режимами (ОДУ-1), оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2020 год, в следующих размерах:

- на 1-ое полугодие 2020 года – 9 711,324руб./МВт*мес.;

- на 2-ое полугодие 2020 года – 10 657,207 руб./МВт*мес.

А также утвердить тариф на услуги по ОДУ-2 в части обеспечения надежности, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2020 год, в следующих размерах:

- на 1-ое полугодие 2020 года – 1,417 руб./МВт*ч.;

- на 2-ое полугодие 2020 года – 5,303 руб./МВт*ч.

При расчете тарифа на услуги по ОДУ в части управления технологическими режимами и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности необходимая валовая выручка АО «СО ЕЭС» по регулируемым видам деятельности на 2020 год определена с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год, который составит 3 % на основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, опубликованного на сайте Минэкономразвития РФ.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-19/00098095

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

13.12.2019 ФАС России разместила на официальном портале проектов НПА проект приказа «Об утверждении коэффициентов сезонности, применяемых в 2020 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка».

Данным проектом приказа предлагается утвердить коэффициенты сезонности, применяемые в 2020 году для оплаты мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

Коэффициенты сезонности рассчитаны в соответствии с показателями Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020, утвержденного приказом ФАС России от 31.10.2019 № 1452/19-ДСП «О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в Рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год, утвержденный приказом ФАС России от 25 июня 2019 года № 828/19-ДСП».

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-19/00098065

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Наработанный опыт по введению социальной нормы потребления электроэнергии может быть полезен в борьбе с «перекресткой».

10-12-2019

Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Правительству РФ изучить опыт Республики Крым и Нижегородской области по введению социальной нормы потребления электроэнергии в целях борьбы с перекрестным субсидированием в электроэнергетике.

Комитет провел дискуссию по этому вопросу в рамках расширенного заседания. Как заявил председатель комитета по энергетике Павел Завальный, «перекрестка» – бич и проблема номер один для российской энергетики. Завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития самой энергетики, промышленности, экономики в целом.

Ежегодные потери ВВП страны от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6% до 0,8%, при его общем росте не более 2% (в 2,3% в 2018 году).

Комитет неоднократно рекомендовал Правительству РФ обратить пристальное внимание на все виды и размеры перекрестного субсидирования в отрасли с целью его ограничения и ликвидации.

«Рациональным подходом к снижению объемов перекрестного субсидирования является постепенный рост цен на электроэнергию для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции. На выравнивание тарифов между группами потребителей по такой схеме потребуется 12-15 лет. Ускорить процесс и облегчить его для граждан можно, в том числе, за счет применения механизмов адресной помощи населению. При этом важно понимать, что потребление электроэнергии населением растет: до 17 % от объема ее производства», - сказал Павел Завальный.

В качестве одного из инструментов адресной социальной помощи рассматривается введение социальной нормы - устанавливаемого для населения месячного объема потребления электроэнергии, в пределах которого цена ее оставалась бы заниженной.

«Целесообразность использования дифференцированных розничных тарифов для снижения размеров перекрестного субсидирования в российской электроэнергетике требует дополнительного обсуждения. Социальное нормирование электропотребления болезненно воспринимается населением с учетом роли электричества в современном обществе. Хотя такая конструкция оздоровит экономические отношения в энергетике», - полагает глава профильного комитета.

По его мнению, возможным альтернативным способом решения проблемы перекрестного субсидирования в энергетике является постепенное выравнивание цен на электричество для всех групп потребителей с предоставлением скидки к цене электроэнергии до 30% в зависимости от дохода и состава семьи, а также усиления адресной социальной помощи наиболее нуждающимся домохозяйствам. Применение такого механизма позволит разделить ответственность и частично освободить бизнес от несвойственной ему функции социальной защиты населения, предоставив ее выполнение институту прямо за нее ответственному – государству.

Помимо адресной денежной социальной поддержки, для предотвращения негативных социальных-экономических последствий выравнивания тарифов на электроэнергию, важно одновременное:

-повышение эффективности использования энергоресурсов, что позволит сдерживать рост платежей за коммунальные услуги;

-совершенствование системы управления ЖКХ, которая должна стать координирующим органом, а не субъектом хозяйственной деятельности на рынке коммунально-бытовых услуг, и повышение эффективности коммунальной энергетики;

-совершенствование тарифной политики в электроэнергетике;

-ускоренное внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии.

Проект решения комитета по итогам расширенного заседания, предполагает рекомендовать Правительству РФ и регионам:

- изучить опыт Республики Крым и Нижегородской области по использованию социальной нормы потребления с целью его распространения;

- для субъектов Федерации, в которых субсидируется более 50% обоснованной величины тарифа на передачу электроэнергии для населения, предусмотреть обязательное установление социальной нормы потребления электрической энергии;

- в субъектах Федерации, в которых внедрены системы интеллектуального учета электрической энергии, предусмотреть первоочередной механизм внедрения социальной нормы потребления электроэнергии на основе анализа уровней ее потребления;

- рассмотреть механизм установления скидки на цену электроэнергии до 30% для отдельных категорий населения в зависимости от дохода и состава семьи;

- разработать предложения по синхронизации информационных баз для внедрения адресных форм социальной поддержки населения в ситуации социального нормирования электроэнергии или применения скидки к цене электроэнергии для нуждающихся домохозяйств.

Источник: Посмотреть

Анатолий Тихонов провел совещание с руководителями компаний ТЭК по вопросам регистрации в ГИС ТЭК.

12-12-2019

Заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Тихонов провел совещание с руководителями компаний ТЭК по вопросам ввода Государственной Информационной Системы Топливно-Энергетического Комплекса (ГИС ТЭК) в эксплуатацию. В совещании также приняли участие Директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин, заместитель генерального директора ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Игорь Кожуховский, а также представители крупнейших компаний ТЭК - ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», АО «СУЭК», ПАО «Газпром», ПАО «Россети», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «Лукойл» и другие.

Открывая совещание, Анатолий Тихонов отметил необходимость обсудить вопросы технического характера, накопившиеся с момента ввода первой очереди ГИС ТЭК в эксплуатацию.

«23 октября 2019 года состоялся ввод первой очереди ГИС ТЭК в эксплуатацию», - напомнил Анатолий Тихонов.

При этом он подчеркнул важность своевременной регистрации субъектов в Системе.

«Без регистрации субъект ГИС ТЭК, по сути, не в состоянии исполнять свои обязанности по предоставлению информации. Несмотря на предпринятый ряд мер, на данный момент все еще остаются компании, не завершившие этот процесс. Цель совещания именно в том, чтобы завершить регистрацию крупных холдинговый компаний в системе до конца декабря и обеспечить своевременное предоставление информации в ГИС ТЭК за 4 квартал 2019 года», - подчеркнул замглавы Минэнерго России.

В рамках своего выступления на совещании заместитель генерального директора ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Игорь Кожуховский рассказал об организации работы по эксплуатации ГИС ТЭК. Он напомнил, что при возникновении рабочих вопросов субъекты Системы имеют возможность обратиться за помощью к ее оператору - Российскому энергетическому агентству.

Источник: Посмотреть

●Суд подтвердил неправоту энергетиков, отключивших от электричества добросовестных потребителей.

11-12-2019

Арбитражный суд Карелии признал законным решение регионального управления Федеральной антимонопольной службы, оштрафовавшего АО «ОРЭС-Петрозаводск» за нарушение закона о конкуренции. Об этом сообщается на сайте антимонопольного ведомства.

Ранее комиссия УФАС установила, что «ОРЭС-Петрозаводск» по заявке ООО «Энергокомфорт. Карелия» ограничило энергопотребление объектов компании «Петромика», которая задолжала за электроэнергию. При этом необоснованно ограниченным оказалось энергоснабжение объектов добросовестных потребителей.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» оштрафовано на 110 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд указал нижестоящим инстанциям на то, что не подлежит начислению неустойка за просрочку внесения платежей по договору технологического присоединения, так какна момент возникновения у заказчика обязанности по внесению последнего платежа по договору, у исполнителя имелась обязанность по уплате заказчику неустойки за нарушение срока осуществления мероприятий по техприсоединению по спорному договору, и требования сторон зачтены по решению суда (определение ВС РФ от 12.12.2019 № 305-ЭС19-12031).

АО «Лобненская электросеть» (исполнитель по договору) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Брик эстейт» (заказчик по договору) о взыскании неустойки по договору оказания услуг по технологическому присоединению.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, иск удовлетворен.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ООО «Брик эстейт» (заказчик по договору) обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить названные судебные акты. Заявитель считает, что в силу положений ст. 410 ГК РФ и сформировавшейся судебной практики встречные и однородные обязательства сторон прекращаются в момент наступления срока исполнения более позднего из них.

Верховный Суд нашел доводы кассационной жалобы ООО «Брик эстейт» (заказчика) обоснованными на основании нижеследующего.

Как установлено судами, между ООО «Брик эстейт» (заказчиком) и АО «Лобненская электросеть» (исполнителем) заключен договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заказчика к электрической сети исполнителя. В договоре сторонами согласован график внесения заказчиком платы за технологическое присоединение, а также сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны исполнителя.

Договором предусмотрена ответственность заказчика и исполнителя в виде неустойки за просрочку внесения заказчиком платежей по договору, а также за невыполнение исполнителем мероприятий по технологическому присоединению в установленный договором срок.

Решением суда по другому делу (дело № А41-20698/2018) удовлетворен иск АО «Лобненская электросеть» о взыскании с заказчика ООО «Брик эстейт» последнего платежа по спорному договору и встречный иск ООО «Брик эстейт» о взыскании с исполнителя неустойки за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению. В результате произведенного зачета суд взыскал с АО «Лобненская электросеть» в пользу ООО «Брик эстейт»  9 178 068,69 руб. неустойки.

Рассматривая настоящее дело, суды установили, что заказчиком нарушены сроки окончательной оплаты оказанных исполнителем услуг по технологическому присоединению и взыскали с ООО «Брик эстейт»неустойку за нарушение сроков оплаты по договору.

Суд округа согласился с выводами судебных инстанций, отклонив довод ООО «Брик эстейт»  о прекращении обязательства в момент наступления срока исполнения встречного однородного требования.

Между тем, как указано ВС РФ в рассматриваемом определении, судами первой, апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.

Согласно положениям ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Из приведенной нормы следует, что для зачета по одностороннему заявлению необходимо, чтобы встречные требования являлись однородными, срок их исполнения наступил (за исключением предусмотренных законом случаев, при которых допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил).

Подача заявления о зачете является выражением воли стороны односторонней сделки на прекращение встречных обязательств и одновременно исполнением требования закона, установленного к процедуре зачета (ст. 154, 156, 410 ГК РФ). Дата такого заявления не влияет на момент прекращения обязательства, который определяется моментом наступления срока исполнения того обязательства, срок которого наступил позднее (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом однородных требований»).

Предъявление встречного иска, направленного к зачету первоначальных исковых требований, является по сути тем же выражением воли стороны, оформленным в исковом заявлении и поданном в установленном процессуальным законодательством порядке. Изменение порядка оформления такого волеизъявления – подача искового заявления вместо направления заявления должнику/кредитору – не должно приводить к изменению момента прекращения обязательства, поскольку предусмотренные ст. 410 ГК РФ основания для зачета (наличие встречных однородных требований и наступление срока их исполнения) остаются прежними. В ином случае материальный момент признания обязательства по договору прекращенным ставится в зависимость от процессуальных особенностей разрешения спора, на которые эта сторона повлиять не может.

При зачете нет принципиальных различий по правовым последствиям для лица, исполнившего обязательство по договору, и лица, обязательство которого прекращено зачетом в порядке статьи 410 ГК РФ. Такая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2018 № 305-ЭС18-3914.

Таким образом, на момент возникновения у заказчикаООО «Брик эстейт» обязанности по внесению последнего платежа по договору у исполнителя АО «Лобненская электросеть»имелась обязанность по уплате заказчику неустойки за нарушение срока осуществления мероприятий по спорному договору, которые зачтены решением суда по делу № А41-20698/2018.

Верховный Суд резюмировал, что поскольку размер встречных обязательств и наступление по ним срока исполнения подтверждаются указанным судебным актом, начисление неустойки без учета прекращения обязательства заказчика в момент его возникновения противоречит приведенным выше нормам Гражданского кодекса РФ и правовой позиции, изложенной в утвержденном Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ информационном письме от 29.12.2001 № 65. Основания для начисления неустойки за нарушение срока внесения заказчиком исполнителю последнего платежа по договору техприсоединения отсутствовали.

Поскольку судами допущены существенные нарушения норм права, которые повлияли на исход дела, Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций на основании ч. 1 ст. 291.11  АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть