Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (09.11.2020 - 15.11.2020)

16 ноября 2020

Путин назначил Шульгинова Министром энергетики РФ (Указ Президента РФ от 10.11.2020 № 692).

Президент России Владимир Путин Указом от 10.11.2020 № 692 «О Министре энергетики Российской Федерации» назначил гендиректора «Русгидро» Николая Шульгинова на должность Министра энергетики РФ, сообщает пресс-служба Кремля.

«Назначить Шульгинова Николая Григорьевича Министром энергетики Российской Федерации», - говорится в сообщении.

Премьер-министр Михаил Мишустин в понедельник (09.11.2020) предложил повысить нынешнего главу Минэнерго Александра Новака до вице-премьера, а на его место назначить гендиректора «Русгидро» Шульгинова.

Он чуть более пяти лет возглавлял эту контролируемую государством компанию, являющуюся одной из крупнейших в России по мощности электростанций и лидером в части производства «зеленой» энергии.

Шульгинов, которому в этом году исполнилось 69 лет, родился в селе Саблинское Александровского района Ставропольского края. В 1973 году окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий и городов». В 2007 году Северо-Кавказским государственным техническим университетом Шульгинову присуждена ученая степень кандидата технических наук. В электроэнергетике работает с 1975 года.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Вводятся требования к управляемому интеллектуальному соединению активных энергетических комплексов (приказ Минэнерго России от 30.06.2020 № 507).

13 ноября 2020 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 30.06.2020 № 507 «Об утверждении требований к управляемому интеллектуальному соединению активных энергетических комплексов».

Приказом установлены требования к управляемым интеллектуальным соединениям активных энергетических комплексов, выполняемые субъектами активного энергетического комплекса, системным оператором, территориальными сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены объекты активных энергетических комплексов, а также собственниками или иными законными владельцами управляемых интеллектуальных соединений для обеспечения участия субъектов активного энергетического комплекса в пилотном проекте по созданию, функционированию и развитию активных энергетических комплексов.

Начало действие документа – 13.11.2020. Требования, утвержденные настоящим приказом, действуют по 31.12.2030.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2021 год (приказ ФАС России от 09.10.2020 № 983/20).

Приказом ФАС России от 09.10.2020 № 983/20 устанавливаются и вводятся в действие с 1 января 2021 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации.

Начало действия документа – 21.11.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Определены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2021 год, в среднем по субъекту Российской Федерации (приказ ФАС России от 12.10.2020 № 991/20).

Приказом ФАС России от 12.10.2020 № 991/20 установлены и введены в действие с 1 января 2021 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в среднем по субъекту Российской Федерации.

Начало действия документа – 21.11.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 12.11.2020 ФАС России на официальном портале проектов нормативных правовых актов  https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год».

Проектом приказа определены цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2021 год.

Распоряжениями Правительства РФ от 31.07.2017 № 1646-р, от 29.08.2018 № 1804-р  определен перечень генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей.

Расчет цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, проводился в соответствии с Порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э  (далее – Порядок), а также согласно нормам постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике».

В соответствии с п. 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из не превышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства РФ.

В соответствии с Порядком расчет цен на электрическую энергию и мощность производился по каждому генерирующему объекту поставщика оптового рынка электрической энергии (мощности) исходя из типовых затрат на содержание 1 МВт мощности и экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых (понесенных) для производства электрической энергии и содержания мощности, и балансовых показателей, учитываемых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в части планируемого полезного отпуска электрической энергии и среднегодового объема располагаемой мощности, уменьшенного на среднегодовую величину потребления мощности на собственные и (или) хозяйственные нужды.

При расчете расходов на 2021 год применялись индексы, определенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) приняты меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта 

ID проекта: 01/02/11-20/00110464

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС подготовила проект постановления Правительства РФ о типовых экспертных заключениях по установлению тарифов для сетевых организаций.

10-11-2020

Документ призван исключить субъективный подход при принятии тарифных решений в электроэнергетике.

Федеральная антимонопольная служба разработала проект постановления Правительства РФ, которым планируется унифицировать экспертные заключения региональных органов регулирования по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с документом ведомство будет проводить анализ предлагаемых к утверждению параметров тарифных решений в системе ФГИС ЕИАС ФАС России. Это позволит ведомству уже на предварительном этапе исключать явные нарушения законодательства при установлении тарифов.

В случае принятия постановления региональные органы регулирования будут направлять копии тарифных решений, протоколов и экспертных заключений в антимонопольный орган исключительно в электронном виде посредством размещения в ФГИС ЕИАС ФАС России. Это позволит сократить как трудозатраты работников региональных органов регулирования, так и повысить открытость принимаемых тарифных решений.

В настоящий момент заключение регионального органа регулирования, на основании которого принимается решение об установлении тарифа, не имеет установленной формы, а к его содержанию определены лишь минимальные требования. Из-за этого такие заключения могут не соответствовать нормам действующего законодательства в связи с отсутствием подробной детализации и обоснования величин всех статей затрат, учитываемых в тарифе.

Проект постановления уже прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

«Принятие постановления позволит автоматизировать процесс подготовки экспертных заключений, и станет одним из первых системных шагов на пути к цифровизации тарифного регулирования в электроэнергетике. Типовые электронные экспертные заключения позволят исключить субъективный подход и сделают процесс принятия тарифов более прозрачным», - отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

Ссылка на проект: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● Минэнерго России утвердило оценку готовности предприятий электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

09-11-2020

Минэнерго России приказом от 05.11.2020 утвердило результаты оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон 2020-2021 годов. 

Минэнерго проведена оценка 438 субъектов электроэнергетики. По итогам оценки 92% субъектов электроэнергетики подтвердили готовность к работе в отопительный сезон в полном объеме либо с незначительными отклонениями.

Субъекты электроэнергетики, не выполнившие условия готовности, должны сформировать и направить в Минэнерго России не позднее 15.11.2020 план мероприятий с указанием состава мероприятий и сроков их выполнения. Реализация указанных мероприятий будет находиться на контроле Минэнерго России.

Ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики в течение отопительного сезона будут размещаться на официальном сайте Минэнерго России.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Мишустин сменил главу ФАС.

11-11-2020

Председатель правительства России Михаил Мишустин назначил бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Шаскольского главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Игорь Артемьев, возглавлявший ведомство 16 лет, стал помощником премьер-министра.

Господин Шаскольский на посту вице-губернатора курировал энергетику и тарифное регулирование. До назначения в правительство города он работал в сбытовых структурах «Ленэнерго», а с 2013 по 2019 год возглавлял Петербургскую сбытовую компанию.

Источник: Посмотреть

● Мишустин попросил главу ФАС обратить внимание на ликвидацию «перекрестки» в энергетике.

12-11-2020

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин попросил нового главу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максима Шаскольского обратить внимание на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике

«Также считаю крайне важным на сегодняшний день заниматься и ликвидацией перекрестного субсидирования тарифов в энергетике, мы с вами уже об этом говорили. Мне кажется, что эта важнейшая задача должна решаться совместно с курирующими вице-премьерами, с губернаторами», - сказал Мишустин в ходе встречи с Шаскольским и экс-главой ФАС Игорем Артемьевым.

Источник: Посмотреть

● Начат переход на единые тарифы передачи энергии.

12-11-2020

Вице-премьер Юрий Борисов направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением перевести на единый тариф за передачу электроэнергии часть регионов России (документ от 27 октября опубликован на портале «Новости горного Алтая», источники «Ъ» подтвердили его подлинность). Мера необходима для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки», указывает вице-премьер. По его мнению, в поддержке нуждаются Курганская и Ленинградская области, Алтай, Тува и Калмыкия.

Их будут объединять со смежными регионами, в отстающем субъекте ставка должна снизиться, а в более успешном — повыситься.

Алтай могут объединить с Алтайским краем, что приведет к сокращению тарифа в республике на 45% при росте для потребителей края на 4%. Значительное снижение тарифа ожидается в Туве (минус 85%) при объединении с Иркутской областью (рост на 4%). В Калмыкии ставка может опуститься на 6,4% после присоединения к Ростовской области (рост на 0,4%). Курганскую область хотят объединить с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО. В результате тариф в Курганской области упадет на 34%, а для остальных потребителей новой зоны вырастет на 1%. Ленинградская область будет иметь единый тариф с Санкт-Петербургом, что приведет к падению ставки в области не менее чем на 6% и к росту в столице региона на 2% (к уровню 2020 года). В Ленинградской области снижение тарифов на высоком уровне напряжения составит до 20%, что предотвратит уход крупных потребителей на собственную генерацию, говорится в документе.

Снижение цен на электроэнергию привлечет энергоемкие производства, отмечается в письме: «Увеличение числа крупных потребителей будет способствовать снижению нагрузки на существующих потребителей за счет увеличения полезного отпуска». Переход на единые энергозоны согласован с первым заместителем руководителя администрации президента Сергеем Кириенко и помощником президента Максимом Орешкиным. Владимир Путин поддержал инициативу 4 ноября.

Утверждение единых сетевых тарифов без разделения на классы напряжения по всей стране — один из пунктов программы развития «Россетей». Однако экспертный совет при правительстве в 2014 году критиковал предложение госхолдинга, указывая на возможный рост сетевого тарифа для промышленности.

По оценкам Николая Посыпанко из Vygon Consulting, решение правительства касается почти 25% всего отпуска электроэнергии в региональных сетях.

 «Это пример борьбы со следствием, а не с причиной, когда вместо наведения порядка и повышения эффективности в отдельных филиалах предлагается «отнять и поделить» и тем самым увеличить перекрестное субсидирование, снизить прозрачность тарифного регулирования и спровоцировать постоянные конфликты между регионами»,— заявил директор «Сообщества потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии) Василий Киселев.

По словам источника «Ъ» в отрасли, переход на единый тариф в указанных регионах не повлияет на объем выручки «Россетей».

В самой компании отказались от комментариев. В ФАС сообщили, что «ожидают снижения тарифа в Курганской области». В Минэкономики переадресовали запрос в аппарат Юрия Борисова. В Минэнерго не ответили.

«Потребители удаленных районов с низкой плотностью нагрузки дороже в сетевом обслуживании и при рыночном ценообразовании должны сами оплачивать повышенные расходы. Однако в России применяется котловой принцип тарифообразования, который нарушает рыночные механизмы»,— говорит глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. По его мнению, объединение регионов повысит перекрестное субсидирование. «Россети» при этом получат один тариф на макрорегион и надеются таким образом вытеснять с рынка частные сетевые компании, отмечает Алексей Преснов.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 600 тыс. руб., наложенный на АО «Донэнерго» за нарушение Правил технологического присоединения (определение ВС РФ от 09.11.2020 № 308-ЭС20-17106).

АО «Донэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях АО «Донэнерго» состава вмененного правонарушения и удовлетворили заявление общества.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказал АО «Донэнерго» в удовлетворении заявления.

Как следует из судебных актов, постановлением антимонопольного органа АО «Донэнерго» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. руб., в связи с нарушением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в части неверного  распределения обязанностей по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.

Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с действиями общества при рассмотрении заявки ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» на технологическое присоединение и возникшими разногласиями относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности (создание независимых резервных источников снабжения электрической энергией), руководствуясь Правилами № 861, суд округа пришел к выводу о наличии в действиях АО «Донэнерго»  состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Возложение на предприятие обязанности по созданию резервного источника питания для осуществления технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности, является нарушением п. 2, 3, пп. «а» (2) п. 25 Правил № 861, предусматривающих, что данная обязанность возложена на сетевую организацию. На основании изложенного, суд округа отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и отказал АО «Донэнерго»  в удовлетворении заявления.

Положения п. 2, 3, пп. «а» (2) п. 25, п. 31 (6) Правил № 861 предусматривают, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, и технологическое присоединение объекта заявителя по второй категории надежности возлагает на сетевую организацию обязанность по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств именно по данной категории и по выполнению мероприятий по технологическому присоединению (созданию независимых резервных источников снабжения электрической энергией) до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.

АО «Донэнерго» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой на указанное постановление суда округа, в которой просило его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. 

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы АО «Донэнерго» (определение ВС РФ от 09.11.2020 № 308-ЭС20-17106).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным решение и предписание антимонопольного органа, вынесенные в отношении ПАО «Россети Московский регион» (определение ВС РФ от 09.11.2020 № 305-ЭС20-18131).

ПАО «Россети Московский регион» (прежнее наименование - ПАО «МОЭСК») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Московского УФАС России, которым общество было признано нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленных требований ПАО «Россети Московский регион» отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «Россети Московский регион» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Определением от 09.11.2020 № 305-ЭС20-18131 Верховный Суд отказал сетевой организации в удовлетворении жалобы.

Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Логистика 21 Век» по вопросу обоснованности составления обществом акта о неучтенном потреблении электрической энергии при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии в отношении объекта абонента антимонопольным органом принято решение о признании в действиях ПАО «Россети Московский регион» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основанием для принятия решения послужил вывод антимонопольного органа о злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью), что выразилось в бездействии, которое привело к увеличению объема бездоговорного потребления электрической энергии объектом, путем затягивания сроков составления акта о бездоговорном потреблении от 19.07.2018 и неосуществлении действий по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии при выявлении факта бездоговорного потребления электроэнергии объектом, что привело к ущемлению интересов абонента.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из наличия в действиях общества факта злоупотребления доминирующим положением.

При этом суды установили, что ПАО «Россети Московский регион» намеренно увеличило срок бездоговорного потребления, не реализовав свои полномочия по своевременному составлению акта бездоговорного потребления и не введению режима ограничения потребления электроэнергии после выявления 24.04.2018 при проведении проверки факта бездоговорного потребления, а также не предприняло действий, направленных на восстановление прав абонента путем корректировки стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по акту, выставив счет исходя из периода бездоговорного потребления с даты технологического присоединения (28.09.2017) по дату составления акта (19.07.2018), что привело к значительному ухудшению положения абонента.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть