Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (08.07.2019 - 14.07.2019)

15 июля 2019

● 11 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 837, предусматривающее особенности расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением Правительства РФ устанавливается, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, могут устанавливаться с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением определяются:

- перечень долгосрочных параметров регулирования, используемых при установлении цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

- перечень операционных расходов, учитываемых при установлении цен (тарифов);

- механизм и периодичность осуществления индексации операционных расходов регулируемой организации;

- порядок определения базового уровня операционных расходов регулируемой организации;

- перечень неподконтрольных расходов регулируемой организации, учитываемых при установлении цен (тарифов);

- особенности учета некоторых видов расходов при установлении цен (тарифов);

- правила учета экономии расходов;

- порядок учета при установлении цен (тарифов) ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации;

- порядок определения величины нормативной прибыли регулируемой организации;

- правила расчета органом регулирования необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год очередного долгосрочного периода регулирования;

- порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Устанавливается, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока (Южно-Якутский, Западный и Центральный районы Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 1 июля 2020 г.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Внесены изменения в положение о комиссии по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (приказ Минэнерго России от 14.05.2019 № 464).

Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 464 «О внесении изменения в положение о комиссии по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденное приказом Минэнерго России от 17 октября 2018 г. № 894» исключено обязательное  участие Ростехнадзора в составе комиссий по оценке выполнения условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. Это сделано для того, чтобы исключить дублирование функций инспекторского состава Ростехнадзора по контролю идентичных показателей, рассматриваемых в рамках плановых и неплановых проверок, проводимых Ростехнадзором по согласованию с Генеральной Прокуратурой РФ и в рамках оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Национальным агентством развития квалификаций утверждены наименования квалификаций в электроэнергетике и требования к ним (приказ АНО НАРК от 24.06.2019 № 47/19).

В соответствии с приказом Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО НАРК) от 24.06.2019 № 47/19 «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в электроэнергетике» проводится независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности в электроэнергетике.

Такая оценка представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям и проводится центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Утвержденный документ содержит:

- наименование квалификации;

- наименование и реквизиты профстандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка;

- уровень квалификации в соответствии с профстандартом;

- код и наименование трудовой функции, а также дополнительные сведения;

- квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативно-правовым актом, и реквизиты этого акта;

- перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

- срок действия свидетельства о квалификации;

- дополнительные характеристики: наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии.

Соответствующие изменения внесены в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций (nok-nark.ru).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

11.07.2019 на заседании Правительства РФ одобрен проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 126922-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой».

Проект федерального закона № 126922-7 внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 16.03.2017 № 467-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 21.06.2017.

Законопроектом предлагается в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» исключить нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергетической системе России потребителей с управляемой нагрузкой.

Проектом поправок предлагается дополнить Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» положениями об установлении возможности снижения стоимости мощности для покупателей, принявших на себя обязательства по изменению режима потребления электрической энергии (потребители с ценозависимым потреблением), а также покупателей, участвующих в торговле электрической энергией и мощностью с использованием энергопринимающих устройств, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, в отношении которых реализованы управляющие воздействия отдельных видов противоаварийной автоматики, исходя из фактического ограничения объёма потребления в отношении таких покупателей. Кроме того, уточняется редакция положений, устанавливающих полномочия субъекта оперативно-диспетчерского управления по выдаче диспетчерских команд и распоряжений, связанных с выполнением функций системного оператора.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

11.07.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Проект постановления Правительства РФ подготовлен с целью распространения особенностей расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в отношении всех поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/07-19/00093067

Ссылка на проект: Посмотреть

11.07.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в состав инвестиционной программы, с применением методологии сопоставления затрат и выгод, связанных с их реализацией».

Проект постановления Правительства РФ разработан в соответствии с п. 3.2 Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, одобренного на заседании Правительства РФ 12 июля 2018 года, и предусматривает методику формирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий и электроэнергетики.

Утверждение Правил отбора инвестиционных проектов для включения в инвестиционные программы субъектов естественных монополий и электроэнергетики направлено на приоритизацию инвестиционных проектов по степени их коммерческой эффективности для компании, а также на обеспечение устойчивости функционирования инфраструктурных отраслей за счет риск-ориентированного подхода при планировании инвестиций в проекты по поддержанию работоспособности, безопасности и стабильности производственного процесса объектов инфраструктуры.

В настоящее время в условиях свободного формирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий и электроэнергетики возможны случаи осуществления масштабных невостребованных инвестиций, что приводит к необходимости оплачивать расходы на обслуживание, ремонт, амортизацию и проценты по кредитам и займам в результате строительства невостребованных объектов инфраструктуры за счет повышения тарифной нагрузки на потребителей.

В то же время реализация ряда важнейших экономически эффективных инфраструктурных проектов может откладываться ввиду нехватки финансирования.

Внедрение принципа «затраты-выгоды» при составлении инвестиционных программ субъектов естественных монополий и электроэнергетики позволит избежать неэффективных инвестиций, наращивающих расходную базу инфраструктурных компаний. Приоритетом предлагаемой методологии является реализация наиболее эффективных проектов развития и поддержка в удовлетворительном состоянии существующей инфраструктуры, что окажет благотворное влияние на возможность ограничения темпов роста тарифов.

В соответствии с Правилами предлагается применять следующие критерии при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий и электроэнергетики:

1.    Разделение проектов на типы:

- коммерчески эффективные инвестиционные проекты, направленные на обеспечение возрастающих потребностей потребителей в товарах (работах, услугах) субъектов естественных монополий и электроэнергетики либо на обеспечение их производственных потребностей, и планируемым результатом реализации которых является снижение производственных издержек;

- инвестиционные проекты, направленные на обеспечение производственных потребностей субъектов естественных монополий и электроэнергетики, предусматривающие мероприятия по поддержанию и обеспечению эксплуатации существующей инфраструктуры, используемой для осуществления хозяйственной деятельности.

2.    Коммерчески эффективные инвестиционные проекты ранжируются по чистой приведенной стоимости, внутренней норме доходности и дисконтированному сроку окупаемости инвестиционных проектов.

3.    Проекты, направленные на обеспечение производственных потребностей субъектов естественных монополий и электроэнергетики, ранжируются по интегральному показателю, учитывающему вероятность наступления негативных последствий и тяжести экономических последствий в случае отказа от реализации этих инвестиционных проектов.

4.    В инвестиционную программу включаются инвестиционные проекты, имеющие более высокий рейтинг, в пределах лимитов финансирования, определяемых субъектом естественных монополий и электроэнергетики. Лимиты финансирования инвестиционных проектов коммерческой направленности определяются с учетом возможностей компании по обслуживанию привлеченного финансирования, а для группы проектов, направленных на обеспечение производственных потребностей, устанавливаются с учетом уровня износа основных средств, нормативных уровней износа и величины амортизации инфраструктурной компании в целях недопущения значительного повышения износа объектов основных средств субъектов естественных монополий и электроэнергетики.

Разработчик – Минэкономразвития России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/07-19/00093058

Ссылка на проект: Посмотреть

Минэнерго России подготовило законопроекты, которые уточняют систему охраны предприятий ТЭК.

08-07-2019

Статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко приняла участие в «круглом столе» на тему «Вопросы безопасности в ТЭК. Законодательный аспект». Мероприятие провёл Председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Павел Завальный. Участники «круглого стола» отметили, что объекты ТЭК по всему миру становятся мишенью для дестабилизации ситуации, совершения диверсий, промышленного шпионажа и террористических актов.

Анастасия Бондаренко отметила, что Минэнерго России уделяет особое внимание вопросам безопасности объектов ТЭК, в том числе объектов нефтегазового комплекса и  энергообъектов. «Мы регулярно проводим встречи с органами государственной власти и компаниями ТЭК, а также плотно сотрудничаем с Комитетом Госдумы по энергетике и учитываем предложения депутатов», — сказала замглавы энергетического ведомства.

Статс-секретарь добавила, что Минэнерго разработаны и внесены в Правительство  два проекта законов, которые уточняют систему охраны предприятий топливно-энергетического комплекса: «Одна из инициатив касается уточнения порядка охраны частными предприятиями объектов ТЭК средней и высокой категории опасности. Вторая - установления дополнительных мер защиты для объектов ТЭК от незаконного вмешательства». По её словам, документы могут быть внесены на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ уже в период осенней сессии этого года.

Источник: Посмотреть

Конкуренция между агрегаторами спроса при проведении отборов обеспечит снижение цен на электроэнергию.

08-07-2019

Завершился первый конкурсный отбор исполнителей услуг по управлению спросом для участия в ценозависимом снижении потребления.

В марте 2019 года Правительство РФ приняло постановление от 20.03.2019 № 287¹, предусматривающее реализацию в 2019-2020 гг. пилотного проекта, целью которого является формирование агрегаторов управления спросом розничных потребителей как нового типа участников энергорынка.

Агрегаторы управления спросом – специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги.

Целью введения механизма управления спросом является снижение платежей за электроэнергию путем ограничения потребления в пиковые часы нагрузки, за что и агрегатор, и его потребители будут получать плату.

Прогнозный совокупный объем оказания услуг на 2-е полугодие 2019 года установлен Постановлением № 287 в размере 50 МВт суммарно для 1-ой и 2-ой ценовой зоны оптового рынка.

Спрос на услуги по управлению спросом в 2019 году разбит между ценовыми зонами пропорционально потреблению мощности: 39 МВт по первой ценовой зоне и 11 МВт по второй.

Уже первые отборы показали интерес к новому механизму. Количество заявок в 1 ценовой зоне превысило совокупный объем, зафиксированный Правительством РФ на 2019 год.

На отбор было подано заявок на 56,18 МВт по первой ценовой зоне и 8,5 МВт по второй.

Критерием конкурентного отбора являлась минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

Так, средневзвешенная цена отобранных заявок, по которой системный оператор будет оплачивать услуги агрегаторов спроса, снизилась относительно утвержденного предельного уровня в тарифе для системного оператора и составила:

- в первой ценовой зоне 481 тыс. руб./МВт в месяц (при предельно возможной цене 795 тыс. руб./МВт в месяц);

- во второй ценовой зоне на уровне 580 тыс. руб./МВт в месяц (при установленной предельно возможной цене 622 тыс. руб./МВт в месяц).

«По итогам первого конкурентного отбора отмечена ярко выраженная конкуренция среди участников рынка, претендовавших на участие в агрегации спроса, что привело к снижению цены на услугу на 39,5 %. И это хороший знак. Мы продолжаем осуществлять мониторинг за тем, как механизм будет влиять на цены и способствовать развитию конкуренции путем вовлечения потребителей в процесс ценообразования на рынке электроэнергетики», - отметил начальник Управления регулирования электроэнергетики Дмитрий Васильев.

¹ Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности»

Источник: Посмотреть

● Рынок может заплатить еще 0,9 трлн. руб. за ВИЭ.

12-07-2019

Правительство возобновляет дискуссию о поддержке зеленой генерации в РФ в 2025–2035 годах. По данным «Ъ», Минэкономики посчитало, что продление механизмов поддержки сектора может обойтись оптовому энергорынку в 0,9 трлн. руб. Министерство предлагает отбирать проекты не по капзатратам, а по одноставочной цене электроэнергии. «Совет рынка» в качестве альтернативы хочет снизить нагрузку на рынок через налоговые и кредитные льготы, собственные идеи есть и у Минпромторга.

Минэкономики предлагает поддержать новую программу договоров на поставку мощности (ДПМ) для возобновляемой энергетики (ВИЭ) в объеме не менее 10 ГВт до 2035 года, говорится в письме заместителя министра Михаила Расстригина в Минэнерго и аппарат правительства (документ от 10 июля есть у «Ъ»). После паузы для проведения отборов по модернизации старых ТЭС, правительство возобновляет обсуждение поддержки зеленой генерации. Совещание на эту тему пройдет у вице-премьера Дмитрия Козака на следующей неделе.

Несколько лет оптовый энергорынок стимулировал развитие зеленой генерации через ДПМ ВИЭ: CAPEX возвращается за счет повышенных платежей потребителей в течение 15 лет, отборы проектов идут с 2013 года. Конкурсы по первой волне поддержки до 2024 года в объеме 5,4 ГВт завершились летом. Правительство планирует ее продлить. Участники рынка настаивают на строительстве не менее 10 ГВт мощности на старых условиях: ДПМ, доходность 12%, возврат инвестиций за 15 лет.

Министерство предлагает через конкурс отбирать проекты ВИЭ не по CAPEX, а по одноставочной цене (включают CAPEX, OPEX и доходность), ежегодно снижая потолок тарифа.

Часть оборудования по новым ДПМ ВИЭ инвесторов обяжут поставлять на экспорт, введя понижающие коэффициенты к плате за мощность при невыполнении нормы. Но министерство против ужесточения требований к локализации и выступает за «обоснованные цены ВИЭ за счет конкурентных механизмов».

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) тоже предлагают выбирать проекты по одноставочной цене с ее постепенным снижением. Но ВИЭ нужно поддерживать не только за счет оптового энергорынка, считают в ассоциации, учитывая также механизмы льготного кредитования (субсидирование процентных ставок), предоставление налоговых льгот и др.

В Минэнерго предложения «в стадии разработки». Минпромторг поддерживает новую программу в объеме 10 ГВт, но хочет роста локализации до 100% для солнечной генерации, до 90% — для ветрогенерации. На экспорт, по мнению Минпромторга, инвесторы в ВИЭ должны поставлять не менее 10% от ежегодного выпуска с ростом до 30% к 2035 году.

Глава Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев согласен, что рост экспорта оборудования ВИЭ — сектора, который последние десять лет растет в мире на 17% в год — одна из приоритетных задач. Фиксация экспортных обязательств от 10 до 30% от годовых объемов выпуска достижима «при условии возможности привлечения льготного экспортного финансирования под такие проекты», полагают в Ассоциации предприятий солнечной энергетики. Тогда, по оценке ассоциации, объем экспорта оборудования солнечного кластера составит около 1,2 ГВт. В «Роснано» считают, что требования Минпромторга по экспорту и локализации достижимы только при продлении программы в объеме 10 ГВт.

Заместитель директора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко отмечает, что до настоящего момента Минэкономики публично представляло «более взвешенную позицию», учитывающую интересы промышленности и экономики в целом, «предлагая дифференцировать меры поддержки ВИЭ и сокращать нагрузку на бизнес». «Причина кардинальной и скоропостижной перемены в позиции ведомства, особенно с использованием аргументов вне сферы своей компетенции, непонятна»,— говорит Валерий Дзюбенко.

По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», новые ДПМ ВИЭ повысят конечные цены для потребителей на 2–2,5%. Он отмечает, что ЕС, США и Китай двигаются в сторону введения налога на , и если РФ не сможет обеспечить поставки низкоуглеродной энергии российским экспортерам — например, металлургам,— те могут столкнуться с существенными ограничениями со стороны покупателей.

Источник: Посмотреть

ВС рассказал, как посчитать расходы на электроэнергию.

12-07-2019

Экономколлегия ВС рассудила спор о том, как должна рассчитываться плата за поставленную электроэнергию.

«Дальневосточная энергетическая компания» как гарантирующий поставщик продавала «Горсвету» энергию для многоквартирных домов. Покупатель в полном объеме не оплатил, а потому энергокомпания взыскала долг в судах трех инстанций.

 «Горсвет» обратился в Верховный Суд. По мнению заявителя, разногласия сторон возникли вокруг методики подсчета отрицательных значений объема коммунального ресурса на общедомовые нужды: гарантирующий поставщик не учитывал отрицательное количество электроэнергии, потраченное на общедомовые нужды, в последующих расчетных периодах. Из-за этого «Горсвету» пришлось платить больше в последующих периодах.

По мнению судей экономколлегии, расчет положительной и отрицательной разницы в объемах общедомового и индивидуального потребления общим итогом по всем находящимся в его управлении многоквартирным домам является ошибочным и подлежит уточнению. При этом нужно определить стоимость коммунального ресурса в отношении каждого конкретного многоквартирного дома.

Нужно помнить, что каждый дом обладает определенным техническим состоянием, количественными и качественными характеристиками помещений, состоянием внутридомовой системы инженерно-технического обеспечения, влияющими на размер платы за коммунальный ресурс, исчисляемой в силу существующего нормативного регулирования обособленно от других многоквартирных домов. С этими указаниями экономколлегия отменила решения нижестоящих инстанций и направила дело на пересмотр.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Верховный Суд РФ согласился с выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для применения правил о бездоговорном потреблении в отношении электроэнергии, поставленной для удовлетворения бытовых нужд граждан (определение ВС РФ от 08.07.2019 № 308-ЭС19-10173).

Основной вывод: положения пункта 84 Основных положений № 442, предусматривающего право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, не подлежат применению в отношении исполнителя коммунальных услуг, у которого отсутствует договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- правоотношения по поставке электрической энергии в многоквартирный дом подпадают под действие жилищного законодательства (пп. 10 п. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ. Следовательно, положения п. 84 Основных положений № 442, предусматривающего право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии, подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ;

- законодательство исключает возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как к внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды;

- в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ). Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354);

- управляющая организация не может являться получателем коммунального ресурса для многоквартирного дома в отсутствие договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией. Сетевая организация не вправе взыскивать  с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса в качестве бездоговорного потребления.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций, которым были отменены решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении сетевой организации (определение ВС РФ от 09.07.2019 № 306-ЭС19-10416).

Гарантирующий поставщик ПАО «Волгоградэнергосбыт» обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительными решений Волгоградского УФАС об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении сетевой организации ПАО «МРСК Юга» и обязании управления рассмотреть указанные заявления.

При повторном рассмотрении дела решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, заявленные требования ПАО «Волгоградэнергосбыт», объединенные в одно производство, удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МРСК Юга» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права.

Определением от 09.07.2019 № 306-ЭС19-10416 ВС РФ отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы и признал законными обжалуемые судебные акты.

Поводом для обращения гарантирующего поставщика в антимонопольный орган послужило не соблюдение сетевой организацией ПАО «МРСК Юга» порядка составления актов о безучетном потреблении электрической энергии, что привело к ущемлению прав и законных интересов заявителя как гарантирующего поставщика, а также прав и законных интересов потребителей. Законодательством установлены детальные требования к составлению акта о безучетном потреблении электроэнергии, только при соблюдении которых названный акт может признаваться надлежащим подтверждением факта безучетного потребления электроэнергии и являться основанием для расчета объема безучетного потребления электрической энергии и предъявления потребителю требования об оплате рассчитанного объема. ПАО «МРСК Юга» этот детальный порядок составления актов о безучетном потреблении электроэнергии соблюден не был, в связи с чем такие акты не могут признаваться надлежащим подтверждением факта безучетного потребления электроэнергии.

Антимонопольный орган, принимая решения об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, обосновал свою позицию тем, что разногласия по взаимодействию в процессе составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии и расчету объемов электрической энергии, переданной потребителям (покупателям), относятся к категории гражданско-правового спора, решение которого не отнесено к полномочиям антимонопольного органа.

Однако с таким выводом антимонопольного органа не согласились суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Как установлено судами, ПАО «МРСК Юга» в ходе проведения проверок на предмет выявления фактов безучетного потребления электроэнергии и составления актов безучетного потребления в отношении граждан и организаций-потребителей  допускало нарушения действующего законодательства в области электроснабжения. Кроме этого, недопустимость в качестве надлежащих доказательств составленных ПАО «МРСК Юга» актов  безучетного потребления электроэнергии подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по другим делам.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление № 30), исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно п. 5 Постановления № 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции.

Из положений ст. 39 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ следует, что антимонопольный орган обязан возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при наличии признаков нарушений антимонопольного законодательства, которые могут быть доведены любым из приведенных в указанной статье способом.

Суды посчитали, что действия ПАО «МРСК Юга», как субъекта естественной монополии, по составлению актов безучетного потребления электроэнергии с нарушение6м порядка, установленного действующим законодательством РФ, содержат в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ, в связи с чем решения антимонопольного органа об отказе в возбуждении дел незаконны.

Верховный Суд, признавая законными оспариваемые судебные акты нижестоящих инстанций,  отметил, что антимонопольный орган в рамках предоставленных полномочий должен был оценить действия (бездействия) ПАО «МРСК Юга» как субъекта естественной монополии по соблюдению положений действующего законодательства в отношении потребителей электрической энергии.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть