Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (08.06.2020 - 14.06.2020)

15 июня 2020

●Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия (приказ Минэнерго России от 03.06.2020 № 443).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

Контакты для получения подробной информации о порядке проведения конкурса: Паромов Артем Олегович, ведущий советник, e-mail: ParomovAO@minenergo.gov.ru, тел.:+7 (495) 631-85-35.

Ссылка на приказ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

11 июня 2020 года на заседании Правительства РФ одобрен проект поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации» (законопроект № 767552-7).

Проектом поправки предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению случаев, при которых возможно приостановление вывода из эксплуатации одного объекта электроэнергетики в связи с необходимостью продолжения эксплуатации другого объекта. Предполагается, что в случае необходимости согласование на окончательный вывод из эксплуатации распределительных устройств электростанций будет обуславливаться необходимостью продолжения эксплуатации объекта по производству электрической энергии, что позволит распространить на отношения по выводу указанных объектов положения проекта федерального закона как в части формирования и реализации замещающих мероприятий, так и в части источников их финансирования.

Проект поправки направлен на регламентацию отношений, возникающих при выводе из эксплуатации пристанционных объектов сетевого хозяйства (распределительных устройств) и объектов по производству электрической энергии.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 08.06.2020 ФАС России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru разместила проект приказа «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков – субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и о внесении изменений в некоторые приказы ФАС России о ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России утверждает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2019 № 837 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», ФАС России с 1 июля 2020 года утверждает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков – субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с абзацем 2 пункта 48 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка).

Расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, выполнен в соответствии с Особенностями применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

При расчете регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки ФАС Росси рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации на основе следующих долгосрочных параметров регулирования:

- базовый уровень операционных расходов;

- индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый Федеральной антимонопольной службой, равным 0,5 процента;

- показатели энергосбережения и энергетической эффективности согласно утвержденной (при ее наличии) в отношении генерирующего объекта (тепловой электростанции) регулируемой организации программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Разработчик – ФАС России

Процедура –независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/06-20/00102727

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 09.06.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях».

Одной из целевых задач Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (далее – Стратегия), является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними, в том числе путем их консолидации на базе территориальных сетевых организаций, соответствующих установленным критериям.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее – Критерии). Соответствие данным Критериям является обязательным условием для учета необходимой валовой выручки (далее – НВВ) ТСО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. Применение при тарифном регулировании критериев ТСО создало экономический стимул к консолидации объектов электросетевого хозяйства на базе ТСО, способных к оказанию качественных услуг по передаче электрической энергии с необходимым уровнем надежности.

Вместе с тем в действующих нормативных правовых актах четко не урегулирован вопрос учета расходов по консолидируемым объектам электросетевого хозяйства при тарифном регулировании.

Разработанный Минэнерго России проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в целях уточнения предмета рассмотрения проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению в инвестиционную программу инвестиционных проектов, предусматривающих приобретение объектов электросетевого хозяйства либо изменению параметров таких инвестиционных проектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой, а также ценовых (тарифных) последствий.

Проект постановления доработан с учетом результатов обсуждения в Правительстве Российской Федерации отдельных вопросов консолидации электросетевых активов при тарифном регулировании (протоколы совещаний от 28.08.2019 № ДК-П9-161пр и от 15.11.2019 № ДК-П9-226пр). 

Проектом постановления устанавливаются отдельные требования к инвестиционным проектам по консолидации электросетевых активов, а именно: включение проектов по приобретению электросетевых активов в инвестиционную программу сетевой организации возможно только в случаях, когда такая консолидация сетевых активов обеспечивает выполнение задач развития рыночной инфраструктуры (таких, как повышение доступности для потребителей услуг электроснабжения, снятие сетевых ограничений, обеспечение свободного перетока электрической энергии, модернизация и доведение существующих электросетевых объектов до нормативного состояния), при этом устанавливаются количественные  и качественные критерии определения эффективности и экономической целесообразности принимаемых решений о консолидации электросетевых активов.

Проект постановления устанавливает отдельные ограничения при учете консолидации в процессе государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, таких как: недопустимость роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в результате приобретения электросетевых активов, ранее принадлежащих сетевым организациям, и исключение двойного учета расходов, понесенных на создание таких активов. Вместе с тем закрепляются положения о сохранении прогнозной экономии операционных расходов территориальной сетевой организации, приобретающей электросетевые активы у другой сетевой организации, на весь период окупаемости проектов по консолидации. 

Принятие проекта постановления, по мнению разработчиков, позволит однозначно определить обоснованность включения мероприятий по выкупу объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики с определением источников финансирования таких мероприятий, а также в включать расходы на эксплуатацию таких объектов при тарифном регулировании в текущем долгосрочном периоде путем пересмотра соответствующих долгосрочных параметров регулирования, включая уровень потерь электрической энергии в электрических сетях.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта  и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/06-20/00102798

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 11.06.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к сопряженным объектам инфраструктуры в целях обеспечения размещения сетей электросвязи на опорах воздушных линий электропередачи».

Проект приказа предусматривает утверждение Требований, устанавливающих, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, нормы проектирования сопряженных объектов инфраструктуры, а также критерии наличия (отсутствии) технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры.

Требования являются обязательными для владельцев и пользователей инфраструктуры, а также организаций и лиц, осуществляющих разработку проектной документации в целях размещения сетей электросвязи на сопряженных объектах инфраструктуры.

Проектом предусмотрено, что для размещения сетей электросвязи могут быть использованы воздушные линии электропередачи (ВЛ) всех классов напряжения (от  0,4 кВ до 750 кВ включительно), удовлетворяющие условиям определения возможности размещения сетей электросвязи на ВЛ  (пункт 14 настоящих Требований).

Проектом установлено, что критериями наличия технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры являются:

- отсутствие необходимости реконструкции ВЛ (отдельных элементов ВЛ) на которой планируется размещение сетей электросвязи, определенной по результатам расчетной проверки механической прочности проводов и грозозащитных тросов ВЛ (в случае размещения ОКНН на проводах или грозотросах), а также опор ВЛ и их закрепления в грунте с учетом дополнительных нагрузок, возникающих при размещении сетей электросвязи, выполненной  при предпроектном обследовании или разработки проектной документации в целях размещения сетей электросвязи;

- отсутствие необходимости реконструкции (переустройства) ВЛ (отдельных элементов ВЛ), которые сближаются или пересекают ВЛ, на которой планируется размещение сетей электросвязи, определенной по результатам предпроектного обследования или разработки проектной документации в целях размещения сетей электросвязи.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта  и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/06-20/00102839

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Электроэнергетика прошла острый кризис достаточно успешно, надежность и безопасность были обеспечены.

10-06-2020

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак в ходе онлайн-конференции, организованной Фондом Росконгресс и Международным форумом «Российская энергетическая неделя», рассказал об обеспечении стабильной и надежной работы объектов энергетики в условиях ограничений, принятых для сдерживания коронавирусной инфекции.

Как отметил заместитель Министра, первой задачей при работе в новых условиях стало обеспечение безопасности сотрудников энергокомпаний. В частности, проводились тестирования персонала на коронавирус, было налажено обеспечение средствами индивидуальной защиты, разделение потоков сотрудников.

«Электроэнергетика прошла острый кризис достаточно успешно, надежность и безопасность были обеспечены», – сообщил Евгений Грабчак.

Он рассказал, что ограничения, введенные из-за коронавируса, частично повлияли на планы компаний по проведению ремонтных работ, вводу мощностей и подготовке к осенне-зимнему периоду, но существенных переносов сроков удалось избежать.

«Если мы прогнозировали, что при продолжении пандемии к концу года будет порядка 3 ГВт недоремонтированных мощностей, то сейчас, по сути, все компании графики ремонтов выровняли и проблем с надежностью и безопасностью мы не видим», – пояснил Евгений Грабчак.

Заместитель Министра подчеркнул, что отдельные решения принимались по ремонтным работам на электросетях низкого напряжения, которые, как правило, ведутся с обесточением потребителей.

«Мы рекомендовали всем сетевым компаниям сдвинуть плановые ремонты с учетом того, что потребители находились в режиме домашней самоизоляции и длительное отключение электроэнергии доставляло бы дискомфорт», – сообщил Евгений Грабчак.

Источник: Посмотреть

●Энергокомпаниям могут возместить часть расходов на защиту от коронавируса.

11-06-2020

Власти РФ обсуждают частичную компенсацию энергокомпаниям расходов на меры защиты от коронавируса в будущем, сообщил замминистра энергетики РФ Юрий Маневич в ходе онлайн-конференции «Энергетика во время и после COVID-19».

«Расходы на средства индивидуальной защиты для персонала, проведение санитарных мероприятий в офисах и на рабочих местах оплачивались компаниями самостоятельно. В этой связи в структурах власти сейчас идет активная дискуссия о возможности частичной компенсации этих расходов в будущих периодах регулирования», - сказал Маневич.

Источник: Посмотреть

●ФАС выдала предостережения гендиректору «ТСК Мосэнерго» и гендиректору «Т Плюс».

09-06-2020

Руководители компаний сообщили о штрафах за просроченные коммунальные платежи. Ранее на официальных сайтах ООО «ТСК Мосэнерго» и ПАО «Т Плюс» была размещена информация о начислении пени в случае несвоевременной оплаты коммунальных услуг. Компании сообщали, что после 1 января 2021 года, они начислят штрафы всем потребителям, накопившим задолженности за коммунальные услуги.

Такие высказывания противоречат нормам постановления Правительства РФот 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Потому что с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года неустойки (пени и штрафы) за просрочку оплаты коммунальных услуг не взимаются. Эти меры приняты с целью поддержки населения в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

«Федеральная антимонопольная служба предостерегает генерального директора ООО «ТСК Мосэнерго» и генерального директора «Т Плюс» от совершения планируемых действий. Штрафовать потребителей за просроченные платежи по оплате за газ, электричество, водоснабжение и отопление в условиях, когда руководство страны приняло решение о недопустимости подобных действий с целью поддержки граждан и экономики – абсолютно неправильно. Такое поведение, как минимум, может привести к нарушению Закона о защите конкуренции», - отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

Источник: Посмотреть

● «Росэнергоатом» выиграл спор на 495,2 млн. рублей.

08 июня 2020 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания». Резолютивная часть судебного решения появилась в картотеке арбитражных дел (№ А40-59712/2020).

Как следует из материалов дела, спор возник вокруг 12 договоров купли-продажи электроэнергии и мощности. «Росэнергоатом» потребовал с ответчика 491 млн. руб. задолженности по ним, а также 4,2 млн. руб. в качестве неустойки. Судья Елена Скворцова требования истца сочла обоснованными и полностью удовлетворила иск.

Справочно:

«Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» («Росэнергоатом») был образован указом Президента в 1992 году в форме госпредприятия. В 2008 году концерн акционировали. 100% акций передали АО «Атомэнергопром», которое принадлежит госкорпорации «Росатом». В 2011-м в состав акционеров «Росэнергоатома» вошла сама госкорпорация «Росатом», говорится на официальном сайте концерна.

ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» на 51% принадлежит ПАО «Россети». Основным видом деятельности компании является покупка и реализация электроэнергии на оптовых и розничных рынках.

Ссылка на решение суда (резолютивная часть): Посмотреть

Источник: Посмотреть

Сетевую организацию ПАО «МРСК Центра» — «Костромаэнерго» оштрафовали на 900 тыс. рублей.

09.06.2020 второй Арбитражный суд апелляционной инстанции оставил в силе постановление Костромского УФАС России о привлечении к административной ответственности сетевой организации ПАО «МРСК Центра» — «Костромаэнерго». Ранее решение антимонопольного органа также поддержал Арбитражный суд Костромской области.

Напомним, Костромским УФАС России установлено, что у ПАО «МРСК Центра» — «Костромаэнерго» были заключены договоры на подключение к электрическим сетям жилых домов в садовых товариществах «Энергостроитель № 4» и «Мелиоратор», а также жилого дома в п. Зарубино.

Согласно указанным договорам, ПАО «МРСК Центра»- «Костромаэнерго» должно было провести мероприятия по подключению жилых домов к электросетям в шестимесячный срок.

Однако данное условие сетевой организацией выполнено не было, в результате чего несколько жилых домов так и оставлены без электричества.

За данные действия ПАО «МРСК Центра»- «Костромаэнерго» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Общая сумма штрафов, которые придется заплатить организации, составляет 900 000 руб.

Ссылка на постановление суда (резолютивная часть): Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Отказ индивидуальному предпринимателю обошелся Ленэнерго в 300 тысяч рублей.

10-06-2020

Апелляционный суд оставил в силе штраф, наложенный на ПАО «Ленэнерго» Ленинградским УФАС России. 300 тысяч рублей заплатит сетевая организация за нарушение Правил технологического присоединения и аннулирование заявки индивидуального предпринимателя.

В июле 2019 года ИП направил в адрес Ленэнерго заявку на технологическое присоединение нежилого помещения, расположенного в одном из многоквартирных домов пос. Романовка Всеволожского района. Дополнено к заявке были приложены договор управления домом и акт приема-передачи арендуемого нежилого помещения. Однако Ленэнерго запросило у заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами технологического присоединения: копию протокола общего собрания собственников жилых и нежилых помещений о выборе способа управления домом, копию договора управления домом, информационное письмо от управляющей организации о согласовании технологического присоединения мощности для объекта.

Ленинградское УФАС России расценило данные действия как нарушение пункта 11 Правил № 861.

Заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Руслан Абейдуллин: «Правилами технического присоединения предусмотрено, что сетевая организация не вправе требовать у заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять такие сведения и документы».

Источник: Посмотреть

Верховный суд поддержал позицию судов нижестоящих инстанций об отсутствии у потребителя обязанности выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, не предусмотренных техническими условиями технологического присоединения спорных объектов(определение ВС РФ от 08.06.2020 № 302-ЭС20-7098).

ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд  с иском к ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» (ООО «РКК») об обязании выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ПАО «МРСК Сибири».

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Верховный Суд не нашел обоснованными доводы кассационной жалобы ПАО «Красноярскэнергосбыт» и отказал Обществу в ее удовлетворении (определение ВС РФ от 08.06.2020 № 302-ЭС20-7098).

Как указал Верховный Суд, при рассмотрении настоящего спора суды руководствовались положениями действующего законодательства Российской Федерации в указанной сфере и учли условия договора энергоснабжения, заключенного между  ПАО «Красноярскэнергосбыт» иООО «Рыбинский коммунальный комплекс», и технических условий технологического присоединения спорных объектов.

Суды, учитывая выбранную категорию надежности и отнесение ответчика к потребителям электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, отметили, что техническими условиями резервные и/или автономные источники питания при технологическом присоединении спорных объектов не были предусмотрены (энергопринимающие устройства ООО «РКК» отнесены к третьей категории надежности). Доказательства наличия технической возможности выполнения требуемых истцом мероприятий, согласования актов аварийной брони по спорным точкам не представлены.

Судами не установлена обязанность ООО «РКК» по выполнению мероприятий по установке за свой счет автономных источников питания не нормами права, ни заключенным сторонами договором.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть