Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (08.03.2021 - 15.03.2021)

15 марта 2021

● 14 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 299, вносящее изменения в отдельные акты Правительства РФ в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации.

Изменениями в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, предусматривается раскрытие информации гарантирующими поставщиками об объемах покупки электрической энергии у владельцев объектов микрогенерации.

Изменениями в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, предусматриваются, в частности:

- особенности технологического присоединения объектов микрогенерации, в том числе в части определения сетевой организации, в которую подается заявка на технологическое присоединение, содержания заявки на технологическое присоединение, сроков осуществления технологического присоединения, содержания технических условий на технологическое присоединение объектов микрогенерации;

- ограничения по уровню напряжения объектов электросетевого хозяйства, к которым допускается технологическое присоединение объектов микрогенерации (не более 1000 В);

- форма заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт (включительно) и (или) объектов микрогенерации;

- формы типового договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно и (или) объектов микрогенерации, принадлежащих юридическим или физическим лицам.

Изменениями в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, расширяется перечень составляющих предельных уровней нерегулируемых цен.

Изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусматриваются особенности определения объема потребления электрической энергии для целей определения размера платы за коммунальную услугу электроснабжения в случае, если в домовладении установлен объект микрогенерации.

Изменениями в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в частности, предусматривается, что гарантирующий поставщик заключает договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с обратившимся к нему потребителем электрической энергии - собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации.

Формы договоров купли-продажи электрической энергии, производимой на объектах микрогенерации, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, заключенные в письменной форме между гарантирующим поставщиком и собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации, должны быть размещены гарантирующими поставщиками в центрах очного обслуживания потребителей (покупателей) и на своих официальных сайтах до 14 апреля 2021 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 14 марта вступили в силу изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам стимулирования использования ВИЭ (постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 328).

Постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 328 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 № 449.

В частности, начиная с 2021 года отборы инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, проводятся отдельно в отношении каждого из видов генерирующих объектов, указанных в подпунктах 1 - 3 п. 195 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, с датами начала поставки мощности генерирующих объектов, отобранных по их итогам, в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2035 года.

Регламентирован порядок определения цены на мощность отобранных после 1 января 2021 года генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, за исключением генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления.

Приводится формула расчета части требуемой суммы средств в отношении генерирующего объекта, подлежащей компенсации за счет платы за мощность для каждого месяца поставки мощности по договору о предоставлении мощности, и формула расчета объема электрической энергии, учитываемого при расчете части требуемой суммы средств, подлежащей компенсации за счет платы за мощность.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 10 марта в третьем чтении Государственной Думой РФ принят закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения положений, устанавливающих административную ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), законопроект № 7185-7).

Действующее законодательство предполагает осуществление государственного ценового регулирования в различных секторах экономики. Способ регулирования стоимости товаров, работ (услуг) в каждом конкретном случае различен: это может быть фиксированная цена, предельная цена, предельная надбавка и так далее. Таким же образом законодательство не содержит единого наименования (правовой дефиниции) стоимостных доминант, подлежащих установлению. В нормативных правовых актах используются такие понятия, как «тариф», «цена», «надбавка», «ставка», «расценки» и тому подобное.

В настоящее время, законодательно сформулированное правомочие государственных органов (как федеральных, так и региональных) на истребование информации, связанной с установлением, изменением и применением тарифов и надбавок, имеет лишь частично корреспондирующую данному полномочию норму ответственности за неисполнение законного требования государственного органа (только в части сведений, касающихся исключительно тарифов).

Части 1 и 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за непредставление (представление недостоверных) сведений в регулирующий орган, устанавливают такую ответственность только в случаях, когда обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

В практике правоприменения возникают ситуации, когда обязательность представления запрашиваемых тарифным органом сведений связана с установлением иной, за исключением тарифа, разновидности стоимостной доминанты.

Так, согласно п. 3 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) на оптовом и (или) на розничных рынках помимо непосредственно цен (тарифов) государственному регулированию подлежат также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии и плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. В рассматриваемом случае имеют место такие юридические дефиниции, как «плата», «сбытовая надбавка», «стандартизированная тарифная ставка».

Пункты 6 и 7 ст. 24 Федерального закона № 35-Ф3 устанавливают права федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов запрашивать и получать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций коммерческой инфраструктуры информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом № 35-Ф3.

Применительно к этому, установленная в статье 19.7.1 КоАП РФ ответственность лишь за непредставление (представление недостоверных) сведений, связанных с изменением, введением или отменой исключительно тарифов, представляет собой нарушение принципа логической целостности, полноты и взаимосвязанности правовых институтов, что влечет возможность злоупотребления правом со стороны хозяйствующих субъектов, а также невозможность осуществления государственными органами возложенных полномочий на качественном и эффективном уровне.

С учетом изложенного, в целях устранения нормативных коллизий законом предлагается внести в ч. 1 и 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ изменения, направленные  на уточнение понятийного аппарата и сформулировать нормы ответственности за нарушения в сфере регулируемого ценообразования, оперируя различными правовыми дефинициями, оставив их перечень незакрытым образом («и тому подобное»).

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 10 марта 2021 года открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, проверяемых в рамках федерального энергетического государственного контроля (надзора) в сфере электроэнергетики».

Проект приказа Минэнерго России разработан в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Проектом приказа утверждаются индикаторы риска нарушения обязательных требований, проверяемых в рамках федерального энергетического государственного контроля (надзора) в сфере электроэнергетики.

Проект приказа разработан в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольно-надзорным органом, осуществляющим федеральный государственный энергетический контроль (надзор) в сфере электроэнергетики.

Индикаторы риска основываются на значениях индекса готовности объектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, оцениваемого по результатам ежемесячного мониторинга готовности работы субъектов электроэнергетики к отопительному сезону, осуществляемого Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543 «О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон».

Индекс готовности определяется на основе многофакторного анализа деятельности субъектов электроэнергетики в отношении определенных объектов электроэнергетики в соответствии с приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 «Об утверждении методики проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон» и отражает риск нарушения работы объекта электроэнергетики, а также вероятность нарушений обязательных требований и риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/03-21/00113952

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов: «Энергосистема России обладает достаточным запасом резервных мощностей».

10-03-2021

Николай Шульгинов на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства доложил о ходе прохождения предприятиями электроэнергетики осенне-зимнего периода 2020-2021 годов.

«В целом энергетики, конечно, справлялись и с сильнейшими снегопадами, когда за сутки выпадала месячная норма осадков, и со штормами ледяными, и с циклонами, и с резкими перепадами температуры, гололёдообразованием и другими природными явлениями», – сообщил Николай Шульгинов.

Он отметил, что на особом контроле Минэнерго находится надёжность электроснабжения в таких регионах как Республика Дагестан, Тверская, Псковская области и Приморский край. В энергосистемах этих регионов, а также в Архангельской, Новгородской, Мурманской областях, Республике Ингушетия, Чеченской Республике требуется усилить устойчивость электросетевых объектов к климатическим воздействиям. По большинству перечисленных регионов разработаны и находятся в разной степени реализации программы реконструкции, модернизации объектов энергетики,  повышения надёжности электроснабжения.

«Хочу особо подчеркнуть, что экстремальные климатические воздействия, которые обрушились на территорию России, не создавали критических условий для функционирования Единой энергосистемы страны, не привели к значимому увеличению оптовой цены на электроэнергию, не приводили к масштабным отключениям больших объёмов генерации и потребителей, как было в других странах», – доложил Министр.

По его словам, энергосистема России обладает достаточным запасом резервных мощностей, размещённых на объектах традиционной генерации. За текущий осенне-зимний период производство электроэнергии выросло более чем на 4%.

Николай Шульгинов также сообщил, что Минэнерго в рамках проводимого мониторинга анализирует замечания к работе энергокомпаний и объектов энергетики, чтобы учесть их при составлении планов подготовки к следующему отопительному сезону.

Источник: Посмотреть

● На март 2021 года отобрано 49 агрегаторов управления спросом.

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в марте 2021 года

Отбор проводился в рамках пилотного проекта по вовлечению в управление спросом розничных потребителей с участием специализированных организаций-агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 53 компаниями в отношении 316 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки 49 участников в отношении 290 объектов агрегированного управления.

Среди агрегаторов – энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, электросетевые и генерирующие компании, а также независимые агрегаторы. Потребители розничного рынка электроэнергии, чью способность снижать потребление будут представлять агрегаторы, относятся к различным отраслям экономики – машиностроению, пищевой промышленности, нефтедобыче и транспорту, телекоммуникациям, сельскому хозяйству, также в их числе офисные и торговые центры и другие разновидности потребителей электроэнергии, включая частные домохозяйства. Среди них есть государственные и частные компании, включая дочерние предприятия зарубежных компаний, а также бюджетные организации.

Предельный объем услуг по управлению спросом на электрическую энергию на 2021 год составляет 1 % спроса на мощность в соответствующей ценовой зоне оптового рынка электроэнергии: для первой ценовой зоны оптового рынка – 1442,13 МВт, для второй ценовой зоны оптового рынка – 423,88 МВт. Всего поданный плановый объем снижения потребления составил 824,752 МВт, отобранный – 722,92 МВт.

Критерием конкурентного отбора является минимизация общей стоимости совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, определяемого по итогам отбора.

Минимальная цена заявки от компании-агрегатора в первой ценовой зоне составила 150 000 руб./МВт в месяц, максимальная – 690 000 руб./МВт в месяц, во второй ценовой зоне – 550 руб./МВт в месяц и 729 849 руб./МВт в месяц соответственно.

Детализированные итоги конкурентного отбора доступны на сайте АО «СО ЕЭС».

Справочно: Модель агрегаторов управления спросом розничных потребителей, созданная Системным оператором в рамках дорожной карты Национальной технологической инициативы «Энерджинет», дает потребителям розничного рынка электроэнергии возможность участвовать в ценозависимом снижении потребления. Оптовые потребители имеют возможность пользоваться инструментами ценозависимого потребления самостоятельно начиная с 2017 года.

Агрегаторы управления спросом – специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги. Благодаря агрегаторам управления спросом в краткосрочной перспективе потребители могут получать положительный экономический эффект за счет замещения неэффективной генерации ресурсами управления спросом и формирования более низких цен на электроэнергию, а в долгосрочной – за счет учета объемов управления спросом в рынке мощности.

Пилотный проект по формированию механизма управления спросом розничных потребителей стартовал в июне 2019 года согласно постановлению Правительства РФ от 20.03.2019 № 287. Цель пилотного проекта – отработка нормативных, договорных, технологических решений и формирование пула агрегаторов управления спросом розничных потребителей.

Источник: Посмотреть

● ПАО «Россети Сибирь» оштрафовано Омским УФАС на 100 тыс. руб. по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

10 марта 2021 года Омское УФАС признало ПАО «Россети Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Как следует из постановления УФАС, ПАО «Россети Сибирь» нарушило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861), а именно, отказало в заключении договора технологического присоединения заявителю с указанием на то, что с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов, расположенных в границах территории садоводства, должно обратиться ТСН СНТ.

Омским УФАС установлено, что в соответствии с п. 3 и п. 105 Правил технологического присоединения № 861 и разъяснениями ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 ПАО «Россети Сибирь» обязано было в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от заявителя разместить на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством РФ, в отдельном разделе (личный кабинет потребителя) условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению.

Из разъяснений ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/20 следует, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.

Вместе с тем, в случае отсутствия у сетевой организации каких-либо документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, и направлении в адрес заявителя отказа в заключении договора технологического присоединения - такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом в соответствии со ст. 9.21 КоАП РФ.

По результатам анализа материалов, представленных ПАО «Россети Сибирь» и заявителем, разъяснений ФАС России от 03.07.2020 № ИА/56450/2, а также законодательных и нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, Омское УФАС России пришло к выводам, что действия ПАО «Россети Сибирь» по отказу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения по заявке гражданина, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Обновлены разъяснения для судов порядка применения антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики (постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).

В постановлении Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», в частности, сообщается, что при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и квалификации нарушения со ссылкой на соответствующие акты законодательства (например, закон о торговле, Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении» и др.) и об определении границ компетенции антимонопольного органа судам в каждом случае необходимо оценивать, относятся ли непосредственно применяемые нормативные положения к антимонопольным требованиям, предъявляемым к участникам оборота, в частности направлены ли соответствующие нормы на защиту конкуренции на товарных рынках, в том числе на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Проанализирован порядок применения норм законодательства, в том числе в части:

- запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

- запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;

- запрета недобросовестной конкуренции;

- антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

- полномочий антимонопольных органов;

- рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов.

В связи с принятием настоящего постановления признаны не подлежащими применению отдельные положения постановлений Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» и от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Ссылка на постановление ВС РФ: Посмотреть