Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (08.02.2021 - 14.02.2021)

16 февраля 2021

● В 2021 году не применяются отдельные положения, устанавливающие особенности разрешительной деятельности в сфере электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 04.02.2021 № 109)

Речь идет об особенностях проведения первичной аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики и о правиле, согласно которому временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляются без получения разрешения на допуск к эксплуатации указанных объектов.

Начало действия документа – 08.02.2021.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (постановление Правительства РФ от 10.02.2021 № 146).

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2021 № 146 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» предусмотрено, что дата начала поставки мощности по договорам купли-продажи мощности, заключенным по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов, однократно может быть изменена на 1 января 2024 года по соглашению сторон указанных договоров.

Кроме вышеуказанного, постановлением установлено, что поставщик мощности, генерирующий объект которого включен системным оператором в реестр итогов отбора мощности новых генерирующих объектов, однократно до установленной Правительством РФ для соответствующего отбора мощности новых генерирующих объектов даты начала поставки мощности вправе в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, изменить состав и (или) технические характеристики и параметры газовых турбин, которые указаны в ценовой заявке и согласно этой ценовой заявке соответствуют критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации при выполнении определенных условий.

Начало действия документа – 12.02.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● По 31 декабря 2021 года продлен срок проведения пилотного проекта по функционированию агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России (постановление Правительства РФ от 08.02.2021 № 132).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2021 № 132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» по 31 декабря 2021 года продлен срок проведения пилотного проекта по функционированию агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России.

Агрегаторы управления спросом – специализированные компании или организации, позволяющие любым потребителям электроэнергии заработать за счёт управления уровнем своего потребления. Агрегаторы объединяют группы потребителей и управляют их совокупным спросом на электроэнергию. Снижая потребление своих групп в определённые часы (известные на сутки заранее), агрегаторы и потребители получают за это платежи с энергорынка. Положительный эффект для энергосистемы от работы агрегаторов заключается в снижении нагрузки в часы, когда она наиболее высока и потребление находится на максимальных пиках.

За время проведения пилотного проекта (стартовал 1 июня 2019 года) в нём приняли участие 70 компаний, представляющих более 300 объектов управления, каждый из которых, в свою очередь, состоит из энергопринимающих устройств одного или нескольких потребителей. За 1,5 года мощность ресурсов управления спросом розничных потребителей выросла с 50 МВт до 600 МВт, а количество регионов присутствия проекта превысило 50, что привело к формированию конкурентных цен на услуги агрегаторов на уровне значительно ниже установленных нормативно предельных значений. Совокупный эффект от реализации пилотного проекта за счёт снижения стоимости электроэнергии на оптовом рынке для потребителей за период с 1 июня 2019 года по 1 июля 2020 года составил более 80 млн. рублей.

По итогам проведённого Минэнерго России анализа работы агрегаторов и применения механизма управления спросом на электроэнергию на розничных рынках в 2019-2020 годах пилотный проект признан успешным, а его продление – целесообразным.

Продление пилотного проекта, а также увеличение его объёма позволит не только сохранить сложившуюся динамику роста объёмов рынка услуг по управлению спросом на розничных рынках и показателей его эффективности, но и отработать и усовершенствовать критерии срабатывания механизма снижения потребления для подготовки целевой модели, которую планируется запустить с 1 января 2022 года.

Также внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ с целью отработки и совершенствования критериев срабатывания механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и снижения потребления электрической энергии потребителями, участвующими в групповом управлении изменением нагрузки в ценовой зоне оптового рынка.

Начало действия документа – 17.02.2021.

Ссылка документ: Посмотреть

Источники: Посмотреть; Посмотреть

● Уточнен порядок определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (постановление Правительства РФ от 09.02.2021 № 139).

Постановлением Правительства РФ от 09.02.2021 № 139 «О внесении изменений в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии» уточнен порядок определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

Поправки в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, внесены с целью учета объема средств бюджетной поддержки в расчете величины скорректированных удельных капитальных затрат в отношении генерирующих объектов при расчете цены мощности по долгосрочным договорам о предоставлении мощности.

Начало действия документа – 19.02.2021.

Ссылка документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год (приказ Минэнерго России от 21.01.2021 № 17).

Приказом Минэнерго России от 21.01.2021 № 17 «Об утверждении значений планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2026 год» установлены следующие величины планового коэффициента резервирования на 2026 год:

- для первой ценовой зоны – 18,2;

- для второй ценовой зоны – 17,9.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2021 за № 62425.

Начало действия документа – 19.02.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

● 8 февраля 2021 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденный приказом Минэнерго России от 7 марта 2018 г. № 133».

Проект приказа Минэнерго России предполагает внесение изменений в Административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики с целью его приведения в соответствие с действующим законодательством РФ, а также в соответствие с обновленной структурой Минэнерго России.

По мнению разработчиков, реализация проекта приказа обеспечит устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, повысит качество и доступность результатов исполнения государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-21/00112944

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 8 и 12 февраля 2021 года Минэнерго России уведомило о подготовке проектов приказов «Об утверждении форм раскрытия информации об инвестиционной программе… сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, гарантирующими поставщиками…».

Проекты приказов направлены на:

- обеспечение доступности, прозрачности и понятности информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) сетевых организаций, а также производителей электрической энергии, энергоснабжающих, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России, или Минэнерго России совместно с Госкорпорацией «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно – инвестиционная программа, проект инвестиционной программы), для потребителей, государственных органов и организаций, осуществляющих рассмотрение проектов инвестиционных программ в рамках предоставления государственных услуг по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

- исключение рисков предъявления органами регулирования избыточных требований к организациям при утверждении их инвестиционных программ, осуществлении контроля за реализацией таких инвестиционных программ, а также при учете расходов на инвестиции в регулируемых государством ценах (тарифах);

- обеспечение соблюдение сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками требований законодательства Российской Федерации при формировании проектов инвестиционных программ;

- повышение эффективности осуществления инвестиционной деятельности сетевыми организациями, а также производителями электрической энергии, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками, отнесенными к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России, или Минэнерго России совместно с Госкорпорацией «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проектов нормативных правовых актов

ID проектов: 02/08/02-21/00113027; 02/08/02-21/00113199

Ссылка на проекты: Посмотреть; Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 12 февраля 2021 года ФАС России на портале проектов НПА https://regulation.gov.ru разместила проект приказа «О внесении изменений в приказ ФАС России от 24.12.2020 № 1263/20 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике …», на 2021 год».

Приказом ФАС России от 24.12.2020 № 1263/20 утвержден предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «СО ЕЭС», (далее – услуги по ОДУ в части обеспечения надежности) на 2021 год в размерах:

- на 1-ое полугодие 2021 года – 2,151руб./МВт*ч.;

- на 2-ое полугодие 2021 года – 2,151 руб./МВт*ч.

Необходимая валовая выручка на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности на 2021 год определена в сумме 1 927 445 тыс. руб.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 08.02.2021 № 132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФАС России предписано в месячный срок пересмотреть установленный на 2021 год предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности, и определить предельный размер средств, необходимых для оплаты услуг по управлению спросом на электрическую энергию.

ФАС России в соответствии с Постановлением № 132 предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги АО «СО ЕЭС» по ОДУ в части обеспечения надежности на 2021 год определен и предлагается к утверждению в следующих размерах:

- до 1 марта 2021 года – 2,151 руб./МВт*ч.;

- с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно – 3,982 руб./МВт*ч.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/02-21/00113209

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов распределил обязанности между заместителями Министра энергетики России.

08-02-2021

Министром энергетики РФ Николаем Шульгиновым утверждено распределение обязанностей между заместителями Министра с учётом новой структуры Министерства, принятой в конце 2020 года.

Анастасия Бондаренко по-прежнему будет курировать вопросы законопроектной деятельности, государственной службы и антикоррупции, развития кадрового потенциала и образования в ТЭК, новые блоки в её полномочиях – вопросы безопасности, профилактики правонарушений, мобилизационной подготовки, контрольно-ревизионной деятельности. Дополнительно в её ведение переходят вопросы информационного обеспечения, организации делопроизводства и контроля исполнения поручений.

Евгений Грабчак также продолжает курировать вопросы оперативного управления в ТЭК, техническую политику, вопросы строительства, чрезвычайных ситуаций, контроля и надзора, ОЗП, взаимодействия с регионами. Получает новые полномочия в сфере земельных отношений и территориального планирования, развития цифровых технологий (в части ведомства и в сфере электроэнергетики). Будет также отвечать в Министерстве за ГИС ТЭК, проектную деятельность и закупки.

Павел Сниккарс курирует сферы электроэнергетики и теплоснабжения, в том числе по вопросам платёжной дисциплины, перспективного планирования и инвестиций. Дополнительно будет отвечать за правовое обеспечение деятельности Министерства и совершенствование регуляторной политики.

Павел Сорокин сохраняет курирование нефтегазового комплекса, в том числе по вопросам газификации регионов, развития рынка газомоторного топлива, отвечает за сводную государственную политику, стратегическое развитие, госпрограммы, инновации и импортозамещение. Дополнительно он получает полномочия по курированию цифровой трансформации, в том числе в топливных секторах, а также вопросов экологии и климатической повестки, корпоративных отношений.

Анатолий Яновский продолжит управление вопросами международного сотрудничества, угольной промышленности. Также в его ведение переходят бюджетные полномочия Министерства, вопросы имущественных отношений, координация работы подведомственных организаций и хозяйственного обеспечения.

Источник: Посмотреть

● Минэнерго: тарифы на электроэнергию для населения в 2020 году росли не выше инфляции, в 2021 году рост тарифов также ограничен уровнем инфляции.

08-02-2021

Оптовая цена на электроэнергию в России в 2020 году выросла существенно ниже инфляции, при этом оптовые цены не влияют на тарифы на электроэнергию для населения, которые устанавливаются государством, прокомментировал журналистам Павел Сниккарс.

«Хотелось бы отметить, что оптовая цена на электроэнергию никаким образом не влияет на тарифы на электроэнергию для населения, которые полностью регулируются государством и определяются в соответствии с принятыми на уровне Правительства решениями. Никаких отклонений по росту тарифов на электроэнергию для населения не произошло», – пояснил Павел Сниккарс.

Тарифы на электроэнергию для населения в 2020 году росли не выше инфляции. В 2021 году рост тарифов также ограничен уровнем инфляции. Что касается оптовых цен, по которым энергию покупает промышленность, то в 2020 году оптовая цена электроэнергии также росла существенно ниже инфляции, давая промышленности возможность восстановиться на фоне сложной экономической ситуации из-за коронавируса.

«По итогам 2020 года оптовые цены на электроэнергию с хорошим запасом вложились в фактические показатели инфляции. Рост цены в первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал) составил 3,4% и 0,6% по второй ценовой зоне (Сибирь), что существенно ниже инфляции. Поэтому мы не видим определённых сложностей с ростом цены для прочих потребителей. Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что рост цены оптового рынка произошел в рамках инфляции и никаким образом рост цены оптового рынка не отражается на тарифах на электроэнергию для населения», – пояснил Павел Сниккарс.

Источник: Посмотреть

● Может ли сетевая организация отказать в продлении срока действия технических условий? Ответ дало Рязанское УФАС России, постановление которого признано законным Арбитражным судом Рязанской области.

08-02-2021

10 февраля 2021 года Арбитражный суд Рязанской области отказал в удовлетворении требований АО  «Русская кожа» о признании незаконными и отмене постановления Рязанского УФАС России об административном правонарушении и решения ФАС России, вынесенного по итогам рассмотрения  жалобы на постановление.

Должностное лицо Рязанского УФАС России, рассмотрев заявление АО «Русская кожа» о нарушении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья», вынесло постановление о прекращении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Так, АО «Русская кожа» указывало, что сетевая организация, отказав в продлении срока действия технических условий, нарушает установленный порядок технологического присоединения к электрическим сетям, злоупотребляя своим правом.

Установлено, что в 2009 году между АО «Русская кожа» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сроком действия до 03.06.2011, выданы технические условия сроком действия до 26.05.2011 (2 года). В последующем срок действия договора пролонгировался путем заключения дополнительных соглашений, выдавались новые технические условия, в итоге, срок действия договора был определен до 31.12.2019; выданы технические условий со сроком их действия 5 лет, то есть до 02.06.2019.

При этом сетевая организация в полном объеме исполнила свои обязательства по подключению еще в 2012 году, в то время как АО «Русская кожа» вплоть до рассмотрения дела в антимонопольном органе к выполнению своих обязательств по подключению не приступило.

Когда срок действия очередных технических условий истек, сетевая организация уведомила АО «Русская кожа» о том, что в связи с невыполнением мероприятий по договору технологического присоединения намеревается расторгнуть договор в судебном порядке с возмещением затрат по договору. В свою очередь, АО «Русская кожа» снова изъявило намерение продлить срок действия договора и технических условий, но сетевая организация, ссылаясь на пункт 24 Правил технологического присоединения, то есть на истечение предельного срока действия технических условий, направила отказ в продлении срока действия технических условий.

Такие действия сетевой организации послужили основанием для обращения АО «Русская кожа» в Рязанское УФАС России.

Должностное лицо Рязанского УФАС России пришло к выводу о том, что в действиях сетевой организации отсутствует нарушение установленного порядка подключения к электрическим сетям; действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» соответствуют требованиям пункта 27 Правил технологического присоединения.

По общему правилу при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.

В данном случае установлено, что срок действия последних технических условий составлял 5 лет; заявление о продлении срока действия технических условий поступило после окончания срока их действия, продление данного срока привело бы к увеличению императивно установленного срока, установленного пунктом 24 Правил технологического присоединения.

Не согласившись с постановлением, АО «Русская кожа» обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу, которая отказала в удовлетворении требований об отмене постановления Рязанского УФАС России.

Не согласившись с принятым решением и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области, который также в удовлетворении требований отказал.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Суд оставил в силе постановление Амурского УФАС России о привлечении сетевой организации к административной ответственности.

12-02-2021

11.02.2021 Арбитражным судом Амурской области рассмотрена жалоба сетевой организации – МУП г. Тынды «Горэлектротеплосеть» на постановление о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Штрафные санкции по указанной норме на предприятие были наложены в связи с нарушением порядка осуществления технологического присоединения к электросетям объектов потребителей, установленного постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Предприятием в нарушение указанного порядка был неверно определен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта потребителя к электрическим сетям, к тому же и этот неверно определенный срок был нарушен, в связи с этим потребитель и обратился в Амурское УФАС России для принятия мер реагирования в отношении предприятия.

МУП г. Тынды «Горэлектротеплосеть» не согласилось с привлечением его к административной ответственности, полагая, что нарушение отсутствует, и обжаловало постановление.

Арбитражный суд Амурской области поддержал позицию Амурского УФАС России, однако счел, что примененные штрафные санкции в рассмотренных обстоятельствах следует уменьшить вдвое, так как значительного вреда действия предприятия не принесли, объект потребителя в конечном счете был присоединен к электрической сети. В остальной части постановление судом оставлено в силе.

Ссылку на карточку дела: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд согласился с выводами судов первой и кассационной инстанций о том, что прокладка дополнительного кабеля в обход электросчетчика до помещения, расположенного в этом же здании, подключенном к электроснабжению, является безучетным потреблением (определение ВС РФ от 08.02.2021 № 302-ЭС20-22705).

Гарантирующий поставщик АО «Читаэнергосбыт» обратился в арбитражный суд с иском к потребителю –  негосударственному учреждению здравоохранения «Узловая поликлиника на станции «Таксимо» ОАО «РЖД» (далее - Учреждение) о взыскании 1 278 837,97 руб. задолженности за безучетное потребление электрической энергии, а также неустойки.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции исковые требования удовлетворены.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением арбитражного окружного суда постановление апелляционного суда отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Не согласившись с актами судов первой и кассационной инстанций, Учреждение обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просило отменить обжалуемые судебные акты и оставить в силе постановление апелляционного суда.

Изучив кассационную жалобу, приложенные к ней материалы, судья Верховного Суда не нашел оснований для ее удовлетворения, о чем указал в определении от 08.02.2021 № 302-ЭС20-22705.

Руководствуясь нормами действующего законодательства РФ в электроэнергетики, суд первой инстанции установил факт подключения электрооборудования Учреждения (помещения прачечной) отдельным кабелем в обход согласованного между гарантирующим поставщиком и Учреждением прибора учета и пришел к выводу о наличии на стороне Учреждения обязанности оплатить безучетно потребленную электрическую энергию за спорный период с момента произведенной замены прибора учета на объекте.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из недоказанности гарантирующим поставщиком факта безучетного потребления Учреждением электрической энергии и наличии в данном случае бездоговорного потребления Учреждением энергоресурса путем подключения помещения прачечной дополнительным кабелем к сетям третьего лица.

Отменяя постановление апелляционного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд округа указал на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции относительно квалификации действий Учреждения по подключению электрооборудования помещения прачечной как бездоговорное потребление.

Окружным судом отмечено, что прокладка дополнительного кабеля до помещения, расположенного в этом же здании, подключенном к электроснабжению, не является новым подключением по смыслу понятия «бездоговорное потребление».

Верховным Судом отмечено, что доводы жалобы Учреждения не опровергают выводы судов первой и кассационной инстанций.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть