Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (07.12.2020 - 13.12.2020)

15 декабря 2020

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли 

Подписаться


● 11 декабря вступили в силу изменения по вопросу установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности) (постановление Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2020 № 1977 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности)» поправки внесены в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

В частности, уточняется, что в отношении генерирующих объектов, введенных в эксплуатацию после 2007 года, для которых не установлены подлежащие индексации регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию и мощность, регулируемая цена (тариф) на мощность, оплачиваемая по регулируемым договорам, устанавливается на уровне цены (тарифа) на мощность, определенной по итогам конкурентного отбора мощности на соответствующий год с учетом ежегодной индексации цены, указанной в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка организацией коммерческой инфраструктуры на условиях и в порядке, установленных Правилами индексации цены на мощность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.04.2010 № 238.

Начало действия документа – 11.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждено Положение об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (приказ Ростехнадзора от 06.07.2020 № 256).

Приказом Ростехнадзора от 06.07.2020 № 256 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» определены полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, требования к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации, а также требования к порядку формирования и составу аттестационных комиссий по вопросам аттестации, формируемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальными органами), а также организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими виды деятельности, указанные в пп. «а» п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2020 за № 61253.

Начало действия документа – 15.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2005).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2005 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования регулирования отношений с участием владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» установлено, в частности, что если заявление о заключении договора направлено собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и при этом указанный собственник или иной законный владелец ограничен в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, такой собственник или иной законный владелец обязан направить заявителю в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления уведомление об отсутствии возможности заключения договора с заявителем и необходимости заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Также уточнен порядок установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Начало действия документа – 16.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2021 год (приказ ФАС России от 09.11.2020 № 1087/20).

Приказом ФАС России от 09.11.2020 № 1087/20 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2021 год» на 2021 год утверждены соответствующие цены (тарифы).

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2020 за № 61321.

Начало действия документа – 19.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Предусмотрены особенности концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии (Федеральный закон от 08.12.2020 № 401-ФЗ).

Федеральным законом от 08.12.2020 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии» установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются указанные объекты, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое предприятие, учреждение участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

Уточнено, что к существенным условиям концессионного соглашения относится объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, если его объектами являются объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Начало действия документа – 19.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Установлена обязанность работников в сферах электроэнергетики и теплоснабжения проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе (Федеральный закон от 08.12.2020 № 402-ФЗ).

Федеральным законом от 08.12.2020 № 402-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрены соответствующие поправки в федеральные законы от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В частности, поправками в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что в целях поддержания уровня квалификации, подтверждения знания требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики, необходимых для выполнения работниками организаций своих трудовых функций, отдельные категории работников обязаны проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе в сфере электроэнергетики. Категории таких работников, обязательные формы, порядок проведения и оформления результатов подготовки и подтверждения готовности для каждой из категорий определяются нормативными правовыми актами.

Кроме того, уточнен порядок аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.

Начало действия документа – 19.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Расширен перечень сведений, которые не могут использоваться в рекламе (Федеральный закон от 08.12.2020 № 415-ФЗ).

Федеральным законом от 08.12.2020 № 415-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования может быть использован, в том числе в целях искажения показаний приборов учета электрической энергии.

Начало действия документа – 19.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Внесены изменения в порядок расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (приказ ФАС России от 10.11.2020 № 1114/20).

Приказом ФАС России от 10.11.2020 № 1114/20 «О внесении изменений в приказы Федеральной антимонопольной службы по вопросу расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков» установлено, что при определении необходимой валовой выручки гарантирующими поставщиками (ГП) для расчета сбытовых надбавок учитываются не эталоны затрат, а эталонная выручка. Не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов ГП расходов потребителей на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, при внесении платы за коммунальные услуги.

Уточнены формулы расчета сбытовых надбавок для населения и прочих потребителей, а также формула расчета эталонной выручки ГП.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 за № 61353.

Начало действия документа – 20.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Принят приказ Минэнерго России, утверждающий Правила создания и модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в энергосистеме (приказ Минэнерго России от 13.07.2020 № 556).

Министерством юстиции зарегистрирован приказ Минэнерго России, устанавливающий порядок взаимодействия предприятий электроэнергетики и потребителей электроэнергии при создании и модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики (РЗА) в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Правилами, утверждёнными приказом, закреплены требования к документации, разрабатываемой при создании (модернизации) РЗА, и порядок её согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления и владельцами технологически связанных объектов электроэнергетики, на которых требуется скоординированное выполнение работ по созданию (модернизации) РЗА.

Правила устанавливают общеобязательные нормативные требования к созданию (модернизации) комплексов и устройств РЗА в энергосистеме, учитывают многолетнюю практику взаимодействия субъектов электроэнергетики и способствуют обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2020 за № 61282.

Начало действия документа – 08.03.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● ФАС России информирует, что формы федерального статистического наблюдения, представленные исключительно в электронном виде через ФГИС ЕИАС ФАС России, будут считаться представленными надлежащим образом (письмо ФАС России от 25.10.2019 № ВК/93588/19).

Письмом от 25.10.2019 № ВК/93588/19 «О предоставлении стат. отчетности» ФАС России информирует, что формы федерального статистического наблюдения, представленные исключительно в электронном виде через ФГИС ЕИАС ФАС России, будут считаться представленными надлежащим образом.

Приказом Росстата от 05.09.2018 № 543 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики» (далее - Приказ № 543) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе ФАС России.

Приказом Росстата от 02.08.2018 № 477 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики» (далее - Приказ № 477) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе ФАС России.

Приказами №№ 477, 543 предусмотрено, что утвержденные ими формы федерального статистического наблюдения предоставляются в ФАС России в установленной форме (в электронном виде через ФГИС ЕИАС ФАС России) и в установленные сроки. Предоставление на бумажном носителе с использованием иных форм доставки указанными приказами не предусмотрено.

В этой связи, ФАС России информирует органы регулирования и соответствующие организации, что надлежащим образом представленными в ФАС России являются формы федерального статистического наблюдения, в том числе, утвержденные Приказами №№ 477, 543, представленные исключительно в электронном виде через ФГИС ЕИАС ФАС России. Все случаи ненадлежащего предоставления (на бумажном носителе, почтовыми отправлениями или иными формами доставки, непредусмотренными законодательством) организациями в ФАС России форм федерального статистического наблюдения должны рассматриваться органами регулирования как неэффективное использование средств, предусмотренных в тарифах для этих организаций, и соответствующим образом учитываться при определении экономически обоснованной величины фактических и плановых расходов на эти цели.

Ссылка на письмо: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Госдума одобрила в первом чтении законопроект, продлевающий выравнивание тарифов для Дальнего Востока (законопроект № 1061128-7).

09 декабря депутаты Государственной Думы РФ одобрили в первом чтении законопроект  о внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», который предусматривает продление до 2028 года механизма выравнивания цен (тарифов) на электроэнергию в регионах Дальнего Востока до среднероссийского уровня, а также введение надбавки к цене на мощность для финансирования модернизации и строительства новых электростанций в неценовых зонах оптового рынка.

Анастасия Бондаренко, представляя законопроект в Госдуме, рассказала, что при продлении механизма выравнивания тарифов его применение станет более адресным.

«Законодательно к решению этой проблемы мы подошли в 2016 году, и на 2017-2020 годы был установлен механизм, при котором за счет оплаты надбавки к цене на мощность потребителями Европейской части страны, Урала и Сибири снижались цены и тарифы для потребителей ДФО. Мы предлагаем скорректировать категории получателей этой поддержки, сделав в первую очередь акцент на малый и средний бизнес, что призвано сделать эту меру более адресной, так как её сейчас получают все потребители – и крупный рентабельный бизнес, и ЖКХ, и организации ТЭК, и организации по переработке драгметаллов и драгкамней», – пояснила статс-секретарь – заместитель Министра.

Другие важные изменения, предусмотренные законопроектом, – создание механизма финансирования модернизации и строительства тепловой генерации в неценовых зонах оптового рынка (регионы Дальнего Востока, Калининградская и Архангельская области, Республика Коми) также через надбавку к цене на мощность для потребителей ценовых зон оптового рынка, отметила Анастасия Бондаренко.

«Законопроект будет решать задачу преодоления старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций в неценовых зонах, в том числе в ДФО, там, где сохраняется тарифное регулирование, и где отсутствуют альтернативные механизмы гарантированного возврата инвестиций. Предусматривается, что Правительство определит перечень таких объектов, подлежащих модернизации, реконструкции или строительству, места их расположения, установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним, стоимостные параметры», – прокомментировала статс-секретарь – заместитель Министра. 

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 10.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «О внесении изменений, связанных с неприменением на 2021 год штрафных санкций за неисполнение территориальными сетевыми организациями инвестиционных программ, в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э».

Проектом предусматривается неприменение в отношении сетевых организаций корректировок необходимой валовой выручки на 2021 год, предусмотренной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы такой организацией по результатам 9 месяцев 2020 года.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/12-20/00111489

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Сетевую реформу закидывают в регионы. Минэкономики предлагает им самим дифференцировать тариф ФСК.

08-12-2020

Минэкономики предложило передать регионам полномочия по установлению тарифов ФСК (входит в «Россети», владеет магистральными электросетями), следует из письма министра Максима Решетникова первому вице-премьеру Андрею Белоусову о последствиях дифференциации тарифа ФСК (документ есть у «Ъ»): «Основные эффекты от действия предложений формируются в ограниченном перечне регионов, соответственно, такие регионы смогут лучше оценить эффекты для своих экономик и принять соответствующее решение».

Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает, что плата за передачу электроэнергии для клиентов магистральных сетей будет расти, а для распределительных сетей — падать. Сейчас тариф ФСК устанавливает ФАС, во всех регионах платеж одинаковый, кроме Северного Кавказа. Регионы устанавливают только тарифы в распредсетях.

Дискуссия вокруг механизма идет не первый месяц: в сентябре вице-премьер Юрий Борисов поручил профильным ведомствам заново оценить влияние реформы на экономику. Минпромторг в обновленной позиции назвал реформу «концептуально целесообразной», а Минстрой предупредил о росте тарифа ФСК вдвое. Минэкономики по-прежнему настаивает на запуске реформы с 2021 года: тариф ФСК должен расти на 8,8 млрд. руб. в год, увеличившись до 44 млрд. руб. в год к 2025 году.

Конечные тарифы для крупного бизнеса увеличатся до 3,42 руб. за 1 кВт*ч (плюс 10,7%), для потребителей распредсетей снизятся до 5,04 руб. за 1 кВт*ч (минус 1,7%) в ценах 2025 года.

Энергоемкий бизнес направил свои отзывы на доклад Минэкономики Андрею Белоусову. Организации указывают на ошибки: так, Минэкономики пишет, что доля затрат на электроэнергию в цветной металлургии равна 7%, хотя на практике это до 30%. Ассоциации жалуются, что Минэкономики не обсуждало с ними расчеты вопреки поручению правительства. В министерстве заявили, что обсуждения с промышленностью «велись неоднократно».

По оценкам партнера Vygon Consulting Алексея Жихарева, наибольшее влияние реформа окажет на нефтегазовый и металлургический секторы, а также на ОАО РЖД и «Транснефть». Затраты отдельных энергоемких потребителей вырастут не менее чем на 18%, а клиенты распредсетей, скорее всего, почти ничего не заметят: конечная цена для них снизится в пределах 2%.

ФАС отрицательно относится к идее передать регулирование тарифа регионам, заявил заместитель главы службы Виталий Королев.

Там в целом не поддерживают реформу: тариф для бизнеса резко вырастет, и промышленность начнет уходить на собственную генерацию. Вероятность ухода потребителей на собственные блок-станции в среднем по РФ составляет 43%, в том числе на уровне высокого напряжения — 89%, сказал господин Королев со ссылкой на данные «Совета рынка» (регулятор энергорынков). В Минэнерго и «Россетях» комментариев не дали.

Выполнить предложение Минэкономики практически невозможно: ФСК обеспечивает межрегиональный переток энергии, и региональному регулятору придется влезать в компетенцию соседнего субъекта, говорит партнер Vegas Lex Евгений Родин. «Вероятно, регионам предлагается самостоятельно определять, какой объем перекрестного субсидирования распределить на крупных потребителей ФСК. С одной стороны, это разумно: на местах проще прийти к консенсусу между промышленниками и региональными властями»,— считает юрист. С другой стороны, отмечает он, это откроет потенциал для злоупотреблений, как в случае распределения перекрестного субсидирования между уровнями напряжения, с которым сейчас активно борется ФАС.

Источник: Посмотреть

ПРАКТИКА

● В споре с сетевой организацией поставлена точка.

07-12-2020

20.11.2019 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности за повторное нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ; административный штраф составил 600 тыс. рублей.

Напомним обстоятельства дела.

С заявлением на незаконные действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в Рязанское УФАС России обратилось СНТ «Овощевод».

Установлено, что товарищество подало в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение 16 жилых домов, расположенных в границах товарищества.

Рассмотрев заявку, сетевая организация установила плату за присоединение в размере 469 150 рублей.

Между тем, учитывая требования законодательства и условия подключения, размер платы за технологическое присоединение в рассматриваемом случае должен был быть определен в сумме 7 150 рублей (произведение количества земельных участков на 550 рублей).

Таким образом, плата за подключение членов СНТ «Овощевод» была завышена ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 65 раз.

Не согласившись с постановлением Рязанского УФАС России, сетевая организация обратилась в Арбитражный суд Рязанской области, который отказал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в удовлетворении требований в полном объеме. Затем суд апелляционной инстанции в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» также отказал.

07.12.2020 суд кассационной инстанции в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» отказал.

Источник: Посмотреть

● «Оренбургкоммунэлектросеть» оштрафовали на 200 тыс. рублей.

10-12-2020

Оренбургское предприятие «Оренбургкоммунэлектросеть» оштрафовали за нарушения, обнаруженные на сайте организации. Об этом 9 декабря рассказали в региональном управлении ФАС.

В надзорном ведомстве проверили интернет-ресурс «ОКЭС». На нем насчитали 14 нарушений, касающихся размещенной информации. Организация предоставила ее не в полном объеме.

К примеру, физическому или юридическому лицу необходимо осуществить присоединение к электросетям. Возникает вопрос - где найти информацию о размере платы, о техническом состоянии сетей, о возможности подачи заявки, о паспортах услуг? В первую очередь необходимо обратиться к официальному сайту сетевой организации, - привела пример нарушения заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

В отношении «Оренбургкоммунэлектросеть» возбудили административное дело. Организацию оштрафовали на 200 тыс. рублей.

Источник: Посмотреть

● Арбитражный суд: постановление Брянского УФАС России о привлечении ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» к административной ответственности является законным.

11-12-2020

Арбитражный  суд признал обоснованным вывод Брянского УФАС России о нарушении сетевой организацией Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Напомним, в 2020 году в Брянское УФАС России поступило заявление физического лица с жалобой на ПАО «МРСК Центра», в лице филиала «Брянскэнерго», в которое обратились с заявлением на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

В течение месяца между сетевой компанией и заявителем велась переписка с предоставлением необходимых документов. В очередной раз, запросив документы и не получив ответа, сетевики «забыли» о заявке совсем.

Заявитель, посчитав, что все необходимые документы были предоставлены сетевой организации и не получив договор технологического присоединения, обратился с заявлением в антимонопольный орган.

По итогам рассмотрения заявления Брянское УФАС России установило отсутствие доказательств своевременного совершения сетевой организацией действий, предусмотренных Правилами № 861. А именно при отсутствии сведений необходимых для заключения договора технологического присоединения ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» необходимо было принять в двадцатидневный срок решение об аннулировании заявки на технологическое присоединение, о чем сообщить заявителю в трехдневный срок. Также установлено, что у ПАО «МРСК Центра» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (п. 15 Правил № 861).

С учетом того, что нарушение явилось повторным для сетевой организации, ПАО «МРСК Центра» было привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, размер штрафной санкции составил 300 тыс. руб.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ПАО «МРСК Центра» обжаловало его в Арбитражном суде Брянской области. Арбитражный суд Брянской области признал постановление Брянского УФАС России законным.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным штраф в размере 600 тыс. руб., наложенный на ПАО «МРСК Сибири» за нарушение правил техприсоединения (определение ВС РФ от 07.12.2020 №302-ЭС20-18674). 

ПАО «МРСК Сибири» (Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Республике Хакасия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде 600 тыс. рублей штрафа.

Суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении его заявления, в связи с чем оно обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило  отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО «МРСК Сибири» на основании нижеследующего.

Как следует из судебных актов, получив заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, Общество не исполнило обязанности, установленные п. 15 Правил технологического присоединения …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), и отказало заявителю в заключении договора на техприсоединение.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, УФАС составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление.

Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Верховный Суд указал, что суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о наличии в действиях Общества элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения), основываясь на действующем законодательстве РФ в указанной сфере  (КоАП РФ, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правила № 861). Суд округа поддержал данные выводы судов первой и апелляционной инстанций.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

● Верховный Суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о незаконности действия гарантирующего поставщика, отказавшего сетевой организации в принятии акта о безучетном потреблении электроэнергии (определение ВС РФ от 09.12.2020 № 310-ЭС20-19563).

ООО «Городская энергосбытовая компания» (далее - ООО «ГЭСК», гарантирующий поставщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания комиссии Липецкого УФАС.

Судами трех инстанций гарантирующему поставщику отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, гарантирующий поставщик поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с существенным нарушением судами норм материального и процессуального права.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы гарантирующего поставщика.

Как установлено судами, в Липецкое УФАС поступило заявление сетевой организации с указанием на неправомерный отказ гарантирующего поставщика в принятии расчетов объема безучетного потребления электроэнергии в отношении объекта (магазина предпринимателя).

В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган установил, что между владельцем объекта и гарантирующим поставщиком заключен договор об оказании услуг по передаче электрической энергии через привлеченных третьих лиц. В рамках данного договора сетевой организацией проведена проверка приборов учета, и поскольку обнаружено нарушение их целостности, потребленная на данном объекте электроэнергия рассчитана согласно составленному акту о безучетном потреблении ресурса. Представленный акт гарантирующим поставщиком не был принят, что повлекло за собой искусственное увеличение объема приобретаемых сетевой организацией потерь, способствуя образованию задолженности за потребленную электроэнергию.

Оспариваемым решением в действиях гарантирующего поставщика признан факт  нарушения                ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов сетевой организации в сфере предпринимательской деятельности путем отказа в принятии расчетов объемов безучетного потребления электроэнергии. Предписанием на гарантирующего поставщика возложена обязанность устранить выявленные нарушения.

Исследовав материалы дела и руководствуясь действующим законодательством РФ, суды пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания Липецкого УФАС.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть


Подписывайтесь на рассылку «Электрические Сети в Системе» и в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте