Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (07.09.2020-13.09.2020)

14 сентября 2020

● Предусмотрен долгосрочный период регулирования в 5 лет для тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приказ ФАС России от 31.08.2020 № 801/20).

Приказом ФАС России от 31.08.2020 № 801/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э» определяется, что долгосрочный период регулирования не может быть менее 5 лет, оценка исполнения инвестиционной программы для целей корректировки необходимой валовой выручки осуществляется исходя из освоения инвестиционной программы.

Кроме того, приказом вносятся юридико-технические правки с целью устранения неточностей в действующей редакции методических указаний.

Начало действия документа – 21.09.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в части учета расходов сетевой организациина обеспечение коммерческого учета электроэнергии (приказы ФАС России от 01.09.2020 №№ 804/20, 805/20).

Приказами ФАС России от 01.09.2020 № 804/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э» и№ 805/20 «О внесении изменений в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э» определен порядок учета расходов, связанных с исполнением сетевой организацией обязанностей по учету электрической энергии, предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», и экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в соответствии с пунктами 34(1) – 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Начало действия документов – 21.09.2020.

Ссылка на документы:Приказ № 804/20; Приказ № 805/20

● 08.09.2020 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования систем накопления электрической энергии в электроэнергетике».

Проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1172 (далее – Правила оптового рынка), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 117, предусматривающие создание для владельцев систем накопления электрической энергии условий для участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее – оптовый рынок) и участие в торговле электрической энергией (мощностью) на розничных рынках электрической энергии, а также оказания услуг по обеспечению системной надежности.

Проектируемые нормы изменений в Правила оптового рынка предусматривают определение системы накопления электрической энергии, владельца системы накопления электрической энергии, требования к владельцам системы накопления электрической энергии для получения статуса субъекта оптового рынка, особый тип ценовых заявок для участия на рынке на сутки вперед, подаваемых владельцами системы накопления электрической энергии. Также устанавливается, что на владельца системы накопления электрической энергии, планирующего участвовать или участвующего в продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке, распространяются нормы Правил оптового рынка, регулирующие деятельность поставщика электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

В Основных положениях предусматривается, что на владельца системы накопления электрической энергии, планирующего участвовать или участвующего в продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, распространяются нормы Основных положений, регулирующие деятельность производителей электрической энергии на розничном рынке. Также устанавливается норма, согласно которой приборы учета, определяющие объем электрической энергии (мощности), производимой системой накопления электрической энергии, должны располагаться на границе балансовой принадлежности системы накопления электрической энергии и иных объектов электроэнергетики, принадлежащих смежным субъектам электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и  независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/09-20/00108117

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Александр Новак: «Подготовка объектов электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода проходит в штатном режиме».

09-09-2020

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в ходе совещания Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ доложил о ходе подготовки объектов энергетики к отопительному сезону 2020 – 2021 годов.

«Подготовка объектов электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода проходит в штатном режиме, находится под постоянным контролем Министерства энергетики. Хотел бы отметить, что в настоящий момент в самых северных отдельных муниципальных образованиях нашей страны в семи регионах уже начался отопительный сезон», – сообщил Александр Новак.

Несмотря на снижение потребления электроэнергии с начала этого года на 2,3%, во время прохождения осенне-зимнего периода прогнозируется увеличение потребления на 1,6%, и это было учтено в ходе подготовки к отопительному сезону.

«Уже 91% объектов электроэнергетики готовы к прохождению осенне-зимнего периода. Если говорить о крупных компаниях, то все 100% крупных компаний готовы. По оставшимся 9% объектов организован совместный с регионами контроль выполнения оставшихся запланированных мероприятий», – рассказал Александр Новак.

Ремонтные работы в целом по отрасли идут стабильно. Объем ремонтной работы в 2020 году вырос на 10,5%, программа технического перевооружения и реконструкции – на 26%.

«Своевременно принятые Правительством Российской Федерации решения по трансграничному перемещению оборудования и специалистов позволили сохранить темпы реализации намеченных планов по ремонту», – отметил Министр.

Александр Новак сообщил, что в 2020 году планируется ввод в эксплуатацию 3,4 ГВт генерирующих мощностей, более 12 тысяч МВА трансформаторной мощности и более 25 тысяч км линий электропередачи, что будет способствовать повышению надежности прохождения энергосистемой России осенне-зимнего периода.

«Мы особое внимание уделяем подготовке к зиме в регионах Дальнего Востока и повышению надежности их энергоснабжения. На текущий момент на Дальнем Востоке 92% объектов энергетики имеют оценку «готов». Высокая готовность и работа по подготовке к зиме позволила в кратчайшие сроки устранить последствия двух мощнейших тайфунов, обрушившихся на Дальний Восток, на Приморский край в последнюю неделю», – рассказал Александр Новак.

Он отметил, что пока еще продолжаются работы по восстановлению электроснабжения 200 человек в Приморском крае, но к концу сегодняшнего дня энергоснабжение будет восстановлено в полном объеме.

Министр подчеркнул, что в целом в российской энергосистеме сохраняется необходимый резерв генерирующих мощностей и пропускной способности линий электропередачи.

Источник: Посмотреть

● Суд поддержал ФАС России в споре с АО «ЭССК ЕЭС» по нарушению на закупке на 128 млн. рублей.

09-09-2020

Напомним, ранее в ФАС России поступила жалоба компании «Динамика» на действия АО «ЭССК ЕЭС» при проведении закупки технических работ с НМЦК свыше 128 млн. рублей. Закупка проводилась в форме электронного конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что заказчик неправомерно отказал компании «Динамика» в допуске к участию в закупке. АО «ЭССК ЕЭС» ссылалось на отсутствие у компании документов, подтверждающих исполнение договоров на выполнение строительно-монтажных работ на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше. В частности, ООО «Динамика» не предоставило копии накладных на поставку вспомогательного оборудования. Вместе с тем, ни в одной из частей закупочной документации не предусмотрено предоставление таких копий накладных.

Согласно решению ФАС России, заказчик нарушил ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» поскольку, компания «Динамика» направила для участия в конкурсе все требующиеся в соответствии с закупочной документацией материалы (справки, копии договоров, актов выполненных работ, выписки и т.д.). Кроме того, к заявке для подтверждения исполнения договоров на выполнение строительно-монтажных работ на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше, ООО «Динамика» приложена, в том числе, справка для подтверждения такого опыта в соответствии с требованиями документации.

«Намеренное формирование неоднозначных требований в документации приводит к ограничению конкуренции на торгах. В то время, когда заказчику требуется опыт на выполнение строительных работ, заявку участника отклоняют за отсутствие опыта по поставке товара. Такой подход не может отвечать принципам открытости и добросовестности при проведении закупочных процедур», - подчеркнул начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

Арбитражный суд города Москвы поддержал решение ФАС и отказал АО «ЭССК ЕЭС» в удовлетворении заявленных требований.

Источник: Посмотреть

●ФАС отказалась останавливать дело по концессии электросетей в Республике Башкортостан.

10-09-2020

Ведомство требует оставить электросети в муниципальной собственности.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкортостану отказало Администрации города Салавата в приостановлении антимонопольного дела. Ведомство требует расторгнуть концессионное соглашение с подмосковным ООО «АСТ».

Данным соглашением электросети города Салавата передаются в управление компании «АСТ». Аналогичные соглашения с подмосковной компанией, ранее не имевшей опыта управления подобным электросетевым хозяйством, заключили также Администрации Стерлитамака и Ишимбайского района, где родился глава республики Радий Хабиров. Законность всех этих соглашений в настоящий момент оспаривается со стороны УФАС.

Отказав мэрии Салавата в приостановлении антимонопольного дела, УФАС назначило его рассмотрение на 15 сентября. Параллельно в арбитражном суде рассматриваются заявления муниципалитетов, требующих признать незаконным требование УФАС расторгнуть концессионные соглашения. Рассмотрения этих дел назначены на октябрь.

Напомним, электросети стоимостью около 3 млрд. руб., формирующие инфраструктуру будущей особой экономической зоны «Алга», в июне были переданы в концессию ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» на 50 лет. Компания в настоящий момент имеет регистрацию в подмосковной Балашихе, но меняет налоговую прописку на Салават. Фактический бенефициар компании Андрей Зензин в 2016-2017 году занимался бизнесом в Красногорске, администрацию которого в те годы возглавлял нынешний глава Башкортостана Радий Хабиров.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд рассмотрит кассационную жалобу арендатора помещений по факту переплаты за электроэнергию (определение ВС РФ от 09.09.2020 № 309-ЭС20-7441).

ООО «Элемент-Трейд» (арендатор) обратилось в арбитражный суд к ООО «Складской комплекс «СИГМА» (арендодатель) о взыскании 5 455 882,27 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате оплаты электроэнергии по тарифу второго среднего напряжения (СНII),вместо тарифа для высокого уровня напряжения ВН.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска отказано.

Как установлено судами, между обществом «Элемент-Трейд» (арендатор) и складским комплексом (арендодатель) заключен долгосрочный договор аренды складских и офисных помещений.

В договоре арендная плата состоит из фиксированной платы (платы за пользование помещениями) и переменной платы. Переменная плата означает плату, состоящую из платы за фактически потребленные арендатором измеряемые коммунальные услуги, в том числе услуги по электроснабжению помещений. Стоимость услуг определяется исходя из тарифов, устанавливаемых энергоснабжающими организациями.

Общество «Элемент-Трейд» оплачивало складскому помещению (арендодателю) электроэнергию по тарифу второго среднего напряжения (СНII).

В последующем решением арбитражного суда по другому делу в пользу складского комплекса (арендодателя) с гарантирующего поставщика общества «ЭСКБ» взыскано неосновательное обогащение в форме переплаты стоимости потребленной электрической энергии, возникшей в результате применения гарантирующим поставщиком повышенного тарифа на услуги по передаче электрической энергии СНII вместо тарифа для высокого уровня напряжения ВН. В результате неправомерного применения гарантирующим поставщиком (обществом «ЭСКБ») к складскому комплексу более высокого тарифа у последнего образовалась переплата.

Общество «Элемент-Трейд», ссылаясь на то, что на стороне складского комплекса возникло неосновательное обогащение в силу получения в составе переменной части арендной платы стоимости потребленной арендатором электрической энергии в большем размере, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество «Элемент-Трейд» (арендатор) не является субабонентом по отношению к ответчику (арендодателю), в связи с чем взаимоотношения сторон по оплате потребленной электрической энергии регулируются исключительно условиями договоров аренды, которые договорами энергоснабжения не являются. Суды указали, что согласованный договорами аренды порядок определения переменной арендной платы обусловлен обоюдной волей сторон при заключении договоров, не может быть признан регулируемой ценой, а также не может быть изменен обществом «Элемент-Трейд» (арендатором)  в одностороннем порядке в силу статьи 310 Гражданского кодекса РФ.

Общество «Элемент-Трейд» (арендатор) с судебными актами по делу не согласилось и обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты, и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.

В кассационной жалобе общество «Элемент-Трейд» указывает, что в отношении услуг по предоставлению электрической энергии складской комплекс является посредником между ресурсоснабжающей компанией (общество «ЭСКБ») и арендатором (общество «Элемент-Трейд»), но не исполнителем, в связи с чем оплата за предоставление электрической энергии не может быть квалифицирована в качестве арендных платежей за пользование имуществом арендодателя (ответчика) в силу разъяснений, изложенных  пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой».

Также, заявитель обращает внимание на то, что вывод судов о том, что, оплачивая электроэнергию по завышенному тарифу, арендатор тем самым согласился с данным увеличением, ошибочен, поскольку стоимость электроэнергии не могла быть изменена арендодателем в силу закона.

Заявитель указывает, что при разрешении спора о взыскании переплаты в связи с завышением тарифа суды пришли к ошибочному выводу об изменении истцом условия договора о порядке расчета. Поскольку стороны определили в договоре, что арендатор компенсирует арендодателю понесенные им расходы, то есть денежные средства, уплаченные в адрес ресурсоснабжающей организации за арендатора, оплата электроэнергии должна осуществляться по тарифам снабжающих организаций независимо от того, является арендатор участником рынка электроснабжения или нет.

Верховный Суд нашел приведенные заявителем доводы достаточным основанием для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ и назначил рассмотрение на 15.10.2020.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 300 тыс. руб., наложенный на АО «Оборонэнерго» (определение ВС РФ от 09.09.2020 № 307-ЭС20-11573).

АО «Оборонэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманского УФАС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, АО «Оборонэнерго», ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, просило отменить судебные акты.

Определением от 09.09.2020 № 307-ЭС20-11573 Верховный Суд  отказал АО «Оборонэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Как усматривается из судебных актов, между АО «Оборонэнерго» и Заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в шестимесячный срок.

В связи с обращением Заявителя в Мурманское УФАС с жалобой на невыполнение АО «Оборонэнерго» обязанности по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с условиями договора антимонопольным органом в отношении АО «Оборонэнерго» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам, предусмотренным ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Усмотрев в бездействии АО «Оборонэнерго» нарушение п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), должностным лицом УФАС составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением Мурманского УФАС АО «Оборонэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 26.03.2003№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил № 861 и пришли к выводу о наличии в действиях АО «Оборонэнерго» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Суды исходили из доказанности обстоятельств неосуществления АО «Оборонэнерго»  мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям в установленный срок. Доказательств наличия объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства АО «Оборонэнерго» представлено не было.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть