Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (06.09.2021 - 11.09.2021)

13 сентября 2021

● Правительство утвердило Национальный план развития конкуренции в России на 2021 – 2025 годы (распоряжение Правительства России от 02.09.2021 № 2424-р).

Распоряжением Правительства России от 02.09.2021 № 2424-р утвержден Национальный план развития конкуренции в России на 2021 – 2025 годы.

Национальный план развития конкуренции разработан в соответствии с Указом Президента России от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти, и предпринимательским сообществом.

Благодаря совместной работе в число ключевых задач реализации Нацплана на 2021 – 2025 годы вошли развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью и цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования. Заложенные в новом документе мероприятия направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.

Так, согласно Нацплану в сфере электроэнергетики ожидается снижение сроков технологического присоединения к электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях, когда максимальная мощность заявителя составляет до 150 кВт и сетевой организации требуется строительство «последней мили» на расстоянии 300-500 метров.

Ссылка на документ: Посмотреть

Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия признан несостоявшимся (приказ Минэнерго России от 01.09.2021 № 849).

Приказом Минэнерго России от 01.09.2021 № 849 признан несостоявшимся конкурс на присвоение статуса  гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

Планируется проведение указанного конкурса с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса, равным 246 814 786,96 рублей.

Ссылка на документ: Скачать

● 8 сентября 2021 года Минэнерго России на портале проектов НПА уведомило о подготовке проекта постановления Правительства России по срокам проведения конкурентных отборов мощности и проектов модернизации.

В целях совершенствования рынка мощности Проектом постановления Правительства России «Об уточнении сроков проведения конкурентных отборов мощности и проектов модернизации» предлагается уменьшить горизонт планирования при проведении конкурентного отбора мощности с 6 до 3 лет, чтобы обеспечить гибкость планирования и более точный учет принимаемых инвестиционных решений в электроэнергетике.

Помимо этого, планируется комплексно рассмотреть предложения по совершенствованию порядка определения величины спроса и предложения на мощность, порядка расчета коэффициентов резервирования в ценовых зонах оптового рынка, а также предложения, направленные на повышение ответственности потребителей при планировании набора собственной нагрузки.

С учетом полученных результатов применения механизма привлечения инвестиций в модернизацию тепловых электростанций в ценовых зонах в период с 2019 по 2021 год предлагается проанализировать целесообразность принятия отдельных мер, направленных на повышение конкурентных преимуществ ТЭЦ при отборе, а также ускоренный перевод генерирующего оборудования с паросилового на парогазовый цикл производства электрической и тепловой энергии. Для анализа, общественного обсуждения и формирования предложений, обозначенных выше, целесообразно перенести сроки проведения конкурентного отбора мощности на 2027 год и отбор проектов модернизации тепловых электростанций на 2028 год. Для этих целей Проект предусмотрит внесение соответствующих изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/09-21/00120115

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● «Россети» вылавливают дивиденды. Правительство готово включить расходы на выплаты в тариф.

06-09-2021

«Ъ» ознакомился с письмом главы госхолдинга «Россети» (88% у Росимущества) Андрея Рюмина премьеру Михаилу Мишустину от 29 июня. В нем поставлен вопрос включения расчетной предпринимательской прибыли в тариф на услуги по передаче электроэнергии в размере 5% от выручки. Тему поднимает каждый новый руководитель «Россетей», но единый подход к дивидендам монополии правительством так и не сформирован.

Господин Мишустин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Андрею Белоусову, главе ФАС Максиму Шаскольскому и вице-премьеру Александру Новаку. Как утверждают источники «Ъ», Андрей Белоусов идею поддержал, поручив до 1 октября внести в правительство необходимые изменения. Рост тарифа, по его мнению, нужно ограничить уровнем инфляции. В аппарате вице-премьера Александра Новака подтвердили, что такое решение принято на совещании у господина Белоусова. В его аппарате, ФАС и «Россетях» не ответили.

Как отмечает Андрей Рюмин, в тарифах по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов предусмотрены расходы на дивиденды. В теплоснабжении и водоснабжении, сбытовых надбавках гарантирующих поставщиков электроэнергии их источником выступает расчетная предпринимательская прибыль, учитываемая в необходимой валовой выручке компаний.

Но для сетевых компаний такой опции нет. Источник компенсации затрат на дивиденды отсутствует, а выплаты расцениваются регуляторами как нецелевое использование денежных средств.

В результате, добавляет он, выплата дивидендов структурами «Россетей» происходит за счет привлечения заемных средств, источника возврата и обслуживания которых нет.

«Россети», как и другие госкомпании, формально подпадают под требование отчислять на дивиденды 50% от прибыли, но де-факто размер их ежегодных выплат малопрогнозируем. Так, при чистой прибыли в 2020 году в размере 61,2 млрд. руб. по МСФО они составили всего около 5 млрд. руб.— из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение. Сами «Россети» по итогам 2020 года хотели вообще отказаться от выплат из-за высоких будущих расходов на строительство сетей для железнодорожного Восточного полигона. ОАО РЖД не платило дивиденды за 2020 год, поскольку правительство разрешило компании направить прибыль на инвестиции. «Транснефть» и «Газпром» платят 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. В июне правительство опубликовало новую директиву для госкомпаний, по которой такой уровень с 1 июля 2021 года стал минимальным.

Миноритарии «Россетей» и МРСК в целом приветствуют нововведения, отмечает директор по электроэнергетике Prosperity Capital Management Роман Филькин. Однако, уточняет он, важно, как инициатива будет реализована с учетом ограничения темпов роста тарифов. В частности, по словам господина Филькина, размер предпринимательской прибыли должен соответствовать рыночной доходности инвестированного капитала. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев, наоборот, называет расстановку приоритетов взаимоисключающей: «С одной стороны, заявляется цель повышения доступности сетей для развития экономики с их консолидацией в руках государства, с другой — явно противоречащая идея дивидендов».

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что фиксация доли дивидендов в тарифной выручке «Россетей» будет «фундаментальным событием» для компании, поскольку у нее появится прогнозируемый источник выплат акционерам, а размер дивидендов может достигнуть 45 млрд. руб. (16–17% дивидендной доходности), из которых на долю государства придется до 40 млрд. руб. Он отмечает, что сейчас, несмотря на значительную фундаментальную стоимость, «Россети» торгуются на уровне около $3 тыс. за 1 км сетей против $90 тыс. на других развивающихся рынках, а по мультипликатору EV/EBITDA дисконт к аналогам составляет 70–75%.

Источник: Посмотреть

● Николай Шульгинов: «Уральский федеральный округ показывает высокие темпы подготовки к осенне-зимнему периоду».

09-09-2021

Николай Шульгинов провёл заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) по подготовке субъектов электроэнергетики Уральского федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов.

В ходе заседания Министр отметил отсутствие существенных рисков нарушения энергоснабжения потребителей в округе.

«В целом по округу, с нашей точки зрения, подготовка идёт спокойно, значительных замечаний нет, складывается благоприятная ситуация», – сказал он.

При этом Николай Шульгинов обратил внимание на ненадёжную работу отдельных территориальных сетевых организаций (ТСО). По его словам, низкая эффективность ТСО, не утверждающих планы инвестиционной деятельности у регулятора, оплачивается за счёт добросовестных ТСО, а региональные власти зачастую не проводят работу по лишению статуса ТСО и передаче электросетевых объектов на обслуживание организации, обеспечивающей надёжную эксплуатацию объектов, по действующим критериям.

Запланированные объёмы ремонтной программы генерирующими компаниями превышают показатели предыдущего года, однако выполнение идёт с отставанием от графика, подготовка к осенне-зимнему периоду осложнена последствиями наводнений и пожаров, также рассказал Министр.

Глава Минэнерго добавил, что в регионах Урала с начала года было зафиксировано 38 случаев негативного воздействия лесных пожаров на работу энергообъектов. Пять из них приводили к нарушению энергоснабжения потребителей. В числе регионов, наиболее пострадавших от лесных пожаров – Свердловская, Челябинская и Тюменская области.

«Энергетики должны восстановить нормальные схемы электроснабжения и закончить плановые ремонты до наступления зимы», – прокомментировал Николай Шульгинов.

Источник: Посмотреть

● Евгений Грабчак в интервью журналу «Вести в электроэнергетике»: «Минэнерго нацелено на получение от компаний прозрачной информации об авариях в энергетике».

10-09-2021

Минэнерго нацелено на получение от компаний реальной информации обо всех значимых авариях в энергетике и совместное решение таких проблем, рассказал в интервью журналу «Вести в электроэнергетике» Евгений Грабчак.

По его словам, в настоящее время реализуется практика обобщения опыта прохождения отопительных сезонов, выявляются проблемы и «узкие» места, намечаются пути их решения. Полученный опыт используется при подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду.

В частности, Минэнерго России ведёт круглосуточный мониторинг оперативной обстановки в электроэнергетике, фиксацию крупных и значимых аварийных отключений, осуществляет общий контроль за предоставлением субъектами электроэнергетики сведений обо всех авариях, произошедших на эксплуатируемом ими энергетическом оборудовании, подчеркнул замминистра.

«Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда компании старались скрыть от министерства информацию об авариях и технологических инцидентах. Но благодаря всестороннему мониторингу, в том числе региональных СМИ и соцсетей, министерство всё равно о них узнавало. Министерство энергетики нацелено на то, чтобы компании не скрывали реального положения дел, а совместно с нами решали эти проблемы», – сказал Евгений Грабчак.

Также он отметил, что в последнее время электросетям низкого и среднего напряжения оказывалось меньше внимания по сравнению с сетями напряжением от 35 кВ и выше.

«Мы совместно с сетевыми компаниями активно изучаем ситуацию в сегменте 35кВ и ниже. По многим регионам разработаны программы повышения надёжности сетей низкого и среднего напряжения, еженедельно проводятся совещания по состоянию сетей данных классов», – прокомментировал замглавы Минэнерго.

Источник: Посмотреть

● ОАО «РЖД» оштрафовано на 300 тысяч рублей за нарушение правил технологического присоединения.

07 сентября 2021 года Карельское УФАС признало ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и наложило административный штраф в размере 300 тысяч рублей.

Из постановления Карельского УФАС следует, что между Заявителем и ОАО «РЖД» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка Заявителя.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения. Исходя из того факта, что договор между Заявителем и ОАО «РЖД» был подписан 12 мая 2020 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 12 мая 2021 года.

Актом о выполнении технических условий от 02 февраля 2021 года установлено, что Заявитель мероприятия по технологическому присоединению выполнил в полном объеме. Вместе с тем на момент направления обращения технологическое присоединение сетевой организацией не осуществлено.

Таким образом, Карельское УФАС пришло к выводу о нарушении ОАО «РЖД» сроков осуществления технологического присоединения объекта Заявителя, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 № 861,  и заключенным договором.

Ответственность за нарушение правил технологического присоединения установлена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (повторность правонарушения), в рассматриваемом случае Карельское УФАС применило часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Антимонопольным органом снижен штраф до 300 тысяч рублей с учетом сложившейся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложной финансовой ситуации, связанной с введением ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19), а также учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенного нарушения, предпринимаемые сетевой организацией действия по прекращению противоправного поведения, конституционный принцип соразмерности административного наказания (постановление Конституционного Суда России от 25.02.2014 № 4-П, часть 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Сетевой организацией нарушены сроки осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

08-09-2021

Северо-Осетинским УФАС России рассмотрено два обращения индивидуального предпринимателя на бездействие ПАО «Россети Северный Кавказ» при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

После проведения административного расследования было установлено, что сетевой организацией нарушены сроки осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, установленные в пункте 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 № 861.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, учитывая повторность совершенного правонарушения, Общество было привлечено к административной ответственности в размере 1 млн. рублей по каждому из двух дел.

Источник: Посмотреть

Верховный Суд России решил, при каких условиях исполнитель может взыскать с заказчика плату по договору о технологическом присоединении (определение ВС РФ от 06.09.2021 № 305-ЭС21-8682)

Основной вывод суда: взыскание с заказчика платы по договору о технологическом присоединении возможно только при условии выполнения исполнителем своих обязательств по договору.

Ключевые тезисы суда:

- Договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг.

- К правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются (помимо специальных норм) положения главы 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ). Указанными нормами предусмотрена оплата стоимости услуг по факту их оказания. Авансирование заказчиком услуг исполнителя, исходя из положений статей 1, 421 и 422 ГК РФ, может устанавливаться законодательством или соглашением сторон.

- В рассматриваемом судами случае условиями договора о технологическом присоединении предусмотрено внесение платы за подключение путём уплаты авансовых платежей. При этом последний платеж вносится до окончания срока осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению. Такой порядок оплаты, по сути, представляет собой кредитование исполнителя.

Сетевая организация, осуществившая со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению объектов заказчика, не лишена возможности требовать окончательной оплаты, если просрочка вызвана неисправностью заказчика.

- Вместе с тем, существенный для правильного рассмотрения настоящего дела факт – выполнение сетевой организацией (исполнителем) своих обязательств по договору как основание для взыскания платы по технологическому присоединению – судами не установлен. В такой ситуации, принимая во внимание встречный характер обязательств заказчика (не внесшего исполнителю последний авансовый платёж по договору) по оплате услуг исполнителя, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», оснований для взыскания с заказчика заявленной исполнителем суммы последнего авансового платежа до установления судами факта оказания услуг не имелось.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть