Logo b1eb039490842d98c30c5e038f2bcd6d5e420fbacbf25c2a3260b03ded77dc0f
Электрические сети в Системеинформационно-консалтинговая группа

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (06.05.2019 - 12.05.2019)

13 мая 2019

Утверждены требования к каналам связи для функционирования релейной защиты и автоматики (приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 97).

Приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 97 «Об утверждении требований к каналам связи для функционирования релейной защиты и автоматики» установлены требования к проектированию, организации и эксплуатации каналов связи, обеспечивающих  функционирование устройств и комплексов релейной защиты и автоматики(далее – РЗА), а также требования к характеристикам указанных каналов связи, необходимых для обеспечения функционирования устройств и комплексов РЗА в составе электроэнергетической системы.

Требования распространяются на:

- каналы связи для передачи сигналов и команд релейной защиты, сетевой и противоаварийной автоматики, организованные между соответствующими устройствами и комплексами РЗА объектов электроэнергетики;

- каналы связи для передачи телеметрической информации (данных системы мониторинга переходных режимов) для целей функционирования противоаварийной и режимной автоматики, организованные как между соответствующими объектами электроэнергетики, так и между объектами электроэнергетики и диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Выполнение настоящих требований является обязательным для:

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими установками, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней;

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- проектных организаций и иных лиц, осуществляющих разработку документации, или выступающих заказчиками при выполнении соответствующих работ.

Проектирование и организация каналов связи, обеспечивающих функционирование устройств и комплексов РЗА между соответствующими объектами электроэнергетики, должны осуществляться:

- в случае создания (модернизации) комплексов и устройств РЗА и организации каналов связи для их функционирования в рамках технологического присоединения объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок к электрическим сетям – сетевой организацией или собственником либо другим законным владельцем присоединяемого объекта электроэнергетики (энергопринимающей установки) в соответствии с распределением между ними обязанностей по выполнению технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям;

- в случае создания (модернизации) комплексов и устройств РЗА и организации каналов связи для их функционирования в рамках строительства (реконструкции) объектов электроэнергетики, не требующего технологического присоединения к электрическим сетям, – владельцем строящегося (реконструируемого) объекта электроэнергетики;

- в случае создания (модернизации) комплексов и устройств РЗА и организации каналов связи для их функционирования в рамках выполнения задания диспетчерского центра, выданного в соответствии с п. 178 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, – владельцем объекта электроэнергетики, получившим указанное задание.

Приказом установлено, что организация и обеспечение функционирования каналов связи между объектами электроэнергетики и диспетчерским центром для передачи телеметрической информации в целях функционирования противоаварийной и режимной автоматики должна осуществляться владельцами таких объектов электроэнергетики.

Ссылка на документ: Посмотреть

Минэнерго России наделено полномочиями по установлению публичных сервитутов в целях размещения объектов энергетики (постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 543).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 и наделении Министерства энергетики Российской Федерации полномочиями, предусмотренными частью 19 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.

Начало действия документа - 15.05.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

Расширены возможности заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий (постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 505).

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 505 «О внесении изменений в Правила принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям) на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств» в указанные Правила внесены изменения, дополняющие случаи, при которых возможно заключение долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий, выходящих за пределы срока, на который утверждается трехлетний федеральный бюджет.

Предусмотрена возможность заключения таких соглашений с юридическими лицами - коммерческими организациями, не являющимися ГУП (МУП) и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит РФ, - на осуществление капвложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными порядками и критериями к таким инвестиционным проектам.

Начало действия документа - 14.05.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 07.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям» и проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Проекты разрабатываются в целях совершенствования существующего порядка формирования платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проектов нормативных правовых актов

ID проектов: 02/07/05-19/00091143, 02/04/05-19/00091142

Ссылка на проекты: Посмотреть, Посмотреть

● 08.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проектапостановления Правительства РФ, который будет предусматривать внесение изменений в отдельные акты Правительства РФ в связи с введением лицензирования энергосбытовой деятельности.

Проект постановления направлен на реализацию положений Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», в соответствии с которыми с 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии. Проект будет предусматривать приведение подзаконных нормативных правовых актов в соответствии с указанными федеральными законами.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/05-19/00091203

Ссылка на проект: Посмотреть

● 08.05.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов».

Указанный проект постановления Правительства РФ разработан во исполнение пункта 1 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ «Энерджинет», утвержденногораспоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 830-р.

Согласно Проекту на территориях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, за исключением территорий ценовых зон оптового рынка, для которых в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков, предлагается провести эксперимент по созданию и развитию активных энергетических комплексов  сроком с 01.06.2019 по 31.12.2021 на условиях, определенных утверждаемым Положением о проведении эксперимента по созданию и развитию активных энергетических комплексов (далее – Положение).

В рамках эксперимента предполагается создание, обеспечение функционирования и развитие активных энергетических комплексов (далее – АЭК). АЭК представляет собой функционирующие в составе ЕЭС России объекты по производству электрической энергии (электростанции) и энергопринимающие устройства промышленных предприятий и крупных коммерческих центров (далее – объекты АЭК), в отношении которых выполняется ряд условий:

- только один из объектов АЭК имеет точку присоединения к электрическим сетям сетевой организации;

- все объекты АЭК имеют между собой электрические связи через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации;

- регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) в АЭК осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения АЭК.

Положением определяются:

- обязательные требования, предъявляемые при создании АЭК: установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (электростанции) в составе АЭК должна составлять менее 25 МВт; непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации имеет либо электростанция, либо энергопринимающие устройства, имеющие электрические связи с электростанцией АЭК через объекты электросетевого хозяйства, не принадлежащие сетевой организации; коммерческий учет, регулирование производства и потребления электрической энергии (мощности) осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения АЭК; в составе АЭК отсутствует население и приравненные к нему категории потребителей, а также потребители, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям;

- порядок формирования и ведения реестра АЭК, участвующих в эксперименте, включая порядок подачи заявок, предельные параметры эксперимента (прекращение приема заявок от АЭК, если сумма установленных генерирующих мощностей объектов по производству электрической энергии (электростанций) АЭК, включенных в реестр, превышает 250 МВт; прекращение приема заявок от АЭК, которые относятся к центрам питания, располагающим свободной для технологического присоединения мощностью, если сумма указанных в заявках установленных генерирующих мощностей объектов по производству электрической энергии (электростанций) таких АЭК превышает 125 МВт), процедуру допуска в эксплуатацию устройств и компонентов управляемого интеллектуального соединения, а также условия исключения АЭК из реестра АЭК;

- особенности определения объема и оплаты услуг сетевой организации по передаче электрической энергии субъектами АЭК, включая особенности формирования и оплаты величины резервируемой максимальной мощности;

- порядок выхода субъектов АЭК из состава АЭК.

По итогам проведения эксперимента и с учетом анализа его результатов предполагается направить в Правительство РФ предложения о целесообразности внедрения модели АЭК на территориях ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности на постоянной основе (реализация целевой модели) и внесения соответствующих изменений в нормативную правовую базу отрасли. 

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/05-19/00091190

Ссылка на проект: Посмотреть

06.05.2019 ФАС России опубликован реестр субъектов естественных монополийпо состоянию на 01.05.2019, в том числе в сфере электроснабжения.

ФАС России опубликован реестр субъектов естественных по состоянию на 01.05.2019, в том числе в сфере электроснабжения, с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

Ссылка на реестр: Скачать

Источник:  Посмотреть

●ПАО «РЭСК» выдано предостережение.

06-05-2019

18.04.2019 публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» направило в адрес муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (г. Касимов Рязанской области) уведомления о планируемом введении 30.04.2019 ограничения поставки электрической энергии в отношении энергопринимающих       устройств      и      (или)      объектов      электроэнергетики МУП «Водоканал», а именно, в отношении водозаборов, КНС, очистных сооружений, артезианской скважины и др.

В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, МУП «Водоканал» относится к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Действиями гарантирующего поставщика по введению ограничения режима потребления   электрической  энергии   может  быть  создана  угроза  прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что приведет к лишению населения и социально значимых объектов города Касимова Рязанской области жизненно необходимых ресурсов.

На основании вышеизложенного Рязанское УФАС России выдало ПАО «РЭСК» предостережение о недопустимости совершения планируемых действий по введению ограничения поставки электрической энергии в отношении МУП «Водоканал» в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению ч. 1 ст. 10 Федерального законаот 26.07.2006              № 135-ФЗ«О защите конкуренции».

Источник: Посмотреть

●АО «ОРЭС-Петрозаводск» привлечено к административной ответственности.

07-05-2019

Карельским УФАС России по результатам рассмотрения административного дела АО «ОРЭС-Петрозаводск» (далее – сетевая организация) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 650 тыс. руб.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлен факт нарушения сетевой организацией пп. «а» п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,утвержденныхпостановлением Правительства РФ  от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с указанной нормой сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В свою очередь, сетевая организация оказала заявителю услуги по передаче электрической энергии ненадлежащего качества.

Необходимо отметить, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в связи с повторным совершением правонарушения.

Постановление Карельского УФАС России может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия.

Источник: Посмотреть

Карельское УФАС России выдало предупреждение ООО «Энергокомфорт.Карелия» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

08-05-2019

Карельское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Карельская энергосервисная компания» на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение ООО «Энергокомфорт.Карелия» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения связаны с отказом гарантирующего поставщика в заключении с управляющей компанией договора энергоснабжения на весь объем коммунального ресурса для обеспечения электрической энергией многоквартирных домов в г. Петрозаводске, управление которыми осуществляет заявитель.

Срок исполнения предупреждения – 17 мая 2019 года.

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, вопрос о привлечении к административной ответственности не рассматривается.

Справочно: п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Источник: Посмотреть

АО «Оборонэнерго» оштрафовано на 150 тыс. руб. за нарушение условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

08-05-2019

Московским областным УФАС России в отношении АО «Оборонэнерго» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на сумму 150 тыс. руб.

Ранее в адрес Управления обратился житель г/п Некрасовский Дмитровского района Московской области с жалобой на невыполнение Обществом мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Московское областное УФАС России признало АО «Оборонэнерго» нарушившим ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в части нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Справочно: в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

●Неопределенность Мосэнергосбыта привела к нарушению.

08-05-2019

Московским УФАС России выявлен факт злоупотребления доминирующим положением АО «Мосэнергосбыт» при определении безучетного потребления электроэнергии.

Гарантирующий поставщик выставил управляющей компании многоквартирного дома счет за безучетное потребление электроэнергии, рассчитанный с нарушением специальных норм жилищного законодательства.

Столичный антимонопольный орган установил, что на момент выставления счета монополист знал о незаконности расчета и судился с сетевой компанией, которая изначально определила объем безучетного потребления.   

Несмотря на выигранный суд у сетевой компании АО «Мосэнергосбыт» продолжило взыскания с абонента по изначально некорректно выставленному счету.

Гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд для взыскания суммы задолженности по счету, а также пригрозил ограничить электроснабжение.

Кроме того, решение суда о взыскании суммы задолженности с абонента по некорректному счету послужило основанием для пересмотра решения суда в кассационной инстанции в рамках спора между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» в рамках одних и тех же обстоятельств доказывало разные правовые позиции в суде и, тем самым, создало правовую неопределенность как в собственном положении, так и в положении абонента, что в итоге привело к ущемлению его интересов.

Московское УФАС России выдало АО «Мосэнергосбыт» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Теперь монополисту грозит штраф от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Источник: Посмотреть

Апелляционный суд поддержал позицию Удмуртского УФАС России.

07-05-2019

29 апреля 2019 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес постановление, которым признал законным определениеУдмуртского УФАС России об отказе в возбуждении административного дела в отношении сетевой организации.

Ранее в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Радиан» на действия сетевой организации, выразившиеся в навязывании выполнения дополнительных работ по проектированию и строительству ВКЛ-10 кВ в рамках договора об осуществлении технологического присоединения.

При рассмотрении заявления установлено, что сетевая организация в установленном порядке направила в адрес ООО «Радиан» проект договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, данный проект договора не содержал в себе невыгодных условий, в связи с чем нарушений Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 № 861, Управлением не установлено.

Увеличить максимальную мощность существующего опосредованного присоединения не было возможности, так как не заключено соглашение о перераспределении максимальной мощности между ООО «Радиан» и собственником объектов сетевого хозяйства, через которые осуществлено присоединение.

По результатам рассмотрения заявления 08.10.2018 Управление приняло определение об отказе в возбуждении административного дела.

Не согласившись с определением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Арбитражные суды двух инстанций поддержали позицию Удмуртского УФАС России, оставив без удовлетворения апелляционную жалобу заявителя.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

Источник: Посмотреть

●Арбитражный суд Ставропольского края признал законным постановление УФАС по Ставропольскому краю.

08-05-2019

Арбитражный суд Ставропольского края, рассмотрев жалобу АО «Ставропольские городские электрические сети» о признании постановления о наложении штрафа недействительным, отказал в удовлетворении требований предприятия, признал законным штраф, вынесенный Ставропольским УФАС России.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определено, что в адрес заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю был установлен факт нарушения Правил технологического присоединения к электрическим сетям, а именно нарушения сроков рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

По результатам проведенного административного расследования АО «Ставропольские городские электрические сети» было привлечено к административной ответственности за нарушения ст. 9.21 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 тыс. руб.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края постановление о наложении штрафа было признано законным и обоснованным.

Источник: Посмотреть